что означает категория ам в беларуси на чем можно ездить
Категории прав на мотоцикл, скутер или мопед. В чем отличия?
Согласно утвержденному законодательству нашего государства, для управления данной разновидностью транспорта права разделяются на три категории: А1, АМ, А. Рассмотрим в чем их разница и как стать их обладателем.
По новым правилам ранее существовавшая единая категория А была разделена на две: А и А1. Каждая разрешает управлять определенным видом мототранспортного средства и имеет свой порядок их получения.
Категория А1 – мотоциклы с небольшим объемом двигателя
Данный вид удостоверения разрешено получить с 16 лет, и позволено управлять двухколесными, маломощными (не более 11 кВт) средствами передвижения, с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания 50 – 125 куб. см. Для получения прав требуется успешно пройти экзамен, сдать теорию и практику в МРЭО ГАИ.
Категория А
Если же вы хотите иметь права категории А, то, во-первых, вам должно исполниться 18 лет, во-вторых, вы должны пройти обучение в автошколе. Вам в обязательном порядке надо будет пройти обучение в количестве 6 часов теоретических занятий. А так же уроки вождения в количестве 6 часов, если планируете ездить с автоматической коробкой передач, или 8 часов практики, если ваше транспортное средство оснащено механической трансмиссией. После курсов, вам придется сдать практический экзамен.
Если же у вас есть подкатегории А1 и стаж вождения не меньше 2–х лет, экзамены в инспекции сдавать не требуется.
Права категории А дадут вам право управлять любым, двух-, трех- или четырех – колесным транспортным средством мощность и скорость которых меньше, чем у легковых автомобилей. За исключением обычных квадрициклов и трициклов.
Категория АМ – вождение скутера или мопеда
Удостоверение категории АМ (управление мопедом) возможно получить при условии, что вам исполнилось 16 лет, и вы сдадите в инспекции теоретический экзамен на удовлетворительную оценку.
Приведенные в статье критерии прописаны в Положении, регламентирующем порядок получения водительских удостоверений на право управления транспортными средствами.
Если вы не имеете категорию А1 и двухлетнего стажа вождения, но хотите получить удостоверение категории А, приходите на теоретические и практические занятия в автошколу «Амфуд». Учебные отделения и площадки нашей школы расположены в разных районах г. Минска. Вы сможете подобрать для себя удобное место и время для занятий.
Квалифицированные преподаватели с многолетним опытом вождения и обучения не только подготовят вас теоретически и практически, но и поддержат советом в первые месяцы вашего самостоятельного вождения.
Где проходит обучение
Нужны ли права на скутер? Категория АМ
Скутеры (мопеды, мокики), в качестве средства передвижения в Беларуси не так популярны, как в зарубежных странах. Тем не менее, из-за простоты в управлении многие ошибочно полагают что для его управления не нужно получать дополнительных разрешений. Такое правило действовало раньше, когда права требовались только на транспортные средства с объёмом двигателя более 50 куб.см. С учётом последних поправок в законодательстве, скутер приравнен к механическим транспортным средствам, для управления которыми нужны права.
Что нужно для управления скутером?
— сам скутер (зарегистрированный в ГАИ, и с пройденным тех. осмотром);
— права (водительское удостоверение);
— справка о прохождении мед.комиссии;
Теперь подробнее о каждом пункте.
1. Права
Для управления любого типа скутера требуется получение прав. Их категория зависит от объёма двигателя мопеда. У мини-скутера он менее 50 куб.см. Для его управления требуется получение категории АМ. Для макси-скутера нужно получить права категории А.
Можно ли ездить с категорией В или правами тракториста? На скутере с объемом до 50 куб. см могут передвигаться обладатели любой из категории прав. Получать специальное разрешение не требуется. Поэтому управлять скутером автоматически могут владельцы В и иных категорий.
2. Справка
Прохождение профильного мед.осмотра является обязательным условием для получения любой категории прав. В соответствии с ПДД управлять транспортным средством имеет право водитель, допущенный комиссией к участию в дорожном движении. В Минске получить мед.справку можно в специализированных поликлиниках.
3. Страховка не нужна
Правило обязательного страхования транспортных средств не распространяется на владельцев скутеров. Поэтому бытует мнение, что ответственность в случае ДТП не наступает. Это неверно, поскольку вследствие причинения ущерба имуществу или здоровью при обращении в суд возникает гражданская, административная и даже уголовная ответственность.
4. Шлем и др.
Управлять скутером можно исключительно в шлеме. Это правило касается водителя и пассажиров. Демонстрировать ловкость езды без рук не следует. В соответствии с п. 153.2 ПДД сотрудник ГАИ вправе составить протокол на нарушителя.
Ещё несколько важных правил для водителей мопедов:
Как получить права на скутер?
Получить права можно с 16-летнего возраста (п. 154.2 ПДД), сдав теорию в ГАИ. Подготовиться к сдаче теоретического экзамена можно самостоятельно. Вождение на скутере в ГАИ сдавать не нужно. Перед этим обязательно нужно пройти мед.осмотр и получить справку.
Штраф за езду без прав
За управление скутером, как и другим транспортным средством, без прав предусмотрена административная ответственность. Если сотрудник ГАИ остановит нарушителя, ему грозит штраф в размере от 5 до 20 базовых величин. В пересчёте на рубли это 900 тыс. до 3,6 млн (при базовой 180 тыс.). При повторном нарушении в течение года придётся заплатить более внушительную сумму от 20 до 50 базовых. (ст.18.20 КоАП). Штрафы предусмотрены и за более мелкие провинности:
В чем разница между категориями А, АМ и А1 в правах на мотоцикл
Актуальная информация для абитуриентов автошколы:
Права категории «А1» можно получить, вообще не имея прав. При этом не обязательно даже посещать курсы. Нужно только сдать теоретический и практический экзамены в МРЭО ГАИ.
Это прописано в Законе в пункте 11:
11. Водительское удостоверение и талон к водительскому удостоверению выдаются:
А также в пункте 8 Положения о порядке выдачи водительского удостоверения на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом, талона к водительскому удостоверению и их обмена с учётом дополнений от 22 июня 2015 г. No 526 и от 30 мая 2016 г. No 417:
8. Без прохождения подготовки (переподготовки) в учебных организациях к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами допускаются лица:
Ещё проще получить категорию «АМ»: достаточно просто сдать теоретический экзамен.
Про категорию А также написано в пункте 11:
11. Водительское удостоверение и талон к водительскому удостоверению выдаются:
При наличии водительского удостоверения на право управления транспортными средствами подкатегории «А1» и водительского стажа не менее двух лет предоставляется право управления транспортными средствами категории «A».
ВЫВОД. КАК ЖЕ ПОЛУЧАТЬ ПРАВА НА МОТОЦИКЛ В БЕЛАРУСИ В 2018 ГОДУ
Автошкола «Сальва» в Бобруйске предлагает обучение водителей на категорию «А» с нуля, а также переподготовку с категории «B» и/или «C» на «A».
Если у Вас есть права категории «B», Вы можете сдать практический экзамен в МРЭО ГАИ для получения прав на категорию «А1». Для этого Вам понадобиться соответствующий мотоцикл. Арендовать мотоцикл, необходимый для сдачи экзамена в МРЭО ГАИ, в Бобруйске Вы можете в автошколе «Сальва». Стоимость аренды уточняйте по телефонам, указанным ниже:
Все категории водительских прав в Беларуси
Различные категории водительских прав в Беларуси выдаются государственной автоинспекцией страны водителям, предварительно прошедшим специализированные подготовительные курсы. С середины 2011 года в республике введено водительское удостоверение нового образца. После подписания Беларусью Венской конвенции права имеют международный формат и могут быть использованы в любой стране, которая также подписала данную конвенцию, к примеру, водительские права, выданные в Республике Беларусь, могут быть использованы в странах Европейского союза, Российской Федерации и наоборот.
Водительское удостоверение нового образца в Беларуси
Перечень категорий водительских прав в Беларуси
На данный момент водительское удостоверение в Беларуси может быть предоставлено для управления транспортом в различных категориях, помимо легковых, грузовых автомобилей и мотоциклов, это могут быть права на трактор, на трамвай или троллейбус. Срок действия удостоверения – 10 лет.
Категория«АМ»
Категория «А»
Категория«А1»
Мотоциклы с объемом до 125 куб.м. и до 11 кВт
Категория «В»
Автомобили с разрешенной массой до 3,5т и количеством мест для сиденья до 8 (разрешается использовать прицеп с массой до 750 кг при суммарной массе не больше 3,5т);
Категория «С»
Автомобили с разрешенной массой более 3,5т и количеством мест для сиденья до 8 (разрешается использовать прицеп с массой до 750 кг);
Категория «D»
Транспортное средство для перевозки пассажиров, количество мест которого не превышает 8 (разрешается использовать прицеп с массой до 750 кг);
Категория«ВЕ»
Транспортное средство категории В, имеющий прицеп с массой более 750 кг и суммарной массой состава более 3,5т;
Категория«СЕ»
Транспортное средство категории C, имеющий прицеп с массой более 750 кг
Категория«DЕ»
Транспортное средство категории D, имеющий прицеп с массой более 750 кг;
Категория «F»
Категория «I»
Для лиц, временно пребывающих или проживающих на территории страны, выданное иностранным государством водительское удостоверение в Беларуси является действительным в случае если оно соответствует требованиям Венской конвенции о дорожном движении, которая была подписана 8 ноября 1968 года в Вене. Иностранные граждане, переехавшие на территорию Республики Беларусь на постоянное жительство, имеют право управлять транспортными средствами в течение 90 дней с момента получения паспорта или вида на жительство в Беларуси. По истечении 90 дней им необходимо получить водительское удостоверение РБ.
Категории водительских удостоверений на колесные тракторы и самоходные машины
В связи с повышением востребованности определенных профессий, права на трактор в Беларуси также являются достаточно популярной категорией водительских прав. Водитель спецтехники – довольно узконаправленная специальность, крайне востребованная в сфере строительства и промышленности.
Категория «А»
Колесные тракторы с двигателем мощностью до 80 киловатт;
Категория «В»
Колесные тракторы с двигателем мощностью свыше 80 киловатт;
Категория «С»
Гусеничные тракторы всех типов и бульдозеры на их базе;
Категория «D»
Самоходные машины сельскохозяйственного назначения;
Категория «E»
Дорожно-строительные и иные самоходные машины;
Категория «F»
Одноковшовые экскаваторы с вместимостью ковша до 1 куб. м, специализированные погрузчики.
Возрастные ограничения для получения водительских прав
Также необходимо отметить, что для получения водительского удостоверения той или иной категории существуют свои возрастные ограничения.
К вопросу о принадлежности к транспортным средствам электросамокатов и аналогичных механизмов
Виктор Герасимович Шевцов,
судья суда Минского района
Минской области
Развитие электротранспорта невозможно без грамотного юридического закрепления его статуса. В настоящий момент имеет место неоднозначное толкование юридических норм, регламентирующих такие понятия, как «водитель», «транспортное средство», «дорожно-транспортное происшествие» применительно к малому электротранспорту.
Так, в последние годы появилось большое количество транспортных средств для городской езды на электродвигателях с аккумуляторами. К ним относятся моноподы, электросамокаты, электроскутеры и прочее. Многие из подобных агрегатов пригодны для передвижения с высокой скоростью, недоступной транспортным средствам на мускульной тяге. Кроме того, они обладают значительной массой, а производители не всегда приводят данные о длине тормозного пути.
Продавцы подобных агрегатов уверяют, что на электросамокаты и аналогичную продукцию не распространяются требования ПДД, а именно не требуется водительское удостоверение, техосмотр, страхование гражданской ответственности и прочее. Попробуем разобраться, насколько такие уверения согласуются с действующими нормами законодательства.
Для анализа нами были выбраны популярные транспортные средства, которые отнесены продавцами к электросамокатам. Справедливости ради нужно отметить, что само понятие юридически не закреплено, поэтому чётких критериев применительно к такому агрегату не существует.
Обратите внимание на следующий малый электротранспорт:
1. Электросамокат Mi Electric Scooter обладает максимальной скоростью движения 25 км/ч, мощностью двигателя 250 Вт. Кроме того, он оснащён тормозной системой (E-ABS + дисковые), фарой спереди и габаритным фонарём сзади. Максимальный вес «пассажира» — 100 кг.
2. Электросамокат Sakuma HDH-DD18M-01 способен развить скорость до 35 км/ч при мощности двигателя 800 Вт. Устойчивость придают широкие колёса (22 см), значительная масса (51 кг), а большая грузоподъёмность (до 200 кг) позволяет использовать его для различных нужд. Одного заряда достаточно для 60 — 70 км пути.
3. Электросамокат Electrotown Speedway S4, оснащённый 600-ваттным двигателем, разгоняется до 45 км/ч. Он также оснащён фарами и 10-дюймовыми колёсами, при массе 24 кг способен перевозить до 120 кг полезной нагрузки.
4. Модель ElectroTown Citycoco X7 Double Seat обладает 1500-ваттным двигателем, и максимальная скорость движения на нём — 50 км/ч. Отличительные особенности решения — сиденье и подножки для пассажира, широкие колёса (22 см), тормозная система. Масса данного агрегата — 66 кг, он способен перевезти до 150 кг нагрузки, пригоден для движения в тёмное время суток (имеются фары).
Итак, беглый анализ демонстрирует, что представленные модели имеют различные характеристики и предназначение. Отдельные решения созданы исключительно для отдыха (способны принять на борт лишь одного человека и двигаться не больше 20 — 25 км/ч). Другие больше похожи на мопеды (скутеры) как по мощности двигателя, так и по предельной скорости, оснащению (тормозная система, спидометр), наличию пассажирского сиденья.
По нашему мнению, отнесение мощных устройств, способных к быстрому разгону, обладающих большой массой, к самокатам — обман и потребителя, и законодателя. Наличие сиденья и электродвигателя, технические характеристики делают невозможным приведение агрегата в движение за счёт мускульной силы человека. Большая масса наряду с отсутствием элементарной защиты водителя и пассажира несет угрозу их безопасности.
Но в ПДД электротранспорт как самостоятельная категория практически не упоминается.
Так, согласно подп. 2.69 п. 2 ПДД транспортное средство — это устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования.
Согласно подп. 2.26 п. 2 ПДД механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Согласно подп. 2.27 п. 2 ПДД мопед — это механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом до 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость движения не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Согласно подп. 2.8 п. 2 ПДД водитель — физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной.
Таким образом, наиболее мощные «электросамокаты» было бы правомерно отнести к мопедам. Но в силу наличия в ПДД формального требования к мощности электродвигателя ТС сделать это невозможно.
Требуется ли сдача экзамена владельцу электросамоката?
Согласно ст. 24 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 313-З (ред. от 13.07.2016) «О дорожном движении» к категории «АМ» относятся такие транспортные средства, как мопеды.
Однако «электросамокаты» не оборудованы двигателем с рабочим объемом до 50 куб. см, а оснащены электродвигателем, в связи с чем получать водительское удостоверение категории «АМ» для их управления не требуется.
Нужно ли регистрировать электросамокат?
Согласно п. 8 Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 N 1849, регистрации в регистрационных подразделениях подлежат мопеды, квадрициклы, иные механические транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания 50 и более куб.см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью движения более 50 км/ч и прицепы к ним, предназначенные для движения по дорогам.
Поскольку ни один из исследованных объектов не подпадает в данный перечень, то и регистрации не подлежит.
Требуется ли страхование гражданской ответственности владельцу электросамоката?
Согласно п. 149 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530, транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых подлежит обязательному страхованию, — это в числе прочего мотороллеры и мопеды.
Таким образом, в законодательстве отсутствует требование о страховании гражданской ответственности владельцев электросамокатов.
Подлежат ли привлечению к административной (уголовной) ответственности лица, управляющие электросамокатами и нарушившие правила дорожного движения?
Вопрос, который вызывает больше всего опасений в правоприменительной практике, — это совершение виновных действий лицами, управляющими электросамокатами. В настоящий момент отсутствует единая практика о том, подлежат ли такие лица административной ответственности по ст. 18.16 КоАП (управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)) и по ст. 18.17 КоАП (нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, оставление места дорожно-транспортного происшествия).
Вместе с тем привлечение к административной ответственности по этим и другим статьям не исключено в случае, если деяние образует состав административного правонарушения.
Так, если лицо, находящееся в состоянии опьянения, использует электросамокат в качестве транспортного средства и передвигается по дороге с помощью электродвигателя, по нашему мнению, можно вести речь о его привлечении к ответственности по ст. 18.16 КоАП.
Итак, частично уверения продавцов малого электротранспорта соответствуют действительности. Для участия в дорожном движении на электросамокатах, больше напоминающих мопеды, в данный момент не требуется сдача практического и даже теоретического экзамена на знание ПДД, его регистрация, страхование ответственности.
Таким образом, для урегулирования вышеизложенных спорных вопросов требуется внесение изменений в законодательство. В частности, необходимо дать чёткое определение понятию «электротранспорт», определить его категории. В дальнейшем должны быть установлены единые требования как к производителям, так и к пользователям электротранспорта определенных категорий, урегулирован вопрос с получением водительского удостоверения, страхованием ответственности.