что означает интерпретация результатов

Расшифровка результатов теста на антитела к коронавирусу – таблица

Что такое антитела к коронавирусу?

Антитела (другое название – иммуноглобулины) – это специальные белки, которые вырабатываются и (или) продуцируются плазматическими клетками.

что означает интерпретация результатов. Смотреть фото что означает интерпретация результатов. Смотреть картинку что означает интерпретация результатов. Картинка про что означает интерпретация результатов. Фото что означает интерпретация результатов

Что делают иммуноглобулины?

Иммуноглобулины образуются в ответ на попадание в организм чужеродных бактерий или вирусов. Они взаимодействуют с антигеном (специфическим участком вредителя) и обезвреживают его.

Таким образом наш иммунитет стоит на страже нашего здоровья.

Какие классы иммуноглобулинов существует?

Выделяют 5 классов иммуноглобулинов, некоторые из которых содержат подклассы.

IgA – секретируются на поверхности эпителия и присутствуют в слюне, слезе, на поверхности слизистых.

IgM – обнаруживается при первичном попадании антигена. Указывает на острый инфекционный процесс у человека.

IgG – основной класс иммуноглобулинов, защищающий от вирусов, бактерий, токсинов.

IgD – обнаруживают на поверхности развивающихся B-лимфоцитов. Функция не установлена.

IgE – секретируются при аллергической реакции немедленного типа.

Методы определения антител к коронавирусу

что означает интерпретация результатов. Смотреть фото что означает интерпретация результатов. Смотреть картинку что означает интерпретация результатов. Картинка про что означает интерпретация результатов. Фото что означает интерпретация результатов

Существуют два метода определения иммуноглобулинов к коронавирусу в организме человека – ИФА и ИХА.

Иммуннохроматографический анализ – это качественный метод определения иммуноглобулинов классов М и G.

Качественный метод – это метод, позволяющий только определить наличие антител в организме. Иными словами, ответить на вопрос – есть они или нет.

Иммуноферментный анализ – это количественный метод определения иммуноглобулинов.

Количественный метол – не просто говорит о наличии антител, но и показывает их количество в единице объема крови.

Для анализов проводят забор венозной крови, следовательно, подготовка к процедуре стандартная:

Проводить исследование на пустой желудок (не есть за 8 часов до процедуры).

Воздержаться от питья воды за час до забора крови.

Для курильщиков – не курить за 2 часа до процедуры.

Что выбрать – качественный или полуколичественный анализ?

Для чего проводится качественный и количественный анализ?

Качественный анализ позволяет ответ на 2 вопроса:

Полуколичественный тест позволяет ответить на эти вопросы, а также определить количество иммуноглобулинов в организме.

Для чего определять количество иммуноглобулинов?

Определение количества антител позволяет определить, сформирован ли долговременный иммунитет. Именно он защищает на организм от повторного заболевания коронавирусом.

Показания к проведению исследования

Показаниями к проведению анализа является:

Наличие симптомов общего недомогания. В этом случае тестирование проводится для подтверждения диагноза.

При контакте с носителем или больным коронавирусной инфекцией.

По желанию – для лабораторной оценке иммунного статуса.

Как проводится тест

что означает интерпретация результатов. Смотреть фото что означает интерпретация результатов. Смотреть картинку что означает интерпретация результатов. Картинка про что означает интерпретация результатов. Фото что означает интерпретация результатов

Необходимо прийти в Клинику МЕДЕЛ по предварительной записи.

Процедура проводится путем забора крови.

В Клинике МЕДЕЛ результаты изготавливаются в течение 1 дня.

Источник

Врач объяснил, как расшифровать свои анализы на антитела к COVID-19

С результатами подобных анализов корреспондент «Российской газеты» обратилась к сертифицированному специалисту по физической реабилитации, члену Европейской ассоциации амбулаторной реабилитации Леониду Дьякову.

Антитела: иммунный ответ

что означает интерпретация результатов. Смотреть фото что означает интерпретация результатов. Смотреть картинку что означает интерпретация результатов. Картинка про что означает интерпретация результатов. Фото что означает интерпретация результатов

Леонид Леонидович, в лаборатории люди получают результаты исследования, естественно, безо всяких комментариев. Их отправляют к врачам. Но к ним сейчас пробиться нелегко, да и не каждый рискует сидеть в очередях. В итоге человек мучительно вглядывается в непонятные обозначения, думает, плохо это или хорошо. Расскажите, что значит: «Антитела обнаружены».

Тест на антитела может показать, сталкивался ли человек с коронавирусом, даже если симптомов COVID-19 у него не было. Если антитела обнаружены, значит, организм среагировал на встреченный вирус. Они могут сохраняться, даже если самого вируса в организме уже нет. Этот тест говорит только о том, что произошел некий иммунный ответ.

что означает интерпретация результатов. Смотреть фото что означает интерпретация результатов. Смотреть картинку что означает интерпретация результатов. Картинка про что означает интерпретация результатов. Фото что означает интерпретация результатов

что означает интерпретация результатов. Смотреть фото что означает интерпретация результатов. Смотреть картинку что означает интерпретация результатов. Картинка про что означает интерпретация результатов. Фото что означает интерпретация результатов

Таким образом, выявление антител в крови является информативным свидетельством текущего или прошлого инфекционного процесса и помогает выявить стадию развития инфекции.

Обнаружение IgM указывает на недавнее инфицирование SARS-CoV-2. Они появляются непосредственно после контакта с носителем вируса, на третий-четвертый день. Через семь-десять дней они уже точно присутствуют в крови.

Потом они «стареют»?

Леонид Дьяков: Общий период вероятного выявления антител класса M не превышает двух месяцев. В течение этого времени IgM антитела постепенно полностью сменяются на IgG. Последние начинают формироваться в среднем на 21-й день.

Если еще есть IgM, и уже появились иммуноглобулины класса G, то это означает позднюю инфекцию. Просто IgM еще не сошли на нет.

Получается, наличие IgM не обязательно говорит об активной инфекции?

Леонид Дьяков: Да. Эти антитела могут выявляться и на стадии выздоровления.

что означает интерпретация результатов. Смотреть фото что означает интерпретация результатов. Смотреть картинку что означает интерпретация результатов. Картинка про что означает интерпретация результатов. Фото что означает интерпретация результатов

что означает интерпретация результатов. Смотреть фото что означает интерпретация результатов. Смотреть картинку что означает интерпретация результатов. Картинка про что означает интерпретация результатов. Фото что означает интерпретация результатов

Когда в крови выявляются только IgG, это говорит о том, что пациент выздоровел, и у него сформировался иммунитет к SARS-CoV-2. Если уровень IgG достаточно высок, то можно стать донором иммунокомпетентной плазмы. Например, IgG больше 40, а IgM больше 1,5, либо IgG больше 80, а IgM равно нулю.

То есть, если в крови выявлены обе группы антител, это означает, что человек уже выздоравливает?

Леонид Дьяков: Совершенно верно. Еще раз повторю: иммуноглобулины М говорят о том, что человек в данный момент болеет коронавирусом. Это не обязательно тяжелые формы, состояние может быть и бессимптомным. А иммуноглобулины G говорят о том, перенес ли он коронавирусную инфекцию в прошлом.

Далее, в графе «Дополнительная информация», вообще непонятная шифровка. А чем непонятнее, тем ведь страшнее. К примеру, вот передо мной результаты, переданные одним пациентом: «ОПсыв 0,0338; КП 1,45». Что кроется за этим?

От чего зависит количество антител в организме?

Лучше не болеть

Заразен ли человек, чей анализ мы расшифровываем?

Леонид Дьяков: По данному тесту нельзя определить, заразен ли еще человек. В принципе, с такими показателями, которые вы предоставили, пациент не заразен.

что означает интерпретация результатов. Смотреть фото что означает интерпретация результатов. Смотреть картинку что означает интерпретация результатов. Картинка про что означает интерпретация результатов. Фото что означает интерпретация результатов

что означает интерпретация результатов. Смотреть фото что означает интерпретация результатов. Смотреть картинку что означает интерпретация результатов. Картинка про что означает интерпретация результатов. Фото что означает интерпретация результатов

Но чтобы достоверно знать это, следует все же сдать еще мазок. Именно он покажет, выделяется ли вирус во внешнюю среду. Если он будет отрицательный, то человек стопроцентно не заразен. Без этой уверенности я бы рекомендовал соблюдение мер социальной дистанции и индивидуальной защиты даже в случае обнаружения только антител класса IgG.

А вы верите в то, что все должны переболеть, и тогда с эпидемией будет покончено?

Леонид Дьяков: В этом, конечно, есть логика. Но проблема в том, что вирус дает достаточно серьезные осложнения. И не все болеют в легкой или бессимптомной форме.

Люди, узнавшие что у них обнаружены антитела, начинают думать, когда же, где подхватили заразу. Вспоминают, когда болели. Может ли данный тест показывать антитела не только на COVID-19, но и на перенесенные другие ОРЗ или ОРВИ?

Леонид Дьяков: Исключено. Это специфичный тест именно на антитела к коронавирусной инфекции.

Человек припомнил, что сильно болел в феврале, ему было очень плохо. Мог тогда быть коронавирус?

Леонид Дьяков: Иммуноглобулин G с тех пор не сохранился бы.

То есть, носители антител могут, в принципе, радоваться, что переболели коронавирусом, практически не заметив этого?

Леонид Дьяков: Те, кто переболел легко или бессимптомно, вырабатывают низкий уровень иммуноглобулина G и могут заболеть повторно.

Чем тяжелее протекает заболевание, тем больше антител произведет иммунная система, и тем дольше они проживут в крови после болезни.

что означает интерпретация результатов. Смотреть фото что означает интерпретация результатов. Смотреть картинку что означает интерпретация результатов. Картинка про что означает интерпретация результатов. Фото что означает интерпретация результатов

что означает интерпретация результатов. Смотреть фото что означает интерпретация результатов. Смотреть картинку что означает интерпретация результатов. Картинка про что означает интерпретация результатов. Фото что означает интерпретация результатов

Однако есть информация, что сохраняются так называемые клетки памяти. Организм запоминает, как вырабатывать эти антитела, при каких условиях и в каком количестве. И в случае повторного контакта с вирусом организм начинает синтезировать IgG-антитела значительно быстрее, не за 21 день, а за три. И они способны «смягчать» течение заболевания, препятствовать развитию тяжелых осложнений.

Дышите глубже

Получается, что в принципе сдавать тест на антитела и не совсем нужно. Какая разница, болел человек или нет, если этого особо и не заметил, а никаких таких преимуществ наличие антител не дает. Все так же нужно предохраняться от заражения…

Леонид Дьяков: Мое личное мнение, если человек чувствует себя хорошо, особой надобности в тестировании нет. Ведь с тем же успехом можно поискать у себя вирус герпеса и другие.

Однако тестирование поможет решить проблему в более глобальном масштабе, выработать стратегию борьбы с коронавирусом, поскольку по количеству иммунных людей можно спрогнозировать, когда случится спад эпидемии.

Что делать тем, у кого обнаружены антитела класса IgM?

Леонид Дьяков: Если нет явных признаков заболевания, нужно побольше двигаться, гулять на свежем воздухе, дышать полной грудью, чтобы работали легкие, а кислород циркулировал в крови.

Все материалы сюжета «COVID-19. Мы справимся!» читайте здесь.

Источник

Расшифровка результатов теста на антитела к коронавирусу – таблица

Что такое антитела к коронавирусу?

Антитела (другое название – иммуноглобулины) – это специальные белки, которые вырабатываются и (или) продуцируются плазматическими клетками.

что означает интерпретация результатов. Смотреть фото что означает интерпретация результатов. Смотреть картинку что означает интерпретация результатов. Картинка про что означает интерпретация результатов. Фото что означает интерпретация результатов

Что делают иммуноглобулины?

Иммуноглобулины образуются в ответ на попадание в организм чужеродных бактерий или вирусов. Они взаимодействуют с антигеном (специфическим участком вредителя) и обезвреживают его.

Таким образом наш иммунитет стоит на страже нашего здоровья.

Какие классы иммуноглобулинов существует?

Выделяют 5 классов иммуноглобулинов, некоторые из которых содержат подклассы.

IgA – секретируются на поверхности эпителия и присутствуют в слюне, слезе, на поверхности слизистых.

IgM – обнаруживается при первичном попадании антигена. Указывает на острый инфекционный процесс у человека.

IgG – основной класс иммуноглобулинов, защищающий от вирусов, бактерий, токсинов.

IgD – обнаруживают на поверхности развивающихся B-лимфоцитов. Функция не установлена.

IgE – секретируются при аллергической реакции немедленного типа.

Методы определения антител к коронавирусу

что означает интерпретация результатов. Смотреть фото что означает интерпретация результатов. Смотреть картинку что означает интерпретация результатов. Картинка про что означает интерпретация результатов. Фото что означает интерпретация результатов

Существуют два метода определения иммуноглобулинов к коронавирусу в организме человека – ИФА и ИХА.

Иммуннохроматографический анализ – это качественный метод определения иммуноглобулинов классов М и G.

Качественный метод – это метод, позволяющий только определить наличие антител в организме. Иными словами, ответить на вопрос – есть они или нет.

Иммуноферментный анализ – это количественный метод определения иммуноглобулинов.

Количественный метол – не просто говорит о наличии антител, но и показывает их количество в единице объема крови.

Для анализов проводят забор венозной крови, следовательно, подготовка к процедуре стандартная:

Проводить исследование на пустой желудок (не есть за 8 часов до процедуры).

Воздержаться от питья воды за час до забора крови.

Для курильщиков – не курить за 2 часа до процедуры.

Что выбрать – качественный или полуколичественный анализ?

Для чего проводится качественный и количественный анализ?

Качественный анализ позволяет ответ на 2 вопроса:

Полуколичественный тест позволяет ответить на эти вопросы, а также определить количество иммуноглобулинов в организме.

Для чего определять количество иммуноглобулинов?

Определение количества антител позволяет определить, сформирован ли долговременный иммунитет. Именно он защищает на организм от повторного заболевания коронавирусом.

Показания к проведению исследования

Показаниями к проведению анализа является:

Наличие симптомов общего недомогания. В этом случае тестирование проводится для подтверждения диагноза.

При контакте с носителем или больным коронавирусной инфекцией.

По желанию – для лабораторной оценке иммунного статуса.

Как проводится тест

что означает интерпретация результатов. Смотреть фото что означает интерпретация результатов. Смотреть картинку что означает интерпретация результатов. Картинка про что означает интерпретация результатов. Фото что означает интерпретация результатов

Необходимо прийти в Клинику МЕДЕЛ по предварительной записи.

Процедура проводится путем забора крови.

В Клинике МЕДЕЛ результаты изготавливаются в течение 1 дня.

Источник

Понятие, этапы и специфика интерпретации результатов исследования

Интерпретация результатов, полученных в ходе психолого-педагогических исследований, имеет свою специфику. Давайте разберем эту темы подробнее с тем, чтобы в последующем студенты не имели проблем с тем, чтобы сделать правильные выводы на основа имеющихся данных.

Понятие интерпретации

Начнем с определения.

Интерпретация результатов – это толкование, изъяснение, объяснение смысла данных, полученных в ходе исследования.

Фактически – интерпретация – это важный этап любых теоретических и эмпирических методов исследования. Она давно и плодотворно применяется в научной деятельности и позволяет:

Объяснение, которое исследователь дает объектам, действиям или процессам, должны учитывать соответствия между чувственными состояниями человека и его невербальными проявлениями, между содержанием рисунка и реальным отношением ребенка к окружающим людям, между условиями, в которых живет человек, и доступными способами выражения мыслей и переживаний.

Основное назначение интерпретации – это преобразование разрозненных данных в познание. При этом необходимо учитывать возможные нюансы полученной информации, оценивать ее значимость в решении задач исследования, выдвигать догадки о вероятных мотивах поступков участников педагогической ситуации.

Интерпретация результатов педагогического исследования – это процесс анализа и синтеза фактов с учетом их полезности и значимости, актуальная часть всей совокупности методологии психолого-педагогического исследования.

В ряде научных направлений интерпретация может использоваться как самостоятельный метод исследования. Без нее не обойтись в ситуациях, когда появляется множественность содержаний происходящего и множество возможных вариантов оценки полученных данных.

Психолого-педагогическая ситуация практически всегда многовариантна. В связи с этим в психолого-педагогическом исследовании интерпретация базируется на множественности ценностных установок и смыслов, готовности к свободному обмену между участниками, доктринами, парадигмами и концепциями.

Этапы интерпретации

Существует некоторая последовательность действий, которая применяется для проведения интерпретации тех или иных данных:

Специфика интерпретации результатов исследования

Психология и педагогика – это гуманитарные дисциплины. Соответственно и направленность исследований в психологии и педагогике будет носить гуманитарный характер. И тут на первый план выходит необходимость осмысления фактов с позиции их соотношения с трудностями человека. В связи с этим научное знание необходимо многократно соотнести с эмпирическим опытом.

Гуманитарные науки, в частности психология и педагогика, в основе своей имеют установка на то, что каждый человек является ценностью сам по себе, он уникален и неповторим. И эта уникальность и ценность не могут быть постигнуты в рамках научных закономерностей. К ним можно прийти лишь опытным путем.

Какие бы новые методы исследования не внедрялись в практику педагогов, на первом месте всегда стоит понимание. На сегодняшний день это самый действенный способ постижения педагогической действительности.

Понимание – это уникальная форма освоения реальности, которая являет собой постижение и восстановление смыслового содержания явлений исторической, социальной, культурной и природной действительности.

Если говорить о понимании как о методе исследования в педагогике, то в его основе лежит постижение исследователем образовательных феноменов во всей их целостности. По этому признаку понимание значительно превосходит другие естественнонаучные приемы исследования окружающей действительности, такие как классификация, измерения, дедукция и индукция. Также понимание подразумевает явное отношение к изучаемому предмету или явлению.

Понимание не равно интерпретации. Между этими двумя понятиями существует значительная разница. Интерпретация – это более сухое и отстраненное объяснение фактов или явлений, тгда как понимание всегда затрагивает эмоциональную сферу участников пелагогического взаимодействия, их отношение к людям и миру.

В понимании больше субъективизма. Если говорить про педагогические прецеденты, по пытаясь понять, исследователь основывается на имеющемся опыте, известных ему доктринах и концепциях. Это позволяет исследователю приблизиться к постижению педагогической действительности во всей ее целостности, рассмотреть интересующую часть с позиции мыслей, чувств, интуиции, в общем, всего того, что не поддается анализу с применением точных научных методов.

Оценка полученных результатов, будь они положительными или отрицательными, позволяет прийти к выводам. Осмысление выводов проводится в системе уже известных теоретических раскладов, что позволяет прийти к обобщениям и уточнениям смыслов.

Только после интерпретации результатов и формулировки выводов есть смысл переходить к обсуждениям и литературному оформлению работы.

Источник

Нормы анализов. Расшифровка анализов. Референсные значения, интервал. «Норма» и «патология» в лабораторной диагностике.

что означает интерпретация результатов. Смотреть фото что означает интерпретация результатов. Смотреть картинку что означает интерпретация результатов. Картинка про что означает интерпретация результатов. Фото что означает интерпретация результатов

Нормы для расшифровки анализов. Понятие референсных значений и референтного интервала.

Информация, получаемая в ходе лабораторного анализа, основана на обнаружении и / или измерении в клинических образцах (биоматериале) пациентов определённых компонентов — аналитов, функционально или структурно связанных с конкретным органом или системой органов человека. Важнейшей составляющей любого лабораторного исследования является интерпретация его результата. В оценке полученных данных ключевую роль играет установление отличия нормы анализов от патологии. На практике это нетрудно сделать при явном отклонении лабораторных показателей от величин, принятых за норму. Однако большинство результатов лабораторных анализов разделить на «норму» и «патологию» не всегда легко, а потому, чтобы их интерпретировать, требуется сравнение полученных данных с показателями, установленными в качестве нормы.

Нормальные показатели анализов (норма) — это показатели, выявляемые у здоровых людей. Однако в группах последних они могут иметь различные величины, то есть норма индивидуальна. Это обусловлено как индивидуальными физиологическими особенностями человеческого организма (особенностями обмена веществ, суточных биологических ритмов, функционального состояния тех или иных органов и их систем), так и различиями по полу, возрасту, физиологическому состоянию. Например, при беременности многие биохимические показатели организма женщины изменяются, поэтому для беременных женщин определены соответствующие индивидуальные нормы.

Нормальные величины лабораторных показателей определяют в ходе опытных клинических исследований на основании результатов измерения исследуемого аналита в большой популяции здоровых людей, специально отобранных и сгруппированных по возрасту, полу или другим биологическим и иным факторам. Полученные данные приводят к среднему значению, учитывая при этом статистически возможные стандартные отклонения его величины. В связи с этим правильнее говорить не о «норме» лабораторного показателя, а о диапазоне, в котором располагаются нормальные (референтные) величины. Поэтому в настоящее время ставший уже привычным в оценке результатов лабораторного исследования термин «норма» используется реже. Вместо него говорят о референсных (референтных) значениях и результаты, полученные для конкретного пациента, сравнивают с так называемым референтным интервалом (диапазоном). Данный термин является более точным, поскольку даёт представление о нижней и верхней границах нормы лабораторного показателя, возможных, статистически достоверных пределах колебания (отклонения) его величины и, в то же время, подчеркивает относительность этих данных, возможность применения только к определенной группе людей.

Расшифровка анализов. Норма или патология?

Во-первых, разделение биологической популяции людей на «больных» и «здоровых» по многим лабораторным показателям является весьма условным. Будучи данными статистики, пределы нормальных значений лабораторных показателей могут варьировать. Поэтому бывает так, что у здоровых людей определенные показатели, являющиеся «нормой» для них, не являются в итоге «нормой» для большинства других, а потому и не попадают в диапазон общепринятых референтных значений. В таком случае пределы референтного диапазона не могут служить абсолютными показателями здоровья или болезни.

С другой стороны, нередко заболевание развивается незаметно, проявляясь постепенным переходом от небольших отклонений величин лабораторных показателей к более высоким их значениям по мере нарастания дисфункции и тяжести течения заболевания. В связи с этим при расшифровке анализов в интерпретации результатов лабораторных анализов очень важной становится оценка врачом-клиницистом динамики изменения конкретного лабораторного показателя у конкретного пациента. В сомнительных случаях основным критерием наличия или отсутствия заболевания выступает клиническая симптоматика или степень её выраженности. При наличии симптомов болезни для диагностики используют дополнительные лабораторные исследования с применением высокочувствительных и специфичных тестов, наиболее выраженно меняющих свои значения на фоне предполагаемого заболевания.

Во-вторых, «здоровые» и «больные» люди фактически относятся к двум разным популяциям, и когда эти популяции смешаны между собой, распознать каждую из них в общей массе практически невозможно. К тому же у разных больных один и тот же показатель может не только принимать различные значения, но и перекрывать значения этого показателя у здоровых людей. Причём для разных показателей, разных заболеваний, разных групп пациентов величина такого «перекреста» может сильно варьировать: от слишком малой, которой можно пренебречь, до весьма существенной, когда потребуется особый подход и тщательный анализ всех данных для отнесения полученного результата к «нормальному» или «патологическому». Последнее крайне важно учитывать, оценивая результаты лабораторных исследований, поскольку в таком случае не все значения, выходящие за пределы нормы, будут указывать на наличие патологии. Область значений, в которой перекрываются лабораторные показатели «больных» и «здоровых» лиц называют зоной неопределённости, или «серой зоной». Она существует для целого ряда лабораторных методик, но чаще всего встречается в результатах иммуноферментного анализа. При попадании результата в «серую зону» он не может однозначно расцениваться ни как норма, ни как патология и рассматривается как сомнительный. В подобном случае пациенту обычно рекомендуют повторить диагностическое исследование через 2 – 4 недели после получения неопределённого результата.

И, наконец, не всегда показатель, лежащий в референтном интервале, может считаться нормальным, поскольку диапазон многих из них довольно широк. Например, в норме величина гематокрита (Ht) у мужчин варьирует от 42 до 52 %. Массивная кровопотеря может привести к падению этого показателя с 52 до 42 %, при этом значение 42 % остаётся в рамках диапазона референтных величин, а потому может не вызвать тревоги врачей. Однако в определённой ситуации, для конкретного пациента подобное снижение величины гематокрита может быть не только клинически значимым, но и явиться критическим.

Таким образом, результаты, входящие в референтный диапазон, не всегда есть норма. И, напротив, результаты, выходящие за пределы референтных значений, не всегда патология, а лишь существенный прогностический признак, способный сигнализировать о возможном патологическом процессе. В этой связи в лабораторной диагностике всё большее распространение получает подход, когда наиболее значимыми и адекватными для каждого конкретного пациента референтными величинами следует считать стабильные результаты его лабораторных исследований, полученные на протяжении нескольких лет. Уже в настоящее время специалисты во всем мире склоняются к мнению о необходимости «понизить» значимость референтных интервалов, уйдя от трактовки их в качестве некоего «абсолютного» критерия оценки лабораторного результата. Данное обстоятельство ни в коей мере не снижает значимости лабораторных исследований. Они остаются важнейшим инструментом диагностики патологических состояний, мониторинга течения заболеваний, выявления доклинической стадии заболеваний в ходе скрининговых обследований, а также во многом определяют дальнейшую тактику диагностических процедур и принятия лечебных решений. Однако такой подход ориентирует врача-клинициста на более осторожное использование референтных величин в оценке «нормальных» и «патологических» результатов, указывая на необходимость их интерпретации с учетом возможной биологической вариации в популяции, с учётом данных клинической картины и других видов исследований в совокупности, а также тех факторов, которые могут влиять на результаты лабораторных исследований.

Диапазоны референтных значений

Влияние возраста и пола на диапазон референтных значений является значимым для многих лабораторных тестов. К примеру, концентрация щелочной фосфатазы – ключевого фермента, секретируемого клетками костной ткани, увеличивается соразмерно скорости образования её новых клеток. Поэтому у детей и подростков высокий уровень этого фермента не только является нормальным, но и желательным, поскольку связан с активным формированием и ростом костей. Напротив, высокий уровень щелочной фосфатазы у взрослого человека может свидетельствовать о развивающемся остеопорозе, метастазах опухолей костной ткани или других патологических процессах. Исключение составляют беременные женщины, для которых характерно физиологическое повышение активности этого фермента, особенно в третьем триместре беременности.

Почему диапазоны референсных значений могут отличаться у разных лабораторий?

Разные диагностические лаборатории используют для выполнения анализа разные виды лабораторного оборудования, например, биохимических и иммунохимических анализаторов, спектр которых в настоящее время очень широк, работают на реагентах разных производителей, а кроме того, могут использовать иные, отличные от других лабораторий, методы исследований. В связи с этим каждая лаборатория указывает на бланке результатов свои диапазоны референтных значений, при установлении которых руководствуется, безусловно, общепринятыми стандартами, но учитывая при этом индивидуальные особенности своей работы: специфику используемой аппаратуры, применяемых методов анализа и единиц измерения. Именно поэтому диапазоны референтных величин для одного и того же лабораторного теста могут варьировать по данным разных диагностических лабораторий, а такого понятия как «единый» референтный диапазон не существует. Оценивая результаты лабораторных исследований, лечащий врач должен, прежде всего, обращаться к диапазону референтных значений, указываемых на бланке той лаборатории, в которой выполнялся анализ. Для того, чтобы интерпретация результатов была корректной, прослеживалась их сопоставимость, особенно в случае повторных исследований, например, при мониторинге терапии или динамической оценке состояния пациента, целесообразно проводить исследования одним и тем же методом, в одной и той же лаборатории и, по возможности, при прочих равных условиях.

Факторы, влияющие на результаты лабораторных исследований

Современные методы клинических лабораторных исследований характеризуются высокой чувствительностью и специфичностью, а потому их результаты, отражая состояние здоровья пациента, могут служить основанием для принятия лечащим врачом важных клинических решений. В то же время и врачи-клиницисты, и пациенты должны понимать, что существует целый ряд непатологических факторов, способных в определённой степени влиять на результаты лабораторных тестов, искажая объективную картину состояния здоровья пациента. Некоторые из этих факторов можно контролировать только усилиями лабораторных специалистов, сведя к минимуму их возможное негативное влияние на конечный результат лабораторного исследования. В числе таких факторов, например, условия и способ взятия биологического материала, доставки и хранения проб, правильность их идентификации в лаборатории. Однако минимизировать негативное влияние множества других факторов, сказывающихся на точности конечного результата лабораторного исследования, может только сам пациент или его лечащий врач, который должен проинформировать пациента о правильной подготовке к определённому виду лабораторного исследования. Соблюдение указаний врача позволит провести анализ максимально близко к общим требованиям, например, необходимости сдачи крови натощак, и тем самым максимально приблизить полученные результаты исследования к референтным для данной группы пациентов.

Какие же факторы могут оказать влияние на результаты лабораторных исследований? Прежде всего, следует отметить чувствительность многих лабораторных тестов к временному интервалу, связанному с приёмом пациентом пищи вообще или отдельных продуктов в частности, а также с особенностями его пищевого поведения, например, придерживаемой диеты (мясная или вегетарианская), употребления кофе и алкоголя. Например, высокий уровень сахара в крови может быть связан с недавним приёмом пищи, а не с диабетом. Приём пищи незадолго до исследования скажется на результатах тестов липидного профиля, уровне инсулина и С-пептида. В связи с этим для получения точных результатов исследования рекомендуется сдавать кровь с утра натощак, обычно, не менее чем через 8 и не более 14 часов после последнего приёма пищи. Накануне исследования следует избегать пищевых перегрузок.

Общей рекомендацией для подготовки к исследованию может служить совет после прихода в лабораторию отдохнуть (лучше посидеть) в течение 10 – 20 минут перед взятием проб крови. Это связано ещё и с тем, что на результаты некоторых лабораторных тестов может оказывать влияние положение тела обследуемого в момент его проведения, а также эмоциональное состояние человека до и во время исследования. Так, например, изменение положения тела из положения лёжа в положение сидя или стоя вызывает сокращение сосудов, а изменение положения из сидячего в положение лёжа, вызывает сдвиг воды и электролитов в ткани, приводя к концентрированию крови. В результате этого изменяются в сторону повышения в сыворотке или плазме крови уровни общего белка, альбумина, липидов, железа и кальция.

Эмоциональный стресс может стать причиной значительного повышения уровня кортизола, АКТГ и глюкозы. Помимо прочего стресс сочетается с увеличением концентраций альбумина, фибриногена, инсулина, лактата и холестерина. Вот почему так важно, по возможности, исключить накануне исследования психоэмоциональные нагрузки и постараться не волноваться в процессе взятия биологической пробы.

Временное изменение некоторых лабораторных параметров могут вызвать физиопроцедуры и инструментальные обследования (например, биопсия предстательной железы перед исследованием ПСА). В таких случаях рекомендуется отложить лабораторное обследование на несколько дней.

Для ряда гормональных исследований важно учитывать фазу менструального цикла у женщин, а потому следует заранее уточнить у врача оптимальные дни для сдачи крови для определения уровня ФСГ, ЛГ, ингибина В, пролактина, прогестерона, эстрадиола и некоторых других гормонов.

Время суток при взятии пробы особенно значимо в случае необходимости определения уровня кортизола, тиреотропного гормона (ТТГ) и некоторых других аналитов. При этом следует иметь в виду, что референтные значения – границы «нормы» лабораторных показателей, обычно, отражают статистические данные, полученные в стандартных условиях при взятии крови в утреннее время.

Таким образом, существует целый ряд причин, по которым результаты анализа могут выйти за пределы установленного диапазона референтных значений, даже если человек абсолютно здоров. Поэтому, если пациенту известны какие-либо особые обстоятельства, которые могли бы повлиять на результаты исследований, следует сообщить о них своему лечащему врачу. Не стоит рассчитывать на то, что он догадается о них самостоятельно. Ведь не соответствующий «норме» результат не обязательно является признаком заболевания, а потому врачу необходимо понимать его возможную причину. Не исключено, что это как раз тот случай, когда полученный результат попадает в те самые статистически достоверные 5 %, при которых лабораторные показатели здоровых людей выходят за пределы референтного диапазона. Иногда некоторые «аномальные» результаты могут прийти в норму сами собой, особенно если они находились на границе референтных значений. Кроме того, существует не так много заболеваний, которые можно было бы диагностировать с помощью лишь одного единственного исследования.

Приведённые примеры свидетельствуют о том, что для адекватной оценки результатов лабораторных тестов, а также последующего принятия врачом на их основе верных клинических решений в отношении пациента, необходим комплексный подход, учитывающий всё то многообразие факторов, которые могут влиять на точность и правильность полученных данных. Клинические выводы и решения, принимаемые по результатам лабораторных анализов, будут верными лишь в том случае, когда различные преаналитические и аналитические факторы в достаточной мере стандартизованы и наиболее полно учтены. Очень важно, чтобы пациент смог соблюсти все необходимые рекомендации по подготовке к лабораторным исследованиям, а лечащий врач, интерпретируя полученные данные, учёл бы возможное влияние на результат исследования имевших место непатологических факторов, а также комплексно оценил полученные результаты с учётом клинической картины и данных других видов исследований.

Специалисты лабораторной диагностики, в случае необходимости, всегда готовы ответить на вопросы по полученным результатам, дать дополнительную специальную информацию и разъяснения или проконсультировать в сложных случаях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *