Гардероб | Макияж | Прически | Аксессуары | Парфюмерия | Имидж | Стиль | Цвет

Стеклянные украшения


Украшение из стеклаСтеклянные украшения – бижутерия, изготовляемая из различных видов стекла: бутылочного, оконного, оп­тического кронгласа и флинтгласса, рейзинкеля, боросиликатного, авантюринового. Широ­кий ассортимент стеклянных украшений вырабатывают в Чехословакии: в гг. Яблонец, Турнов, в Германии (Бава­рия, близ Кауфбейнерене).

Стекло – древний и красивый материал. Использо­вание его для изготовления украшений связано с его высокими декоративными и потребительскими свойства­ми: высокой прозрачностью, химической стойкостью, способностью принимать на редкость красивую окраску. Немаловажны также технические возможности стекла, позволяющие придавать изделиям бесконечно разнооб­разные формы, что позволяет создавать высокохудожест­венную бижутерию. Представляет собой твердое вещест­во, которое получают плавлением при высокой темпера­туре одного кислотного окисла, но чаще вместе с ос­новным окислом, после чего расплав охлаждают доста­точно быстро, чтобы не допустить образования видимых кристаллов. В качестве кислотного окисла обычно ис­пользуют кремнезем в виде песка, но его можно отчас­ти заменить окислами бора, мышьяка, сурьмы и фосфо­ра. В качестве основного окисла берут соду или поташ вместе с известью, жженой магнезией, окислами свинца, бария, цинка, таллия или глинозема. Пропорции компо­нентов можно менять, получая различные виды стекла с разным химическим составом и физическими свойства­ми. Стекло служит самостоятельным материалом для из­готовления бус, серег, подвесок, кулонов, колье, бро­шей, а также используется для ювелирных вставок. Ши­роко применяют стекло для имитации природных камней.

Браслет из стеклаНаши предки изготовляли из стекла «бриллианты» (из свинцового стекла с добавкой буры, глицерина и мышья­ковистой кислоты), «рубины» (в стекло добавляли касссиевый порфир), «сапфиры» (с добавкой окиси кобаль­та), «изумруды» (с добавкой окиси меди и окиси хрома) и т. д. Подделки, использовавшиеся в ювелирном деле, изготовлялись еще в стекольных мастерских Древнего Египта, а может быть и раньше. Плиний писал в «Есте­ственной истории», что имитация хрустальных сосудов изделиями из стекла была доведена до высокой степени совершенства, но на ценность подлинной вещи это ни­коим образом не влияло.

И сегодня стекло широко используется для имитации природных камней. Для имитации применяют два вида стекла: кронгласе и флинтгласе. На их основе можно изготовить типы стекла, частично или полностью заменяя входящие в них компоненты. Из таких стекол выпускают дешевую бижутерию. Добавка свинца увеличивает преломление и дисперсию. Из­делия из такого стекла очень красивы, если их правиль­но огранить. Но такие «камни» очень мягки и царапа­ются даже оконным стеклом. При трении во время носки они быстро теряют свет, полировку. Кроме того, они чувствительны к воздействию сернистых окислов, содержащихся в дымной атмосфере городов. Поэтому со временем приобретают неприглядный коричневый отте­нок.

Используя окислы металлов и красящие вещества, можно придать стеклу практически любой оттенок. Оксид железа дает зеленый, коричневый, красный отте­нок; оксид меди – голубой, красный; кобальта – голу­бой; никеля и двуокиси магния – пурпурный в калие­вом стекле и коричневый в натровом; хрома – желтова­то-зеленый; урана – вызывает флюоресценцию и дает зеленый и желтый цвета; марганец – фиолетовый; двуокись титана – желтый и коричневый. Великолепный рубиновый цвет получается путем добавления к стеклу тонкоизмельченного золота. При добавлении нераствори­мых веществ (костной муки, криолита, окиси олова) по­лучают молочное стекло. Другие красящие вещества, не являющиеся оксидами, дают такие цвета: сульфид кад­мия – желтый; селен – красный; соли серебра – жел­тый; углерод – желто-коричневый; сера – желтый. Де­корируют украшения из стекла разными способами.

Наи­более распространенным является алмазная шлифовка или алмазная грань (по аналогии с огранкой алмазов). Художественный эффект от этой шлифовки и полировки достигается благодаря тому, что на изделия наносятся глубокие и острые грани, способствующие лучшему преломлению и игре света. Иногда для прида­ния стеклу игры и блеска нижнюю часть (кюлассу) по­крывают серебряной фольгой. При гранении вставок из стекла им придают те же формы, что и натуральным (природным) или синтетическим камням – круглую, овальную, прямоугольную, квадратную. Более привлека­тельными выглядят вставки и изделия из хрустального стекла. Они характеризуются высокой степенью прозрач­ности, светопреломлением и светорассеиванием, блестяшей поверхностью и другими свойствами, с которыми связана эстетическая ценность его как материала для из­готовления украшений. Хрустальное стекло легко подда­ется обработке (нанесению граней). Умелая обработка изделий из стекла выявляет красоту этого сравнительно дешевого материала. Нередко изделия из хрустального стекла путают с природными минералами – горным хрусталем, цирконом.

Серьги из стеклаЧтобы отличить вставки из стекла от природных или синтетических, определяют их твердость и хрупкость. Для этого напильником проводят по рундисту: если вставка из стекла, то она сразу крошится, а если из при­родного или синтетического камня, остается неповреж­денной. Чтобы не повредить камень (если это стекло) можно рассмотреть его в лупу или микроскоп. В стекле присутствуют газовые пузырьки различной формы, иног­да свили, сгустки красителей. (слева: стеклянные украшения - фото).

Кроме чисто стеклянных имитаций применяются сдвоенные и строенные камни, склеенные из стекла и натурального камня, из слабо- и густоокрашенных кам­ней, из природного и синтетического камня. Такие под­делки прекрасно видны под лупой или микроскопом: на месте склеивания наблюдаются пузырьки, расположен­ные в одной плоскости. Кроме того, стекло не имеет такой густой окраски, как синтети­ческие камни. Следы дыхания исчезают с природных камней быстрее, чем со стеклянных, и они кажутся более холодными.

Страз – свинцовое стекло, в составе которого при­сутствуют 38,2% кремнезема, 53,3% окиси свинца, 7,8% карбоната калия и небольшое количество др. веществ. Название произошло от фамилии Йозефа Штрасера, ко­торый первым применил подобное стекло, но сейчас этот термин устарел. Применяется для имитации брил­лианта. Не обладает достаточно высоким преломле­нием для того, чтобы получить удовлетворительные ре­зультаты при бриллиантовой огранке. Поэтому ос­нование таких «камней» часто покрывают слоем ртутной амальгамы или, как это делали в старых ювелирных из­делиях, в оправу вкладывают фольгу, чтобы свет отра­жался в камне, а не уходил через его основание. Отли­чить имитацию из страза от драгоценных камней нетруд­но. У страза гораздо ниже твердость. Дисперсия света в стекле выше дисперсии в драгоценных камнях, и при испытании стеклянных подделок на рефрактометре едва ли можно увидеть окрашенную тень. Имитации не обладают дихроизмом, который наблюдается у мно­гих драгоценных камней, а их показатели преломления и удельный вес редко даже приблизительно совпадают с соответствующими характеристиками имитируемых нату­ральных камней.

Кулон стеклоАвантюриновое стекло – впервые было получено в одном итальянском монастыре; оно содержит мельчай­шие тонко рассеянные чешуйки металлической меди. На­звание происходит от фр. выражения par aventure, что дословно означает «случайно». Известно также под тор­говым названием «золотой сплав».

Хрустальное стекло (хрусталь, греч. krystallos – крис­талл), стекло с высоким содержанием оксида свинца (или бария). Назван по аналогии с горным хрусталем. Отличается высокой прозрачностью, особым блеском. Применяется для имитации горного хрусталя. Украшения из хрустального стекла декорируют гравировкой, огран­кой, резьбой. Изделия из хрустального стекла обла­дают яркой многоцветной игрой света.

Цинковое стекло – стекло, изготовленное на базе кронгласса, где известь заменяется окисью цинка. Применяется для производства дешевой стеклянной би­жутерии.

Бисер (от араб, бурса, что означает стеклярус) – мел­кие разноцветные стеклянные бусины с отверстиями. Применяется для изготовления бус, браслетов, реже серег. Украшают бисером и одежду (вышивка бисером).

Р.А. Бардина.

© Fammeo.ru Все права защищены.

Читайте также:


Если Вам нравится, поделитесь с друзьями:



ВходРегистрация