инфоцыгане кто это такие и что им надо
Ненавижу, *****, инфоцыган!
специальный корреспондент Inc.
С каждым годом россияне всё активнее посещают мотивационные тренинги и записываются на онлайн-курсы по бизнесу. При этом самые заметные игроки на рынке инфобизнеса («Бизнес Молодость», «Трансформатор», «Like-Центр» и др.) обладают сомнительной репутацией. У индустрии настолько плохой имидж, что в русском языке прижилось новое слово, обличающее скандальных инфобизнесменов, — инфоцыгане. Среди объективных причин для ненависти — агрессивный маркетинг, наигранные эмоции в публичном поведении лидеров и демонстрация роскоши на публике. Но негатив распространяют и блогеры, которым «разоблачения» таких проектов помогают растить собственную аудиторию. Сами инфобизнесмены тоже атакуют друг друга, пытаясь устранить конкурентов. Специальный корреспондент Inc. Никита Камитдинов поговорил с участниками рынка и узнал, как они работают с репутацией, почему не любят термин инфобизнес и зачем нападают друг на друга.
В конце мая 2019 года начинающие предприниматели собрались на мотивационный тренинг в московском парке Сокольники. Мероприятие организовывала «Бизнес Молодость» — одна из самых известных компаний в России, специализирующихся на обучении бизнесу. Гостей тренинга неожиданно для всех встретил песнями и плясками цыганский табор. Пародируя бизнес-тренеров, цыгане скандировали лозунги типа «Чтобы выйти из зоны комфорта, нужно войти в табор!», «Становись цыганом сегодня — и завтра ты объедешь весь мир!» и убеждали окружающих не тратить деньги на сомнительное образование.
Эту акцию придумали маркетологи «Модульбанка» — авторы юмористического сериала «Миллионер из Балашихи». В сериале высмеиваются инфобизнесмены, которых также называют инфоцыганами. Акция с цыганами стала частью заключительной серии «Миллионера из Балашихи».
«Модульбанк» — далеко не единственная компания, с презрением относящаяся к инфоцыганам. Индустрия инфобизнеса ассоциируется с культом личности популярных бизнес-гуру, заоблачными ценами на поверхностные знания и многочисленными репутационными скандалами с участием игроков рынка. Случается, что негатив в публичное поле выносят реальные недовольные клиенты, но Inc. обнаружил, что едва ли не сильнее репутацию инфобизнеса портят информационные атаки, которые проводят сами участники рынка, пытаясь отобрать друг у друга аудиторию.
Кто такие инфоцыгане
Инфоцыгане — уничижительное определение инфобизнесменов. Термин появился несколько лет назад, но популярность в русскоязычном пространстве обрел за последний год. Количество запросов этого слова в Яндексе кратно выросло с нескольких десятков в неделю до нескольких сотен. Инфоцыгане — это те, кто учит бизнесу, не обладая релевантным опытом, формулирует в разговоре с Inc. бизнес-тренер Инал Габлиа. «Много всякой терминологической фигни вокруг этого. Есть история, когда люди продают и что-то понимают, а есть другая — когда продают и ничего не понимают», — говорит Inc. управляющий партнёр Skyeng Александр Ларьяновский.
Но и самому понятию инфобизнес сложно дать четкое определение. «Когда человека трудно отнести к чему-то — его называют инфобизнесменом», — говорит Inc. совладелец интернет-агентства Sidorin Lab Никита Прохоров, помогающий предпринимателям решать проблемы с цифровой репутацией. По сути, инфобизнесом можно назвать любую образовательную услугу. «Информационный бизнес, или инфобизнес, — это зарабатывание денег на массовой продаже информации и собственных знаний», — гласит определение на сайте акселератора онлайн-школ Accel — одного из важных инфраструктурных игроков в индустрии.
Из-за путаницы в терминах и репутационных издержек самые заметные игроки рынка отказываются признавать, что занимаются инфобизнесом. Команда Дмитрия Портнягина (блог на YouTube-канале и бизнес-клуб «Трансформатор») считает, что Портнягин не занимается инфобизнесом, так как не продаёт курсы. «Ни клуб предпринимателей, ни блог не имеют никакого отношения к обучению или курсам. Поэтому неправильно рассматривать „Трансформатор“ в качестве инфобизнеса», — заявил Inc. представитель Портнягина.
Как заявил Inc. основатель холдинга Like и образовательного проекта «Like Центр» Аяз Шабутдинов, он не понимает, что такое инфобизнес, и поэтому не может ответить, занимается он им или нет. При этом он не считает, что сам термин обладает негативной коннотацией. В университете «Синергия» сообщили Inc., что занимаются не инфобизнесом, а «серьезным» непрерывным бизнес-образованием. Тем не менее, «Синергия» известна прежде всего как организатор масштабных платных форумов с участием популярных инфобизнесменов — Тони Роббинса, Аяза Шабутдинова, Дмитрия Портнягина и других, — а также мировых звезд из других сфер, вроде Майка Тайсона и Арнольда Шварценеггера.
PR-директор холдинга «Синергия»
Термином инфобизнес обозначают бизнес на продаже информации. При этом важным условием является профессионализм человека, который ее продает. Но на сегодняшний день, к сожалению, существует много недобросовестных «инфобизнесменов», которых нельзя так назвать, но термин за ними закрепился и как раз благодаря им получил негативную окраску. Они пытаются зарабатывать деньги, продавая аудитории воздух, и сами на себе создают хайп.
Тем не менее, индустрия инфобизнеса активно растёт, свидетельствуют данные сервиса «Яндекс.Касса», согласно которым оборот бизнеса по организации мастер-классов и тренингов за прошедший год вырос в 1,5 раза (это, к примеру, на 40% больше, чем в спортивном сегменте). Средний чек на оплату тренингов, мастер-классов и коуч-сессий, по данным «Яндекс.Кассы», составляет около 3,1 тыс. руб., что примерно в 3 раза больше платежа за покупку в онлайн-магазинах одежды и обуви (самой популярной категории в онлайн-ретейле).
Разоблачения инфобизнесменов
В конце 2018 года блогер Михаил Карацюпа (YouTube-канал «Пограничник») опубликовал запись мастер-класса для будущих бизнес-тренеров, где бизнес-тренер Андрей Парабеллум (позиционирует себя как отец российского инфобизнеса) говорит слушателям следующее: «Наша задача — продавая со сцены, „отманипулировать“ максимальное количество людей в светлое будущее, забрав у них всё, что у них есть, и даже больше, загнать их в долг, заставить их продать свои жилые квартиры. Это цинично — но это установка, которая помогает».
Ролики, разоблачающие популярных инфобизнесменов, — основной вид контента на канале Карацюпы. Это не единственный канал такого рода на YouTube, но, пожалуй, самый заметный. За 2 года его ролики набрали 21 млн просмотров — в последние месяцы практически каждое видео блогера набирает более 100 тыс. просмотров. В интервью, опубликованном онлайн-школой PlumCore, Карацюпа рассказал, что записывает такие ролики, потому что инфоцыгане «дурачат людей», и что его «от этого просто бомбит». Во многих своих роликах «Пограничник» рекламирует пиратский сайт sharewood.biz (это название обыгрывает Шервудский лес из легенд о Робин Гуде), на котором можно найти большое количество украденных курсов — от пресловутой «Бизнес-Молодости» и «Like-Центра» Аяза Шабутдинова до Skillbox и «Нетологии». Ранее в интервью PlumCore он говорил, что «нормально относится к сливам»: «Если люди ********* [обманывают], то почему бы не ******* [обмануть] их и не слить их курс: пиратство — это своя отдельная философия. Я не против этого». Разговаривать с Inc. Карацюпа отказался, сославшись на занятость.
Среди блогеров, собирающих многотысячную аудиторию за счёт разоблачений популярных инфобизнесменов, предприниматель и музыкант Андрей Ковалев, — ролики с разоблачениями выходят на его YouTube-канале «АССЕНИЗАТОР». В недавнем интервью YouTube-каналу «Путь к Ярду» он заявлял: «Бизнес-молодость», Шабутдинов, «Трансформатор» — это секты. Там учат люди, которые никогда не занимались бизнесом, ничего в нем не понимают, люди, у которых нет чувства порядочности… Все они в Lamborghini, у всех офисы в «Москва-Сити», все они такие нарядные, и у всех такие красивые фразы, как будто им один человек пишет тексты».
Сам Ковалев тоже проводит лекции для начинающих предпринимателей. Свое отличие от других инфобизнесменов Ковалев видит в том, что делает это бесплатно. Он не ответил на запрос Inc.
Защитный кибербуллинг
«Зачем нужно травить кого-то одного, когда есть другие конкуренты? Это как если бы айтишники травили того, кто открыл новую веб-студию. Всех перемочить нереально», — недоумевает в разговоре с Inc. технический директор сервиса Deleteme Александр Шаман. Deleteme занимается очисткой репутации в интернете. Среди клиентов сервиса силовики, звёзды шоу-бизнеса, а также инфобизнесмены. Сервис существует в рамках компании «Системы искусственного интеллекта», предоставляющей более широкий спектр услуг, связанных с информационной безопасностью.
«Мы проводим расследования и видим, что негатив размещается примерно с одних IP-адресов, есть и другие показатели, которые свидетельствуют о том же самом», — говорит Шаман. Он не назвал имён инфобизнесменов, обращавшихся в Deleteme, сославшись на подписанные соглашения о конфиденциальности, но согласился объяснить логику работы сервиса.
Сотрудники сервиса просят заказчика прислать им список ссылок с негативом, от которых следует избавиться. После этого сотрудники Deleteme ведут переговоры об удалении контента с разместившими его площадками. Клиенты Deleteme интересовались возможностью удаления видео с YouTube-канала «Пограничник», но их убедили что это невозможно, а поскольку блогер разоблачает многих участников рынка, а не кого-то одного, то «негативный эффект от него сгорает». В целом, по словам Шамана, договориться с площадками удается почти всегда. «Выглядит это обычно не так, что „дай нам 5 млн, и мы всё удалим“, а как рекламный контракт. За 5 млн руб. можно удалить всё, но вопрос в том, стоит ли это таких денег. Самый крупный заказ от инфобизнесменов у нас был на 500 тыс. руб., что вообще незначительно для этого рынка», — рассказывает он. По словам Шамана, более частые и платежеспособные заказчики услуг очистки репутации — силовики, для карьеры которых критично отсутствие компромата в сети.
Инфобизнесменов больше всего беспокоят негативные отзывы об их деятельности, размещенные на YouTube и в Instagram, утверждает Шаман. Существуют специальные сервисы для закупки отзывов и их «посева», которыми и пользуются конкуренты. Шаман говорит, что отличить фейковый отзыв от настоящего очень просто: «Это видно по уровню агрессивности. Троллинг в интернете обычно безмозглый: подставной клиент не видит ничего позитивного, всё полностью в негативе. А когда настоящий человек высказывает минусы, то обычно всё-таки приводит и какие-то плюсы». Чтобы справиться с кибербуллингом (так на рынке называют массовое размещение компромата) со стороны конкурентов, Deleteme ищет конечного заказчика негатива. Найдя заказчика, сотрудники Deleteme устраивают ответный кибербуллинг — «причем в гораздо более жесткой форме», — чтобы затем договориться с конкурентом о взаимном удалении материалов.
Подобные атаки ощутимо влияют на деятельность бизнесов, основанных на онлайн-продажах, утверждает Шаман: «Когда их начинают „кибербуллить“, продажи совершенно спокойно могут упасть раз в 10». Впрочем, по словам Аяза Шабутдинова, он проверял, как разоблачения его бизнеса сказываются на продажах «Like Центра», и не фиксировал падения. Отчасти по этой причине он не предпринимал никаких действий, чтобы остановить распространение негатива.
Молчать нельзя отвечать
Профессионалу легко понять, является ли распространение негатива естественным процессом, уверены участники рынка управления репутацией. «Когда происходит резонансное событие, это видно в системах мониторинга. Если в день события видим тысячу упоминаний, а дальше это число постепенно снижается до нуля — это признак естественного процесса. При информационных атаках бывает, что пик проходит, а потом появляются новые всплески», — говорит Inc. основатель агентства Digital Guru Андрей Кузьменков.
Хотя сервис Deleteme зарабатывает на информационных атаках, его технический директор Александр Шаман признаётся, что не до конца понимает, зачем инфобизнесмены тратят на них ресурсы. Иногда он советует заказчикам отрабатывать негатив более традиционными методами: выйти на связь с недовольными клиентами, пригласить их на переговоры, вернуть деньги. «Сделайте всё, чтобы оставить о себе позитивное впечатление. Но часто люди предпочитают начать борьбу. С точки зрения доходности, это, конечно, для нас лучше», — говорит он.
Никита Прохоров из Sidorin Lab также утверждает, что призывает инфобизнесменов укреплять свою репутацию, а не атаковать друг друга. «Если человек решил стать инфобизнесменом, он должен подготовить свой тыл для будущих нападок. Количество негатива прямо пропорционально силе персоны, бренда», — говорит он. Медийная персона легко привлекает клиентов, но ставка на неё имеет обратную сторону. Чтобы создать проблемы для бренда в такой ситуации, достаточно выявить слабые места в биографии лидера, объясняет Прохоров.
Аяз Шабутдинов в течение нескольких месяцев пытался продать образовательный бизнес, чтобы сосредоточиться на другом направлении — коворкингах в регионах. Он утверждает, что сделки не произошло по двум причинам: во-первых, с точки зрения привлечения в «Like Центр» новых учеников, слишком велика роль его личности, а во-вторых, потенциальных покупателей смутила неоднозначная репутация проекта. По его словам, представитель покупателей объяснил ему, что лица, принимающие решение, заметили негатив вокруг Шабутдинова и его проекта и «просто не стали разбираться».
Шабутдинов объясняет претензии в свой адрес человеческой завистью: «Зачем ты раздражаешь нас тем, что хорошо живешь?» Предприниматель считает, что авторы разоблачений пользуются его «кликбейтовым именем», чтобы набрать за счёт них просмотры и популярность, и признаёт, что отсутствие реакции на разоблачения могло отвернуть от проекта часть потенциальной аудитории. «Наверное, мы были неправы, что молчали, потому что, возможно, какие-то моменты уже не получится изменить. Мы просто полностью некомпетентны в пиаре. Это наше слабое место», — заключает Шабутдинов.
PR-директор «Синергии» Надежда Ивкова в ответ на вопрос о способах борьбы с негативом заявила Inc., что целевая аудитория бренда — «думающие» люди, которые «умеют выделять значимое, содержательное и хейт», и «блогеры-хейтеры» для них — это «тоже понятная бизнес-модель существования». Сразу несколько игроков рынка отказались говорить с Inc. о репутации инфобизнеса и собственных брендов.
Научиться у инфобизнеса
Несмотря на очевидные репутационные издержки, инфобизнесмены хорошо умеют привлекать к себе внимание — чего не хватает классическому образованию, считает Александр Ларьяновский из Skyeng: «Классическое образование должно поучиться у инфобизнеса получать удовольствие от обучения». Он объясняет нынешнее засилье некачественных материалов в интернете молодостью рынка онлайн-образования: «Если посмотреть на e-commerce, то там на волне популярности было бесконечное количество фейковых магазинов, которые обманывали. Мне кажется, это [логичный] этап освоения любой отрасли». Роста качества образования ожидает и бизнес-тренер Инал Габлиа. «Сейчас каждый стал источником информации. Рынок трансформируется: все становятся экспертами в своих соцсетях, информации становится слишком много, выделяться всё сложнее. А чем сложнее выделиться, тем качественнее продукт, который действительно стоит потреблять», — говорит он.
Инфоцыгане кто это такие и что им надо
Не то чтобы простить, но вот знать этих ребят в.
Инфоцыгане кто это такие и что им надо? (понять и простить)
Не то чтобы простить, но вот знать этих ребят в лицо нужно. Инфоцыгане кто это такие, как их распознать, чтобы обходить десятой дорогой этих товарищей?
Тема щекотливая и для ее разбора придется использовать всю глубину своего словарного запаса. И кроме этого, будут использованы несколько популярных интернет-мемов в качестве подмоги. Заранее предупреждаю, что в данном материале все совпадения с реальными персонажами – чистая случайность).
Вот такие вопросы рассмотрим в статье:
Как видите, в конце статьи самое интересное. Что делать, если вы сами решили стать таким охотником за “легкими” деньгами и, при этом, не допустив типичных ошибок, которые периодически встречаются в сфере инфоцыганщины.
Кто такие инфоцыгане?
Да так, что и прилипло это выражение к молодым предпринимателям, у которых кроме инфобизнеса больше нет никаких проектов. Зачастую инфоцыганами называют тех бизнесменов, которые продают “инфошлак”.
Инфошлак – это курс, тренинг или еще какая нибудь упаковка инфопродукта, которая гарантирует измеримый результат после его прохождения. А на самом деле то, что находится внутри, никак не связано с результатом, которые получит обучаемый после прохождения курса.
Окей, с “инфо” разобрались. Но причем тут “цыгане”, спросите вы? В данном случае это удачная метафора. Ведь они так же выманивают любыми способами деньги из наивных граждан, как и некоторые инфобизнесмены.
Давайте определимся, что если инфопродукт качественный, да еще и после прохождения которого выдается признанный сертификат международного образца, то это не инфошлак. К тому же в хорошем обучении всегда есть реальная гарантия результата и возможность вернуть деньги.
Но вся фишка в том, что в наших широтах ответственность за результат принято перекладывать с тренера на обучаемого. И это не спроста.
По моему опыту 80% участников подобных мероприятий попросту ничего не делают и поэтому не получают обещанного при покупке курса результата. А потом практикуются попытки свалить всю вину на тренера с возвратом денежных средств.
Почему это стало популярным
Для простоты жизни сделаем вывод, что инфоцыгане это такие люди, которые продают бесполезную для других информацию. Да еще и как продают! Ведь не секрет, что за некоторые курсы участники готовы заплатить до десяти тысяч долларов.
Признаюсь, что долго думал над тем, почему инфоцыганщина обрела такую массовость. И вот к каким выводам я пришел.
Инфоцыгане чаще встречаются в нишах по формуле деньги-за-деньги. Работает это так: заплати мне деньги, и я научу как заработать их намного больше.
Например, создав собственный сверхприбыльный бизнес или получив новую популярную профессию, связанную так или иначе с интернет-маркетингом. Такие курсы и принято называть инфошлаком в большинстве случаев.
И ладно если бы инфоцыганщиной занимались только те, у кого нет или не было реального бизнеса. В последнее время все чаще попадаются на глаза проекты предпринимателей с солидным стажем предпринимательства в реальном мире. Почему образовалась такая тенденция?
Давайте разбираться. Если видите очередной курс по созданию бизнеса, который через год принесет миллион, то возникает вопрос. С какой целью автор методики делится своими наработками, вместо того, чтобы самому создать несколько таких проектов и жить безбедно до конца своих дней?
Ответ очень прост: обучение приносит намного больше денег, чем созданный реальный бизнес. И кроме этого, инфоцыган заранее точно знает, что большинство на курсе ничего не будут делать. Получается, что это заработок на одном из самых порочных стремлений человека: получить что-то “на халяву”.
Ведь по сути продается волшебная таблетка. Прими ее и будет у тебя бизнес, говорит инфоцыган. Выпей красную таблетку и твоя жизнь уже завтра полностью наладится. А А то, что внутри самого курса для подобной трансформации придется впахивать почти каждый день, об этом лучше промолчать.
Иначе продажи у инфошлака будут низкими. Это маркетинг, детка).
Как зарождалась инфоцыганщина на Руси
Если кто нибудь вам будет говорить, что первые инфоцигане появились в столице бывшего СССР, то можете быть уверенным, что ваш собеседник не разбирается в этом вопросе. Первым инфоциганом был скромный дядечка из одного областного центра Украины.
Лихие “не девяностые”
Его единственным продуктом были книги в PDF формате из серии об “успешном успехе”. Еще в 2005 году наш товарищ понял, что если первым перевести с английского на великий и могучий язык книги по маркетингу и личностному росту, то есть возможность сгенерировать отличную прибыль.
Ну а если выдать эти переводы за свое авторство, то можно стать настоящим гуру и учить как делается подобный бизнес своих последователей. Кстати, инфоцыганеще часто сравнивают с сектантами. И я, между прочим, ничего не вижу в этом плохого, ведь действительно между инфобизнесом и сектой много общего. Просто нужно принять это как данность.
Но вернемся к теме. Уже в 2008 году инфоцыгане обосновались в Москве. Продавали они в основном курсы о том, как стать такими же как они. Людьми, которые зарабатывают деньги на мифическом автопилоте. Тот период конца нулевых и открыл нам большинство имен, которые сейчас принято считать не иначе как “отцами российского инфобизнеса”.
Самое интересное, что курсы, которые продавались действительно работали и помогли многим людям заработать свой первый миллион долларов. Это произошло потому, что в ту пору инфоцыгане просто переводили рабочие западные курсы по инфобизнесу, и выдавали все это дело за свою методику.
Этот процесс неумолимо привел к тому, что на рынке появилась целая плеяда так называемых “молодых миллионеров” до 22 лет. Никто до сих пор не взялся подтвердить или опровергнуть такие заработки у подростков.
Но если вы слышите подобную легенду у тренера по бизнесу, то это прямо указывает на то, что перед нами инфоцыган.
Почти наши дни
К середине 2015 года в инфоциганщине наступил кризис перепроизводства. Это когда продукта на рынке больше, чем возможностей у покупателей купить что-либо. Да еще международные “смешные” санкции подкосили платежную способность любителей всякого рода обучения.
Это и стало основной причиной снижения среднего чека на инфошлак. Если раньше люди могли спокойно потратить от 1000 до 10 0000 долларов за обучение, то такие платежи сейчас достаточно редкие. Но наши товарищи и тут нашли выход из ситуации. Они попросту сменили стратегию своего бизнеса.
Современная модель инфоцыганщины
Вот так мы и получили инфоцыганщину в том виде, в котором сейчас наблюдаем. Но думаю, что это еще не предел и в скором времени мы застанем новый виток развития этого явления.
Почему от них нужно прятать деньги?
Если вы ответите для того, чтобы их попросту не отняли, то будете совершенно правы. Даже не смотря на простоту ответа, я специально отвел этому вопросу отдельный раздел.
Удивительно, но есть такие люди, которые годами отдают инфоцыганам свои кровно заработанные деньги. При этом они не получают хоть какую-то пользу от этого обучения.
Это можно даже назвать некой зависимостью, как в случае алкоголя или наркотиков.
Среди таких “инфозависимых” людей есть действительно образованные и грамотные люди, но они продолжают упорно верить обещаниям инфоцыган. Например, возможность заработка 500 000 через неделю, две, месяц, три месяца, три дня.
И если вы хотите совет для такой аудитории от меня, то нужно прятать не деньги. Нужно попросту избегать инфобизнесменов, которые предлагают вам волшебную таблетку. Выбирайте тех, кто честно говорит о том, что нужно действительно много работать, чтобы изменить свою жизнь.
В ответе за тех хомяков
Откуда это идет? Всем известна фраза о том, что умный человек учится на чужих ошибках? Да-да, это из серии народных убеждений).
Мы ведь так не любим допускать любые оплошности, что готовы принести хоть миллион очередному ифоцыгану, чтобы получить мгновенный результат. А там, за красивой рекламной оберткой, тяжелый повседневный труд.
Эта ежедневная работа не гарантирует того, что вы не допустите никаких ошибок. Потому что у каждого человека свой опыт и его нужно просто принять как есть.
Эта крамольная истина доходит не сразу. Но как только участники начинают осознавать, что в жизни все не так просто и работать придется, часть участников обучения отсеивается сама по себе.
Вот и получается, что курс может и не быть инфошлаком, но получает негативные отзывы, вплоть до подачи гражданского иска в суд.
Когда приняли решение заплатить за подобное обучение, то помните, что через три недели ваш уровень мотивации будет не таким сильным, как при покупке продукта. Задайте себе вопрос: готовы ли вы уделять обучению хотя бы час своего времени в день, даже если сил и энергии не осталось?
Если ответ нет, то не записывайтесь в инфопроект. Если да, то примите ответственность за свои результаты в жизни на себя и смело идите вперед, не боясь что у вас что-то не получится.
Но как отличить инфоцыгана от качественного инфотренера?
Продавец воздуха не инфоцыган
На просторах рунета есть книга в названии которой автор с иронией обещает научить продавать воздух. Я когда-то прочел ее. По сути, это всего лишь сборник кейсов учеников, которые проходили обучение у автора бестселлера плюс почти на каждой странице предложение купить курс.
В этом и заключается вся проблема данного бизнеса: когда мы пробуем инфопродукт, то мы его уже купили. Как же распознать инфоцыганщину до того, как записаться на курс? Попробуем отличить где мухи, а где котлеты.
Основные атрибуты инфоцыган
Легенда
У каждого инфоцигана должна быть легенда. Все они пишутся как будто под копирку по одному и тому же сценарию: из грязи в князи. Начинается все с того, что было все плохо, нечем было заплатить по счетам, купить подарок для любимой женщины и так далее.
Затем наступает еще более черная полоса из которой, кажется, уже не выбраться. Но именно в этот момент у героя возникает инсайт, после которого в его жизни все становится понятно. И деньги льются рекой, женщины начинают вдруг страстно обожать главного героя (или мужчины, кому как) льются, и начинаются путешествия по всему миру и …так далее.
Обещание
Если честно, то большинство инфоцыган действительно мастера в составлении продающего предложения (УТП). Главное правило для инфошлака: продукт должен быть таким, чтобы его хотелось купить, иначе его не продать. В обещании описывается текущая реальность потенциального клиента и то, что он получит в будущем после прохождения курса.
Но если вы видите сильно завлекающие заголовки, типа: “Купи курс за 1000 и через месяц зарабатывай по 500 000”, то такое обещание можно смело отнести к инфоцыганщине. Будьте осторожны, реальный тренер предлагает более реалистичные результаты.
Регалии
А здесь может идти до смешного. Этот список один из важных пунктов в копирайтинге и его действительно нужно хорошо заполнить. Но только проблема в том, что у инфо цыган регалии как таковые отсутствуют.
Вот они и пишут все то, что приходит в голову. Например то, что первую продажу совершили в пятом классе, когда продавали жевательную резинку Turbo для своих друзей. Или инфоцыган является президентом “Института Человеческой Доброты”, хотя сам институт – обычный инфопроект данного предпринимателя.
Ну а некоторые просто выставляют фото с известными людьми, дескать это тоже повышает экспертность в глазах простолюдинов).
Считаю, что регалиями могут быть вещи, которые можно очень просто доказать. Например, наличие признанных сертификатов, успешных кейсов, социальных подтверждений (сошиал пруф).
Нестыковки
Таким образом, перед тем как нести деньги в инфопроект, 10 раз проверьте отзывы на независимых ресурсах, которые не принадлежат тренеру. Возможно вы узнаете очень много нового.
На кого охотятся инфоцыгане?
Когда я впервые познакомился с тем как работает инфобизнес, то не мог понять, что его отличает от того же МЛМ. Ладно у сетевиков хоть товар есть, а тут? Но однажды, совершенно случайно, понял, что вся эта система держится на новых людях, которые приносят деньги.
Вскользь уже написал на каких эмоциях играют инфоцыгане, когда пытаются продать свой продукт. А кроме этого, они знают свою целевую аудиторию, своих покупателей в лицо. Давайте рассмотрим кто же эти люди.
Аватар клиента инфоцыган
Список выглядит достаточно жестким, ведь практически каждый из нас, да и я в том числе, может попасть в целевую аудиторию инфоцыган. Но не стоит отчаиваться, ведь чуть выше я дал некоторые рекомендации как отличить инфошлак от качественного инфо продукта.
В стремлении зарабатывать больше денег, “личностно” развиваться или получать пассивный доход, ничего плохого нет. Большинство людей так или иначе может отнести себя к данной категории.
Но существует четкое отличие тех, кто ведется на инфоцыганщину, и тех, кто спокойно обходит это дело стороной. Отличительной чертой людей со второй категории, является стойкий иммунитет к “волшебной пилюле”. И кроме этого, они уже самостоятельно что-то делают в реальном мире, чтобы добиться поставленных целей.
Теперь, при покупке инфопродукта, всегда задавайте себе вопрос: вы покупаете пошаговое изменение своей личности путем планомерной работы или волшебную таблетку? Уверен, что правильный ответ для вас уже известен.
Как бороться с этой напастью
Давайте порассуждаем, кто должен контролировать деятельность инфоцыган. Первое, что приходит на ум – государство. В тех же США существует отдельная законодательная база, которая регулирует деятельность инфомаркетологов, а также защищает права потребителя.
Но в странах бывшего советского союза существует очень много законодательных лазеек, которые используют наши товарищи. Согласитесь, что искушение использовать несовершенство законодательной базы слишком велико, ведь инфобизнес не попадает ни в одну из категорий по КВЭД.
В любом случае, если вы вдруг стали случайной жертвой инфоцыгана, который не хочет отдавать обратно денежные средства, то поможет только один путь.
Как вернуть деньги
Вроде бы все просто, но есть одна деталь, которую стоит учитывать. И она касается пункта 1.
Это означает, что если вы получили весь объем того, что вам обещали, но вы не выполнили все задания, то это не будет являться причиной возврата денег.
Если вам рассказали что и как делать, а вы по разной причине этого не делаете, то это проблема не в качестве курса, а в вашей прокрастинации. Из этого следует парадоксальный вывод: чтобы доказать, что курс или тренинг является инфошлаком, нужно выполнить все задания, которые содержатся в нем.
Несколько советов как стать инфоцыганом
Я не хочу раскрывать детали того, как люди становятся на эту сторону баррикад. В статье достаточно подробно разобрано то, как действуют инфоцыгане. Думаю, что этого более чем достаточно.
Но я верю в то, что инфобизнес может быть качественным и позитивным. И у меня лично есть опыт прохождения действительно добротного обучения, которое изменило мою жизнь к лучшему. Поэтому давайте рассмотрим не то, как стать очередным инфоцыганом, а то, как быть предпринимателем, который поставляет лучшие решения на рынке образовательного бизнеса.
Путь героя
Не гонитесь за миллионами
В инфобизнесе можно работать как на короткое, так и на длинное плечо. Первый вариант дает возможность по быстрому срубить денег. Многие начинающие предприниматели жаждут пойти по этому пути. Ведь по сути не нужно париться по поводу качества продукта.
Кажется, что все просто: сделал лендинг, наобещал золотые горы и дело в шляпе! Но короткое плечо очень быстро заканчивается: вас может настигнуть волна негативных отзывов и тем самым загубить начатое дело.
Играя на длинное плечо, вы достигаете значительно большего эффекта. Да, это трудозатратно и стоит огромного количества внимания с вашей стороны, но это единственно правильный путь в инфобизнесе, так в этой сфере решают долгосрочные доверительные отношения между клиентами и продавцом.
Выполняйте свои обещания
Сделав запуск нового продукта, есть вариант, что по не зависящим от вас обстоятельствам никто из участников не сможет получить результат. Если это так, то четко держите свое обещание и выполните возврат денег, если это было оговорено заранее.
Кроме того, если вы обещали провести 20 живых встреч в виде тренинга, то обязательно отработайте такое количество мероприятий, даже если в какой-то из дней вам просто будет хочется валятся на диване и тупить новый сезон сериала “Миллиарды”.
Постоянная отшлифовка
Даже если вы сделали крутой продукт, то это не значит, что теперь можно сидеть на одном месте ровно и пожинать плоды своего труда. Придется постоянно изучать рынок и отслеживать самые лучшие решения в выбранной нише.
Отдавайте больше
При грамотном составлении оффера проблем с продажами быть не может. Намного сложнее предоставить качественную услугу. Часто инфобизнесмены обещают намного больше, чем потом отдают в ходе обучения.
Поступайте наоборот, контринтуитивно: обещайте меньше, чем собираетесь давать. Эта стратегия позволит сразу выделиться среди конкурентов. А дальше заработает сарафанное радио и вас начнут попросту рекомендовать довольные клиенты.
Знать кто такие инфоцыгане и что им надо, обязан почти любой человек, который делает покупки в Интернете. И данная статья будет вам отличным подспорьем как не нарваться на очередной инфошлак, выдаваемый за качественный продукт.
Если данная статья принесла вам пользу, то поделитесь ею со своими друзьями в соцсетях. И поставьте 5 звезд чуть ниже. Это будет обратной связью для меня при написании следующих материалов.