интерактивный музей что значит
Интерактивный музей и клубный час как средство социализации дошкольников
Титова Наталья Анатольевна
Интерактивный музей и клубный час как средство социализации дошкольников
Современные требования, предъявляемые к работе в детском саду, требуют от педагога, постоянного поиска интересных форм работы с детьми.
Музей как хранилище культурного наследия человечества, произведений искусства обладает огромным потенциалом в деле воспитания и образования детей. Актуальность этого направления в деятельности музея нельзя недооценивать, поскольку ценностный ресурс музея чрезвычайно велик.
Интерактивный музей – экспозиция, где можно и нужно смотреть, трогать, думать.При его создании в образовательном пространстве педагог преследует цель: сделать тему более доступной для изучения.
Интерактивность – основной методический приём в работе современного музея, когда он перестаёт быть хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.
Применение интерактивной методики в музейной среде способствует организации качественной совместной работы педагога с детьми, достижению целей воспитания и обучения, более гибкому использованию универсальных дидактических методов.
А. Г. Асмолов отмечает, что технология развития дошкольного детства – это технология развивающего взаимодействия. Педагогическая работа с детьми с использованием интерактивного музея, по мнению Ткаченко Е. Ю., Зайцевой Е. В., отвечает данной технологии. Существует целый ряд проблем, с которыми сталкиваются музейныепедагоги в своей работе: это и органично вписанное место выставки в групповом пространстве и отсутствие копий (дубликатов) экспонатов. В последнее время ведущим методом в многоступенчатой системе музейного образования становится интерактивный музей.
Подразумевается, что в арсенале технологий такого музея присутствует слайд – шоу, панорамные проекции, виртуальная реальность, аниматрониксы и много другое.
Современные музеи стали часто проводить такие мероприятия как «Ночь в музеи», «Ночь искусств в музеи», формируя свой имидж не только через экспонат, но и через деятельность. Организация мини мастерских с привлечение педагогов дополнительного образования».
Какие же преимущества даёт использование интерактивных методов в воспитательно – образовательном процессе?
Преимуществом интерактивных методов перед обычной экскурсией, безусловно является наличие обратной связи между педагогами и воспитанниками.
При такой активности у педагога имеется возможность модифицировать подачу материала, как бы «настроить её именно под данную группу детей.
Если говорить собственно об интерактивных экскурсиях и занятиях, то их отличает следующие.
1. Изначально воспитанники выступают постоянными соучастниками
Демонстраций различных опытов, в качестве демонстраторов опытов, и зачастую самим «объектом» демонстрации. Всё это значительно увеличивает долю слушателей, настроенных на восприятие информации.
2. При интерактивном способе подачи информации каждый ребёнок получает возможность продемонстрировать свою эрудицию и сообразительность, а это повышает привлекательность всего происходящего и включает соревновательный момент.
3. Надо отметить, что опыты, в которых воспитанники принимают участие в качестве демонстраторов и, тем более объектов демонстрации, легко и полезно превращать в соревнование. Тогда повторение является не скучной вещью, а элементом зрелищного атракциона.
Помимо интерактивных методов существуют так называемые интерактивные экспозиции. Их отличает тот момент, что иногда необходимы активные действия посетителя в различных формах, включающих непосредственный контакт с интерактивным экспонатом или участие в каком – либо интерактивном действии.
При непосредственной работе с интерактивными экспонатами ребёнок сам становится активным действующим лицом.
При общении с экспонатом он может самостоятельно задать программу действий и тем самым реализовать свой исследовательский потенциал. Чтобы не потерять саму музейную атмосферу, её культурологический аспект экспозиций необходимо рациональное сочетание традиционных и интерактивных форм подачи материала.
Как только при проведении экскурсии педагог задаёт детям вопрос и получает на него осмысленный ответ, это и есть начало использования интерактивного метода. А интерактивным становится экспонат, который можно трогать и который по – разному откликается на различное воздействие, давая ответы на ваши вопросы, предположения и догадки.
Проектируя такую среду, педагог обязан самого начала продумать, как можно организовать взаимодействие ребёнка с воспринимаемым материалом.
Иными словами,поставить перед собой вопрос: что будет делать ребёнок в данном пространстве: в чём участвовать (отсюда термин «участвующие композиции», какие действия совершать, каким образом проявлять свою сообразительность и другие качества? Такой музей должен подойти к детям. Чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что – нибудь сделать своими руками (ночь искусств в музеи). Интерактивный музей создаёт условия, позволяющие ему не только «хранить и показывать, но и обеспечивают активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре.
Посетители «музея» (воспитанники, педагоги, родители) являются активными участниками создания музейной среды.
Они активно взаимодействуют между собой, создавая особое музейное пространство, выступают участниками процесса.
Дошкольникичувствуют свою причастность к формированию экспозиции: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты и часто становятся экскурсоводами.
Например,в одной группе: плетут весняночки из разноцветной пряжи
В другой весняночек из бисера
В третьей подснежники из бумаги, или другого материала
Дети самостоятельно выбирают в какую творческих мастерскую они могут пойти. Координатор (старший воспитатель, или заведующая, помогают детям сделать выбор, то есть проговаривают «Меню дня» что и где и с кем из педагогов ребята могут научиться делать.
Дополнительное образование как средство успешной социализации дошкольников Становление личности ребенка начинается с его рождения – в этот период обучением и воспитанием малыша занимается мама. Задача воспитателей.
Труд, как средство социализации детей старшего возраста Труд, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное детство-период первичной социализации личности. В этот.
Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Грачева О. Ф., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» г. Губкин, Белгородская область МИНИ-МУЗЕЙ КАК.
Музеи Санкт-Петербурга. Интерактивный музей «Киберсказка» Этот музей открылся месяца три назад. В прошлую субботу мы с внучками посетили это сказочное место, совместившее в себе русские традиции.
Педагогический проект «Музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Краткая аннотация проекта Целью данного проекта является обоснование эффективного использования музейной педагогике в педагогической практике,.
Проект «Интерактивный музей куклы» Перспективное планирование «Интерактивный музей куклы» (старшая группа) 1 полугодие Мероприятия сентябрь октябрь ноябрь декабрь Занятие.
Проект «Интерактивный музей «Ситцевая радуга» Перспективное планирование «Интерактивный музей «Ситцевая радуга» в подготовительной группе. Месяц. Мероприятия. Сентябрь. 1. НОД «Что мы.
Выступление на педагогическом совете. «Современные технологии эффективной социализации дошкольника. Клубный час» Выступление на педагогическом совете. Тема: «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации.
Наука успеха: как создать интерактивный музей
Наука опять входит в моду, а благодаря таким персонажам, как Илон Маск, космосом и экспериментами с электричеством начинают интересоваться дети и подростки. Ответом на этот запрос стали «живые» музеи занимательных наук, один за другим открывающиеся в крупных городах России. В них можно не только смотреть, но и трогать экспонаты руками, вертеть ручку динамо-машины, мешать кислоту с щелочью и делать десятки других, не менее важных и интересных вещей.
Но, к сожалению, по прошествии короткого времени некоторые из них закрываются или превращаются в пародию на популяризаторское шоу. Каких просчетов нужно избегать, чтобы научно-музейный стартап не обернулся эпическим провалом? Интересен одного из самых успешных проектов такого рода — интерактивного музея «Лабораториум», открытого в Ростове-на-Дону социальной предпринимательницей Екатериной Беляк. В 2016 году она стала лауреатом премии «Импульс добра» — за вклад в развитие социального предпринимательства.
Лаборатория волшебства
Однажды трехлетний мальчишка играл во дворе. Под ногами, как обычно, путался вездесущий кот. Малыш решил погладить мурчащего приставалу — и отпрянул: по шерсти пробежал разряд.
«Это электричество — такое же, как во время грозы», – засмеялся отец, видя недоумение сына.
Мальчуган был поражен: значит, молнию можно приручить? И если природа — это большое ласковое животное, кто гладит его по спине?
Трехлетнего кошкоиспытателя звали Никола Тесла. Через много лет он научился подчинять себе молнии.
Имя кота, наследившего в истории, мировая общественность так и не узнала. Но именно этот хвостатый «громовержец» стал, по сути, первой передвижной инсталляцией в импровизированном научном шоу.
Разумеется, в современных экспозициях занимательного естествознания нет экспонатов, которые значились бы по описи как «кот шерстяной, 1 шт.». Чем же сегодня можно поразить воображение будущих эйнштейнов? Ответ на этот вопрос знают в «Лабораториуме» — интерактивном научном музее, который уже три года работает в Ростове-на-Дону.
Для местной детворы это настоящая страна чудес. Три этажа «очевидного невероятного»: зеркальные и лазерные лабиринты, математические головоломки, путешествия по виртуальным мирам и далеким планетам, эффектные химические опыты — все это превращает скучную учебу в настоящее волшебство.
Создательница царства научной фантастики — многодетная мама Екатерина Беляк. В прошлом году она стала лауреатом Премии «Импульс добра», учрежденной Фондом «Наше будущее» за достижения в области социального предпринимательства.
Секретов своего успеха Екатерина не скрывает. Напротив — охотно делится ими с коллегами, которые горят желанием открыть собственный интерактивный музей. По мнению хозяйки «Лабораториума», главное — избежать ошибок, которые могут стать фатальными для проекта.
Ошибка первая: «война план покажет»
Как не надо. Некоторые предприниматели запускают стартап, не проведя предварительно детального исследования рынка.
Как надо. Екатерина Беляк: «Прежде всего необходимо оглянуться вокруг и понять, что уже есть в нашем городе. Куда мамы водят детей после школы? Кто может их принять? Какие учреждения дополнительного образования уже существуют и что они предлагают? Нужно все это проанализировать, и тогда станет ясно, какую нишу вы можете занять».
Ошибка вторая: изобретаем велосипед
Как не надо. Некоторые создатели интерактивных музеев, пытающиеся заинтересовать школьников наукой, сами при этом новациями не интересуются и игнорируют наработанный другими опыт.
Как надо. Екатерина Беляк: «Важно провести полный мониторинг всего, что имеется интересного в этой сфере — и у нас, и за рубежом. Не пожалейте времени, поищите информацию на эту тему в интернете, познакомьтесь с чужим опытом, узнайте о лучших практиках и методиках. Некоторые из них вы сможете усовершенствовать и адаптировать к своим условиям».
Ошибка третья: этот смутный объект желания
Как не надо. Бывает, что предприниматель не слишком четко представляет себе, для какой категории населения он работает.
Как надо. Екатерина Беляк: «Вы должны понять, кто ваш клиент. В нашем музее, к примеру, это два основных разряда посетителей: школьные группы и семьи. Каждая из этих категорий предполагает особый подход, свою систему работы. Именно от этого надо отталкиваться, разрабатывая специальный набор программ и в первом, и во втором случае».
Ошибка четвертая: страшный зверь однообраз
Как не надо. Некоторые предприниматели покупают минимальный набор стандартного оборудования для научных шоу — и пытаются быстро «отбить» деньги, колеся с «фокусами» по стране.
Как надо. Екатерина Беляк: «Необходимо создавать разные форматы для посетителей. Нельзя скатываться на уровень шоу-рума. Мне приходилось видеть подобные представления: это удручающее зрелище. Посетители должны иметь большой выбор программ. Поэтому мы все время предлагаем им что-то новое. Если какие-то форматы не пользуются популярностью, мы их откладываем. А если «выстреливают» — развиваем. Лично я, анализируя какой-то проект, стараюсь взглянуть на него с трех точек зрения: как ребенок, как мама и как организатор».
Ошибка пятая: музей без друзей
Как не надо. Часто стартаперы рассчитывают только на себя и не пытаются создать партнерские отношения с государственными и частными структурами.
Как надо. Екатерина Беляк: «Не стоит бояться контактов, ведь один в поле не воин. Нужно обязательно налаживать взаимоотношения с региональным министерством образования. Конечно, если вы просто придете к чиновникам и скажете: «У меня есть хороший проект, присылайте ко мне в музей школьников» — никто вам никого не пришлет. Но, если вы предложите им помощь в решении каких-то социальных вопросов, закроете «проблемные» участки, вами обязательно заинтересуются.
Еще один важный партнер для интерактивного музея — это, конечно, вузы. Совместно с ними можно разрабатывать различные научные программы, устраивать конкурсы, организовывать мастер-классы. Я сотрудничаю со всеми местными вузами, вплоть до консерватории — музыка тоже нам часто бывает нужна. Кроме того, я налаживаю партнерство и с турфирмами: ведь в наш музей едут посетители не только со всей Ростовской области, но и из соседних регионов».
Ошибка шестая: потерянные в бухгалтерии
Как не надо. Иногда начинающие предприниматели выбирают организационную форму для своего предприятия, не изучив предварительно все ее плюсы и минусы.
Как надо. Екатерина Беляк: «Мы осознанно выбрали форму ИП, потому что она дает финансовую свободу. Музею все время нужны средства на текущие расходы: то на ремонт экспонатов, то на буклеты, то на закупку материалов для мастер-классов. ИП предоставляет такую возможность: через кассу прошел чек, я заплатила налог — и вот уже располагаю свободными деньгами. Это очень удобно.
Правда, нужно учитывать и такой нюанс: будучи индивидуальным предпринимателем, я не имею права подать документы на многие гранты. Для этого больше подходит форма НКО».
Ошибка седьмая: логистический хаос
Как не надо. Не все предприниматели правильно просчитывают количество потенциальных клиентов. В результате в одни месяцы музей пустует, в другие — бывает переполнен.
Как надо. Екатерина Беляк: «Один из ключевых вопросов, на которые нужно заранее найти ответ: сколько групп и свободных посетителей одновременно может принять музей? Необходимо просчитать логистику, и отталкиваться от этих вычислений при формировании цены билета. Кроме того, полученные данные необходимо разложить по месяцам и решить: с помощью каких программ вы будете «закрывать» те периоды, когда наплыва посетителей не ожидается. К примеру, на майские праздники многие ростовчане традиционно уезжают на пикники. Мы в это время устраиваем «Фестивали мудрости» для пенсионеров. Это не просто заполнение музея, но и мощная реклама. Ведь у бабушек есть внуки. А кто у нас главный информатор в городе? Конечно, пенсионеры».
Ошибка восьмая: не экономить
Как не надо. Многие переплачивают за дорогостоящие инсталляции и экспонаты — вместо того чтобы проявить креативность.
Как надо. Екатерина Беляк: «Оборудование для музея часто стоит очень дорого. Но если мы не можем что-то купить, это не значит, что нужно отказываться от идеи как таковой. К примеру, мне хотелось приобрести зеркальный лабиринт, но цена была слишком высокой: 700 тысяч рублей. Я задумалась: а как он устроен? Поискала в интернете — и нашла информацию о принципе его работы. В результате лабиринт мы сделали своими силами, и обошелся он всего в 150 тысяч. Нужно подходить к делу творчески, привлекать инженеров, аспирантов, студентов — они могут много интересного придумать».
Ошибка девятая: слишком экономить
Как не надо. Не все неомузейщики щедры на скидки для неплатежеспособных посетителей: мол, сами еле выживаем, вот раскрутимся — может, тогда уж…
Как надо. Екатерина Беляк: «Представители многих социально незащищенных категорий населения посещают наш музей бесплатно, к примеру дети-инвалиды или воспитанники интернатов. Для них мы разработали специальные программы. Мы и в деревни часто выезжаем, проводим фестивали науки — тоже бесплатно, разумеется.
Не нужно бояться «социалки». Она выгодна не только в моральном плане — хотя этот аспект, конечно, важнее всего. Если ты социальный предприниматель — не бойся делать добро. Завоевывай авторитет: это очень важно, когда ты выстраиваешь отношения с партнерами, в том числе государственными. Отдавай все, что в твоих силах. Ты получишь больше».
Прикоснуться к истории: зачем музеям виртуальная реальность
Технологии виртуальной реальности позволяют моделировать любую ситуацию и находят применение не только в промышленности, но и в сфере досуга. За счет своей иммерсивности, VR позволяет посетителям музеев и выставок взаимодействовать с экспонатами, превращая обычный поход в музей в запоминающееся приключение. Именно поэтому музеи по всему миру внедряют VR-технологии: Национальный музей Финляндии позволяет посетителям оказаться внутри старинной картины, в Галерее Тейт в Лондоне воссоздали студию художника в VR, а посетители Национального музея естественной истории в Вашингтоне и вовсе могут увидеть процесс эволюции своими глазами.
Использование новых технологий позволяет музеям увеличить число посетителей, популяризировать историю и получить больше внимания со стороны СМИ, что положительно влияет на их репутацию.
Галерея Тейт: людям нравится интерактивность
По статистике ассоциации главных туристических достопримечательностей Лондона ALVA, с 2015 по 2018 год Галерея Тейт поднялась в пятого на первое место по посещаемости в британской столице. Этот музей активно внедряет технологии, проводит интерактивные выставки и инсталляции для посетителей, используя VR и другие технологии. В то же время, более традиционные музеи, такие как Британский музей и Национальный музей истории, с каждым годом только теряют посетителей (например, в последнем за период с 2013 по 2017 год стало на 1 млн ежегодных посетителей меньше). Статистика говорит о том, что людям интереснее посещать интерактивные выставки, поэтому внедрение VR способствует привлечению посетителей.
Один из примеров внедрения VR Галереей Тейт: в 2017 году с помощью виртуальной реальности там воссоздали мастерскую художника Амедео Модильяни в рамках выставки, посвященной его творчеству. Посетители могли побывать в Париже вековой давности и увидеть место, где в свое время творил художник.
VR в Российских музеях: подводная лодка из «Титаника» в VR
Российские музеи также не обходят этот тренд стороной. В Дарвиновском музее в Москве создали виртуальный тур по пещере неандертальца, а Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина предлагает виртуальный тур по всему музею, доступный из любой точки мира.
Команда разработчиков iVariant недавно воссоздала подводную лодку «Мир» для Музея Мирового Океана в Калининграде. В свое время эта подлодка участвовала в поисках обломков Титаника, а позже была снята в одноименном фильме.
Подводная лодка «Мир» уже была частью выставки в Музее Мирового Океана. Проблема была в том, что посетителям не разрешалось заглянуть внутрь из-за консервации объекта. Задачей VR-проекта было показать гостям музея, как выглядит подлодка изнутри. При этом у разработчиков не было доступа к объекту и воссоздавать лодку пришлось по архивным фото, чертежам и общению с экспертами.
Команда iVariant не только воссоздала подлодку в VR, но и добавила в проект возможность почувствовать себя исследователем: управлять подлодкой, погружаясь на дно океана. «Сложнее всего было найти баланс между реалистичностью проекта (ведь задача музейных экспонатов передавать достоверную информацию) и удобством пользования для посетителей, — говорит Виталий Степанов, руководитель направления разработки индивидуальных решений iVariant. — Пришлось сделать некоторые упрощения, например, сократить погружение с двух-трех часов реального времени до 30 секунд. Длина всей подводной миссии не больше пяти минут, чтобы другим посетителям не пришлось долго ждать своей очереди».
Особенности VR в музеях
Преимущество VR-технологий в том, что можно взять лучшее из реальности и изменить любые параметры, чтобы подстроиться под аудиторию и цель проекта. Для музейной индустрии VR открывает больше возможностей: можно позволить людям прикоснуться к истории, но сделать это в интерактивном формате, который заинтересует посетителей.
Существует мнение, что VR — это сильная конкуренция для музеев, ведь если люди могут увидеть ту же выставку, не выходя из дома, поток посетителей уменьшится. Уже сейчас доступны целые туры в виртуальной реальности, как, например, в Институте Франклина в Филадельфии. Если музейные VR-туры станут доступны из любой географической точки, прекратят ли посетители посещать музеи? Чтобы избежать подобной проблемы, при внедрении VR-проекта в музей, важно, чтобы виртуальная реальность дополняла выставку, а не заменяла ее.
В случае с подлодкой «Мир», разработчики iVariant ориентировались не только на возраст аудитории (музей часто посещают дети), но и на контекст самой экспозиции. Сюжет проекта перекликался с тем, что посетители могли видеть на витринах. Именно так достигается наибольшее погружение в тему выставки, а гости музея получают положительные эмоции от посещения.
В целом, виртуальная реальность не только находит применение в музейной индустрии, но и позволяет музеям перейти на другой уровень, популяризируя историю, искусство, науку и привлекая новую аудиторию. Для посетителей музеев важно с легкостью погрузиться в тему выставки и узнать об экспонатах как можно больше, получить новые впечатления, что и позволяет сделать VR. С помощью виртуальных технологий посетители могут не только увидеть старинные экспонаты, но и «прожить» историю, увидеть прошлое своими глазами.