если что то нужно объяснять то ничего не нужно объяснять
Если что то нужно объяснять то ничего не нужно объяснять
Allons, enfants de ta patrie…
Пойдем на весенние улицы,
Пойдем в золотую метель.
Там солнце со снегом целуется
И льет огнерадостный хмель.
Еще не изжито проклятие,
Позор небывалой войны.
… показать весь текст …
Круги
Божья
Милая, верная, от века Суженая,
Чистый цветок миндаля,
Божьим дыханьем к любви разбуженная,
Радость моя — Земля!
Рощи лимонные — и березовые,
Месяца тихий круг.
Зори Сицилии, зори розовые, —
Пенье таежных вьюг.
Даль неохватная и неистовая,
Серых болот туман —
Корсика призрачная, аметистовая
Вечером, с берега Канн.
… показать весь текст …
Моя душа во власти страха
И горькой жалости земной.
Напрасно я бегу от праха —
Я всюду с ним, и он со мной.
Мне в очи смотрит ночь нагая,
Унылая, как темный день.
Лишь тучи, низко набегая,
Дают ей мертвенную тень.
И ветер, встав на миг единый,
Дождем дохнул — и в миг исчез.
Волокна серой паутины
Плывут и тянутся с небес.
… показать весь текст …
У меня длинное, длинное черное платье,
я сижу низко, лицом к камину.
В камине, в одном углу, черные дрова,
меж ними чуть бродит вялое пламя.
Позади, за окном, сумерки,
весенние, снежные, розово-синие.
С края небес подымается большая луна,
ее первый взор холодит мои волосы.
Звонит колокол, тонкий, бедный, редкий.
Спор идет неслышно в моем сердце:
Спорит тишина — с сомненьями,
Любовь — с равнодушием.
Человек никогда не бывает только мужчиной или только женщиной. Оба начала — мужское и женское в нем соприсутствуют. Но в каждом реальном человеке которое-нибудь одно из двух начал преобладает.
Зеленый цветок
Зеленолистому цветку привет!
Идем к Зеленому дорогой красною,
Но зелен зорь весенних тихий цвет,
И мы овеяны надеждой ясною.
Пускай он спит, закрыт, — но он живет!
В Страстном томлении земля весенняя…
Восстань, земля моя! И расцветет
Зеленопламенный в день Воскресения.
ЗЕМЛЯ
Пустынный шар в пустой пустыне,
Как Дьявола раздумие…
Висел всегда, висит поныне…
Безумие! Безумие!
Единый миг застыл — и длится,
Как вечное раскаянье…
Нельзя ни плакать, ни молиться…
Отчаянье! Отчаянье!
Пугает кто-то мукой ада,
Потом сулит спасение…
Ни лжи, ни истины не надо…
Забвение! Забвение!
… показать весь текст …
Мы, умные, — безумны,
Мы, гордые, — больны,
Растленной язвой чумной
Мы все заражены.
От боли мы безглазы,
А ненависть — как соль,
И ест, и травит язвы,
Ярит слепую боль.
О черный бич страданья!
О ненависти зверь!
… показать весь текст …
« Если надо объяснять, то не надо объяснять.»
Зинаида Гиппиус, «Критика любви» Публицистка.
Если говорить проще и прямее, то будет так:
люди нашего времени отчаиваются
и гибнут, — иногда сознательно,
иногда бессознательно, — потому что нельзя человеку жить без Бога.
ТРИНАДЦАТЬ, ТЁМНОЕ ЧИСЛО
Предвестье зол, насмешка, мщенье,
Измена, хитрость и паденье, —
Ты в мир со Змеем приползло.
И, чтоб везде разрушить чет, —
Из всех союзов и слияний.
Сплетений, смесей, сочетаний-
Тринадцать Дьявол создает.
Он любит числами играть.
От века ненавидя вечность, —
Позорит 8 — бесконечность, —
Сливая с ним пустое 5.
… показать весь текст …
Тринадцать, темное число
Тринадцать, темное число!
Предвестье зол, насмешка, мщенье,
Измена, хитрость и паденье, —
Ты в мир со Змеем приползло.
И, чтоб везде разрушить чет, —
Из всех союзов и слияний,
Сплетений, смесей, сочетаний —
Тринадцать Дьявол создает.
Он любит числами играть.
От века ненавидя вечность, —
Позорит 8 — бесконечность, —
Сливая с ним пустое 5.
… показать весь текст …
Поэты, не пишите слишком рано,
Победа еще в руке Господней.
Сегодня еще дымятся раны,
Никакие слова не нужны сегодня.
В часы неоправданного страданья
И нерешенной битвы
Нужно целомудрие молчанья
И, может быть, тихие молитвы.
Часы стучат невнятные,
Нет полной тишины.
Все горести — понятные,
Все радости — скучны.
Угроза одиночества,
Свидания обет…
Не верю я в пророчества
Ни счастия, ни бед.
Не жду необычайного:
Всё просто и мертво.
Ни страшного, ни тайного
Нет в жизни ничего.
… показать весь текст …
Сейчас
Как скользки улицы отвратные,
Какая стыдь!
Как в эти дни невероятные
Позорно — жить!
Лежим, заплеваны и связаны
По всем углам.
Плевки матросские размазаны
У нас по лбам.
Столпы, радетели, водители
Давно в бегах.
И только вьются согласители
В своих Це-ках.
Мы стали псами под заборными,
Не уползти!
… показать весь текст …
Он пришёл ко мне, — а кто не знаю,
Очертил вокруг меня кольцо.
Он сказал, что я его не знаю,
Но плащом закрыл себе лицо.
Я просил его, чтоб он помедлил,
Отошёл, не трогал, подождал,
Если можно, чтоб ещё помедлил
И в кольцо меня не замыкал.
Удивился Тёмный: — «Что могу я?»
Засмеялся тихо под плащом.
«Твой же грех обвился, — что могу я?
Твой же грех обвил тебя кольцом».
… показать весь текст …
У надежды глаза так же велики, как и у страха
Одно неясное привыкли мы ценить. В запутанных узлах,
С какой-то страстью ложной.
Мы ищем тонкости,
Не веря, что возможно
Величие с простотой в душе соединить.
Но жалко, мертвенно и грубо
Всё, что сложно…
Новое в блогах
«Если надо объяснять-то не не надо объяснять. «
Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года, в городке Белев, Тульской губернии, в семье известного юриста Николая Романовича Гиппиуса.
Раннее детство Зинаиды Николаевны было кочевым: из – за постоянных служебных переездов отца семья не жила на одном месте подолгу – временно обитали то в Саратове, то в Туле, то в Харькове. Жили и в Петербурге. Правда недолго. Николай Гиппиус в сыром климате столицы начал тотчас сильно хворать и ему пришлось срочно выехать с семьею на юг, в Нежин. Там он и умер, скоропостижно, ввергнув семью в полное отчаяние и оставив ее почти без средств.
Зина запоем читала самые разные книги, вела обширные дневники, писала письма знакомым и друзьям отца. Один из них, генерал Н. С. Драшусов, первым обратил на литературное дарование девушки и посоветовал ей серьезно заняться писательством, но тогда она еще сомневалась…
Именно здесь, на скромной даче в Боржоми, она и познакомилась с будущим мужем своим, двадцатитрехлетним поэтом Дмитрием Мережковским.
На свадьбе, 8 января 1889 года, не было ни свидетелей, ни толпы знакомых, ни цветов, ни венчального наряда. Затем они вернулись в зимний сонный Петербург… И началась их семейная жизнь в новой петербургской квартире, снятой и обставленной матерью Дмитрия Сергеевича, как свадебный подарок.
Дом З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковского в Петербурге был настоящим оазисом русской духовной жизни начала ХХ столетия. Именно здесь, в квартире в доме Мурузи 18, по и начался путь Зинаиды Николаевны Гиппиус – Мережковской, как поэта, романиста и критика. Как Личности. Женщины. Чуда Серебрянного века.
Это был очень долгий творческий путь, длиной в пятьдесят с лишним лет.
Зинаида Гиппиус считалась законодательницей литературной моды.
Портрет Зинаиды Гиппиус. Л. С. Бакст
Какой бы ни был он, прошедший мимо,
Его наверно любит кто-нибудь.
И он не брошен: с высоты, незримо,
За ним следят, пока не кончен путь.
Когда не нужно объяснять
Я сидела перед кабинетом гинеколога и волновалась.
Три врача этой специальности, у которых я уже была на неделе, решить мою проблему не смогли, и я возлагала огромные надежды на этот прием, ибо мне шепнули, что данный конкретный врач собаку съел на лечении именно моей напасти.
Приема я ждала две недели: она очень занятой и востребованный врач. Это обнадеживало, хотя и усиливало дискомфорт.
Я вошла в кабинет. Врач — молодая, приветливая женщина, очень стремительная, за пять минут выяснила анамнез, быстро и четко задавая вопросы, и, резюмировав фразой: «Пока все понятно», пригласила меня на кресло.
Я заняла исходную вульгарную позицию, врач склонилась и погрузилась в свою специализацию.
— Ты ела что-нибудь? — вдруг спросила она.
Я задумалась. Организм — это, конечно, единое целое, но не настолько, наверное, чтобы утренний омлет мог мгновенно вызвать цистит, хотя я не знаю, я ж не гинеколог.
Я честно вспоминала, что я ела, но вспомнила, как сдавала кровь натощак и как потом так и не успела перекусить.
— Нет, — ответила я на поставленный вопрос.
— В холодильнике рис и котлета, — сказала врач.
Ничего себе сервис! Я слышала, конечно, что частные клиники лучше государственных, но эта система лояльности — перекусить во время осмотра — как по мне, просто перебор.
— Я не хочу котлету, — сказала я.
— Простите, что? — переспросила врач. Я увидела, что к ее уху плечом был прижат телефон, и говорила она явно не со мной.
Мне стало неловко. Как-то это непрофессионально. Я понимаю ее как мать, но не понимаю как гинеколога. Мы тут, оказывается, не только мой цистит лечим, но и гастрит ее собеседника рикошетом.
Есть хорошая фраза: «Мне стало так стыдно, будто это сделала я». Вот-вот.
Врач вела себя абсолютно естественно, будто так и надо, смущения не испытывала, закончила осмотр и отзвон одновременно.
Мое лицо, видимо, выражало недоумение, ибо она спросила:
Поэтесса Зинаида Гиппиус больше века назад сказала гениальную фразу: «Если надо объяснять, то не надо объяснять». Вот сюда она абсолютно в тему.
Моя знакомая Олеся — замдиректора в детском лагере. Работа тяжелая и неблагодарная. Но любимая, если любишь детей. Олеся любит. Обожает. Своих не получилось, и вся ее любовь идет лагерным. В нагрузку Леся ведет сайт лагеря и группы в соцсетях. Устает очень.
У нее есть личный аккаунт в фейсбуке. Тот, где она просто Олеся, а не замдиректора лагеря.
В своем личном аккаунте Олеся ругается матом. Делает это зажигательно и смачно. Если не знать, что она работает в лагере, можно подумать, что она портовый грузчик.
Например, если она пишет пост об усталости, она никогда не напишет: «Как же меня все задолбало», она заменит глагол на похожий, но матерный.
Лагерь, в котором работает Олеся, прекрасен. Объективно. Если меня просят порекомендовать детский лагерь, я смело его рекомендую. И многие мамы, доверившись моим рекомендациям, отправляли туда детей и потом очень благодарили.
Однажды мне в личку пришло письмо от знакомого со ссылкой на аккаунт Олеси и вопросом:
— Это фейсбук директора лагеря, куда едет мой сын. Ты считаешь, это нормально?
Я поняла, что имел в виду тот, кто спрашивал.
— Это ЗАМ директора, — сказала я.
— А, ну это, конечно, меняет дело! — ответил мой знакомый.
— Слушай, это ее личный аккаунт. Она ж не на сайте лагеря так пишет, — вступилась я за подругу.
— Вот за это отдельное спасибо.
Я не знаю, что сказать. В голову лезут шаблонные фразы. Типа «люди разные».
— Люди разные, — говорю я.
— А лагерь отличный, — говорю я. — Никто там при детях не ругается. Давай посмотрим правде в глаза: все матерятся, вопрос уместности и концентрации.
— Вот я об этом и говорю: директор лагеря в личном аккаунте может материться?
Я не знаю ответа. Правда.
Я делаю скрин этой переписки и отправляю Олесе.
Она присылает мне в ответ знаки вопроса. Мол, ага, и что?
Если бы я ставила спектакль, то сейчас на сцену вышла бы актриса, играющая Зинаиду Гиппиус, и громко произнесла в зал: «Если надо объяснять, то не надо объяснять».
Я заплатила деньги за бизнес-обучение. Это было важно — заплатить. Все бесплатное мы воспринимаем не всерьез, а у всего действительно важного есть своя цена. Я пришла и села в зрительный зал. В первый ряд, чтоб лучше видеть и слышать. Стала ждать спикера. Это был какой-то звездный, мегауспешный маркетолог. Он расскажет про секреты успеха и смотивирует меня тоже быть успешной.
Я ждала холеного, статного мужика в образе дровосека из барбершопа, в белой рубашке и модных джинсах по цене авто.
Вместо него на сцену вылез щуплый хипстерообразный парнишка. Я сначала думала, это рабочий сцены микрофон наладить вышел, но он ничего не налаживал, а сразу начал выступать.
«Это он! — с удивлением поняла я. — Бог маркетинга с миллионными контрактами».
На парне была футболка с провокационным принтом: изображение раздвинутых к зрителю голых женских ног, а в самом важном, причинном, так сказать, месте нарисована мордочка кошки.
И вот вещает парень про маркетинговые технологии, вдумчиво ходит по сцене, а я все мысль теряю, потому что, как ни стараюсь думать о маркетинге, смотрю лишь туда, на киску, и мысль сбивается на фривольности.
А я еще в первом ряду сижу, и киска мечется прямо у меня перед глазами.
Лекция закончилась (полным провалом для меня: ничегошеньки не запомнила), пришло время вопросов. Я поднимаю руку и спрашиваю:
— Вы же утром, когда выбирали одежду на день, знали, что вам сегодня выступать. Почему вы так оделись? — спросила я у. киски. Ибо она была ровно у меня перед глазами.
— А что не так? — спикер не понял вопроса.
Поняла, что сейчас очередной выход Зинаиды Гиппиус. Если надо объяснять, то не надо объяснять.
То, что для кого-то является нормой, для другого выглядит патологией. И наоборот. Но самое забавное знаете что?
Именно тот гинеколог, который предложил мне котлету, вылечил мою болезнь. Именно в тот лагерь, где работает Олеся, я отправляю своего сына. Именно тот щуплый парень в футболке с киской, говорят, вошел в список Forbes.
Получается, что профессионал своего дела должен решать ваши проблемы, а не оправдывать ваши ожидания. А тем, кому не хватило аргументов или у кого внутри сейчас родился протест, посвящается отдельный выход Зинаиды Гиппиус.
Зинаида Николаевна Гиппиус (по мужу Мережковская, Zinaida Nikolaevna Gippius)
(8 (20) ноября 1869, Белёв, Российская империя — 9 сентября 1945, Париж, Франция)
Русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры. Гиппиус, составившая с Д. С. Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, считается идеологом русского символизма.
Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой.
Смеются пушки, разевая рты.
И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,
Народ, не уважающий святынь.
Большинство людей не любит, боится лишнего взгляда в прошлое, особенно на себя в нем, а вдруг придется осознать свою ошибку?
Взывать к чуду — развращать волю.
Свершится ли что — не так,
Некстати, непрочно, зыбко…
И каждый не верен знак,
В решеньи каждом — ошибка.
Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию.
Как Симеону увидеть
Дал Ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию.
Грех — маломыслие и малодеянье,
Самонелюбие — самовлюбленность,
И равнодушное саморассеянье,
И успокоенная упоенность.
Грех — легкочувствие и легкодумие,
Полупроказливость — полуволненье.
Благоразумное полубезумие,
Полувнимание — полузабвенье.
Грех — жить без дерзости и без мечтания,
Не признаваемым — и не гонимым.
Не знать ни ужаса, ни упования
И быть приемлемым, но не любимым.
К стыду и гордости — равнопрезрение…
Всему покорственный привет без битвы…
Тяжеле всех грехов — Богоубьение,
Жизнь без проклятия — и без молитвы.
Если надо объяснять, то не надо объяснять.
Борясь и мучаясь, он сеть
Свою заботливо сплетает.
И не могу я не жалеть
Того, кто, как и я,- страдает.
Заиграла Россия, запила, — горе веревочкой завила, дрался народ, кружился, — в канаву завалился, да и посейчас там.
Если надо объяснять, то не надо объяснять
«Если надо объяснять, то не надо объяснять».
Эта фраза в начале 20 века приписывалась разным знаменитостям: Зинаиде Гиппиус, Осипу Мандельштаму, Григорию Ландау.
Сегодня на консультации я вспомнила о ней, и мне захотелось в этой статье обсудить свои «объяснения» ненужности объяснений.
Но вначале давайте опишем общую схему, по которой строится общение. Попутно вы сможете оценить, есть ли у вас сбои, на каком этапе?
Общение как процесс состоит из трёх этапов.
Цель: оценить потенциал партнёра (его потребности, желания, цели, эмоциональный фон, образовательный/интеллектуальный уровень).
Это позволяет понять, какие способы взаимодействия с данным человеком приведут к желаемому вами результату.
Из телесериала «Сваты», разговор двух сватьей:
— Нет, ну хорошие всё-таки у нас мужики! Могут, если захотят.
— Да, осталось только заставить захотеть…
Вот именно, если учесть эмоциональный настрой партнёра, его собственные желания, устремления, физическое состояние на данный момент и т.п., то гораздо проще этого человека «заставить захотеть».
Уделяете ли вы значение этому этапу?
Цель: передача и получение информации.
Чтобы обмен информацией состоялся, собеседники должны говорить «на одном языке» (употреблять в речи схожие понятия и смыслы).
Оцените два диалога:
1 диалог:
Жена моет посуду. Муж допивает чай, сидя за столом.
Жена Мужу:
— Как мне всё это уже надоело! Изо дня в день, изо дня в день — одно и то же! И вчера, и позавчера. Что ты сидишь, ну вот что ты сидишь?! Хватит!
— Ну чего ты от меня хочешь?
— Того!
— Чего — того?!…
Далее разворачивается конфликт.
2 диалог:
Обстоятельства те же, но в коммуникации участвует Переводчик из Бюро добрых услуг:
Жена Мужу:
— Как мне всё это уже надоело! Изо дня в день, изо дня в день — одно и то же! И вчера, и позавчера. Что ты сидишь, ну вот что ты сидишь?! Хватит!
Муж Переводчику:
— Ну вот, что она говорит, а?!
Переводчик Мужу:
— Она сказала, что «зашла сегодня в ГУМ и увидела итальянские сапоги за 15 тыс. рублей, которые она не может себе позволить. Как 10 лет назад не могла, так и сейчас! Где поступательное движение вперёд, я тебя спрашиваю?!».
Муж Переводчику:
— Так… Есть у меня пятнашка! Ну, давай — переводи.
Переводчик Жене:
— Любимая, ты самое дорогое, что есть у меня на свете! Я ни секунды не жалею, что я связал свою судьбу с тобой. Мне не жалко для тебя никаких денег, так пойди и купи себе те сапоги, которые тебе нравятся!
Хеппи-энд! Источник: интернет.
Если вы узнали себя в этом диалоге, не огорчайтесь — навык слышать мета-сообщение партнёра можно натренировать!
Для этого есть множество психологических практик.
Цель: получить желаемый результат от партнёра.
Для успешности процесса общения оба партнёра должны быть заинтересованными в контакте.
Это как в бородатом анекдоте про ребёнка, который с рождения не разговаривал.
И вдруг во время обеда он изрёк: «Пересолено«.
Родители обрадовались, оказывается, ребёнок не немой!
— Что ж ты раньше молчал?!
— А раньше всё было в порядке…
Да, временами может показаться, что тебя игнорируют, не слышат, не реагируют на сказанное, и вообще — вступают в контакт лишь, когда «пересолено»!
Это способно причинить много боли.
Хорошая новость в том, что эмоциональный интеллект тоже тренируется. Тогда получается управляться не только со своими эмоциями, но и вызывать в других желательные реакции (интерес, внимание и пр.).
Такова общая схема.
Но «никогда не забывайте, что всегда бывает по-всякому». Вот и стратегия избегания, о которой мы только что упоминали, может стать в определённых ситуациях не просто оправданной, а целесообразной.
Я поясню свою мысль.
Зачастую человек реагирует на внешние раздражители всем собой.
При этом он сливается с возникшими эмоциями, словно поглощается ими (гнев, обида, требовательность, тоска, раздражение и др.). Всё остальное вытесняется из фокуса его внимания, временно утрачивая значение (как будто перестаёт существовать).
Есть три способа реагирования «всем собой». Они «включаются» бессознательно, но чаще используется всего один из них — тот, что наиболее привычен и освоен на практике данным человеком:
Действовать из наблюдающего, волевого Центра своей Личности. Для этого необходимо чуть-чуть отстраниться от происходящего, чтобы почувствовать, как между вами и ситуацией пролегло некое расстояние. Как результат: ослабевает эмоциональная одержимость, и появляется возможность быть не только внутри ситуации конфликта, но отчасти выйти из неё — подняться над ней.
Именно в такой позиции мы можем ощутить то, что именуется Центром Личности (Высшим Я), из которого становится доступной целостность восприятия. Тогда мы обретаем шанс:
Тут происходит самое интересное!
Ведь находясь в Высшем Я, человек получает самые неожиданные озарения.
И, бывает, он вдруг ясно осознаёт, что единственно правильно сейчас — это купировать конфликт: перестать спорить, настаивать, «объяснять»…
Такое решение не равно решению «сбежать». Потому что, «купируя конфликт», человек сам его прекращает, по собственному волеизъявлению. А, «сбегая», он не отказывается от боя и продолжает его вести, просто перемещая военные действия внутрь себя.
Возможно, сейчас вы спросите: «И как этого достичь?»
Есть много методов: работа с субличностями в психосинтезе, техника по разотождествлению «Кто Я?», расстановки, транзактный анализ, когнитивно-поведенческая коррекция (в т.ч. при помощи коучинга, PSY-игр) и др.
Но я не хочу, чтобы вы уходили отсюда лишь с перечнем существующих техник.
Возвращаясь к фразе, которую я взяла для названия статьи, я предложу её помогающую интерпретацию:
Да, через уважение своих и чужих переделов зачастую самая короткая дорога к взаимопониманию. И оно того стоит — иной раз остановиться, сказав себе: «Если надо объяснять, то не надо объяснять«.
А завершить статью мне хочется замечательно ёмким комментарием Владимира Леви к обсуждаемой нами фразе (советский и российский писатель, врач-психотерапевт):
Суть словами не обнять.
Смысл — как серенада:
если надо объяснять,
объяснять не надо.
Понимаю: рвётся нить,
неудобно крыше*…
Захотите объяснить-
посмотрите Выше.
__________________________
*Крыша — то, что едет.
Бережных всем отношений, ведь сберегая себя и друг друга, мы сберегаем мир!