иллиада гомер о чем

Илиада

иллиада гомер о чем. Смотреть фото иллиада гомер о чем. Смотреть картинку иллиада гомер о чем. Картинка про иллиада гомер о чем. Фото иллиада гомер о чем

Мифы большинства народов — это мифы прежде всего о богах. Мифы Древней Греции — исключение: в большей и лучшей части их рассказывается не о богах, а о героях. Герои — это сыновья, внуки и правнуки богов от смертных женщин; они совершали подвиги, очищали землю от чудовищ, наказывали злодеев и тешили свою силу в междоусобных войнах. Когда Земле стало от них тяжело, боги сделали так, чтобы они сами перебили друг друга в самой великой войне — Троянской: «. и у стен Илиона / Племя героев погибло — свершилася Зевсова воля».

«Илион», «Троя» — два названия одного и того же могучего города в Малой Азии, возле берега Дарданелл. По первому из этих имён великая греческая поэма о Троянской войне называется «Илиада». До неё в народе существовали только короткие устные песни о подвигах героев вроде былин или баллад. Большую поэму из них сложил легендарный слепой певец Гомер, и сложил очень искусно: выбрал только один эпизод из долгой войны и развернул его так, что в нем отразился весь героический век. Этот эпизод — «гнев Ахилла», величайшего из последнего поколения греческих героев.

Троянская война длилась десять лет. В поход на Трою собрались десятки греческих царей и вождей на сотнях кораблей с тысячами воинов: перечень их имён занимает в поэме несколько страниц. Главным вождём был сильнейший из царей — правитель города Аргос Агамемнон; с ним были брат его Менелай (ради которого и началась война), могучий Аякс, пылкий Диомед, хитроумный Одиссей, старый мудрый Нестор и другие; но самым храбрым, сильным и ловким был юный Ахилл, сын морской богини Фетиды, которого сопровождал друг его Патрокл. Троянцами же правил седой царь Приам, во главе их войска стоял доблестный сын Приама Гектор, при нем брат его Парис (из-за которого и началась война) и много союзников со всей Азии. Сами боги участвовали в войне: троянцам помогал сребролукий Аполлон, а грекам — небесная царица Гера и мудрая воительница Афина. Верховный же бог, громовержец Зевс, следил за битвами с высокого Олимпа и вершил свою волю.

Началась война так. Справлялась свадьба героя Пелея и морской богини Фетиды — последний брак между богами и смертными. (Это тот самый брак, от которого родился Ахилл.) На пиру богиня раздора бросила золотое яблоко, предназначенное «прекраснейшей». Из-за яблока заспорили трое: Гера, Афина и богиня любви Афродита. Зевс приказал рассудить их спор троянскому царевичу Парису. Каждая из богинь обещала ему свои дары: Гера обещала сделать его царём над всем миром, Афина — героем и мудрецом, Афродита — мужем красивейшей из женщин. Парис отдал яблоко Афродите. После этого Гера с Афиной и стали вечными врагами Трои. Афродита же помогла Парису обольстить и увезти в Трою красивейшую из женщин — Елену, дочь Зевса, жену царя Менелая. Когда-то к ней сватались лучшие богатыри со всей Греции и, чтобы не перессориться, сговорились так: пусть сама выберет, кого хочет, а если кто попробует отбить ее у избранника, все остальные пойдут на него войной. (Каждый надеялся, что избранником будет он.) Тогда Елена выбрала Менелая; теперь же ее отбил у Менелая Парис, и все бывшие ее женихи пошли на него войной. Только один, самый молодой, не сватался к Елене, не участвовал в общем уговоре и шёл на войну только для того, чтобы блеснуть доблестью, явить силу и стяжать славу. Это был Ахилл. Так чтобы по-прежнему никто из богов не вмешивался в битву. Троянцы продолжают свой натиск, во главе их — Гектор и Сарпедон, сын Зевса, последний из сыновей Зевса на земле. Ахилл из своего шатра холодно наблюдает, как бегут греки, как подступают троянцы к самому их лагерю: вот-вот они подожгут греческие корабли. Гера с вышины тоже видит бегство греков и в отчаянии решается на обман, чтобы отвлечь суровое внимание Зевса. Она предстаёт перед ним в волшебном поясе Афродиты, возбуждающем любовь, Зевс вспыхивает страстью и соединяется с нею на вершине Иды; золотое облако окутывает их, а земля вокруг расцветает шафраном и гиацинтами. За любовью приходит сон, и, пока Зевс спит, греки собираются с духом и приостанавливают троянцев. Но сон недолог; Зевс пробуждается, Гера дрожит перед его гневом, а он говорит ей: «Умей терпеть: все будет по-твоему и греки победят троянцев, но не раньше, чем Ахилл усмирит гнев и выйдет в бой: так обещал я богине Фетиде».

Но Ахилл ещё не готов «сложить гнев», и на помощь грекам вместо него выходит друг его Патрокл: ему больно смотреть на товарищей в беде. Ахилл даёт ему своих воинов, свои доспехи, которых привыкли бояться троянцы, свою колесницу, запряжённую вещими конями, умеющими говорить и прорицать. «Отрази троянцев от лагеря, спаси корабли, — говорит Ахилл, — но не увлекайся преследованьем, не подвергай себя опасности! О, пусть бы погибли все и греки и троянцы, — мы бы с тобою одни вдвоём овладели бы Троей!» И впрямь, увидев доспехи Ахилла, троянцы дрогнули и поворотили вспять; и тогда-то Патрокл не удержался и бросился их преследовать. Навстречу ему выходит Сарпедон, сын Зевса, и Зевс, глядя с высоты, колеблется: «Не спасти ли сына?» — а недобрая Гера напоминает:

Наступает утро, Ахилл облачается в божественные доспехи и созывает греческое войско на сходку. Гнев его не угас, но теперь он обращён не на Агамемнона, а на тех, кто погубил его друга, — на троянцев и Гектора. Агамемнону он предлагает примирение, и тот с достоинством его принимает: «Зевс и Судьба ослепили меня, а сам я невинен». Брисеида возвращена Ахиллу, богатые дары внесены в его шатёр, но Ахилл почти на них не смотрит: он рвётся в бой, он хочет мстить.

Наступает четвёртая битва. Зевс снимает запреты: пусть сами боги бьются, за кого хотят! Ратница Афина сходится в бою с неистовым Аресом, державная Гера — с лучницей Артемидой, морской Посейдон должен сойтись с Аполлоном, но тот останавливает его печальными словами: «Нам ли с тобой воевать из-за смертного рода людского? / Листьям недолгим в дубраве подобны сыны человечьи: / Ныне цветут они в силе, а завтра лежат бездыханны. / Распри с тобой не хочу я: пускай они сами враждуют. »

Ахилл страшен. Он схватился с Энеем, но боги вырвали Энея из его рук: Энею не судьба пасть от Ахилла, он должен пережить и Ахилла, и Трою. Разъярённый неудачей, Ахилл губит троянцев без счета, трупы их загромождают реку, речной бог Скамандр нападает на него, захлёстывая валами, но огненный бог Гефест усмиряет речного.

Уцелевшие троянцы толпами бегут спасаться в город; Гектор один, во вчерашних Ахилловых доспехах, прикрывает отступление. На него налетает Ахилл, и Гектор обращается в бегство, вольное и невольное: он боится за себя, но хочет отвлечь Ахилла от других. Три раза обегают они город, а боги смотрят на них с высот. Вновь Зевс колеблется: «Не спасти ли героя?» — но Афина ему напоминает:

«Пусть свершится судьба». Вновь Зевс поднимает весы, на которых лежат два жребия — на этот раз Гекторов и Ахиллов. Чаша Ахилла взлетела ввысь, чаша Гектора наклонилась к подземному царству. И Зевс даёт знак: Аполлону — покинуть Гектора, Афине — прийти на помощь Ахиллу. Афина удерживает Гектора, и он сходится с Ахиллом лицом к лицу. «Обещаю, Ахилл, — говорит Гектор, — если я тебя убью, то сниму с тебя доспехи, а тела не трону; обещай мне то же и ты». «Нет места обещаньям: за Патрокла я сам растерзаю тебя и напьюсь твоей крови!» — кричит Ахилл. Копье Гектора ударяет в Гефестов щит, но тщетно; копье Ахилла ударяет в Гекторово горло, и герой падает со словами: «Бойся мести богов: и ты ведь падёшь вслед за мною». «Знаю, но прежде — ты!» — отвечает Ахилл. Он привязывает тело убитого врага к своей колеснице и гонит коней вокруг Трои, глумясь над погибшим, а на городской стене плачет о Гекторе старый Приам, плачет вдовица Андромаха и все троянцы и троянки.

Патрокл отомщён. Ахилл устраивает другу пышное погребение, убивает над его телом двенадцать троянских пленников, справляет поминки. Казалось бы, гнев его должен утихнуть, но он не утихает. Трижды в день Ахилл гонит свою колесницу с привязанным телом Гектора вокруг Патроклова кургана; труп давно бы разбился о камни, но его незримо оберегал Аполлон. Наконец вмешивается Зевс — через морскую Фетиду он объявляет Ахиллу: «Не свирепствуй сердцем! ведь и тебе уже не долго осталось жить. Будь человечен: прими выкуп и отдай Гектора для погребения». И Ахилл говорит: «Повинуюсь».

Ночью к шатру Ахилла приходит дряхлый царь Приам; с ним — повозка, полная выкупных даров. Сами боги дали ему пройти через греческий лагерь незамеченным. Он припадает к коленям Ахилла: «Вспомни, Ахилл, о твоём отце, о Пелее! Он так же стар; может быть, и его теснят враги; но ему легче, потому что он знает, что ты жив, и надеется, что ты вернёшься. Я же одинок: из всех моих сыновей надеждою мне был только Гектор — и вот его уже нет. Ради отца пожалей меня, Ахилл: вот я целую твою руку, от которой пали мои дети». «Так говоря, он печаль об отце возбудил в нем и слезы — / Оба заплакали громко, в душе о своих вспоминая: / Старец, простершись у ног Ахилла, — о Гекторе храбром, / Сам же Ахилл — то о милом отце, то о друге Патрокле».

Равное горе сближает врагов: только теперь затихает долгий гнев в Ахилловом сердце. Он принимает дары, отдаёт Приаму тело Гектора и обещает не тревожить троянцев, пока они не предадут своего героя земле. Рано на заре возвращается Приам с телом сына в Трою, и начинается оплакивание: плачет над Гектором старая мать, плачет вдова Андромаха, плачет Елена, из-за которой началась когда-то война. Зажигается погребальный костёр, останки собирают в урну, урну опускают в могилу, над могилой насыпают курган, по герою справляют поминальный пир. «Так воителя Гектора Трои сыны погребали» — этой строчкой заканчивается «Илиада».

До конца Троянской войны оставалось ещё немало событий. Троянцы, потеряв Гектора, уже не осмеливались выходить за городские стены. Но на помощь им приходили и бились с Гектором другие, все более дальние народы: из Малой Азии, из сказочной земли амазонок, из дальней Эфиопии. Самым страшным был вождь эфиопов, чёрный исполин Мемнон, тоже сын богини; он сразился с Ахиллом, и Ахилл его ниспроверг. Тогда-то и бросился Ахилл на приступ Трои — тогда-то и погиб он от стрелы Париса, которую направил Аполлон. Греки, потеряв Ахилла, уже не надеялись взять Трою силой — они взяли ее хитростью, заставив троянцев ввезти в город деревянного коня, в котором сидели греческие витязи. Об этом потом расскажет в своей «Энеиде» римский поэт Вергилий. Троя была стёрта с лица земли, а уцелевшие греческие герои пустились в обратный путь.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Анализ «Илиады» Гомера

Автор: Guru · Опубликовано 05.07.2017 · Обновлено 08.10.2017

Илиада Гомера — полномасштабное художественное открытие, сделанное в колыбели мировой культуры — Древней Греции. Поэт воспел величественным гекзаметром (поэтическим размером) события троянской войны — противостояния греков и троянцев. Это одна из первых эпических поэм в истории человечества. Основу произведения составляет мифология, поэтому читателю представляется двухуровневая композиция, где ход борьбы на земле предопределен на Олимпе. Тем интереснее наблюдать характеры не только людей, но и Богов.

История в поэме

В 13 веке до н.э из северной части Греции пришли могущественные племена ахейцев, которые распространились по греческой земле, заняв южное побережье и острова эгейского моря. Микены, Тиринф и Пилос — крупнейшие города, в каждом из которых был свой царь. Ахейцы хотели заполучить малую Азию на восточном побережье, но там располагалось Троянское государство, столицей которого была Троя (Илион). Троянцы мешали свободной торговле греков в малой Азии, так как именно через Илион проходили товарные пути ахейцев. Жажда заполучения восточного побережья и свободного выхода для торговли и стала причиной войны 1200 года до н.э. Кровопролитная борьба вошла в историю под названием Троянская, а ее участниками стали ахейцы и троянцы. Троя была окружена стеной с зубцами, благодаря которой на осаждение этого города греки потратили 10 лет. Тогда ахейцы соорудили огромного коня, впоследствии названного Троянским, в знак преклонения царю Илиона, а ночью из деревянного дара вышли греческие воины, которые открыли ворота города и Троя пала.

Исследователи и ученые долгое время черпали сведения о событиях Троянской войны из трудов Гомера. История стала основой поэмы «Илиада».

Тематика и проблематика

Уже в первых строках поэмы Гомер раскрывает тематику «Илиады». Одна из тем — гнев Ахилла. Проблема ненависти выдвинута автором в своеобразной манере: он приветствует воинственность противоборствующих сторон, но в то же время сетует на бездумные потери. Недаром богиня раздора играет отрицательную роль в произведении. Так автор выражает свое стремление к миру. «Гнев Ахилла» направляет ход войны, поэтому мы полноправно можем назвать его эмоциональную возбужденность стержневой основой произведения. В ней сосредоточена человеческая слабость: мы не можем устоять, когда нами завладевает агрессия.

Впервые герой пылает ненавистью к Агамемнону. Вождь греков силой забирает Брисеиду – пленницу Ахилла. Герой отныне не учувствует в сражениях, таково наказание царю. Греки сразу начинают терпеть поражения одно за другим, а Ахилл не вступает в бой, даже когда Троянцы вплотную подходят к его лагерю. Агамемнон возвращает Брисеиду герою, в шатер заносят дары в качестве извинений, но Ахилл не смотрит на них. Светлые чувства не успевают занять голову героя, сюжетная линия вновь вспыхивает гневом Ахилла, на этот раз из-за убийства его друга Патрокла. Поскольку Ахилл не участвовал в сражениях, а греческая армия несла серьезные потери – Патрокл вызвался помочь воинам, облачившись в доспехи полубога, получив его воинов и колесницу. Жажда воинской славы помутняет сознание юного Патрокла, и, вступая в схватку с Гектором, он умирает.

Ахилл жаждет мести, теперь он объединяется с Агамемноном, ведь ни что так не сближает, как общий враг. Герой вызывает Гектора на бой, пронзает шею мечом и жестоко обходится с телом врага, привязав его к своей колеснице и протащив до самого лагеря. За свою жестокость он расплачивается сполна, ведь тоже падает на поле боя по воле богов. Так автор порицает агрессию и своенравие человека.

Тема судьбы тоже затронута автором. Герои Гомера не имеют свободы воли, все они — заложники своей судьбы, предначертанной богами. Жители Олимпа полностью контролируют жизнь людей, выясняя через них свои отношения. Мифологическое сознание современников Гомера так представляло себе мир — через призму мифа. Ни одно действие не считали они случайным, везде находя божий промысел.

Проблематика произведения вмещает в себя основные человеческие пороки: зависть, мстительность, честолюбие, жадность, блуд и так далее. Эти преступные страсти одолевают даже богов. Все начинается с зависти, мстительности и себялюбия богинь, продолжается благодаря честолюбию, гордыне, жадности и похоти людей, а заканчивается их жестокостью, хитростью и глупостью. Каждое из этих качеств — проблема, которая, тем не менее, вечна. Автор считает, что пороки родились вместе с людьми и исчезнут они тоже, как явления одного порядка. В дурных чертах он видит не только негатив, но и источник многогранности жизни. Поэт несмотря ни на что воспевает людей такими, какие они есть.

В каком переводе лучше читать?

Перевод «Илиады» Гомера, безусловно, можно считать тяжелым творческим трудом, каждый автор старался «дотронуться» до событий Древней Греции, чтобы в полной мере передать и приблизить читателя к оригинальной поэме. Существует 3 авторских перевода, пользующихся спросом среди читателей – А.А.Сальникова, В.В.Вересаева и Н.И. Гнедича.

Суть произведения

В «Илиаде» Гомера описывается ход Троянской войны. Начинается все на свадьбе Пелея и Фетиды (родители Ахилла), на которой богиня раздора бросает золотое яблоко для «прекраснейшей». Это служит предметом спора между Герой, Афиной и Афродиотой, которые просят троянского царевича Париса рассудить их. Он отдает яблоко Афродите, так как та пообещала ему красивейшую из жен. Тогда-то Гера и Афина становятся непримиримыми врагами Трои.

Поводом к войне послужила обещанная Афродитой прекраснейшая из жен Елена, которая была увезена Парисом от ее законного мужа Менелая. Он впоследствии соберет почти всю Грецию на войну против своего обидчика. Против Трои воюет Ахилл, но не ради восстановления справедливости и воссоединения семьи, он приехал в Трою за славой, ведь именно эта война разнесет его имя далеко за пределы Греции.

Сражения проходят под пристальным наблюдением Богов, которые, как марионетками, управляют людьми, верша исход битвы.

Царь Трои Приам просит отдать тело сына, взывая к чувствам Ахилла, ему удается пробудить сострадание в душе героя, и тот отдает тело, пообещав столько дней мира, сколько понадобится для погребения Гектора. Поэма заканчивается картиной погребения Троянского сына.

Главные герои

Чем заканчивается поэма?

«Илиада» Гомера заканчивается картиной погребения Гектора (сына Приама). В его лице видится предзнаменование падения Трои, хотя еще множество событий произойдет, прежде чем стены города будут захвачены.

Над телом павшего воина плачет Троя. Погребальный костер оставляет лишь прах от тела Гектора, который помещается в урну и опускается в могилу. Сцена заканчивается поминальным пиром.

Значение «Илиады» в культуре

Гомер поэмами «Илиада» и «Одиссея» открывает новую литературную страницу в истории.

В «Илиаде» сливаются воедино история и мифы, боги очеловечиваются, а люди прекрасны, как боги. Тема чести, поднятая здесь Гомером, потом неоднократно поднимется другими писателями. Поэты средних веков стали переделывать поэмы «на свой лад», дополнив «Илиаду» «Троянскими сказаниями». Эпоха ренессанса принесла большое число переводчиков, интересующихся творчеством Гомера. Именно в этот период произведение набирает популярность и за одно столетие принимает облик, приближенный к тому тексту, который мы можем прочитать сейчас. В век просвещения появляется научный подход к поэме, ее содержанию и автору.

Гомер не только открыл литературную страницу в истории, но и вдохновил и до сих пор вдохновляет читателей. От «Илиады» и «Одиссеи» появятся художественные приемы, став основой творчества Старого Света. А Образ слепого автора плотно войдет в представления о писателе Европейского типа.

Источник

«Илиада» (Гомер)

Цитата: «Кто бессмертным покорен, тому и бессмертные внемлют» (пер. Н. И. Гнедича).

Язык оригинала: греческий.

Основные переводы: Н. И. Гнедича, В. В. Вересаева.

Проблематика: трагические последствия конфликта Ахилла и Агамемнона.

Смысл названия: «Илиада» — поэма об Илионе (другое название Трои).

Литературный жанр: эпическая поэма.

Жанровые особенности: «Илиада» написана шестистопным гекзаметром. Художественное время у Гомера специфическое: автор никогда не рассказывает о событиях как о происходящих одновременно (используя формулу «А в это время. » или любую другую аналогичную) — Гомер нанизывает одно событие на другое, отчего иногда читателю сложно разобраться, что в каком порядке происходило.

Время и место действия: Описана Троянская война, происходившая на рубеже XIII-XII вв. до н. э.

Действующие лица

В поэме описана война между троянцами и греками (в тексте называются также данайцами и ахейцами).

Троянцы:

Греки:

Краткое содержание

Эта великая война началась с обычного женского спора о красоте. Правда, спорили тогда три богини — Афина (богиня войны), Афродита (богиня любви) и Гера (богиня семьи). Спорящие решили, что справедливым для них судьёй станет Парис, молодой царевич Трои. В знак победы Парис должен был вручить одной из богинь яблоко.

Гера предлагала Парису сделать его властелином мира, Афина предложила царевичу сделаться мудрым и храбрым. Но Парис выбрал дар Афродиты: он захотел в жёны самую красивую женщину на свете.

И так уж случилось, что красивейшей оказалась Елена, жена спартанского царя Менелая. Менелай собрал войска и двинулся к Трое забирать неверную жену. 10 лет длилась эта битва за женщину.

Даже боги перессорились, ведь одни из них принимали сторону греков, а другие — троянцев. Например, богиня Гера поддерживала греков, поэтому отвлекла и усыпила Зевса, сторонника троянцев. Она всерьёз опасается гнева Зевса, но верховный бог неожиданно сообщает Гере: будет по-твоему (греки одержат победу), но не раньше, чем примется воевать Ахилл.

Ахилл пока что не вступает в военные действия. Он ограничивается тем, что припугивает троянцев, обрядив в собственные доспехи Патрокла, друга Ахилла. Но Гектор убивает Патрокла, и Патрокл клянётся, что за него отомстит Ахилл.

Гектор сам надевает доспехи Ахилла. Без этих доспехов Ахилл не может воевать, и он кричит от гнева и бессилия. Мать Ахилла просит бога Гефеста сковать её сыну новые доспехи. Ахилл собирает армию, призывая даже Агамемнона, с которым у него прежде были очень натянутые отношения.

Происходит главная битва этой войны, и в бою встречаются Ахилл и Гектор. Гектор чувствует, что ему не победить, и просит Ахилла не измываться над его мёртвым телом. Но Ахилл говорит, что за Патрокла готов растерзать Гектора на куски. Тело Гектора, привязанное к лошадям, протаскивают вокруг Трои. Но ночью к Ахиллу приходит просить о достойных похоронах для сына царь Приам. Сердце Ахилла тает. «Илиада» оканчивается похоронами всех погибших.

Мифы свидетельствуют, что это был ещё не конец Троянской войны. Ахилл напал на Трою, но погиб от коварной стрелы Париса, угодившей в единственное уязвимое место на теле Ахилла — в пятку. Ради победы греки схитрили: изготовили огромного деревянного коня и подарили троянцам. Надо ли говорить, что греческие воины сидели внутри этого коня. Так Троя пала.

Экранизация

«Троя» (США, Мальта, Великобритания, 2004, в роли Ахилла — Брэд Питт, в роли Менелая — Брендан Глисон, в роли Елены — Диана Крюгер).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Вставьте пропущенное словосочетание « — это переносное выражение, означающее слабое место».

Ответ. Ахиллесова пята.

Из-за чего произошла Троянская война?

Ответ. Сын царя Трои Парис похитил жену царя Спарты Елену. Царь Спарты Менелай собрал воинов и отправился в поход на Трою. 10 лет спартанцы осаждали Трою, пока им не удалось обмануть троянцев. Воины Спарты изготовили гигантского деревянного коня и спрятались внутри него. Ночью они выбрались из коня и взяли город.

Источник

Краткое содержание поэмы «Илиада» Гомера

иллиада гомер о чем. Смотреть фото иллиада гомер о чем. Смотреть картинку иллиада гомер о чем. Картинка про иллиада гомер о чем. Фото иллиада гомер о чем

Действие происходит в конце почти десятилетней осады греками города-крепости Трои (Илиона). Поводом для войны послужило похищение царицы Елены троянским царевичем Парисом. Любовь Елены он получил от Афродиты, богини любви. На свадьбе родителей Ахиллеса богиня раздора подбросила гостям золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Парис вручил его Афродите, обидев других богинь – Геру и Афину.

Ахиллес (Ахилл) из рода героев (рожденный от связи богов со смертными) требует, чтобы царь Микен Агамемнон, вождь ахейцев (греков) вернул за выкуп украденную дочь жреца Аполлона. Только так можно прекратить насланную Аполлоном язву (мор, эпидемию). Раздраженный тем, что Ахилл собрал греков и смеет ему указывать, царь готов отдать жреческую дочь, но в отместку требует для себя прекрасную пленницу самого Ахилла – Брисеиду.

Ахилл больше не желает сражаться за интересы Агамемнона. Он просит свою мать, морскую нимфу Фетиду, наказать ахейцев: пусть троянцы берут над ними верх до тех пор, пока Агамемнон не ответит за свою наглость. Та взывает к верховному божеству Зевсу – и Зевс обещает выполнить ее просьбу. Богиня Гера, его жена, против: она, как и Афина, покровительница греков.

Песнь 2. Сон. Беотия, или Перечень кораблей

Зевс обольщает Агамемнона сном, в котором обещает победу над троянцами. Царь рад, что сможет обойтись без помощи великого воина Ахилла. Однако понимает, насколько войско утомлено продолжительной осадой. Но речь хитроумного воина Одиссея воодушевляет ахейцев. Греческие корабли выходят в море. Их несметная туча, как и прославленных героев и воинов, готовых насмерть сражаться с троянцами.

Троянский царь Приам, узнав о приближении врага, выдвигает навстречу свою армию.

Песнь 3. Клятвы. Смотр со стены. Единоборство Александра и Менелая

Сын царя Приама Парис (Александр) предлагает лучшему ахейскому воину сразиться с ним и решить, наконец, исход всей войны. Также в награду победителю достанется прекраснейшая царица Елена. Менелай, супруг Елены, принимает вызов. Парис проиграл бой, и только вмешательство Афродиты спасло его от гибели.

Торжествующий Агамемнон ждет исполнения клятвы: возвращения Елены и увезенных с нею сокровищ.

Песнь 4. Нарушение клятв. Обход войск Агамемнона

Однако в планы богинь такой исход войны не входил. Они упросили Зевса столкнуть ахейцев и троянцев в очередном противостоянии. Афина (богиня войны, дочь Зевса) уговорила троянского воина «стрелою ударить в царя Менелая». Менелай ранен, разгневанный Агамемнон ведет войско в бой, страшные потери несут обе стороны. Боги участвуют в битве вместе с людьми.

Песнь 5. Подвиги Диомеда

Среди троянцев особой доблестью отличаются Гектор (еще один сын царя Приама) и Сарпедон (сын самого Зевса). Ахеец Диомед, вдохновленный Афиной, разит троянцев. Полученную им рану богиня исцеляет. Настигая Энея (сына Афродиты), Диомед ранит его мать-богиню. Достается от него и Аресу (бог войны). Последний даже жалуется на дерзкого обидчика Зевсу.

Песнь 6. Свидание Гектора с Андромахой

Троянцы дрогнули под натиском ахейцев. Прорицатель упросил Гектора покинуть поле боя и поспешить в город, чтобы все живущие в нем умоляли Афину о защите. Гектор выполняет его просьбу. В городе он встречает брата Париса, стыдит его – и Парис, вооружившись, покидает дом и бежит к месту боя. Общается Гектор и с супругой Андромахой и сыном. Настроен он мрачно: «Будет некогда день, и погибнет Священная Троя», однако Гектор обязан исполнить свой долг. Близких он поручает заботе богов, а сам возвращается к месту битвы.

Песнь 7. Единоборство Гектора и Аякса

Прорицатель советует Гектору бросить вызов сильнейшему воину-ахейцу. Однако противник, Аякс, вначале ранит Гектора, а после сбивает с ног градом камней. Павшая на поле боя ночь прекращает их схватку. Агамемнон ликует и считает Аякса победителем поединка. Удрученные троянцы готовы вернуть и Елену, и все богатства, захваченные с ней. Парис возражает и предлагает другое решение: отдать только сокровища.

Вестник с таким предложением отправляется к ахейцам. Заодно он высказывает просьбу о перемирии для сожжения тел погибших. Оба враждующих стана сжигают своих мертвых, а после пируют.

Песнь 8. Собрание богов. Прерванная битва

Зевс требует от богов предоставить исход битвы людям. Однако сам, не утерпев, бросает с неба молнию, знаменуя поражение ахейцев. Обрадованные троянцы обращают врагов в бегство. Боги рвутся изменить ход битвы, но Зевс грозит им еще худшим поражением ахейцев. Спускается ночь и бой прерывается.

Песнь 9. Посольство

Агамемнон считает себя разгромленным. Однако ему напоминают об Ахилле, способном переломить ход любого сражения. Царь посылает к нему трех послов, обещает вернуть Брисеиду. Ахилл, наигрывая на лире, равнодушно слушает их речи. Только Аякс смог найти для него нужные слова, однако и после них великий воин не идет на выручку Агамемнону.

На совете у Агамемнона решено послать в разведку Диомеда и Одиссея. В пути они встречают лазутчика с троянской стороны, Долона. Изловив его и хорошенько расспросив о расположении троянского войска, они убивают Долона. С помощью полученных от него сведений они легко проникают в стан царя Реза, убивают его вместе с приближенными и уводят с собой царских коней.

Песнь 11. Подвиги Агамемнона

На заре Вражда, посланная Зевсом, зовет ахейцев на бой. Выпавшая кровавая роса – зловещий знак гибели множества славных воинов. Агамемнон в ударе: он разит врагов напропалую. Вдохновленные его примером, ахейцы прорывают оборону троянцев. Гектор повинуется велению Зевса не вступать в гущу боя, бьется в отдалении от основных сил.

И только после ранения Агамемнона Гектор гонит ахейцев прочь.

Слаженные действия Одиссея и Диомеда укрепляют дрогнувшие ряды ахейцев. Когда раненый Диомед удаляется с поля боя, Одиссей остается один на один с толпой врагов. Лишь помощь Менелая и Аякса избавляют его от тяжкой раны, а то и смерти.

Между тем, Ахилл переживает за исход битвы. Он расспрашивает воина и друга Патрокла о происходящем.

Песнь 12. Битва за стену

Ахейцы укрываются за стенами лагеря. Троянцы атакуют ее с разных сторон, ища слабые места, и постепенно разрушая. Наконец, Гектор камнем разбивает одни из ворот и врывается к ахейцам – те в ужасе бегут.

Песнь 13. Битва при кораблях

Видя покровительство Зевса троянцам, в ход боя вмешивается Посейдон (морской бог), выступающий на стороне «ахеян». С его поддержкой ахейцы отражают атаку Гектора. Впрочем, силы практически равны и никто не может одержать верх.

Песнь 14. Обольщение Зевса

Нестор, один из царей, воевавших на стороне ахейцев, сообщает Агамемнону о прорыве стены. Тот в панике готов снарядить корабли и бежать. Посейдон укрепляет его мужество, а Гера идет на обман самого Зевса. Вначале она, в поясе Афродиты, склоняет его к любовным утехам, а после насылает сон. Пока Зевс почивает, ахейцы дают отпор троянцам. Особенно отличаются в битве два друга-тезки: «Аякс великий», который камнем сшиб самого Гектора, и Аякс младший, убивший множество бегущих троянцев.

Песнь 15. Оттеснение от кораблей

Пробудившийся Зевс гневается на жену свою Геру. Он напоминает ей, что участь «Трои святой» предрешена: ее завоюют ахейцы. Однако прежде он должен исполнить просьбу Фетиды «сына прославить ее, Ахиллеса», оскорбленного Агамемноном. Зевс также предсказывает гибель Патрокла и Гектора. Чтобы все предреченное сбылось, троянцам в помощь послан Аполлон (бог солнца и искусств). Он приводит в чувство Гектора и тот со своими людьми теснит ахейцев к кораблям.

Встревоженный Патрокл бежит к Ахиллесу с новостью о вероятном разгроме греков.

Песнь 16. Патроклия

Песнь 17. Подвиги Менелая

Гектор порывается забрать тело Патрокла «на поругание», Менелай не отдает его. В конечном счете, Гектор уходит с доспехами Ахиллеса, в которые облачается сам. Он ведет воинов отбить тело Патрокла, завязывается грандиозная битва, после которой ахейцы бегут, унося мертвеца с собой. Тем временем, Ахиллесу сообщают о смерти Патрокла.

Песнь 18. Изготовление оружия

Ахиллес предается плачу по другу, рвется отомстить. Мать удерживает его, обещает ему новые доспехи, выкованные самим Гефестом (богом-кузнецом). Ахиллес устрашает троянцев одним своим появлением и криком. Вместе с прочими ахейцами Ахиллес подготавливает Патрокла к погребению.

Песнь 19. Отречение от гнева

Утром мать передает сыну изготовленные на Олимпе доспехи. На совете он примиряется с Агамемноном. Тот возвращает Брисеиду «неприкосновенной», подносит ему дары. Но Ахиллес не смотрит на них. Не может он и есть. Чтобы воин не ослабел, ему с Олимпа посылают нектар. Наконец, герой всходит на свою колесницу, и слышит от одного из вещих коней, что скоро ему суждено умереть.

Песнь 20. Битва богов

Зевс позволяет богам участвовать в великой битве. Аполлон оберегает Гектора, и тот, дважды сойдясь с Ахиллесом, остается невредимым. Ахиллес, не достигнув своей цели, крушит врагов.

Песнь 21. Приречная битва

Ахиллес в одиночку гонит множество врагов к городу. Оказавшись в реке, он переполняет ее трупами. Двенадцать пленников он предназначает для жертвоприношения в честь Патрокла. В какой-то момент волны едва не заливают его самого. Только вмешательство Геры спасает его. Все боги, кроме Аполлона, покидают битву. Он же спешит к Трое, чтобы остановить Ахиллеса: тот не должен ворваться в город. Пока троянцы спешно принимают бегущих, Аполлон морочит Ахиллеса, обернувшись одним из воинов.

Песнь 22. Умерщвление Гектора

Песнь 23. Игры в честь Патрокла

Сама душа Патрокла является Ахиллесу и просит о скорейшем погребении тела. Ахиллес устраивает пир и состязания в честь друга. Наконец, тело его предают огню.

Песнь 24. Выкуп Гектора

Безутешный Приам узнает от богов, что тело его сына осталось невредимым. Он спешит забрать его, плачет в ногах Ахиллеса, напоминает ему об отце. Сам отец, Приам говорит, что из множества сыновей «ни единого мне не осталось!» Заплакал и Ахиллес. Он принял выкуп, отдал тело Гектора, пообещал 12-дневное перемирие на церемонию похорон. Приам возвращается в опечаленный город, совершает погребение и устраивает поминальный пир по сыну. «Так погребали они конеборного Гектора тело».

Читательский дневник по поэме «Илиада» Гомера

Сюжет

Вот уже практически 10 лет ахейцы (греки) осаждают Трою, требуя назад царицу Елену и все богатства, украденные вместе с ней. Царь Агамемнон ссорится с героем, сыном богини Ахиллом. Тот отказывается воевать за Агамемнона и просит мать ходатайствовать перед Зевсом о том, чтобы не ахейцам не было удачи в бою, пока Агамемнон не одумается. Зевс соглашается (хотя знает, что Троя падет), остальные боги разделяются: Гера и Афина – на стороне ахейцев, а Аполлон – троянцев.

Царь Трои (Илиона) Приам выходит со своим войском. Среди воинов – его сыновья Парис, Гектор. После ряда битв с переменным успехом, ахейцы терпят поражение. Стены вокруг их лагеря рухнули, троянцы рвутся сжечь их корабли. Агамемнон посылает за Ахиллом, но тот не идет воевать. Однако разрешает взять свои доспехи другу Патроклу и помочь ахейцам. Гектор убивает Патрокла. Вне себя от горя и ярости Ахилл, забыв обиды, идет сражаться. Он обращает в бегство троянцев и убивает Гектора. Патрокла сжигают на погребальном костре, а за телом Гектора в стан врагов приходит плачущий старый царь Приам. Ему удается смягчить сердце героя, и Ахилл отдает отцу тело сына за выкуп. Вся Троя оплакивает Гектора.

Отзыв

Одна из первых эпических поэм в истории человечества, памятник древнегреческой культуры. Характеры героев многогранны, с переплетением положительных и отрицательных черт. Сочетание человеческой истории и мифологии. Тема мести, гнева, чести, судьбы, памяти, и горя, приносимого войной. Ход событий может изменить воля всего одного человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *