Гардероб | Макияж | Прически | Аксессуары | Парфюмерия | Имидж | Стиль | Цвет

История головных уборов


История головных уборовПоследней, завершающей точкой, придающей очарование костюму, являются головные уборы. Они всегда завершают ансамбль одежды. Сто лет назад женщина без шляпы была немыслима.

Венки, сплетенные из цветов и листьев различных растений, были основными украшениями головы у греков. Их носили все сословия. Их надевали на волосы, поверх шерстяной повязки.

Головные уборы в виде широкополой шляпы с низкой широкой тульей («петас») и яйцевидные шапки моряков и рабочих («пилей») носили лишь в непогоду. Их делали из войлока, соломки, кожи. Головными уборами воинов служили петас и бронзовые шлемы, декорированные высоким гребнем из конской гривы, перьев. Женщины Древнего Египта, кроме царицы, головные уборы не носили. Их заменяли парики, украшенные большими диадемами, лентами, венками из цветов, золотыми цепочками, подвесками из самоцветов, стеклянных и керамических глазурованных шариков.

Головной убор царицы представлял собой ястреба, распластавшего крылья (символ богини Исиды), и изготовлялся из золота. Во время официальных церемоний она привязывала плетеную бородку Озириса. Нефертити в период царствования фараона-отступника носила цилиндрический головной убор.

Широко распространенным головным убором всех слоев общества в древней Месопотамии были колпаки-конусы и налобные ленты. Высшие сословия изготовляли их из дорогих материалов и ярко раскрашивали. Царский головной убор состоял из высокого конусообразного колпака, на который надевалась диадема с двумя спускающимися на спину длинными пурпурными вышитыми лентами. Царь-жрец носил цилиндрический, гладкий или украшенный головной убор с накладными сдвоенными рогами по бокам.

Придворные мужчины носили широкий шарф с косичками или вышитую, шириной в ладонь, полоску, украшенную по нижнему краю рядом толстых нитей. Шарф свисал на плечо и лежал наискосок, а другой конец на-брасывался на голову. Придворные надевали и тюрбаны. Солдаты и офицеры носили конусовидные и шаровидные бронзовые шлемы, войлочные шапки.
Мужские головные уборы в Древней Греции
Мужские головные уборы в Древней Греции

Женские головные уборы в Древней Греции
Женские головные уборы в Древней Греции

Более пяти веков (ХI-ХVI вв.) головными уборами мужчин были суконные или войлочные колпаки различной формы, с невысокой полукруглой, конусовидной или, наоборот, с высокой яйцеподобной тульей, украшенные мехом, металлическими накладками, орнаментальными вставками.

В допетровский период мужскими головными уборами были тафья (домашняя круглая шапочка), мурмолка (колпак с меховой оторочкой или отворотами), горлатые шапки (цилиндрический меховой головной убор, расширяющийся кверху). Женщины носили кокошники, чепцы-повойники, высокую кику с подзатыльником. На повойник и кику надевали убрус и крепили его под подбородком. В зимнее время одевали отороченные мехом колпаки, каптуры.

Высота головных уборов в период господства стиля рококо (начало XVII в.) доходила до полутора метров. Они состояли из каркаса, покрытого полосками муслина, лентами, цветами в сочетании с локонами собственных и поддельных волос.
Головные уборы в Древнем Египте

Головные уборы в Древнем Египте

В эпоху ампира носят чепцы и шляпы самых разных форм. Постепенно шляпа вытесняет чепец. Шляпы напоминают мужской головной убор в виде цилиндра, берета, а также становятся популярными вечерние тюрбаны, шлемовидные шляпы.
Мужские головные уборы в Древней Руси. ХII-ХVI вв.
Мужские головные уборы в Древней Руси. ХII-ХVI вв.

Модными головными уборами в эпоху бидермейера и романтизма становится мягкая фетровая шляпа (1820 – 1840 г.г.). Однако цилиндр, как классический головной убор, остается в моде.

Появляется также складной цилиндр, который носят скорее как символ – под мышкой. В женской моде соперничали традиционный чепец и шляпа. Победила шляпа, ибо она, даже близкая к чепцу, должна была сохранять сложную прическу. Шляпа сплошь покрыта цветами, лентами, воланами. К вечернему туалету полагался традиционный тюрбан без всяких украшений.

Девичьи головные уборы в России XIX в. имели форму обруча, украшенного бисером, бусами, золотым шитьем.

Во многих местностях носили платок из фабричной ткани, свернутый по диагонали жгутом и завязанный концами на затылке. Его дополняли лентами и цветами.
Мужские головные уборы в России 1820 г.
Мужские головные уборы в России 1820 г.

Женские головные уборы в России 1830 г.
Женские головные уборы в России 1830 г.

Во все времена, вплоть до наших дней, головные уборы были связаны с сословными различиями. К примеру, двойная шапка египетского фараона была символом власти. Белая войлочная шапка с черными полями – привилегия ханов в Средней Азии. Цвет и конструкция ее ассоциировались с белыми заснеженными горами и черной землей долин, подвластным ханам. Шляпы французских дворян венчались перьями: у князей и герцогов их было семь, у графов – пять, у баронов – три, у остальных – одно. У церковных служителей также существовали различия в головных уборах: у аббата – черная шляпа с тремя кистями, у епископа – с шестью, а на зеленой шапке архиепископа было десять кистей.

Таким образом, происхождение головных уборов восходит к очень давним временам, когда люди «убирали» свои головы. Обратимся к изображениям богов и увидим, что Юпитер был увенчан дубовым венком, Плутон – кипарисовым, богиня ремесел, искусств и государственной мудрости Минерва – оливковым, бог Бахус – венком из винограда и хмеля. И у простых смертных венки тоже были разные. Осужденные «награждались» венками из колючего терновника, обманщики и доносчики – из растения «медвежья лапа», а за особые заслуги на голову надевали лавровый венок.

Нынешняя мода дает простор творческому подходу к выбору головных уборов. Шапочки и шляпы, береты и жокейки, платки и шарфы можно подобрать если не в магазине, то в ателье на любой вкус. Выбор материалов для них широк и разнообразен: фетр и войлокообразные материалы, ткани – репс, велюр, пике, бархат; трикотаж; натуральные и искусственные меха и кожи; химические мононити, древесная стружка, ленты, искусственные цветы, перо, шнур, пленочные материалы. Их сшивают из выкроенных деталей тканей, трикотажа, отформовывают из войлочных материалов или тканей путем влажно-тепловой обработки на прессформе, вяжут из пряжи и нитей, плетут из соломки, шнура, склеивают из полимерных материалов. Об истории отдельных видов головных уборов см. соответствующие статьи.


Если Вам нравится, поделитесь с друзьями:



ВходРегистрация