Искусство | Знаменитости | Путешествия | Рецепты | Советы хозяйке | Дети

Владимир Ивашов и Светлана Светличная


Светлана СветличнаяСудьбе было угодно, чтобы Алеша Скворцов из «Баллады о солдате» Г. Чухрая и ослепительная пышногрудая блондинка Анна Сергеевна из «Бриллиантовой руки» Л. Гайдая больше 30 лет прожили вместе.

Светлану Светличную и Владимира Ивашова называли одной из самых красивых пар советского кино. Их брак уместил в себя все: сумасшедшую любовь и горечь измен, бешеный успех и полную безвестность.

Светлана стада главным секс-символом советского кино 1970-х годов. Она снялась в 27 кинофильмах. Ее героиня в «Бриллиантовой руке» неожиданно для советского зрите­ля показала, что женщина может быть не только верным товарищем, но и обольстительной красоткой. «Не винова­тая я, он сам пришел!» — летело с экрана в полутемный кинозал, и сердца мужчин разбивались и гибли «в огнеды­шащей лаве любви». За ее «халатиком с перламутровыми Пуговицами» многие готовы были пойти на край света. (Кстати, на благотворительном аукционе в 2005 году одну такую перламутровую пуговичку продали за 1300 долларов США, а деньги пошли в фонд помощи российским актерам-пенсионерам.) Однако сердце Светланы всю жизнь принадлежало только одному мужчине.

Ее супругом стал Владимир Ивашов, по которому схо­дили с ума тысячи женщин Советского Союза. «Володя был для меня всем: мужем, другом, учителем, любовни­ком... Просто счастье, что я вышла замуж именно за него и что он стал отцом двух наших сыновей», — говорила в одном из интервью актриса.

Младшие коллеги по актерскому цеху называли его по­чтительно Владимир Сергеевич. Для друзей он был просто Вовка, обладающий притягательной силой и чисто муж­ским обаянием.

Родился актер в московской рабочей семье 28 августа 1939 года. Школьником Володя часто ходил на спектакли Сергея Образцова, мастерил дома кукол и устраивал пред­ставления для младшей сестры. Получив аттестат зрелос­ти, он решил посмотреть, что такое ВГИК, хотя отец сове­товал идти на завод.

Ивашов вспоминал: «Я был на предварительных консуль­тациях на всех факультетах и понял, что ни режиссера, ни сценариста, ни оператора или киноведа из меня не выйдет. Наверно, в конце концов, так бы и поступил, как советовал отец, если бы не попробовал почитать стихи. Мне разреши­ли сдать документы в приемную комиссию, но только с на­чала учебного года в мастерской Григория Михайловича Козинцева я стал понимать, что требуется от актера».

Путь Владимира в кино начался очень счастливо. Уже на втором курсе 19-летний студент снялся в легендарной киноленте «Баллада о солдате». Перед этим на главные роли в картине режиссер Григорий Чухрай пригласил на­стоящих звезд того времени — Олега Стриженова и Татья­ну Конюхову. Съемки шли полным ходом, когда однажды Чухрай понял: он ошибся — герои должны быть значи­тельно моложе и совсем неизвестными. Не то зритель по­йдет в кинотеатры на Стриженова и Конюхову, и тогда задуманная бесхитростная лирическая история просто не воспримется. Вот тогда-то он и предложил роли Алеши Скворцова и Шуры студентам-вгиковцам Владимиру Ива­шову и Жанне Прохоренко.

«Баллада о солдате» оказалась одной из лучших кинокар­тин о Великой Отечественной войне. Фильм получил приз Каннского кинофестиваля и множество других наград, а ис­полнители главных ролей стали народными любимцами.

Ивашов был частым гостем зарубежных кинофестива­лей. В Москву он вернулся в ореоле славы, которая, кста­ти, совершенно его не испортила. Правда, из-за пропу­сков в занятиях ему пришлось во ВГИКе опуститься на курс ниже. Так он оказался в одной мастерской со Светла­ной Светличной.

Актриса родилась 15 мая 1940 года в г. Ленинакане Армянской ССР в семье военнослужащего. Отец, Афана­сий Михайлович Светличный, дослужился до генерала. Мать, Мария Федоровна Золотарева, была домохозяйкой.

Во время войны семья какое-то время жила в район­ном центре Коломак Харьковской области, потом пере­ехала в г. Ахтырку на Сумщине, где Светлана пошла в 1-й класс. Светличные нигде долго не задерживались, следуя за отцом к месту его службы. Мария Федоровна могла не думать, как обуть, одеть и чем накормить ребенка и мужа-генерала, поэтому у нее оставалось время на художе­ственную самодеятельность для себя и на драмкружки для малышки. Мама Светочки была творческой личностью, играла в спектаклях в Доме офицеров, делала представле­ния к Новому году, 8 Марта, Дню Победы и другим празд­никам. В этих концертах принимала участие и дочка — Мария Федоровна мечтала, чтобы та стала актрисой.

Когда Светлана окончила школу в г. Советске Калинин­градской области, мать купила ей билет, посадила на по­езд и отправила в Москву поступать во ВГИК: «Езжай и пробивай себе дорогу на большой экран!»

В столице, узнав что конкурс — 80 человек на место, девушка поняла, что вряд ли станет студенткой. Но сим­патичная провинциалочка приглянулась приемной комис­сии, разглядевшей в перепуганной абитуриентке искру та­ланта. Светличная успешно прошла три тура испытаний и была принята на курс выдающегося режиссера и педагога Шихаила Ромма.

В тот год у него был объединенный режиссерско-актерский курс. Вместе со Светланой учились Андрон Кончаловский, Валерий Носик, Андрей Смирнов, Жанна Прохо­ренко, Галина Польских. Светличная быстро попала в число любимиц мэтра. Гибкий талант студентки позволял при­мерять на нее любые образы, использовать какие угодно режиссерские методики. На студенческой сцене она сыг­рала Элизабетт Проктер в «Салемском процессе», Катюшу Маслову в «Воскресении», Марьянку в «Казаках». Кроме того, у первокурсницы обнаружились незаурядные хорео­графические способности. Посмотреть на ее занятия танца­ми сбегались все свободные от лекций студенты и препо­даватели.

«Многие из них были в меня тайно или явно влюбле­ны, что мне очень льстило, — вспоминала актриса. — Но у меня никогда не возникало чувство, что я сама красивая. Мне казалось, что другие девушки, обделенные мужским вниманием, гораздо красивее меня.

Примерно через месяц после начала учебного года во ВГИКе показали "Балладу о солдате". Вот тогда-то у меня сердечко и екнуло. Да и не у меня одной. "Какой парень! —
глядя на экран, думала я. — Какой чистый, какой непо­средственный!". И как же я ревновала Ивашова к Жанне Прохоренко. Все время же вместе: вечера, фестивали... Я нисколько не сомневалась, что их любовь, экранная, вот-вот перерастет в супружескую жизнь».

Светлана тихо вздыхала вслед стройному красавцу в джинсах и ковбойской шляпе, привезенных из турне по США после заокеанской презентации знаменитого фильма. Удивительно, но Владимир тоже страдал, не зная, как подступиться к Светличной.

Ждать долго не пришлось. Первый же учебный этюд, отрывок из «Казаков» Толстого, им доверили сыграть вме­сте. Да еще какой отрывок! Сцена признания Оленина и Марьяны. Режиссер почему-то все время откладывал эту сцену. Лишь на финальном прогоне спектакля Ивашов страстно обнял и поцеловал свою робкую партнершу, чуть не упавшую в обморок от счастья.

«Мне показалось, что он с трудом заставляет себя не то чтобы поцеловать — прикоснуться ко мне, — вспоминала актриса. — Потом уже, после свадьбы, муж признался, что он просто цепенел от робости. А я-то, дурочка, испережи­валась. Но его поцелуй... До сих пор помню его вкус на губах. Не сказать, что раньше с мальчиками не целова­лась, но этот поцелуй был особенным. Такие теплые, мяг­кие и очень нежные губы...

В один из осенних дней Володя провожал меня домой. Пошел дождь, мы спрятались под кронами деревьев, но все равно промокли до нитки. И тут он мне сказал: "Свет­ка, мне кажется, я тебя люблю". Мне — 19, Володе — 20. Во время зимних каникул мы расписались».

Но прежде чем дать свое согласие, Светличная позво­нила маме в Мелитополь, спросить совета. Мама была не против их брака.

Света переехала к Ивашовым, где в одной комнате ком­мунальной квартиры на Краснопролетарской улице уже жили пять человек. На ночь размещались так: Володины папа с мамой спали на кровати, младшая сестренка Валя — на сундуке, а старший брат Юра, Володя и Света — на полу. С самого начала у невестки не сложились отноше­ния со свекровью.

В 1961 году, учась на третьем курсе, Светлана родила первого сына, которого назвали Алешей в честь главного героя «Баллады о солдате». В одной комнате стало оби­тать семь человек, жизнь стала невыносимой. Ивашов пошел в Моссовет и написал заявление с просьбой пре­доставить ему отдельное жилье. После бюрократических проволочек и вмешательства Григория Чухрая актеру дали двухкомнатную квартиру на Фрунзенской набережной. Светлане с Володей после коммуналки она казалась двор­цом.

Друзья называли их Ромео и Джульеттой. Они и впрямь почти не расставались. Если и разъезжались по съемоч­ным площадкам, то считали часы до встречи. А встреча­ясь, всякий раз устраивали пир на весь мир.

После окончания в 1963 году ВГИКа Владимир Ива­шов и Светлана Светличная поступили на службу в Театр-студию киноактера. Они много снимались, и фильмы с их участием имели успех у зрителей. Но на съемоч­ной площадке супруги встречались не так уж часто.

Сначала в короткометражке «Тетка с фиалками» из аль­манаха «Юность» (1964), где у Светличной была лириче­ская роль, а у Ивашова — роль студента Володи, сноба и стиляги (саму Тетку с фиалками сыграла Нина Сазо­нова). Потом в «Герое нашего времени» Владимир сыг­рал Печорина, а Светлана — девушку-контрабандистку. Также эпизодическую роль она сыграла в приключенческом фильме «Корона Российской империи», где Ива­шов играл адъютанта белогвардейского полковника Кудасова. Там он великолепно пел под гитару специально написанный для фильма романс «Русское поле». Снялся Ивашов и в роли молодого полковника Исаева (будущего Штирлица) в экранизации романа Юлиана Семенова «Бриллианты для диктатуры пролетариата». В его послуж­ном списке были еще роли в таких картинах, как «Семь нянек», «Когда наступает сентябрь», «Тучи над Борском», «Леон Гаррос ищет друга», «Эй, кто-нибудь!» и других.

Не отставала от мужа и Светлана. В популярной коме­дии Эдмона Кеосаяна «Стряпуха» она сыграла Павлину Хуторную, в военной балладе «Чистые пруды» — Катю-русалку, в мелодраме «Неподсуден» — стюардессу Вику, в лирической комедии «Не самый удачный день» — маму. Эти роли создали Светличной имидж самой красивой акт­рисы СССР.

Но самый большой успех ее выпал на комедию Леони­да Гайдая «Бриллиантовая рука». Соблазнительница Се­мена Семеныча Горбункова появляется всего лишь в не­скольких эпизодах, однако их вполне хватило, чтобы она вошла в историю советского кино как актриса, первая по­казавшая стриптиз. Одно время этот эпизод по приказу высокого партийного руководства даже вырезался из кар­тины.

«Во время съемок я очень боялась, когда мне предло­жили сорвать бюстгальтер и бросить его на пол. Я человек застенчивый и очень нервничала. Юрий Никулин быстро снял все комплексы. Он сказал: "Свет, не обращай ни на кого внимания, смотри только на меня. Я свой!". Он так убедительно это произнес, что все мои страхи улетучи­лись!» — говорила актриса.

Долгие годы после этого фильма ей вслед неслось: «Смотри, невиноватая пошла!».

В 1970-е годы личная жизнь Ивашова и Светличной складывалась непросто. Как считает Светлана: «Первые десять лет брака — потрясающие: мы Ромео и Джульетта. Потом — сложная середина».

Был момент, когда их брак висел на волоске. Началась взаимная ревность к поклонникам, измены. Супруга кап­ризничала, устраивала сцены, обвиняла Владимира в том, что он не стал режиссером и она не сыграла какие-то роли. В отместку за фанаток, одолевавших мужа, она открыто флиртовала с другими мужчинами. Иногда изменяла, но всегда возвращалась домой, каялась, что это больше не повторится, и супруг прощал.

Светличная вспоминала: «То, что мы так и не расста­лись, была не моя заслуга, а Володи. Он понимал, что я — человек эмоциональный, даже, может быть, непостоянный, но он был однолюб, умел прощать... Я была самой отвра­тительной женщиной на свете. Какое-то время я занима­лась афоризмами, и один из них сейчас мне вспомнился: "Она жила с ненавистным ей человеком, и этим челове­ком была она сама".

Совсем недавно я нашла несколько писем Володи ко мне, написанных во время наших ссор. Перечитала — как же он меня любил! Как прощал! Он жизнь готов был за меня отдать. А я... У меня такое ощущение, что я смогла отдать ему лишь сотую часть моей любви.

Когда б я был талантливым поэтом, —
Таким ведь многое прощается, —
Я б не писал о войнах, о плотинах, о балете,
О том, что в жизни все кончается.
На всех листах
Я б о цветах,
О незабудках синих — о глазах твоих
Писал один, но бесконечный стих.

Володя был степенным. Он был, как Каренин, очень мягким. Если бы я вышла замуж за другого человека, на­верное, у меня был бы не один муж. Я постоянно влюблялась в своих партнеров.

Например, после "Семнадцать мгновений весны", где я играла роль немки Габи, я была без ума от Тихонова. Однако сказать ему о своих чувствах просто не могла себе дозволить. Я любила его на расстоянии. Но на съемки к Тихонову не шла, а бежала. Он о моей любви так и не узнал... Была почти влюблена в Стриженова, когда мы снимались в фильме "Неподсуден". Когда я впервые попала на съемочную площадку в фильме "Им покоряется небо", моим партнером был Николай Рыбников. Я представляла, как он меня целует, обнимает, придумывала романтические свидания.
Владимир Ивашов
На съемках "Бриллиантовой руки" мы с Андрюшей Мироновым были влюблены друг в друга. Мне очень импонировало, что такой красавец не давал мне прохода. Актер просто преследовал меня, где бы я ни была, вел себя как расшалившийся мальчишка. Я ответила ему взаимностью. Неделю мы целовались, обнимались, плавали в Черном море ночью. Он даже спас мне жизнь однажды, когда я заплыла слишком далеко... Отношения с Андрюшей вызывали у меня какую-то эйфорию».

«Доброжелатели» оперативно информировали Владимира о проделках дражайшей половины, и он решил презентовать супруге ответные «рога». Вернувшись в Москву, Светлана традиционно покаялась в грехах, муж простил и с легкой душой отправился на свидание с любовницей. Соперница Светличной оказалась такой красавицей, что ветреная актриса задумалась о сохранении семьи, отбросив мысли о романах на стороне. Для верности она даже родила в 1971 году второго сына Олега.

И все же супруги продолжали ссориться чуть ли не каж­дый вечер, выясняя, кто достиг в кино большего успеха и кому приходится больше делать домашней работы. Раз­борки заканчивались объятиями, поцелуями и празднич­ными столами после возвращения Светланы со съемок. Она прекрасно готовила, а Владимир очень красиво сер­вировал стол, а еще он любил петь под гитару. Их дом всегда славился хлебосольством, и многочисленные дру­зья и знакомые с удовольствием приходили к ним в гости.

Со временем кинематографическая слава жены превзо­шла славу мужа, но Ивашов, проявляя мудрость, не устра­ивал сцен творческой ревности, а наоборот, трудился в своей профессии, играя роли, которые зачастую были ниже его артистического дара. В родной для него Студии киноактера ему довелось даже играть Ставрогина в инсцени­ровке «Бесов» Достоевского.

Владимир оказался не только прекрасным актером, му­жем, но и замечательным отцом. По признанию Светлич­ной, он постоянно сглаживал ее взрывной характер. В от­личие от жены, которая в гневе могла и руку приложить, супруг никогда не бил детей, находил к ним подход, вос­питывал не поучениями, а личным примером, брал их на охоту и рыбалку.
«Сыновья долго верили в то, что новогодние сюрпризы преподносит Дед Мороз, — вспоминала актриса. — По­мню, Володя взял леску, повесил в середине елки подарок и, когда часы пробили 12, перерезал леску. Подарок упал, — и еще целый год младший, Олег, верил в Деда Мороза».

В 1980-е годы Светличная и Ивашов снимались крайне редко, а с начала 1990-х их и вовсе перестали приглашать — они оказались попросту не нужны. Большим ударом для них обоих стал развал Театра-студии киноактера. В 1993 го­ду новый руководитель театра — бывший парторг ГАИ — решил избавиться от «балласта» и уволил 180 актеров из 230 числившихся в труппе. Ивашов и Светличная ушли из театра сами в знак протеста против массовых увольнений. От безденежья (все накопления знаменитой четы заслу­женных артистов России инфляция превратила в копейки) популярный актер вынужден был устроиться разнорабо­чим в строительную фирму. Когда его, одетого в телогрейку и кирзовые сапоги, узнавали в метро, он переходил в дру­гой вагон.

Но никогда и никто не видел Ивашова в унынии и пе­чали. Он улыбался и весело шутил даже тогда, когда было совсем не до шуток. А однажды произнес крылатую фразу: «Не надо совершать в жизни подвигов, надо не совершать подлостей в жизни».

На стройке актер таскал кирпич, шифер, цемент, шла­коблоки, несмотря на то что врачи строго запретили ему поднимать больше трех килограммов. Это, считает Свет­лана Афанасьевна, и вызвало у мужа обострение давней болезни — язвы желудка.

Все кончилось для него, как в плохой мелодраме. Во время разгрузки очередной машины с шифером Ивашову стало плохо, и его увезла «скорая». В больнице Владимиру Сергеевичу сделали две операции, но это не помогло. В ночь на 23 марта 1996 года его сердце не выдержало, и он скон­чался на 56-м году жизни.

Светлана считает, что трагедия произошла по вине не совсем трезвого хирурга, который так и не понял, откуда идет кровь. Он зашил пациента, а через 18 часов Ивашов снова попал на операционный стол. Супруга потом подго­товила документы для подачи на врача в суд, но в послед­ний момент передумала. Когда очень больно, не до разби­рательств... Актриса сказала лишь одно: «Не дай бог этому человеку и дальше работать хирургом». «После повторной операции меня к нему не пустили, — вспоминала Светличная. — Я попросила передать записку, а сама смотрела на него через стекло. Супруг ее прочитал, сложил самолетиком и кинул в мою сторону. Я тайком открыла дверь, подползла к его кровати. Володя дал мне руку, я прижалась к ней щекой. Так и простились...  Я расплакалась, когда похоронила мужа, только спустя два месяца. А так была как натянутая струна. Я 40 дней не курила, не брала в рот спиртного. Это маленькая жертва, но с нее я начала свой путь к очищению. На 39-й день я проснулась и почувствовала, что в квартире что-то проис­ходит. Меня обуяло чувство радости. Было пять часов утра, уже рассвело. Я лежала и думала, как рано светает. <...> Я повернулась на правый бок, к окну. И вдруг почувство­вала, что Володя здесь. Он обнял меня физически. Я хоте­ла обернуться, но что-то остановило меня. И мы с ним поговорили. <...> Он сказал: "Я пришел для того, чтобы сказать тебе, что я тебя очень люблю. И очень хочу, чтобы ты меня не забывала". И я ему это обещала. Я хотела еще что-то сказать, вдруг слышу, как наш сеттер Фил заметал­ся радостно, хвостом машет. <...> И я сказала сыну: "Олежка! Папа был". И сын тоже подтвердил: "Он был у меня. Я почувствовал, как отец вошел в комнату"».

После смерти мужа Светличная осталась совершенно одна, прозябая в нищете. Она торговала обувью на рынке, затем нанялась убирать чужую квартиру, стирать. Хозяин сначала растерялся, сказав, что не может видеть у себя в таком качестве заслуженную артистку, но актриса его успо­коила: «Пусть вас это не смущает».

Оба сына Светличной когда-то мечтали стать актерами, хотя родители и были против этого. Но с мечтой им пришлось распрощаться, и сейчас они не жалеют о не­сбывшихся надеждах. Старший, Алексей, после оконча­ния медучилища работает зубным техником. Он женат, имеет дочь Машу. Младший, Олег, одно время торговал на рынке, затем устроился работать в авторемонтную мастерскую.

Светлана Афанасьевна после долгих лет забвения сыг­рала в мелодраме Ренаты Литвиновой «Богиня» и надеет­ся, что это не последний фильм в ее жизни. А что касается личной жизни...

«После Володи я пыталась создать новую семью с художником, поэтом и музыкантом Сергеем Соколь­ским, — говорила в одном из интервью Светличная. — Мы познакомились случайно, когда возвращались на машине из гостей. Произошла влюбленность с первого взгляда. Через неделю знакомства мы подали заявление в загс. Хотя три года после смерти Володи у меня и мысли не было о замужестве. Я влюбилась, скорее, в талант Сергея, он посвящал мне стихи, и мне это льсти­ло. А в быту мы были совершенно разными. Я — человек эмоциональный, солнечный, а у него всегда все плохо, он брюзга. Через 27 дней мы расстались. Какой-то пери­од я была счастлива с ним. Но я всех мужчин сравниваю с Володей, который был идеалом. Потом я поняла, что его вряд ли кто может заменить».

Недавно именем Владимира Сергеевича Ивашова была названа открытая малая планета.

Сегодня Светлана Афанасьевна свободна, но от одино­чества не страдает — до сих пор ее руки и сердца добива­ются молодые мужчины.

«Я стараюсь быть достойной памяти мужа и не делать даже случайных глупостей, чтобы никого не разочаро­вать», — говорит Светличная.

После смерти Володи друзья собрали на один диск фо­нограммы спетых им песен. Одна из них обязательно зву­чит на творческих встречах Светланы, и супруг снова и снова объясняется ей в любви:

Для тебя, для тебя, для тебя
Самым лучшим мне хочется быть,
Все земные пути я готов обойти,
Все моря я готов переплыть!
Ты поверь, ты поверь, ты поверь:
Я сумею, всем сердцем любя,
С неба звезды достать, чтоб единственным стать
Для тебя, для тебя, для тебя!

© Все права защищены.

Читайте также:

Если Вам нравится, поделитесь с друзьями:



ВходРегистрация