Искусство | Знаменитости | Путешествия | Рецепты | Советы хозяйке | Дети

Иван Тургенев и Полина Виардо


Иван Тургенев и Полина ВиардоСовременники единодушно признавали, что она вовсе не красавица. Один из художников того времени охарактеризовал ее не просто как некрасивую женщину, но жестоко некрасивую. Приблизительно так описывали Полину Виардо все, кто когда-либо ее видел. Но как только «божественная Виардо» начинала петь, ее лицо волшебным образом преображалось. В момент одного из таких превращений на сцене оперного театра ее увидел начинающий русский прозаик Иван Тургенев. Эта волнующая и загадочная, притягательная, как наркотик, женщина сумела на всю жизнь привязать к себе писателя. Их красивый роман продлился 40лет, разделив всю жизнь Тургенева на периоды до и после встречи с Полиной.

Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 году в Орле, откуда довольно скоро семья переехала в свое главное име­ние Спасское-Лутовиново. У Тургеневых уже подрастал сын Николай, а спустя год после рождения Ивана на свет по­явился его младший брат Сергей. Мать мальчиков, Варвара Петровна, была очень богатой, но не отличалась красотой Она вышла замуж за красавца-офицера Сергея Николае­вича Тургенева, неисправимого донжуана и пьяницу. Всю нерастраченную в браке силу любви Варвара Петровна пе­ренесла на сыновей. Но ее чрезмерная строгость, а порой и жестокость уничтожили в детях даже чувство уважения к матери. Варвару Петровну, не покривив душой, можно было назвать «Салтычихой».

В 1827 году Тургеневы перебрались в Москву, купив там просторный дом. После того как отец заболел желчно-ка­менной болезнью, родители выехали в Европу, определив старших детей: Ивана – в пансион, а Николая – в артил­лерийское училище. Воспитание, которое Иван получил в пансионе, сделало его изящным и благовоспитанным, но вместе с тем чувствительным, жестоким и высокомерным. По отношению к женщинам он отличался двойственным поведением. От матери он перенял страдание, без которо­го не представлял себе чистой, преданной любви. Навер­ное, поэтому он неосознанно выбирал женщин властных, чью благосклонность было очень тяжело завоевать, отчего радость победы и обладания перерастала в истинное бла­женство. От отца юноша перенял донжуанство, позволив­шее легко расставаться с недавним объектом страсти и поклонения.

Первую физическую близость Иван познал с крепост­ной девушкой. По признанию самого писателя, ему едва исполнилось 15, когда Варвара Петровна по собственной инициативе направила ее в парк, где прогуливался сын...

Несколько лет спустя юноше приглянулась другая кре­постная – Авдотья Иванова, тоже красивая и статная. В ап­реле 1842 года она родила от Ивана дочь, которую назвали Пелагеей.

Первая любовь Ивана Тургенева оставила в его душе горький осадок. Дочь жившей по соседству княгини Шахов­ской, прелестная юная Катя, покорила сердце 18-летнего юноши своей свежестью и непосредственностью. Но де­вушка оказалась не так чиста и непорочна, как рисовало влюбленному юноше его воображение. С горечью ему при­шлось узнать, что у Катеньки уже давно есть постоянный любовник. Причем «сердечным другом» девушки стал его отец, Сергей Николаевич Тургенев. Катенька преподала юному влюбленному жестокий урок: «Я таких любить не смогу, на которых мне приходится смотреть сверху вниз. Мне надобно такого, который сам бы меня сломил».

Окончив Петербургский университет, юноша путеше­ствовал по Германии и Италии. Там же он познакомился с Михаилом Бакуниным. Вернувшись в Россию, Иван часто бывал в его доме, покорив сердце младшей сестры друга – Татьяны. Их роман оказался быстротечным. В это время Иван Тургенев написал свою поэму «Параша», которой потом стеснялся и называл откровенно слабой. Однако поэму одобрила даже Варвара Петровна, которая в то время относилась к увлечению сына писательством как к глупо­сти. А Белинский опубликовал это произведение в «Оте­чественных записках», поместив там же свой положитель­ный разбор произведения.

1843 год стал поворотным в жизни Ивана Сергеевича. На одном из оперных концертов в Петербурге он увидел на сцене женщину своей мечты – Полину Виардо. Чудес­ный голос певицы заворожил не только Тургенева, но и всех слушателей, пришедших на ее выступление. Одна из петербургских газет так рассказывала о впечатлении, ко­торое произвела на концерте оперная дива: «Восторг уже не мог вместиться в огромной массе людей, жадно ловя­щих каждый ее звук, каждое дыхание этой волшебницы... Кто сказал "некрасива"? – нелепость!.. Это было какое­-то опьянение, какая-то зараза энтузиазма, мгновенно ох­ватившая всех снизу доверху».

Молодой русский писатель без памяти влюбился в певицу. Он не скрывал своей страсти, и скоро о его чувствах судачил весь Петербург. Вспоминая о том вре­мени, А. Панаева писала: «Такого крикливого влюблен­ного, как Тургенев, я думаю, трудно было найти другого. Он громогласно всюду и всех оповещал о своей любви к Виардо, а в кружке своих приятелей ни о ком другом не говорил, как о Виардо».

Кем же была женщина, так легко покорившая Ивана Сергеевича Тургенева, превратив его жизнь в постоянное ожидание встречи с ней, полное обожания и поклонения?

Мишель-Паулина Виардо-Гарсия родилась в Париже в 1821 году. Ее отец, Мишель Фердинанд Полин Гарсия, был знаменитым испанским тенором, а старшая сестра, Мария Малибран, – известной на весь мир оперной певицей. Сама же Полина обещала вырасти великолепной пианисткой Ее учителем фортепьянной игры был сам Ференц Лист, в которого девушка по уши влюбилась. Однажды мать По­лины попросила ее спеть несколько арий Россини. Вни­мательно выслушав дочь, она сказала: «Закрой крышку рояля. Ты будешь певицей!»

В 1836 году молодая певица дебютировала в театре «Ре­нессанс» в Париже. Там же она познакомилась и подру­жилась с французской писательницей Жорж Санд, кото­рая была поражена необычным голосом, искренностью исполнения и внутренней красотой молодой певицы. Позд­нее именно Полина станет прототипом главной героини самого популярного романа Жорж Санд «Консуэло». Де­бют был очень удачным, несмотря на далеко не сцениче­скую внешность дивы. По описанию современников, пе­вица была сутула, с выпуклыми глазами, крупными чертами лица – не самая идеальная внешность для сцены. Поэт Генрих Гейне, вспоминая о ней, как-то произнес, что она напоминала пейзаж, одновременно чудовищный и экзо­тический. Альфред де Мюссе писал о первом концерте пе­вицы: «Она поет, как дышит! Ее полное выразительности лицо меняется с удивительной быстротой, с чрезвычайной легкостью, не только в соответствии со сценой, но и в соответствии с фразой, которую она исполняет. Она обла­дает главным секретом творчества: прежде чем выразить чувство, она его ощущает. Она прислушивается не к свое­му голосу, а к своему сердцу». Именно голос заставлял окружающих обожествлять Полину. По словам француз­ского композитора Сен-Санса, ее голос «не был ни бар­хатным, ни кристально-прозрачным, но скорее горьким или печальным, тревожным и тоскующим, иногда груст­ным до слез. Этот голос был создан природой для трагиче­ских ролей, эпических поэм, ораторий».

В 1840 году Полина вышла замуж за Луи Виардо – ди­ректора Итальянского театра в Париже, известного крити­ка и переводчика с испанского «Дон Кихота» Сервантеса. Их брак был очень счастливым, несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте. Специально для певицы были написа­ны музыкальные произведения Брамса, Сен-Санса, Шу­мана. Она много гастролировала, став первой певицей, которая познакомила Европу с музыкальным искусством России.

С момента первой встречи на концерте Тургенев искал предлога познакомиться с Полиной Виардо. Узнав о но­вом увлечении сына, мать побывала на концерте, где вы­ступала Виардо, и возвратившись домой, сказала: «А надо признаться, хорошо поет проклятая цыганка!»

Счастливый случай помог Тургеневу приблизиться к своему идеалу. Один из близких знакомых писателя при­гласил его на охоту в обществе мужа Полины, Луи Ви­ардо, а затем Ивана Сергеевича познакомили и с самой певицей. Это произошло 1 ноября 1843 года. С тех пор Тургенев в течение многих десятилетий всегда отмечал эту дату как священный праздник. В этот день писателя представили как «молодого великорусского помещика, хорошего стрелка, приятного собеседника и плохого сти­хотворца».

На Виардо Иван Тургенев не произвел должного впе­чатления: «Когда он вошел в комнату, он мне показался гигантом – ужасно высокий, удивительно красивый, с го­лубыми и умными глазами... Но не могу сказать, чтобы он поразил меня сразу. Я долго не обращала на него внима­ния...» Со временем преданность Тургенева-поклонника была вознаграждена: ежевечерне после спектакля его ста­ли допускать в уборную певицы наравне с избранными почитателями таланта. Каждый из них должен был во вре­мя антракта рассказывать госпоже Виардо какую-нибудь забавную историю. Молодой писатель легко затмил своих соперников, к тому же он взялся давать ей уроки русского языка. Благодаря этим занятиям певица часто пела на сце­не русские песни и романсы.

Сгорая от страсти, Тургенев писал любимой: «Я ничего не видел на свете лучше Вас... Встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благосклонность не имеет границ и умрет только вместе со мною». Всю свою жизнь писатель остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву. Иван Сергеевич любил всей душой, ему нравилось даже просто произно­сить ее имя. Она же позволяла себя любить.

Их встречи возобновились, когда Полина Виардо сно­ва приехала на гастроли в Петербург зимой 1844– 1845 года. Варвара Петровна писала из Москвы: «Иван уехал отсюда дней на пять с итальянцами, располагает ехать за границу с ними же или для них». После окон­чания гастролей в Петербурге и Москве итальянская опера стала готовиться к отъезду из России. Тургенев ушел со службы в департаменте Министерства внутренних дел получил заграничный паспорт отставного коллежского сек­ретаря, отправляющегося в Германию и Голландию для лечения и уехал за границу. Он много путешествовал, и однажды получил приглашение погостить в семействе супругов Виардо.

Начиная с конца 1840-х годов Тургенев постоянно живет во Франции. Эти годы биографы назовут «счаст­ливым трехлетием». Именно искренность и глубокое уважение писателя к любимой женщине, основанное на принципе: я могу быть счастлив только потому, что она счастлива в своем браке, сделали возможным их отноше­ния, переросшие в роман-дружбу. Русский писатель много путешествует, согласовывая свой маршрут с гастролями Полины Виардо. Семья Виардо постепенно стала части­цей его жизни. В т  годы Иван Тургенев практически жил в семье возлюбленной: он то снимал дома по сосед­ству, то подолгу гостил у нее. С мужем знаменитой пе­вицы у писателя сложились ровные приятельские отно­шения, несмотря на значительную разницу в возрасте. Луи Виардо и Тургенев вместе охотились, занимались литературными переводами. Их объединяла любовь к литературе, театру, гуманизм. Луи Виардо, казалось, не замечал влюбленности русского писателя. Он полностью полагался на благоразумие жены, не изводя ее ревностью и подозрениями.

Полина Виардо, слывшая умной женщиной, сумела со­хранить семью. В том, что это решение было продиктова­но здравым смыслом и железной волей, нет никаких со­мнений: «Я могла совершить большую ошибку – потому что лишилась воли... Понемногу мой разум вернулся ко мне, а с ним и воля. Обладая ею, я была сильнее всех». Она понимала, что на Тургенева – человека творческого – нельзя было положиться в жизни, поэтому держала его на расстоянии. Она даже ни разу не навестила измученного писателя, когда он, находясь в Париже, слег от желудоч­ных колик. К тому же дружба с Тургеневым имела и впол­не ощутимые материальные выгоды: вопреки воли матери, Иван Сергеевич тратил на семейство Виардо крупные сум­мы денег.

Иногда Тургенева разрывали сомнения: нужна ли ему такая любовь? Он часто задавал себе вопрос: кто же он для нее? В такие минуты он искренне ненавидел свою возлюб­ленную, называя ее «безобразной». Часто ему приходилось ловить на себе косые взгляды знакомых и друзей, которые недоуменно пожимали плечами, когда певица, представ­ляя им Тургенева, говорила: «А это наш русский друг, по­знакомьтесь, пожалуйста!» Но ничего поделать со своим сердцем не мог, и любовь становилась с каждым днем все сильнее и сильнее. Существуют предположения, что лю­бовь Тургенева была чисто платонической, но тон некото­рых писем говорит о другом. В эти годы их переписка была особенно нежной: «Любимая моя, самая лучшая, самая дорогая моя женщина... Родной мой ангел... Единственная и самая любимая».

В эти годы он много работает. Из-под пера Тургенева вышли знаменитые «Записки охотника», принесшие ему писательскую славу.

Влюбленному писателю пришлось вернуться на родину в 1850 году: очень тяжело заболела его мать. Тогда Иван Сергеевич даже не предполагал, что на долгих шесть лет покинет Полину Виардо. В родном доме он обнаружил, что его дочь – маленькая Пелагея – в имении бабушки несчастна. Варвара Петровна обращалась с ней очень гру­бо и жестоко, так, если бы та была крепостной. О своих страхах Тургенев рассказал Полине Виардо: «Моя собствен­ная 8-летняя дочь говорит: "Я никому не верю и никого не люблю, потому что меня никто не любит"». Знамени­тая певица сразу же ответила: «Присылайте ее ко мне, она будет моей дочерью». Иван Сергеевич увез девочку во Францию, где она воспитывалась с детьми Виардо. Пела­гея, которую отныне отец называет Полинет в честь Виар­до, навсегда покинула Россию. После смерти матери сы­новья разделили огромное наследство: Ивану Сергеевичу досталось Спасское имение.

В это время популярность Тургенева как писателя и дра­матурга была огромной. Во всех столичных театрах стави­ли его пьесы. Известный в свое время актер Щепкин познакомил Ивана Сергеевича с Гоголем, перед которым тот благоговел. В феврале 1852 года на смерть писателя Турге­нев написал некролог в «Московских ведомостях». Цензура усмотрела в статье нежелательное вольнодумство. Турге­нева арестовали по личному приказу Николая II и продер­жали месяц в полицейской части. За это время Иван Сер­геевич написал одно из своих лучших произведений – «Муму». Затем опальному писателю было приказано уехать в Спасское и жить там, не покидая пределов имения. Ссыл­ка очень тяготила Тургенева. Больше всего он боялся, что если его любимая приедет на гастроли в Россию, он не сможет увидеть ее.

В Спасском Тургенев не жил затворником. С охоты он возвращался в дом, где его ждала Феоктиста, горнич­ная, которую он за большие деньги купил у своей двою­родной сестры Елизаветы Алексеевны Тургеневой. От барыни Феоктиста перешла к барину, стала его любов­ницей, нарядно одевалась и сытно ела, вела бесцветную жизнь. «Сад мой великолепен, – писал он Виардо, и взгляд писателя невольно останавливался на спящей у раскрытого окна Феоктисте, – зелень ослепительно яр­ка – такая молодость, свежесть, что трудно себе предста­вить». В каждом письме Иван Сергеевич вновь и вновь признавался певице в своей любви: «Я должен сказать Вам, что Вы ангел доброты и Ваши письма сделали меня счастливейшим из людей...»

Вскоре случилось то, чего так боялся Тургенев. Полина Виардо приехала на гастроли в Петербург. Чтобы встре­титься с ней, писатель отправился в Москву с поддельным паспортом. Это была их первая встреча за несколько по­следних лет. Своим друзьям и близким великий писатель не раз говорил, что такова его судьба и по-другому быть просто не может, как только царь ему позволит, он сразу же вернется к ней.

Весной 1854 года Иван Сергеевич стал часто бывать у одного из своих кузенов, Александра Тургенева, где по­знакомился с его 18-летней дочерью Ольгой. Пленившись ее грацией и юной свежестью, он не смог скрыть своего восхищения. Они часто встречались на даче у ее родите­лей в Петергофе. Писатель был влюблен, Ольга отвечала ему взаимностью. Иван Сергеевич начал задумываться о женитьбе, перспектива которой и захватывала, и одновре­менно пугала его. Однако все чаще и чаще он снова вспо­минает о Полине Виардо. Когда разлад в его душе стано­вится невыносимым, он решает удалиться. В последнем письме к Ольге Тургенев не пытается оправдываться, он обвиняет себя, откровенно признаваясь, что его пугает разница в возрасте и ответственность, которую он не готов на себя взять. Девушка очень болезненно перенесла этот разрыв. Позднее Ольга стала прототипом Татьяны в рома-  не Тургенева «Дым».

Спустя некоторое время Иван Сергеевич познакомился с сестрой Льва Николаевича Толстого, Марией. В ноябре 1854 года в письме к Анненкову он писал: «Она очарова­тельна, умна, проста... На старости лет (четыре дня назад мне исполнилось 36) я едва не влюбился. Не буду скры­вать от вас, что поражен в самое сердце». Это чувство так и осталось лишь платоническим, а Мария Толстая стала прообразом Верочки из рассказа «Фауст», написанного позднее писателем.

У многих близко знавших Тургенева складывалось впе­чатление, что, бросаясь в новые отношения с головой, он старался вытеснить из своей души царствовавшую там ма­дам Виардо. Это же почувствовала и Мария Толстая, на­писавшая уже после смерти Ивана Сергеевича: «Если бы он не был в жизни однолюбом и так горячо не любил По­лину Виардо, мы могли бы быть счастливы с ним и я не была бы монахиней, уйдя от нелюбимого мужа, но мы рас­стались с ним по воле Бога...» Сам того не желая, Тургенев сыграл роковую роль в судьбе многих женщин, искренне любивших его, но не познавших взаимности.

В этот период, для которого характерны неудачные попытки устроить свою личную жизнь, Тургенев напи­сал самые знаменитые свои произведения: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Первая любовь», «Отцы и дети». Им была создана галерея женских обра­зов, вошедших в золотой фонд русской литературы под названием «тургеневских девушек»: самоотверженных, искренних, не боящихся любить, таких, с которыми писателя сводила жизнь. Совсем иначе выглядят тургенев­ские мужчины: нерешительные, боящиеся ответствен­ности в личной жизни. Казалось, что писатель сам стал прообразом этих персонажей, безжалостно разоблачив свою слабость.

Роковая любовь к Полине Виардо, по-прежнему гос­подствующая в его сердце, заставляет Тургенева в конце 1856 года выехать во Францию. Еще до отъезда он позна­комился с графиней Елизаветой Георгиевной Ламберт, став­шей поверенной в его сердечных делах. В одном письме к ней Тургенев так описал свое чувство к Виардо: «Дон Ки­хот по крайней мере верил в красоту своей Дульцинеи, а нашего времени донкихоты и видят, что Дульцинея урод, а все одно бегут за нею».

Приехав в Париж, Тургенев вновь зажил в тени люби­мой женщины и ее семьи. Он был счастлив, но это счастье вносило в душу полное смятение, страдания от того, что «сидит на краешке чужого гнезда». «Своего нет – ну и не надо никакого», – в отчаянии говорил писатель. Многие друзья, посещавшие Тургенева во Франции, считали его положение очень прискорбным. А Фету Иван Сергеевич признался: «Я заслужил то, что со мной происходит. Сча­стливым я способен быть только тогда, когда женщина поставит свой каблук мне на шею, вдавливая меня носом в грязь». Толстой, встретившись с ним в Париже, писал сво­ей тете: «Никогда не думал, что он способен так сильно любить!»

Полина Виардо по-матерински ровно держалась как с мужем, так и с Тургеневым. Но верность пылкая итальян­ка не хранила никому. Она поддерживала отношения с другими мужчинами, одним из которых стал известный немецкий режиссер Юлиус Риц. В 1856 году она родила сына, вопрос об отцовстве которого так и остался откры­тым. Мужу и вечному возлюбленному Полина предложила только дружбу, «свободную от эгоизма, прочную и неуто­мимую».

Но Тургеневу недостаточно было лишь дружбы. Он стал хворать, ездил от одного врача к другому. В свои 40 он считал, что жизнь прожита. Осенью 1860 года произошло очень серьезное объяснение между Тургеневым и Луи Виар­до: «На днях мое сердце умерло... Прошедшее отделилось от меня окончательно, но, расставшись с ним, я увидел, что у меня ничего не осталось, что вся моя жизнь отдели­лась вместе с ним...»

В 60-е годы Иван Сергеевич живет в постоянных разъез­дах между Россией и Францией. После публикации рома­на «Отцы и дети» в 1862 году писатель ощутил, что теряет связь с молодежью. К тому же у Тургенева не складыва­лись отношения с давними друзьями и единомышленни­ками: Достоевским, Герценом, Толстым. Оставшись со­вершенно один, Иван Сергеевич писал Полине: «Чувства, которые я к Вам испытываю, нечто совершенно небыва­лое, нечто такое, чего мир не знал, что никогда не суще­ствовало и вовеки не повторится!»

В 1864 году Полина Виардо начала терять голос. Она решила уйти со сцены и вместе с мужем и детьми пересе­лилась в Баден-Баден. Перед Тургеневым стал выбор: он мог остаться жить с дочерью во Франции или поехать вслед за возлюбленной. Иван Сергеевич выбрал Полину, объяс­нив, что между ним и дочерью нет ничего общего. В своем письме к графине Ламберт он так объясняет свой выбор: «Она не любит ни музыки, ни поэзии, ни природы, ни собак – а я только это и люблю».

Полина Виардо была для Тургенева не просто боготво­римой женщиной, идеалом, но и музой, проявлявшей жи­вой, неподдельный интерес ко всем произведениям писа­теля. Сохранилось письмо, в котором. Иван Сергеевич благодарил Полину как внимательного слушателя. Сама Виардо однажды в шутку заметила: «Ни одна строка Тур­генева не попадала в печать прежде, чем он не познакомил меня с нею. Вы, русские, не знаете, насколько вы обязаны мне, что Тургенев продолжает писать и работать!»

В 1863 году известная певица открыла школу вокально­го искусства, а затем – театр, задумав самостоятельно пи­сать музыку к его спектаклям. Тогда в Европе только вхо­дил в моду жанр оперетты. Иван Сергеевич охотно помог любимой в ее композиторском дебюте, создав либретто к нескольким комическим операм. В письмах Тургенева, написанных осенью 1867 года, ощущается атмосфера празд­ника, царившая в домашнем театре Виардо: «С утра до вечера – дым коромыслом. Ставятся балетные сцены, приме­ряются костюмы». Сам писатель с огромным удовольствием участвовал в репетициях, играл главные роли. В то время Тургенев близко знакомится с Флобером, Золя, Мериме, Мопассаном, Доде, Готье, Жорж Санд, братьями Гонкур. Одна из знакомых писателя, Нелидова, писала: «Простое письмо с известием о состоянии желудка маленького ре­бенка Клоди (дочери Полины Виардо) для него несрав­ненно любопытнее самой сенсационной газетной или жур­нальной статьи».

В последние годы во Франции Тургенев вел огромную и разнообразную общественную деятельность, став активным пропагандистом русской литературе на Западе. В 1875 году в Париже была открыта русская библиотека-читальня. Пи­сатель не раз жертвовал в ее  фонд книги, оказывал по-, мощь деньгами.

В конце 1879 года Тургенев вынужден был приехать в Россию: умер его брат. На родине писателя встретили с восторгом. Однако своим друзьям он объявил: «Если гос­пожа Виардо сейчас позовет меня, я должен буду ехать». Иван Сергеевич активно участвует в чтениях пьес, со­провождаемый молодой талантливой актрисой Марией Савиной. Она позволяла Тургеневу любить себя, дарить подарки, заботиться. Писатель же закрывал глаза на ее романы с Всеволжским и легендарным генералом Скобе­левым. Влюбившись в Савину, Тургенев привез ее в свою квартиру во Франции, где уже поселилась семья Виардо. Мария не смогла смириться с рабским поклонением великого писателя какой-то мадам Виардо и скоро вер­нулась в Россию.

В эти годы Иван Сергеевич тяжело заболел. Как-то раз он полушутя, полусерьезно спросил Полину Виардо: «Уга­дайте, чего я всего более желал бы?» Мадам Виардо начала строить догадки, но все оказывалось не то. Тогда он пе­чально произнес: «Пять минут постоять и не ощущать боли». Болезнь стремительно прогрессировала. Преслову­тая грудная жаба на самом деле оказалась раком позво­ночника. Когда боль становилась совершенно невыноси­мой, Иван Сергеевич умолял Полину Виардо, заботливо ухаживающую за ним, выбросить его в окно. На что та неизменно отвечала: «Вы слишком большой и тяжелый, и потом, это может вам повредить». В такие минуты писатель не мог сдержать улыбки.

За несколько месяцев до кончины Тургенева умер Луи Виардо. «Как бы я хотел соединиться уже со своим дру­гом», – сказал писатель, узнав о его смерти. В последние месяцы жизни он очень хотел вернуться в Россию... 22 августа 1883 года Иван Сергеевич Тургенев умер.

Существует легенда, что на столике возле кровати По­лины Виардо лежал написанный ею роман о Тургеневе  сак последняя дань человеку, который сам себя не пони­мал, а порой ненавидел, возвращаясь к единственной на Вемле женщине, перевернувшей всю его жизнь. Ему не издалось «свить гнездо», но судьба подарила Полине Виардо и Ивану Сергеевичу Тургеневу идеальную, роковую, страст­ную и необъяснимую разумом любовь, о которой можно лишь мечтать...

© Fammeo.ru Все права защищены.

Читайте также:

Если Вам нравится, поделитесь с друзьями:



ВходРегистрация