Эскимосы и чукчи чем отличаются

Чукчи и эскимосы: к какой расе они принадлежат

Согласно древней легенде, вражда между чукчами и эскимосами началась из-за того, что два чукчи случайно оказались на территории эскимосов. Эскимосы встретили их негостеприимно: одного убили, а второго, шамана, взяли в плен и заставили работать, только через несколько лет шаману удалось бежать от эскимосов и вернуться на родину.

Количество

Антропология

Антропологи относят чукчей к монголоидам, которые имеют свои особенности, например, разрез глаз у них горизонтальный, более вытянутое лицо, встречаются мужчины с густой растительностью на лице, с курчавыми волосами, цвет кожи лишен желтизны и имеет оттенок бронзы, черты лица правильные, нос, особенно у мужчин, крупный (у женщин чаще приплюснутый), лоб высокий, большие глаза широко расставлены.

Мужчины отличаются крепким сложением, плечистостью. Генетики обнаруживают у чукчей большое сходство с ненцами и якутами и считают, что ительмены, монголы и айны — родственные чукчам народности. 50% чукчей несут в себе гаплогруппу N1c1, что роднит их с якутами, уграми и даже финнами, также весьма распространена гаплогруппа C и С3, указывающая на родство с монголами.

Однако разница между чукчами и эскимосами все же есть. Во-первых, существует очевидная разница во внешности: эскимосы имеют более европейские черты лица, часто у них косой разрез глаз, а на восточном побережье континента встречаются даже эскимосы-блондины.

Чукотский язык лингвисты относят к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков, в эту же группу входят языки ительменов, кереков, коряков. Это язык с довольно сложной организацией, в которых каждая морфема приобретает смысл в зависимости от места в предложении.

Эскимосы же говорят на языке, который относится к группе эскимосско-алеутских языков, причем, каждая группа говорит на своем диалекте, но эти языки имеют мало общего с языком чукчей.

Племена

Согласно наблюдениям советского этнографа Владимира Германовича Тан-Борогаза, в начале XX века чукчи делились на две группы: морские чукчи – анкальын, занимавшиеся промыслом морского зверя, и оленные – чаучу, которые в некоторых местах уже вели оседлый образ жизни.

Эскимосы начала XX века добывали морского зверя, ловили рыбу и охотились на оленя карибу, но ни о каком одомашнивании оленей не было и речи. Эскимосы делятся на разные племена: в Канаде живут инуиты, в США – юпикские эскимосы, инупиаты, алутики, сибирские эскимосы, чупики и гренландские эскимосы, которые также делятся на западных, восточных и северных.

Чукчи жили в традиционных жилищах — ярангах, которые имели деревянный каркас и обтягивались шкурами оленей, моржей или китовой кожей, внутри яранги обязательно устраивали полог, в котором спали. Яранга освещалась жировой лампой с фитилем из полоски шкуры.

Эскимосы ютились в снежных домах — иглу, которые строили из плотных снежных кирпичей и даже устраивали в них окна изо льда. Внутри помещение застилали шкурами и отапливали плошками-жирниками.

И эскимосы, и чукчи могли иметь больше одной жены, а обычай делиться женами существовал у обоих народов.

Верования и традиции

Несмотря на то, что чукчи и эскимосы — язычники-шаманисты, у каждого народа были свои легенды и свои духи-покровители. Осенью чукчи празднуют убой оленей, весной — праздник оленьих рогов, а зимой приносят жертву звезде Альтаир (созвездие Орла), которую ассоциируют с далеким предком. Весьма распространено у чукчей самоубийство и убийство по согласию стариков, больных, раненых или просто впавших в депрессию сородичей.

Особое место в культуре чукчей занимает танец, который был распространен еще в I веке до н.э, а творческое начало народа нашло отображение в резьбе по кости, в которой чукчи – большие искусники.

Для эскимоса мир населен множеством духов, по преимуществу злых и мстительных, в которых превращаются все умершие люди и звери. Детей они пугают Каллупиллуком – чудовищем, утаскивающим людей под лёд, шаманов убивает мстительный дух Кигатилик, а врагам можно отомстить с помощью тупилака — амулета, в который заточен злобный демон.

Дождь эскимосы считают слезами умерших, а северное сияние у них связано с умершими детьми, играющими в мячик на небе. Эскимосы славятся изготовлением ритуальных шаманских масок, а их женщины летом носят эротическое белье — крохотные трусики, украшенные мехом.

Источник

Эскимосы и чукчи: почему их нельзя путать

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

Многим кажется, что чукчи и эскимосы очень похожи друг на друга, а некоторые и вовсе не различают эти народы между собой. И это в корне неверно. Мало того, сравнение этих народов может обидеть их представителей. Дело в том, что эскимосы и чукчи – заклятые враги.

Старая вражда

Корни этой вражды уходят далеко в века, чукчи считают, что всему виной эскимосы. Они рассказывают легенду о том, как давным-давно на отколовшейся льдине на американский материк попали два чукчи. Эскимосы встретили их негостеприимно: одного убили, а второго, шамана, взяли в плен и заставили работать, только через несколько лет шаману удалось бежать от эскимосов и вернутся на родной берег.

После этого случая чукчи решили мстить эскимосами при каждом удобном случае, и военные экспедиции к соседям длились вплоть до начала XX века.

Количество

Согласно переписи населения 2010 года в России живет 15 908 чукчей, они сосредоточены на Чукотке и Камчатке, совсем небольшое количество их живет в Якутии и в Магаданской области.

Эскимосов значительно больше – только на территории США (Аляска) их проживает больше 55 000, в Канаде живет 50 480 эскимосов, 50 000 живет в Гренландии и 17 000 — в Дании. Только 1 738 эскимосов проживает на территории России – в Магаданской области и на Чукотке.

Антропология

Антропологи относят чукчей к монголоидам, которые имеют свои особенности, например, разрез глаз у них горизонтальный, более вытянутое лицо, встречаются мужчины с густой растительностью на лице, с курчавыми волосами, цвет кожи лишен желтизны и имеет оттенок бронзы, черты лица правильные, нос, особенно у мужчин, крупный (у женщин чаще приплюснутый), лоб высокий, большие глаза широко расставлены.

Мужчины отличаются крепким сложениям, плечистостью. Генетики обнаруживают у чукчей большое сходство с ненцами и якутами и считают, что ительмены, монголы и айны — родственные чукчам народности. 50% чукчей несут в себе гаплогруппу N1c1, что роднит их с якутами, уграми и даже финнами, также весьма распространена гаплогруппа C и С3, указывающая на родство с монголами.

Эскимосов ученые относят к так называемой арктической расе. Но к этой же расе многие антропологи относят и чукчей! Считается, что арктическая раса людей живет на территории, начинающейся за Верхоянским хребтом (Якутия) и протирающейся до восточного побережья Гренландии.

Однако разница между чукчами и эскимосами все же есть. Во-первых, существует очевидная разница во внешности: эскимосы имеют более европейские черты лица, часто у них косой разрез глаз, а на восточном побережье континента встречаются даже эскимосы-блондины.

А во-вторых, есть и генетические отличия: у экскимосов почти отсутствует гаплогруппа С3, она очень редко встречается на восточном побережье Гренландии. Отсутствие этого гаплотипа резко отличает эскимосов не только от чукчей, но и от индейцев (журнал Physical Anthropology, США, авторы Р. С Уильямс и А. Г. Штейнберг).

Исследования российских генетиков выявили, что эскимосы, проживающие на Чукотке, генетически близки чукчам, и отличия у народов только этнические.

Чукотский язык лингвисты относят к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков, в эту же группу входят языки ительменов, кереков, коряков. Это язык с довольно сложной организацией, в которых каждая морфема приобретает смысл в зависимости от места в предложении.

Эскимосы же говорят на языке, который относится к группе эскимосско-алеутских языков, причем, каждая группа говорит на своем диалекте, но эти языки имеют мало общего с языком чукчей.

Многие лингвисты, в том числе российский специалист в области палеоазиатского языкознания Олег Алексеевич Мудрак, считают, что родственным эскимосскому языку является алтайский язык, а камчадальские или чукотские заимствования являются только указанием на пути миграции народа.

Племена

Согласно наблюдениям советского этнографа Владимира Германовича Тан-Борогаза, в начале XX века чукчи делились на две группы: морские чукчи – анкальын, занимавшиеся промыслом морского зверя, и оленные – чаучу, которые в некоторых местах уже вели оседлый образ жизни.

Эскимосы начала XX века добывали морского зверя, ловили рыбу и охотились на оленя карибу, но ни о каком одомашнивании оленей не было и речи. Эскимосы делятся на разные племена: в Канаде живут инуиты, в США – юпикские эскимосы, инупиаты, алутики, сибирские эскимосы, чупики и гренландские эскимосы, которые также делятся на западных, восточных и северных.

Чукчи жили в традиционных жилищах — ярангах, которые имели деревянный каркас и обтягивались шкурами оленей, моржей или китовой кожей, внутри яранги обязательно устраивали полог, в котором спали. Яранга освещалась жировой лампой с фитилем из полоски шкуры.

Эскимосы ютились в снежных домах — иглу, которые строили из плотных снежных кирпичей и даже устраивали в них окна изо льда. Внутри помещение застилали шкурами и отапливали плошками-жирниками.

И эскимосы, и чукчи могли иметь больше одной жены, а обычай делиться женами существовал у обоих народов.

Верования и традиции

Несмотря на то, что чукчи и эскимосы — язычники-шаманисты, у каждого народа были свои легенды и свои духи-покровители. Осенью чукчи празднуют убой оленей, весной — праздник оленьих рогов, а зимой приносят жертву звезде Альтаир (созвездие Орла), которую ассоциируют с далеким предком. Весьма распространено у чукчей самоубийство и убийство по согласию стариков, больных, раненых или просто впавших в депрессию сородичей.

Особое место в культуре чукчей занимает танец, который был распространен еще в I веке до н.э, а творческое начало народа нашло отображение в резьбе по кости, в которой чукчи – большие искусники.

Для эскимоса мир населен множеством духов, по преимуществу злых и мстительных, в которых превращаются все умершие люди и звери. Детей они пугают Каллупиллуком – чудовищем, утаскивающим людей под лёд, шаманов убивает мстительный дух Кигатилик, а врагам можно отомстить с помощью тупилака — амулета, в который заточен злобный демон.

Дождь эскимосы считают слезами умерших, а северное сияние у них связано с умершими детьми, играющими в мячик на небе. Эскимосы славятся изготовлением ритуальных шаманских масок, а их женщины летом носят эротическое белье — крохотные трусики, украшенные мехом.

Источник

Чукчи: самые шокирующие факты

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

Мы все привыкли считать представителей этого народа наивными и миролюбивыми жителями Крайнего Севера. Дескать, всю свою историю чукчи пасли стада оленей в условиях вечной мерзлоты, охотились на моржей, а в качестве развлечения дружно били в бубны. Анекдотичный образ простака, который все время произносит слово «однако», настолько далек от реальности, что это действительно шокирует. Между тем, в истории чукчей немало неожиданных поворотов, а их быт и нравы до сих пор вызывают споры у этнографов. Чем же представители этого народа так отличаются от других обитателей тундры?

Называют себя настоящими людьми

Чукчи – единственный народ, мифология которого откровенно оправдывает национализм. Дело в том, что их этноним произошел от слова «чаучу», которое на языке аборигенов севера обозначает владельца большого числа оленей (богача). Данное слово услышали от них русские колонизаторы. Но это не самоназвание народа.

«Луораветланы» – так чукчи именуют себя, что переводится как «настоящие люди». Они всегда высокомерно относились к соседним народам, а себя считали особенными избранниками богов. Эвенков, якутов, коряков, эскимосов в своих мифах луораветланы называли теми, кого боги создали для рабского труда.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность чукчей составляет всего 15 тысяч 908 человек. И хотя этот народ никогда не был многочисленным, умелые и грозные воины в непростых условиях сумели завоевать огромные территории от реки Индигирки на западе до Берингова моря на востоке. Их земли по площади сопоставимы с территорией Казахстана.

Раскрашивают лица кровью

Чукчи делятся на две группы. Одни занимаются оленеводством (кочевники-скотоводы), другие охотятся на морского зверя, по большей части, добывают моржей, поскольку живут на берегу Северного Ледовитого океана. Но это основные занятия. Оленеводы тоже занимаются промыслом, они добывают песцов и других пушных животных тундры.

После удачной охоты чукчи раскрашивают свои лица кровью убитого зверя, при этом изображая знак своего родового тотема. Затем эти люди совершают ритуальное жертвоприношение духам.

Воевали с эскимосами

Чукчи всегда были умелыми воинами. Представьте себе, сколько храбрости необходимо, чтобы выходить в океан на лодке и нападать на моржей? Впрочем, не только животные становились жертвами представителей этого народа. Они часто совершали грабительские походы на эскимосов, перебираясь в соседнюю Северную Америку через Берингов пролив на своих лодках, сделанных из древесины и моржовых шкур.

Из военных походов умелые воины привозили не только награбленное добро, но и рабов, отдавая предпочтение молодым женщинам.

Интересно, что в 1947 году чукчи в очередной раз решили пойти войной на эскимосов, тогда лишь чудом удалось избежать международного конфликта между СССР и США, ведь представители обоих народов официально являлись гражданами двух супердержав.

Чукчи за свою историю успели изрядно насолить не только эскимосам. Так, они часто нападали на коряков, отбирая их оленей. Известно, что с 1725 по 1773 годы захватчики присвоили около 240 тысяч (!) голов чужого скота. Собственно, чукчи занялись оленеводством после того как ограбили соседей, многим из которых пришлось добывать себе пропитание охотой.

Татуировки в честь убитых врагов

Чукчи покрывали свои тела татуировками, посвященными убитым врагам. После победы воин наносил на тыльную сторону запястья правой руки столько точек, сколько противников он отправил на тот свет. На счету некоторых опытных бойцов было столько поверженных врагов, что точки сливались в линию, идущую от запястья к локтю.

Проигравшие воины, лежащие на поле брани, просили своих противников о смерти. Причем, делали это равнодушным тоном. Единственным пожеланием было – не мешкать.

Выиграли войну с Россией

Чукчи – единственный народ Крайнего Севера, воевавший с Российской империей и одержавший победу. Первыми колонизаторами тех мест стали казаки, руководил которыми атаман Семен Дежнев. В 1652 году они построили Анадырский острог. За ними на земли Заполярья отправились другие искатели приключений. Воинственные северяне не захотели мирно соседствовать с русскими, а уж тем более – выплачивать налоги в имперскую казну.

Война началась в 1727 году и длилась более 30 лет. Тяжелые бои в непростых условиях, партизанские диверсии, хитроумные засады, а также массовые самоубийства чукотских женщин и детей – все это заставило русские войска дрогнуть. В 1763 году армейские части империи были вынуждены покинуть Анадырский острог.

Вскоре у берегов Чукотки появились корабли англичан и французов. Возникла реальная опасность, что эти земли захватят давние противники, сумев договориться с местным населением без борьбы. Императрица Екатерина II решила действовать дипломатичнее. Она предоставила чукчам налоговые льготы, а их правителей буквально осыпала золотом. Русским жителям Колымского края было приказано, «… чтобы они отнюдь ничем не раздражали чукоч, под страхом, в противном случае, ответственности по суду военному».

Такой мирный подход оказался гораздо более эффективным, чем войсковая операция. В 1778 году чукчи, задобренные властями империи, приняли российское подданство.

Смазывали стрелы ядом

Бубны обтягивали человеческой кожей

Чукчи сражались под звуки бубнов, обтянутых не оленьей (как положено по обычаю), а человеческой кожей. Такая музыка нагоняла ужас на врагов. Об этом говорили русские солдаты и офицеры, воевавшие с аборигенами севера. Колонизаторы объясняли свое поражение в войне особой жестокостью представителей этого народа.

Воины умели летать

Чукчи во время рукопашных схваток перелетали через поле битвы, приземляясь в тылу врага. Как они совершали прыжки на 20-40 метров и после этого могли сражаться? Ученые до сих пор не знают ответа на этот вопрос. Вероятно, умелые воины использовали особые приспособления вроде батутов. Данный прием часто позволял одерживать победы, ведь противники так и не поняли, как ему противостоять.

Чукчи владели рабами вплоть до 40-х годов ХХ века. Женщин и мужчин из бедных семей часто продавали за долги. Они выполняли грязную и тяжелую работу, как и захваченные в плен эскимосы, коряки, эвенки, якуты.

Чукчи вступали в так называемые групповые браки. В них входили несколько обычных моногамных семей. Мужчины могли обмениваться женами. Такая форма социальных отношений была дополнительной гарантией выживания в тяжелых условиях вечной мерзлоты. Если кто-то из участников подобного союза погибал на охоте, то о его вдове и детях было, кому позаботиться.

Чукчи могли прожить, найти кров и еду, если обладали способностью смешить людей. Народные юмористы переезжали из стойбища в стойбище, веселя всех своими шутками. Их уважали и высоко ценили за талант.

Чукчи первыми изобрели прообраз современных подгузников. Они использовали слой мха с оленьей шерстью как впитывающий материал. Новорожденного одевали в подобие комбинезона, меняя импровизированный подгузник несколько раз в день. Жизнь в условиях сурового севера заставляла людей быть изобретательными.

Меняли пол по приказу духов

Чукотские шаманы могли сменить пол по указанию духов. Мужчина начинал носить женскую одежду и вести себя соответственно, иногда он буквально выходил замуж. А вот шаманка, напротив, перенимала стиль поведения сильного пола. Такого перевоплощения, по верованиям чукчей, от своих служителей иногда требовали духи.

Старики умирали добровольно

Источник

Чем чукчи отличаются от эскимосов

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

Чукчи и эскимосы – это не просто два разных народа, отличающихся друг от друга языком, внешностью и обычаями. Это народы, которые в прошлом часто воевали между собой.

Корни этой вражды уходят далеко в века, чукчи считают, что всему виной эскимосы. Они рассказывают легенду о том, как давным-давно на отколовшейся льдине на американский материк попали два чукчи. Эскимосы встретили их негостеприимно: одного убили, а второго, шамана, взяли в плен и заставили работать, только через несколько лет шаману удалось бежать от эскимосов и вернутся на родной берег.

После этого случая чукчи решили мстить эскимосами при каждом удобном случае, и военные экспедиции к соседям длились вплоть до начала XX века.

Количество

Согласно переписи населения 2010 года в России живет 15 908 чукчей, они сосредоточены на Чукотке и Камчатке, совсем небольшое количество их живет в Якутии и в Магаданской области.

Эскимосов значительно больше – только на территории США (Аляска) их проживает больше 55 000, в Канаде живет 50 480 эскимосов, 50 000 живет в Гренландии и 17 000 — в Дании. Только 1 738 эскимосов проживает на территории России – в Магаданской области и на Чукотке.

Антропология

Антропологи относят чукчей к монголоидам, которые имеют свои особенности, например, разрез глаз у них горизонтальный, более вытянутое лицо, встречаются мужчины с густой растительностью на лице, с курчавыми волосами, цвет кожи лишен желтизны и имеет оттенок бронзы, черты лица правильные, нос, особенно у мужчин, крупный (у женщин чаще приплюснутый), лоб высокий, большие глаза широко расставлены.

Мужчины отличаются крепким сложениям, плечистостью. Генетики обнаруживают у чукчей большое сходство с ненцами и якутами и считают, что ительмены, многолы и айны — родственные чукчам народности. 50% чукчей несут в себе гаплогруппу N1c1, что роднит их с якутами, уграми и даже финнами, также весьма распространена гаплогруппа C и С3, указывающая на родство с монголами.

Эскимосов ученые относят к так называемой арктической расе. Но к этой же расе многие антропологи относят и чукчей! Считается, что арктическая раса людей живет на территории, начинающейся за Верхоянским хребтом (Якутия) и протирающейся до восточного побережья Гренландии.

Однако разница между чукчами и эскимосами все же есть. Во-первых, существует очевидная разница во внешности: эскимосы имеют более европейские черты лица, часто у них косой разрез глаз, а на восточном побережье континента встречаются даже эскимосы-блондины.

А во-вторых, есть и генетические отличия: у экскимосов почти отсутствует гаплогруппа С3, она очень редко встречается на восточном побережье Гренландии. Отсутствие этого гаплотипа резко отличает эскимосов не только от чукчей, но и от индейцев (журнал Physical Anthropology, США, авторы Р. С Уильямс и А. Г. Штейнберг).

Исследования российских генетиков выявили, что эскимосы, проживающие на Чукотке, генетически близки чукчам, и отличия у народов только этнические.

Чукотский язык лингвисты относят к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков, в эту же группу входят языки ительменов, кереков, коряков. Это язык с довольно сложной организацией, в которых каждая морфема приобретает смысл в зависимости от места в предложении.

Эскимосы же говорят на языке, который относится к группе эскимосско-алеутских языков, причем, каждая группа говорит на своем диалекте, но эти языки имеют мало общего с языком чукчей.

Многие лингвисты, в том числе российский специалист в области палеоазиатского языкознания Олег Алексеевич Мудрак, считают, что родственным эскимосскому языку является алтайский язык, а камчадальские или чукотские заимствования являются только указанием на пути миграции народа.

Племена

Согласно наблюдениям советского этнографа Владимира Германовича Тан-Борогаза, в начале XX века чукчи делились на две группы: морские чукчи – анкальын, занимавшиеся промыслом морского зверя, и оленные – чаучу, которые в некоторых местах уже вели оседлый образ жизни.

Эскимосы начала XX века добывали морского зверя, ловили рыбу и охотились на оленя карибу, но ни о каком одомашнивании оленей не было и речи. Эскимосы делятся на разные племена: в Канаде живут инуиты, в США – юпикские эскимосы, инупиаты, алутики, сибирские эскимосы, чупики и гренландские эскимосы, которые также делятся на западных, восточных и северных.

Чукчи жили в традиционных жилищах — ярангах, которые имели деревянный каркас и обтягивались шкурами оленей, моржей или китовой кожей, внутри яранги обязательно устраивали полог, в котором спали. Яранга освещалась жировой лампой с фитилем из полоски шкуры.

Эскимосы ютились в снежных домах — иглу, которые строили из плотных снежных кирпичей и даже устраивали в них окна изо льда. Внутри помещение застилали шкурами и отапливали плошками-жирниками.

И эскимосы, и чукчи могли иметь больше одной жены, а обычай делиться женами существовал у обоих народов.

Верования и традиции

Несмотря на то, что чукчи и эскимосы — язычники-шаманисты, у каждого народа были свои легенды и свои духи-покровители. Осенью чукчи празднуют убой оленей, весной — праздник оленьих рогов, а зимой приносят жертву звезде Альтаир (созвездие Орла), которую ассоциируют с далеким предком. Весьма распространено у чукчей самоубийство и убийство по согласию стариков, больных, раненых или просто впавших в депрессию сородичей.

Особое место в культуре чукчей занимает танец, который был распространен еще в I веке до н.э, а творческое начало народа нашло отображение в резьбе по кости, в которой чукчи – большие искусники.

Для эскимоса мир населен множеством духов, по преимуществу злых и мстительных, в которых превращаются все умершие люди и звери. Детей они пугают Каллупиллуком – чудовищем, утаскивающим людей под лёд, шаманов убивает мстительный дух Кигатилик, а врагам можно отомстить с помощью тупилака — амулета, в который заточен злобный демон.

Дождь эскимосы считают слезами умерших, а северное сияние у них связано с умершими детьми, играющими в мячик на небе. Эскимосы славятся изготовлением ритуальных шаманских масок, а их женщины летом носят эротическое белье — крохотные трусики, украшенные мехом.

Источник

Почему чукчи враждуют с эскимосами

На протяжении XVII-XIX веков суровое Заполярье сотрясали чукотско-эскимосские войны. Вооруженный конфликт между двумя народами чуть не вспыхнул и в 1947 году, но тогда усилиями властей СССР удалось избежать дипломатического скандала. Зачинщиками боевых столкновений с жителями Северной Америки всегда выступали чукчи. Именно они раз за разом совершали вооруженные набеги на эскимосские поселения. В чем причина такой вражды?

Месть за соплеменников

Ширина Берингова пролива, разделяющего Аляску и Чукотку, в самом узком месте составляет всего 86 км. Летом такое расстояние вполне возможно преодолеть на крепкой лодке, а зимой – пройти по льду. Закаленным воинам, привыкшим к жизни в суровых условиях Заполярья, идея отправиться на соседний континент не казалась слишком рискованной.

Обычно набеги совершались летом. Чукотская лодка, используемая для морского промысла, называется «аньяпик». Каркас из дерева и китовых ребер обтягивают шкурой моржа, получатся довольно прочная конструкция, способная «пережить» частые столкновения с льдинами. Длина средней лодки составляет около 9 м, в ней могут поместиться 12 гребцов.

Интересно, что чукчи всегда мирно соседствовали и даже дружили с эскимосами, населяющими Азию, враждовали они исключительно с жителями Аляски. Дело в том, что в XV-XVI веках племя юкагиров вытеснило чукчей к востоку, на исконные земли эскимосов нашей страны. Два народа стали соседями, обошлось без военных столкновений. Со временем эти люди фактически превратились в единый этнос. Более многочисленные чукчи постепенно ассимилировали многих эскимосов.

Совсем другие отношения сложились у наших соотечественников с жителями Северной Америки. Известный этнограф Владимир Германович Тан-Богораз (1865-1936 гг.) в своей двухтомной книге «Чукчи» написал, что одной из причин регулярных грабительских набегов на эскимосов была месть за убитых соплеменников.

Старожилы поведали исследователю, что все началось с охотника и шамана, которых когда-то давно унесло на льдине к берегам Аляски. Жители Северной Америки встретили чукчей неприветливо. Охотника убили, а шамана обратили в рабство. Тот сумел вернуться домой, воззвав к Духу моржа и воспользовавшись магической помощью тотемных животных. Спасшийся шаман рассказал соплеменникам, как нехорошо поступили эскимосы. Тогда и было принято решение о первом вооруженном набеге.

Впоследствии чукчи не раз нападали на жителей Аляски, грабили их, убивали, похищали женщин и детей. В этих военных стычках гибли представители обеих сторон, со временем взаимная ненависть только разрасталась.

Впрочем, чукчи далеко не всегда враждовали с эскимосами. Случались между двумя народами и перемирия, во время которых жители Азии и Северной Америки налаживали торговые отношения. Люди обменивали оленьи и моржовые шкуры, китовый жир, домашнюю утварь, различные инструменты, изделия народных промыслов. Но укреплению и развитию экономических связей мешало взаимное недоверие.

Чукчи отправлялись на торговые миссии, снаряжаясь как для ведения войны. Они держали наготове свои копья и луки со стрелами. Эскимосы встречали прибывших также крайне настороженно. Оставив на берегу свой товар, группа приезжих отходила в сторону. Местные рассматривали привезенные вещи и продукты и оставляли рядом то, что собирались отдать взамен. Иногда стороны не могли договориться сразу, людям приходилось идти на взаимные уступки, не прибегая при этом к словам.

Такой «немой торг» продолжался долго, и любое недоразумение (громкий крик, резкое движение, оскорбительный жест) могло привезти к вооруженной стычке. А погибшие в результате подобных инцидентов – повод для объявления новой войны.

Стоит сказать, что вооруженные конфликты эскимосов и чукчей порой признавались обеими сторонами бесперспективными. Когда прибыль от грабительских набегов становилась несоразмерной количеству боевых потерь, правители двух народов заключали перемирия. Они присягали солнцу в присутствии шаманов и возмещали друг другу причиненный материальный ущерб.

Наряду с желанием отомстить давним врагам и разжиться награбленным добром, одной из главных причин частых набегов чукчей на земли Аляски было стремление захватить в плен молодых женщин и детей.

Стоит ли упоминать, что народы Крайнего Севера всегда страдали от малочисленности. Они нуждались в притоке «свежей крови», на стойбищах оленеводов требовались рабочие руки, мужчинам были необходимы невесты, которые не являются их дальними родственницами. Не случайно, жена-эскимоска считалась поводом для гордости славного воина, сумевшего добыть ее в непростом походе на другой континент.

Некоторые наиболее отчаянные чукчи в поисках своего идеала добирались даже до территории Канады. В XIX веке они уже были наслышаны о чернокожих женщинах, населяющих эту страну. Похитить и привезти домой такую необычную красавицу – это считалось верхом воинской доблести и везения. Правда, подобные случаи были единичными.

К своим вооруженным вылазкам на другой континент чукчи всегда тщательно готовились. В XVIII веке войной на эскимосов шли целые армады, состоящие из сотен лодок-байдар. А количество переправлявшихся в них воинов иногда достигало 800-1000 человек. Это были опытные и закаленные в боях «десантники». Оснащенные луками и копьями они носили доспехи из плотных моржовых шкур.

Нападали чукчи либо на рассвете, либо поджидали момент, когда мужчины-эскимосы отправятся на охоту, и женщины останутся без защитников. Иногда небольшая группа захватчиков намеренно устраивала шум, чтобы оттянуть на себя основные силы противника, в то время как основные силы агрессоров заходили с тыла, убивая и грабя эскимосов.

Примечательно, что в набегах участвовали не только чукчи, занимающиеся китобойным промыслом и добычей моржей, но и кочевые оленеводы из тундры, которые с охотой присоединялись к своим сородичам, живущим охотой на побережье. В военные вылазки на Аляску иногда отправлялись и азиатские эскимосы, дружившие со своими соседями-чукчами. Они нападали на своих же соплеменников, обитающих в Северной Америке.

Вот такие драматические события разворачивались на Аляске в XVII-XIX веках.

чукча, зачем тебе холодильник? как зачем, на улице минус 40, а в холодильнике плюс пять. чукча греться,однако, будет.

Игра престолов однако!

При нём такой херни не было

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

странно что Псаки об этом не упоминала. ведь русские чукчи нападают на расово верных американских эскимосов. и пофигу что эскимосам срать на сша так же как и чукчам на Россию)))

Меня одного от первого предложения тянет на ржач?

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

Язык, на котором мы говорим, влияет на наше мышление

Правда ли, что у эскимосов более 500 слов для обозначения цвета снега.

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

В 30-х годах прошлого столетия в лингвистике появилась простая, изящная и крайне соблазнительная гипотеза, её основная идея состоит в том, что язык определяет мышление и способ познания. Другими словами, наш язык определяет то, как мы видим мир и думаем о нём.

Считается, что изначально эту гипотезу сформулировал американский лингвист Бенджамин Ли Уорф во время лекций и дал ей имя «гипотеза лингвистической относительности».

Бенджамин Уорф был учеником крупного американского лингвиста Эдуарда Сепира. Считается, что именно идеи Сепира оказали влияние на дальнейшие исследования Уорфа, а сама гипотеза лингвистической относительности также называется гипотезой Сепира-Уорфа.

Эдуард Сепир с учениками изучал языки и культуру американских индейцев и выдвинул принцип культурного релятивизма, утверждавший, что речевое и любое другое поведение людей необходимо оценивать в рамках их собственной культуры, а не с точки зрения иных культур. Этот принцип отрицал превосходство западной культуры над другими, считая такой подход бессмысленным или даже варварским.

Уорф, вслед за своим учителем, занялся изучением индейских языков. Основополагающая статья Уорфа для данной гипотезы изучает понятие времени в европейских языках в сравнении с языком индейцев хопи. Он продемонстрировал, что в языке хопи отсутствуют слова, обозначающие периоды времени (мгновение, час, понедельник, утро) и индейцы хопи не рассматривают время дискретно.

Другой известнейший пример связан с количеством слов для обозначения снега в разных языках. Уорф говорил, что в эскимосских языках есть несколько слов для обозначения разных типов снега, объединённых в английском только словом snow.

Что подтолкнуло Уорфа к формулировке основной идеи гипотезы: «Мы членим природу по линиям, проложенным нашим родным языком».

В начале совего пути гипотеза пережила пик научного и общественного интереса, после чего начался период нападок и разоблачений.

Уорфа обвиняли, что он никогда не ездил к индейцам хопи (однако, есть противоположные свидетельства, подтверждающие его поездки), а работал лишь с одним их представителем, жившим в городе.

Затем в 1983 году была издана книга, посвящённая понятию времени в языке хопи с опровержением идей Уорфа и цитатой на языке хопи с переводом. По-русски это бы звучало так: ‘Тогда на следующий день довольно рано утром, в час, когда люди молятся солнцу, примерно в это время он снова разбудил девушку’. (Хотя неизвестно как изменился язык хопи за 50 лет под влиянием английского).

Затем, у гипотезы появились весомые «противники», такие как теория универсальной грамматики Ноама Хомского, утверждающего, что грамматика универсальна и её законы даны нам в готовом виде, равно как и законы природы, и что в глубинном смысле все языки объединены общими характеристиками.

Таким образом, обе теории стали частью битвы двух ключевых идей 20 века – между релятивизмом и универсализмом. Эта борьба продолжается и по сей день.

А для теории Сепира-Уорфа начался новый этап: сошёл на нет период разоблачений, поскольку стали появляться новые языковые данные и возможность проверить их экспериментальным путём.

Мы здесь уже обсуждали некоторые языки, которые позволяют снова обратиться к теории Сепира-Уорфа:

✏ Язык пираха – язык, в котором практически отсутствуют числительные (только слова «мало» и «много/больше»), обозначения цвета и родства, прошедшего и будущего времён. Люди пираха не хотят ассимилироваться и учить португальский, а незнание грамматических времён и придаточных предложений совершенно не мешает их жизни/

✏ Язык народа гуугу йимитхирр, котороый определяет направление только по географическим координатам: север, юг, восток и запад. Люди народа гуугу йимитхирр не ориентируют предметы относительно себя (впереди, сзади, справа, слева).

Даже когда человек этого народа указывает пальцем на свою грудь, он на самом деле хочет привлечь наше внимание не к себе, а к тому, что находится позади него. То есть, он указывает не на себя, а сквозь себя.

При этом они не утрачивают способности ориентироваться по сторонам света и в незнакомой местности, даже если это город

✏ Также индейцы майя, говорящие на языке цельталь, ориентируют предметы относительно особенностей природного ландшафта окружающей местности, размещая их либо выше по холму, либо ниже. То есть они могли бы сказать: «Муравей выше по холму от твоей ноги».

Поэтому в наши дни есть достаточно материалов, чтобы продолжить работу на доказательством или разоблачением гипотезы лингвистической относительности.

Сейчас учёные изучают отношения между языком, мышлением и культурой и находят между ними множество параллелей.

Ну а сама гипотеза Сепира-Уорфа за все эти годы так и осталась ни доказанной, ни опровергнутой, и продолжает подталкивать исследователей к дальнейшим изысканиям.

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

Война чукчей и эскимосов в 1947 г.

В многовековых противоречивых отношениях коренного населения Чукотки с их американскими соседями, живущими на Аляске, есть загадочная страница. В 1947 году в результате нападения чукчей на аляскинских эскимосов погибли несколько десятков алеутов. С фактической точки зрения, это был советско-американский вооруженный конфликт.

Кратчайшее расстояние между крайней восточной точкой Чукотки и западным берегом Аляски в Беринговом проливе составляет всего 86 километров. К тому же, на этом маршруте расположены несколько необитаемых островов, к которым могли пристать уставшие мореплаватели. Да и большую часть года пролив затянут ледяными торосами, так что чукчи и эскимосы практиковали и пешие маршброски друг к другу.

Причин не любить своих соседей у этих народов всегда было достаточно. В первую очередь, сказывалась прямая конкуренция за охотничьи ресурсы – китовый жир, моржовую кость и тюленье мясо. При этом в море враждующие народы избегали столкновений, предпочитая вести бои на суше.

Здесь необходимо отметить отличное, отполированное веками искусство создания специальных лодок из моржовой и тюленьей кожи – байдар. Гибкий каркас позволял судну изменять свою конфигурацию. Например, если лодка встревала между льдинами, она не ломалась, а сжималась. Кожаные бока делали судно необычайно лёгким и изворотливым. Чукотско-эскимосская байдара и сейчас остается главным ориентиром при строительстве современных спортивных каяков.

Байдары были многовесельными, одна лодка могла перевозить до 20 воинов. Конечно, большинство нападений эскимосов на чукотские стойбища, и наоборот, носили точечный характер: приплыли, напали, ограбили, угнали в плен женщин и детей.

Однако известны и крупные сражения. Например, в 1793 году на эскимосов напало чукотское воинство в 8000 человек. После этого в российском Сенате даже рассматривалось эскимосское прошение о защите алеутов от злобных чукчей. Правда, Россия практически ничем на могла помочь: российское влияние на Чукотке в то время было номинальным.

Отношения жителей Берингии в ХХ веке

С середины XIX века всеми делами в Беринговом проливе заправляли предприимчивые американцы и канадцы. На современных пароходах они курсировали между обоими берегами, скупая у населения ценные ресурсы – меха и золото. Китобойный промысел также практически стал американским. В результате массового уничтожения китов эти морские млекопитающие даже оказались на грани вымирания.

Но с приходом советской власти положение изменилось, и американцы от чукотских берегов ушли, направив свои усилия на освоение непосредственно Аляски. А вот отношения чукчей и эскимосов дружелюбнее не стали. Все попытки пресечь любое общение между советскими чукчами и алеутскими американцами потерпели неудачу: морские пограничные патрули просто не успевали за пронырливыми аборигенами.

Тесные, хоть и не дружественные взаимоотношения чукчей и эскимосов неизбежно привели к частичному смешению этносов. Народы стали фактически родственными: возросло количество смешанных браков, в языках появились заимствованные у соседей слова, участились случаи создания родовых торговых союзов.

Поэтому вплоть до Великой Отечественной войны чукчи и эскимосы беспрепятственно общались друг с другом, не принимая во внимание наличие государственной границы. И советские, и американские власти были вынуждены просто закрыть глаза как на постоянное курсирование населения друг к другу в гости, так и на неизбежно возникающие конфликты. Но после войны ситуация изменилась.

Что случилось в 1947 году?

В принципе, ничего нового: в октябре 1947 года неустановленные граждане СССР из числа коренной чукотской народности устроили разбойное нападение на американских эскимосов в районе алеутского Уэльса. В результате столкновения погибли несколько десятков человек, разграблены оленеводческие стойбища эскимосов.

По американской версии, причиной конфликта стали бытовые разногласия на почве неумеренных алкогольных возлияний. А вот советское правительство имело совсем иную точку зрения.

В то время на Чукотке дислоцировался 110-ый пограничный отряд МВД. Согласно докладной записке на имя товарища Сталина, в течение 1947 года значительно возросла активность американской авиации и морского флота в Беринговом проливе.

Ещё более насторожило пограничников изменение в обычных отношениях чукчей и эскимосов. Если раньше с американской стороны прибывали, в основном, старики, женщины и дети с целью навестить родственников, то к концу 1947 года это были уже преимущественно молодые люди мужского пола без подтвержденных родственных связей.

Официальных претензий советские власти в адрес США не предъявляли. Но вот, что интересно: после странного чукотско-эскимосского конфликта на Аляске резко усложнилась возможность личных контактов между аборигенами.

Кроме того, по указу Сталина на Чукотке была размещена 114-я Десантная армия специального назначения под командованием Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Николая Олешева.

С 1948 года советские чукчи были обязаны иметь официальную прописку, как и другие советские граждане, а в гости с американской стороны к ним могли попасть лишь жители Аляски, внесенные в специальные «родственные» списки.

Достоверных подтверждений, что последнее вооружённое столкновение между чукчами и эскимосами было спланированной акцией устрашения, не существует. Однако совершенно точно, что именно с этого момента советско-американские отношения в Арктике стали более регламентированными.

Автор: Анастасия Минина

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

Военное дело чукчей

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

Чукчи вели бескомпромиссные войны с эскимосами, коряками и русскими, при этом обладая довольно эффективным, хотя и весьма экзотическим комплексом наступательно-оборонительного вооружения. Последняя война чукчей с эскимосами произошла в 1947 году и окончилась победой чукчей

Берингов пролив, отделяющий побережье Азии от Америки, недостаточно широк, чтобы стать преградой для морских зверобоев. В больших байдарах, кожаные борта которых не боялись столкновения с ледяным краем, чукчи пересекали его студёные воды ради добычи и торга. Память об эскимосо-чукотских войнах крепко сохранилась в преданиях обоих народов.

Чукчи и эскимосы встречались, чтобы торговать. Моржовые кожи обменивались на редкую здесь деревянную утварь, мех и тюлений жир. Обмен всегда носил военный характер. В одной руке всегда держалось копье. Любое недоразумение могло приобрести кровавую развязку.

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

Очень часто обмен проходил в виде «немого торга». Одна сторона оставляла свои товары и отходила. Представители другой стороны клали напротив нужной им вещи свои и тоже отходили. Иногда, прежде чем удавалось «договориться», приходилось делать несколько встречных предложений. Обиды множились, лилась кровь. Набегами чукчей на жителей американского побережья двигала месть. Попутно захватывалась добыча и пленники.

В тех случаях, когда война становилась затяжной и бесперспективной для обеих сторон, заключалось перемирие. Мирный договор скрепляли присягой солнцу и возмещением материального ущерба.

Чукчи использовали два основных типа доспеха: кожаный ленточный-ламинарный и пластинчатый- ламеллярный, а позднее — железный. Кожаные и железные доспехи представляли собой латы, закрывающие воина с головы до колен или даже до середины голени, тогда как костяной ламеллярный панцирь был полукирасой или кирасой, защищавшей корпус воина, иногда в сочетании с крыльями.

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

В 1793 г. в Сенате обсуждался рапорт капитана Биллингса, в одном из пунктов которого сообщалось, что «северо-восточные американцы, изъявив желание, имели дружественное с россиянами обхождение, испрашивают защищения от нападения и грабежа чукчей». Американские эскимосы жаловались русским, что чукчи «почти ежегодно на байдарах приходя на их землю, истребляют их убийством, имение их грабят, а жён и детей берут в плен.»

В набегах участвовали не только береговые чукчи, но и их друзья азиатские эскимосы, и сухопутные чукотские оленеводы, не имевшие байдар. «Взаимодействие армии и флота» чукчей описывается в документе XVIII в.: «Оленные чукчи к сидячим чукчам на оленях приезжают и в зимние походы на коряк подымают тех сидячих на своих оленях, а, напротив того, сидячие чукчи оленных носовых и в дальних от моря местах в тундреных живущих летом возят их на своих байдарах по морю и по реке и дают им во взаимное дружество свои байдары, а от них оленных вместо байдар своих берут на платье себе разного звания кожи оленей.»

Эскимосы, надо сказать в долгу не оставались – попавших в плен чукчей они обращали в рабство или изощрённо убивали.

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

Специализированных боевых «драккаров» у чукчей не было – одни и те же байдары использовались и в мирное, и в военное время и применялись лишь для переброски сил, но не морских сражений. Изредка случавшиеся столкновения на море сводились в основном к перестрелке из луков – на беспалубных судах с натяжной обшивкой полноценный абордажный бой невозможен. Зато против них была возможна «водолазная война», когда человек опускался под воду и разрезал обшивку, после чего байдара шла ко дну вместе с экипажем. Такой способ борьбы с лодками противника применялся редко, в основном беглецами для спасения от преследователей, ибо был рискован и для водолаза, ведь чукчи и эскимосы, как правило, не умели плавать и вообще считали воду средой обитания кэле. Деления на гребцов и пехотинцев не существовало: главное было высадиться, а там и те, и другие равным образом участвовали в сухопутной схватке.

Описанная Кобелевым флотилия из десятка байдар и сотни-полутора воинов была достаточно типичной, однако он же упоминает о плавании на Аляску в более ранние времена сборных армад из сотни байдар и восьми сотен «десантников». Чукотские «викинги» в походах вдоль побережья иногда доходили до территории Канады (самыми ценными пленниками таких дальних экспедиций считались негритянки).

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

Коряко-чукотские войны из-за оленей

Чукотско-корякские войны, окончившиеся лишь в семидесятых годах XVIII в., отличались особой жестокостью, особенно среди оленеводов. Каждое племя находилось в состоянии потенциальной вражды друг к другу. Воевали из-за оленей. Чукчи, не имевшие больших оленьих стад, как у коряков, направили все свои усилия, чтобы стать хозяевами главного богатства тундры. За пятьдесят лет войны, с 1725 по 1773 г. им удалось отбить у коряков 240 000 голов этих животных.

В том веке окончательно складывается у чукчей пастушеское оленеводство главным образом за счёт насильственно отнятых стад у коряков. Многим корякам, обедневшим в войнах с чукчами, пришлось «сойти на берег» и заняться охотой и рыбной ловлей. В этой борьбе чукчи всегда были первыми. Их желание иметь стада подкреплялось воинским умением и неистощимой энергией. Отряд корякских воинов численностью в 50 человек не решался оказать сопротивление чукчам, если в их отряде было 20 бойцов. Собираясь на большие военные операции, чукчи могли выставить 200-300 бойцов. Самые большие ополчения, которые выставлялись против русских, насчитывали около 3000 человек. Первые русские путешественники отмечали, что в бой чукчи шли под грохот бубнов, на которые была натянута человеческая кожа.

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

Для коряков был традиционен костяной ламеллярный панцирь, который носили состоятельные воины. У бедных коряков доспехи были из нерпичьих, костяные же доспехи богатых коряков в первой половине XVIII в. постепенно вытеснялись железными.

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

Легкие манёвренные нарты и оленья упряжка стали основным транспортом чукотско-корякских войн в отличие от эскимосо-чукотских военных кампаний, когда к вражескому берегу десант доставляли весельные байдары. И если отряд проскакивал в стойбище врага незамеченным, схватка, как правило, была короткой. Атака проводилась на рассвете. Часть воинов на лыжах окружала ярангу и разрушала ее, выдергивая стойки жилища. Именно для этой цели и были незаменимы арканы, метко набрасывать которые чукчи или коряки умели с детства. В это же время другие копьями протыкали покров яранги, стараясь перебить всех, кто находился в спальном пологе. Остальные на полном скаку подлетали на нартах к оленьему стаду и, поделив его на части, угоняли.

Оборонительные сооружения и крепости северных народов

Существовали и капитальные стационарные каменные крепости (по-эскимосски «умкы»), с бойницами двух видов: для стрельбы из лука и скатывания камней. Вход закрывался каменной плитой. Рвом, правда, эти замки не обносили: в вечной мерзлоте копать каменными и костяными орудиями траншеи глубже полуметра затруднительно даже летом. На длительную осаду такие крепости рассчитаны не были, но арктические народы ее вести и не умели – обычно после непродолжительного интенсивного обстрела переходили к штурму. Но часто жителей посёлка мог спасти сам факт наличия крепости (если речь не шла о мести именно данному конкретному роду) – нападающие обычно высылали вперед разведчиков, и если те видели, что в посёлке возведена крепость, а жители готовы к обороне, то алчущие более наживы, чем ратных подвигов агрессоры могли обойти данное поселение стороной.

Ещё в 1931 г. жители Наукана традиционно обкладывали яранги почти до крыши камнем, превращая их в крепости.

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

После победы над врагом чукчи татуировали своё тело: обычай татуировать на руках изображение убитого врага очень древний. Как правило, победитель татуировал точку на задней стороне правого запястья. У опытных воинов такие точки сливались в одну сплошную линию, идущую от запястья по направлению к локтю.

Тактические приёмы северных войн: нападать стремились неожиданно: на рассвете, в утреннем тумане, или специально выбирав время, когда основная часть мужчин на охоте и поселок без защитников. Эскимосы же, уходя на охоту, иногда прибегали к хитростям: выставляли на видных местах кучи камней в рост человека, одетые в парки – разведчикам они должны были показаться часовыми. Часто упоминается, что флотилия при подходе к поселению врага разделялась: большая ее часть скрытно приставала к берегу и готовилась напасть с тыла, тогда как меньшая чалилась в виду поселения, отвлекая на себя внимание. Высадка могла происходить и в отдалении от вражеского стойбища, чтобы жители не сразу узнали о ней, а приплывшие могли отдохнуть от гребли.

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

Первое упоминание о чукчах в письменных источниках относится к 1641г. в связи с тем, что в районе Колымы они напали на русских сборщиков ясака (подать пушниной, собираемая с аборигенов). Стоит обратить внимание, что это была агрессия со стороны чукчей, до их территорий русские в то время ещё не дошли.

Надо отметить, что к этому времени чукчи были местными экспансионистами и вели частые войны против соседних народов. Именно чукотский беспредел привел к тому, что коряки, ительмены и юкагиры с радостью и облегчением приняли русское подданство и ходили вместе с русскими в походы на чукчей. Эскимосы же старались устрашить чукчей жестокостью: например, убивали пленных, просверливая им головы.

События, развернувшиеся в 1730-1750-х гг. на Чукотке и Камчатке, были насыщены многочисленными сражениями, взятием русских и аборигенных крепостей-острогов, взаимным ожесточением и немалыми жертвами.

Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть фото Эскимосы и чукчи чем отличаются. Смотреть картинку Эскимосы и чукчи чем отличаются. Картинка про Эскимосы и чукчи чем отличаются. Фото Эскимосы и чукчи чем отличаются

Появление у берегов Чукотки английских и французских экспедиций заставило власти Российской империи снова задуматься о покорении этого края. В 1776 г. Екатерина II указала приложить все усилия для принятия чукчей в подданство. Действуя не военной силой, а подкупом, русские добились значительно большего. В марте 1778 г. стараниями коменданта Гижигинской крепости капитана Тимофея Шмалева и сибирского дворянина, крещеного чукчи Николая Дауркина с «главным» тойоном Омулятом Хергынтовым был заключён договор о принятии чукчами русского подданства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *