Эксапостиларий что это такое

ЕКСАПОСТИЛАРИЙ

[эксапостиларий; греч. ἐξαποστειλάριον; церковнослав. Эксапостиларий что это такое. Смотреть фото Эксапостиларий что это такое. Смотреть картинку Эксапостиларий что это такое. Картинка про Эксапостиларий что это такое. Фото Эксапостиларий что это такое], песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении. По месту в чине службы с Е. совпадает светилен; нередко термины «Е.» и «светилен» употребляются как взаимозаменяемые, строгое противопоставление Е. и светильна существует только между гимнографическими текстами Октоиха. В широком смысле слова к Е. также относится песнопение «Свят Господь Бог наш».

Терминология и форма

В греч. богослужебных книгах термин «Е.» употребляется более последовательно, чем в славянских: Е. здесь именуются не только 11 воскресных и 5 седмичных песнопений Октоиха по 9-й песни канона, но и соответствующие песнопения всех последований Миней, Триоди (Постной) и Пентикостариона (т. е. Цветной Триоди), а светильнами (φωταγωγικά) названы лишь гласовые песнопения Октоиха для утрени с «Аллилуия».

Происхождение

Е. в православном богослужении

В древних кафедральных памятниках

В различных редакциях Студийского устава

В Иерусалимском уставе

являющемся изводом той же послеиконоборческой визант. традиции, к-рая представлена в студийских памятниках, и с XII в. постепенно принятом повсюду в правосл. мире, сочетается употребление по 9-й песни канона утрени песнопения «Свят Господь Бог наш», 11 воскресных Е., вседневных Е. Октоиха, Е. (или, что в данном случае то же, светильнов) Минеи, Е. Триоди. При совершении службы с «Аллилуия» Е. вытесняется светильном Октоиха рядового гласа (кроме Вселенских родительских суббот, имеющих свой Е.; можно отметить, что указания Типикона и Триоди относительно родительских суббот 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста противоречат друг другу: Типикон предписывает петь в эти субботы «светилен гласа» (статья о субботе 2-й седмицы Великого поста), тогда как Триодь приводит в соответствующих последованиях тексты Е. «Небо звездами» и заупокойного Е. с богородичном).

Песнопение «Свят Господь Бог наш» всегда поется по воскресеньям, будучи осмыслено как одна из особенностей воскресной службы; на этом основании оно опускается в случаях полной отмены воскресного последования Октоиха: на Пятидесятницу и при совпадении с воскресеньем Господских двунадесятых праздников (а также в 1-й день Пасхи, несмотря на присутствие в службе элементов воскресной службы 1-го гласа). Помимо воскресений «Свят Господь Бог наш» исполняется в Лазареву и Великую субботы, что указывает на тесную связь памятей этих дней с темой воскресения из мертвых. Вслед за этим песнопением, кроме праздника Входа Господня в Иерусалим и Великой субботы (согласно принятым ныне изданиям, эти 2 дня имеют только «Свят Господь Бог наш», хотя в рукописях иногда встречаются собственные Е. и для этих дней), исполняются Е. Минеи или Триоди (см. ст. «Свят Господь Бог наш»).

Свои уникальные Е. имеются во все воскресенья (кроме Недели ваий) и в нек-рые особые дни (включая дни Страстной седмицы) и субботы Постной Триоди, а также во все воскресенья Цветной Триоди (включая Пасху и Пятидесятницу), в праздники Преполовения Пятидесятницы и Вознесения Господня. Е. недель Цветной Триоди, Преполовения и Вознесения исполняются и в периоды их попразднств (Е. Пасхи поется только на Светлой седмице, в недели жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом и в день отдания Пасхи, предваряя собственный Е. соответствующей недели).

Кроме утрени Е. поется после канона в чине Елеосвящения (ср.: Вениамин. Новая скрижаль. [Т. 2.] С. 384); это объясняется тем, что некогда отдельные части этого продолжительного чина включались в состав суточных служб, в частности утрени. Светильны или Е. иногда выписываются вместе с канонами и в составе различных последований для келейной молитвы.

Лит.: Κυρίλλος (᾿Αθανασιάδης), ἱεροδιάκ. Πρὸς τὸν ἐρωτήσαντα περ τῆς ὑπακοῆς, τοῦ κοντακίου, τοῦ οἴκου κα ἐξαποστειλαρίου // Νικήφορος Κάλλιστος Ξανθόπουλος. ῾Ερμηνεῖα εἰς τοὺς ἀναβαθμούς ᾿Οκτωήχου. ᾿Εν ῾Ιεροσολύμοις, 1862. Σ. 126-129; Christ, Paranikas. Anthologia. P. LX, 110-112; Παπαδόπουλος Γ. Ι. Συμβολα εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παρ᾿ ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ᾿Αθῆναι, 1890. Σ. 257; Вениамин. Новая скрижаль. [Т. 1.] С. 121; [Т. 2.] С. 384, 438; Никольский. Устав. Т. 3. С. 312-314; Розанов. Устав. Passim; Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 294-299; Tillyard H. J. V. Byzantine Music and Hymnography. L., 1923. P. 35 f.; Σοφρώνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Κωνσταντῖνος ὁ Πορφυρογέννητος // ῾Ρωμανὸς ὁ Μελῳδός. 1932/1933. Τ. 1. Σ. 82; Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. P. 237; Θουντούλης Ι., Γεοργίου Π. ᾿Εξαποστειλάριον // ΘΗΕ. 1964. Τ. 5. Σ. 712-715; Ξύδης Θ. Βυζαντινὴ ῾Υμνογραφία. ᾿Αθῆναι, 1978. Σ. 274, 278; Арранц М. Как молились Богу древние византийцы: Суточный круг богослужения по древним спискам визант. Евхология: Дис. / ЛДА. Л., 1979; он же. Молитвы и псалмопение по к-польскому песненному последованию: Доп. к дис. Рим, 1997.

В греческой певческой традиции

В совр. певч. практике Е. обычно исполняются согласно изданию Ирмология Петра Пелопоннесского 1825 г., где приведены напевы подобнов Е. 2-го гласа («Со ученики взыдем» (1-й из числа воскресных), «Плотию уснув», «Жены, услышите», «Учеником зрящим», «Крест воздвизается днесь») и 3-го гласа («Посетил ны», «Явися, Спас», «Духом во святилищи», «Апостоли от конец», «Небо звездами», «Чертог твой вижду», «Разбойника благоразумнаго») (Εἱρμολόγιον. Κωνσταντινούπολις, 1825. Σ. 270-277). Полный цикл воскресных Е., распетых на 2-й глас, помещен в Анастасиматарии Петра Пелопоннесского, в приложении, наряду с евангельскими стихирами (Νέον ᾿Αναστασιματάριον Πέτρου Πελοποννησίου. Βουκουρέστι, 1820. Σ. 237-259). Е. праздников, для к-рых есть указание 3-го гласа, распеты на один напев (вероятно, восходящий к мелосу кондака Рождества «Дева днесь»; см.: Μουσικὴ κυψέλη. Νεάπολις-Κρήτης, 1974. Τ. 1. Σ. 194). Е. праздников 2-го гласа поются на 2-й ирмологический глас, имеющий некоторые особенности в мелосе, напр. Е. Вознесения «Учеником зрящим Тя» (Athen. O. et M. Merlier. 21. Fol. 256v, ок. 1800 г.). Е. Октоиха (светильны утрени с «Аллилуия») распеты на все гласы кратким ирмологическим распевом (см.: Δοσίθεος, μον. Παραλειπόμενα του Τριωδίου. Θύλη, 1989. Σ. 271-318).

Г. Статис в работе «Анаграмматизмы и матимы», описывая гимнографические тексты матим, отмечает использование воскресных Е. и Е. на Успение Пресв. Богородицы (Στάθης. ᾿Αναγραμματισμο κα μαθήματα. Σ. 142), а также приводит пример матимы на текст Е. «Златокованая башне» (Χρυσοπλοκώτατε πύργε) 1-го плагального гласа Германа, митр. Нов. Патр (Lesb. Leim. 459. Fol. 378-378v, ок. 1700 г.). В совр. певч. практике этот стих поется на подобен Е. 3-го гласа, по 9-й песни молебного канона (параклисиса), в числе тропарей, к-рые следуют после Е. Успения Пресв. Богородицы «Апостоли от конец».

Лит.: Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Passim; Wolfram G. Ein neumiertes Exaposteilarion anastasimon Konstantinis VII // Byzantios: FS. H. Hunger / Ed. W. Höradner et al. W., 1984. P. 333-338; Troelsgård C. The Exaposteilaria Anastasima with Round Notation in MS Athos, Iberon 953 // Studi di musica bizantina in onore di G. Marzi. Lucca, 1995. P. 15-28; idem. Melodic Variation in the «Marginal» Repertories of Byzantine Musical MSS, exemplified by Apolytikia/Kontakia and Exaposteilaria Anastasima // Cantus Planus: Papers Read at the 7th Meeting, Sopron Hungary 1995 / Ed. L. Dobszay. Bdpst, 1998. P. 601-609; idem. An Early Constantinopolitan Sticherarion MS Leukosia, Archbishopric of Cyprus, Mousikos 39, and its Notated Exaposteilaria Anastasima // Palaeobyzantine Notations, 2: Acta of the Congr. Held at Hernen Castle (The Netherlands) in Oct. 1996. Hernen, 1999. P. 159-172; idem. The Repertories of Model Melodies (Automela) in Byzantine Musical Manuscripts // CIMAGL. 2000. Vol. 71. P. 3-27.

Стилевые редакции воскресных Е. знаменного распева

Эксапостиларий что это такое. Смотреть фото Эксапостиларий что это такое. Смотреть картинку Эксапостиларий что это такое. Картинка про Эксапостиларий что это такое. Фото Эксапостиларий что это такое

Воскресный Ексапостиларий «Являяся яко человеко». Мелизматическая редакция (тайнозамкненная форма). Сборник певческий. XVI в. (РГБ. Ф. 304. № 414. Л. 111 об.)

Воскресный Ексапостиларий «Являяся яко человеко». Мелизматическая редакция (тайнозамкненная форма). Сборник певческий. XVI в. (РГБ. Ф. 304. № 414. Л. 111 об.)

Скудность сохранившихся от древнего периода рукописных источников не позволяет проследить все вехи развития мелизматической редакции Е. Однако 2 ее ранние формы известны по Благовещенскому кондакарю (РНБ. Q.II.I.32, XII в. Л. 121 об.- 128; факс. изд.: Der altrussische Kondakar’: Auf d. Grundlage d. Blagovĕščenskij Nižegorodskij Kondakar’ / Hrsg. v. A. Dostál u. H. Rothe unter Mitarbeit v. E. Trapp. Giessen, 1976. (BGLS; Bd. 8. T. 2)) и по списку 1437 г. (РГБ. Ф. 304. № 407. Л. 118 об.).

Помимо редакций мелизматического большого знамени и столпового знамени Е. были также распеты путевым знаменем (напр., РГБ. Ф. 304. № 436. Л. 204 об.- 221, XVII в.).

Лит.: Турсунов А. Осмогласный большой роспев в кодексе кон. XVII в. // Монастырская традиция в древнерус. певч. искусстве. СПб., 2000. С. 78-87.

Древнерусские распевы Е. (светильнов) Триоди и Минеи

фиксировались в древнерус. певч. Стихираре «Дьячье Око», напр.: РНБ. Кир.-Бел. № 586/843. Л. 219-828, 1589-1591 гг. и др.

В старообрядческой традиции

Многоголосные варианты Е.

Среди авторских композиций чаще встречаются гармонизации и переложения Е. Минеи и Постной и Цветной Триодей, напр.: Е. Страстной седмицы знаменного распева, «обиходного» напева, М. Старицкого, К. Девятинского, архиеп. Иоанафана (Елецких) и др. (Ексапостиларии и светильны для небольшого смешанного хора / Ред.: Е. С. Кустовский. М., 2000. С. 70-74), гармонизации «Разбойника благоразумнаго» киевского напева (Обиход Киево-Печерской Лавры. К., 1916. С. 82), знаменного распева, «обычного напева», А. В. Никольского, М. М. Ипполитова-Иванова, Н. И. Озерова, А. Е. Туренкова, Б. М. Ледковского, А. В. Александрова, П. Г. Чеснокова, свящ. Василия Зиновьева, П. М. Воротникова (Песнопения страстной седмицы: [Сб.]. М., 1999. Ч. 2: Великий Пяток. С. 42-53), Н. С. Голованова (Духовные произведения для смеш. хора a capella. М., 2004. С. 61-63); Д. С. Бортнянского («Чертог твой вижду» // Церковно-певч. сб. СПб., 1904. Т. 3. Ч. 2. № 40, 43) и др. Обращаясь к Е. Цветной Триоди, особенно часто композиторы использовали пасхальный Е. «Плотию уснув»: А. Л. Ведель (Пасха / Ред.: Н. Д. Лебедев. СПб., 1913. Сб. 5. № 18), Б. Галуппи (неск. вариантов, напр.: Партитурное собр. мелких пьес, употребляемых во время Поста. СПб., 1834. Кн. 3. № 11; Партитурное собр. мелких духовных песен. СПб., 1845. Кн. 1. № 27 и др.), В. С. Орлов (для альта, тенора и баса соло: Духовно-муз. сочинения. СПб., 1904. № 51), Л. Д. Малашкин (Духовно-муз. сочинения: Соч. 21. Б. м., 1888. № 7) и др. (см.: Свод напевов. С. 281-283).

В 2000 г. Е. С. Кустовским был подготовлен сборник Е. и светильнов для небольшого смешанного хора. В сборник включены гармонизации воскресных и седмичных Е. болгарского распева (Эксапостиларий и светильны для небольшого смеш. хора. М., 2000. С. 4-36), а также многочисленные Е. и светильны двунадесятым праздникам разных распевов и авторов (в т. ч. А. А. Архангельского, П. Старкова, Н. Г. Вирановского, Туренкова, Я. Швецова, греч. распева в обработке диак. Сергия Трубачёва, прот. Димитрия Аллеманова, К. Девятинского и др.). Авторский монодический распев седмичных и воскресных Е. и Е. Триоди и Минеи с применением микротоновой модальной техники принадлежит М. Г. Коллонтаю. В совр. практике воскресные Е. обычно читаются.

Источник

Эксапостиларии (светильны) Святой Пасхи и Пятидесятницы.

Эксапостиларий что это такое. Смотреть фото Эксапостиларий что это такое. Смотреть картинку Эксапостиларий что это такое. Картинка про Эксапостиларий что это такое. Фото Эксапостиларий что это такое

Молчание в храме на короткое время после громко пропетого канона Пасхи, и в этом тонком молчании храма — ожидание душ верующих, их как бы трепетание и надежда на что-то еще небесное, грядущее от великого сокровища Церкви, уже утешавшей верных отрадным, радостным, бодрым пением канона Пасхи. И после каких-то мгновений тишины раздается тихое, но внятное минорное пение эксапостилария Пасхи Плотию уснув.

Плотию уснув, — повествует этот великий светилен, — яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение.

Все затихает при этих неземных звуках. Сердце не только утешается, но и радуется, торжествует, вместе с тем совершенно умолкает — от удивления и радости. Именно — от удивления, от сочетания будто и не сочетаемых слов — плотию уснув, — от всего прочего дальнейшего звучания светильна существо человека исполняется трезвости и радости одновременно, с тем, чтобы восприять услышанное.

Пение светильна повторяется трижды.

Плотию уснув, — повторяешь ты спасительные глаголы, — яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси.

Звуки замолкают, но душа, вся отдавшись услышанным словам, предается им как отдохновению и живет в тихом, глубоком внутреннем молчании, замирая всеми членами своей плоти.

Плотию уснув, — первые слова, пожалуй, более всего ложатся на душу, оживляя ее, встрепенув ее, пробуждая.

Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, — кажется, этого хватит на всю жизнь, чтоб пронести через нее веру Христову.

Уснув, — лучше не выразишь глубину таинства, — и это упокоение плоти, этот сон становится причиной радости востания, причиной вечной жизни.

Весь Адам востает от смерти во Христе: Адама воздвиг от тли и упразднив смерть.

Тихая и вместе с тем сильная радость дается во все время пения светильна, находя в душе смертного человека неземные, бессмертные отзвуки. Тайна, дарованная от Бога, способна выразить по существу неизобразимые состояния человека во дни светлого Воскресения, в светлую ночь Воскресения, когда самых глубин бытия касаются твои слова и церковная молитва.

Прозвучав три раза, углубив в душе верующих истину Пасхи, истину радости, хор замолкает, и утреня идет к своему концу с тем, чтобы донести радость, усовершить ее в душе, сделать орудием твоего бытия — в это светлое время Пасхи, в эти минуты в храме, а потом — и часы в твоем жилище.

Пасха нетления, мира спасение, — требуется закончить песнотворцу слова Божественного гимна, чтоб утвердить, укрепить, сделать значимым твое существование.

Воистину, эксапостиларию должно закончить чтение и пение канона и обратить молитву церковную к окончанию службы, заключающемуся в пении Слава Тебе, показавшему нам свет. Поэтому и нам представляется значительным и важным обратить внимание на содержание праздничных эксапостилариев Пасхи, также как и последующих праздников святого Вознесения и Пятидесятницы. Празднование дней Святой Пасхи освящено введением в службы Фомина воскресения и Преполовения особых, звучных и содержательных эксапостилариев.

Следует отметить, что праздник Входа Господня во Иерусалим не имеет эксапостилария. По мысли святой Церкви, этот праздник должен быть отнесен к череде пасхальных событий. Однако в связи с положением праздника, начинающего Страстную седмицу, сам праздник однодневен и, не имея попразднества, кончается на вечерне Вербного Воскресения с тем, чтобы на утрене началось уже пение Се, Жених грядет. Поэтому дню Входа Господня во Иерусалим и не полагается эксапостилария.

Празднование Пасхи продолжается святою Церковью, и на следующее после светлых дней воскресенье Церковь поет канон и службу апостолу Фоме, и святые песнотворцы находят место, чтобы продолжить похвалу, отметить светлые дни, снабдив их святыми мыслями. В каноне апостолу Фоме живет эта тонкая праздничная радость, и опять — необычной силы глаголами Отцы венчают воскресшего Христа.

Днесь весна душам, — возвещает святой Иоанн Дамаскин в первом стихе праздничного канона в неделю апостола Фомы, первое воскресенье после пасхальной седмицы.

Днесь весна душам, зане Христос от гроба мрачную бурю отгна греха нашего, якоже солнце возсияв тридневный, Того воспоим, яко прославися.

Идея весны, особого периода, нового времени владеет песнотворцем; эту светлую мысль он проводит через весь канон — до его конца.

Днесь весна душам, — основная идея песнотворца, которую он ведет в каноне этого дня, прославляя прозрение апостола Фомы. И весна в природе — праздник всех стихий, которые сходятся, чтоб прославить Воскресшего. Так на высоком подъеме святой и высокой радости проходит весь канон.

Врата смерти, Христе, ниже гробные печати, ниже ключи дверей Тебе противишася: но воскрес предстал еси другом Твоим, Владыко, мир даруяй, всяк ум преимущ, — пишет преподобный песнописец, и во многих местах его канона можно найти поразительные свидетельства радости и духовного веселия.

Эксапостиларий, или светилен не отходит от этих радостных мыслей канона и, напротив, усугубляет, увеличивает радость. Причем одна из главных его мыслей перекликается с началом первого тропаря первой песни канона, выражающем основную мысль всего последования. Это мысль о весне души, о пробуждении ее сокровенных чувств.

Днесь весна благоухает, — вещает преподобный Иоанн Дамаскин в начале светильна, — и новая тварь ликует. Днесь взимаются ключи дверей и неверия Фомы друга, вопиюща: Господь и Бог мой.

Так автор проводит центральную, полюбившуюся ему мысль о весне — “весне душ” — через весь канон до его светильна, тем и украшается, тонко освещается праздник, будучи выделен и в храме Господнем великой радостью и теплотой. Днесь весна душам, зане Христос от гроба якоже солнце мрачную бурю отгна греха нашего, возсия тридневный, Того воспоим, яко прославися, — начало дневного канона. И этот светилен: Днесь весна благоухает и новая тварь ликует…

Так трудились святые Отцы, так объединяли свои поиски, так одно драгоценное утверждение, одну духовную находку считали необходимым повторить, чтоб вселить воистину чистую радость и глубокое духовное переживание в сердца молящихся. Седмица эта подлинно остается незабвенной, сочетая со светлым поминовением усопших радость уверовавшего апостола Фомы.

Наступает Преполовение святого времени Пятидесятницы, в котором заключены торжества святого Воскресения Христова, Его преславного Вознесения и Сошествия Святого Духа на Апостолов, возвещающее начала новой — новозаветной Церкви. Праздник Преполовения справляется светло, он проникнут воспоминанием знамения, от воды происходящим, и потому соединяется с торжественным освящением воды после Литургии. Особые мысли, особые чувства вызывает этот день у церковного человека.

Образ воды имеет большое значение в восстановлении к новой жизни расслабленного, память об исцелении которого Церковь праздновала в воскресенье перед Преполовением. И опять знак, сила воды предлагается нам в день праздника жены-самаряныни, обретшей Христа у колодца, память которой следует в воскресенье после Преполовения. Здесь, посреди этих двух событий вырастает необходимость восславить, приподнять значение воды в человеческой жизни. Этому посвящены оба канона, и особенно отчетливо о воде говорится во втором каноне преподобного Андрея Критского.

Струя приснотекущая сый Господи жизни истинныя, — говорит святой песнотворец и на протяжении всего своего возвышенного канона пишет об этом явлении в жизни человека. И особенно останавливается душа на словах эксапостилария, завершающего службу праздника.

Чашу имеяй неистощимых даров, — восклицает преподобный песнописец, — даждь ми почерпсти воду во оставление грехов, яко содержим есть жаждею, благоутробне, едине щедре.

Вот это выражение, что человек содержим жаждею, наполняет особым, каждому понятным смыслом стихи эксапостилария. Эти слова и мысли надолго остаются и звучат в душе, окрашивая переживаемый отрезок святых дней чувством покаяния. Премудро создали Отцы службу, которая имеет отношение к текущей жизни страждущего христианина!

Человек имеет жажду вечной жизни, спасения, имеет это постоянно, независимо от переживаний и событий своего бытия. И это слово о жажде, которою одержим человек, является основной мыслью, лейтмотивом переживаемого отрезка времени. Становится понятным, что святые слова светильна должны как бы войти в жизнь человека, укрепиться в нем и составить утоление его печалей. Многие-многие годы слова светильна жили в сердце, составляя страницы жизни, принося истинную радость, утешение всех желаний, обретение искомого подлинного мира, которому по существу нет подлинного названия.

Эксапостиларий праздника Вознесения Господня вызывает в сердце иные чувства, он действует не столь неотразимо, как сказанно выше о светильне Преполовения. Праздник Вознесения Господня проходит после отдания Пасхи, тут же, на другой день, и сердце еще не справилось с тем, что ему пришлось проститься с Пасхальной радостью. Также и напевы стихир и ирмосов праздника Вознесения Господня несут на себе отпечаток раздумья, грусти, иногда даже и скорби. В окружении подобного церковного устроения сердце верующего не сразу может принять переживаемое расставание с Господом. Напевы ирмосов Спасителю Богу дают душе описанное состояние, поддерживают его словами и напевом.

Вероятно, поэтому эксапостиларий этого праздника меньше запоминается душой и занимает в ней меньше места, чем те светильны, которые несут положительный заряд, утверждают сознание, дают радостное состояние всему существу. А ведь среди них есть и светильны сравнительно малых праздников, такие, как Днесь весна благоухает… воскресенья апостола Фомы или глубочайший по смыслу светилен дня Преполовения Пятидесятницы Чашу имеяй неистощимых даров

Но церковное торжество имеет великое значение для нас, идущих по стезям церковной жизни, и потому мы смиренно вслушиваемся в слова эксапостилария праздника святого Вознесения Господня, чтобы продолжать жить в Церкви и вместе с нею исповедать происходящее:

Учеником зрящим Тя, вознеслся еси Христе, ко Отцу соседя, ангели предтекуще, зовяху: возмите врата, возмите, Царь бо взыде к начальному Свету славы.

Многие тихие души — я имею об этом свидетельство — очень любили тишину и святую грусть Вознесения Господня, по-видимому, в этой тишине находя свой мир, может быть, и свой путь.

Великим художникам было дано остановиться на событии Вознесения Господня. На их картинах — только ученики, тихо, покорно, но с внутренним движением опустившие главу и погрузившиеся в тихую думу… Только те, кому надлежит строить путь во Христе, — безотрывно смотрят вверх на уходящего Господа.

Светилен праздника построен в связи с основными событиями жизни Христовой, — и каждый может унести от Божественной службы Вознесения Господня то чувство, которое должно руководить его жизнью. Смиримся и мы под крепкую руку Божию и примем то, что положено в Божественном богослужении святой Церкви. Всем нам необходимы раздумья над нашей жизнью, проникновение в пути, которые для нас определяет Господь.

Праздник Пятидесятницы имеет в противоположность остальным великим дням эксапостиларий, состоящий из двух частей. Церковное исповедание не умещается в одном предложении, в одной величальной фразе. В этот день эксапостиларий положен на Слава и ныне. Поток святых мыслей дает человеку радость и духовное веселие, и когда прославление умножается, это возможно представить не одной фразой.

Всесвятый Душе, исходяй от Отца, и Сыном пришедый к безкнижным учеником. Тебе Бога познавших спаси, и помилуй всех.

Мысль развивается дальше, в следующем отделении эксапостилария. Величание звучит следующим образом:

Свет Отец, Свет Слово, Свет и Святый Дух, иже во языцех огненных апостолом послася, и тем весь мир просвещается Троицу почитати Святую.

Всеобъемлюща мысль святой Церкви, и в этом заключительном молитвословии дается великая милость и утешение всякому ищущему человеческому сердцу.

Служба дня Святой Троицы завершается вселенского охвата вечерней, где воспоминаются все живущие и ушедшие, часто — и уходящие в эти дни. По небу может прокатиться раскат грома — еще и еще, как бы поддерживая душу человеческую в особом внимании, но дождь не разражается, рокот уходит, — в душе человека остается только вопрос и молитва. Дивны эти часы и молитвы дня Святой Троицы!

Часто и с вечера тоже бывает сильный ветер и отдаленный грохот грома…

Так святая Церковь руководит к Вечности души своих чад. Так они в глубокой вере к действиям Матери-Церкви проходят свою жизнь — один праздник за другим, воздавая хваление Богу и получая вечное радование и руководство в событиях их земной жизни. Эксапостиларии же, печатлея сущность празднуемого торжества, остаются в душе победным гимном и звучат в течение всех праздничных дней, приходя на память и в определенные минуты жизни, — как руководящая, направляющая ось.

Публикация А. Беглова

1Архимандрит Киприан (Керн). Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997. С. 55–57.

Источник

ЕКСАПОСТИЛАРИЙ

[эксапостиларий; греч. ἐξαποστειλάριον; церковнослав. Эксапостиларий что это такое. Смотреть фото Эксапостиларий что это такое. Смотреть картинку Эксапостиларий что это такое. Картинка про Эксапостиларий что это такое. Фото Эксапостиларий что это такое], песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении. По месту в чине службы с Е. совпадает светилен; нередко термины «Е.» и «светилен» употребляются как взаимозаменяемые, строгое противопоставление Е. и светильна существует только между гимнографическими текстами Октоиха. В широком смысле слова к Е. также относится песнопение «Свят Господь Бог наш».

Терминология и форма

В греч. богослужебных книгах термин «Е.» употребляется более последовательно, чем в славянских: Е. здесь именуются не только 11 воскресных и 5 седмичных песнопений Октоиха по 9-й песни канона, но и соответствующие песнопения всех последований Миней, Триоди (Постной) и Пентикостариона (т. е. Цветной Триоди), а светильнами (φωταγωγικά) названы лишь гласовые песнопения Октоиха для утрени с «Аллилуия».

Происхождение

Е. в православном богослужении

В древних кафедральных памятниках

В различных редакциях Студийского устава

В Иерусалимском уставе

являющемся изводом той же послеиконоборческой визант. традиции, к-рая представлена в студийских памятниках, и с XII в. постепенно принятом повсюду в правосл. мире, сочетается употребление по 9-й песни канона утрени песнопения «Свят Господь Бог наш», 11 воскресных Е., вседневных Е. Октоиха, Е. (или, что в данном случае то же, светильнов) Минеи, Е. Триоди. При совершении службы с «Аллилуия» Е. вытесняется светильном Октоиха рядового гласа (кроме Вселенских родительских суббот, имеющих свой Е.; можно отметить, что указания Типикона и Триоди относительно родительских суббот 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста противоречат друг другу: Типикон предписывает петь в эти субботы «светилен гласа» (статья о субботе 2-й седмицы Великого поста), тогда как Триодь приводит в соответствующих последованиях тексты Е. «Небо звездами» и заупокойного Е. с богородичном).

Песнопение «Свят Господь Бог наш» всегда поется по воскресеньям, будучи осмыслено как одна из особенностей воскресной службы; на этом основании оно опускается в случаях полной отмены воскресного последования Октоиха: на Пятидесятницу и при совпадении с воскресеньем Господских двунадесятых праздников (а также в 1-й день Пасхи, несмотря на присутствие в службе элементов воскресной службы 1-го гласа). Помимо воскресений «Свят Господь Бог наш» исполняется в Лазареву и Великую субботы, что указывает на тесную связь памятей этих дней с темой воскресения из мертвых. Вслед за этим песнопением, кроме праздника Входа Господня в Иерусалим и Великой субботы (согласно принятым ныне изданиям, эти 2 дня имеют только «Свят Господь Бог наш», хотя в рукописях иногда встречаются собственные Е. и для этих дней), исполняются Е. Минеи или Триоди (см. ст. «Свят Господь Бог наш»).

Свои уникальные Е. имеются во все воскресенья (кроме Недели ваий) и в нек-рые особые дни (включая дни Страстной седмицы) и субботы Постной Триоди, а также во все воскресенья Цветной Триоди (включая Пасху и Пятидесятницу), в праздники Преполовения Пятидесятницы и Вознесения Господня. Е. недель Цветной Триоди, Преполовения и Вознесения исполняются и в периоды их попразднств (Е. Пасхи поется только на Светлой седмице, в недели жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом и в день отдания Пасхи, предваряя собственный Е. соответствующей недели).

Кроме утрени Е. поется после канона в чине Елеосвящения (ср.: Вениамин. Новая скрижаль. [Т. 2.] С. 384); это объясняется тем, что некогда отдельные части этого продолжительного чина включались в состав суточных служб, в частности утрени. Светильны или Е. иногда выписываются вместе с канонами и в составе различных последований для келейной молитвы.

В греческой певческой традиции

В совр. певч. практике Е. обычно исполняются согласно изданию Ирмология Петра Пелопоннесского 1825 г., где приведены напевы подобнов Е. 2-го гласа («Со ученики взыдем» (1-й из числа воскресных), «Плотию уснув», «Жены, услышите», «Учеником зрящим», «Крест воздвизается днесь») и 3-го гласа («Посетил ны», «Явися, Спас», «Духом во святилищи», «Апостоли от конец», «Небо звездами», «Чертог твой вижду», «Разбойника благоразумнаго») (Εἱρμολόγιον. Κωνσταντινούπολις, 1825. Σ. 270-277). Полный цикл воскресных Е., распетых на 2-й глас, помещен в Анастасиматарии Петра Пелопоннесского, в приложении, наряду с евангельскими стихирами (Νέον ᾿Αναστασιματάριον Πέτρου Πελοποννησίου. Βουκουρέστι, 1820. Σ. 237-259). Е. праздников, для к-рых есть указание 3-го гласа, распеты на один напев (вероятно, восходящий к мелосу кондака Рождества «Дева днесь»; см.: Μουσικὴ κυψέλη. Νεάπολις-Κρήτης, 1974. Τ. 1. Σ. 194). Е. праздников 2-го гласа поются на 2-й ирмологический глас, имеющий некоторые особенности в мелосе, напр. Е. Вознесения «Учеником зрящим Тя» (Athen. O. et M. Merlier. 21. Fol. 256v, ок. 1800 г.). Е. Октоиха (светильны утрени с «Аллилуия») распеты на все гласы кратким ирмологическим распевом (см.: Δοσίθεος, μον. Παραλειπόμενα του Τριωδίου. Θύλη, 1989. Σ. 271-318).

Г. Статис в работе «Анаграмматизмы и матимы», описывая гимнографические тексты матим, отмечает использование воскресных Е. и Е. на Успение Пресв. Богородицы ( Στάθης. ᾿Αναγραμματισμο κα μαθήματα. Σ. 142), а также приводит пример матимы на текст Е. «Златокованая башне» (Χρυσοπλοκώτατε πύργε) 1-го плагального гласа Германа, митр. Нов. Патр (Lesb. Leim. 459. Fol. 378-378v, ок. 1700 г.). В совр. певч. практике этот стих поется на подобен Е. 3-го гласа, по 9-й песни молебного канона (параклисиса), в числе тропарей, к-рые следуют после Е. Успения Пресв. Богородицы «Апостоли от конец».

Стилевые редакции воскресных Е. знаменного распева

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *