Это обсуждение разбор чего нибудь с целью вынести оценку
Критика. Критика — это обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-нибудь
Критика — это обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков (С. И. Ожегов).
Люди очень чувствительны к малейшим намекам на критику. Писатель Ларри Кинг по этому поводу говорит, что писателя критический отзыв огорчает гораздо больше, чем хвалебный радует. Происходит это потому, что вообще негативная информация для людей оказывается более значимой, чем позитивная, так как, будучи менее обычной, она привлекает к себе больше внимания ( Yzerbyt, Leyens, 1991). Результаты голосования на выборах зависят не столько от того, как повлияли на избирателей достоинства кандидатов, сколько от того, как повлияли их недостатки
Это не значит, что критику как способ воздействия на людей надо исключить. Но используя ее, нужно учитывать, в какой форме она должна прозвучать, в какое время и в каком месте. Хорошие тренеры никогда не критикуют своих спортсменов сразу после игры, когда эмоции еще не остыли. Они откладывают «разбор полетов» на следующий день, на «холодные головы». Иначе они могут выступить с необоснованной критикой, зря обидеть спортсмена.
5.7. Критика
Критика — это обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков (С. И. Ожегов).
Люди очень чувствительны к малейшим намекам на критику. Писатель Ларри Кинг по этому поводу говорит, что писателя критический отзыв огорчает гораздо больше, чем хвалебный радует. Происходит это потому, что вообще негативная информация для людей оказывается более значимой, чем позитивная, так как, будучи менее обычной, она привлекает к себе больше внимания (Yzerbyt, Leyens, 1991). Результаты голосования на выборах зависят не столько от того, как повлияли на избирателей достоинства кандидатов, сколько от того, как повлияли их недостатки (Klein, 1991). Отсюда и «грязные» предвыборные технологии.
Это не значит, что критику как способ воздействия на людей надо исключить. Но используя ее, нужно учитывать, в какой форме она должна прозвучать, в какое время и в каком месте. Хорошие тренеры никогда не критикуют своих спортсменов сразу после игры, когда эмоции еще не остыли. Они откладывают «разбор полетов» на следующий день, на «холодные головы». Иначе они могут выступить с необоснованной критикой, зря обидеть спортсмена.
Как воспринимать критику
Нам нередко приходится выслушивать критические замечания в свой адрес. Давно известно, что критика становится полезной лишь тогда, когда люди, которым она адресуется, имеют определенные установки на ее восприятие. Их можно свести к следующим положениям:
• Критика в мой адрес — мой личный резерв совершенствования.
• Объективно критика — это форма помощи критикуемому в поисках и устранении недостатков в работе.
• Критика в мой адрес — это указание направлений совершенствования того дела, которым я занимаюсь.
• Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользы.
• Всякое приглушение критики вредно, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатка.
• Конструктивное (с установкой на улучшение дела) восприятие критических замечаний не может зависеть от того, какими мотивами критикующий руководствовался (важно, чтобы была верно указана суть недостатка).
• Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.
• Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится; главное, чтобы были проанализированы недостатки.
• Критика в мой адрес делает меня сильнее, так как позволяет увидеть и устранить то, что мешает мне достичь успеха и на что я сам мог и не обратить внимания.
• Главный принцип конструктивного восприятия — все, что я сделал, можно сделать лучше.
• Ценнейшая способность — уметь отыскивать в критике рациональное зерно даже тогда, когда оно с первого взгляда не просматривается.
• Любая критика требует размышлений: как минимум — о том, чем она вызвана, как максимум — о том, как исправить положение.
• Польза критических замечаний состоит в том, что они анализируют и сферы работы, не затрагиваемые в обсуждении.
• Первый шаг правильного восприятия критики — фиксация; второй — осмысление и выявление возможности использовать для дела; третий — исправление недостатка; четвертый — создание условий, исключающих его повторения.
• Меня критикуют — значит верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.
• Если критика в мой адрес отсутствует — это показатель пренебрежения ко мне как к работнику.
• Наиболее ценная критика указывает на реальные ошибки того, кто, как кажется, работает хорошо.
• Критика возможных негативных последствий принятых мною решений — предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.
• Умение увидеть в задаваемых вопросах критическое содержание — важная способность сотрудника и условие обнаружения слабых мест в организации дела.
• Подлинно деловое поведение человека предполагает умение выявить критическое отношение к своим действиям и поступкам даже тогда, когда открытая критика отсутствует.
Целуйко В. М., 2007, с. 284–285.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
КРИТИКА – ЭТО НЕИЗБЕЖНО
КРИТИКА – ЭТО НЕИЗБЕЖНО Есть два вида критики: когда вы критикуете и когда вас критикуют.Давайте сначала разберемся с критикой в адрес других людей. Это ведь очень легко делается, так? И в некоторых случаях это очень естественно. Вам не нравится, как поступил человек в
Критика психоанализа
Критика психоанализа Критики психоанализа указывали, что Фрейд основывал свою теорию на наблюдениях за очень непрезентативной группой людей – это были преимущественно женщины из высшего класса Вены. Они были воспитаны в обществе, в котором обсуждение сексуальных
Справедливая критика
Справедливая критика Каждому из нас случается попадать в неприятные ситуации, опаздывая на работу, не выполняя своих обещаний… А умеем ли мы правильно отвечать на упреки и замечания?Для начала сопоставьте три диалога на одну и ту же
3. Критика и комплименты
3. Критика и комплименты КритикаВсем вам приходится сталкиваться с критикой и негативными высказываниями в свой адрес. Вопрос в том, как каждый из нас реагирует на подобные замечания. В большинстве случаев, это все-таки болезненное восприятие. Как правило, в ответ мы
Грустная критика
Грустная критика Блаженные духом – нищие. Так реалистичнее В настоящее время к нам с Запада полилась мятная гуманистическая струя. Толстые книги и худенькие брошюры восторженно, как о снимающей все проблемы панацее, рассказывают про необусловленную всеобщую любовь ко
XII Критика Бернфельда
XII Критика Бернфельда Реакционное образование и сублимация. Преждевременность сублимации.Между фрейдовской эстетикой и фрейдовской этикой.Сублимация и идентификация.Курьез.Не будем забывать, что я принял в этом году решение сделать этот семинар по-настоящему
§ 7. Критика и насмешка
§ 7. Критика и насмешка Социализированный язык детей, носящий неинтеллектуальный характер, за исключением вопросов и ответов, может быть разделен на две категории, очень просто различаемые: приказания, с одной стороны, и критика и насмешка — с другой. Эти категории не
Критика
Критика Вы можете перестать винить других и вычеркнуть из своей жизни мщение. Но самое лучшее, что вы можете сделать с критическими суждениями, — это лишь уменьшить их количество в своей повседневной жизни. Судить, критиковать — значит видеть мир таким, какой вы есть, а
Критика
Критика Если вы будете критиковать других, совершенствуясь в нахождении слабых мест и недостатков, вы быстро потеряете покой. Если вы будете дальше продолжать этим заниматься, вы навсегда лишитесь радости жизни. Постарайтесь привести в действие машину, которая мешает
Критика
Критика Прежде всего подумайте о том, почему критикуете другого человека. Он вызывает в вас спонтанное раздражение, вы хотите «наехать» на него, чтобы самому на время почувствовать себя лучше, или у вас есть конструктивные причины: вы хотите совместно работать над
Критика
Критика Вы можете перестать винить других и вычеркнуть из своей жизни мщение. Но самое лучшее, что вы можете сделать с критическими суждениями, – это лишь уменьшить их количество в своей повседневной жизни. Судить, критиковать – значит видеть мир таким, какой вы есть, а
Б. Критика пересказа.
Б. Критика пересказа. Прослушайте пятиминутную запись одного из ваших разговоров с прихожанами. Затем оцените ваши пересказы, исходя из того, насколько часто вы их применяли, включали ли они чувства и содержание, произносили ли вы их своими словами, удалось ли вам
Критика
Критика «Я не хочу, чтобы он стал похож на своего двоюродного брата!»Родители любят покритиковать вышеупомянутого брата, прекрасно понимая, сколько сил требуется на воспитание ребенка. Но чужой ребенок всегда раздражает больше, чем свой собственный. Это ему всегда не
Овладение искусством критики. Виды критики
«Критик – это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного» ©Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея
Психология критики. Правила применения критики
Критика — это обсуждение, разбор чего — нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков
Все ниже перечисленные формы критики подчиненного могут быть использованы вами как руководителем при условии, что ваш подчиненный глубоко уважает вас как начальника и ценит ваше мнение о себе. Желая выглядеть в глазах своего руководителя достойно он стерпит любую критику и приложит усилия, чтобы исправить все свои ошибки.
Желательно, критикуя, знать своего подчиненного и его индивидуальные особенности. Вы должны учитывать, что не все люди одинаково реагируют на критику. Одних людей можно и даже нужно поругать, а других нельзя. И тогда можно использовать подбадривающую, щадящую или даже хвалебную критику. Например, «Ну как же так! Такой талантливый человек, а работа сделана некачественно» Как правильно относиться к своим ошибкам и неудачам?
Если подчиненный относится к вам как к начальнику очень недоброжелательно, подозрительно, то к нему вообще нельзя применять негативные оценки, их обязательно нужно сочетать с положительными.
В публичной критике есть свои правила её применения
А именно, в первую очередь, критика должна быть доброжелательной. Во вторую очередь, аргументированной, то есть основанной на фактах, примерах. Это должна быть конструктивная критика, которая указывает на ошибки и предлагает варианты устранения недостатков. И помните, лучше критиковать один на один. Зачем нам нужна самооценка?
Психология критики. Виды критики
«… привыкайте смотреть на критику как на восхищение, смешанное с завистью» ©Фрэнсис Скотт Фицджеральд
1. Подбадривающая критика
«Ничего, в следующий раз сделаете лучше, а сейчас не получилось»
2. Критика — упрек
«Ну что же вы, я на вас так рассчитывал.» или «Эх вы, я на вас так рассчитывал»
3. Критика — надежда
«Надеюсь в следующий раз вы сделаете это задание лучше»
4. Аналогия — критика
«Раньше, когда я был таким же молодым специалистом как вы, то тоже сделал такую же ошибку. Ну и попало же мне тогда от начальника»
5. Критика — похвала
«Ребята, сделано хорошо, но не для этого случая»
6. Критика — озабоченность
«Я очень обеспокоен сложившимся положением дел, т. к….»
7. Безличная критика
«В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Думаю они сделают для себя должные выводы и не будем называть их имена»
8. Критика — сопереживание
«Я хорошо вас понимаю, но и вы поймите меня ведь это никуда не годится»
9. Критика — сожаление
«мне очень жаль, но должен отметить, что ваша работа выполнена некачественно»
10. Критика — удивление
«Как? Неужели вы еще не сделали работу? Не ожидал от вас»
11. Критика — ирония
«Делали — делали и сделали, работка что надо, только как теперь в глаза начальнику смотреть будем?»
12. Критика — намек
«Я знал одного человека, который поступил точно так же как вы, потом ему пришлось плохо»
13. Критика — смягчение
«Наверное в том, что произошло виноваты не только вы»
14. Критика — укоризна
«Вы выполнили работу очень некачественно, да к тому же не вовремя»
15. Критика — замечание
«Все не так сделали, в следующий раз советуйтесь, если не знаете как выполнить задание»
16. Критика — предупреждение
«Если вы еще раз допустите такую оплошность, то будете уволены»
17. Критика — требование
«Работу вам придется переделать»
18. Критика — вызов
«Если вы допустили столько ошибок, сами выкручивайтесь из этой ситуации»
19. Критика — совет
«Послушайте меня, не горячитесь, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте что и как вам нужно исправить»
20. Критика может быть конструктивной
«Работа выполнена не правильно, что конкретно вы собираетесь предпринять?»
21. Критика — опасение
«Я очень тревожусь, что и в следующий раз работа будет выполнена не на должном уровне»
22. Критика — угроза
«Я вынужден применить к вам самые строгие дисциплинарные меры.
Психология критики. Способы реагирования на критику
«Судьба каждой истины сначала быть высмеянной, а потом уже признанной» ©А.Швейцер
Вот несколько правил реагирования на критику, которые помогут вам с уважением относиться ко всем и принимать любую критику.Потому что только она делает вас гораздо сильнее и заставляет прогрессировать.
Как правильно воспринимать критику
Критика — это обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков (С. И. Ожегов).
Многие люди очень чувствительны к малейшим намекам на критику. Происходит это потому, что негативная информация вообще для людей оказывается более значимой, чем позитивная, так как, будучи менее обычной, она привлекает к себе больше внимания.
Это не значит, что критику как способ воздействия на людей надо исключить. Однако используя ее, необходимо учитывать, в какой форме она должна прозвучать, в какое время и в каком месте. Так, хорошие тренеры никогда не критикуют своих спортсменов сразу после игры, когда эмоции еще не остыли. Они откладывают «разбор полетов» на следующий день, на «холодные головы». Иначе они могут выступить с необоснованной критикой, зря обидеть спортсмена.
Как же рационально воспринимать критику?
Нам нередко приходится выслушивать критические замечания в свой адрес. Давно известно, что критика становится полезной лишь тогда, когда люди, которым она адресуется, имеют определенные установки на ее восприятие. Их можно свести к следующим положениям:
Конструктивная критика: краткое руководство
В свою очередь, критикуйте конструктивно. Когда кто-то из вашей команды делает что-либо не так, вам, как руководителю, следует указать ему на это и объяснить, как нужно действовать. Но будьте осторожны — резкость или нетактичность в этом деле могут пошатнуть уверенность человека в себе или подорвать его моральный дух. Мало кому нравится критиковать людей (за исключением отдельных невротиков, которые, увы, иногда встречаются среди нас), но если избрать правильный подход, критика может принести пользу обеим сторонам. Наши краткие рекомендации помогут превратить критику в позитивный инструмент.
Если критика конструктивна, не направлена на личность и ведет к повышению производительности деятельности в будущем, то она служит общим интересам. Именно поэтому эффективный вожатый никогда не уклоняется от критики.
Занятие по программе «Навыки жизни». Тема: «Критика. Навыки критического мышления»
Тема:
Цели:
Задачи:
2.Выявить причины критики.
3.Уметь критиковать другого, применяя метод “Я-отношения”.
4.Сформировать критическое отношение к товарам, продуктам питания, рекламе.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеозаписи рекламных роликов, памятки “Критика”.
Участники занятия: группа учащихся не более 15 человек младшего и среднего подросткового возраста.
Ход занятия. Учащиеся рассаживаются по кругу.
-Здравствуйте, дорогие ребята, давайте поздороваемся и передадим друг другу импульс доброты, улыбнемся друг другу.
-Наше сегодняшнее занятие начнем с игры “Выражение мыслей”.
Я говорю фразу, называю игрока и бросаю ему мячик, ученик должен продолжить рассказ логическим по содержанию предложением рассказ. Таким образом, перебрасывая мячик, составляем рассказ.
Тема нашего занятия “Критика. Критическое мышление”.
-Давайте обсудим, как вы понимаете смысл понятия “критика”?
Критика- обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки.
-Попробуйте вспомнить, когда вас критиковали по поводу поведения, учебы, внешности. Что вы при этом чувствовали?
Дети говорят о своих ощущениях в тот момент, когда их критикуют, передавая мяч по кругу.
-Давайте поразмышляем, почему люди критикуют? Дети предлагают свои варианты.
Как видите, в списке много негативных черт характера. Поэтому, прежде чем высказать кому-либо критику, попробуйте обнаружить в этом человеке 3 положительные черты. А после этого критика может оказаться такой мелочной, что пропадет желание её высказать.
-Какие положительные черты характера вы можете обнаружить у своих одноклассников?
Упражнение в кругу: каждый ученик называет по одному положительному качеству.
Как видите, никаких положительных результатов достичь с помощью критики невозможно. Причиной критики может быть или глупость, или человек не любит людей и не стремится к нормальному существованию с ними. Но без любви к людям, к жизни дело совершенно не пойдет.
2. “Я-послание”, “Я-сообщение”.
Вместо оценки поступка собеседника высказывается свое эмоциональное состояние, возникшее в результате его.
Например: вместо слов “Сколько можно! Ты постоянно говоришь так высокомерно! Вечно сидишь на стуле, как Наполеон!” лучше сказать “Когда ты говоришь так, сидишь, скрестив руки, я чувствую себя приниженным”. На такую фразу трудно обидеться, ведь человек не выставляет оценок, а говорит о своих ощущениях. Он так чувствует, и он не может быть не прав. Разве можно обижаться.
Попробуйте перефразировать предложения в форме “Я-послания”. Обсудите в парах варианты ответов.
“Ну и прическа у тебя сегодня!”, “Вечно ты над всеми подтруниваешь, считаещь себя лучше других” и др.
-Как следует принять критику?
*Совет 6 в памятке “Критика”. Можно поблагодарить, хотя это не всегда приятно, затем проанализировать, возможно, в этом есть доля правды, и постараться критически относиться к себе.
Когда нам высказана информация, мы осмысливаем ее и критически оцениваем. Какую информацию следует подвергать критическому осмыслению, не принимать на веру полностью и целиком?
Реклама, покупаемые товары и продукты.
Реклама предназначена для продажи как можно большего количества любого товара с целью получения денег и часто не содержит правдивой информации, особенно о негативных его свойствах.
Пример: реклама жевательной резинки. Назовите ее негативные свойства.
-выделяется желудочный сок при жевании, а это опасно, когда в желудке нет пищи.
-микробы, которые скапливаются в трещинах, резинка не убивает, а плотнее утрамбовывает, и эти микробы, а вместе с ними и остатки пищи, разрушают эмаль зубов.
-разрушает десны при длительном жевании.
А при покупке товара, на что следует обратить внимание? По каким признакам мы определяем полезность продукта?По воздействию на здоровье человека.
Видеопросмотр записей рекламных роликов.
Рекламы товаров, продуктов питания, вредных для здоровья: пиво, сигареты, алкогольные напитки.
Вывод: Критически мысля, можно противостоять давлению рекламы и строить свой здоровый стиль жизни без ядовитых и вредных продуктов с красивыми этикетками.
Домашнее задание: на альбомных листах нарисовать рекламу какого-нибудь полезного продукта, обсудить тему нашего сегодняшнего разговора с родителями дома. Обсудить советы психологов, как правильно критиковать.
Игра в парах. “Один из вас задумает какой-нибудь продукт, который он купил в магазине, а дома обнаружил, что этот продукт некачественный. Второй задает вопросы: почему купил этот продукт, что привлекло твое внимание, и по каким признакам определил, что купленный продукт некачественный.
Одна пара показывает свой сюжет.
Наше занятие подходит к концу, оцените, пожалуйста, включенность в сегодняшнее занятие с помощью жетонов: