инженер по тестированию что это за профессия
Тестирование ПО: суть профессии, требования и заработная плата
Разработка программного обеспечения — сфера, которая будет в ближайшее время только расти, несмотря ни на эпидемию, ни на экономический кризис. Соответственно, будет увеличиваться дефицит технических специальностей, связанных с разработкой.
Одна из них — тестирование ПО. Забегая наперед, скажем, что в тестировщиках нуждаются практически все компании, которые занимаются созданием программного обеспечения и сервисов. Что касается порога входа, требований, которые предъявляются к разработке ПО и размере заработной платы тестировщиков, то в этом вопросе поможет разобраться преподаватель курса GeekBrains «Тестирование ПО» Максим Засецкий.
QA, QC и тестирование
Тестирование программного обеспечения — обширное понятие, которое включает планирование, проектирование и, собственно, выполнение тестов.
Из чего состоит сфера тестирования ПО
QA (Quality Assurance) — обеспечение качества продукта. QA-специалист контролирует и обеспечивает качество работы продукта компании. Он отвечает и за отдельные этапы разработки софта. В частности, за выбор инструментов для разработки, предотвращение возможных проблем. Еще он участвует в процессе совершенствования продукта. QA охватывает все этапы разработки, включая описание проекта, собственно, тестирование, релиз и, зачастую, пост-релизный этап.
QC (Quality Control) — контроль качества продукта. Задача QC-специалиста — проверка конкретного продукта, что включает анализ кода продукта, дизайна, плюс тестирование. QC-инженер разрабатывает стратегию тестирование вполне определенного тестирования, взаимодействует с разработчиками и организует само тестирование.
Специалист по тестированию занимается выполнением тестов. Тестированием называют проверку соответствия результатов работы программного продукта на соответствие заданным критериям. Тестировщики занимаются тестированием всего продукта в целом или же отдельных компонентов. Тестирование играет важнейшую роль в обеспечении качества продукта.
Кстати, есть внешнее ответвление — современное направление тестирования Developer in test. Специалисты этого направления — вроде как и разработчики, но занимаются они обеспечением качества разрабатываемого продукта.
Что должен знать и уметь хороший тестировщик?
Исходя из всего, что сказано выше, сложно выделить конкретные знания или умения. Все сильно зависит от проекта, на котором работает специалист, соответственно, и от стека технологий, которые на этом проекте используются.
Если говорить о джуниорах, то здесь можно выделить общие навыки:
Хорошие знания в клиент-серверной архитектуре.
Хороший тестировщик должен понимать механизм взаимодействия веб-приложений, уметь локализовать проблему вне зависимости от того, возникла ли она на фронтэнде или бэкенде.
Специалисту необходимо иметь базовые навыки использования специализированного софта, уметь использовать инструменты devTools, иметь представление о работе снифферов, знать базовые команды консоли Windows.
Крайне важны soft-скиллы:
Умение общаться с коллегами.
Умение ясно излагать мысли.
Способность четко описать проблему разработчику.
Умение работать с документацией.
Понимание стандартов разработки ПО.
Готовность доказать и отстоять свою позицию, основываясь на документации или здравом смысле.
Существует мнение, что профессионалом в сфере тестирования можно стать через 3 года, при условии наличия технического бэкграунда. В первый год молодой специалист начинает понимать, что от него требуют, во второй год — понимает, как нужно выполнять то, что от него требуют, на третий — пытается улучшить выстроенный процесс, добавляя свое видение.
Что касается тестировщиков с большим опытом и обширными знаниями, то им крайне необходимо постоянно расширять навыки, следить за тенденциями в мире IT, искать новые подходы к решению вчерашних задач и всегда быть «на волне».
В разных компаниях требования к тестировщиком отличаются. Кому-то нужны Developer in test, а для кого-то важнейшую роль играют софт-скиллы специалистов.
Мифы о тестировании ПО и тестировщиках
Почему-то все более распространенным становится заблуждение, согласно которому тестировщики занимаются тем, что просто нажимают на кнопки и вводят рандомную информацию в разные поля программы. На самом деле это не так, если бы тестировщики хаотично нажимали на кнопки и вводили случайные данные, то результаты тестирования никакой ценности для разработчика не принесли бы. Результаты представляли бы собой неструктурированную информацию из которой невозможно получить представление о том, насколько качественным получился продукт и насколько удобен он для пользователей. У тестировщиков всегда есть стратегия работы, план, который позволяет получить объективное описание актуального состояния продукта.
Второй миф заключается в утверждении, что тестировщики ответственны за качество ПО. На самом деле, ответственность за качество разработки продукта несет вся команда. Тестировщики же помогают улучшать качество разработки, а также выявляют проблемы на ранних стадиях.
Третий миф — тестировщиков очень много. На самом деле хороших специалистов на рынке мало. Много тех, кто выкладывает резюме с пометкой «тестировщик», не понимая сути тестирования ПО.
Востребованность профессии и доходы тестировщиков ПО
По данным зарплатного калькулятора Хабр Карьеры, средний размер заработной платы тестировщика составляет чуть больше 96 тысяч рублей в месяц. Конечно, это среднее значение. Есть те, кто зарабатывает значительно меньше, скажем, тысяч 30, а есть и те, кто получает в 10 раз больше — около 300 тысяч рублей.
Средняя з/п тестировщика ПО в первом полугодии 2020 года
Профессионалы примерно одного уровня, выполняющие один и тот же пул задач в столице и в регионе могут получать сильно отличающуюся зарплату. В Москве это 100+ тысяч рублей, в регионах — 40-50 тысяч рублей, а в некоторых случаях и вовсе 20-30 тысяч.
Если сравнивать уровень зарплаты тестировщиков в РФ и за рубежом, то разница в среднем 30-50%.
Источник картинки https://habr.com/ru/post/446650/
Плюс можно сравнить еще разброс уровня заработной платы в зависимости от региона — Евросоюз, СНГ, США и Канада, РФ.
Источник картинки https://habr.com/ru/post/446650
Наш зарплатный калькулятор показывает и список навыков, которыми владеют тестировщики ПО:
Кто такой инженер по тестированию и стоит ли на него учиться
Раскладываем по полочкам новую профессию.
Если вы знаете язык программирования, вы можете стать разработчиком и писать код. Если знаете математику, можете стать дата-сайентистом и извлекать знания из биг-даты. Если разбираетесь в людях, бизнесе и технологиях, можно стать продактом и рулить продуктом в целом.
А кто такой инженер по тестированию? Говорят, что это хороший трамплин в ИТ. Разберёмся.
На микроволновках
Допустим, в компании решили создать бытовую микроволновку.
Продакт-менеджер:
Коллеги, нам нужно устройство, в котором люди смогут разогревать блюда, но без нагревательного элемента. Чтобы работала быстро. Размер такой-то. Нужна дверца. Обязательно таймер.
Разработчик:
Для этого подходят микроволны. Потребуется сделать вращающуюся платформу и фарадееву клетку.
Продакт:
Ничего не понял, делайте.
Инженер по тестированию:
Постойте!
Инженер по тестированию:
От какого напряжения будет работать? Какая будет защита от перепадов? А если включить в розетку вдвое менее мощную? Что там можно будет греть, а что нельзя? Что если включить с открытой дверцей? Что будет, если греть воду? Что если греть камень? А сталь? А кота? А динамит? А если поджечь фитиль? А если туда ничего не положить и включить?
Это и есть работа тестировщика: убедиться, что продукт работает нормально в штатных и внештатных ситуациях. По-умному будет так: «Насколько реальное поведение продукта совпадает с ожидаемым и как это отразится на опыте пользователя?»
Какие бывают
В ИТ-среде в связи с тестированием и качеством принято три обозначения:
QA — quality assurance, самый главный по качеству;
QC — quality control, контролёр качества;
В разных компаниях эти обозначения могут сливаться или дополнительно разделяться, но в целом картинка такая.
QA — это тот, кто думает о качестве продукта в целом, причём не только о конечном коде, но и всего процесса разработки. Например:
Как понять пользовательские сценарии, в которых вероятнее всего возникнут ошибки? Как их собрать? Как систематизировать? Как ничего не упустить? (Например, как понять, какие именно предметы люди могут догадаться засунуть в микроволновку, и как защититься от идиотов, которые засунут туда динамит?)
Как соединить запросы людей, требования бизнеса и реальные возможности продукта с точки зрения качества? Что если наш продукт совсем не делает то, чего пользователи могут ожидать? Например, если они будут сушить в микроволновке кошку — это чья проблема? Будем ли мы с этим что-то делать?
Кто, как и в каком порядке будет исправлять ошибки? Как мы будем повторно тестировать места с ошибками?
Что и как тестировать от версии к версии программы, чтобы это было достаточно быстро, но не в ущерб качеству?
Можно представить, что QA — это директор по качеству, главный человек на пути у багов. Он не менее важен, чем главный архитектор или ИТ-директор. Многие его функции могут пересекаться с функциями других ИТ-директоров.
QC — это тот, кто сфокусирован на тестировании самого продукта:
Что именно тестируем? Какие функции, кнопки, состояния, сценарии?
Какие результаты тестирования нам нужны? Какие исходы правильные, а какие — ошибки?
Как автоматизируем тесты? Что нужно обязательно пройти ручками?
Как синхронизировать работу нескольких тестировщиков? Как распределить задачи, области, слои?
Можно представить, что это такой главный бригадир тестировщиков. Его работа — чтобы тесты шли ровно и чётко, без проблем. Разумеется, очень полезно, если он умеет непосредственно тестировать.
Тестировщик — это тот, кто тестирует продукт: проходит его ручками или пишет автоматические тесты; описывает баги; общается с разработчиком по поводу этих багов; заново тестирует исправленное.
Зачем столько тестировщиков
Когда продукт маленький, функция тестировщика может лежать на самом разработчике: сам написал код, сам проверил работу. Никакие QA и QC в маленьком продукте не нужны — там всё решается быстро и компактно.
Но продукты имеют свойство расти: сначала там один разработчик, потом трое. Каждый протестировал свою часть продукта, а кто протестирует продукт в целом и проверит «стыки»? Нужен тестировщик. Продукт продолжает расти, и вот уже у нас не один тестировщик, а пятеро: как сделать так, чтобы они не тестировали одно и то же? Или тестировали, но по правильной методике? Значит, им нужен бригадир — QC.
Не успели оглянуться — и вы уже делаете массовый веб-сервис, у вас несколько сотен тысяч клиентов, а сам сервис состоит из десятков модулей. И часть модулей делают в Москве, другую часть — в Санкт-Петербурге, третью — в Екатеринбурге. У каждого офиса своя атмосфера, куча собственных нюансов и проблем. И вот это всё нужно «причесать», чтобы внутри и на стыках этих модулей не было багов. Над этим работают десятки тестировщиков, несколько QC и один большой важный QA, который управляет тестированием.
Что делает тестировщик
Тестировщику дают продукт и требования к нему (документацию). Он всё это изучает и сопоставляет. Придумывает, как это всё тестировать. Его задача — проверить, чтобы продукт исполнял возложенные на него обязанности по документации, а потом — проверить всякие нештатные ситуации и предложить улучшения.
Само тестирование происходит по множеству разных сценариев. Например, так:
Тестировщик открывает продукт как пользователь и проходит все стандартные сценарии — как будет происходить у 80% всех людей. Все баги фиксирует.
Потом он может пройти кромешные варианты — например, если у человека очень длинное имя или трёхзначный возраст. Например, если у вас интернет-магазин, то что будет, если в нём закажет товар Его Пресвятое Величество Константин Константинович «Навуходоносор II» Константинопольский?
Можно попробовать взломать продукт: вместо имени ввести код; добавить в корзину бесконечное количество товаров; добавить в корзину −1 (минус один) товар; добавить в корзину больше 40 тысяч товаров (и перегрузить переменную счётчика товаров); поискать в строке поиска «Войну и мир» (полный текст).
Можно представить, что у пользователя дефектное устройство: например, ввод происходит бесконечно быстро или вместо русских букв в поле ввода вставляются картинки. Как тогда поведёт себя программа? Все находки фиксируются в багтрекере.
Какие-то из этих тестов можно автоматизировать: пишется специальная программа, которая симулирует действия пользователя и сравнивает результаты с эталоном. Другие тесты обязательно проходятся ручками.
Отдельная кухня — это то, как тестировщик фиксирует баги и доносит их до разработчика. Ведь одно дело сказать «Я нашёл ошибку», и совсем другое — сделать так, чтобы разработчик тоже смог её найти и исправить. Поэтому хороших тестировщиков учат грамотно описывать баги.
В некоторых компаниях тестировщик предлагает улучшения продукта с точки зрения логики, интерфейса или текста. Раз человек пользуется продуктом много и часто, есть смысл его послушать.
Почему говорят, что это трамплин в профессию
С одной стороны, стать тестировщиком проще, чем программистом: не нужно знать языки программирования и математику. Программирование и понимание алгоритмов потребуется только для автотестов, и это не так сложно, как обычная продуктовая разработка.
С другой стороны, тестировщики очень важны: ни одна уважающая себя компания не будет запускать продукт без внимательного тестирования. Везде, где есть разработчики, будут и тестировщики.
Так как профессия довольно молодая, спрос на специалистов есть, и найти работу реально.
Где учиться
На тестировщиков постепенно начинают учить везде, где учат на разработчиков. В Практикуме тоже: посмотрите наш бесплатный тренажёр для тестировщиков и приходите осваивать новую профессию — с наставниками и чёткой системой роста это легко и приятно. Мы обучаем ребят до уровня QC: то есть помогаем научиться самому тестированию и организации работы тестировщика. До уровня QA люди уже доходят самостоятельно.
Если вы не знаете, чем заняться ближайшие 15 лет, — идите в дата-сайенс, помогите нейросетям захватить мир.
Четыре стратегии повышения дохода, если ты владеешь хотя бы одним языком программирования.
Почти как обычные функции, только стрелочные.
Простое введение в сложный язык.
Знакомимся с коллинеарностью.
Как они работают и что у них внутри
И зачем он фронтенд-разработчику.
Почему на нём программируют до сих пор.
И почему так страшен стек-оверфлоу.
Если вы это читаете, у вас больше шансов, чем у остальных.
Никто не видит, но все пользуются.
Путь от монтажника локальных сетей до инженера машинного обучения.
Кто такой тестировщик и как им стать с нуля
Разбираемся, кому подходит профессия и что нужно уметь QA-специалисту.
Тестировщики, или QA-инженеры, — это люди, которые проверяют, как работает программа или приложение. Они ищут ошибки, смотрят, чтобы программа делала именно то, что задумано, защищают продукт от хакеров, проверяют, как приложение работает на разных устройствах и в разных операционных системах.
Тем, кто не работал тестировщиком, кажется, что это очень просто: понажимал все кнопки подряд, нашёл ошибку, сказал разработчику, и всё. На самом деле тестировщик — это сложная и творческая профессия на стыке IT, UX-дизайна и продуктового менеджмента.
Что делает тестировщик
Честно говоря, тестировщикам действительно приходится тыкать на все кнопочки и ссылки, заполнять все формы и стараться совершить все возможные ошибки, которые могут прийти в голову пользователю. Без этого не обойтись.
Неполиткорректные разработчики из-за этого когда-то обидно называли тестировщиков «обезьянками-кликальщиками». Термин был так распространён, что Android назвал свой инструмент для автоматизации тестирования MonkeyRunner — в том смысле, что он как обезьянка, только быстрее.
Программист, консультант, специалист по документированию. Легко и доступно рассказывает о сложных вещах в программировании и дизайне.
Но не думайте, что тестировщики лишь хаотично бьют по клавишам в надежде найти баг, — это непродуктивно. У них есть собственные методы для определения слабых мест программы и быстрого поиска ошибок.
QA-инженеры придумывают инструкции для тестирования — тест-кейсы. На элементарном уровне это выглядит так: аналитики пишут требования — какие данные должны быть на входе, как они обрабатываются, что должно получиться в результате; тестировщики пишут пошаговые инструкции для проверки программы на соответствие этим требованиям.
Тестировщик должен скрупулёзно проверить, что будет, если совершить какое-то действие, и соответствует ли результат ожидаемому.
Но ошибки коварны — в лабораторных условиях они могут себя и не проявить, зато пользователь наткнётся на них после релиза. Поэтому QA-инженеры придумывают разные стандартные и нестандартные ситуации, чтобы проверить, как поведёт себя программа. Это творческий процесс, для поиска скрытых багов приходится проявлять смекалку и аналитические способности.
Нужно предусмотреть все возможные и невозможные варианты. Что будет, если пользователь введёт цифры вместо букв? А что, если у него компьютер глючный? А вдруг сразу много пользователей будут работать и перегрузят систему?
Работа тестировщика — это бесконечное приближение к совершенству. Невозможно проверить всё, поэтому тестировщик должен работать так, чтобы совершить минимум действий, но найти максимум ошибок.
Мануальщики и автотестеры
Облегчить работу тестировщика помогают программы для автоматического тестирования. Автоматизация сокращает время тестирования и уменьшает рутину в работе. В больших проектах без автоматизации не обойтись: там очень много элементарных повторяющихся действий, никакого времени не хватит, чтобы все их проделать.
Всех тестировщиков делят на мануальщиков и автотестеров. Первые ищут ошибки в коде вручную, вторые пишут программы, которые делают это автоматически. Но это очень условное деление. Вы не найдёте автоматизатора, который не умел бы тестировать программу вручную. А многие мануальные тестировщики не любят рутину, поэтому осваивают языки программирования и пишут автоматические тесты. Опытные специалисты могут выполнять работу и мануальщика, и автотестера.
Может ли новичок-нетехнарь стать хорошим QA-специалистом
Порог входа в тестирование довольно низкий. Чтобы стать тестировщиком, не требуется техническое образование. Главное, чтобы человеку была интересна сфера IT и он хотел развиваться в этом направлении. Об этом говорит в своём интервью на hh.ru руководитель департамента обеспечения качества ПО Veeam Software Игорь Кацев.
На сайте Software-Testing.ru опрашивали тестировщиков из России и СНГ по поводу их образования. Оказалось, что в профессию приходят и достигают в ней карьерных высот разные люди: технари, гуманитарии, экономисты, юристы, люди с двумя высшими и люди без диплома вообще.
Насколько востребована профессия тестировщика
Тестировщики нужны во всех мало-мальски серьёзных IT-проектах. Большие компании предпочитают нанимать их в штат, малые работают с фрилансерами. О том, насколько востребованы QA-специалисты, говорят данные с сайтов по поиску работы:
Мануальщиков, не понимающих кода, работодатели не любят, даже если они прекрасно составляют тесты. Но и автоматизаторы, не знающие основ тестирования, тоже никому не интересны.
Вот, например, скрин с hh.ru, где работодатель перечисляет требования к тестировщику:
Большим спросом пользуются универсалы, владеющие современными методами тестирования, знающие языки программирования, умеющие составлять и автоматизировать тесты, например:
На какую зарплату можно рассчитывать
Заработная плата тестировщика в регионах — от 55 до 60 тысяч рублей, а в Москве — 80–150 тысяч.
Новички могут рассчитывать на зарплату от 40 тысяч рублей, специалисты высокого уровня получают 220–300 тысяч.
Как развиваться тестировщику
Путей для карьерного роста много. Некоторые начинают с тестирования, чтобы потом уйти в разработку, но это не единственный вариант — можно развиваться и внутри профессии.
Младший специалист тестирует программы вручную по готовым тест-кейсам. Чтобы из «обезьянки» стать мидлом, нужно развиваться: досконально изучать проект, знать язык кода и основы автоматического тестирования.
Если джуниор хорошо себя зарекомендует, то через 2-3 года получит повышение и станет мидлом. Будет самостоятельно составлять тест-кейсы и заполнять документацию.
Ещё через год-полтора успешный мидл может претендовать на должность старшего специалиста (Senior QA Engineer). Его круг задач расширяется: синьор планирует работы по тестированию, контролирует работу джунов.
Лет через пять можно стать тимлидом — руководителем команды тестировщиков. От тимлида требуются профессиональные компетенции, навыки менеджмента, умение решать сложные задачи.
Так происходит карьерный рост специалиста по вертикали. Но на практике тестировщики часто выбирают развитие внутри профессии — например, специализации по тестированию:
Какие личные качества необходимы тестировщику
Кроме того, в тестировании очень важны личные качества специалиста. Вот список основных, без которых точно не обойтись:
Что надо уметь
От тестировщика требуется:
Кроме того, тестировщик должен владеть инструментами ручного и автоматического тестирования. Это могут быть:
Для автоматизации тестов понадобятся системы тестирования веб-приложений, программы для функционального и нагрузочного тестирования.
Ну и обязательно потребуется английский язык — для чтения и заполнения технической документации.
Где всему этому научиться
Если вас увлекла профессия тестировщика, можно самостоятельно изучить методики тестирования по книгам, мануалам и видео, а затем попытаться устроиться на работу на junior-позицию. Этот вариант рабочий, но займёт много времени.
Более простой способ стать тестировщиком — пройти обучение на онлайн-курсах. Вы освоите необходимые техники и инструменты, получите практический опыт тестирования крупного проекта. После обучения наши успешные студенты становятся специалистами middle-уровня.