Гардероб | Макияж | Прически | Аксессуары | Парфюмерия | Имидж | Стиль | Цвет

Украшения художественных промыслов, народные украшения


Украшения художественных промыслов.Представлены различными предприятиями народных художественных промыслов, продолжающими традиции (технику обработ­ки и отделки, орнамент, колористическое оформление) дедов и прадедов. Каждое изделие народного художест­венного промысла является уникальным произведением декоративно-прикладного искусства. Даже среди одина­ковых украшений вы не найдете двух в точности испол­ненных изделий (в отличие от предприятий ювелирной промышленности, где по образцу, созданному художни­ком, массовым или серийным тиражом изготовляют сотни одинаковых изделий). Это украшения из папье-маше, кости, рога, металла, керамики.

Вот некоторые из художественных промыслов России:

Бурятские украшения. Бурятские мастера издревле украшали браслеты, кольца и другие изделия серебряной насечкой. В настоящее время украшения из золота, серебра и мельхиора в Бурятии изготовляют мастера художники предприятия  народно-художественных промыслов в Улан-Удэ. Техника исполнения – чеканка и филигрань. Отличительная особенность бу­рятских украшений – сочетание металла с деревом и рогом и др. материалами.

Гоцатльские украшения. Выпускают мастера и худож­ники Гоцатльского художественного комбината им. Г. Цадасы. Применяемые материалы – медь, серебро, мельхиор, а также золото, необходимое для гальванического покрытия украшений. Производят украшения вручную. Техника обработки – чеканка и гравировка. Для отделки применяется чернение. В ассортименте украшений – серьги, кольца, брас­леты, гарнитуры.

Казаковские украшения – высокохудожественные из­делия, в том числе украшения, выполняемые мастерами и художниками казаковского художественного промысла. Производство филигранных (Филигрань) изделий со­средоточено в селе Казакове Вячского р-на Нижегород­ской области. Материалом для художественной обработки металла служит посеребренная медь, реже – серебро. Основная техника изготовления – филигрань. При от­делке мастера используют оксидирование и местное золочение. Отличительная особенность казаковских укра­шений – геометрический орнамент сложных криволи­нейных очертаний. Основной элемент рисунка –  завивка. Выпускают казаковские умельцы серьги, броши, колье и др. украшения.

Красносельские украшения – украшения, вырабаты­ваемые мастерами и художниками Красносельского на­родного художественного промысла. Ведущим предпри­ятием, продолжающим его традиции в наши дни являет­ся красносельское объединение «Ювелирпром» в Ко­стромской обл., куда входят головные предприятия – Красносельский ювелирный завод, костромское произ­водственное объединение «Ювелир», Подольский юве­лирный завод и Сидоровская ювелирная фабрика. Они вырабатывают украшения из серебра и цветных металлов (гл. обр. меди) и их сплавов – мельхиора, томпака. Используется и золото. Выпускают красносельские мастера серьги, броши, кольца и мужские перстни, за­понки и другие изделия в технике филиграни. Но применяется и литье, чеканка, для отделки – эмалирование, гравировка. Особенность крас­носельских украшений – умелое сочетание поверхности полированного и матового серебра. Орнамент изделий главным образом укрупненный геометрический, но встречаются и растительные узоры.
Украшения художественных промыслов.
Кубачинские украшения – украшения с черневым узо­ром, выполняемые мастерами и художниками всемирно известного   Кубачинского   народного   художественного промысла. Мастера из дагестанского селения Кубачи сла­вятся изготовлением черневых изделий из серебра с глу­бокой древности. Традиции кубачинского промысла про­должает Кубачинский комбинат художественных изделий, а также мастера селений Чох, Сограль, Гоцатль и др. Здесь делают уникальные браслеты, занимающие ведущее место в ассортименте черневых изделий, серьги, кольца, броши из серебра с национальным рисунком в орнамен­те, реже с филигранной вязью, украшенные позолотой. Для кубачинских украшений характерен растительный орнамент, среди которого выделяются три типа: тутта накьиш (ветвистый узор) – симметричный орнамент, на­поминающий древесную ветвь; мархарай накьиш (зарослевый узор) – несимметричный орнамент со спиралями, разбегающимися в разные стороны и не имеющими ни центра, ни верха, ни основания; и миндурма накьиш (клетчатый узор). Кроме черневых кубачинцы выпускают и эмалевые  украшения с эмалью по скани, выемчатой эмалью, вычеканенной эмалью по оброну (линейная гра­вировка) и др. Много украшений вырабатывают сегодня в технике перегородчатой эмали.  Эмаль, Перегород­чатая эмаль, Филигрань (скань), Выемчатая эмаль.

Мстерские украшения – филигранные изделия, яв­ляющиеся произведениями декоративно-прикладного ис­кусства, вырабатываемые на предприятии художествен­ных промыслов Владимирской области (фабрика «Юве­лир» в поселке Мстера Вязниковского р-на). Из предме­тов украшений во Мстере выпускают сканые броши, браслеты, серьги, в основном, геометрического орнамен­та. В узоре преобладают элементы несложной конфигура­ции: завитки, скобочки, колечки. Характерная особен­ность мстерских филигранных изделий – свободное рас­положение деталей рисунка, что придает украшениям легкость и ажурность, а также переходы от плотного ажура к разреженному. Рисунок мстерских украшений напоминает узоры старинных русских решеток. Исполь­зуют мастера и накладную филигрань, и ажурную (Ажурная филигрань) и оксидирование по на­кладной филиграни. Иногда применяется серебрение.
Украшения художественных промыслов.
Ростовская финифть – украшения с живописной эма­лью (Финифть, Живописная эмаль), вырабатываемые мастерами и художниками фабрики «Ростовская фи­нифть» в г. Ростове Ярославской области. Промысел сло­жился в XVIII в. и достиг большого расцвета в XIX в. Выбор изделий очень широк: броши, серьги, браслеты, кулоны, колье, кольца, а также комплекты – браслет и серьги, серьги и кольцо, кулон, серьги, кольцо и т. Техника декорирования украшений – расписная (живописная) эмаль. Орнамент узоров – растительный. Техника изготовления в основном – филигрань. Сочетание филиграни с финифтью значительно обогащает изделия. Многообразна форма изделий из финифти. Предметы украшений имеют свои названия, например серьи «Кокошник», «Бочата», «Фиалки», «Росинки» и пр., комплект (серьги и кулон) «Фиалки» и пр.

Украшения республики Саха. Основное предприятие по выпуску художественных изделий, в т.ч. украшений – фабрика «Сардаана». Для изготовления украшений ис­пользуются металлы и сплавы (медь, серебро, бронза, кожа, мех. Ассортимент: броши, кулоны, подвески, серьги, пряжки к поясам и др., выполненные с использованием старинных традиций. Технология изго­товления изделий – литье, просечка, выколотка формы из листа. Пользуясь ограниченными приемами обработки металла мастера доказали возможность создания этими средствами красивых и оригинальных украшений.

Унцукульские украшения – деревянные изделия с ин­крустацией металлом. Выполняются на Унцукуль­ской фабрике художественной обработки дерева (в селе Унцукуль, Дагестан). Промысел возник в первой полови­не XIX в. Сегодня фабрика продолжает старые традиции изготовления изделий из дерева узорной насечкой. Мате­риалом служат твердые породы древесины: орех, кизил, абрикос. Для насечки используют се­ребро и мельхиор в виде тонких лент и отрез­ков проволоки. Техника изготовления сложна и трудоем­ка. Для декорирования одного изделия подчас требуется более 30 тыс. точно рассчитанных движений мастера. Суть этой техники в том, что мастер резцом делает в древесине щель, вдвигает в нее узкую полоску серебра или мельхиора и пристукивает молоточком.

Из предметов украшений выпускаются кулоны, броши, отличающиеся тщательно отполированной по­верхностью от темно-коричневых до красных тонов и блестящим орнаментом, строгим и гармоничным. Из ор­наментальных мотивов наиболее распространены «хуху-нишак» (сетчатый орнамент), «анчила» (орнамент кирпи­чиками) и более сложные узоры, представляющие собой комбинации различных фигур. В последние годы встре­чаются и растительные мотивы, и изображения сказоч­ных животных.
Украшения художественных промыслов.
Федоскинские украшения – изделия мастеров и ху­дожников Федоскинской фабрики лаковой живописи (село Федоскино, Моск. обл.). Ассортимент включает: браслеты, броши, серьги, кулоны. Выполняются они в технике «Шотландка», «Скань», а также декорированны­ми живописью и золотым орнаментом. «Шотландка» представляет собой рисунок, состоящий из перекрещива­ющихся линий. «Скань» – набор рисунка по сырому лаку из отдельных металлических – серебряных или мельхиоровых – элементов, отбитых на цветной матрице специальным пуансоном; в результате лаковые украше­ния из папье-маше напоминают филигранные. От­сюда и название техники – скань, или филигрань. Отли­чаются федоскинские изделия художественной вырази­тельностью и мягкостью светотени. Тематика на брошах, кулонах – изображение русской девушки в сарафане, с косой или растительный орнамент – цветы (розы, ро­машки, пейзажи и пр.). Обрамляются  украшения витым золотистым орнаментом по краю предмета. По форме броши делаются круглые, овальные, реже – прямоуголь­ные.

Хохломские украшения – выпускают в Нижегород­ской области: фабрика художественных изделий «Хохлом­ской художник» в селе Семине Ковернинского р-на с филиалами в селах Новопокровском и Кулигина; производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Се­менове; Семеновское производственное объединение су­вениров.

Из предметов украшений они изготовляют деревянные бусы, браслеты, броши. Отличительная особенность хохломских украшений – растительные узоры: «травка» (включает изображение осоки, луговицы) и «Кудрина» (золотистые кудреватые завитки, линии которых образу­ют причудливые узорные формы листьев, цветов и пло­дов (на черном, красном или золотистом фоне).

Украшения художественных промыслов.Художественные камнерезные украшения – высокоху­дожественные декоративные изделия, в том числе укра­шения, вырабатываемые предприятиями художественных промыслов. Каждое предприятие имеет свои особенности в обработке камня, орнаментации. Наиболее значитель­ные из них находятся в гг. Екатеринбурге и Калинин­граде.

В своих изделиях мастера-камнерезы удачно сочетают различные породы камня (ведь Урал – кладовая камня) или камень с металлом. Например, ажурные звенья брас­летов чередуются со вставками из камня. Чаше всего из металлов используется серебро, реже золото.

Применяемая техника обработки металла – ажурная или накладная филигрань (Филигрань). Так, в бро­шах нередко – это лента с зернью или накладной филигранью и вставками из камня. Отличаются изделия строгостью и простотой геометризованных форм и рит­мичностью повторения орнамента филигранного ри­сунка.

Калининградские украшения. ( Янтарные украше­ния).

Якутские украшения. В Якутии художественное ремес­ло, связанное с обработкой металла, имеет древние тра­диции. Кузнечное дело было хорошо развито еще в X-XII вв. А к XVII – началу XIX в. мастера славились не только как кузнецы, но и как ювелиры.

Особой популярностью у женщин пользовались серьги из серебра. Они и сегодня – традиционный вид украше­ний в Якутии.

Выпуск предметов украшений сосредоточен на фабри­ке «Сардаана». Используя старинные традиции, там вы­пускают броши, подвески, кулоны, серьги и др. предме­ты. Особенно широко в ассортименте представлены серь­ги. Изготовляют их из меди, бронзы, серебра. Пользуясь ограниченными техническими приемами – литьем, про­сечкой, выколоткой формы из листа, якутские ювелиры доказали возможность создания и этими средствами кра­сивых и оригинальных ювелирных и художественных из­делий.

Р.А. Бардина.

© Fammeo.ru Все права защищены.

Читайте также:

Если Вам нравится, поделитесь с друзьями:



ВходРегистрация