Экстатичное состояние что это
экстатическое состояние
Смотреть что такое «экстатическое состояние» в других словарях:
Экстатическое состояние — Экстатическое состояніе (въ экстазѣ). Экстазъ восхищеніе, (собств.) иступленіе. Ср. Она впала въ такое неописанное и странное экстатическое состояніе, что Караваевъ даже испугался. Лѣсковъ. Некрещенный попъ. 6. Ср. Вы изволите разводить антимонію … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ЭКСТАТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ — См. религиозный транс … Толковый словарь по психологии
возбуждение экстатическое — (е. extatica; греч. ekstatikos восторженный) двигательное В. с неестественными, чрезмерно выразительными движениями, жестами и мимикой, вычурными позами, выражающими состояние экстаза, восторга, необыкновенного счастья … Большой медицинский словарь
Библейские пророчества — Библия … Википедия
шаманство — а; ср. 1. У некоторых народов Африки, Северной и Восточной Азии, Центральной Америки и Полинезии: форма религии, культ духов, магия. Изучать ш. Первобытное ш. 2. Занятие шамана, колдовство. Заниматься шаманством. * * * шаманство (шаманизм) (от… … Энциклопедический словарь
экстатический — ая, ое. extatique <гр. Отн. к экстазу, являющийся экстазом. Экстатическое состояние. БАС 1. Вы сами себя чувствуете как бы кружащимся; голова у вас кружится, нервы приходя в экстатическое состояние. 1846. Матвеев Отрывки 286. Но успокойтесь: я … Исторический словарь галлицизмов русского языка
БОНАВЕНТУРА — [лат. Bonaventura; наст. имя Иоанн Фиданца] (1217 (или 1221), Баньорея (совр. Баньореджо), Тоскана 15.07.1274, Лион), еп. Альбанский, св. католич. Церкви (пам. 15 июля), средневек. зап. богослов, кардинал. Жизнь Б. был сыном Иоанна Фиданца и… … Православная энциклопедия
ЭКСТАТИЧЕСКИЙ — ЭКСТАТИЧЕСКИЙ, экстатическая, экстатическое: в качестве кратк. употр. экстатичен, экстатична, экстатично (книжн.). прил. к экстаз. «Она впала в такое неописанное и странное экстатическое состояние, что Караваев даже испугался.» Лесков. Толковый… … Толковый словарь Ушакова
БОГОДУХНОВЕННОСТЬ — [Боговдохновенность; от греч. θεόπνευστος боговдохновенный; лат. inspiratio вдохновение], понятие, к рым в христ. вероучении определяется Божественный авторитет Библии и характеризуется процесс написания священных книг, предполагающий воздействие … Православная энциклопедия
БОДРИЙЯР — (Baudrillard) Жан (р. в 1929) французский философ, социолог, культуролог. Основные сочинения: ‘Система вещей’ (1968), ‘К критике политической экономии знака’ (1972), ‘Зеркало производства’ (1975), ‘Символический обмен и смерть’ (1976), ‘В тени… … История Философии: Энциклопедия
Экстатическое состояние
Смотреть что такое «Экстатическое состояние» в других словарях:
экстатическое состояние — (в экстазе) Экстаз восхищение, (собств.) исступление Ср. Она впала в такое неописанное и странное экстатическое состояние, что Караваев даже испугался. Лесков. Некрещеный поп. 6. Ср. Вы изволите разводить антимонию на воде, потому что бегали от… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ЭКСТАТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ — См. религиозный транс … Толковый словарь по психологии
возбуждение экстатическое — (е. extatica; греч. ekstatikos восторженный) двигательное В. с неестественными, чрезмерно выразительными движениями, жестами и мимикой, вычурными позами, выражающими состояние экстаза, восторга, необыкновенного счастья … Большой медицинский словарь
Библейские пророчества — Библия … Википедия
шаманство — а; ср. 1. У некоторых народов Африки, Северной и Восточной Азии, Центральной Америки и Полинезии: форма религии, культ духов, магия. Изучать ш. Первобытное ш. 2. Занятие шамана, колдовство. Заниматься шаманством. * * * шаманство (шаманизм) (от… … Энциклопедический словарь
экстатический — ая, ое. extatique <гр. Отн. к экстазу, являющийся экстазом. Экстатическое состояние. БАС 1. Вы сами себя чувствуете как бы кружащимся; голова у вас кружится, нервы приходя в экстатическое состояние. 1846. Матвеев Отрывки 286. Но успокойтесь: я … Исторический словарь галлицизмов русского языка
БОНАВЕНТУРА — [лат. Bonaventura; наст. имя Иоанн Фиданца] (1217 (или 1221), Баньорея (совр. Баньореджо), Тоскана 15.07.1274, Лион), еп. Альбанский, св. католич. Церкви (пам. 15 июля), средневек. зап. богослов, кардинал. Жизнь Б. был сыном Иоанна Фиданца и… … Православная энциклопедия
ЭКСТАТИЧЕСКИЙ — ЭКСТАТИЧЕСКИЙ, экстатическая, экстатическое: в качестве кратк. употр. экстатичен, экстатична, экстатично (книжн.). прил. к экстаз. «Она впала в такое неописанное и странное экстатическое состояние, что Караваев даже испугался.» Лесков. Толковый… … Толковый словарь Ушакова
БОГОДУХНОВЕННОСТЬ — [Боговдохновенность; от греч. θεόπνευστος боговдохновенный; лат. inspiratio вдохновение], понятие, к рым в христ. вероучении определяется Божественный авторитет Библии и характеризуется процесс написания священных книг, предполагающий воздействие … Православная энциклопедия
БОДРИЙЯР — (Baudrillard) Жан (р. в 1929) французский философ, социолог, культуролог. Основные сочинения: ‘Система вещей’ (1968), ‘К критике политической экономии знака’ (1972), ‘Зеркало производства’ (1975), ‘Символический обмен и смерть’ (1976), ‘В тени… … История Философии: Энциклопедия
Экстаз — это нормально. Как выходят за пределы собственного «я»
Возвращаясь с Луны на Землю на корабле «Аполлон-14», американский астронавт Эдгар Митчелл пережил, по его словам, «нечто мистическое». Он рассказывал об этом как об озарении, «сильном чувстве единства и связанности» всего живого. В автобиографии много лет спустя он написал: «Мне пришло в голову, что молекулы моего тела и молекулы самого космического аппарата были изготовлены давно в печи одного из древних светил, которые горели в небесах надо мной».
Ощущение выхода за пределы собственного «я» и связи с чем-то большим в Древней Греции называли экстазом (ekstasis), что буквально означает «быть вне себя». Философы-метафизики верили, что во время экстаза душа покидает тело человека, и в него проникает Бог, музы или демоны, которые говорят его устами.
Современные психологи схожий опыт называют пиковыми переживаниями и самотрансценденцией. Психиатры чаще склоняются к другим наименованиям: диссоциативное расстройство личности и психоз.
Экстаз не всегда приятен или даже безопасен. Разрушение «я» часто принимает патологические формы. Но, по мнению многих философов и психологов — от Олдоса Хаксли и Абрахама Маслоу до Мишеля Фуко, стремление к выходу за рамки своей идентичности — одна из основополагающих потребностей человека. Экстаз может вдохновлять и объединять. Даже Аристотель, один из самых рациональных мыслителей древности, видел в катарсисе Элевсинских мистерий мощное средство исцеления душевных недугов.
Переживание экстаза может проявляться в самых разных формах — от погружения в увлекательный сериал до чувства единства со всем миром. За тысячи лет люди изобрели множество техник достижения экстаза: религиозные ритуалы, танцы, пение, военные походы, голодание, сенсорная депривация и психоактивные вещества. Некоторые историки и палеонтологи связывают появление сельского хозяйства и цивилизации с употреблением пива и галлюциногенов. Похоже, как только человек обрел собственное «я», он тут же всеми силами стал пытаться от него убежать.
Изолированное, отдельное «я» делает нас тревожными, хрупкими и зацикленными на собственных переживаниях.
Как замечает профессор психологии Университета Дьюка Марк Лири, «самосознание — не абсолютное благо. Оно отвечает за многие, если не большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся как биологический вид и как отдельные люди». Гнев, страх, стыд, тревога и депрессия часто связаны с навязчивыми мыслями, которые генерирует наше я. Ты недостаточно успешен. Ты ничего не достиг. Ты умрешь, и всем будет наплевать. Неудивительно, что этот голос так хочется заглушить.
Часто экстатические переживания случаются спонтанно — во время прогулки, секса, чтения книги или спортивных тренировок. Эти переживания отличаются по интенсивности, но хотя бы раз в жизни что-то похожее на полное растворение «я» испытывают очень многие люди.
В США в 1974 году 35 % респондентов ответили «да» на вопрос: «Испытывали ли вы когда-либо ощущение, будто вы были близки к могущественной духовной силе, которая, как вам казалось, возвысила вас над самим собой?» Согласно исследованиям института Gallup, количество подобных переживаний в последнее время даже увеличилось: в 1962 году о «религиозном или мистическом опыте» сообщили лишь 22 % американцев, а в 2009-м — уже 49 %. Даже если религия продолжает умирать, мистицизм процветает.
Популяризатор науки и известный атеист Сэм Харрис посвятил целую книгу доказательству утверждения, что мистический опыт может и должен существовать без религии. Чтобы выйти за пределы своего «я», не нужно верить в какие-то догмы — более того, это даже мешает.
Мистика вполне совместима с рациональностью. С чем она точно несовместима, так это с восприятием обыденного опыта как единственно возможного.
Как изменилось отношение к экстазу
Основание науки об экстатических переживаниях можно отсчитывать с 1902 года, когда Уильям Джеймс опубликовал классическую работу «Многообразие религиозного опыта». Джеймс, один из отцов научной психологии, попытался рассмотреть экстаз с натуралистической точки зрения — то есть независимо от существования чего-то сверхъестественного. Он изучал, как мистические переживания воздействуют на сознание людей, а также проводил на себе эксперименты с закисью азота и мескалином. Это привело его к выводу, что обыденное рациональное мышление — лишь один из типов сознания, небольшая полянка в огромном лесу совершенно других явлений.
В отличие от Фрейда, Джеймс не считал экстаз регрессией в более примитивное состояние и симптомом психопатологии. Он видел во временной утрате «я» положительные стороны. Но для академической психологии это утверждение звучало еретически вплоть до 1960-х годов, когда формы экстаза вышли на поверхность.
Традиционно западное общество очень настороженно относится ко всему, что связано с утратой самоконтроля. Недостаток сдержанности и благоразумия считался признаком сумасшествия, глупости и примитивных страстей, которые могут разрушить общество.
Шестидесятые сильно изменили западное отношение к сексу, наркотикам, рок-музыке, а через всё это — к экстазу. Но они оставили противоречивое наследие. Неосторожные эксперименты с психоделиками вместо просветления приводили к бэд-трипам и психологическим проблемам. Многие люди оказались в сектах, харизматических церквях или начали верить во всевозможные фантастические идеи — от магических кристаллов и астрологии до управления погодой силой мысли.
Британский философ и писатель Джулс Эванс считает, что сейчас на наших глазах происходит еще одна революция в понимании человеческой природы. Мы учимся не переоценивать бессознательное, как это делали битники и сторонники движения нью-эйдж, но и не ужасаться ему. Мы учимся признавать положительные стороны экстаза, но уже не пытаемся превратить весь мир в хиппи-фестиваль.
Идеи, которые когда-то считались маргинальными и странными, теперь становятся мейнстримом и меняют наши представления о себе, обществе и окружающей реальности.
Домохозяйки занимаются кундалини-йогой, главы корпораций медитируют, программисты экспериментируют с микродозами психоделиков и записываются на ретриты в буддистские монастыри. Если раньше измененные состояния сознания ассоциировались с мистикой и эзотерикой, то в последние десятилетия эта тема стала вполне уместной даже в стенах научных институций.
Я убежден, что различные типы аномальных переживаний так же распространены, как вода. Они повсюду. Только тонкий слой культурного стыда сдерживает их и заставляет нас считать их признаком сумасшествия. Если люди начнут о них говорить, эти переживания быстро перестанут казаться ненормальными и странными.
— Джеффри Крайпл, американский исследователь религии
Как говорит исследователь буддизма Алан Уотс, «западные ученые исходят из убеждения, что нормальность — лучшее из возможного, а исключительность — удел святых, поскольку ее нельзя культивировать искусственно». Теперь всё сильно изменилось. Джин вырвался из бутылки — технологии погружения в экстаз становятся массовыми и общедоступными. Поэтому нам стоило бы лучше понимать, как они работают.
Духовность без религии
По разным оценкам, приблизительно четверть людей в США и Европе считают себя «духовными, но нерелигиозными». Среди молодого поколения доля таких людей еще выше. Согласно опросу 2018 года от Vice, 80 % миллениалов и людей поколения Z обладают «чувством духовности и верят в какую-то космическую силу». При этом под заботой о духовности может пониматься что угодно — от медитации до музыкальных фестивалей, туризма и создания художественных произведений.
Мы не любим вероучения, не доверяем авторитетам и уж точно не собираемся вверять их заботам свою душу. Экстаз сегодня совершенно далек от религии — он воспринимается скорее как часть личного самосовершенствования, где кислотные рейвы соседствуют с чтением книг и вылазками на природу.
Современные психологи делят экстатические переживания на две составляющие: растворение отдельного «я» и ощущение связанности с чем-то большим — другими людьми, природой или всей Вселенной. Такие переживания можно встретить в самых разных культурах и традициях. Часто они описываются в очень похожих терминах. Сравните фрагменты из текстов верующего христианина, дзен-буддиста и ученого-нейрофизиолога:
Меня посещало иногда сознание близости Бога. Я чувствовал тогда родство с деревьями, травами, с птицами, насекомыми, со всем, что есть в Природе. Сознание, что я существую, что я часть падающего дождя, облачных теней, древесных стволов, наполняло меня восторгом.
Я потерял ощущение границ своего физического тела. Конечно, у меня оставалась кожа, но чувствовал я себя стоящим в центре вселенной. Прежде я думал, что был создан, но теперь я вынужден был изменить свое мнение: я никогда не был создан; я был вселенной; никакого конкретного господина Сасаки не существовало.
Я осознала, что больше не могу четко различать, где начинается и заканчивается мое тело. Я чувствовала, что состою скорее из воды, а не из твердого вещества. Я больше не воспринимала себя как цельный объект, отдельный ото всего остального, и соединилась с окружающим миром.
Такие сходства многих исследователей привели к выводу, что в основе религиозного опыта лежит общее переживание. Олдос Хаксли писал об этом как о «вечной философии», которая проходит через все страны и эпохи. Философ Уолтер Стэйс выделил универсальное ядро мистических переживаний — «чувство объективной реальности», «блаженство, покой», «чувство святого, сакрального или божественного», «парадоксальность» и «невыразимость».
С этой точки зрения в основе любого мистического опыта лежит одно и то же состояние — чистое сознание, которое осознает само себя.
Гипотеза о «вечной философии» отчасти подтверждается рядом нейробиологических исследований. Американские ученые Юджин д’Акили и Эндрю Ньюберг изучали буддистских монахов и католических монахинь во время молитвы и медитации. Оказалось, что карта активности мозга у них почти совпадала: деактивировалась правая теменная доля, связанная с восприятием границ своего тела. В результате монахини испытывали единение с божественной любовью, а буддисты — то, что они называли «чувством единства со Вселенной».
Возможно, экстаз — это врожденная потребность, которую невозможно полностью подавить или уничтожить. Как утверждает генетик Дин Хамер, «у духовности есть биологический механизм, похожий на пение птиц, хотя и гораздо более сложный и нюансированный».
Экстатических переживаний можно достичь с помощью двух методов: сверху вниз (расслабление, медитация и молитва) и снизу вверх (возбуждение, танцы и пение).
Оба метода отключают так называемую сеть пассивного режима работы мозга, которая отвечает за создание автобиографической «я»-модели. В результате теряется чувство времени, границы личности растворяются. Такого же эффекта можно добиться с помощью психоделиков. Подсознательные механизмы мышления вдруг выходят на поверхность — мы начинаем видеть гораздо более широкую картину, в которой повседневное «я» занимает далеко не главное место.
Но экстаз — это не только просветление и мистический восторг. Он куда более разнообразен. Выход за пределы обыденной рациональности — рискованное предприятие. Такие переживания могут быть бессмысленными, жуткими или даже опасными.
Патологические формы экстаза распространены не меньше, чем здоровые.
Употребление психоделиков не мешало ацтекам и майя быть поклонниками человеческих жертвоприношений. Войны и убийства на протяжении всей человеческой истории были одним из главных источников экстаза. Алкоголизм и другие зависимости тоже можно считать неудачной попыткой выйти за пределы собственного «я».
Растворение эго далеко не всегда приводит к безупречному этическому поведению. Но в целом наука постепенно приходит к консенсусу: Уильям Джеймс был прав, а Фрейд — не прав.
У экстаза гораздо больше позитивных последствий, чем мы думали. Среди этих последствий — улучшенное отношение к жизни и самому себе, ощущение осмысленности происходящего, более тесные связи с другими людьми, снижение тревожности и депрессии, усиление креативности и желание помогать другим.
Способность отвлекать свое внимание от повседневной жизни и растворяться в чем-то большем лежит в основе многих религиозных традиций и духовных учений. Как говорит Симона Вейль, «все усилия мистиков всех веков были устремлены к тому, чтобы в их душе больше не было части, говорящей „я“». Но, как и большинство других наших особенностей, стремление экстазу, вероятно, эволюционировало, чтобы поддерживать наш вид живым, а не вести нас к Богу.
Экстаз не избавляет нас от человеческой природы, а, напротив, воссоединяет с ней. Именно благодаря, а не вопреки нашей уязвимости мы открываем границы своих возможностей.
— из книги «Похищая огонь. Как поток и другие состояния измененного сознания помогают решать сложные задачи»
Похоже, время от времени покидать границы нормального «я» просто необходимо для психологического здоровья. Это делают даже животные: дельфины изменяют сознание с помощью ядовитой рыбы фугу, кошки впадают в транс от кошачьей мяты, козы лакомятся галлюциногенными грибами, а слоны обожают перебродившие фрукты и время от времени заходят на пивоварни.
Психологи и психиатры наконец приходят к выводу, что экстатические переживания — не патология, они очень распространены и являются частью общей человеческой природы. Стремление к экстазу бесполезно подавлять или запрещать. Но отказываться от обыденной рациональности тоже было бы глупо и наивно. Нам нужна и рассудительность Сократа, и экстаз Диониса. Как выразился буддийский учитель Джек Корнфилд, «после экстаза — стирка».
Экстатичное состояние что это
Поиск
Височная личность и аддиктивная мотивация вызывания экстатических состояний
Описываются основные психологические характеристики, свойственные выделяемой авторами височной личности. Они включают: развитость воображения, мечтательность, «сны наяву», частые возникновения состояний déjà vu, «очарование огнем», особую чувствительность к запахам, сны с переживанием полета, чувство предвидения с самоисполняющимися пророчествами. Приводится анализ клинических наблюдений формирования на основе височной личности особой формы аддикции – к искусственному вызыванию экстатических состояний с помощью медитаций, связанных главным образом с наблюдением пламени. Выделяется позитивная сторона наблюдаемых аддиктивных реализаций, заключающаяся в активации творческой зоны, повышении самооценки, усилении ощущения личностной интеграции и целостности.
Temporal lobe personality and addictive motivation of evoking ecstatic states
Psychological traits typical for temporal lobe personality are described. They include vivid imagination, day dreams, often appearance of déjà vu, dreams with flights, the feeling of the premonition with self-fulfilling prophecies, specific sensibility to the smells. The form of process addiction with provocation of the states of ecstasy in 5 clients was registered and analyzed. This addiction has developed on the base of the experience of the ecstasy that appeared endogenously before the formation of the addictive motivation. Artificial stimulation of ecstatic states was provided with the help of the meditation which was realized mainly through the observation of the candle’s flame. Positive side of this form of addictive development contained the stimulation of creativity, the increase of the self-esteem, and the formation of the feeling of personal integrity and wholeness.
В основные характеристики височной личности входят развитость воображения, яркие сновидения с переживаниями полета и ощущением невесомости, выраженная склонность к фантазированию (fantasy-proneness) [1, 2], мечтательность, «сны наяву», частые возникновения состояний déjà vu, чувство предвидения с самоисполняющимися пророчествами, «очарование огнем», чувствительность к специфическим запахам с формированием особо значимых эмоциональных ассоциаций [3, 4, 5].
Височной личности свойственна активация выделяемого Фрейдом «первичного процесса». В последнем контексте следует отметить, что классическое определение первичного процесса, как мышления по желанию, не является достаточным, поскольку в содержании первичного процесса могут присутствовать элементы агрессии, аутоагрессии, преследования, страх различного содержания и др. Анализ первичного процесса в этом отношении подобен интерпретации сновидений, содержанием которых может явиться не только исполнение желаний (по Фрейду, прежде всего сексуальных), вытесненных и заблокированных в бессознании ego- и superego-системами. Здесь также, как и в трактовке первичного процесса, выпадает негативная сторона, объясняемая позже Фрейдом как выражение полюсного по отношению к либидо, аутодеструктивного драйва (инстинкта смерти). Для понимания первичного процесса необходимо учитывать как содержательную сторону, так и лежащие в его основе психодинамические механизмы. Первичный процесс «обслуживает» особые типы мышления, отличающиеся от рационального логического варианта (вторичный процесс). Первичный процесс включает аутистическое и дереистическое мышление. Аутистическое мышление является выражением, прежде всего, внутренних психических переживаний. Приближающееся к нему дереистическое мышление фиксировано на глубоком отрыве от реальности, в том числе, диссоциации от внутреннего Я субъекта.
В плане современных представлений, у височной личности присутствует активация «глубинной бессознательной системы разума» [6], что создает предрасположенность к эпизодическому возникновению особых пароксизмальных психических состояний с положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями. Положительные эмоциональные состояния могут достигать уровня, характерного для экстаза.
Клинические наблюдения над клиентами с выраженными признаками височной личности показывают, что восприятие реальной действительности, окружающих, с которыми они вступают в контакт, происходит во многом на бессознательном уровне. Эти лица производят бессознательное сканирование происходящего во вне от них и обладают способностью улавливания неосознаваемых сублиминальных сигналов, которые воспринимаются и оцениваются как особо значимые и требующие немедленной реакции на них. Реакция возникает в бессознательной системе и приводит к изменению психического состояния, содержания мышления, эмоций и поведения. При этом причины возникшего изменения, как правило, не осознаются, так как не распознаются триггеры (внешние сублиминальные бессознательные пусковые стимулы), приведшие к этим изменениям. Глубинное понимание психологии эмоциональных реакций и поведения клиентов со свойствами височной личности невозможно без определения триггеров, которые вызывают происходящие в бессознательной системе изменения.
В ситуации психотерапии такими триггерами обычно являются поведение психотерапевта, соблюдение им основных правил терапии, его интерпретации, оценки жалоб и высказываний клиента. Даже, казалось бы, нейтральные слова и выражения клиента, кроме их манифестного содержания, имеют латентный бессознательный смысл. Понимание этого смысла может быть затруднено, оно находится в прямой зависимости от профессионального опыта и квалификации специалиста, его/ее способности к эмпатии и формированию эмпатического созвучия [7].
Активизация глубинной бессознательной системы разума приводит к инфляции сознания первичным процессом. Это развитие сопровождается регрессом психической деятельности на ее ранний период, соответствующий шизоидно-параноидной позиции, согласно М. Klein [8]. Регресс может включать, с одной стороны, возникновение первичного страха аннигиляции и, с другой — появление полюсного состояния блаженства с выражением экзистенциальной радости и счастья. В связи с этим следует отметить, что при описании шизоидно-параноидной позиции М. Klein [8] фиксировала внимание, в основном, на отрицательных эмоциональных переживаниях младенца, на регистрации страхов аннигиляции и покидания. В то же время, в контексте описания первичной любви к «хорошей» груди, автор учитывала наличие полюсных, противоположных отрицательным, переживаний, которые более подробно не анализировались.
Аддикции у височной личности до настоящего времени не выделялись в литературе, что, очевидно, связано с тем, что данная личность до сих пор фактически не описывалась, а также с тем, что возникновение аддикции на «височной основе» не является типичным. В пользу последнего свидетельствуют проводимые авторами [4] исследования различных форм аддиктивного поведения в его химических и процессных вариантах. Эта особенность связана с тем, что психологические характеристики височной личности не нуждаются в дополнительном внешнем аддиктивном стимулировании. Височная личность обнаруживает интроаддиктивность – возможность ухода в мир воображения и фантастических позитивных переживаний без использования внешних аддиктогенных воздействий. «Почва» височной личности является гетерономной (чужеродной) для коморбидного развития аддикций. В связи с этим, все случаи формирования аддикции у височной личности заслуживают специального внимания и анализа. К ним относится и формирование аддикции на основе желания искусственного повторения эндогенно возникающих экстатических состояний.
У 5 пациенток с характеристиками височной личности имело место периодическое возникновение состояний экстаза с трудно вербализуемыми переживаниями внутреннего покоя, полной психической релаксации, ощущением единства с Природой и отстраненностью от всего того, что ранее беспокоило и тревожило их в реальностях повседневной жизни. Переживания носили, прежде всего, чувственный характер и не сопровождались стремлением к интеллектуализации. Тем не менее, в них присутствовало ощущение приобщения к какой-то Истине, какому-то особому Знанию. Отношение к себе и к окружающему миру становилось совершенно иным, что определялось чувством связи с Высшей Силой. Во всех случаях присутствовало переживание Единства со всем окружающим, что можно было определить как «Все в Одном и Одно во Всем». Терялось ощущение времени. Имело место ощущение потери себя, «растворения» границ собственного Я. Эти экстатические состояния были кратковременными, продолжаясь в течение нескольких секунд или минут.
Пациентки придавали особое значение таким состояниям. Эти состояния вначале возникали спонтанно, а в дальнейшем могли также провоцироваться особыми видами активности. К последним относились: самостоятельно избранный способ медитации в виде длительного всматривания в пламя свечи, рассматривание себя в зеркале, ритмические раскачивания, вызывание «внутреннего озноба». Медитация на пламя свечи была наиболее предпочтительной. В процессе совершения медитации активация экстатических состояний становилась все более легкой, совершаясь все с меньшим элементом сознательного вмешательства и преодоления сопротивления. Состояния экстаза вызывались клиентками, как правило, в вечернее или ночное время, в ситуациях уединения, изоляции от окружающих. Процедура вызывания переживаний экстаза и сами они становились значительной частью жизни клиенток. К ним постепенно формировалось сверхценное отношение, что находило отражение в тематике сновидений, фантазий, содержании «снов наяву». Клиентки размышляли на эту тему в свободное от работы или каких-либо занятий время, заранее предвкушая возможность их целенаправленного вызывания. Они делали все возможное для того, чтобы исключить какие-либо внешние препятствия, которые могли бы помешать активизации этих состояний.
Таким образом, психодинамика данного процесса строилась на вовлечении психологических механизмов, свойственных процессным аддикциям, и может рассматриваться как особая, не описанная ранее в литературе форма процессных аддикций. Эта форма аддиктивного поведения имеет общие элементы с аддикцией Alone Time (аддикции к проведению времени в одиночестве), хотя она имеет свою специфику, заключающуюся как в эндогенном возникновении экстатических состояний, так и в медитативных провокациях развития желаемых состояний.
Приводим следующее клиническое наблюдение. Пациентка С. 32 лет, писательница, литературный критик, разведена. Имеет дочь в возрасте 5 лет. Обнаруживает ряд характеристик, свойственных височной личности. Считает себя женщиной, которая с трудом устанавливает глубокий контакт с окружающими, поскольку последние, как правило, ее не понимают и, очевидно, не могут понять. Помнит свое детство, начиная с трехлетнего возраста. Воспитывалась в полной семье. Мать архитектор, отец юрист. В детстве чувствовала дискомфорт в компании сверстников, в том числе и в школьные годы. Как помнит себя, у нее рано появилось отрицательное отношение к «коллективизму», само это слово вызывало чувство отвращения. Любила уединение, в котором погружалась в мир воображения. Вела дневник, где старалась описать свои внутренние переживания. Писала короткие рассказы, иногда стихи, которые «обычно не получались». Любимых предметов в школе не было, хотя обнаруживала математические способности. Интересовалась художественной литературой, нравились авторы, которые не входили в школьную программу. Настольной книгой был «Улисс» Джойса. Окончила факультет естественных наук университета. Несколько раз вступала в любовные связи с мужчинами и женщинами. Формальный брак не заключала. Психическое состояние характеризуется частым (несколько раз в месяц) возникновением состояний déjà vu. Возникают сновидения, в которых летает, а также плавает в море вместе с большими дельфинообразными рыбами и женщинами в ярких купальных костюмах. В динамике эмоционального состояния на протяжении последних трех лет в осенне-зимнее время наблюдались депрессивные периоды. Сниженное настроение сопровождалось усилением мечтательности негативного содержания, катастроф и собственной гибели. Во время таких переживаний возникали суицидные мысли. Обнаружила, что описание в дневнике этих состояний помогает отвлечься от мыслей о самоубийстве и его совершении. Начиная с подросткового периода испытывала периодическое возникновение экстатических состояний блаженства. Первое такое состояние возникло во время пребывания с родителями на Мертвом море. В дальнейшем обучилась вызывать у себя похожие состояния меньшей интенсивности, медитируя на пламя свечи. Постепенно медитации стали привычными, и к ним сформировалось сверхценное отношение. Технически это происходило следующим образом. В вечернее время в темной комнате клиентка ставила свечу на кофейном столике рядом со своим креслом. Перед зажиганием свечи делала несколько глубоких вдохов. После зажигания свечи снова повторяла несколько глубоких вдохов и выдохов. Начинала всматриваться в пламя, стараясь, как можно меньше мигать. Фиксировалась на пламени, стараясь заполнить его созерцанием все свое сознание. Наблюдала за всеми качествами пламени, его движениями, меняющимися оттенками и размером. Если возникали «посторонние» мысли, психически дистанцировалась от них, фиксируясь на пламени свечи в течение трех-четырех минут. Затем закрывала глаза и визуализировала в своем воображении пламя свечи до потускнения и исчезновения образа. После чего снова открывала глаза и всматривалась в пламя. Эта процедура повторялась несколько раз.
Возникновение экстатических состояний у одной из клиенток сопровождалось активацией религиозного чувства, что выражалось в восприятии своего состояния как соединенного с Высшей Силой. Клиентка характеризовала это состояние, как состояние Благодати, которое возникало иногда во время молитвы. В дальнейшем у клиентки возникало иррациональное чувство вины, определяемое как «греховное нарушение естественного жизненного процесса», и последующие повторения активизации экстатических переживаний происходили на фоне борьбы про- и антиаддиктивных мотиваций.
В остальных наблюдавшихся случаях клиентки считали, что возникновение экстатических состояний является особым Даром, который отличает их от других людей и позволяет по-иному относиться к жизни, к людям, устанавливать свои приоритеты, избегать прагматически-материалистических подходов, не погружаться в культ материальных ценностей и шоппинга. Экстатические состояния стимулировали стремление к творчеству, которое постепенно занимало в жизни клиенток все большее место, становясь повышающей самооценку мотивацией.
Анализируя динамику наблюдавшихся случаев, можно прийти к заключению, что процессная аддикция к экстатическим состояниям входит в категорию условно позитивных («хороших») аддикций, согласно May [9]. Автор считает, что по-настоящему хороших аддикций не бывает, так как любая аддикция включает аттачмент с неизбежным ограничением свободы психического развития и неизбежным нарушением других мотиваций, что в любом случае приводит к сужению ментального поля и обеднению личностных содержаний. May [9] подчеркивает, что всякая аддикция порабощает личностную волю и желания, захватывая энергию, обеспечивающую любовь и интимность. Аддиктивный аттачмент блокирует духовное развитие человека.
В тоже время, нельзя не учитывать позитивную сторону тех форм аддиктивного поведения, которые связаны с творческой и другими видами продуктивной активности. В приведенных случаях имело место качественное изменение межличностных отношений, что выражалось в ослаблении отрицательных чувств, прежде всего, зависти к другим. Наблюдаемая аддикция к активации экстатических состояний имела ту положительную сторону, что она стимулировала пациенток к самоанализу, реализации творческих способностей, ощущению большей личностной целостности, чувства личностной интеграции, особого смысла жизни.
В заключение следует подчеркнуть, что описанная форма аддикции к вызыванию экстатических состояний у аддиктивной личности имеет ту особенность, что не является по отношению к ней гетерономной эго-дистонной, чужеродной. Ее содержание соответствует или приближается к эндогенно возникающим в наблюдавшихся случаях экстатическим состояниям. Гомономный характер вызываемых состояний может приводить к усилению положительных сторон психологических характеристик височной личности, к которым относятся стремление к творчеству и спиритуальному личностному развитию.
Ц.П. Короленко, Т.А. Шпикс
Новосибирский государственный медицинский университет
Короленко Цезарь Петрович — доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии наркологии и психотерапии
1. Brennis, C. Multiple Personality: Fantasy Proneness, Demand Characteristics, and Indirect Communication / C. Brennis // Psychoanalytic Psychology. — 1996. — Vol. 13. — P. 367-387.
2. Rauschenberger, S. Fantasy-proneness, Negative Affect and Psychopathology / S. Rauschenberger, S. Lynn // Imagination, Cognition and Personality. — Vol. 22, № 3. — P. 239-255.
3. Короленко, Ц.П. Личностные расстройства / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. — СПб.: Питер, 2009. — 400 с.
4. Korolenko, Ts. «Temporal Lobe Personality» in the Traditional Culture in Siberia / Ts. Korolenko, T. Korolenko // Annual Meeting Integrating Medicine and Psychiatry in Multi-Ethnic Settings. Abstract. — 2011.
5. Korolenko, Ts. Clinical Traits of Temporal Lobe Personality in the Inhabitants of North Siberia / Ts. Korolenko, N. Dmitrieva, T. Spiks // American International Journal of Contemporary Research. — 2012. — Vol. 2, № 9. — P. 13-19.
6. Langs, R. Love and Death in Psychotherapy. — Palgrave. MacMillan. Houndmills, Hampshire, 2006. — 234 p.
7. Rowe, C. Empathic Attunement / C. Rowe, D. Mac Isaac. — Northvale, NJ: Aronson, 1989. — 280 p.
8. Klein, М. Some Theoretical Conclusions Regarding the Emotional Life of the Infant / М. Klein // Envy and Gratitude and other works 1946-1963. (Ed. by Segal A.). — London, 1993. — P. 61-93.