исполняющий обязанности генерального директора на основании чего действует
Временное исполнение обязанностей: оформляем правильно
Как писать в документах «исполняющий обязанности директора» — сокращенно двумя буквами с использованием двух точек — и.о. или полностью. В начале предложения аббревиатура пишется с большой буквы.
Аббревиатуры врио и и.о. обозначают разные трудовые взаимоотношения, правильное указание определяет степень участия сотрудника в производственных процессах. Использовать сокращение «временно исполняющий обязанности», как и сокращение врио, нужно в соответствии с правилами делового этикета и документооборота.
Как оформить исполнение обязанностей
В трудовом законодательстве понятий «исполняющий обязанности» или «временно исполняющий обязанности» (врио, и.о.) нет. Это терминология делопроизводителей. Если образовалась вакантная должность и есть возможность и желание ее заполнить, ТК РФ позволяет выбрать из четырех вариантов:
Других вариантов заполнения вакансии ТК РФ не предусматривает. На период отсутствия основного работника (например, по причине отпуска, болезни) его обязанности должны выполняться и оплачиваться. Временное замещение директора требуется для обеспечения работы предприятия. ТК РФ позволяет оформить совместительство, совмещение, перевод или принять нового работника, но только с условием — на период временного отсутствия основного работника.
История возникновения аббревиатур связана с образованием специфической кадровой терминологии государственных служащих. Для примера, в указе президента от 20.03.2017 № 120 «Об утверждении Положения о порядке согласования кандидатур. » есть пункт 7:
Аналогичные положения о возложении полномочий на определенный период есть в указе президента от 16.09.1999 № 1237.
Есть ли разница между врио и и.о.
Разница в терминах и правовом статусе есть. Временно исполняющий обязанности руководителя назначается в связи с отсутствием основного работника (в связи с командировкой, болезнью, отпуском и т. д.). То есть врио — это сотрудник, занимающий должность на время. А и.о. выполняет работу по должности, которая свободна, но на нее идет поиск сотрудников, либо кандидат принят с условием предварительной отработки испытательного срока. На вопрос, как пишется врио в документах и как и.о., нет четкого ответа в ТК РФ или других нормативных документах, есть рекомендации ГОСТа и принятые правила делопроизводства. Обычно первый вариант пишется без использования точек, а второй — с точками.
Правила назначения и делопроизводства
Есть два варианта оформления трудовых взаимоотношений — дополнительное соглашение или трудовой контракт. Они используются в следующих случаях:
В трудовом договоре или дополнительном соглашении обязанности замещающего основного работника лица по должности прописываются в обязательном порядке. Оформляется назначение приказом.
Замещающий основного сотрудника работник подписывает документы от своего лица, с указанием как нового статуса, так и основной должности по штатному расписанию.
Если учредительные документы не предусматривают назначение другого лица на должность руководителя в его отсутствие, есть вариант воспользоваться системой выдачи доверенностей. Ее подписывает лицо, уполномоченное на то уставом или иными внутренними документами.
Правила написания сокращений
Правила оформления документации и использования аббревиатур указаны в ГОСТ Р 7.0.97-2016. В п. 5.22 указано, как сокращать «исполняющий обязанности директора», — в соответствии с приказом о назначении. В документах допускается использовать сокращенное и полное наименование статуса.
Как пишутся сокращения:
Словари сокращений указаний по этим аббревиатурам не дают, но официальный портал, работающий под эгидой Совета по русскому языку при правительстве РФ, отвечает, что писать следует так: врио и и.о.
Если полномочия передаются заместителю-женщине, возникает вопрос, как пишется должность: исполняющий обязанности или исполняющая. Правила русского языка рекомендуют применять мужской или женский род в зависимости от контекста, в официальных документах без указания инициалов и фамилии используется мужской род, при подписании документов — женский.
Использование сокращений допускается только перед должностью, но не перед фамилией.
Правила написания в тексте:
Временное замещение необходимо не только правильно оформить, но и обозначить в тексте официальных документов.
Призрачные должности «ИО» и «ВРИО»
Споры вокруг понятий ИО и ВРИО и их использования в трудовых отношениях не утихают уже много лет. Одна из причин возникновения вопросов кроется в законодательном признании должности «исполняющий обязанности» для государственных служащих, ведь мы, регулярно читая документы, видим упоминание там должности чиновника как «исполняющего обязанности», например, министра или
руководителя Управления ФНС России. При этом в трудовом законодательстве или классификаторе должностей таких ставок не предусмотрено. В вопросах правового статуса, назначения и, самое главное, оплаты разобралась Антонина Фролова.
Еще недавно специалисты Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты (выделенного из Минздравсоцразвития Указом Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636) признавались, что, во-первых, не всем явлениям, возникающим в сфере трудовых отношений, даны четкие определения в ТК. И многие понятия из тех, что прописаны, зачастую вызывают неоднозначное толкование. А, во-вторых, имеется некоторая разрозненность норм, регулирующих одно и то же явление. Ну и, в-третьих, не все законодательные нормы ТК можно легко исполнить, так как не для всех прописан механизм реализации.
В полной мере эти слова о трудностях относятся и к нашему спору об ИО и ВРИО.
Во всем Трудовом Кодексе упоминание об исполнении обязанностей временно отсутствующего сотрудника без освобождения от работы содержится только в статье 60.2 ТК, а статья 151 декларирует оплату такого труда.
С одной стороны, согласно статье 57 ТК РФ существенным условием трудового договора является указание трудовой функции, то есть должности в соответствии со штатным расписанием, профессии или специальности с указанием квалификации. При этом, как мы понимаем, ни в одном штатном расписании или квалификационном справочнике наименование ИО найти не удастся.
Во всем Трудовом Кодексе упоминание об исполнении обязанностей временно отсутствующего сотрудника без освобождения от работы содержится только в статье 60.2 ТК, а статья 151 декларирует оплату такого труда.
При этом в жизни часто получается так, что должность есть, а специалист для нее по каким-либо причинам отсутствует. Заткнуть «кадровую дыру» можно с помощью своих же сотрудников или «варягов» со стороны. С точки зрения юристов, ВРИО – это форма временного возложения обязанностей другого работника, с отрывом или совмещением с исполнением собственных трудовых функций. При этом денежное вознаграждение гарантируется не всегда. После выхода специалиста трудоголик возвращается на свое прежнее место. А ИО – это форма работы, при которой сотрудник исполняет обязанности до назначения нового лица на вакантное место.
Вершки и корешки
Конституция РФ дает каждому гражданину право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию (ст. 37, ч. 1). Запрет принудительного труда (ст. 37, ч. 2) гарантирует и статья 60.2 Трудового кодекса, согласно которой дополнительные обязанности можно возложить на сотрудника только с его письменного согласия, за редким списком исключений в виде чрезвычайных происшествий.
Итак, работник согласен на ВРИО. Какие документы надо оформить? Нужно ли делать дополнительное соглашение к трудовому договору?
Все зависит от того, каким образом будут выполняться трудовые функции отсутствующего работника. Если применяется полное освобождение от собственных обязанностей, то это временный перевод на другую должность (ст. 72.1 ТК). А если работник наряду со своими трудовыми функциями исполняет и «чужие», то здесь вариантов больше: или работа в течение установленной продолжительности рабочего дня – совмещение должностей и расширение зон обслуживания, увеличения объема работ, или работа в свободное от основной занятости время – совместительство, со всеми требованиями и гарантиями согласно статьям 282–288 ТК РФ, сюда же относится работа по договору подряда.
Для совместительства требуется заключить отдельный рабочий контракт, в котором нужно указать факт занятости по совместительству, время и оплату. По желанию сотрудника сведения об этом договоре можно внести в трудовую книжку.
А для совмещения, расширения и перевода необходимо сделать дополнительные соглашения к трудовым контрактам, содержащие описание новой работы, сроки и оплату.
Для определения размера доплаты до сих пор используется Разъяснение Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 29 декабря 1965 года № 30/39 (ред. от 11.12.1986 г., с изм. от 11.03.2003 г.) «О порядке оплаты временного заместительства». Согласно пункту 1, замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом и окладом замещаемого работника (без персональной надбавки). Революционное решение было принято 11 марта 2003 года в КС РФ, когда Определением № КАС 03-25 было отменено ограничение в оплате труда специалистов, замещающих отсутствующего руководителя, так как оно противоречит ТК РФ.
Учитывая давность документа, советую пользоваться статьей 151 ТК, которая предлагает обеим сторонам самим договориться о размере доплаты.
Сотрудник или работодатель имеют право досрочно прекратить выполнение дополнительной работы, предупредив другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК).
На практике распоряжение о возложении обязанностей на время отсутствия специалиста включается в приказ, по которому и разрешается это отсутствие, как, например, отпуск или командировка, но, естественно, за исключением временной нетрудоспособности или по невыясненным причинам. В этом случае с приказом под расписку знакомятся оба работника. Обратите внимание, со специалистом, выполняющим обязанности отсутствующего материально ответственного лица, на время замещения необходимо заключить договор о полной материальной ответственности.
У сотрудников кадровой службы иногда возникает вопрос – необходимо ли вносить в трудовую книжку работника сведения о том, что он принят на должность специалиста, находящегося в отпуске? Чиновники из Федеральной службы по труду и занятости в письме от 6 апреля 2010 года № 937-6-1 разъяснили, что срок трудового соглашения определяется при его заключении и указывается в контракте, а в трудовой книжке запись о сроке договора не производится. Обратите внимание, в случае если речь идет о руководителе, если исполнение этих обязанностей предусмотрено в должностной инструкции другого работника (например, заместителя), то заключать дополнительное соглашение также не требуется.
Разные сроки
Сроки работы ВРИО устанавливаются работодателем с письменного согласия сотрудника (ч. 3 ст. 60.2 ТК). То есть дополнительная работа может выполняться до той поры, пока не исчезнет необходимость или самого трудоголика не «оттащат» родственники для сохранения его же здоровья.
Однако для ВРИО перевод имеет ограничение по сроку: до одного года – в общем случае, до выхода на работу замещаемого работника – в случае, если за последним на время отсутствия в соответствии с законом сохраняется место.
В последнем варианте возможны некоторые трения вплоть до судебных претензий. Поскольку период отсутствия нужного специалиста не должен нарушать нормальную деятельность организации, латается «кадровая дыра», а возвращение работника через несколько месяцев, а, возможно, и лет, создает кадровую проблему, разрешение которой требует не ума и сообразительности, а проявления мудрой дальновидности руководителя для бесперебойной и бесконфликтной работы.
Если с сотрудником был заключен срочный договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, то он прекращается с выходом этого специалиста (ст. 79 ТК). Причем, это может произойти как через три года, например, по окончании отпуска по уходу за ребенком, так и в любой день, когда коллега решит прервать свое отсутствие.
Шапка мономаха
Все начальники, от маленьких до больших, – тоже люди, они уходят в отпуска, отправляются в командировки, болеют, а иногда даже рожают детей. На них так же, как и на других работников, распространяются гарантии и обязанности, заданные Трудовым кодексом.
Не следует забывать, что ответственности у руководителей больше, и нахождение на отдыхе не является уважительной причиной для отмены административного штрафа, как это решили судьи в Уфе. Верховный суд Республики Башкортостан 4 апреля 2013 года по делу № 44а-115/13 отказал директору ООО в удовлетворении жалобы на постановление арбитров, указав на несостоятельность довода о том, что на момент поступления запроса должностного лица Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан директор Л. находился в отпуске.
Делегирование части обязанностей руководителя, в том числе и право подписи конкретных документов, должно быть оформлено доверенностью (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ). Отсутствие этой бумаги может быть причиной отказа принятия судебной жалобы. Например, ФАС Центрального округа 18 сентября 2013 года по делу № А14-16648/2012 постановил вернуть заявителю кассационную жалобу на решение Арбитражного суда Воронежской области от 6 февраля 2013 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2013 года по делу № А14-16648/2012 в связи с отсутствием документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего кассационную жалобу, заверенного надлежащим образом.
Кто сталкивался с аудиторскими проверками, наверняка обратил внимание, что проверяющих интересует, чьи автографы стоят на документах организации в период отсутствия руководителя.
Эта проверка может уберечь компанию от финансовых потерь в судебных спорах о непризнании хозяйственных договоров, подписанных неуполномоченным на это лицом, например, заместителем руководителя, права которого не базируются на учредительном документе и которому не выдана доверенность; или руководителем обособленного подразделения (филиала, представительства) от имени юридического лица без необходимых разрешающих бумаг, закрепленных в положении о подразделении и доверенности, либо с превышением таких прав. Пример соответствующего приказа приведу ниже.
Некоторые юристы предлагают решать вопросы, связанные с назначением «исполняющего обязанности руководителя организации», на уровне учредительных документов во избежание неблагоприятных последствий неконтролируемого исполнения. Что касается подписи, любые контракты и приказы должны визироваться реальным лицом с указанием Ф.И.О., «родной» должности и основанием возникновения полномочий данного лица. Такой совет, увы, только совет, дается в Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. Приказом Росархива от 23.12.2009 г. № 76) совместно с ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации».
Учтите, контрагенты, контролеры и просто работники в наше время юридически грамотны, и поэтому документы с палочками или крючочками перед подписью, указывающие на то, что кто-то расписался за кого-то, придется переделывать.
Антонина Фролова, для журнала «Расчет»
Работа с кадрами на предприятии
Правильно составленные документы защитят от штрафных санкций со стороны проверяющих, выведут из конфликтной ситуации с работниками. С электронной книгой «Работа с кадрами на предприятии» у вас будет в полном порядке вся документация.
Узнайте больше >>
Читайте также по теме:
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Энциклопедия решений. Временный единоличный исполнительный орган АО
Временный единоличный исполнительный орган АО
Временный исполнительный орган АО:
— назначается советом директоров АО на период до избрания нового единоличного исполнительного органа общим собранием акционеров АО;
— действует от имени АО без доверенности.
Следует отличать временный исполнительный орган АО от лица, временно исполняющего обязанности директора (например, на период отпуска директора), поскольку указанное лицо (ВРИО), как правило, назначается самим директором и действует на основании выданной доверенности. Данной доверенностью могут быть ограничены полномочия ВРИО по сравнению с директором.
Внимание
Решение об образовании временного исполнительного органа может быть принято советом директоров АО только в том случае, если образование исполнительных органов данного АО осуществляется общим собранием акционеров (абзацы третий и четвёртый п. 4, п. 5, п. 6 ст. 69 Закона об АО).
Временный исполнительный орган действует до избрания единоличного исполнительного органа (постоянного) общим собранием акционеров, решение о проведении которого принимается одновременно с образованием временного единоличного исполнительного органа (п. 6 ст. 69 Закона об АО).
Временный исполнительный орган АО образуется в следующих случаях:
— в обязательном порядке при приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа АО или управляющей организации (управляющего) АО (абз. третий п. 4 ст. 69 Закона об АО), решение принимается большинством в 3/4 голосов членов совета директоров АО без учета голосов выбывших членов совета директоров АО (абз. пятый п. 4 ст. 69 Закона об АО);
— по усмотрению совета директоров АО, если единоличный исполнительный орган АО или управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности (абз. четвертый п. 4 ст. 69 Закона об АО), решение принимается большинством в 3/4 голосов членов совета директоров АО без учета голосов выбывших членов совета директоров АО (абз. пятый п. 4 ст. 69 Закона об АО);
— в обязательном порядке в случае неизбрания нового директора на 2 подряд заседаниях совета директоров или в течение 2 месяцев с даты прекращения или истечения срока действия полномочий прежнего директора при наличии условий, указанных в п. 5 ст. 69 Закона об АО (абз. четвертый п. 6 ст. 69 Закона об АО). Данное решение принимается большинством голосов членов совета директоров АО, принимающих участие в заседании, при наличии кворума, составляющего не менее чем половину от числа избранных членов (абз. пятый п. 6 ст. 69 Закона об АО).
С временным исполнительным органом заключается трудовой договор, подписываемый от имени общества председателем совета директоров АО (п. 3 ст. 69 Закона об АО).
Особенности регулирования труда руководителя организации, предусмотренные гл. 43 ТК РФ, распространяются на временные единоличные исполнительные органы (абз. второй п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 02.06.2015 N 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации»).
Временный единоличный исполнительный орган при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах АО, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ, п. 1 ст. 71 Закона об АО).
По общему правилу (если иное не предусмотрено уставом), временные исполнительные органы АО имеют такие же полномочия, как и постоянные (абз. шестой п. 4 ст. 69 Закона об АО). Однако в уставе АО компетенция временных единоличных исполнительных органов АО может быть ограничена по сравнению с компетенцией «постоянных» исполнительных органов АО.
При назначении временного единоличного исполнительного органа необходимо соблюдать правила смены единоличного исполнительного органа (подача сведений в регистрирующий орган, замена карточки с образцами подписей и оттиска печати и др.).
Заместитель исполняет функции директора в его отсутствие: нужна ли доверенность
Вопрос: Нужна ли доверенность на передачу полномочий директора его заместителю, если в уставе организации напрямую указано, что во время отсутствия директора его функции выполняет его заместитель?
Ответ: Доверенность нужна заместителю директора при представительстве интересов организации перед третьими лицами. При временном выполнении полномочий директора, не влекущем представительства интересов организации перед третьими лицами, доверенность не требуется.
Обоснование: Руководитель юрлица в пределах своей компетенции действует от его имени без доверенности (ч. 1 п. 5 ст. 186 ГК). Это означает, что право действовать от имени юрлица без доверенности предоставлено только руководителю, т.е. в рассматриваемой ситуации директору организации. Иные работники юрлица, включая заместителя директора, могут действовать от имени юрлица только по выданной директором доверенности.
Отметим, что доверенность от имени юрлица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это уставом этой организации (ч. 1 п. 5 ст. 186 ГК). Однако в данной ситуации речь идет не о возможности иных работников, помимо директора, действовать от имени организации без доверенности, а о том, что помимо директора доверенности от имени юрлица могут выдаваться за подписью иных лиц, уполномоченных на это уставом.
Нужно учитывать, что доверенность необходима работнику для представительства интересов юрлица перед третьими лицами. Значит, если заместитель директора намерен представлять интересы организации (например, заключить сделку) в отсутствие директора, ему нужна доверенность на совершение этих действий. Такую доверенность может выдать уполномоченное уставом лицо. Если при временном отсутствии директора его заместителю требуется выполнять полномочия руководителя на основании норм устава (например, принять на работу или уволить работника), то для исполнения этих функций доверенность не требуется (п. 1 ст. 186 ГК).
Директор на короткий срок, или как временно передать полномочия руководителя
Оформляем временного директора
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
В обоих случаях, кроме приказа, необходимо от имени юридического лица оформить временному руководителю доверенность на представление интересов компании «вовне».
Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ). Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если он не указан в документе, доверенность сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (ст. 186 ГК РФ). Бывают ситуации, когда по тем или иным причинам лицо, выдавшее доверенность, решает отменить ее раньше срока. Это его право. Такая возможность предоставлена доверителю Гражданским кодексом. В соответствии со ст. 189 ГК РФ лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми она выдавалась. По прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть документ.
Для чего нужна доверенность?
Как в приказе, так и в доверенности, следует четко определить, какие функции генерального директора передаются, в противном случае будет считаться, что передан весь объем полномочий первого руководителя.
Как разгрузить руководителя?
До этого момента мы говорили о передаче полномочий генерального директора на период его временного отсутствия. Но передача полномочий возможна (даже принята) и в случае, когда требуется просто разгрузить действующего руководителя, чтобы избавить его от ежедневной «текучки» и тем самым повысить эффективность управления компанией. При этом часть функций (как правило, на постоянной основе) передается кому-нибудь из его подчиненных. Например, начальнику кадровой службы.
В любом случае выполнение отдельных функций руководителя должно быть отражено в трудовом договоре с сотрудником и детально прописано в его должностной инструкции. По этому поводу в компании также должен быть издан соответствующий приказ.
На практике часто возникает такой вопрос: вправе ли руководитель компании подписывать различные документы (приказы, распоряжения) то тем вопросам, которые он передал в ведение другого сотрудника? Да, может. Ведь, делегируя полномочия, гендиректор не отказывается от них, а только делится ими. Он не теряет статуса первого лица компании и вправе действовать на основании полномочий, предоставленных ему в силу закона и учредительных документов.
Проблемный договор
В Информационном письме № 57 также говорится о том, что последующее одобрение сделки имеет правовое значение только в том случае, если исходит от органа или лица, уполномоченных в силу закона (учредительных документов или договора) заключать такие сделки или совершать действия, которые могут рассматриваться как одобрение.
Сергей Л., генеральный директор строительной компании «Остров», на период отпуска с 01.09.2010 г. по 28.09.2010 г. передал свои полномочия по управлению фирмой начальнику планового отдела Константину Р. Он издал об этом соответствующий приказ, оформил доверенность на представительство с правом передоверия третьему лицу 10 и отбыл к месту отдыха. Константин в положенный срок приступил к обязанностям временного директора. Вскоре ему понадобилось (для разрешения нестандартной ситуации) вылететь на несколько дней на отдаленный строительный объект. ВРИО дал распоряжение подготовить для него командировочные документы и доверенность на передоверие полномочий генерального директора руководителю финансового отдела Михаилу Т., чтобы фирма на этот период не оставалась без хозяина. Однако Константин не оформил передоверие должным образом, то есть в нотариальном порядке. Временно возглавляя компанию, Михаил заключил несколько договоров о поставке строительных материалов. А генеральный директор, вернувшись из отпуска, подписал акты приемки, по которым поступил товар. Таким образом, сделка, совершенная неправомочным лицом, была впоследствии одобрена руководителем компании. Это свидетельствует о том, что договор следует считать действительным с самого момента его совершения (ч. 2 ст. 183 ГК РФ).
Подпись под сомнением
Неприятности, связанные с нарушением порядка передачи полномочий генерального директора, могут возникнуть и внутри компании. Например, в том случае, если кадровые документы сотрудников подписывает ненадлежащее лицо. Чаще всего подобные огрехи обнаруживаются в результате проверок Гострудинспекции или при обращении работника в отделение Пенсионного фонда за назначением пенсии.
Анализируя приведенный выше пример, отметим, что для работников, как правило, не наступает каких-либо негативных последствий, связанных с подписанием их трудовых договоров ненадлежащим лицом. Дело в том, что такую ситуацию можно вполне расценить как фактическое допущение к работе без оформления (в письменном виде) трудового договора. Правда, следует оговориться. При этом должно быть соблюдено условие, что каждый из сотрудников в свое время был фактически допущен к работе с ведома или по поручению надлежащего лица, то есть работодателя или его представителя (например, генерального директора).
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.
А вот ситуация, при которой работник Пенсионного фонда обнаружит в трудовой книжке сотрудника «странную» подпись, заставит поволноваться не только ответственное лицо компании, но и будущего пенсионера.
Мы рассказали о том, как важно с точки зрения закона правильно делегировать полномочия генерального директора. Но не менее важно определиться и с самой кандидатурой преемника. Это должен быть человек, на которого можно всецело положиться и от которого не последует каких-либо нежелательных «сюрпризов». Например, бывает так, что уполномоченное лицо, после того, как отпала необходимость в его услугах, «забывает» вернуть доверенность, срок которой еще не истек, а порой и злоупотребляет доверием, продолжая действовать от имени компании. Поэтому если у генерального директора есть какие-то сомнения в отношении кандидатуры представителя, лучше вовремя найти ему замену. А если доверенность нужна для выполнения каких-либо отдельных полномочий (например, заключения договоров с одной и той же компанией), то лучше сделать так. Выдать доверенность на руки не представителю, а непосредственно третьему лицу, допустим, директору компании, с которой должны будут заключаться договоры (ч. 1 ст. 185 ГК РФ).