иерусалим что значит название
Иерусалим
Полезное
Смотреть что такое «Иерусалим» в других словарях:
Иерусалим — (араб. Аль Кудс), город в Палестине. Религиозный центр христиан, иудеев и мусульман. По решению ООН (1947) должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. После арабо израильской войны 1947 49 разделён на… … Художественная энциклопедия
ИЕРУСАЛИМ — ИЕРУСАЛИМ, город в Израиле. 544 тыс. жителей. Религиозный ( священный ) центр иудеев, христиан и мусульман. Разнообразная промышленность. Университет. Музеи: национальные Бецалель (художественный), Израиля (искусство и археологические памятники)… … Современная энциклопедия
ИЕРУСАЛИМ — город в Израиле. 544 тыс. жителей (1992). Религиозный ( священный ) центр иудеев, христиан и мусульман. Металлообрабатывающая, радиотехническая, фармацевтическая, текстильная, легкая, пищевая промышленность. Университет. Музеи: Национальный… … Большой Энциклопедический словарь
Иерусалим — а, муж. Стар. форма имени (см. Ерусалим).Отч.: Иерусалимович, Иерусалимовна. Словарь личных имён. Иерусалим а, м. Стар. форма имени Ерусалим (см.). Отч.: Иерусалимович, Иерусалимовна … Словарь личных имен
иерусалим — Сион, дарохранительница Словарь русских синонимов. иерусалим сущ., кол во синонимов: 5 • город (2765) • даром … Словарь синонимов
Иерусалим — столица Государства Израиль. В древности местонахождение Храма и столица (с конца 11 в. до н.э.) Израильско Иудейского царства, в период 928 г. до н.э. 70 г. н.э. Иудейского царства. Крупный религиозный центр, священный город иудеев, христиан и… … Исторический словарь
Иерусалим — (Jerusalem), свящ. город иудеев (иуда изм), христиан (христианство) и мусульман. Первоначально место поселения иебуситов; захвачен царем Давидом ок. 1000 г. до н.э. Храм Соломона, гл. святилище иудеев, уничтоженный Навуходоносором II в 586 г. до… … Всемирная история
Иерусалим — У этого термина существуют и другие значения, см. Иерусалим (значения). Запрос «Аль Кудс» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Иерусалим ивр. ירושלים (Йерушала(й)им) араб. القدس (аль К̣удс) … Википедия
ИЕРУСАЛИМ — древний город в Палестине. С 1949 по 1967 был разделен между Израилем (большая часть Нового города), столицей которого он является, и Иорданией (в основном Старый город). В 1967 Израиль оккупировал иорданский сектор и провозгласил Иерусалим… … Энциклопедия Кольера
Иерусалим — город мира. Происхождение названия
Иерусалим (ивр. יְרוּשָׁלַיִם Йерушала́(й)им ) — официальная столица Израиля, город на Ближнем Востоке. Расположен на плато в Иудейских горах на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 м над уровнем моря; климат средиземноморский, с жарким, сухим летом и мягкой, влажной зимой.
Город является священным для евреев всего мира, трёх крупнейших авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Населён представителями множества национальных, этнических и религиозных деноминаций; численность населения Иерусалима (без пригородов) составляет 865 721 жителей.
13 декабря 1949 года Кнессет провозгласил Иерусалим столицей Государства Израиль; с 1967 года Израиль контролирует всю территорию города. Израильский суверенитет над восточной частью города и статус всего Иерусалима как столицы Израиля не признаны значительной частью международного сообщества, которое относится к Восточному Иерусалиму как к палестинской территории, оккупированной Израилем. Статус Иерусалима остаётся одной из центральных тем мирового сообщества.
Иерусалим является одним из древнейших городов мира: первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э. В XI веке до н. э. город был занят евреями и провозглашён столицей Израильского царства, а с X века до н. э. — Иудейского. После распада Римской империи Иерусалим отошёл к Византии. С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В 1099—1187 и 1229—1244 годах Иерусалим был под властью крестоносцев.
В 1538 году при Сулеймане Великолепном вокруг Иерусалима были построены стены. Сегодня эти стены определяют границы Старого города, который традиционно разделяется на четыре квартала, известные с начала XIX века как Армянский, Христианский, Еврейский и Мусульманский кварталы. В 1981 г. Старый город стал объектом Всемирного наследия, и включён в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Современный Иерусалим разросся далеко за пределы границ Старого города.
Исторически, в основе экономики города лежит его привлекательность для паломников и светских туристов. Однако всё большую роль в экономике Иерусалима играют современные высокотехнологичные предприятия; в 2005 году город признан одним из пяти наиболее динамично развивающихся технологических центров планеты. В Иерусалиме также расположены многие художественные и культурные площадки, в том числе всемирно известный Музей Израиля. Город является государственным телерадиовещательным центром страны. Основанный в 1925 г. Еврейский университет в Иерусалиме входит в первые две сотни учебных заведений мира.
Город впервые упоминается в египетских источниках XIX—XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в Эль-Амарнских письмах XIV в. до н. э. как Урусалим и в анналах Санхерива (конец VIII в. до н. э.) как Урсалимму. Самое раннее внебиблейское ивритское написание слова «Иерусалим» датируется шестым или седьмым веком до н. э. и было обнаружено в 1961 г. в Хурбат-Бейт-Лойя около Бейт-Гуврина. Надпись гласит: «Я есть Яхве, Бог твой, приму Я города Иудеи и избавлю Я Иерусалим» — или, как предлагают другие исследователи: «Яхве есть Бог всей земли. Горы Иудеи принадлежат Ему, Богу Иерусалима».
Этимологически название «Иерусалим» (Ирушалем), согласно различным источникам, происходит от значения «основанный (шумерское йеру — ‘поселение’ / семитское ири, иарах — ‘основывать, закладывать краеугольный камень’) Шалимом (Шалим, или Шулману )».
Таким образом, изначально — в Бронзовом веке — Шалим был Б-гом,-покровителем города. В западносемитской мифологии Шалимму было именем Б-га. В основе этого имени лежит тот же корень С-Л-М, от которого происходит ивритское слово «мир» (шалом, или салам в современном арабском). Таким образом, это название легко стало объектом таких этимологизаций, как «Город мира», «Обиталище мира», «Основанный в безопасности» или, как вариант у некоторых христианских авторов, «Видение Мира».
В Торе принято написание ירושלם (в огласованном варианте — יְרוּשָׁלַםִ), а в арамейских частях Библии принято — ירושלם (огласованный вариант ירְוּשְׁלֵם). Эта форма впервые появляется в Книге Иисуса Навина. В Торе также встречаются названия Шалем (ханаанский Иерусалим до завоевания страны израильтянами), Йевус — по имени народа иевусеев, владевших городом до завоевания Давидом (напр., Судьи 19:10: יְבוּס, הִיא יְרוּשָׁלִָ: «Иевус, он [есть] Иерусалим»), и (мецудат Цион) «Крепость Сиона» — по названию крепости в центре города (название «Сион» изначально относилось к конкретной части города, однако позже стало означать город в целом и символизировать библейскую Землю Израиля). Завоевав Иевус, Давид переименовал его в Город Давида, и в древности город был известен под этим названием.
В мидрашах название обычно связывается со словом שלם (шалем — «цельный»); в раввинистической литературе оно также связывается с ירושה (йеруша — наследие, завещание). Согласно Мидрашу, форма Йерушалем или Йерушалаим также является комбинацией Яхве Йир’э («Бог присмотрит (за ним)» — имя, данное Авраамом месту, в котором он приступил к жертвоприношению своего сына) — и названия города «Шалем».
Окончание -аим указывает на двойственность. Вероятно, название приобрело форму, совпадающую с формой двойственного числа на древнееврейском, по аналогии с названиями других городов Иудеи. Есть также предположение, что название Йерушалаим связано с тем фактом, что город расположен на двух холмах. Однако, произношение последнего слога как -аим представляется позднейшей модификацией, которой во времена Септуагинты ещё не существовало.
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Значение слова «Иерусалим»
13 декабря 1949 года Кнессет провозгласил Иерусалим столицей Государства Израиль; с 1967 года Израиль контролирует всю территорию города. Израильский суверенитет над восточной частью города и статус всего Иерусалима как столицы Израиля не признаны значительной частью международного сообщества, которое относится к Восточному Иерусалиму как к палестинской территории, оккупированной Израилем. Статус Иерусалима остаётся одной из центральных тем палестино-израильского конфликта.
Иерусалим является одним из древнейших городов мира: первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э. В XI веке до н. э. город был занят евреями и провозглашён столицей Израильского царства, а с X века до н. э. — Иудейского. После распада Римской империи Иерусалим отошёл к Византии. С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В 1099—1187 и 1229—1244 годах Иерусалим был под властью крестоносцев.
В 1538 году при Сулеймане Великолепном вокруг Иерусалима были построены стены. Сегодня эти стены определяют границы Старого города, который традиционно разделяется на четыре квартала, известные с начала XIX века как Армянский, Христианский, Еврейский и Мусульманский кварталы. В 1981 г. Старый город стал объектом Всемирного наследия, и включён в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Современный Иерусалим разросся далеко за пределы границ Старого города.
Исторически, в основе экономики города лежит его привлекательность для паломников и светских туристов. Однако всё большую роль в экономике Иерусалима играют современные высокотехнологичные предприятия; в 2005 году город признан одним из пяти наиболее динамично развивающихся технологических центров планеты. В Иерусалиме также расположены многие художественные и культурные площадки, в том числе всемирно известный Музей Израиля. Город является государственным телерадиовещательным центром страны. Основанный в 1925 г. Еврейский университет в Иерусалиме входит в первые две сотни учебных заведений мира.
Иерусали́м
1. древний город на Ближнем Востоке, столица Государства Израиль; священный город для трёх авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама ◆ Остановиться нам было нельзя, рано утром мы должны были быть в Иерусалиме. А. Сатин, «Поездка в Палестину. Из записок черноморского офицера», 1873 г. // «Русский вестник» (цитата из НКРЯ) ◆ Другой современник Мономаха, игумен Даниил, совершил путешествие в Иерусалим и оставил по себе описание этого путешествия. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск первый: X–XIV столетия», 1862–1875 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он знал, что война еще впереди, что римский орел собирается расправить когти, и потому, удалясь из Иерусалима, ходил по стране, созывая ополчение. Короленко, «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды», 1886 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: микрофлора — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Древнейший город Иерусалим
Иерусали;м (ивр. ;;;;;;;;;;;;;;;; Йерушала;(й)им, араб. ;;;;;;; аль-Кудс, ;;;;;;;; ;ршал;м (;рушал;м), ;;;;;;; ;;;;;;, ;ршал;м-аль-К;удс) – столица Израиля.
Иерусалим является одним из древнейших городов мира: первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э. В XI веке до н. э. город был занят евреями и провозглашён столицей Израильского царства, а с X века до н. э. – Иудейского. После распада Римской империи Иерусалим отошёл к Византии. С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В 1099 – 1187 и 1229 – 1244 годах Иерусалим был под властью крестоносцев.
Город впервые упоминается в египетских источниках XIX–XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в Эль-Амарнских письмах XIV в. до н. э. как Урусалим и в анналах Синаххериба (конец VIII в. до н. э.) как Урсалимму. Самое раннее внебиблейское ивритское написание слова «Иерусалим» датируется шестым или седьмым веком до н. э. и было обнаружено в 1961 г. в Хурбат-Бейт-Лойя около Бейт-Гуврина. Надпись гласит: «Я есть Яхве, Бог твой, приму Я города Иудеи и избавлю Я Иерусалим» – или, как предлагают другие исследователи: «Яхве есть Бог всей земли. Горы Иудеи принадлежат Ему, Богу Иерусалима».
В Торе принято написание ;;;;;; (в огласованном варианте – ;;;;;;;;;;;;), а в арамейских частях Библии принято – ;;;;;; (огласованный вариант ;;;;;;;;;;;). Эта форма впервые появляется в Книге Иисуса Навина. В Торе также встречаются названия Шалем (ханаанский Иерусалим до завоевания страны израильтятнами), Йевус – по имени народа иевусеев, владевших городом до завоевания Давидом (напр., Судьи 19:10: ;;;;;;, ;;;; ;;;;;;;;;;;: – «Иевус, он [есть] Иерусалим») и Цион («Сион»), под которым первоначально подразумевалась лишь крепость иевуситского города, однако позже стало означать город в целом и символизировать библейскую Землю Израиля. Завоевав Иевус, Давид переименовал его в Город Давида, и в древности город был известен под этим названием.
Иевусеи (ивр. ;;;;;;;;;;;;) – доеврейское население Иудеи, которые в конце III тыс. до н. э. основали город Иерусалим (прежде известный как Салим или Иевус) и первоначально населяли его. Согласно Библии, жили в горах и являлись потомками Иевусея из рода Ханаана. Существует гипотеза о родстве иевусеев с хеттами. Управлялись царями, имя одного из них – Абду-Геба (раба Евы) – упоминается в египетских папирусах времен Аменхотепа III, а имя другого – Адониседека – сохранила Библия. Впрочем, последний мог иметь аморейское происхождение, из чего делается вывод, что на момент прихода евреев иевусеи были народом смешанного семито-хуррито-хеттского происхождения, что находит подтверждение в Библии.
Иоанн Дамаскин упоминает иевусеев как один из четырёх «толков» самаритян.
Известный специалист в области индоевропейского языкознания В. Георгиев «видит в этрусках троянцев, которых считает, в конечном счете, хеттами».
На связь пеласгов с хеттами указывает и А. Кузьмин:
«Предания ирландских саг рассказывают о движении кельтов «из Скифии» от «Mare ruad», «Красного» моря – нынешнего Черного моря…. По-видимому, в родстве с этим населением находились хетты и пелазги или пеласги, (во всяком случае, их переселение шло в рамках этой индоевропейской волны). Именно с этой волной увязываются лигуры, которых в некоторых древних сообщениях отождествляют с западной ветвью пелазгов». [А.Г. Кузьмин. Начало Руси]
Всё это говорит о том, что в современном названии города Иерусалим (как и древнего Иерихона) присутствуют следы языков различных народов, в том числе и слОвянского.
Поэтому в поиске значения слова попробуем найти эти следы.
ИЕРУСАЛИМ – ИЕР(А) – РУС – АЛИМ.
Тогда современное наименование города очевидно сохраняет его изначальный смысл, выраженный языком последующих заселявших его народов. Т.е. значение слова посвящено народу основателю города:
Иерусалим
Первонач., возможно, «основание (Божия) Салима»; в Библии толкуется как «основание мира».
I. НАЗВАНИЕ
Во времена Авраама И. назывался Салимом – «мир» ( Быт. 14:18 ; ср. Пс. 75:3 ; Евр. 7:2 ), при этом евр. название города звучит как Йерушалайим. В док-тах Телль-Амарнского архива И. упоминается как Уру-Салим. В ассир. надписях город называется Урусалимму; в греч. текстах встречаются две формы названия: Иерусалем и Гиеросолюма. Арабы в наши дни называют И. Эль-Кудсом – «святой» (см. Ис. 52:1 ; Мф. 4:5 ).
II. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
А. И. расположен на склонах иуд. гор ( Пс. 86:2 ), вост. водораздела, на высоте около 760 м над уровнем моря, прим. в 25 км зап. северного побережья Мертвого моря. Известняковое плато, на котором стоит город, понижается к югу и разделяется проходящим с севера на юг, но в настоящее время почти полностью засыпанным, оврагом (Эль-Вад; у Иосифа Флавия – «долина сыроделов»). Вост. этой «долины сыроделов» расположены холм Офел (720 м) и гора Мориа (744 м), а зап. – Верхний город (772 м). Т.о., на тер. города наблюдается значит. перепад высот. На западе и юге И. отделен от окружающих его гор долиной Енномовой; от располож. на востоке Масличной горы (более 800 м) его отделяет Кедронская долина.
Б. Хотя дороги из И. шли в разных направлениях, основные торговые пути находились в стороне от древнего города. Значение И. как главного города Израиля и Иудеи определяется не его географич. положением, а Божьим избранием: «Мое имя будет там» ( 3Цар. 8:29 ; ср. Пс. 67:17 ; ⇒ Избрание (II,2а) ⇒ Ковчег завета ⇒ Давид ⇒ Храм ⇒ Соломон).
В. Единств. не пересыхавшим источником в окрестностях И. был Гион в Кедронской долине (совр. название – «источник Марии»). От него в город иевусеев был проложен водопровод. Позднее вода из этого источника поступала в Силоамский пруд по наземному водопроводу, а затем – по туннелю, который был вырыт по повелению Езекии. В том месте, где сходятся Енномова и Кедронская долины, находится источник грунтовых вод Рогель, или Драконов источник (совр. название – Бир-Эйюб, «колодец Иова»). Вокруг источника были сделаны многочисл. водосборники, в которые собирали дождевую воду с Масличной горы. Вероятно, еще в дорим. время были построены два водопровода длиной по 12 км, по которым в храм поступала вода из источника в ⇒ Ефаме (1) – из т.наз. прудов Соломона (см. Екк. 2:6 ), располож. юго-зап. Вифлеема.
III. ИСТОРИЯ
А. Древнейший И. известен как город иевусеев – Иевус ( Суд. 19:10 ), или крепость Сион ( 2Цар. 5:7 ). Не смогли изгнать иевусеев из И. сначала иудеяне, поразившие город мечом и предавшие его огню, а затем вениамитяне ( Суд. 1:8.21 ). Город располагался на холме у источника Гион (юго-вост. часть совр. города), его площадь составляла 3 га. В результате археол. раскопок были обнаружены остатки укрепления. После того как Давид завоевал И., он назвал его своим именем ( 2Цар. 5:9 ). Царь восстановил гор. стену ( 2Цар. 5:9 ; 1Пар. 11:8 ; ср. ⇒ Милло). Соломон расширил Иерусалим на север, построив дворец, храм, прилегающие к нему здания (занимавшие площадь в 9 га), а также ⇒ Милло, заполнив пустующие тер. в городе Давида ( 3Цар. 11 – в Синод. пер. – «починивал повреждения»), т.е. застроив пустырь между дворцом и городом Давида у холма ⇒ Офел. кроме того, Соломон еще более укрепил стены города ( 3Цар. 3:1 ; 3Цар. 9:15.24 ).
Б: 1) во времена правления царей площадь И. увеличилась еще на 9 га в сев.-зап. направлении; была построена «вторая часть» И. ( 4Цар. 22:14 ; Соф. 1:10 – в Синод. пер. – «другие ворота»), которая из-за своей формы получила название «ступа» ( Соф. 1:11 ; в Синод. пер. – «нижняя часть города»). Гор. стены и башни были заново укреплены и отремонтированы ( 2Пар. 26:9 ; 2Пар. 27:3 ; 2Пар. 32:5 ; 2Пар. 33:14 ), но вплоть до вавил. ⇒ плена И., вероятно, больше не расширялся;
2) в 925 г. до Р.Х. город был завоеван и разграблен фараоном Сусакимом (Шешонком) ( 3Цар. 14:25.26 ), а ок. 843 г. до Р.Х. – филистимлянами и арабами ( 2Пар. 21:16.17 ). Ок. 800 г. до Р.Х. городу угрожал сир. царь Азаил ( 4Цар. 12:17.18 ). В 792 г. до Р.Х. израил. царь Иоас разрушил стену И. от Ефремовых до Угольных ворот – на четыреста локтей ( 4Цар. 14:13 ). В 701 г. до Р.Х. город безуспешно осаждал Сеннахирим (Синаххериб) ( 4Цар. 18–19 ), а после 648 г. до Р.Х. ассирийцы увели в плен царя Манассию ( 2Пар. 33:11 ). В 609 г. до Р.Х. И. был захвачен фараоном ⇒ Нехао (Нехо) ( 2Пар. 36:3 ). Дважды И. захватывал Навуходоносор (в 605 и 597 гг. до Р.Х.; Дан. 1:1.2 ; 4Цар 24 и след.) и наконец после двух лет осады окончат. разрушил его в 587 г. до Р.Х. ( 4Цар. 25 ); ⇒ Год (II).
В. Восстановление города началось после 538 г. до Р.Х. Ко времени Неемии, который в 445 г. до Р.Х. заново отстроил гор. стены, относится первое описание иерусалимских укреплений. На прилагаемой схеме указаны ворота, существовавшие в то время в И.
Номерами 1–4 обозначены не сохранившиеся (за искл. ворот, позже получивших название «ворота Долины») ко времени Неемии ворота города иевусеев;
5 – Овечьи ( Неем. 3:1 ; Неем. 12:39 ; Ин. 5:2 ), или Вениаминовы, ворота ( Иер. 37:13 ; Иер. 38:7 ; Зах. 14:10 ). Зап. их находились башни Меа и Хананэла ( Неем. 3:1 ; Неем. 12:39 );
6 – Рыбные ворота ( Неем. 3:3 ; Неем. 12:39 ; 2Пар. 33:14 ; Соф. 1:10 ). Вероятно, именно они называются «первыми» в Зах. 14 и «средними» в Иер. 39:3 ;
9 – ворота Долины ( Неем. 2:13 ; Неем. 3:13 ; 2Пар. 26:9 ), которые находились на месте зап. ворот Иевуса. Раскопки свидетельствуют о том, что этими воротами пользовались вплоть до эпохи Маккавеев;
10 – Навозные ворота ( Неем. 2:13 ; Неем. 3:13.14 ; Неем. 12:31 ), называемые также «воротами между двумя стенами» ( 4Цар. 25:4 ) и «воротами Харшиф» («ворота черепков», Иер. 19:2 );
11 – ворота Источника ( Неем. 2:14 ; Неем. 3:15 ; Неем. 12:37 ), рядом с которыми в Кедронской долине находился цар. источник ( Неем. 2:14 ), в наст. времени засыпанный землей;
13 – Конские ворота ( Неем. 3:28 ; 2Пар. 23:15 ; Иер. 31:40 ), внутр. ворота между храмовой площадью и Офелом;
Г. Обнесение крепостной стеной верхнего города следует, вероятно (вопреки данным Иосифа Флавия), отнести к эллинистич. времени. Лишь в это время в других городах Палестины стали появляться кварталы площадью около или более 5 га (Аскалон, Самария), к тому же ни один из найденных на сегодняшний день остатков стены верхнего города не указывает однозначно на более ранний период. О существовании более древнего поселения в верхнем городе данных нет; маловероятным представляется предположение некоторых ученых, что рядом с городом Давида выселенные из него иевусеи основали новое поселение. После того как тер. города увеличилась к юго-зап. на 45 га, И. достиг площади, которая сохранилась до новозаветного времени. После Александра Македонского И. стал типично греческим городом (332 г. до Р.Х.); в ходе войн, которые вели преемники Александра, а также во времена Маккавеев И. нередко переходил из рук в руки, а его укрепления то разрушались, то восстанавливались заново (см. Сир. 50:1–4; III в. до Р.Х.).
Д: 1) в 63 г. до Р.Х. И. был завоеван рим. полководцем Помпеем. В 40 г. до Р.Х. город оказался в руках парфян, после чего в 37 г. до Р.Х. им овладел Ирод Великий. В годы его правления И. пережил новый расцвет. Ирод полностью перестроил ⇒ храм (VI); на месте маккавейской крепости Барис (сев. храма) он построил крепость Антония, а в зап. части И. воздвиг свой дворец. Позднее этот дворец стал резиденцией рим. наместников на время великих иуд. праздников; скорее всего, именно здесь находились претория Пилата и ⇒ Гаввафа. Ирод Антипа жил в И., вероятно, во дворце Хасмонеев, располож. вост. дворца Ирода. (О других примечат. местах И., связанных с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, см. отдельные статьи);
2) последнее расширение И. на 30 (или даже 60) га предпринял Ирод Агриппа I. Он обнес пригород Везефу т.наз. третьей стеной, но вынужден был, под нажимом римлян, остановить строительство. Полагают, что стена находилась на месте совр. сев. стены (построенной в XVI в.) или на месте остатков стены, обнаруж. на 500 м сев. ее. В 70 г. по Р.Х., во время иуд. войны, И. был полностью разрушен; Тит сохранил только часть зап. стены и три мощные башни дворца Ирода в качестве свидетельства своей победы (цвет. вклейки 27; 41; 69). После второго иуд. восстания (132–135 гг. по Р.Х.) император Адриан на развалинах И. основал языч. город, колонию Элиа-Капитолина с храмом Юпитера на храмовой площади. Евреям вплоть до правления Константина было запрещено входить в И. В 638 г. по Р.Х. город был завоеван арабами, которые позднее воздвигли на храмовой площади мечеть Омара. Со времени Адриана древний Сион, город Давида, находится за юж. стеной.