Гардероб | Макияж | Прически | Аксессуары | Парфюмерия | Имидж | Стиль | Цвет

История обуви


История обувиИстория развития обуви тесным образом связана с ис­торией развития костюма. В эпоху раннего средневеко­вья в Европе назначение женской обуви было – укры­вать ногу от посторонних взглядов, так же, как вся ос­тальная одежда укрывала тело.

Сменялись эпохи, и каж­дая превносила в моду на обувь свои представления о красоте.

Самый древний вид обуви – сандалии. Раскопками обнаружен и еще один вид обуви со шну­ровкой, изготовленный из кусков кожи, края которой нарезаны ремешками. В Древней Греции мужской и женский костюм не стеснял движений (хитон и санда­лии). Дома и у бедных греков, и у богатых было приня­то ходить босиком. В Риме же по обуви судили и опре­деляли принадлежность к тому или иному общественно­му классу. Высшие слои общества наряду с сандалиями носили каппеи. В античной Греции высшие сосло­вия носили котурны.

Обувь раннего средневековья была кожаной. Изготовляли ее на тонкой подошве. Уже в IX в. в Европе появилась обувь из сафьяна. Ее выши­вали цветными нитками, расписывали краской, декори­ровали аппликациями из разноцветных кож, наносили на нее золотое тиснение.

На обувь XII-XIV вв. сильное влияние оказал готический стиль. Основной вид обуви для женщин – туфли. Вырабатывали их из шевро чер­ными или красными с пурпурным оттенком. Мужчины носили полусапожки из мягкой кожи, закрывающие щи­колотки. Их украшали аппликацией, просечками, вы­шивкой контрастной основному цвету обуви.

До второй половины XV в. предпочтительны были клювообразные башмаки. Позже нос их становится более коротким и закругленным и называется «утиный клюв». В период развития и расцвета готического стиля «носы» башмаков удлинялись до шестидесяти сантиметров. На кончики «носов» надевали серебряные колпачки и цепочкой при­стегивали к ногам. О форме носков мужской обуви про­шлых веков легко судить по наименованиям тогдашних моделей: «Утиные носы», «Коровьи морды», «Медвежьи лапы».

Эпоха Возрождения утяжеляет обувь. У итальян­ских женщин она состояла из суконных чулок, доходя­щих до колен. В XV в. обувь изготовляют на деревянной подошве, которая присоединялась к ботинку с помощью кожаных ремешков. Это своего рода верхняя обувь, ко­торая надевалась на клювовидные ботинки. Каблуки на обуви появляются лишь в XVI в. вместе с обувью до щиколоток. Украшали такую обувь бантами, лентами, розетками. Цвет каблука говорил о принадлежности к определенному сословию. Так, красные каблуки и ханты на подметках могли носить только придворные дамы и господа. Одновременно в этот период носят большие са­поги, воронкообразные, оттопыривающиеся на уровне икры. В более поздний период сапоги даже украшались кружевами.

В XVII в. входят в моду дамские туфли на высоком каблуке. При дворе французского короля Лю­довика XIV и мужчины облачались в туфли на высоком каблуке. Причем туфли с красным каблуком имели право носить только аристократы. В конце XVII в. по­явились ботинки с пряжками, вначале без каблука. Их носили с камзолом и брюками до колен.

В XVIII в. в Европе господствовал стиль барокко. Присущее ему бо­гатство и затейливость меняют и виды обуви. Мужчины надевают сапоги с раструбами, широкими отворотами. Их носят не только для верховой езды, но и повседнев­но. Материалом для таких «мушкетерских» сапогов слу­жат натуральные кожи охристых тонов (для голенищ), а краги выполняются из замши. Они имеют каблуки. Цвет сапог был разным. Красные каблуки по-прежнему явля­лись символом принадлежности к высшему сословию. Большую роль играла обувь в первой половине XVIII в., когда стиль барокко сменился стилем рококо. Женские туфли, так же как и платье, перенасыщаются пряжками, вышивками, кружевами, перфорациями, лентами и дру­гими украшениями, вплоть до изображения ветряных мельниц.

В период господства стиля ампир (1804-1815 гг.) обувь носит отпечаток античности. Она низкая, плоская, без каблука, не исключаются и сандалии с переплетением из ремешков. А в период романтизма (1820-1840 гг.) носили лолуботинки и высокие сапоги. Женщины носили узкие бальные туфельки с завязками. Обувь для торжественных случаев делали из атласа. Цвет одежды и обуви должен был совпадать. Молодые девуш­ки на балах обязаны были появляться только в светлых атласных туфлях.

Стиль классицизма, обращенный к античному искусству, в начале XIX в. диктует легкие одежды и сандалии. В первой четверти XIX в. в период правления Наполеона I придворные женщины обуваются в легкие шелковые или лаковые туфли с розетками. В век романтизма наряду с такой одеждой, как плащи, носят длинные остроконечные туфли. В моду входят ре­зиновые и кожаные галоши. Мужчины до 40-х гг. XIX в. новили фраки и сапоги военного кроя. В 50-х гг. сапоги с отворотами остаются лишь в костюмах для верховой езды. Появляются короткие штиблеты на пуговицах и резинках, которые носили с цветными узорными нос­ками и брюками длиной до подъема ноги. Позднее муж­чины обуваются в ботинки со шнурками.

К концу XIX в. ассортимент обуви расширяется, в чем немало­важную роль сыграло развитие спорта. Появляется обувь на все случаи жизни: для езды на велосипеде, катания на коньках, лодках, для рыбной ловли. На лыжах ката­лись в сапогах. В теннис играли в туфлях из хлопковой ткани черного или коричневого цветов, либо с верхом из оленьей кожи, на резиновой подошве и со шнурками.

В конце XIX-начале XX в. значительно изменяется конструкция и форма обуви. Появляется обувь массового производства. Полуботинки, туфли-лодочки сформирова­ли костюм делового стиля, так подходящий к периоду быстрого развития промышленности, в том числе легкой.

В 20-х гг. XX в. в женской обуви появляется принципи­ально новый вид обуви – мужские полуботинки. Они возникли вместе с мужским костюмом. 70-е гг. нашего столетия характеризуются появлением обуви на «плат­форме». Сегодня всю стилевую атмосферу в моде на обувь определяет спортивный стиль. Носочная часть обуви может быть самой разной от зауженной, заострен­ной до подчеркнуто расширенной – в обуви для отдыха. Каблуки – от совсем низких (20 мм) до высоких (80 и даже 90 мм). Наблюдается тенденция к утолщению каб­лука, форма его – клинообразная. Каблук может высту­пать центральным элементом в образном решении моде­ли. Для обуви всех сезонов характерно утяжеление низа.

Р.А.Бардина

© Fammeo.ru Все права защищены.

Читайте также:
Уход за обувью

Домашняя обувь

Как выбрать обувь


Если Вам нравится, поделитесь с друзьями:



ВходРегистрация