идк что это в таможне
Инспекционно-досмотровые комплексы: описание, функции, применение, фото
Что такое ИДК?
ИДК − это специальное техническое средство для таможенного контроля, которое используют для досмотра всех видов транспортных средств и крупногабаритных грузов. Инспекционно-досмотровый комплекс всего за 5 минут без вскрытия контейнера и разгрузки автомобиля выводит на экран изображение, которое показывает, что находится в центре осматриваемого объекта, выдает полное описание и характеристики.
Благодаря комплексу можно идентифицировать перевозимые грузы, обнаруживать предметы, которые запрещены к перевозке, проводить ориентировочную оценку количества перевозимого груза.
История создания
Создание инспекционно-досмотрового комплекса − это вынужденная мера, направленная на то, чтобы решить задачи, поставленные перед таможенной службой. Кстати, эти задачи были поставлены еще в конце 80-х годов ХХ века. Еще в советское время было принято постановление «О мерах по разработке и организации производства технических средств таможенного контроля, обеспечивающих его эффективность, надежность и качество». Целью было создать эффективную и организованную работу системы досмотра грузов на таможне.
В России внедрение инспекционно-досмотровых комплексов таможенных служб началось в 2002 году. Экспериментальный комплекс внедрили на таможенный переход «Брусничное», который находится на границе с Финляндией. Тогда была введена в эксплуатацию мобильная версия, разработанная немецкой компанией Smiths Heimann. Спустя еще 3 года аналогичный комплекс запустили в работу на переходе «Троеборное» на границе с Украиной, а позже стали активно устанавливать на пропускных пунктах с большой проходимостью автомобильных грузов.
Виды ИДК
Сегодня, благодаря активному развитию технологий, появилось несколько модификаций инспекционно-досмотровых комплексов, таких как:
Основная классификация инспекционно-досмотровых комплексов по типу излучения:
По энергии излучения они бывают:
У каждой системы есть свое определенное назначение и пропускная способность. Чтобы понять, где и как их применяют, нужно рассмотреть характеристики каждой в отдельности.
Стационарные ИДК
Легковозводимые ИДК
Они значительно уступают стационарным комплексам по своей проникающей способности. Они позволяют получить информацию о соответствии груза, который указан в сопроводительных документах, и дают возможность идентифицировать до 85 % содержимого контейнеров. Эти системы используют на автомобильных пунктах, их пропускная способность до 20 автомобилей в час.
Размещать оборудование подобного типа можно в быстровозводимых сооружениях или или бетонных модулях с упрощенной защитой от радиации.
Мобильные ИДК
Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс устанавливается на специальные шасси транспортного средства и требует отведения специальной санитарной зоны. Он позволяет получить информацию о наличии груза в контейнере, проводит идентификацию содержимого на предмет их соответствия сопроводительным документам.
В основном они работают с небольшими объемными плоскостями. Пропускная способность около 20 объектов в час. Используются оперативными подразделениями таможенных служб. Чтобы мобильный комплекс работал качественно и давал максимально правдивую информацию, его нужно установить на ровную площадку, по которой он будет свободно перемещаться относительно объекта досмотра.
Другие виды ИДК
Дополнительно были выпущены инспекционно-досмотровые комплексы для таможенных служб, которые позволяют осмотреть железнодорожные вагоны без вскрытия. Они помогают увидеть на экране изображение всех загруженных вагонов, дают возможность провести идентификацию товаров, узлов и агрегатов вагонов.
Были созданы системы, позволяющие провести качественный досмотр авиационных контейнеров. Они позволяют получить изображение только полностью загруженного контейнера и помогают провести идентификацию товаров.
Принцип работы ИДК
Стационарный инспекционно-досмотровый комплекс использует для проверки ионизирующие лучи, благодаря которым удается получить рентгеновское изображение и провести качественный анализ автомобиля и груза (даже самых крупных).
Лучи проникают внутрь объекта, поэтому вскрывать оболочку контейнера не нужно. Лучи возвращаются в виде теневого изображения на экран монитора. Если говорить более простым языком, то рентгеновское излучение, направляющееся от источника, проходит через просвечиваемый объект, предмет, защитное стекло и визуально воспринимается оператором как теневое изображение.
Если теневое изображение проходит через специальный флюорисцентный экран, то он преобразуется в световой рельеф и вызывает свечение. В этом случае оператор воспринимает его как светящееся теневое изображение.
Подводя итоги, можно сказать, что принцип работы инспекционно-досмотрового комплекса основывается на свойстве рентгеновского луча получать теневое изображение пронизываемого им насквозь предмета и вызывать его свечение с помощью флюороидных материалов.
Устройство ИДК
Почти все типы инспекционно-досмотровых комплексов состоят из следующих основных систем:
Все системы входят в комплекс и работают слажено, поэтому информация приходит на монитор максимально достоверная и хранится в памяти определенное количество времени.
Основные задачи ИДК
Применение инспекционно-досмотрового комплекса на таможенных пропускных пунктах позволяет решить массу серьезных задач:
Благодаря инспекционно-досмотровым комплексам в России за последние годы значительно уменьшилось время прохождения таможенной проверки (особенно крупногабаритных грузов), и снизилось количество ввозимых в страну запрещенных грузов.
Плюсы использования ИДК на таможне
Благодаря всем этим преимуществам перемещаемые инспекционно-досмотровые комплексы и любые другие виды систем активно используются и продолжают внедряться на все таможенно-пропускные пункты России и других стран.
Итоги работы ИДК на таможенных пунктах России
ИДК − это достаточно дорогая техника. Сегодня на российских границах работает 5 стационарных систем и более 40 мобильных. За последние полгода, благодаря использованию подобных комплексов, удалось досмотреть более двух тысяч транспортных средств и выявить более 500 правонарушителей, которые пытались провести через границу запрещенные для ввоза грузы.
Стоимость одного комплекса обходится в среднем около 100 млн рублей, но как показывают результаты проверки, они оправдывают эту стоимость, так как позволяют быстро распознать даже хорошо замаскированные грузы, например, скрытые под полом или накрытые сталью. В скором времени на всех таможенных пунктах будет увеличено количество комплексов, чтобы снизить время проверки грузов и повысить качество работы таможенных служб.
Заключение
ИДК − это прекрасная современная разработка, которая не просто облегчила работу работников таможенной службы, но и позволила улучшить качество досмотра ввозимого и вывозимого груза. Кроме того, удалось значительно сократить время проверки авиационных контейнеров и железнодорожных вагонов, так как благодаря современным комплексам удается без вскрытия контейнера провести качественную проверку всего содержимого.
Инспекционно-досмотровые комплексы позволили снизить количество ввозимой контрабанды и наркотиков в страну. Слаженная работа оператора комплекса позволяет быстро выявить нарушителя, внести полученные данные в память устройства и после передать их в вышестоящие органы. Все системы мобильно соединены с нужными службами, поэтому работа по выявлению правонарушителей идет слажено. Благодаря системам за последние годы удалось значительно пополнить бюджет России за счет административных штрафов, выписанных нарушителям.
Южное таможенное управление
Инспекционно-досмотровые комплексы – эффективная форма таможенного контроля
Решение этой проблемы руководство Федеральной таможенной службы (ФТС России) нашло в применении разнообразных технических средств таможенного контроля. Наиболее эффективной техникой в настоящее время являются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), позволяющие за 3-5 минут без вскрытия и разгрузки транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, идентифицирующими их. Также комплекс позволяет обнаруживать предметы, запрещенные к перевозке.
5 февраля 2009 года в Новороссийской таможне был образован отдел применения инспекционно-досмотровых комплексов. В разное время отдел возглавляли Павел Тесленко, Алексей Глухов, Арсен Арутюнов, в настоящее время руководит отделом подполковник таможенной службы Игорь Афеничев. Штатная численность отдела применения ИДК составляет – 69 должностных лиц, из них: 3 сотрудника, 59 государственных гражданских служащих и 7 работников.
Функции отдела применения ИДК – применение инспекционно-досмотровых комплексов при проведении таможенного контроля, т.е. таможенной осмотр товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов.
Основная оперативно-техническая функция ИДК – визуализация содержимого крупногабаритных объектов и отождествления, находящихся внутри материалов, предметов и веществ с материалами, предметами и веществами, зафиксированными в товаросопроводительных, коммерческих и таможенных документах.
В Новороссийской таможне находятся на вооружении три мобильных инспекционно-досмотровых комплекса (МИДК). За 11 месяцев 2015 года с их помощь было осмотрено 19 тыс. контейнеров и автотранспортных средств. Рентгеноскопические машины осуществляют таможенный контроль в портах: Новорослесэкспорт, Новороссийский морской торговый порт, Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие и Геленджикский морской порт.
Использование МИДК в таможне наряду с применением системы управления рисками позволяет осуществлять выборочный контроль вместо тотального досмотра, сокращая тем самым время, затраченное на таможенные процедуры.
По результатам контроля с использованием МИДК за период 11 месяцев 2015 года было возбуждено 8 дел об административных правонарушениях и выявлено 174 факта заявления недостоверных сведений в товаросопроводительных документах, не повлекших возбуждение дела об административных правонарушениях в связи с отсутствием субъективной стороны нарушения.
Благодаря одновременной эксплуатации трех мобильных инспекционно-досмотровых комплексов, в 2015 году, ежедневно, в среднем, осматривается 60 контейнеров и автотранспортных средств.
Чтобы не отстать от развития Новороссийского портового транспортного узла, таможенные органы стремятся своевременно решать вопросы совершенствования таможенного администрирования, повышения качества таможенного контроля, применения современных таможенных технологий.
Наряду с использованием мобильных инспекционно-досмотровых комплексов в 2014 году введен в эксплуатацию стационарный инспекционно-досмотровый комплекс (СИДК), который расположен в регионе деятельности Новороссийского юго-восточного таможенного поста. СИДК представляет собой комплекс зданий, занимающий площадь около 500 кв.м., предназначен для круглосуточной и круглогодичной эксплуатации (что немаловажно для природной специфики Цемесской бухты), является современным, имеет большую проникающую способность, чем МИДК, что позволяет значительно увеличить охват товарных партий таможенным осмотром.
Подобных комплексов в России построено всего три: в портах Новороссийск, Большой порт Санкт-Петербург и Находка.
СИДК предназначен для инспектирования морских контейнеров, перевозимых большегрузными транспортными средствами, посредством анализа, получаемого с высокой четкостью рентгеноскопического изображения (боковой проекции) перевозимого груза.
Решение о необходимости дополнительного ручного досмотра принимается должностным лицом таможенного органа при сравнении таможенных, товаросопроводительных и коммерческих документов с рентгеноскопическими изображениями на рабочих станциях операторов.
При этом обеспечивается:
- достижение современного уровня качества досмотра контейнерных грузов без нарушения целостности упаковки;
- получение технической возможности досмотра грузов с максимальной достоверностью;
- увеличение скорости досмотра грузов за счет полной автоматизации основных операций и получение документального подтверждения.
Основу СИДК составляет однопроекционная стационарная система досмотра грузов с установкой радиационного излучения на энергию 9 МэВ (мегаэлектронвольт) и системой детектирования на базе сцинтилляционных кристаллов с фотодиодами.
Следует отметить, что при использовании энергии менее 10 МэВ радиационная опасность существует только во время существования пучка, так как активация конструкционных материалов, а также вещества контейнеров и грузов в радиационно-значимых количествах не наблюдается.
Основные технические характеристики технологического оборудования СИДК: проникающая способность – 410 мм по стали; производительность сканирования (базовая) – 20 транспортных средств в час; максимальные габариты и вес транспортного средства – длина 20м * ширина 3м * высота 4,6м – 60 тонн.
Новое техническое средство таможенного контроля позволяет сокращать сроки совершения таможенных операций в морском порту Новороссийск. Создание технических возможностей таможенного контроля содержимого контейнеров без их вскрытия, является одним из важнейших мероприятий Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.
За 11 месяцев 2015 года с помощью СИДК было осмотрено 10 тыс. контейнеров и автотранспортных средств, было возбуждено 11 дел об административных правонарушениях и выявлено 40 фактов заявления недостоверных сведений в товаросопроводительных документах, не повлекших возбуждение дела об административных правонарушениях в связи с отсутствием субъективной стороны нарушения.
Проведение таможенного осмотра на СИДК не представляет опасности, как для автомобилей и контейнеров, так и для товаров, в них перемещаемых. Проникающая способность луча – 410 мм по стали! Но при этом комплекс оборудован системой радиологической безопасности, которая обладает тройной функцией: обеспечение информацией, предупреждение и защита персонала и окружающей среды от опасности воздействия облучения, вызванного рентгеновским излучением. Все должностные лица отдела применения ИДК таможни прошли специальную подготовку на базе Российской таможенной академии для управления комплексами.
При осуществлении системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств в порту, применение такого комплекса позволяет решить широкий спектр задач, таких как ускорение таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, минимизация таможенных формальностей в части проведения операций по фактическому таможенному контролю, а также упрощение процесса таможенного контроля, что естественно благоприятно сказывается на пропускной способности порта.
Все больше интеграция Российской Федерации в мировые экономические процессы влечет за собой заметное увеличение грузопотока через ее территорию. Данный факт, естественно, отражается на работе таможенных органов, загрузка которых, в этой связи, возрастает в несколько раз. Наибольшую трудность среди всех видов таможенного контроля представляет проверка содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств.
Как таможня проверяет импортные товары
Запрос документов, осмотр, досмотр — распространенные меры таможенного контроля. Рассказываем, как инспектор проверяет импортные грузы прямо на таможенном посту.
Таможня приступает к контролю, когда груз размещен в специальной зоне и на него подали декларацию. Например, когда импортный контейнер выгружают в порту или автомобиль заезжает на таможенный пост.
Все формы таможенного контроля описаны в главе 45 Таможенного кодекса ЕАЭС. Мы остановимся на тех, что применяются к импортным грузам, которые находятся в зоне таможенного контроля. Поэтому в статье не будет информации про личный досмотр, выездные проверки, осмотр помещений и контроль после выпуска. Также мы не затронем тему корректировки таможенной стоимости, условных выпусков и отбор проб, потому что это происходит после назначения описанных в статье мер контроля.
Разбираемся, что может запросить таможня у импортера во время прохождения таможенной очистки, и как инспектор может изучить товар прямо на таможенном посту.
Запрос документов и объяснений
Инспектор начинает контроль импорта с тщательной сверки данных в декларации и документов к ней. Любая нестыковка в данных или недостаток информации о товаре приводит к запросу. Это может быть непереведенный на русский язык инвойс, отсутствие точных сведений о распределении транспортных расходов. Тогда инспектор запрашивает переведенные документы и пояснение, как транспортные расходы распределяются на товары в партии.
Или импортер предоставил мало информации о товаре, нет технического описания — тогда запросят больше информации, чтобы было обоснование применять код ТН ВЭД, который указан в декларации.
Импорт требует большой пакет документов для таможенной очистки. Поэтому проверка проходит дольше и с дополнительными запросами.
Оформляйтесь с «Авангард Директ», чтобы доверить общение с таможней профессионалам.
Таможенный осмотр
Инспектор может назначить осмотр. Такой контроль происходит визуально и без вскрытия. Например, осмотр контейнера — проверить номер, пломбу и его целостность. Более распространенные формы осмотра — взвешивание и «просвечивание» контейнера с помощью ИДК.
Взвешивание
Взвешивание может показать, что груза больше, чем заявлено. Если таможенная пошлина рассчитывается с каждой единицы товара, то взвешивание одна из частых мер контроля. При перевесе могут назначить досмотр.
Инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК)
Чтобы просмотреть содержимое контейнера без вскрытия, таможенники используют инспекционно-досмотровый комплекс. Технику с проникающим ионизирующим излучением. Это как контроль содержимого сумок при входе в аэропорт.
При сканировании контейнера инспектор получает очертания товара. Некоторые ИДК отражают материал. Например, металлы и пластик окрашиваются в разные цвета.
Это быстрый способ проверить, в контейнере действительно заявленные ложки или там еще коробка скатертей.
Таможенный досмотр
На основании профиля риска инспектор назначает досмотр. Другими словами — груз досматривают, потому что инспектор видит требование в таможенной программе проверять такие грузы. Факторы профилей риска устанавливаются в центральном управлении ФТС и не разглашаются.
Другим основанием может быть ранее проведенное взвешивание или запрос данных, в котором появились спорные данные.
Досмотр — проверка груза с его вскрытием. Инспектора могут взвешивать, измерять товар, фотографировать данные этикетки. Все технические средства, которые используют инспекторы при контроле описаны в приказе Минфина от 01.03.2019 № 33н.
Приказ ФТС России от 09.12.2010 № 2354 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов»
Начальникам УРиОК и ГУОТОиТК обеспечить в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего приказа разработку типовой формы отчета РТУ.
(п. 2 в ред. Приказа ФТС России от 31.12.2013 N 2492)
3. Начальникам РТУ и таможен в течение месяца со дня подписания настоящего Приказа обеспечить внесение изменений в положения об отделах, должностные инструкции (регламенты) должностных лиц таможенных органов, функции и обязанности которых изменяются в соответствии с Инструкцией.
4. Начальнику Калининградской областной таможни Ю.А.Кочнову обеспечить:
а) применение положений Инструкции при проведении подчиненными должностными лицами таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием ИДК;
б) направление в УРиОК и ГУОТОиТК не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, аналитического отчета с результатами таможенного контроля с использованием ИДК по типовой форме отчета РТУ, предусмотренной абзацем вторым пункта 2 настоящего приказа.
(п. 4 введен приказом ФТС России от 05.09.2014 N 1727)
5. Признать утратившими силу:
1) Приказ ФТС России от 12 января 2007 г. N 13 «Об утверждении Порядка таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса в автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации»;
2) Приказ ФТС России от 30 октября 2007 г. N 1332 «Об утверждении Порядка таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием мобильного инспекционно-досмотрового комплекса в автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации»;
3) Приказ ФТС России от 12 августа 2008 г. N 995 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при работе с информацией, полученной с использованием инспекционно-досмотровых комплексов»;
4) Приказ ФТС России от 29 сентября 2008 г. N 1205 «Об утверждении Порядка таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (мобильного инспекционно-досмотрового комплекса) в морском (речном) пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации»;
5) Приказ ФТС России от 19 ноября 2008 г. N 1450 «О внесении изменений в Приказы ФТС России от 12 января 2007 г. N 13 и от 12 августа 2008 г. N 995»;
6) Приказ ФТС России от 26 мая 2009 г. N 947 «Об утверждении Порядка таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием мобильного инспекционно-досмотрового комплекса на таможенной территории Российской Федерации вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации»;
7) Приказ ФТС России от 16 июля 2009 г. N 1298 «О внесении изменений в Приказы ФТС России от 12 января 2007 г. N 13, от 29 сентября 2008 г. N 1205 и от 26 мая 2009 г. N 947».
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России С.О. Шохина.
2. Инструкция устанавливает порядок действий должностных лиц таможенных органов при:
б) проведении таможенного осмотра с использованием ИДК.
3. Таможенный контроль в форме таможенного осмотра с использованием ИДК проводится рабочей сменой ИДК (группа должностных лиц подразделения применения ИДК либо таможенного поста, сформированная начальником подразделения), в состав которой входят:
водитель-оператор (для мобильного ИДК);
оператор организации движения транспортных средств в рабочей зоне ИДК.
По решению начальника таможни обязанности оператора АИ и (или) водителя-оператора и (или) оператора организации движения транспортных средств в рабочей зоне мобильного ИДК могут быть возложены на старшего смены.
5. Операторы АИ осуществляют анализ информации, полученной с использованием ИДК, в процессе проведения таможенного осмотра с использованием ИДК.
Анализ информации, полученной с использованием ИДК, осуществляется в целях выявления нарушений Законодательства либо рисков и предусматривает исследование полученных РИ путем сопоставления содержащейся в них графической информации со сведениями о товарах и транспортных средствах, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах, предъявленных таможенному органу, а также таможенных документах, имеющихся на момент проведения таможенного осмотра с использованием ИДК.
5. Операторы АИ осуществляют анализ информации, полученной с использованием ИДК, в процессе проведения таможенного осмотра с использованием ИДК.
6. Координация деятельности по использованию ИДК возлагается:
7. Координация деятельности по передаче в вышестоящие таможенные органы информации, полученной с использованием ИДК, в таможне возлагается на подразделение таможни, координирующее применение ИДК.
8. В целях контроля обоснованности решений, принятых операторами АИ, осуществляется повторный анализ информации, полученной с использованием ИДК.
Структурными подразделениями таможенных органов, осуществляющими повторный анализ информации, полученной с использованием ИДК, являются:
9. Повторный анализ информации, полученной с использованием ИДК, направлен на выявление несоответствий в совокупности информации, содержащейся в РИ, сканированных изображениях транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах, исходных файлах РИ, ежедневном отчете о применении ИДК, центральной базе данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов посредством сопоставления указанной совокупности информации по различным параметрам и за различные периоды времени.
Объем и периодичность повторного анализа информации, полученной с использованием ИДК, определяются начальниками подразделений таможенных органов, указанных в пункте 8 Инструкции, в соответствии с приоритетностью текущих задач соответствующего подразделения, штатной численностью должностных лиц, обладающих навыками анализа информации, полученной с использованием ИДК, а также исходя из оперативной обстановки в регионе деятельности конкретного таможенного органа, в том числе интенсивности товарных потоков, перемещаемой номенклатуры товаров и характеристик участников внешнеэкономической деятельности, и доводятся до должностных лиц подразделений таможенных органов, указанных в пункте 8 Инструкции, посредством правового акта соответствующего таможенного органа;
Навыки должны быть подтверждены соответствующим документом образовательного учреждения, уполномоченного на проведение обучения по образовательным программам (курсам) подготовки, переподготовки, повышения квалификации операторов АИ.
10. По результатам повторного анализа информации, полученной с использованием ИДК, должностные лица подразделений, указанных в пункте 8 Инструкции, в случаях выявления нарушений Законодательства либо рисков, признаков необоснованно принятых операторами АИ решений принимают меры по недопущению (устранению последствий) возможных нарушений Законодательства, информируют таможенные органы, в которых совершались таможенные операции с товарами, о выявленных признаках нарушений, проводят мероприятия по разработке проектов целевых, зональных, региональных профилей рисков.
11. Отчет о результатах проведения повторного анализа информации, полученной с использованием ИДК, ведется в таблицах N 5 и N 6 ежедневного отчета о применении ИДК (приложение N 4 к Инструкции).
РИ, в отношении которых должностными лицами подразделений, указанных в пункте 8 Инструкции, был проведен повторный анализ, сохраняются на информационном ресурсе РТУ (ТНП), доступном для должностных лиц ФТС России, по следующей иерархической структуре:
а) на сервере РТУ (ТНП) создается раздел с именем «Повторный анализ информации с ИДК»;
б) в разделе «Повторный анализ информации с ИДК» создаются папки РТУ (ТНП) и подчиненных таможен с именами в виде их ведомственных кодов, например, «10200000» («10012000») и «10209000»;
в) в папках с именами в виде ведомственных кодов подразделений, указанных в пункте 8 Инструкции, создаются папки с именами в виде даты проведения повторного анализа информации, полученной с использованием ИДК, например, «20190917»;
г) в папку с именем в виде даты проведения повторного анализа информации, полученной с использованием ИДК, помещаются исходные файлы РИ, в отношении которых был проведен повторный анализ.
8. В целях осуществления контроля обоснованности принятых операторами АИ решений по результатам проведения таможенного осмотра с использованием ИДК координацию деятельности по анализу, в том числе анализу информации, полученной с использованием ИДК, осуществляют следующие подразделения ФТС России, РТУ и таможен:
(в ред. Приказа ФТС России от 31.12.2013 N 2492)
9. При проведении анализа РИ должностные лица таможенных органов, осуществляющие анализ, в целях выявления нарушений Законодательства либо рисков исследуют полученные изображения путем сопоставления данных, полученных в результате сканирования, со сведениями о товарах и транспортных средствах, содержащимися в транспортных, коммерческих, таможенных и иных документах, предъявленных таможенному органу, а также таможенных документах, имеющихся на момент проведения таможенного осмотра с использованием ИДК.
10. По результатам анализа информации, полученной с использованием ИДК, должностные лица подразделений, указанных в пункте 8 Инструкции, в случаях выявления нарушений Законодательства либо рисков, признаков необоснованно принятых операторами АИ решений принимают меры по недопущению (устранению последствий) возможных нарушений Законодательства, информируют таможенные органы, в которых совершались таможенные операции с товарами, о выявленных признаках нарушений, проводят мероприятия по разработке проектов срочных, зональных, региональных профилей рисков.
(п. 10 в ред. Приказа ФТС России от 31.12.2013 N 2492)
11. Отчет о результатах проведения анализа информации, полученной с использованием ИДК, за месяц должен содержать следующие сведения:
а) количество выявленных признаков необоснованно принятых операторами АИ решений по результатам проведения таможенного осмотра с использованием ИДК;
б) результаты проведения проверочных мероприятий по выявленным фактам наличия признаков необоснованно принятых решений, установленных в ходе анализа информации;
в) количество разработанных проектов срочных, зональных и региональных профилей рисков по результатам проведенного анализа, количество утвержденных профилей рисков и результаты их применения (с указанием количества проведенных таможенных осмотров товаров и транспортных средств с использованием ИДК, в результате которых объекту контроля был присвоен статус «объект под подозрением», количества проведенных и эффективных таможенных осмотров в соответствии с критериями эффективности, определенными в методике расчета показателя «Эффективность деятельности таможенных органов при проведении таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса», ежегодно утверждаемой приказом ФТС России;
(пп. «в» в ред. Приказа ФТС России от 31.12.2013 N 2492)
г) иные принятые меры, направленные на минимизацию выявляемых рисковых ситуаций.
12. Таможенный осмотр с использованием ИДК проводится:
а) в случае выявления риска (рисков), содержащегося(ихся) в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного осмотра с использованием ИДК;
(пп. «б» в ред. Приказа ФТС России от 31.12.2013 N 2492)
13. Таможенный осмотр с использованием ИДК не проводится в случаях, если:
а) габариты товаров и (или) транспортного средства международной перевозки не соответствуют техническим возможностям ИДК;
б) перевозимые товары не подлежат воздействию рентгеновского излучения (перечень товаров приведен в приложении N 1 к Инструкции);
в) ИДК не эксплуатируется в регионе деятельности таможенного поста на момент формирования указания о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК, при этом мобильный ИДК не может быть перемещен на таможенный пост в короткие сроки;
г) наличие неисправности ИДК, не позволяющей его использовать для проведения осмотра товаров и транспортных средств международной перевозки, если такая неисправность не может быть устранена до окончания совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров;
д) была выявлена необходимость в проведении таможенного осмотра с использованием ИДК в период технологического перерыва в работе ИДК или вне пределов утвержденного графика работы ИДК на таможенном посту (при этом использование ИДК в иной/более поздний период времени может повлечь нарушение установленных сроков совершения таможенных операций в месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза).
(п. 13 в ред. Приказа ФТС России от 31.12.2013 N 2492)
15. Решение о применении таможенного осмотра с использованием ИДК без указания в профиле риска/срочном профиле риска принимает должностное лицо таможенного органа, ответственное за принятие решения о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК.
По решению начальника таможенного органа, в регионе деятельности которого применяется ИДК, исходя из местных условий, количества должностных лиц, непосредственно совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль, и технической оснащенности таможенного органа, принятие решения о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК и осуществление документального контроля товаров и транспортных средств допускается одним должностным лицом.
Начальник таможенного поста либо лицо, его замещающее, осуществляет ежедневный контроль за обоснованностью принятых решений о применении таможенного осмотра с использованием ИДК и несет персональную ответственность за эффективность принимаемых решений.
16. При наличии технической возможности ИДК осуществляется сканирование документов, предъявленных таможенному органу, а также таможенных документов, оформленных на момент начала таможенного осмотра с использованием ИДК. В обязательном порядке (при их наличии) подлежат сканированию транспортные (перевозочные), таможенные, а также коммерческие документы.
(в ред. Приказа ФТС России от 31.12.2013 N 2492)
17. Сканирование документов с использованием ИДК осуществляется только после прибытия товаров и транспортных средств в рабочую зону ИДК.
18. Сканирование документов с использованием ИДК может осуществляться до начала сканирования товаров и транспортного средства.
Если перемещение товаров в регионе деятельности одного таможенного поста осуществляется одним и тем же водителем многократно, информирование лица о порядке прохождения таможенного осмотра с использованием ИДК (ознакомление с Памяткой) возможно осуществлять однократно (например, в начале рабочей смены ИДК).
При таможенном осмотре товаров и транспортных средств с использованием ИДК могут использоваться эстакады, передвижные платформы и иные технические средства, имеющиеся в распоряжении таможенного органа.
Таможенный контроль в форме таможенного осмотра с использованием ИДК проводится в рабочей зоне ИДК, размеры которой должны совпадать с размерами зоны досмотра, установленной эксплуатационной документацией и санитарно-эпидемиологическим заключением на ИДК.
20. Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее документальный контроль товаров и транспортных средств, после принятия решения о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК:
а) в графе «Примечания» журнала регистрации сообщений о прибытии товаров и журнала учета товаров при их убытии с территории Российской Федерации делает запись «Направление на ИДК»;
(в ред. Приказа ФТС России от 31.12.2013 N 2492)
б) проставляет отметку «Направление на ИДК», дату, время и заверяет оттиском личной номерной печати на экземпляре одного из следующих документов, остающемся в делах таможенного органа:
(в ред. Приказа ФТС России от 31.12.2013 N 2492)
в) передает уполномоченному должностному лицу подразделения таможни, координирующего применение ИДК, в соответствии с установленным начальником таможни порядком документы, предъявленные таможенному органу, на товары и транспортные средства, а также таможенные документы, оформленные на момент направления товаров и транспортного средства для проведения таможенного осмотра с использованием ИДК, для проведения всестороннего анализа при проведении анализа информации, полученной с использованием ИДК, а также в целях внесения сведений в регистрационную форму СПС;
г) информирует перевозчика (водителя транспортного средства, экспедитора), представителя морского терминала или склада временного хранения, принявших на хранение товары, или иное заинтересованное лицо либо уполномоченное должностное лицо таможенного органа в соответствии с порядком, установленным начальником таможни, в регионе деятельности которой функционирует ИДК, о принятом решении о проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра с использованием ИДК и необходимости доставки товаров и транспортного средства в рабочую зону ИДК.
21. Должностные лица рабочей смены ИДК при проведении таможенного осмотра с использованием ИДК осуществляют:
а) внешний визуальный осмотр товаров и транспортного средства, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации на предмет их сохранности и определения конструкционных особенностей, которые необходимо учитывать в последующем анализе РИ;
б) сканирование документов, предъявленных таможенному органу;
в) рентгеновское сканирование товаров и транспортных средств;
г) анализ информации, полученной с использованием ИДК;
д) архивирование, сохранение, передачу информации, полученной с использованием ИДК.
22. По результатам анализа РИ, сведений, содержащихся в транспортных, коммерческих и таможенных документах, а также результатов проведенного внешнего визуального осмотра товаров и транспортного средства, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации оператор АИ:
а) принимает решение о возможном наличии либо отсутствии признаков нарушения Законодательства;
б) заполняет регистрационную форму с использованием СПС в соответствии с порядком, установленным приложением N 3 к Инструкции;
в) фиксирует принятое решение по завершении таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием ИДК и сохраняет его в электронном виде на сервере ИДК в индивидуальной папке, формируемой в автоматическом режиме для каждого рентгеновского сканирования товаров и транспортных средств, путем выбора в регистрационной форме СПС одного из пунктов:
г) проставляет отметку «Осмотрено с использованием ИДК. Объект без подозрения» либо «Осмотрено с использованием ИДК. Объект под подозрением» (с указанием номера акта таможенного осмотра в случае присвоения объекту статуса «Объект под подозрением») на экземпляре одного из документов, указанного в подпункте «б» пункта 20 Инструкции, рядом с отметкой «Направление на ИДК», дату, время и заверяет оттиском личной номерной печати;
д) передает документы, предъявленные таможенному органу, а также таможенные документы, оформленные до проведения таможенного осмотра с использованием ИДК, с проставленными в соответствии с подпунктом «г» настоящего пункта отметками уполномоченному должностному лицу таможенного органа;
е) направляет осмотренные с использованием ИДК товары и транспортное средство на площадку ожидания транспортных средств.
23. В случаях выявления признаков возможного нарушения Законодательства по результатам анализа информации, полученной с использованием ИДК, оператор АИ:
а) ставит специальные отметки на областях изображений, вызвавших подозрение, независимо от принятого решения («Объект без подозрений»/»Объект под подозрением»);
б) передает отдельные сведения о признаках возможного нарушения Законодательства, установленные в ходе проведенного анализа информации, полученной с использованием ИДК, старшему смены (при принятии решения «Объект без подозрения»).
По окончании рабочей смены ИДК старший смены информирует о случаях выявления признаков возможного нарушения Законодательства начальника подразделения таможни, координирующего применение ИДК, который, в свою очередь, информирует начальников заинтересованных подразделений для возможного использования данных сведений при последующих таможенных операциях, а также при таможенном декларировании товаров и транспортных средств.
24. В случаях выявления в ходе таможенного осмотра с использованием ИДК признаков нарушений Законодательства либо рисков и принятия решения «Объект под подозрением» оператор АИ:
а) составляет в установленном порядке акт таможенного осмотра в двух экземплярах с приложением к первому экземпляру РИ (при необходимости комментариев к нему), который используется при проведении таможенного досмотра (в случае принятия в установленном порядке решения о необходимости проведения таможенного досмотра) и остается в делах таможенного органа;
(пп. «а» в ред. Приказа ФТС России от 31.12.2013 N 2492)
б) передает первый экземпляр составленного акта таможенного осмотра, РИ и бланк результата сканирования уполномоченному должностному лицу, в обязанности которого входит принятие решения о проведении таможенного досмотра в соответствии со статьей 116 Кодекса.
25. Если в результате таможенного осмотра с использованием ИДК не выявлены признаки нарушений Законодательства и принято решение «Объект без подозрения», акт таможенного осмотра не составляется.
26. Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее документальный контроль, после проведения таможенного осмотра с использованием ИДК:
а) проставляет в графе «Примечания» журнала регистрации сообщений о прибытии товаров и журнала учета товаров при их убытии с территории Российской Федерации вместе с отметкой «Направление на ИДК» отметку «Объект под подозрением» либо «Объект без подозрения»;
(в ред. Приказа ФТС России от 31.12.2013 N 2492)
(пп. «б» в ред. Приказа ФТС России от 31.12.2013 N 2492)
28. По решению начальника либо первого заместителя начальника таможни МИДК может быть передислоцирован в регионе деятельности одной таможни.
О принятых решениях о передислокации МИДК начальник таможни информирует РТУ. РТУ информирует ГУОТОиТК и УРиОК о передислокациях МИДК ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием места и срока передислокации.
(в ред. Приказа ФТС России от 31.12.2013 N 2492)
29. По решению начальника РТУ либо первого заместителя начальника РТУ МИДК может быть передислоцирован в регионе деятельности одного РТУ.
О принятых решениях о передислокации МИДК начальник РТУ информирует ГУОТОиТК, УРиОК и ГУИТ ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием места и срока передислокации.
(в ред. Приказа ФТС России от 31.12.2013 N 2492)
30. По решению руководителя ФТС России либо первого заместителя руководителя ФТС России МИДК может быть передислоцирован из региона деятельности таможенного органа одного РТУ в регион деятельности таможенного органа другого РТУ.
32. Информация, получаемая с использованием ИДК, подлежит хранению в системе ИДК. Удаление данной информации не допускается.
При заполнении имеющегося пространства для хранения информации в системе ИДК информационно-техническое подразделение таможни, РТУ в целях освобождения места в системе ИДК осуществляет перенос данной информации на носители информации в таможне, РТУ.
Срок хранения переносимой на носители информации в таможне или РТУ равен сроку хранения электронных копий грузовых таможенных деклараций.
33. Ответственные должностные лица подразделения таможни, координирующего применение ИДК, осуществляют ежедневный сбор и передачу информации, получаемой с использованием ИДК, включая РИ, сведения регистрационной формы, а также сканированные изображения документов, в вышестоящий таможенный орган в соответствии с порядком, разработанным и утвержденным РТУ.
34. Информация, получаемая при проведении таможенного осмотра с использованием ИДК, используется в целях дополнительного контроля достоверности заявленных сведений о товарах и транспортных средствах при совершении должностными лицами таможенных органов таможенных операций и проведении таможенного контроля, в том числе при таможенном декларировании товаров в таможенных органах, отличных от таможенных органов, в которых производился таможенный осмотр с использованием ИДК.
35. Общий срок принятия решения о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК и проведения иных таможенных операций, предусмотренных пунктами 12 и 20 Инструкции, не должен превышать 15 минут с момента выявления риска, содержащегося в профиле риска, предусматривающего необходимость проведения таможенного осмотра с использованием ИДК, либо установления иных обстоятельств, являющихся основанием для проведения таможенного осмотра с использованием ИДК.
Общий срок составления акта таможенного осмотра (досмотра) и проведения иных таможенных операций, предусмотренных пунктом 24 Инструкции, не должен превышать 30 минут с момента выявления в ходе таможенного осмотра с использованием ИДК признаков нарушений Законодательства либо выявления рисков и принятия решения «Объект под подозрением».
(п. 35 введен Приказом ФТС России от 15.11.2013 N 2162)
36. Начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, письменно докладывает первому заместителю начальника таможни (или начальнику службы организации таможенного контроля таможни) о случаях и причинах превышения сроков, установленных пунктом 35 Инструкции. По результатам рассмотрения информации начальника таможенного поста (лица, его замещающего) первый заместитель начальника таможни (начальник службы организации таможенного контроля таможни) письменно в виде резолюции принимает решение об объективности причин, повлекших длительный срок совершения таможенных операций, указанных в пункте 35 Инструкции, и обеспечивает направление принятого решения в подразделение таможни, в функции которого входит координация применения системы управления рисками.
(п. 36 введен Приказом ФТС России от 15.11.2013 N 2162)