индуцирование в психологии что это

Индуцированный психоз: лечение, симптомы

индуцирование в психологии что это. Смотреть фото индуцирование в психологии что это. Смотреть картинку индуцирование в психологии что это. Картинка про индуцирование в психологии что это. Фото индуцирование в психологии что этоСовместное проживание с душевнобольными может быть опасно его близким, у которых в некоторых ситуациях развивается индуцированный психоз. Этой патологии характерно проявление бредовых идей у лиц, проживающих и постоянно контактирующих с лицами, страдающими душевными заболеваниями.

Такие лица в некоторых ситуациях способны перенимать тяжелые формы бреда, которые наблюдают в постоянном режиме в реальной жизни у находящегося рядом больного. Часто окружающие начинают верить в те бредовые идеи, о которых слышат постоянно. Впервые патология была описана врачами Ласегом и Фальре в 1877 году. Выявление и подтверждение произведено в ходе постоянного наблюдения двух являющихся родственниками пациентами, жалующимися на идентичную симптоматику. Один из них страдал шизофренией в тяжелой форме. Второй с точки зрения медиков был здоров полностью. Именно в ходе наблюдений был установлен диагноз «двойного помешательства». Альтернативным наименованием является «психоз, возникший по ассоциации».

Стартом патологии становится принятие реципиентом бредовых идеи близкого, чаще всего, родственника, страдающего психиатрическим расстройством. Иногда реципиентами становится сразу группы лиц. Бредовые идеи воспринимаются сразу значительным числом людей, отличающихся высокой степенью внушаемости. Дополнительным негативным фактором становится социальная изоляция группы людей. Пациенты в этой ситуации:

Пациентами индукторами чаще всего становятся лица, страдающие старческой деменцией или шизофренией. Черты характера и особенности личности индуктора чаще всего отличаются особенностями, приводящими к некоторым психическим расстройствам:

Особенности личности наблюдаются и у реципиентов:

Реципиентов легко вводить в заблуждение. Начало заболевания начинается принятием бредовых симптомов индуктора. Итогом становится развитие и реципиента параноидального расстройства личности. Как правило, оно протекает в легкой форме.

Лечение индуцированного психоза

Даже при слабом проявлении индуцированный психоз у реципиента требуется постоянного контроля врача. Медик сразу определит реципиента по отсутствию бредовых галлюцинаций, аргументированности мыслей, сохранностью интеллекта.

Заболевание в легкой форме находится на грани наличия патологии и нормы и требует аккуратного подхода в разработке курса терапии. В большинстве случаев специализированная медикаментозная терапия не требуется. Часто для полного выздоровления реципиента достаточно просто полностью изолировать от индуктора. В редких случаях такое разлучение может наоборот приводить к усилению симптоматики. Это чаще всего свойственно для близких родственников. Положительное воздействие оказываются курсы индивидуальной или групповой психотерапии. В случае сохранения симптомов назначаются антидепрессанты, транквилизаторы и малые нейролептики. Они рекомендованы на короткий срок и в минимальной дозировке.

Для профилактики родственникам и близким больных психологическими расстройствами рекомендуется постоянно посещать курсы психотерапии. Это поможет начать критично и адекватно относиться к высказываниям индуктора и сохранять собственное психическое здоровье.

Источник

Психологическое индуцирование: детские травмы и экспертная практика

индуцирование в психологии что это. Смотреть фото индуцирование в психологии что это. Смотреть картинку индуцирование в психологии что это. Картинка про индуцирование в психологии что это. Фото индуцирование в психологии что это

В процессе супружеских конфликтов, разводов, судебных разбирательств родители нередко целенаправленно либо случайно вовлекают детей в свои конфликты. Важно помнить, что вовлечение детей в супружеский конфликт рассматривается как травматичный опыт для ребенка, нарушает его интересы и права. С психологической точки зрения, вовлечение ребенка в супружеский конфликт является фактором риска для психологического состояния и развития ребенка.

индуцирование в психологии что это. Смотреть фото индуцирование в психологии что это. Смотреть картинку индуцирование в психологии что это. Картинка про индуцирование в психологии что это. Фото индуцирование в психологии что это
При этом родители часто даже не замечают, как вовлекают ребенка в свой межличностный конфликт. Наверняка, вы могли наблюдать ситуации (в том числе в своей личной повседневной жизни), когда родители могли ругаться между собой, в чём-то друг друга обвинять, делиться с ребенком содержанием конфликтов, требовать от ребенка какого-либо поведения: прекращения общения с кем-то из родственников, просьбы поговорить с папой/мамой, чтобы он/она вела себя иначе (чтобы мама не ссорилась с папой, чтобы папа не употреблял алкоголь и так далее).

Также вовлечение ребенка в межличностный родительский конфликт может происходить через:

индуцирование в психологии что это. Смотреть фото индуцирование в психологии что это. Смотреть картинку индуцирование в психологии что это. Картинка про индуцирование в психологии что это. Фото индуцирование в психологии что это

Психологическое индуцирование является крайней формой вовлечения ребенка в родительский конфликт, ярким примером выраженного негативного влияния родителя-индуктора на психическое состояние и дальнейшее благополучие психологического развития несовершеннолетнего. Наши коллеги из НМИЦ ПН им. В.П. Сербского поделились полезными методологическими рекомендациями по выявлению данного фактора риска для психологического состояния и развития ребенка. Выявить данный фактор особенно важно, когда ребенок проживает с родителем-индуктором.

Прежде, чем мы перейдём к обсуждению критериев психологического индуцирования, важно упомянуть, что в норме ребенок сохраняет позитивное отношение к обоим родителям, тем более при наличии такового до начала супружеских конфликтов и бракоразводных процессов. Ситуацию, при которой ребенок утрачивает позитивное отношение к одному из родителей и/или ко всем родственникам с его стороны, с клинико-психологической точки зрения следует рассматривать как аномальную и создающую значительный риск нарушений психического развития ребенка.

Итак, признаки психологического индуцирования выделяются на трёх уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Эксперты отмечают, что необходимо наличие признаков на всех указанных уровнях для диагностики обсуждаемого нами фактора риска.

Признаки психологического индуцирования на эмоциональном уровне:

1) негативное или противоречивое отношение к одному из родителей;

2) выраженное позитивное, идеализирующее отношение к тому родителю, с которым проживает;

3) эмоционально насыщенное изложение отрицательных сведений об отдельно проживающем родителе (в том числе, по собственной инициативе);

4) выраженная включённость в семейный конфликт, знание подробностей и деталей родительских конфликтов.

Признаки психологического индуцирования на когнитивном уровне:

1) обвинения в адрес отдельно проживающего родителя, не подтверждаемые материалами дела, результатами обследования родителя;

2) образ отвергаемого родителя неглубокий и искаженный, в том числе может быть нереальным и сказочным (описывает как монстра, психически больного человека и т.п.);

3) изменение характера воспоминаний об отдельно проживающем родителе и о периоде совместного проживания (например, не могут вспомнить позитивных моментов, «вспоминают» негативные из 2-3-летнего возраста);

4) избыточная осведомленность ребенка о бракоразводном процессе, имущественных спорах и т.п.

Также эксперты выделяют признаки психологического индуцирования на поведенческом уровне:

1) декларирование устойчивого набора стереотипных фраз об отвергаемом родителе;

2) регрессивные формы поведения в ситуации присутствия родителя (например, семилетний ребенок начинает мяукать, просится на руки к родителю, с которым проживает);

3) отказывается от любых форм взаимодействия с отдельно проживающим родителем.

индуцирование в психологии что это. Смотреть фото индуцирование в психологии что это. Смотреть картинку индуцирование в психологии что это. Картинка про индуцирование в психологии что это. Фото индуцирование в психологии что это

Важно обратить внимание, что в ходе психологического индуцирования дети, в виду своей естественной возрастной незрелости, некритично принимают негативную информацию от родителя, стремятся защитить родителя и получить от него одобрение, похвалу. Если в дошкольном возрасте риск развития индукции наименьший, то в младшем школьном периоде дети наиболее чувствительны к идуцированному воздействию.

В подростковом возрасте негативный образ отвергаемого родителя становится частью мировоззрения несовершеннолетнего. Родителям важно учитывать: чем ребенок старше (13-18 лет), тем прогноз для психологической коррекции образа родителя всё менее благоприятен.

Таким образом, знания о психологическом индуцировании важны и родителям, и экспертам психологам. Родителям данные знания полезны для предотвращения непоправимых ошибок в воспитании и развитии собственных детей.

Источник

Индуцированный психоз

индуцирование в психологии что это. Смотреть фото индуцирование в психологии что это. Смотреть картинку индуцирование в психологии что это. Картинка про индуцирование в психологии что это. Фото индуцирование в психологии что это

Индуцированный психоз – это заболевание, характеризующееся появлением бредовых идей у личности, контактирующей с психически больным человеком. Патология имеет другие названия: индуцированное бредовое расстройство, «помешательство вдвоем», «ассоциативный психоз».

Для возникновения болезни нужно два объекта: донор бредовых идей и их реципиент. При этом донор имеет большую значимость и непоколебимый авторитет в глазах реципиента. Последний принимает его мысли и понятия, верит в них и придерживается такого же мировоззрения. Существуют также случаи массового индуцированного психоза, когда донор один, а реципиентов множество.

Причины возникновения индуцированного бредового расстройства

Индуцированный психоз не имеет непосредственных нейрохимических и генетических причин, как, например, шизофрения. Для него не характерна связь с травмирующими факторами, как в случае посттравматического стрессового расстройства. Главный элемент патогенеза индуцированного психоза – близкий эмоциональный контакт с донором, страдающим психической болезнью.

Влияние донора

Фабула бреда, то есть основной его мотив, может быть разным. Наиболее часто это ипохондрические мотивы, бредовые идеи о преследовании или величии.

Например, донор верит в опасность того или иного заболевания, его исключительную значимость в жизни каждого человека, а также высокий риск пострадать от него. индуцирование в психологии что это. Смотреть фото индуцирование в психологии что это. Смотреть картинку индуцирование в психологии что это. Картинка про индуцирование в психологии что это. Фото индуцирование в психологии что этоСо временем реципиент тоже начинает так считать, что вынуждает его постоянно беспокоиться о своем здоровье, часто посещать врачей, интересоваться конкретной болезнью вплоть до тончайших деталей, не верить в компетентность специалистов.

индуцирование в психологии что это. Смотреть фото индуцирование в психологии что это. Смотреть картинку индуцирование в психологии что это. Картинка про индуцирование в психологии что это. Фото индуцирование в психологии что это

В другом случае донор мнит себя мессией, посланником высших сил или спасителем человечестваиндуцирование в психологии что это. Смотреть фото индуцирование в психологии что это. Смотреть картинку индуцирование в психологии что это. Картинка про индуцирование в психологии что это. Фото индуцирование в психологии что это. И реципиент поддается его влиянию, перенимает эти идеи, хотя они не имеют абсолютно никакого объективного основания.

На практике наблюдался интересный случай, когда у пациента с эпилепсией развился парафренный синдром. Больной возомнил себя связным с инопланетными цивилизациями, а также целителем, который делает воду, «очищающую от любых болезней». Несмотря на явный бредовый характер таких идей, у этого мужчины появились клиенты, которые покупали целебную воду и приходили к нему на консультацию. Важной особенностью фабулы бреда у донора является то, что она должна всё же иметь некоторую связь с объективной реальностью.

Внушаемость реципиента

Для того чтобы у человека развился индуцированный психоз, необходимы некоторые предусловия. Главное из них – близкая связь с источником бредовых идей. Зачастую у донора и реципиента общий жизненный опыт, мировоззрение, а также длительный термин взаимного общения. Именно поэтому около 95% случаев возникновения индуцированного психоза наблюдаются в одной семье. Например, патология появляется у сестры или брата, мужа и жены, матери и её ребенка.

Также важным фактором является высокая внушаемость реципиента. Он легко поддается чужому мнению, не ценит свое собственное и не проверяет утверждения других людей. Именно это и становится причиной того, что бредовые идеи принимаются «на веру». Кроме того, донор должен иметь высокий авторитет в глазах реципиента.

Люди, которые перенесли инсульт, имеют проблемы со слухом или зрением входят в категорию с высоким риском появления индуцированного психоза. К этой группе принадлежат также пациенты с органическим поражением головного мозга, например, травматической этиологии.

Виды психологической индукции

Элемент индукции наблюдается в картине массовых психозов. Здесь мысли донора распространяются на большое число людей. Но для данного феномена необходим низкий интеллектуальный уровень публики, истеричность и показушность больного, а также простота фабулы бреда. индуцирование в психологии что это. Смотреть фото индуцирование в психологии что это. Смотреть картинку индуцирование в психологии что это. Картинка про индуцирование в психологии что это. Фото индуцирование в психологии что этоЭффект подкрепляется распространенными в обществе мнениями о существовании высших сил, магического воздействия и паранормальных явлений.

индуцирование в психологии что это. Смотреть фото индуцирование в психологии что это. Смотреть картинку индуцирование в психологии что это. Картинка про индуцирование в психологии что это. Фото индуцирование в психологии что это

Например, больные истерией (в народе часто именуемые «кликушами») во время религиозных церемоний провозглашают, что видят чертей и демонов, огонь адаиндуцирование в психологии что это. Смотреть фото индуцирование в психологии что это. Смотреть картинку индуцирование в психологии что это. Картинка про индуцирование в психологии что это. Фото индуцирование в психологии что это. Публика попадает под воздействие этих идей (наблюдается индуцированное состояние) и может видеть соответствующие фантастические образы.

Постановка диагноза «Индуцированное бредовое расстройство»

Для постановки правильного диагноза и исключения других патологий необходимо четко понимать три критерия:

Тактика лечения индуцированного бредового расстройства

Главный элемент лечения – это изоляция от человека с психическим расстройством, который оказывает негативное влияние. Здесь важен постоянный уход за изолированным. При такой тактике приблизительно у 40 % случаев наблюдается полное выздоровление. Если этого не происходит, необходимо искать другую причину, помимо индукции.

Важна роль психотерапии, которая проводится с целью создания рациональных связей и понимания проблемы самим больным с индуцированным психозом. Лечение медикаментами необходимо только в случаях, не поддающихся иной коррекции, например, при возникновении острых психотических состояний.

При возможности проводится лечение доминирующей личности, так как не всегда получается оборвать контакт донора и реципиента полностью, что становится предусловием для возникновения нового обострения.

Источник

Психическая индукция

Обаяние – это индуцирование. Харизматичная персона умеет создавать определенный эмоциональный фон и индуцировать им окружающих. Индукция – это интересное физическое явление. В одной катушке идет ток, и возникает магнитное поле – и в другой катушке тоже возникнет магнитное поле, и пойдет ток. У нас с головой происходит то же самое, и называется это явление – психическая индукция или комплиментарность. Эмоциональное состояние имеет тенденцию передаваться другим людям. Ваш собеседник улыбается. Его улыбка начинает проникать через барьеры сознания и, хотите вы того или нет, вы индуцируетесь этой улыбкой. Он кивает головой – у вас возникает ответная реакция покивать головой вместе с ним. И вот вы улыбаетесь и киваете друг другу. Вряд ли в таком состоянии возможно спорить.

Эта ситуация очень подходит для переговоров. Если вы сумеете заиндуцировать оппонента улыбкой и киванием головы, ему ничего не останется, как пойти вам навстречу.

Любое состояние можно передать.

Передается зевание – один человек зевнул – и пошла цепная реакция.

Передаются гнев, раздражение – если ваш собеседник взвинчен, то через некоторое время вы тоже начнете заводиться.

Передается усталость – побеседуйте с человеком, который очень хочет спать, и вы почувствуете, что вам тоже станет тяжело говорить.

Передается страх, ужас – ваш собеседник испуган (или притворяется испуганным) – и вы тоже начинаете бояться чего-то. Таким образом можно человека запугать.

Представьте, что вы видите толпу людей, которая бежит по улице с криками «спасайся, кто может!». Большинство людей тоже испугается и побежит следом. А может быть, никакой опасности нет, а просто какой-то один юморист впереди бежит, а все остальные им заиндуцированы.

Передается опасность, передается спокойствие, передается расположение. Особенно хорошо на это реагируют собаки, потому что они чувствуют состояние человека. Бежит к вам собака. Если вы думаете: только бы этот пес меня не облаял, не укусил, не испортил мне одежду – он непременно облает, укусит и испортит. Если вы смотрите на подбегающую к вам собаку и думаете: «ну песик, иди поближе, посмотрим, какого цвета у тебя кровь», – она будет бегать в трех шагах от вас, не приближаясь. Если вы думаете: «какой хороший пес, какой сильный, какой красивый, сейчас бы потрепать его по загривку, почесать за ухом», – самая свирепая псина подбежит к вам, виляя хвостом.

Любого человека можно заиндуцировать чем угодно, любым состоянием. Нет людей, которые не подлежат индукции.

Я одно время очень любил такой прикол. Я приходил на заседание кафедры экспериментальной психологии одного вуза и говорил: «Вы знаете, коллеги, сегодня такой жуткий магнитный день. Сегодня магнитные бури на Солнце – так болит голова». И дальше я со вкусом описывал, как именно болит голова. На самом деле голова у меня болит, только если по ней стукнуть, я до сих пор не понимаю, как Солнце может влиять на самочувствие людей, и не верю в это. Но я индуцировал окружающих своей воображаемой головной болью, и они тоже начинали чувствовать недомогание и винить в этом магнитные бури.

Если вы начинаете общаться с особью противоположного пола с внутренней уверенностью, что она вас «пошлет» – то однозначно и стопроцентно вас пошлют. Если вы начинаете общаться с уверенностью, что особь непременно к вам потянется – то к вам и будут тянуться.

Это очень важный принцип харизматичного поведения – вы всегда получаете то, чего вы ожидаете, то, на что вы нацелены.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Индукция ритуального транса

ИНДУКЦИЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМЫ ВЕРЫ

ИНДУКЦИЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМЫ ВЕРЫ Во время одного из моих семинаров ко мне обратился молодой психолог, расстроенный тем, что его «не могут» загипнотизировать. Он говорил, что всячески пытался содействовать, но без толку. Он продолжал «слышать» все, что говорил другой человек и

ВИЗУАЛЬНАЯ ИНДУКЦИЯ

ВИЗУАЛЬНАЯ ИНДУКЦИЯ Во время одного тренировочного семинара «гипнотизер» внушал «субъекту»: «Почувствуйте вес вашего тела и ваших ног, как все становится тяжелее и тяжелее, и вы все больше и больше расслабляетесь». Это звучало здорово… только «субъект» не реагировал.

Индукция через системы веры.

Индукция через системы веры. Во время одного из моих семинаров ко мне обратился молодой психолог, расстроенный тем, что его «не могут» загипнотизировать. Он говорил, что всячески пытался содействовать, но без толку. Он продолжал «слышать» все, что говорил другой человек и

Визуальная индукция.

Визуальная индукция. Во время одного тренировочного семинара «гипнотизер» внушал «субъекту»: «Почувствуйте вес вашего тела и ваших ног, как все становится тяжелее и тяжелее, и вы все больше и больше расслабляетесь». Это звучало здорово… только «субъект» не реагировал.

Индукция

Глава 2. Индукция

Глава 2. Индукция В предыдущей главе утверждалось, что гипнотическое состояние далеко не всегда является результатом специально оказанного воздействия. Гипнотические переживания возникают спонтанно в обыденной жизни, очень часто встречаются в различных формах

Сценарий 4.4. Индукция, записанная на магнитофон (1)

Сценарий 4.4. Индукция, записанная на магнитофон (1) Через несколько минут я замолчу, но в тишине вы сможете продолжать наслаждаться любым выбранным образом или “личным прибежищем”. Когда вы снова услышите мой голос, вы будете готовы вернуться в состояние бодрствования,

Сценарий 4.5. Индукция, записанная на магнитофон (2)

Сценарий 4.5. Индукция, записанная на магнитофон (2) Сейчас я начну считать в обратном порядке — от пяти до одного. И по мере этого вы будете постепенно возвращаться в обычное состояние бодрствования, если не захотите остаться в трансе немного подольше. Если вы готовы

Сценарий 18.2. Групповая индукция с созданием образов

Сценарий 18.2. Групповая индукция с созданием образов (Членов группы попросили устроиться поудобнее, расстегнуть тесную одежду, снять обувь, то есть расположиться, как им нравится.)Сейчас лучше закройте глаза, чтобы вам было легче сконцентрироваться на том, что я скажу. Я бы

Психическая саморегуляция

Психическая саморегуляция К психике менеджера предъявляются исключительно высокие требования. Это относится к большинству психических процессов, состояний и свойств личности. От восприятия, внимания, памяти, мышления, волевых качеств и умения управлять психическими

ГЛУБОКИЙ ГИПНОЗ И ЕГО ИНДУКЦИЯ

Психическая реальность

Психическая реальность Принципиально важным понятием аналитической психологии является представление о «реальности психического», или психической реальности. Для самого Юнга психическое было единственной «очевидностью», как он говорил, «высочайшей

Психическая инфляция

Психическая инфляция Поскольку одна из целей аналитической психологии — интеграция сознательных и бессознательных элементов психического, а бессознательное представлено в двух аспектах — личном и коллективном, то частым и, по-видимому, неизбежным следствием

Индукция

Индукция Знание – сила. Фрэнсис Бэкон Итак, один прием мышления мы рассмотрели. Столкнулся с проблемой – ищи подходящую теорию. Ну, а если готовой теории еще нет, что делать тогда? Тогда нужно создать свою.Этот процесс детально описал английский философ Фрэнсис Бэкон

Источник

Методы

Испытуемые

Выборку составили 76 детей, которые проходили комплексное судебное психолого-психиатрическое исследование в ГНЦ ССП им. В.П.Сербского в период с 2002 года по искам об определении места жительства и порядка воспитания ребенка при раздельном проживании родителей. Средний возраст детей на момент экспертизы составлял 7,4 года (стандартное отклонение 3,12). Обследованы 41 мальчик (53,9% выборки) и 35девочек (46,1%).

Материалы

Отношение ребенка к отдельно проживающему родителю выявлялось с помощью анализа материалов гражданского дела и медицинской документации, направленной клинической беседы с ребенком, беседы с родителями, наблюдения как за свободным взаимодействием ребенка с родителем, так и за их совместной деятельностью (проводилось сотрудниками лаборатории психологии детского возраста ГНЦ ССП им. В.П.Сербского в ходе экспериментально-психологического исследования).

По результатам клинико-психологической беседы с ребенком подробно изучалось детское восприятие сложившейся семейной ситуации, представление ребенка о роли в его жизни каждого из родителей. Во всех случаях ребенка просили привести примеры конкретных жизненных ситуаций. Если ребенок говорил о негативном отношении к одному из родителей, расспрашивали о причинах такого отношения; выясняли, какие есть хорошие воспоминания об этом родителе, готов ли ребенок и как часто он хотел бы видеться с данным родителем. Содержание вопросов и их форма зависели от возраста ребенка, его психического состояния и уровня психического развития, конкретной семейной ситуации. В ходе наблюдения оценивались особенности вербального и невербального контакта ребенка и родителя, признаки эмоциональной привязанности или отвержения; способы выражения любви, обеспечения эмоциональной поддержки и дисциплины.

Анализировались результаты экспериментально-психологических исследований характера отношения ребенка к отдельно проживающему родителю, проведенных сотрудниками лаборатории с преимущественным использованием проективных методов: Тематический тест апперцепции (Thematic Apperception Test) [Murrау, 1943; Соколова, 1980]; «Цветовой тест отношений» [Бажин, Эткинд, 1985; Общая психодиагностика, 2004]; методика Р.Жиля Le Test-Film в адаптированном варианте И.Н.Гильяшевой и Н.Д.Игнатьевой [Гильяшева, Игнатьева, 1978]; «Незаконченные предложения» (модификация В.Михала) [Лубовский, 1992]; рисуночные методики «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Два дома» (The Two-Houses Technique, 2НТ) [Machover, 1949; Хоментаускас, 1985; Общая психодиагностика, 2004; Марцинковская, 1997]; Тест детской апперцепции Л.Беллак (Children Apperception Test) [Bellak, 1975; Проективная психология, 2000].

Результаты

Комплексная оценка позволила выделить 4 группы подэкспертных: с негативным, конфликтным (противоречивым), недифференцированным и позитивным отношением к отдельно проживающему родителю.

Отношение к отдельно проживающему родителю

При негативном отношении ребенка к отдельно проживающему родителю (32 ребенка, 40,8%) в материалах гражданского дела имелись сведения о высказываемом ребенком нежелании поддерживать отношения с отдельно проживающим родителем (беседа с сотрудниками органов опеки и попечительства, опрос несовершеннолетнего в суде, показания свидетелей). При встрече с отдельно проживающим родителем дети держались напряженно, не отвечали на его вопросы, отстранялись при попытках родителя обнять их, взять за руку. В беседе с врачом они заявляли о своем категорическом нежелании поддерживать какие-либо отношения с родителем, видеться с ним.

Сообщая сведения, касающиеся семейного анамнеза, большинство детей этой группы отрицательно характеризовали отвергаемого родителя, рассказывая об употреблении им спиртных напитков, агрессивном поведении в отношении остальных членов семьи, пренебрежении своими родительскими обязанностями, что могло подтверждаться или нет материалами гражданского дела. В четырех случаях дети обвиняли родителя в совершении действий сексуального характера в отношении их самих или сиблингов.

При конфликтном отношении (14 детей, 18,4%) к отдельно проживающему родителю результаты проективных методик и наблюдения противоречили материалам дела и данным беседы. Например, декларируемое хорошее отношение к родителю было сопряжено со страхом, низким уровнем идентификации, невключением его в круг значимых близких. Или, напротив, при высказываемом негативном отношении к родителю поведенческие и вербальные реакции ребенка при непосредственном взаимодействии с ним или результаты проективных методик свидетельствовали о высоком уровне его принятия.

При недифференцированном отношении к отдельно проживающему родителю (12 детей, 13,2%) при психологическом исследовании выявлялось отсутствие выраженной эмоциональной привязанности к кому-либо из родителей, расплывчатое и нечеткое представление о семье, несформированность образа отдельно проживающего родителя, невключение его в состав семьи, замена на иное лицо (отчима, мачеху, тетю, сестру). Данный тип отношения чаще выявлялся у детей младшего дошкольного возраста, с задержкой психического развития, легкими когнитивными расстройствами, аутистическими чертами в форме отгороженности, низкой потребности в контактах с окружающими, слабости эмоционального реагирования.

Позитивное отношение к отдельно проживающему родителю было выявлено у 18 детей, что составляет 27,6% от объема обследованной выборки.

Высказываемое ребенком в направленной клинической беседе с экспертами негативное отношение к отдельно проживающему родителю в 28% случаев не подтверждалось результатами экспериментально-психологического исследования с использованием проективных методов и наблюдением за взаимодействием ребенка с родителем, что иллюстрирует рис. 1.

индуцирование в психологии что это. Смотреть фото индуцирование в психологии что это. Смотреть картинку индуцирование в психологии что это. Картинка про индуцирование в психологии что это. Фото индуцирование в психологии что это

Рис. 1. Отношение к отдельно проживающему родителю (% случаев).
Слева – высказываемое ребенком в направленной клинической беседе с экспертами отношение к отдельно проживающему родителю (ОПР); справа – отношение к ОПР по результатам экспериментально-психологического исследования.

Выраженность конфликта в семье

Оценивалась частота формирования у детей негативного и конфликтного отношения к отдельно проживающему родителю в зависимости от выраженности конфликта в семье. Использовалась шкала уровня конфликта в разведенных семьях, предложенная К.Гаррити и М.А.Барисом [Garrity, Baris, 1994]. На основании анализа материалов гражданских дел семьи были распределены на пять групп в зависимости от выраженности уровня конфликта: с минимальной, умеренной, средней, высокой и максимальной выраженностью конфликта.

Минимальный уровень конфликта отмечался в трех семьях (4%), в которых в отношениях между родителями отсутствовала открыто выражаемая враждебность; родители считали другого родителя достаточно компетентным в вопросах воспитания и признавали важность отношений ребенка с ним; были способны к кооперации; не вовлекали ребенка в супружеский конфликт.

Умеренно выраженный конфликт существовал в трех семьях (4%), где ссоры между родителями не носили характера длительно существующей враждебности, происходили без физической агрессии, однако могли происходить в присутствии ребенка. Несмотря на то что родители не были способны к кооперации и хотя бы один из родителей считал другого недостаточно компетентным в вопросах воспитания, родитель, с которым ребенок проживал, не препятствовал другому в общении с несовершеннолетним.

Средний уровень конфликта отмечался в семи семьях (9,2%), в которых в период совместного проживания и после развода отношения между родителями характеризовались частыми ссорами, сопровождающимися словесными оскорблениями без физической агрессии. Дети были свидетелями, а часто участниками конфликтов; родители предпринимали попытки сформировать с ребенком коалицию против другого родителя. После развода родитель, с которым проживал ребенок, пытался ограничить общение ребенка с другим родителем.

Высокий уровень конфликта отмечался в 31 семье (40,8%), в которых отношения между родителями носили характер враждебности, сопровождались физической агрессией, обращениями в милицию в связи с нанесением телесных повреждений; имели место угрозы похищения детей. Родители пытались сформировать постоянную коалицию с ребенком против другого родителя, очерняя последнего в глазах ребенка.

Максимальный уровень конфликта отмечался в 32 семьях (42,1%), в которых отношения между бывшими супругами характеризовались наличием физической агрессии или сексуального насилия, выраженными психологическими или патопсихологическими нарушениями у одного или обоих родителей, высокой степенью вовлечения ребенка в конфликт. К данной группе были отнесены семьи, где место жительства ребенка было изменено без согласования с другим родителем и вопреки его желанию.

Различия в отношении ребенка к отдельно проживающему родителю в зависимости от уровня конфликта в семье представлены в табл. 1.

Таблица 1
Отношение к отдельно проживающему родителю в семьях с различной выраженностью конфликта (количество детей в каждой подгруппе)

Выраженность
конфликта
Отношение к отдельно проживающему родителюВсего
детей
негативноеконфликтноенедифференцированноепозитивное
n = 32n = 14n = 12n = 18
Максимальный1673632
Высокий1276731
Средний30227
Умеренный10123
Минимальный00013

Таким образом, негативное и конфликтное отношение к отдельно проживающему родителю в большинстве случаев (87,5% и 100% соответственно) формировалось в семьях с высокой и максимальной выраженностью конфликта.

Оценивался средний возраст детей, у которых было выявлено различное отношение к отдельно проживающему родителю, на момент начала конфликта между родителями, на момент начала раздельного проживания родителей и на момент прохождения экспертизы. Полученные результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2
Возраст детей и отношение к отдельно проживающему родителю

Отношение
к отдельно проживающему
родителю
Возраст детей на момент
начала
конфликта
начала
раздельного
проживания
проведения
экспертизы
MSDMSDMSD
Негативное4,313,025,793,379,292,96
Конфликтное4,962,675,292,858,292,33
Недифференцированное2,001,902,332,184,631,99
Позитивное3,072,163,802,145,892,40

M – среднее; SD – стандартное отклонение.

Как видно из таблицы, при негативном и конфликтном отношении к отдельно проживающему родителю на момент экспертизы дети были старше (младший школьный, подростковый возраст), конфликтные отношения в семье в период совместного проживания начинались позже и были более продолжительными. Длительнее был период раздельного проживания с одним из родителей.

Обсуждение

На основании клинико-психологического анализа конкретных экспертных случаев были выделены следующие основные механизмы формирования негативного и конфликтного отношения к одному из родителей.

Негативный опыт взаимодействия с родителем

Негативное, конфликтное отношение к отдельно проживающему родителю обусловлено негативным опытом взаимодействия с родителем в пред- и в постразводный период. Данный механизм является ведущим в случаях, когда в период совместного проживания у ребенка отсутствовал опыт позитивно окрашенного эмоционального взаимодействия с родителем, родитель проявлял в отношении ребенка и других членов семьи грубость и жестокость. У восьми детей негативное отношение к отдельно проживающему родителю изменилось после значимой для них психотравмирующей ситуации, имевшей место в период раздельного проживания (физическое насилие; смена места жительства ребенка вопреки его желанию).

Психологическое индуцирование

Одним из наиболее частых механизмов формирования у детей негативного отношения к отдельно проживающему родителю является психологическое индуцирование, которое может осуществляться в различных формах от отражения ребенком мнений и оценок значимых взрослых до активного внушения ребенку установок взрослого, с которым он проживает. Психической индукции способствуют, с одной стороны, естественная возрастная незрелость детей, их внушаемость, а с другой стороны – повышенная эмоциональная близость с проживающим совместно родителем. Необходимой предпосылкой для психологического индуцирования является охваченность проживающего с ребенком родителя враждебностью в отношении бывшего супруга и нежелание оградить ребенка от вовлечения в семейный конфликт.

При наличии психологического индуцирования изложение ребенком сведений об отдельно проживающем родителе и отношениях с ним было эмоционально насыщенно. Обвинения, которые предъявлял ребенок к родителю, часто не подтверждались материалами гражданского дела и результатами экспертного освидетельствования родителя, но полностью соответствовали тем обвинениям, которые предъявлял к отвергаемому ребенком родителю его бывший супруг. В ряде случаев враждебность к отвергаемому родителю у детей носила сверхценный характер и сопровождалась индуцированными сензитивными идеями отношения, которые определяли поведение детей [Сухарева, 1955; Ковалев, 1985; Макушкин, 1996]. Так, несовершеннолетний З., 8 лет, отказывался от принесенных матерью гостинцев, опасаясь, что она могла добавить в них снотворное, чтобы «выкрасть» его.

Очень характерным являлось изменение характера воспоминаний с нарушением избирательности или искажениями, достигающими в некоторых случаях уровня криптомнезий. Многие дети не могли вспомнить ни одного приятного эпизода, связанного с отвергаемым родителем. Другие с аффективной охваченностью рассказывали о неприятных событиях, с ним связанных, воспоминания о которых с большой вероятностью не могли быть полностью самостоятельными в силу маленького возраста ребенка и большой давности события или в силу уровня осмысления ситуации, превышающего возможности данного ребенка.

Дети младшего школьного и подросткового возраста при высоком уровне психического развития, достаточном уровне личностной зрелости, отсутствии повышенной внушаемости, зависимости демонстрировали устойчивость к индуцирующему влиянию, были способны к сохранению ранее сформированной привязанности к каждому из родителей. Так, по словам подэкспертного И., 8 лет, «и мама и папа рассказывали что-то плохое про другого», но он этому верил «средненько».

Ситуацию, при которой ребенок утрачивает позитивное отношение к одному из родителей, с клинико-психологической точки зрения следует рассматривать как аномальную и создающую значительный риск нарушений психического развития ребенка. В связи с этим оставление ребенка, в соответствии с его желанием, с родителем-индуктором может противоречить его истинным интересам. В то же время передача ребенка на воспитание родителю, которого он на данный момент отвергает, может оказать серьезное психотравмирующее воздействие. В настоящее время в рамках экспертизы спрогнозировать вероятность и степень ухудшения психического состояния ребенка при передаче его на воспитание вопреки его желанию отвергаемому родителю не представляется возможным.

Вовлечение ребенка в родительский конфликт

Вовлечение ребенка в родительский конфликт может порождать фиксацию негативного, конфликтного отношения к одному из родителей. При вовлечении в родительский конфликт ребенок может переживать конфликт лояльности и отвергать одного из родителей для того, чтобы можно было бесконфликтно существовать рядом с другим родителем.

В обследованной выборке имелось три случая, когда у девочек младшего подросткового возраста непосредственно после развода родителей существовавшая ранее привязанность к матери трансформировалась в резко негативное, отвергающее отношение к ней. При исследовании индивидуально-психологических особенностей у всех трех девочек были выявлены демонстративные тенденции в виде стремления привлечь к себе внимание, произвести благоприятное впечатление на окружающих. Для них были характерны активность, общительность, амбициозность, высокий уровень притязаний, завышенная самооценка, наряду с признаками повышенного психического напряжения, связанного с конфликтной семейной ситуацией, склонностью к защитной агрессии, тенденцией к вытеснению негативных переживаний. Во взаимоотношениях с отцами прослеживалась отчетливая сексуализация поведения. Девочки поддерживали с отцами подчеркнуто тесный контакт; без учета ситуации (будь то экспертное исследование или опрос в судебном заседании) обнимали их, могли забраться к отцу на колени. В материалах гражданского дела имелись показания, что девочка «ведет себя с отцом как принцесса, как маленькая женщина».

Заключение

Экспериментально-психологическое исследование с использованием проективных методов является оптимальным способом выявления отношения ребенка к родителю, проживающему отдельно. Изменение отношения ребенка к отдельно проживающему родителю с формированием негативного, конфликтного отношения может рассматриваться как одна из типичных реакций ребенка на высококонфликтный развод, сама по себе создающая риск формирования психических нарушений (сензитивные идеи отношения) и могущая иметь негативные последствия для психического развития ребенка.

По результатам исследования наиболее часто негативное, конфликтное отношение к отдельно проживающему родителю формируется у детей младшего школьного и подросткового возраста, которые чаще вовлекаются в родительский конфликт. Выявлены и описаны следующие факторы формирования негативного отношения к родителю: негативный опыт взаимодействия с ним в период совместного или раздельного проживания, психологическое индуцирование, вовлечение ребенка в родительский конфликт с фиксацией негативного, отвергающего отношения к одному из родителей.

Механизмы формирования негативного отношения к родителю должны учитываться при решении вопроса о способности ребенка к принятию самостоятельного решения о месте проживания и о порядке общения с отдельно проживающим родителем. При негативном отношении к одному из родителей, сформировавшемся вследствие психологического индуцирования или вследствие вовлечения в родительский конфликт, определение места жительства ребенка в соответствии с его желанием может не отвечать его истинным интересам.

Литература

Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО): методические рекомендации / ЛНИПНИ им. В.М.Бехтерева. Ленинград, 1985.

Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка // Психологическое исследование личности в клинике. Труды Ленингр. науч.-исслед. психоневрологич. ин-та им. В.М.Бехтерева. Ленинград, 1978. Т. 87. С. 98–103.

Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985.

Лубовский Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в практике работы школьного психолога. Методические рекомендации. М., 1992.

Макушкин Е.В. Индуцированные бредовые расстройства в судебно-психиатрической клинике: автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 1996.

Марцинковская Г.Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии. М.: Линка-Пресс, 1997.

Проективная психология / науч. ред. Р.Римская, И.Кириллов; пер.с англ. М.Будыниной и др. М.: Апрель-Пресс, 2000.

Сафуанов Ф.С., Русаковская О.А. Методологические проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по делам о воспитании детей при раздельном проживании родителей // Психологическая наука и образование. 2010. N 2. С. 54–61.

Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медгиз, 1959. Т. 2.

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

Общая психодиагностика / под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. СПб.: Речь, 2004.

Bellak L. The TAT, CAT and SAT in clinical use. New York: Grane and Stratton, 1975.

Gardner R.A. Family evaluation and child custody, mediation, arbitration, and litigation. Cresskill, NJ: Creative Therapeutics, 1989.

Gardner R.A. The parental alienation syndrome: A guide for mental health and legal professionals. Cresskill, NJ: Creative Therapeutics, 1992.

Gardner R.A. The parental alienation syndrome. 2nd ed. Creskill, NJ: Creative Therapeutics, 1998.

Garrity C.B., Baris M.A. Caught in the middle: protecting the children of high-conflict divorce. San-Francisco: Jossey-Bass, 1994.

Johnston J.R., Kline M., Tschann I.M. Ongoing post-divorce conflict: effects on children of joint custody and frequent access // American Journal of Orthopsychiatry. 1989. Vol. 59(4). P. 576–592.

Kelly J.B., Johnston J.R. The alienated child: A reformulation of parental alienation syndrome // Family Court Review. 2001. Vol. 39(3). P. 249–266.

Machover K. Personality projection in the drawing of the human figure: A method of personality Investigation. Springfield, IL: C.Thomas, 1949.

Murray Н. Thematic Apperception Test Manual. Cambridge: Harvard University Press, 1943.

Поступила в редакцию 31 января 2011 г. Дата публикации: 23 апреля 2011 г.

Сведения об авторах

Харитонова Наталья Константиновна. Доктор медицинских наук, профессор, руководитель Отдела судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Кропоткинский пер., 23, 119992 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Русаковская Ольга Алексеевна. Научный сотрудник, Отдел судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Кропоткинский пер., 23, 119992 Москва, Россия,
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *