если самолет падает в море что происходит
В британском Минобороны назвали предварительную версию причины падения истребителя F-35B в Средиземном море
Об этом сообщает Daily Mail со ссылкой на военный источник.
По данным военного источника, на которого ссылается издание, перед вылетом истребителя на задание с двигателя самолета не были сняты «должным образом» заглушки, и одну из них могло засосать в двигатель при полете. После падения истребителя на воде была замечена именно такая деталь, обнаружить ее помог бордовый цвет.
Как пояснил источник, крышки и заглушки двигателя предполагается снимать перед вылетом, но в этот раз палубная команда допустила небрежность и самолет вылетел с неснятой деталью. Однако это предварительная версия, пока самолет не будет поднят, говорить об окончательном решении рано.
О том, что британский истребитель F-35B из состава авиакрыла авианосца HMS Queen Elizabeth упал в Средиземное море, сообщалось 17 ноября. Подробности не приводились, Минобороны Великобритании от комментариев отказалось, заявив, что полет был штатный, лётчик катапультировался, и его жизни ничто не угрожает.
В настоящее время на месте падения находятся британские и американские корабли, одновременно ведутся работы по поднятию истребителя, лежащего на глубине 1,5 км. В Лондоне опасаются, что к самолету могут подойти российские глубоководные аппараты и взять образцы секретного покрытия, делающего самолет «невидимкой».
Как ранее заявили читатели все той же Daily Mail, самолет со стоимостью 134 млн. долларов должен сам всплывать при падении в море.
Какие секреты скрыл упавший в Средиземное море истребитель F-35
Военный эксперт: «Для наших радаров он невидимкой не является»
Упавший на учениях в Средиземное море истребитель-невидимку F-35В ВВС Великобритании англичане ищут наперегонки с русскими. Об этом пишет британская Daily Mail. Она утверждает, что российских военных так сильно интересуют секретные технологии этого суперсовременного самолета 5-го поколения, что они готовы отправиться за ними на дно моря. И потому, чтобы не дать им овладеть технологическими тайнами, в районе падения F-35В сейчас дежурит команда охраны, состоящая их британских и американских военных.
Какие именно секреты они охраняют на дне Средиземного моря, «МК» рассказал военный эксперт, редактор издания «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.
Неужели в таком случае, нашим военным настолько важны секреты его технологии, что они готовы лазить за ними по дну Средиземного моря, идя на конфликт с американцами и англичанами?
Эксперт напомнил, что когда F-35 лишь создавался, его манёвренность и скоростные характеристики были принесены в жертву стелс-технологии. В результате теперь в крейсерском режиме он не может летать на сверхзвуковой скорости, только на форсаже.
Кроме того, двигатель этого самолета очень ресурсоемкий. Ему нужен большой запас топлива для вертикального взлёта и посадки, а также различных манёвров в воздухе. Из-за этого F-35 имеет ряд ограничений по оборудованию и вооружению. К примеру, у него имеется всего лишь один оружейный отсек. Так что военным приходится выбирать: либо много топлива и больше летаешь, либо больше аппаратуры и вооружения, но меньшее время полета.
Так что, по мнению Алексея Леонкова, английское издание сильно обольщается относительно нашей заинтересованности в поисках утонувшего F-35. Мы могли бы это, конечно, сделать, но исключительно ради поиска «черных ящиков» своей собственной техники, чтобы расшифровать их и понять причину падения. А охотится за чужими самолётом мы точно не намерены.
Эксперт напомнил, что в свое время, когда у японцев также в море упал самолет, они тоже очень беспокоились: русские придут, найдут и узнают наши секреты.
Успеть испугаться: что чувствуют пассажиры падающих самолетов
Пока остается неясным, почему произошла новая катастрофа. Причин может быть множество: от неисправности оборудования или ошибки пилотов до теракта. В сети эксперты рассказывают о том, что ощущали люди в последние минуты своей жизни. Их мнения расходятся, потому что выживают в авиакатастрофах единицы, хотя авиация остается самым безопасным видом транспорта, по сравнению, например, с авариями на дорогах или опасностью умереть от гриппа или, как сейчас, от последствий ковида.
Если самолет разгерметизируется, например, при взрыве, на высоте 8-9 тысяч метров, то человек погибает практически мгновенно. Скорость падения давления превышает скорость выхода воздуха из легких, люди умирают от баротравмы слухового аппарата и кровоизлияния в мозг, разрыва легких, желудка или других органов и внутренних кровотечений. Острое кислородное голодание вызывает коллапс, человеку становится моментально нечем дышать, а из-за разницы давления внутри организма и снаружи его разрывает воздухом и газами изнутри.
Если разгерметизация не мгновенная, человек в течение 10-15 секунд теряет сознание из-за нехватки кислорода, при этом не осознавая его приближение. Поэтому нужно сразу надевать кислородную маску. Если люди теряют сознание, дальше они не осознают происходящее.
Если в самолете обнаруживаются технические неисправности, но разгерметизации нет, как это бывает при остановке двигателей, экипаж до последнего старается спасти пассажиров и говорят им, что они должны делать. Пилоты понимают неизбежность гибели самолета и людей, находящихся на борту, только в последние секунды, поэтому сообщения об этом в черных ящиках, как правило, нет.
Те же эксперты говорят, что как правило, авиакатастрофы случаются дуплетом, и после первой в течение трех месяцев случается еще одна.
Катастрофа A310 под Морони: француженка рассказала, как упала в океан и чудом спаслась
Байя Бакари, выжившая в авиакатастрофе, поведала свою невероятную историю
30 июня 2009 года школьница Байя Бакари уцелела в крушении Airbus 310-324 над океаном. Metro начинает цикл публикаций о единственно уцелевших в авиакатастрофах.
Самолёт упал при заходе на посадку, в Индийском океане погибли 141 пассажир и 11 членов экипажа (из них 66 граждан Франции). Выжила только Байя Бакари.
Упасть в океан и не умереть
13-летняя Байя летела с мамой Азизой Абуду на Коморы, где у них в городе Неумадзахо Бамбао жили родственники. Вылетели из Франции на Airbus 330-200 – у этого самолёта был хороший послужной список. Затем в Йемене пересели на старый самолёт авиакомпании Yemenia Airlines, в котором за два года до катастрофы французская комиссия нашла неисправности. Но его продолжили эксплуатировать – при этом самолёт был под запретом на территории Евросоюза.
– Я попросила маму, чтобы она разрешила сесть у окна, – рассказала Metro Байя, летевшая тогда в хвосте лайнера. – Она позволила. Больше не говорили, дала ей спокойно спать. В самолёте был сильный туалетный запах. А ещё там были мухи. Пассажиров это шокировало! Однако полёт проходил в спокойной обстановке, почти все спали. Я же увлеклась видеоиграми на Nintendo.
Мама Байи Бакари Азиза Абуда.
Скриншот Youtube/VOA News
В какой-то момент экипаж, состоявший в основном из йеменцев, сообщил пассажирам о скором приземлении. Началась сильная турбулентность, затем самолёт, не сумев совершить заход на взлётно-посадочную полосу (хотя, по свидетельству очевидцев, был в 50 м от земли), отправился на второй круг. Однако сбился с курса, заглох и рухнул носом в Индийский океан, в 14 км от северного побережья острова Гранд-Комор и в 33 км от аэропорта Морони. Трагедия произошла ночью, при плохой погоде – был сильный ветер (порывы до 18 м/с).
Байя рассказала о последних минутах полёта:
– После объявления о посадке все проснулись. Я видела, как пассажиры, включая маму, приходят в себя. А затем вдруг началась турбулентность. Я встревожилась, но все были спокойны: и пассажиры, и бортпроводники. Тогда я решила, что это нормальная ситуация при посадке на Коморы. После турбулентности ощутила, будто сквозь тело прошёл мощный электрический заряд, а в следующее мгновение уже находилась в воде. У меня был провал в памяти, я не знаю, как оказалась там.
Дрейфовала на обломке
Байя увидела на воде части самолёта и ухватилась за самый большой, с иллюминатором. Забраться не получилось, пришлось просто держаться за него. Большая часть тела оставалась в маслянистой от разлившегося самолётного топлива воде.
– Поначалу было темно, лишь видела какие-то огни вдалеке, – продолжила Байя. – Стала кричать по-коморски, потому что на этом языке поначалу кричали рядом какие-то женщины. Внезапно ощутила огромную усталость. Я не спала, была измотана. И заснула на обломке. А как проснулась, поняла, что никого нет – крики прекратились. Я плакала, пока слёзы не закончились.
Когда стало чуть светлее, Байя разглядела вдалеке остров – забрезжила надежда, появился ориентир, куда плыть. Но возникла новая проблема – разволновался океан, поднялись волны. Байю закачало среди разбросанных по воде чемоданов и одежды погибших пассажиров.
Собравшись с силами, девочка сосредоточилась на спасении. Попыталась на обломке плыть в сторону острова, но океан был слишком неспокойным. В конце концов Байя не выдержала и оттолкнула обломок.
– Меня спасла всё та же сумасшедшая идея, что мама выжила, и тогда я снова ухватилась за фюзеляж. Конечно, мысль о том, что мама нормально долетела до островов, помогала, но возникали и моменты отчаяния. Помню, надо мной пролетел самолёт, я стала размахивать руками, но меня не увидели.
Спасение
Стоило жителям Коморских островов узнать об авиакатастрофе, как все, у кого были лодки, бросились искать выживших. Рыбак Либуна Матрафи был первым, кто увидел девочку в океане, где в тот день волны поднимались на высоту в 5 м.
– Когда он меня нашёл, я уже отчаялась и положила голову на обломок. Неожиданно услышала, как кто-то зовёт меня. Тогда попыталась плыть ему навстречу. Но я уже 10 часов находилась в воде, у меня не осталось сил. Да и волны уносили прочь.
Тогда Матрафи сам полез в воду, чтобы помочь Байе. С дрожавшей девочки сняли одежду, завернули в тёплые одеяла и дали сладкой воды.
– У меня было много ран – ожоги на ногах и локтях, сломанные ключица и таз, серьёзная травма глаза, и ещё несколько незначительных повреждений на теле, – перечислила Байя. – Мне сделали пересадку кожи, прооперировали глаз, поставили специальные кольца на места перелома ключицы. Мне пришлось пройти курс лечения: я носила компрессионные чулки, прошла процедуры для улучшения гидратации кожи, мне делали массаж. К счастью, ничего серьёзного в физическом плане со мной не произошло. Сейчас чувствую себя хорошо. Правда, осталось несколько шрамов.
Байя Бакари в самолёте летит в Париж лечиться после авиакатастрофы.
Самым тяжёлым был момент, когда в палату к Байе пришёл психолог, чтобы сообщить о маме.
– Тот мужчина сказал: «Мы не нашли твою маму, и я не думаю, что её найдут». Я разозлилась, не могла поверить в это! Очень нескоро осознала, что её больше нет.
Она была моей лучшей подругой, я делилась с ней самым сокровенным. Я могла часами болтать с ней о том, что происходило в школе. Помню, что мама превосходно готовила. И была очень добра к нам, даже со своим непростым характером. Она терпеть не могла, если кто-то льстил ей или, наоборот, проявлял к ней неуважение. И если ей что-то не нравилось, мама говорила об этом прямо. Мне её очень не хватает.
Постскриптум
Расследование авиакатастрофы шло долго: французы обвиняли йеменцев в нарушениях, в том числе напоминая об эксплуатации не вполне исправного самолёта, хотя последние уверяли, что за месяц до вылета он прошёл все проверки.
В официальном рапорте следственной комиссии Коморских островов сказано, что главной причиной трагедии стали дезориентация и неправильные действия членов экипажа. В числе прочих факторов назовут недостаточную подготовку лётного экипажа, не справившегося с посадкой самолёта в стрессовой ситуации, отсутствие реакции пилотов на автоматические сигналы о близости земли и сложные метеорологические условия.
– Расследование по уголовным делам обычно идёт долго, особенно когда дело касается авиакатастроф, – отметила Байя. – Мне лично, а также семьям, потерявшим близких, до сих пор не выплатили компенсации в полном объёме. Хочется закрыть эту главу жизни, но это невозможно, пока справедливость не восторжествует.
Сейчас Байя живёт во Франции и учится – почти закончила магистратуру в сфере управления недвижимостью. Два дня в неделю обучается, три – работает.
– Многие детали трагедии стираются из памяти, – вздохнула Байя. – Но каждый день я вспоминаю, что со мной тогда произошло. И это очень тяжело, поверьте!
Факты о Байе Бакари, спасшейся при крушении
• 152 человека погибли в авиакатастрофе, в том числе мать Байи Азиза
• «Выжившая» – так называется автобиография Байи Бакари. Написала в 15 лет в соавторстве с журналистом
• 19 лет находился в эксплуатации самолёт, разбившийся над Индийским океаном
• 28,3 тыс. долларов пообещали в Yemenia Airlines за каждого погибшего. Байя утверждает – деньги выплатили не полностью
• СМИ сообщали, что Стивен Спилберг просил у Байи разрешение снять о ней фильм– сама она это в беседе с Metro опровергла
Как выжить в авиакатастрофе?
Эксперт по выживанию Эдуард Халилов о выживании и при авиакрушении
Фото, видео: Кадр из сериала «Остаться в живых», реж. Джек Бендер, Стивен Уильямс, Пол А. Эдвардс, 2004 год. Фото: «Кинопоиск»; www.globallookpress.com / kati, Jochen Tack, Bernhard Schmerl, Pravda Komsomolskaya, Jens Büttner; Depositphotos / kasto, nelyninell, smaglov, samwordley@gmail.com, dell640
Что всегда надо иметь в ручной клади? Как обезопасить себя от травм при падении самолета?
Как правильно сесть в падающем самолете?
Мало кто на борту самолета вслушивается в объяснения бортпроводников о технике безопасности при аварийной ситуации. Однако эти люди лучше многих знают, как повысить шансы пассажиров на выживание. Для начала важно правильно сгруппироваться.
Эксперт напоминает, что в процессе эвакуации не стоит беспокоиться о ценных вещах. Ваша первоочередная задача — покинуть упавший авиалайнер через аварийные выходы. Они находятся по бокам самолета, а также в хвосте и в носу.
В самолете не стоит разуваться. Globallookpress.com / Frank Röder
Что брать с собой на случай авиакатастрофы?
Предугадать, чем закончится путешествие по воздуху — невозможно. Однако к катастрофе можно подготовиться. Для этого достаточно взять с собой несколько вещей.
«В ручной клади я всегда рекомендую иметь что-то теплое из одежды. Это может быть флисовая кофта, это может быть легкая пуховая куртка, это может быть просто какой-то свитер, какая-то толстовка», — пояснил специалист.
Эксперт напоминает, что замерзнуть возможно и под кондиционером. А самолет может упасть в местах с прохладным климатом. Кроме теплых вещей, полезно иметь в ручной клади бутылку питьевой воды (В самолет разрешено брать до 100 мл воды. — Прим. ред.), питательные батончики и пауэрбанк.
«Если у вас есть телефон, то вы сможете при помощи телефона вызвать помощь. Вы сможете сориентироваться. Потому что многие люди закачивают оффлайн-карты. И если есть связь, то и онлайн-карты тоже вам могут помочь», — напомнил специалист по выживанию Эдуард Халилов.
В ручной клади всегда должна быть вода и еда типа батончиков. Globallookpress.com / kati
Эксперт напоминает, что, помимо связи, телефон имеет множество полезных в экстремальных условиях функций. Фонарик, онлайн- и офлайн-карты. По ним будет просто сориентироваться. Однако покидать место крушения, чтобы самостоятельно отыскать помощь, не рекомендуется. Правильнее всего оставаться на месте и дожидаться спасателей.
«Ну и, конечно, я еще рекомендую иметь зажигалку даже если человек не курит. Чтобы у него была возможность развести огонь и согреться. Опять, если мы рассматриваем крушение где-то вдалеке, человек выжил и огонь его спасет — поможет подать сигнал бедствия», — рассказал специалист .
Кроме теплой одежды, воды, еды (На борт разрешено проносить конфеты, плитки шоколада, — Прим. ред) и источника тепла, необходимо иметь при себе аптечку. Достаточно будет положить туда небольшие бинты, лекарства от головной боли, от расстройства желудка, антигистаминное и лейкопластырь. Сюда же нужно вложить спасательное одеяло.
Тем не менее правила перевоза лекарственных препаратов в каждой страны свои. Ознакомиться с ними можно на официальных сайтах таможни или уточнить в консульстве. Рецепт на медикаменты должен быть на русском и английском языках. Это касается психотропных и сильнодействующих средств.
Что сперва надо сделать при падении самолета?
«Если есть люди, которым нужна помощь, эту помощь оказать. Если есть возможность раздобыть что-то теплое (одежда, пледы, одеяла), то обязательно это дать, чтобы человек не замерз. Если есть возможность взять воду, медикаменты, фонари — тоже это взять», — пояснил эксперт.
Первое, что надо сделать после падения самолета — осмотреть себя на предмет травм. Кадр из сериала «Остаться в живых», реж. Джек Бендер, Стивен Уильямс, Пол А. Эдвардс, 2004 год. Фото: «Кинопоиск»
Ожидайте прибытия спасателей. Не отходите далеко от места аварии, чтобы не упустить приезд медиков и транспорта.
Куда звонить, если ты попал в авиакатастрофу?
В художественных фильмах об авиакатастрофах герои порой не знают, куда конкретно упал их самолет. Эдуард Халилов напоминает, что место крушения можно вычислить, вспомнив, над какой территорией летел авиалайнер перед аварией. А вот номера служб спасения во всех странах разные.
В России службы экстренного реагирования, то есть пожарные, спасатели, сотрудники газовой сети, доступны по номеру 112. В США до Службы спасения можно дозвониться по номеру 911. Однако эксперт напоминает, что этого, скорее всего, не понадобится, потому что информация о крушении быстро дойдет до руководителя полетов.
Номер спецслужб экстренного реагирования в России — это 112. Globallookpress.com / Florian Kopp
«Раньше, конечно, все было гораздо сложнее. Сейчас, если самолет падает, если корабль тонет, всегда подается сигнал бедствия. Руководители полетов все видят, что произошло, и сразу же отправляется группа спасения», — объяснил специалист по выживанию Эдуард Халилов.
Эксперт напомнил, что главная задача потерпевших крушение — это держаться за выживание и дождаться прибытия спасателей. Их появление может занять один-два дня.