Искусство | Знаменитости | Путешествия | Рецепты | Советы хозяйке | Дети

Иоганн Вольфганг Гете и Кристина Вильпиус


articles: art0107.pngДля знаменитого немецкого поэта пышущая здоровьем цветочница Кристина, или, как говорил о ней сам Иоганн, «сокровище в постели», стала лучшей из его поэм, его Музой. Ей он посвятил одно из блестящих своих лирических произведений – «Римские элегии».

Гений и любимец женщин во­шел в историю прежде всего как великий поэт (после него осталось более 1600 стихотворений), а также философ, мемуарист, драматург, романист, переводчик, журналист, литературный критик. На темы произведений Гете писали музыку Л. Бетховен, Ш. Гуно и другие ком­позиторы.

И мало кто знает, что Гете-художник создал знамени­тое «Учение о красках» и из-под его кисти вышло мно­жество картин; Гете-метеоролог изобрел водяной баро­метр, а Гетеанатом открыл межчелюстную кость в человеческом черепе. Перу любимца женщин также при­надлежат несколько томов научных трудов. Гете-ученый, почетный член Петербургской АН (1826 г.), был известен своими трактатами по физике, акустике, минералогии, астрономии и др. Он же основал науку морфологию, а его труды по ботанике и зоологии явились предвест­никами теории Дарвина. Иоганн Вольфганг был также астрологом, искусствоведом, режиссером, актером и ми­нистром.

Добрый, красивый, гениальный, энциклопедически об­разованный человек, он обладал всеми качествами, не­ обходимыми для того, чтобы влюблять в себя женщин. ц еще ему хватало времени на то, чтобы вновь и вновь слюбляться, и почти всегда с олимпийской страстью. Частенько поэт оказывался вовлеченным в странные любовные отношения с двумя женщинами одновремен­но. Любовная и литературная жизнь Гете находилась в постоянном союзе, он сочинял целые тома о своих романтических чувствах, и современники называли его «немецкий Шекспир».

Родился Иоганн Вольфганг Гете 28 августа 1749 года в старом имперском городе Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера. (Мальчик был одним из восьми де­тей, правда, только он и сестра Корнелия остались живы.) Его мать, Катарина Элизабет Текстор, была знатной дво­рянкой, дочерью бургомистра Франкфурта, и именно она ввела сына в высший круг этого вольного города. Отец – адвокат Иоганн Каспар Гете – имел чин имперского со­ветника. Полученное наследство позволило ему посвятить себя коллекционированию предметов искусства и воспи­танию детей.

Благодаря занятиям с отцом и домашними учителями Гете получил всестороннее образование, владел шестью языками и уже в раннем детстве начал сочинять рассказы, а также сказки и пьесы для кукольного театра, который ему подарила бабушка.

В 1765 году по настоянию отца юноша поступил на юридический факультет Лейпцигского университета. Но юридическим наукам он вскоре предпочел изучение лите­ратуры в новом университете Геттингена, где преобладало английское влияние. В Лейпциге, этом «маленьком Пари­же» (так он назвал этот город в «Фаусте»), немецкой сто­лице элегантности и моды, Иоганн начал заниматься жи­вописью и писать стихи и драмы («Три оды моему другу Беришу», 1767 г.; пастораль «Каприз влюбленного», 1769 г.; комедия «Совиновники», 1768–1769 гг.).

Здесь же он встретил свою первую любовь. Исследова­тели предполагают, что ею стала Кетхен Шенкопф, дочка владельца ресторана. Отношения с ней были типичными для «немецкого Шекспира» – перепады холодной сдер­жанности и страсти. Сегодня он был к ней равнодушен, а завтра – писал своему другу: «Я люблю ее, я мог бы при­нять яд из ее рук. Мы сами себе демоны, мы сами изгоня­ем себя из рая».

Гете часто болел, его организм подтачивал туберкулез, и в студенческие годы он вел себя неуравновешенно, дваж­ды покушался на свою жизнь. Не окончив университета, через три года студент из-за болезни вынужден был воз­вратиться домой.

Во время лечения он увлекся оккультной философи­ей, астрологией, изучал средневековые алхимические трак­таты, составлял гороскопы для себя и ближайшего окру­жения. Сам «немецкий Шекспир» как астролог считал, что появился на свет при счастливом расположении звезд. Веря в свое высшее предначертание, он выстраивал био­графию по одному ему ведомому плану, сверяясь со звездами. (Позже Гете с удовлетворением отмечал, что расположение Солнца в его гороскопе на момент рожде­ния гармонирует с расположением Луны в гороскопе Кристины Вильпиус, ставшей его женой.) А когда Гете в 1790-х годах познакомился с Шиллером, то они разработали астрологическую схему «Роза темпераментов», в которой стихии, темпераменты, цвета и социальные ха­рактеристики приведены в соответствие друг с другом.

Но это произойдет в будущем, а в 1770 году после лечения Иоганн отправился в Страсбург, чтобы все же продолжить занятия юриспруденцией. Кроме того, пыт­ливый студент посещал лекции по химии, медицине, филологии и астрологии. Он изучал труды Гельмонта, Парацельса, Агриппы, которые писали и об астрологии, а также читал в подлиннике труды античного астролога Манимия.

В Страсбурге любвеобильный Гете пережил бурный ро­ман с дочерью пастора из Зазенгейма, Фридерикой Брион, послужившей прототипом для Марии из «Геца» и «Клавиго» и Гретхен из «Фауста». Она была для поэта, как он сам говорил, «волшебным садом». Его письма в стихах, так называемые «Зазенгеймские песни», адресо­ванные возлюбленной, были опубликованы в 1775 году. Некоторые биографы Гете писали, что он оставил Фридерику не только с разбитым сердцем, но и с внебрач­ным ребенком.

В сентябре 1770 года в Страсбург приехал философ и критик И. Г. фон Гердер, пробудивший в любвеобильном студенте интерес к готической архитектуре, народной поэ­зии и творчеству Шекспира, чем оказал большое влияние на становление Иоганна как поэта и драматурга.

Окончив в следующем году университет и получив дип­лом доктора права, Гете возвратился во Франкфурт-на-Майне. В родном городе он занялся адвокатской практикой, одновременно работая редактором местной газеты «Frank­furter Gelehrte Anzeigen». В том же году начинающий дра­матург создал свою первую значительную пьесу «Гец фон Берлихинген» (поставлена в 1774 г.).

Что же касается личной жизни, то в это время Гете об­ручился с дочерью банкира Лилли (Элизабет) Шенеманн. После нескольких полных драматизма разрывов и прими­рений, свадьба все же была отложена. Позже Лилли пи­сала, что обязана жениху своим духовным существованием, и это позволяет предположить платонические отношения между ними. В то же время в дневнике «немецкого Шекс­пира» есть такая запись: «Эпизод с Лилли. Прелюдия. Со­блазнение». (Рядом с Франкфуртом располагался город Оффенбах, в нем – парк Лилли, а в парке – храм Лилли-темпель. Оба названы так в честь Лилли Шенеманн, с ко­торой поэт провел здесь лето).

Вскоре Иоганн был назначен судьей Верховного суда империи в Вецларе. И на этом посту он продолжал зани­маться литературой и написал несколько произведений, в том числе первый вариант «Фауста».

В этом же городе Гете посетила очередная любовь. На этот раз – к Шарлотте Буфф, вдохновившей поэта на со­здание образа Лотты в поэме «Страдания молодого Верте-ра». Шарлотта была невестой его друга, секретаря ганновер­ского посольства Иоганна Христиана Кестнера. После безнадежных любовных терзаний судья Верховного суда принял решение покинуть город. В сентябре он неожи­данно для всех уехал из Вецлара, оставив прощальное по­слание возлюбленной.

Позже Иоганн из письма Кестнера к нему узнал, что в Вецларе застрелился секретарь брауншвейгского посоль­ства Ф. Иерузалем, который тоже был влюблен в жену сво­его друга. На Гете это известие произвело такое сильное Впечатление, что он подумывал о самоубийстве. Но... в это время поэт уже переживал новое увлечение, на этот раз с замужней женщиной, что, возможно, и спасло его от ро­кового шага.

Роман «Страдания молодого Вертера», опубликованный в конце лета 1774 года, имел феноменальный успех в Гер­мании и за ее пределами. Высшее общество Франкфурта приняло автора с распростертыми объятиями, популярность Иоганна росла, и в 1775 году по приглашению своего дру­га, 18-летнего герцога принца Карла-Августа, владетеля мелкого Саксен-Веймарского герцогства, «немецкий Шек­спир» поселился в Веймаре. Здесь он занимался делами управления, горным ведомством, театром и школами, а также принимал участие в веселых кутежах своего юного государя. Являясь директором придворного театра, Гете создал множество небольших драм и зингшпилей для раз­влечения придворной публики. В 1782 году по ходатайству герцога знаменитый литератор был возведен в дворянство и назначен президентом палаты.

В Веймаре Гете полюбил жену одного из местных чи­новников – Шарлотту фон Штейн, которая была старше его на семь лет и имела восьмерых детей. Он написал ей более 1500 писем.

Отвечая на чувства поэта, дама, однако, положила им предел, не допуская окончательного сближения. Любовь, не получавшая полного удовлетворения, была мучительна для Гете, что нашло наиболее яркое выражение в следую­щих строках:

О, зачем твоей высокой властью
Будущее видеть нам дано.
И не верить ни любви, ни счастью,
Как бы ни сияло нам оно!
О судьба, к чему нам дар суровый –
Обнажать до глубины сердца
И сквозь все случайные покровы
Постигать друг друга до конца!
Сколько их, кто, в темноте блуждая,
Без надежд, без цели ищут путь,
И не могут, о судьбе гадая,
В собственное сердце заглянуть,
И ликуют, чуть проникнет скудно
Луч далекой радости в окно...

Осенью 1786 года, устав от обязанностей при дворе и безнадежных любовных терзаний, Гете принял решение покинуть Веймар. Он отправился в путешествие по Италии, где посетил древние храмы, церкви Палладии, Флоренцию. Иоганн Вольфганг посвятил много времени занятиям живописью и брал уроки у художника Тишбейна – автора одного из самых знаменитых портретов поэта. Здесь же, в Италии, Гете закончил драмы «Эгмонт» и «Торквато Хассо».

Вернувшись в Веймар через два года, поэт попросил герцога освободить его от большинства руководящих дол­жностей, оставив за собой лишь управление театром, и посвятил все свободное время научным занятиям (зооло­гии, ботанике, оптике и др.). Он также начал активно об­щаться с поэтом И. Ф. Шиллером, который предложил ему работать в новом журнале «Die Hцren». Именно Иоганн Фридрих настоял, чтобы Гете продолжил работу над «Фа­устом» и завершил первый роман о Вильгельме Мейстере («Годы учения Вильгельма Мейстера», 1793–1796 гг.). Вместе они писали цикл эпиграмм «Ксении», работали над шиллеровскими балладами «Ивиковы журавли», «Кольцо Поликрата» и другими.
В 1805 году Шиллер умер. Гете тяжело переживал эту трагедию, считая, что со смертью друга и учителя умерла часть его самого. В память о нем «немецкий Шекспир» написал прекрасное произведение «Epilog zu Schillers Glocke» («Эпилог к шиллеровскому гонгу»).

В 1808 году вышла первая часть трагедии «Фауст» – вершины творчества Гете. И в семейной жизни поэта вро­де бы все складывалось хорошо – в эти годы он уже был официально женат.

А началось все с его возвращения из Италии в 1788 го­ду, когда Гете взял в свой дом 23-летнюю работницу мастер­ской по изготовлению искусственных цветов Кристину Вильпиус. Коренастая черноглазая итальянка любила те­атр, танцы, одежду, вино и, конечно, самого поэта. Он называл ее своей «силой природы». Современники в каче­стве достоинств упоминали ее золотисто-каштановые во­лосы, веселые глаза, розовые щеки, губы, зовущие к поце­лую, грациозно округленный стан. Они также писали в своих воспоминаниях, что Кристина была доверчиво наи­вна, весела и открыта и что Иоганн Вольфганг нашел в ней одно из тех вольных, здоровых детей природы, кото­рых не обезобразило искусственное воспитание и услов­ности светской жизни.

Существует несколько вариантов знакомства простой девушки из рабочей семьи с гениальным поэтом. Гово­рят, когда он гулял по своему любимому веймарскому парку, к нему подошла молодая крестьянская девушка. Сделав несколько реверансов, она подала прошение, ка­сающееся ее брата. Гете был тогда министром герцогства и горячо взялся за дело господина Вильпиуса, а его сим­патичной сестре велел вскоре прийти в маленькую беседку в парке за ответом. Так Кристина Вильпиус стал любов­ницей Иоганна. По другим данным, они познакомились в Италии.

Наверное, невозможно не влюбиться в истинного по­эта. Ведь кто, как не он, может понять чувство женщи­ны и ответить на него. Кристина стала лучшей поэмой Гете, его Музой. В 1789 году у них родился сын. Потом супруга подарила мужу еще четверых детей, но они умерли маленькими. Дольше всех прожил лишь первенец Август (1789-1830).

Биограф-фрейдист К. Р. Эйслер предположил, что Гете, возможно, страдал от преждевременной эякуляции и не имел раньше нормальных сексуальных отношений с жен­щинами. Это положение не было ни доказано, ни опро­вергнуто. Он считал также, что гений, будучи, безусловно, впечатлительной натурой, приходил в волнение от самого незначительного контакта с женщиной. Даже простой по­целуй был способен ввергнуть его в экстаз.

Гете жил с Кристиной, не заключая брака, чем шоки­ровал веймарскую общественность. Скандал! Грубая де­ревенская девица после первого же намека согласилась на близость и не постыдилась переехать в дом к всемир­но известному поэту! И он даже не собирается с ней венчаться!

Через 18 лет совместной жизни, в 1806 году Иоганн Вольфганг и Кристина наконец поженились. Существует предположение, что он решился на этот брак из благо­дарности за свое спасение. В 1806 году в битве под Иеной, совсем рядом с Веймаром, Наполеон наголову разбил пруссов, после чего прекратила существование так назы­ваемая Священная Римская империя. Когда французские солдаты заняли Веймар, в дом Гете ворвались несколько воинов и во время учиненного погрома едва не убили хозяина. Поэт спасся только благодаря мужеству разъя­ренной Кристины, пустившей в ход свои здоровенные Кулаки, перед которыми не устояли даже солдаты непо­бедимой армии.

Но уже через несколько лет после свадьбы Гете пожалел о своем благородном поступке. Жена доставляла ему Веспокойство, проводя большую часть времени в питей­ных заведениях. Отец Кристины был алкоголиком и своим пороком довел семью до нищеты. Брат девушки, уна­следовавший привычки отца, умер во время одного из запоев. Кристина Вильпиус тоже со временем пристрас­тилась к неумеренному употреблению спиртных напит­ков.

В 1808 году Гете вновь пережил тяжелый душевный кри­зис, вызвынный увлечением юной Минной Херцлиб, ко­торой он даже посвятил цикл сонетов.

В 1812–1813 годах Иозеф фон Гаммер издал немецкий перевод стихотворений великого персидского поэта XIV сторетия Гафиза. Восхищение его личностью и творчеством переплелось у Гете с новым любовным увлечением, женой своего друга, Марианной Виллемер. Это вызвало подъем лирического творчества поэта, и в итоге в 1819 году вышел сборник стихов – «Западно-восточный диван». Великий поэт и ученый по праву обладал пальмой первенства среди всех, кто пользовался искренним почитанием и любовью женщин.

Однако несмотря на алкоголизм жены и любовные по­хождения Иоганна, супруги не потеряли любовь. Когда поэт время от времени уезжал вместе с герцогом по госу­дарственным делам, они переписывались. Даже спустя 115 лет их совместной жизни, Гете не утратил романтиче­ских чувств и как-то в письме попросил Кристину при­делать ее стоптанные туфельки, чтобы прижать их к своему сердцу.

Замечательным поэтическим итогом их совместной жизни можно назвать «Римские элегии» (1788–1790 гг.). Эти необычайные по глубине чувства, широте мысли и благо­родной простоте стиха строки поэт посвятил своей супру­ге, Кристине Вильпиус.

О моей поре счастливой
Рассказать теперь должны вы.
Камень, речь поведи! Говорите со мною, чертоги!
Улица, слово скажи! Гений, дай весть о себе!
Истинно, душу таят твои священные стены,
Roma aeterna! Почто ж сковано все немотой?
Кто мне подскажет, в каком окне промелькнет ненароком
Милая тень, что меня, испепелив, оживит?
Или, сбившись с пути, не узнал я дорогу, которой
К ней бы ходил и ходил, в трате часов не скупясь?
Обозреваю пока, путешественник благоприличный,
Храмы, руины, дворцы, мрамор разбитых колонн.
Этим скитаньям конец не далек. В одном только храме,
В храме Амура, пришелец кров вожделенный найдет.
Рим! О тебе говорят: «Ты – мир». Но любовь отнимите,
Мир без любви – не мир, Рим без любви – не Рим.

Возлюбленная, воспетая Гете в этих стихах, – образ собирательный. В ней воплощена память о любовных ра­достях, испытанных Гете в Италии, и чувства, возбужден­ные Веймарской возлюбленной.

Кристина скончалась в 1816 году после долгих и тяж­ких эпилептических страданий, вызванных пристрастием к алкоголю. После этого «немецкий Шекспир» написал в своем дневнике: «Не могу поверить, что прожил с этой женщиной более 20 лет».

Спустя два года после смерти жены, в 1818 году Иоганн Вольфганг стал дедушкой – у него появился внук, Воль­тер Вольфганг.

Когда Гете было уже 74 года, он сделал предложение 20-летней Ульрике фон Леветцоу, но молодая красавица отвергла старого гения.

Помню, как она глядела,
Помню губы, руки, грудь.
Сердце помнит – помнит тело –
Не забыть. И не вернуть.
Но она была, была!
Да, была! Все это было:
Мимоходом обняла –
И всю жизнь переменила.

Женщина всегда была идеалом великого поэта, путе­водной звездой, стихией. Она сопровождала его в жизни и творчестве до последних дней.

Незадолго до смерти, 22 июля 1831 года Гете закончил «Фауста», начатого еще в 1771 году. Это произведение, по всеобщему признанию, явилось вершиной творчества гения и оказало колоссальное влияние на всю последу­ющую литературу. Сюжетным источником трагедии по­служила средневековая легенда о докторе Иоганне Фау­сте, заключившем договор с дьяволом, чтобы получить знание, благодаря которому неблагородные металлы пре­вращались бы в золото. Автор наполнил эту легенду глубоким философским, символическим и астрологиче­ским значением.

«Все преходящее есть только символ» – этот вывод зву­чит заключительным аккордом в трагедии Гете. Ее эпилог свидетельствует, что действие драмы не закончится никог­да, как нескончаема история человечества. В последний момент жизни Фаусту открывается наконец цель жизни человека на Земле:

Жизни годы
Прошли не даром, ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!

К 82 годам «немецкий Шекспир» приобрел мудрость олимпийских богов, не теряя при этом присутствия духа и желания жить и любить, не переставая сочинять удиви­тельные стихи о смысле жизни и любви.

Однажды Гете сказал, что поэт, живописец, компози­тор обычно умирает, когда задача его жизни на Земле вы­полнена. Надо-де очистить поле для работы новых поко­лений. 16 марта 1832 года во время загородной прогулки Гете простудился, а 22 марта великого поэта не стало. Его последние слова были: «Больше света...». 26 марта фоб с телом покойного поместили в герцогской усыпальнице рядом с прахом Шиллера.

«Немецкий Шекспир» и любимец женщин оставил пос­ле себя, кроме всего прочего, сотни афоризмов. Один из них гласит: «Обращайтесь с женщиной осторожно! Она сделана из кривого ребра. Бог не сумел создать ее пря­мее; если захочешь выпрямить ее, она поломается; оста­вишь ее в покое, она станет еще кривее». Может быть, Гете имел в виду свою законную супругу Кристину Вильпиус?

© Все права защищены.

Читайте также:

Если Вам нравится, поделитесь с друзьями:



ВходРегистрация