Гардероб | Макияж | Прически | Аксессуары | Парфюмерия | Имидж | Стиль | Цвет

История ювелирного искусства


Лавка древностейПроисхождение и изначальная при­рода украшений уходит корнями в далекое прошлое. Древние люди для подчеркивания своей силы, смелости, ловкости украшали себя зубами и когтями тигра, рогами бизона. С развитием человечества развивалось и искусст­во изготовления украшений. Предки научились обраба­тывать камень и металл. Появились украшения. Первона­чально они являлись амулетом, талисманом. Постепенно изготовление украшений превратилось в вы­сокое искусство.

За несколько тысячелетий до н.э. люди умели выраба­тывать тончайшие, богато украшенные изделия из золота и серебра, представляющие собой подлинные сокровища.

Наиболее древние металлические художественные изде­лия, найденные на территории бывшего СССР, относят­ся ко II-I тыс. до н.э. В русском ювелирном искусстве художественная обработка металла всегда занимала вид­ное место.
Лавка древностей 2
Ювелирное искусство Древней Руси (VI-XV вв.) отразилось на художественной культуре многих народов, населявших нашу родину. Мастера высоко це­нили естественные декоративные качества и природную красоту камней. Мастера Киевской Руси владели многи­ми способами художественного литья, техникой сканоэмальерного дела, золотой наводки, приемами выполне­ния черневого узора. В России в ХI-ХIII вв. ювелиры Новгорода и Киева с большим мастерством обрабатывали созданные природой различные цветные камни. Особен­но славился изделиями из драгоценных металлов – зо­лота и серебра – Великий Новгород. Это искусство позднее перешло в Великий Устюг и Тотьму (Вологод­ской области).

С нашествием татаро-монгольского ига и разрушени­ем центров русской культуры в XIII в. развитие ювелир­ного искусства было прервано. В XV в. ведущее место в развитии ювелирного дела занимает Москва. Здесь успеха достигло серебряное сканое дело. Филигранное кружево создавалось из непрерывно вьющихся стеблей, либо сво­бодно раскинувшихся пучков трав. К XVI в. для ювелир­ных изделий становится характерным пышный, торжест­венно-нарядный стиль. Московские ювелиры и устремив­шиеся в Москву талантливые ремесленники-умельцы со­вершенствуют свое мастерство, вводят новые технические приемы обработки и декорирования изделий.

Лавка древностей 3
XVI в. считается периодом высокого взлета творчес­кой фантазии и мастерства в ювелирном деле. Для юве­лирного искусства этого периода характерно введение самоцветов и эмали. Драгоценные и полудрагоценные камни часто используют как дополнение к эмали, скани, черни и чеканке в сочетании с разными материалами и способами художественной обработки ме­талла. В украшениях с перегородчатой эмалью самоцветы выступают на равных правах с эмалью и ажурной ска­нью. Самоцветы гармонируют с синими, бирюзово-зеле­ными, розово-красными тонами эмали. Из минералов используют почти темные изумруды и очень распростра­ненный сапфир. В XVII в. эмальерное искусство достига­ет расцвета. Характерная особенность изделий, декориро­ванных эмалью – яркость, красочность, богатство, на­рядность. Насыщенные цвета присущи и самоцветам: изумруду, сверкающему яркой зеленью, интенсивно вишнево-красным альмандинам, алым, как кровь, рубинам и шпинели. В этот же период дости­гает особого совершенства техника черни. Она обогаща­ется по сравнению с предыдущим периодом густой штриховкой по линиям рисунка. К концу XVII в. появ­ляется чисто граверная манера резных изображений. Раз­виваются центры серебряного дела – в Ярославле, Ниж­нем Новгороде, Костроме и особенно в Сольвычегодске. В последней четверти XVII в. здесь появилась новая тех­ника эмали – живописная. Мастера Сольвычегодска внесли в растительный орнамент изобра­жения птиц, животных, пейзажи.

Начиная с XVIII в. русское ювелирное искусство раз­вивается в тех же традициях, что и искусство Западной Европы, сохраняя между тем свои самобытные черты. Кроме колец, серег, браслетов, подвесок, ожерелий, бу­лавок для галстуков, шпилек для причесок, пуговиц и цепочек из золота и серебра, изготовляются украшения в сочетании с другими материалами – драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом, перламут­ром, костью, янтарем. Популярными ста­новятся украшения с поделочным камнем.

Лавка древностей 4
Большого развития и совершенства ювелирное дело в России достигло в XIX в. Во второй половине XIX-на­чале XX в. особенно выделялась ювелирная фирма Фа­берже, основанная в Петербурге в 1848 г. Многие не­большие ювелирные фирмы работали по моделям фирмы Фаберже. Высокого мастерства достигла гравировка, пропиловка ажуров, чеканка, эмалирование изде­лий из золота и серебра. В моде преобладали диадемы, эргеты, колье, пряжки, крупные банты. Ши­роко применялись агаты и кварцы в сочетании с драгоценными камнями и бирюзой. Часто изделия перегружались драгоценными металлами и становились тяжелыми. Основным покупателем ювелир­ных изделий была придворная знать, финансовая и тор­говая буржуазия. Во второй половине XIX в. ювелирное производство сосредотачивается главным образом в руках крупных фирм Москвы и Петербурга. Черневое искусст­во успешно развивается на русском Севере – в Великом Устюге, Вятке, Вологде, а также в Сибири – в Тоболь­ске и в Томске.

Конец XIX – начало XX в. отмечены в искусстве как эпоха стиля модерн, отражавшего упаднические вкусы буржуазии. В ювелирном искусстве влияние модерна вы­разилось в крайней усложненности форм, запутанности орнамента, вялости линий. Теряет четкость филигранный рисунок. Формы предметов из металла становятся рых­лыми, имеют неопределенные очертания.

Современные ювелирные мастера и художники про­должают традиции старых мастеров. Особенно это каса­ется народных художественных промыслов, крупные юве­лирные заводы, мастерские и комбинаты Художественно­го Фонда, кооперативные предприятия и индивидуальные мастерские, предприятия народных художественных про­мыслов создают великолепные работы, способные удов­летворить самый взыскательный вкус потребителя и до­стойно представлять наше ювелирное искусство за рубе­жом.

Р.А. Бардина.

© Fammeo.ru Все права защищены.

Читайте также:


Если Вам нравится, поделитесь с друзьями:



ВходРегистрация