Искусство | Знаменитости | Путешествия | Рецепты | Советы хозяйке | Дети

Владимир Крайнев и Татьяна Тарасова


Татьяна Тарасова«Нас обвенчали, и мы тут же отправились в свадебное путешествие. Жена – в Австралию, а я в Мексику», – невозмутимо рассказывал барон Мюнхгаузен о своей семейной жизни, которая постепенно довела его до развода. Но не всегда история любви заканчивается так трагично. Для некоторых супружеских пар эта ситуация рядовая и не вызывает взаимных претензий. Особенно, если под одной крышей живут две звезды с мировыми именами, профессиональные обязанности которых вынуждают каждого надолго покидать свой дом. Эти звезды: Владимир Крайнев – пианист, народный артист СССР и Татьяна Тарасова – заслуженный тренер по фигурному катанию. Муж постоянно живет в Германии, в Ганновере, а жена большую часть года проводит в Америке, Франции и других странах. Но несмотря на бесконечные разлуки и огромные расстояния, разделяющие их, супруги продолжают оставаться верными друг другу и любящими. А началась эта прекрасная история любви двух по настоящему талантливых людей уже более четверти века назад.

Родилась Татьяна Тарасова в 1947 году в Москве в семье, где все любили спорт, ставший для ее родителей призва­нием. Мама Тани, Нина Григорьевна Тарасова, – препо­даватель физкультуры, а отец, Анатолий Владимирович, – заслуженный тренер СССР по хоккею, кандидат педаго­гических наук. Поэтому Таня и ее сестра Галя с детства занимались спортом, ходили на тренировки отца, наизусть знали имена всех игроков, которых он тренировал. В пять лет Тарасов привел дочь в секцию фигурного катания. «Уж если родилась девочкой, то хоть на коньках стоять научит­ся», – строго сказал он. По настоянию отца Таня посту­пила в Институт физкультуры, расставшись с мечтой стать балетмейстером. Выступая в паре с Георгием Проскуриным Татьяна Тарасова победила на Всемирной универсиаде, но в 18 лет прекратила выступления, получив тяжелейшую травму спины. Поняв, что она не сможет прожить без льда девушка решила стать тренером. Эта работа стала смыс­лом ее жизни. Не испугавшись трудностей, Татьяна Тара­сова взялась тренировать мастеров уже довольно высокого класса.

В 25 лет она стала заслуженным тренером России, а в 28 – заслуженным тренером СССР, самым молодым в стра­не. Среди воспитанников Тарасовой – прославленные Ирина Роднина, Александр Зайцев, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, Марина Климова и Сергей Пономаренко, Илья Кулик и многие другие. Татьяна Анатольевна никогда не отказывалась от своих учеников, даже если не видела их спортивной перспективы. К ней обращались и уже сложившиеся мастера, не понятые или отлученные от большого спорта, но по-прежнему мечтающие о победах на крупных состязаниях. И Тарасова их никогда не подво­дила. Она прекрасный, знающий и чуткий тренер, а глав­ное – удивительный, талантливейший хореограф. «Самое сложное в фигурном катании – подбор музыки. Эти че­тыре минуты музыки, которые должны потрясти всех, из­мучить душу тебе и твоему ученику, потому что музыка первична, а программа, которую следует откатать, – вто­рична», – не устает повторять Татьяна Анатольевна.

Именно музыка послужила залогом не только брачно­го, но и творческого союза Татьяны Тарасовой и ее мужа-Владимира Крайнева.

Владимир Крайнев родился в Харькове в 1944 году. Мальчишка рано проявил свои незаурядные музыкальные способности и при поддержке харьковских педагогов по­ступил в Московскую центральную музыкальную школу при столичной консерватории им. Чайковского, а затем закончил аспирантуру под руководством великого маэстро Генриха Нейгауза. Талантливый пианист неоднократно завоевывал Гран-при на крупных международных конкур­сах, в том числе на конкурсе им. Чайковского в 1970 году. Его неоднократно приглашали выступать с выдающимися дирижерами и прославленными оркестрами мира. Попу­лярность и авторитет Крайнева среди музыкантов так велики, что некоторые современные композиторы посвяща­ет ему свои произведения.

В Украине проходит ежегодный музыкальный фести­валь «Владимир Крайнев приглашает». А с 1992 года в его родном Харькове проходит ежегодный конкурс юных пиа­нистов, названный его именем.

Официально два этих талантливых и преданных своему делу профессионала познакомились 19 октября 1978 года. «Мы знали друг о друге до этого, – объяснял позднее Край­нев у Нас масса общих знакомых, просто у каждого была своя жизнь, в которой однажды произошли большие пере­мены». Действительно, и Тарасова, и Крайнев были вхожи в дом Фрадкиных. Об этом Татьяна Анатольевна с улыб­кой вспоминала: «Дочь композитора Марка Фрадкина была моей подругой, а Марк Григорьевич и его жена Раиса Марковна меня обожали. Владимира Крайнева в этом доме звали Вовой. Он там тоже ходил в любимцах и тоже дру­жил с Женей. Мы друг друга знали, но никогда не встреча­лись. Я жила одна, и Женя все время твердила: "Надо тебя познакомить с Крайневым". То же самое она говорила и Вове».

В их истории любви присутствует и небольшая доля мистицизма. Ведь встречу с любимым Татьяне Анатольев­не предсказала гадалка! Однажды Тарасова со своими по­другами Мариной Нееловой и Еленой Матвеевой решила поехать к гадалке, старушке, живущей где-то на окраине Москвы. Никого из подруг та не знала лично, ведь адрес предсказательницы они узнали случайно через кого-то из знакомых. Старушка умела гадать по утренней росе. По­этому вся компания отправилась к ней ранним утром, не успев сделать не только макияж, но и умыться. Гадалка, предсказав будущее Марине и Елене, занялась Тарасовой. Но молодая женщина не хотела ее слушать: гадалка на­помнила ей о недавней трагедии. Второй муж Татьяны Ана­тольевны скоропостижно скончался два года тому назад. Но старушка заставила ее дослушать до конца, объясняясь какими-то своими непередаваемыми выражениями: «А ты очень скоро выйдешь замуж. Ты познакомишься с челове­ком, который пляшет и поет. У него профессия на одной ножке». Услышав это, подружки рассмеялись и начали острить: «Хромой, наверное. А может быть, военный или пожилой человек». Но гадалка пояснила свои слова: «Нет­-нет, это у него работа такая. Вроде как артист, но не ар­тист. Не тот, что по телевизору выступает, но очень изве­стный. Не бойся, что он роста будет маленького, выходи за него замуж. Сразу будешь жить с ним хорошо. Он будет тебя понимать».

Подруги вернулись в центр города, чтобы после утрен­него приключения отправиться на работу. Имея в запасе еще несколько свободных часов, компания решила заехать к живущей неподалеку Жене Фрадкиной. Когда девушки с шутками и смехом ввалились к ней в квартиру, на кухне вместе с Жениной мамой сидел Крайнев. «Я как вошла, так и сказала со смехом: вот он – мое счастье», – вспо­минала Тарасова. Крайнев предложил подвезти Татьяну на работу. «И вот мы с ним рядом едем через Каменный мост и, когда спускались к "Ударнику", перед нами под­нялись на небе две радуги прямо над Кремлем, клянусь. Я ему: "Две радуги. Я никогда в жизни такого не видела". А он мне: "Это к большому счастью". Через девять дней мы поженились».

5 ноября 1978 года Владимир Крайнев, прихватив с со­бой пару носков и рояль XIX века Steinway, переехал на квартиру к своей любимой. Ей тогда исполнилось 32 года, а ему – 35. Вскоре они решили познакомить друг друга со своими родными. Первой это сделала Татьяна. Ее мама и сестра с волнением ждали, когда же Володя придет знако­миться. Встреча прошла очень тепло и радушно.

Труднее пришлось Татьяне. Мама Крайнева, Иля Мои­сеевна, тогда находилась далеко от Москвы – в Кишине­ве, куда улетела ухаживать за тяжелобольной бабушкой. На смотрины Крайнев и Тарасова отправились на один день в Кишинев. О встрече со своими будущими родствен­никами Татьяна Анатольевна вспоминала: «Бабушка Бо­вина только-только отошла от инсульта. Но сразу у меня спросила: кто я и чем занимаюсь. Я сказала. Она очень медленно говорила: "А какое у тебя образование?". Я от­ветила: "Татьяна Иосифовна, я так много работаю, чуть ли не с самого детства. И эта работа так меня захлестнула, что не успела получить образование, но зато стала заслу­женным тренером". Она сделала паузу и сказала: "Чело­век без верхнего образования не человек, а скотина". По­вернулась к стене и больше не произнесла ни слова. Вся семья была в ужасе, а я смеялась как ненормальная».

Долгое время Тарасова и Крайнев не расписывались, не потому, что проверяли свои чувства, а потому, что на это просто не хватало времени. То он, то она были в разъез­дах. К сожалению, рабочие графики Крайнева и Тарасо­вой были очень плотными и практически не совпадали. Несколько раз они подавали заявление в загс, но дату свадьбы приходилось постоянно переносить, а потом и вообще откладывать на неопределенный срок. Так могло продол­жаться бесконечно долго, если бы не случай.

Во время гастролей в Польше известный музыкант прищемил дверью палец и тут же воспользовался этим шансом. «Из этой истории получилось целое дело, – рас­сказывал Владимир Крайнев. – Я замотал палец, хотя мог продолжать гастроли, устроил вселенский плач. Сорвал все гастроли, с трудом вырвался в Москву, и у меня оказалось окно в шестнадцать дней. Я поднял на ноги весь комсомол и партию. И на 2 марта 1979 года нам назначили ре­гистрацию». Церемонию совершила сама директор загса. После регистрации она спросила у жениха: «Ну как вам у нас, понравилось?» И Крайнев шутливо ответил: «Да-да, понравилось. Теперь расписываться только у вас буду».

Новая семья зажила веселой, полной забот жизнью. В их Гостеприимном доме всегда было много народу. Известный музыкант с улыбкой говорил, что его теща мечтала, что хоть с замужеством дочери людей в доме будет поменьше. А стало наоборот – прибавились еще и друзья Володи.

Татьяна Анатольевна привыкла готовить только в больших кастрюлях, самая маленькая – на 5 литров. Ведь при­водится стряпать не только на семью, но и на гостей, которые могут прийти когда угодно и без приглашения. К тому же в квартире Крайнева и Тарасовой постоянно жил кто-то из учеников Татьяны Анатольевны. Обязанности хозяйки в семье всегда выполняет Тарасова. Она готовит в котлеты или отбивные в таком количестве, как небольшая заводская столовая к обеденному перерыву. И как ни странно, все эти запасы съедаются за день, потому что их дом никогда не пустует, хотя сама хозяйка рассчитывала, что приготовленного ею обеда хватит недели на две.

Целыми днями в их доме звучит музыка, и самое почетное место в квартире занимает старинный рояль, для которого построили специальный пьедестал из поролона. Это сооружение осталось с того времени, когда этажом ниже поселился генерал-полковник КГБ, не выносивший му­зыки. Старинный рояль дорог музыканту не только как превосходный инструмент, но и как помощник во время самых трудных концертных выступлений. Во многом благо­даря этому инструменту, обладающему прекрасным, ярким звуком, известный пианист выиграл конкурс им. Чайков­ского.

У каждого из супругов своя коллекция. Если Владимир собирает небольшие пианино и другие клавишные инст­рументы, то Татьяна – черепашек. Одна из них, латаная-перелатаная кожаная черепашка, стала ее талисманом. Именно эта зверушка положила начало большой коллек­ции. Ее Тарасова получила от тренера сборной ГДР Йохана Линднера с пожеланиями счастья. В 1972 году один из ее учеников, Юра Овчинников, подарил Татьяне Анатоль­евне черепаху со словами: «Ты сама похожа на черепаху Тортиллу. Вот тебе на память игрушечная Тортилла». По­степенно Тарасова увлеклась коллекционированием. Что-то покупала сама, что-то дарили друзья. Самый большой вклад в коллекцию, конечно же, сделал муж. Он привозил по черепашке со всех своих гастролей. Спустя некоторое время зверушек стали приносить и его друзья.

Но не только общие увлечения связывают Тарасову и ее мужа. Они помогают друг другу в работе. Каждый но­вый сезон в фигурном катании начинается с того, что тре­нер слушает сотни записей, чтобы найти именно ту мело­дию, которая подойдет по характеру ее воспитанникам, поможет раскрыть их индивидуальную манеру исполне­ния. Здесь не обойтись без помощника, хорошо знающего музыку. Татьяне Анатольевне повезло – таким человеком для нее стал муж. Именно он оказал большое влияние на ее музыкальный вкус: «Конечно, я не понимаю музыку так, как это делает Володя, но чувствую ее душой». Край­нев предоставляет ей любую музыкальную справку. «Ког­да я ставлю танец, он подбирает мне литературу: когда написана эта вещь, в каких условиях, кому посвящена. Он разбирает ее со мной буквально по нотным знакам. Муж садится за рояль и проигрывает в разной манере фрагмен­ты. Безусловно, я советуюсь с ним, какую музыку мне выбирать, что мне послушать, что мне пригодится».

По просьбе жены Крайнев записал для дуэта Бестемьяновой и Букина четырехминутную версию «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова, под которую знаменитый дуэт получил очередной чемпионский титул. Перед Олим­пиадой в Нагано он советовал, какую музыку подбирать к программам Кулика и выступлениям дуэта Грищук–Пла­това. «Таня потрясающе видит музыку в сочетании с кар­тинкой, движением сюжета», – не без гордости говорит о своей жене знаменитый пианист. Иногда случается, что с таким трудом подобранная Татьяной Анатольевной музы­ка не может быть использована для постановки очередно­го танца. В этом случае совет мужа, профессионального пианиста, просто необходим. Благодаря творческому и се­мейному союзу Тарасовой и Крайнева, а главное, безгра­ничному таланту и огромной работоспособности Татьяны Анатольевны, ей удалось создать свое направление в фи­гурном катании, которое сейчас изучают за рубежом.
Владимир Крайнев
Даже созданием театра на льду «Все звезды», который несколько лет возглавляла Татьяна Тарасова, она обязана мужу. Именно Владимир подал жене идею этого ледового шоу, равного которому не было в мире. В театре «Все звез­ды» Тарасова за четырнадцать лет его существования была и тренером, и балетмейстером, и режиссером. За это вре­мя артисты, среди которых немало звезд первой величины, объездили полмира. «Все звезды» отличались от других коллективов тем, что там ставились настоящие классиче­ские балетные представления: «Ночь на Лысой горе», «Спя­щая красавица», «Золушка», «Аленький цветочек». В ре­пертуаре также были представлены знаменитые бродвейские спектакли: «Призрак оперы», «Кабаре», «Кошки». Неиз­менным помощником в каждой постановке был Владимир Крайнев.

Татьяну Тарасову и дома, и на работе окружает музыка. На репетициях ни на минуту не умолкает магнитофон, а дома репетирует муж. Возвращаясь в свою квартиру, она выключает все, что можно выключить, чтобы отдохнуть в полной тишине. Владимир, зная об этом, старается репе­тировать на работе. «Но если он играет при мне, я только счастлива. Люблю его слушать», – рассказывает Тарасова. Любимые ее мелодии: Второй концерт Рахманинова и му­зыка Шварца, написанная для кино. «Когда у Марины Нееловой дома делался ремонт, она жила у нас. И каждое утро мой муж будил нас, включая запись романса Шварца и Булата Окуджавы «Кавалергарды, век не долог». Мы с упоением подпевали пластинке и готовы были делать это полдня», – вспоминает Татьяна Анатольевна.

Тарасова очень любит петь. Если рабочая неделя про­шла благополучно, то она вместе со своей подругой, тре­нером Светланой Алексеевой, садится рядышком и поют романсы. А еще Татьяна Анатольевна не устает повторять: «У моего мужа прекрасный голос». Их дуэт чаще всего воз­никает, когда Крайнев везет жену куда-нибудь на машине. И тогда, вспоминая бесконечные разлуки, они поют «Ког­да два сердца разлучаются».

В 1992 году Крайнев организовал в Харькове первый международный конкурс юных пианистов. А два года спустя, уже выехав за рубеж, создал благотворительный фонд помощи юным музыкантам.

В годы перестройки перед семьей Крайнева–Тарасо­вой стал вопрос о том, что в разваливающейся стране им просто некуда приложить свои творческие силы. Супруги долго взвешивали все «за» и «против», обсуждая переезд. Татьяна Анатольевна вспоминала о том тяжелом време­ни: «Начался 1992 год. В стране стало тяжело жить. И про­фессорам, и концертирующим музыкантам почти ничего не платили. А Володя, надо сказать, уже тогда был про­фессором Московской консерватории. Надо было содер­жать семью... Есть мои родные, есть его, мы им помо­гаем. И Володя принял решение уехать на Запад и там преподавать».

Вместе с сыном в Ганновер решила выехать и мама Крайнева – Иля Моисеевна. Ей тогда исполнилось 74 года, и, по мнению невестки, она делала последнее, что могла сделать для своего сына. Она окружила его заботой и вни­манием, взяв на себя хлопоты о доме и обустройстве быта. Супруги понимали, что Татьяна не сможет постоянно жить в Германии, а будет лишь приезжать в свободное от гаст­ролей время. А Крайневу как выдающемуся музыканту необходимы постоянная опека и забота. Поэтому решение или Моисеевны они восприняли как спасение.

К тому же Владимир Крайнев привез с собой из Моск­вы четверых учеников. А затем к ним приехал и пятый. Все они жили на полном обеспечении в семье знаменито­го музыканта. «Он не только забрал их из Московской консерватории, но сделал для их будущей жизни все воз­можное и невозможное и, похоже, собирается это делать.

Пожизненно для любого своего питомца», – с гордостью рассказывает о своем муже Тарасова.

Сейчас класс известного музыканта насчитывает 30 че­ловек, хотя по нормам ему достаточно 12. Владимир Все­володович вместе с педагогической деятельностью продол­жает и концертную. Каждое его выступление зрители воспринимают на ура.

Первое время жизни в Германии Крайнев оставался один. Большую часть времени любящая жена находилась  в Англии. Стараниями свекрови их дом получился абсо­лютно открытым. «Но теперь это, увы, не то место, где собирается молодая компания, как это было раньше, – говорит Тарасова с легкой грустью. – А профессорский дом, куда приходят и ученики, не только когда им хоро­шо, но и когда им плохо, и когда нужно заниматься, и когда не нужно».

В семье, где один из супругов тренер, главным делом становится его работа, и всем невольно приходится жить в режиме тренировок, сборов и соревнований. Так сложи­лось и в семье Тарасовой–Крайнева. Муж в гости без Та­тьяны идти не хочет, в кино тоже не пойдет. Он без жены может поехать только на концерт, потому что это нужно ему для работы. Чаще всего вместе они посещают концер­ты Спивакова, с которым дружат семьями, как раньше ходили на Китаенко. «Мы на Марину Неелову не можем выбраться вот уже восемь лет, – сокрушается Владимир Крайнев. – У нее на нас накопилась обида несусветная».

Конечно же, залогом счастья и взаимопонимания в семье, где профессия каждого из супругов связана с посто­янными отлучками из дома, немыслимым расписанием, становится не только крепкое чувство, но и доброжела­тельное отношение друг к другу.

Тарасова считает, что у них с мужем одинаковые ха­рактеры и это помогает им сохранить теплоту отноше­ний. Владимир Крайнев – уживчивый и отходчивый человек. Супругам не надо объяснять друг другу свои поступки, потому что они все понимают с полуслова, моментально. По мнению большинства их друзей, Тара­сова и Крайнев очень похожие натуры – добрые, широ­кие, но вспыльчивые. «Мы настолько открытые, что кастрюли летят сразу в голову, – смеясь говорит Влади­мир Всеволодович. – Она умеет прощать, иногда даже подлость. А я – нет. Я всегда всем говорю: не доводите меня до крайности, т. е. до фамилии». К счастью, такого между супругами никогда не случалось.

Семья Тарасовой–Крайнева живет по редким сейчас законам – законам клана, где благодаря необыкновенной дружбе и любви друг к другу действия всех подчинены успе­ху одного.

Тарасова не пропускает ни одного концерта мужа. Она очень переживает и нервничает, слушая его игру, Татьяна Анатольевна всегда прислушивается к аплодис­ментам в зале, считает каждый вызов на «бис». Тарасова не может вспомнить концерта, чтобы ее Володю не вы­зывали на сцену еще и еще раз. Она очень внимательна к тому, кто и как поздравляет мужа. И уши ее, по при­знанию самой Татьяны Анатольевны, вырастают до не­обыкновенных размеров. Ведь аплодисменты – точная оценка работы каждого из супругов.

Часто Тарасова становится не только благодарным слу­шателем, но и требовательным критиком. Однажды, еще в 1984 году она прилетела к мужу на концерт в Томск, вы­звав буквально шок в зале. Ведь большинство пришедших на выступление слушателей всего несколько часов назад могли видеть ее по телевизору во время прямой трансля­ции с чемпионата мира по фигурному катанию в Вене. Прослушав концерт Шопена, она заметила: «Мне кажет­ся, во второй части ты немного расплылся. Я потеряла нить твоей игры». – «Это замечательная фраза, – признавался в одном из интервью Крайнев. – Кроме того, она уверена, что лучше меня пианиста на свете нет. И я этим страшно доволен».

Очень многое для счастья своей дочери сделала и мама Татьяны Анатольевны. Она просто обожает своего знаме­нитого зятя, не пропускает в Москве ни одного его кон­церта. Между мамой Татьяны и Илей сложились прекрас­ные взаимоотношения. Они обе помогают Татьяне не только вести хозяйство, но и принимать важные решения. Ведь ответственность как-то постепенно перешла к Татья­не, хотя раньше лежала на плечах ее мамы.

Частые разлуки супруги переживают очень тяжело, но что поделаешь, такова их работа. Чтобы быть как можно дольше вместе, они даже обратились в Немецкую федера­цию фигурного катания. Но их ждало полное разочарова­ние. В Германии уже давно нет хороших фигуристов, по­этому тренеры уровня Тарасовой там не нужны. 

Несмотря на то что супруги редко видятся, они всегда проводят отпуск вместе – пять, максимум двенадцать дней 0ци отдыхают в каком-нибудь уютном уголке земного шара. После окончания ледового сезона Тарасова приез­жает в Ганновер к мужу. В год набегает всего два-три месяца их совместной жизни, но это не омрачает счастья супругов. Поэтому семейные праздники проходят очень весело.

В последнее время они общаются в основном по теле­фону, потому что Тарасова постоянно вынуждена рабо­тать за рубежом. 2 марта 2003 года супруги отметили се­ребряную свадьбу. «Двадцать пять лет – это брутто, а нетто, конечно, намного меньше, – с улыбкой говорит Крайнев, смотря на свою жену любящим взглядом. – У нас еще все впереди...»

© Fammeo.ru Все права защищены.

Читайте также:

Если Вам нравится, поделитесь с друзьями:



ВходРегистрация