Искусство | Знаменитости | Путешествия | Рецепты | Советы хозяйке | Дети

Франческо Петрарка и Лаура де Новес


Франческо Петрарка и Лаура де НовесЭто была необычная любовь. Великий итальянский поэт любил Лауру духовной любовью, считая даму своего сердца образцом совершенства и чистоты, воплощением Вечной Женственности, не смея и мечтать о греховном прикосновении. Чувство к Лауре, далекое от земных вожделений, вдохновило Петрарку на создание свыше 300 сонетов, вошедших в золотой фонд «поэтической науки любви».

21 год Франческо пламенно любил эту белокурую кра­савицу с черными глазами, хотя та и была замужем, имела 11 детей, и вообще они виделись всего несколько раз, об­менявшись лишь мимолетными взглядами. Лаура так и осталась неприступной. И даже гимны Петрарки, посвя­щенные ей и услаждавшие самолюбие, не затронули жен­ского сердца.

Так поэт познал, что любовь – лютейшая из страстей и что всех несчастней тот, кого не любят. Возможно, это и побуждало его к странствиям, ибо перемена мест исцеляет от сердечного недуга. Увы, и путешествия не помогли. Куда бы Петрарку ни заносила судьба, всюду его преследовал лик возлюбленной. Имя поэта навсегда стало символом чистой, бескорыстной и неразделенной любви.

Родился Великий Влюбленный в предместье маленько­го итальянского городка Ареццо 20 июля 1304 года. Его отец, флорентийский нотариус Петракко, или Петракколо дел Инчиза сэр Паренцо, вместе с женой Элеттой Каниджани был изгнан из Флоренции за принадлежность к партии гвельфов – непопулярной в то время. Тогда мно­гие достойные граждане (среди которых был и великий Данте, не отличавшийся политическим конформизмом) на­ходились в ссылке. Спустя три года после рождения Франческо на свет появился Герардо; братья будут близки на протяжении всей жизни. Старший из них, став взрос­лым, ради благозвучия латинизировал прозвище родителя и стал называться Петраркой.

В 1311 году семья в поисках лучшей жизни переехала в Пизу, но и через год положение политических ссыль­ных не улучшилось, и Петракко решил перебраться из Италии во Францию, в г. Авиньон. Там располагалась папская резиденция, и глава семейства надеялся найти работу благодаря личным связям с кардиналом Никколо да Прато.

После четырех лет занятий с частным учителем, обу­чавшим Франческо грамматике, латыни, риторике и диа­лектике, в 1316 году его отдали в юридическую школу в Монпель. (Отец хотел, чтобы наследник тоже стал нотариу­сом.) Но гуманитарный склад ума мешал подростку про­никнуться прелестями служения Фемиде, зато способствовал увлечению классической литературой: он читал и собирал произведения латинских классиков.

Однажды отец, рассердившись на мальчика за беспо­лезное, по его мнению, чтение, в порыве гнева бросил его книги в печку. Каким-то чудом уцелели только два томи­ка – Вергилия и Цицерона. Позже поэт называл Цицеро­на своим отцом, а Вергилия – братом.

В 1319 году умерла мать, и 15-летний Франческо на­писал в ее память стихотворение, сохранившееся до на­ших дней. Следующие шесть лет Петрарка продолжал юридическое образование в Болонском университете – главном центре тогдашнего европейского правоведения. Но поэтической натуре романтического юноши претила казуистика и нечестность, связанная с профессией юри­ста. Перспектива работать нотариусом в конторе вгоняла его в тоску. Зато поэзия, древняя история и литература захватили Франческо целиком. (Вероятно, в Болонье он и написал свои первые стихи.) В студенческой атмосфере живого разговорного языка и стоической гармонии древ­них текстов начали складываться эстетические взгляды великого итальянца.
В Болонском университете, пожалуй, впервые он ис­пытал влюбленность – в Новеллу д’Андреа, преподавав­шую юриспруденцию. Она была не только образованней­шей для своего времени женщиной, но и столь красивой, что ей приходилось читать лекции, укрывшись за шир­мой, дабы не отвлекать внимания студентов.

После смерти отца в 1326 году Петрарка с чистым серд­цем бросил надоевшую юриспруденцию и вернулся домой в Авиньон – этот «западный Вавилон, мерзейший из го­родов, подобие ада», как называл его поэт в одном письме. Из меркантильных соображений он принял младший цер­ковный сан, был рукоположен, но вряд ли проводил бого­служения. Должность позволяла ему читать любимые древ­ние книги на рабочем месте и при этом получать хоть какие-то средства к существованию, так как его семья на­ходилась на грани бедности. (По другим данным, будущий певец любви на отцовское наследство вел светскую жизнь и вовсе не бедствовал.)

«Сделавшись господином над самим собою, – писал позже знаменитый поэт, – я немедленно отправил в из­гнание все юридические книги и вернулся к моим люби­мым занятиям; чем мучительнее была разлука с ними, тем с большим жаром я снова принялся за них».

А 6 апреля 1327 года, в Страстную пятницу, на утрен­ней службе в авиньонской церкви Св. Клары поэт впервые увидел прекрасную даму и влюбился в нее на всю жизнь и безответно. (Еще древние говорили: всякая любовь начи­нается от взгляда.) По мнению большинства исследовате­лей, она и стала музой его сонетов. Ведь, как говорил Дан­те, именно любовь движет солнце и светила.

Петрарка писал, будто произносил слова молитвы, воз­нося хвалу Всевышнему за то, что тот послал ему средь тысяч женщин одну-единственную, ставшую его вечной возлюбленной:

Благословляю день, минуту, доли
Минуты, время года, месяц, год,
И место, и придел чудесный тот,
Где светлый взгляд обрек меня неволе.
Благословляю сладость первой боли,
И стрел целенаправленный полет,
И лук, что эти стрелы в сердце шлет,
Искусного стрелка послушен воле.
Благословляю имя из имен
И голос мой, дрожавший от волненья,
Когда к любимой обращался он.
Благословляю все мои творенья
Во славу ей, и каждый вздох, и стон,
И помыслы мои – ее владенья.

Биографы певца любви не пришли к единому мнению по поводу того, кто была эта женщина. Они предполага­ют, что это могла быть Лаура де Новее, жена рыцаря Уго Де Сада и дочь Аудиберта ди Новеса, либо Лаура ди Саб-Ран, либо Лаура Колонна. Если это была Лаура де Новее, ставшая после замужества Лаурой де Сад, то она родила в законном браке 11 детей, подаривших Франции множе­ство потомков, среди которых был маркиз де Сад – отец черного юмора и известный писатель.

Исследователи биографии Петрарки полагают, что, скорее всего, красави­цей Лаура не была, а прекрасной ее делали устремлен­ные на нее влюбленные глаза Франческо. Сначала он называл девушку весьма распространенным в Провансе именем Laure – Лор. Постепенно с именем, равно как и с простой девушкой, произошла замечательная метамор­фоза. Лор превратилась в обаятельную даму, и банальное по своему звучанию имя уже перестало соответствовать образу Прекрасной Дамы. Так Лора превратилась в Ла­уру. Это новое имя постепенно заполняло все поэтиче­ские тексты Петрарки, и с уверенностью можно гово­рить, что мировая поэзия обязана этой даме рождением величайшего лирика. Поэт безумно влюбился в женщи­ну, с которой даже не разговаривал. В честь мадонны Лауры он начал сочинять итальянские стихи, которые позже собрал в «Книгу песен» («Канцоньере»). Этот сбор­ник прославил не только автора и его даму сердца, но и самое поэзию.

За все годы томления и безответной любви Франческо видел возлюбленную всего несколько раз и то мельком, поэтому лирика, посвященная даме его сердца, проникну­та пуританской сдержанностью и ощущением ангельской бестелесности героини. Даже не все друзья Петрарки ве­рили в существование реальной Лауры. Сомневающимся поэт показывал ее портрет. В свое время его нарисовал Симоне Мартини из Сиены, служивший художником при авиньонской курии.

Нам этот лик прекрасный говорит,
Что на Земле – небес она жилица,
Тех лучших мест, где плотью дух не скрыт,
И что такой портрет не мог родиться,
Когда Художник с неземных орбит
Сошел сюда – на смертных жен дивиться.

Свою знаменитую «Книгу песен» Петрарка начал со­ставлять лишь в 1336 году, спустя почти десять лет после первой встречи с возлюбленной. А первые стихи, посвя­щенные ей, датируются 1327 годом. К 1374 году, когда сборник был закончен, он включал в себя 366 стихов: 317 сонетов, 29 канцон, девять секстин, семь баллад и четыре мадригала.

Книга состоит из двух частей: «На жизнь мадонны Ла­уры» (263 стихотворения) и «На смерть мадонны Лауры» (103 стихотворения). В этом своеобразном поэтическом дневнике любви проявилось противоречие между аскетиче­ским средневековым сознанием и утверждением нового видения мира: мотивы суетности и быстротечности жизни сочетаются с любовью к природе, к женской красоте. И хотя сам автор официально не признавал «Канцоньере» ни своей главной, ни своей лучшей книгой, отдавая предпочтение латинским поэмам и философским письмам и трактатам, – именно «Книга песен» сделала его имя бессмертным.

Без сомнения это была большая любовь. Правда, она не помешала знаменитому поэту в 1337 году обзавестись незаконнорожденным сыном Джованни от женщины, чье имя история умалчивает. О своем непутевом отпрыске Ве­ликий Влюбленный говорил: «Смышленый парень, даже слишком смышленый, но ненавидит книги». Петрарке, который с юности обожал читать и собирать букинистиче­ские редкости, это было непонятно. Несмотря на стара­ния отца, Джованни ничего не добился в жизни и умер от чумы в Милане в 1361 году. «Жизнь его была мне вечными и тяжкими заботами, смерть – горькою мукою», – напи­сал поэт.

В 1343 году у певца любви появилась дочь, и снова – неизвестной женщины. Он обожал маленькую Франчеcку, а много лет спустя с таким же трепетом относился и к е детям, которых она родила в браке с Франческоло да Броссано. Старшую внучку в честь матери Петрарки на­вали Элеттой, а внука – Франческо. Некоторые исследователи иногда высказывают подозрения: уж не Лаура ли была матерью любимой дочери поэта? Но документальных  подтверждений тому не найдено. Если взглянуть на духовную карьеру Петрарки, то здесь се было благополучно. В 1331 году друг – Джакомо Коонна – представил его своему брату Джованни, кардинал  и одному из ближайших помощников авиньонских пап Франческо вступил в духовное сословие, стал секретарем кардинала, начал выполнять важные поручения, ездить с миссиями веры по Италии, Франции, Германии, Нидерндам, Испании, Англии.

Во время своих миссионерских вояжей поэт разыски­вал раритетные книги древних авторов (по мнению неко­торых исследователей, он покупал их даже в монастырях). Петрарка обнаружил, например, «Постановления» Квинтилиана, а в 1345 году приобрел долгожданное собрание писем Цицерона.

В 1337 году поэт поселился в Воклюзе, неподалеку от Авиньона, где купил дом (по другим сведениям – нечто вроде имения) в долине речки Copra. Здесь никто и ничто не мешало его творческому уединению, а прекрасная при­рода способствовала плодотворной работе. «Только в это время я узнал, что значит настоящая жизнь», – писал поэт в послании другу. В этом тихом уголке Великий Влюблен­ный, возможно, искал спасения от любви к своей пре­красной Лауре.

Как-то во время прогулки Петрарку посетила мысль о произведении во славу Сципиона Африканского, и он начал работать над латинской эпической поэмой «Афри­ка» о Второй Пунической войне. Одновременно поэт приступил к столь же обширному и смелому сочинению в прозе – «О славных мужах» – серии жизнеописаний античных героев от Ромула до Юлия Цезаря, со Сципи­оном на центральном месте. По замыслу честолюбивого автора, первое произведение должно было сравнять его с Вергилием (ни больше ни меньше), а второе – с Титом Ливией. Эту работу (с большими перерывами) Петрарка не оставлял до конца жизни, равно как и сочинения итальянских стихов и комедию «Филология» (Filologia), ныне утраченную.

«Африка» и лирические произведения на латыни были высоко оценены современниками. В 1337 году из Парижа, Неаполя и Рима автору пришли приглашения на венчание лавровым венком за успехи в области поэзии. (Своего рода Нобелевская премия в области литературы если можно так выразиться.) Великий Влюбленный выбрал Вечный город, где и был коронован 8 апреля 1341 года в Капитолии, а также удостоен звания почетного гражданина Рима. Увен­чанию лавром способствовали слава латинствующего эру­дита и ритора, слухи о замечательной, так и не обнародо­ванной при жизни, поэме «Африка» и, возможно, полезные связи в папских кругах. (Кстати, великий Данте в 1319 году от лаврового венка отказался.)

Некоторые исследователи высказывают предположение, что образ Лауры воплощает в себе вовсе не идеальную воз­любленную, а олицетворяет бессмертную литературную славу, «лавровый венок». (Лаура – «лавр».) И что, возмож­но, не Великая Любовь, а тщеславие и лавровая ветка по­трясли воображение поэта и вдохновили на создание бес­смертных сонетов. Но это всего лишь догадки. Другие биографы поэта настаивают, что именно Любовь к приро­де, к Лауре (само имя которой означает «лавр») и к лите­ратуре составляют основную сущность не только Петрар­ки-поэта, но и Петрарки-человека.

Говорят, Великий Влюбленный даже заказал себе агат с портретом любимой и всегда носил эту гемму на груди. Недосягаемая и далекая, его возлюбленная всегда пребы­вала с ним. Такая мысль пришла поэту в голову после того, как сосед-крестьянин принес ему найденную на виноград­нике камею из редко встречающегося гелиотропа – зеле­ного камня с красными, словно брызги крови, крапинка­ми. Искусный мастер вырезал на нем целующихся Амура и Психею.

Лаура снилась Петрарке и во сне признавалась, что любила его, но избегала встреч с ним ради общего их спа­сения. Проснувшись, поэт написал:

Следя с небес за мной, осиротелым,
Она себя являет нежным другом,
Вздыхая обо мне со мною вместе...

По возвращении из Рима в 1342 году Петрарка завер­шил первую редакцию «Канцоньере», насчитывающую около 100 стихотворений. В 1345–1347 годах в Воклюзе он написал также трактаты «Об уединении», «О покое и вере», издал вторую редакцию «Канцоньере» (около 130 стихо­творений) и стихотворные латинские «Буколики».

В 1348 году по всей Европе пронеслась «черная смерть». (Эпидемия чумы, охватившая многие страны, но прежде всего Италию, описана в «Декамероне» Боккаччо.) Умер кардинал Колонна, покровитель Великого Влюбленного, а в Страстную пятницу 6 апреля 1348 года, ровно через 21 год после первой встречи поэта с Прекрасной Дамой, сконча­лась и Лаура. Злая Парка – богиня судьбы – безжалостно прервала нить ее жизни и приговорила поэта пережить ту, в чьих чертах сиял отблеск божественной красоты. (Вдо­вец Уго де Сад в том же году снова вступил в брак.)

Говорят, поэт узнал о трагедии не сразу: весть застиг­ла его в Вероне, где он находился с папским поручени­ем. Однако никаких свидетельств того, что Великий Влюб­ленный предавался чрезмерному горю, не найдено. Он ограничился скупым комментарием, что из мира ушла чудесная и благочестивая женщина. Некоторые биогра­фы из этого делают вывод, что Лаура была не более чем образом и имела с конкретной дамой весьма эфемерную связь.

«Стихи на жизнь мадонны Лауры», составлявшие до сих пор содержание «Канцоньере», сменили «Стихи на смерть мадонны Лауры». Вот один из сонетов, оплакивающих Прекрасную Даму:

Я припадал к ее стопам в стихах,
Сердечным жаром наполняя звуки,
И сам с собою пребывал в разлуке:
Сам – на земле, а думы – в облаках.
Я пел о золотых ее кудрях,
Я воспевал ее глаза и руки,
Блаженством райским почитая муки,
И вот теперь она – холодный прах.
А я без маяка, в скорлупке сирой
Сквозь шторм, который для меня не внове,
Плыву по жизни, правя наугад.
Да оборвется здесь на полуслове
Любовный стих! Певец устал, и лира
Настроена на самый скорбный лад.

Друзья, прочитав сонеты Петрарки на смерть Лауры, говорили поэту, что стыдно слыть влюбленным стариком и вечно скорбеть о ней. Чужая кончина не даст бессмер­тия, и нет ничего мучительнее, чем сожаление о былой любви.

Кроме лирики, Петрарка посвятил Лауре аллегориче­скую серию «Триумфы» («Триумф Смерти», «Триумф Сла­вы», «Триумф Любви», «Триумф Целомудрия», «Триумф Вечности»).

Поэт путешествовал по Европе, жил в Венеции. Везде его принимали с почетом, достойным особ царской кро­ви, но его осиротевшее сердце было безразлично к вос­торгам толпы. Отклонив предложение стать ректором в только что основанном Флорентийском университете, Петрарка поселился в Милане при дворе архиепископа Джованни Висконти, где исполнял обязанности секрета­ря, оратора и эмиссара. Тогда же он закончил «Буколиче­ские песни» и сборник «Без адреса», а также начал про­странное сочинение «О средствах против всякой форту­ны», куда в конечном итоге вошло более 250 диалогов о том, как совладать с удачей и неудачей. Поэт снова ездил с дипломатическими миссиями в разные страны, работал послом в Праге.

Последние годы жизни он провел в усадьбе, которую купил в деревне Аркуа. Там Петрарка занимался литера­турно-архивной работой, корпел над «Старческими пись­мами», которые собирал с 1361 года, собирал воедино «Кни­гу песен», где любовная составляющая отступила на второй план, и теперь самым главным в сборнике автор стал счи­тать эксперименты с современным языком.

На склоне лет поэт бичевал себя за любовь. Но не за любовь к Прекрасной Даме, а за любовь к славе. Достиг­нув вершин, Петрарка понял, что слава вызывает в окружающих куда больше зависти, чем добрых чувств. В «Письме к потомкам» Великий Влюбленный с грустью писал о своем увенчании лавровым венком в Риме, а пе­ред смертью даже готов был признать триумф Времени над Славой.

Ранним утром 19 июля 1374 года дочь Франческа обна­ружила Петрарку мертвым, сидящим за столом с пером в руке. Он сутки не дожил до 70 лет. Символично, что ког­да-то в письме Боккаччо поэт пожелал: «Пусть смерть за­станет меня читающим или пишущим».

Похоронили Великого Влюбленного в Падуе. После кон­чины слава его превзошла известность любого другого поэ­та. Флорентийцы тщетно выпрашивали у падуанцев тело великого земляка, чтобы похоронить его на родине пред­ков. Говорят, вор отсек у Петрарки правую руку и привез ее во Флоренцию: мол, если не отдают всего тела, так пусть хоть гениальная длань покоится в нашей земле, где похо­ронена и его прекрасная Лаура.

И, наверное, не так уж и важно, была ли эта недоступ­ная дама человеком из плоти и крови, символом бессмерт­ного поэтического вдохновения, или фантомом гениаль­ного воображения, созданным Петраркой лишь для того, чтобы адресовать ему прекрасные сонеты, которыми вот уже многие столетия восхищаются потомки.

© Fammeo.ru Все права защищены.

Читайте также:

Если Вам нравится, поделитесь с друзьями:



ВходРегистрация