июль о чем стих

Стихотворение и анализ «Июль»

По дому бродит привиденье.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени.

По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадется к кровати,

Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,

Вбегает в вихре сквозняка

И с занавеской, как с танцоршей,

Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаем.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Всё громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

Краткое содержание

июль о чем стих. Смотреть фото июль о чем стих. Смотреть картинку июль о чем стих. Картинка про июль о чем стих. Фото июль о чем стих

В. Маковский. Приезд на дачу. 1899

Пастернак вводит в повествование элемент игры с самых первых строк. Возникает ощущение, что лирический герой (автор) возвращается в свой неизведанный воображаемый мир, в котором проживают необыкновенные существа. Неожиданно в доме лирического героя заявляет о себе во весь голос новый «житель». Правда, никто его ни разу не видел, зато всюду слышатся его шустрые «шаги над головой». Читатели воспринимают намёк лирического героя правильно: в доме поселился домовой!

Таинственный жилец весьма активен: он вмешивается в жизнь всех домочадцев, устраивая повсюду множество безобидных проказ. Лирический герой сообщает о том, что домовой тщательно скрывается, умело маскируясь за «ширмой» природных явлений. К примеру, некоторые его проделки домочадцы списывают на сильные порывы ветра. Лирический герой не желает больше скрывать тайну шустрого невидимки, и разоблачает «баловника – невежу», называя всем его настоящее имя. Так мы узнаём, что в роли домовёнка выступает месяц июль.

Но окончательного возврата к реальности не случается: «призрак» органично трансформируется в «дачника отпускника». Герою очень жаль прощаться с уже полюбившимся озорником, поэтому он очеловечивает месяц июль, наделяя его способностью мыслить и действовать. Таким образом, самый жаркий летний месяц становится самым желанным гостем в доме лирического героя, снимающем у него весь дом в собственное пользование.

История создания

История появления на свет этого замечательного стихотворения связана с отдыхом Пастернака на даче в Переделкино. Дачный домик поэта, располагавшийся в получасе езды от столицы, был предоставлен ему литфондом. Пастернак обожал свою уютную дачу: он с удовольствием возился на огороде, общался с соседями писателями, гулял.

Домик поэта был буквально интегрирован в лес, поэтому Пастернак мог наслаждаться всеми красотами природы в режиме реального времени. Свою дачу поэт считал «местом силы»: его там часто посещало вдохновение. Данное произведение является образцом поздней лирики Пастернака. Оно было написано летом 1956 г., за четыре года до смерти автора. В этот год Пастернак много и с удовольствием творил: за год из-под его «пера» вышло сорок произведений, в которых отсутствовали социально-патриотические мотивы, но было множество ярких образов. Уже «зрелый» автор позволил себе выглядеть в поздних стихах милым «растрёпой», точно таким же, как и его шаловливый июль.

Жанр, направление, размер

Стихотворение является образцом пейзажно-философской лирики. Пастернак часто обращается к этому жанру, придавая пейзажным зарисовкам глубокое философское звучание. Он описывает окружающую природу в единой связке с миром человеческой души. У Пастернака человек неотделим от природы, полностью интегрирован с ней.

В начальных строках произведения отсутствует чёткий портрет действующего образа. Лишь только последовательное повествование позволяет читателям понять, о каком невидимке говорит лирический герой. В связи с этим, в произведении присутствуют черты одного из фольклорных жанров – загадки.

Данное произведение относится к литературному направлению «футуризм». Хотя в нём заметны и черты, присущие символизму. Это лишь подчёркивает самобытность и индивидуальность автора. Поэтический размер – любимый Пастернаком четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Композиция

С композиционной точки зрения произведение не делится на семантические части. Каждое четверостишие работает на то, чтобы раскрыть очередную деталь образа июля. Поэтическое «полотно» включает в себя семь катренов, организованных по следующему принципу: каждый новый катрен продолжает предыдущий по смыслу.

Образы и символы

Произведение наполнено богатой образной палитрой. Особого внимания заслуживают следующие образы:

Темы и настроение

Пастернак поднимает в произведении три актуальных для себя и читателей темы:

Настроенческий пафос стихотворения светлый, лёгкий, чрезвычайно оптимистичный. Произведение воспринимается читателями, как детское, но при этом в нём присутствует философское звучание, придающее стихотворению глубину и тайну.

Основная идея

Основная мысль, которую доносит до читателей автор, заключается в следующем утверждении: в единстве человека и природы заключён смысл мироздания. Люди обязаны уважать и беречь окружающую природу, ведь она способна исцелять, восхищать и вдохновлять на создание великих шедевров. Месяц июль, как дачник-отпускник, поселяется в доме лирического героя. Автор наделяет его чертами человека, ведь июль точно такой же «полноправный гражданин планеты», как и читатели.

Средства выразительности

Средства выразительности, представленные поэтом в произведении, не только украшают стих, но и филигранно передают все нюансы авторских подтекстов:

Источник

Сочинение: Краткий анализ стихотворения «Июль» (Б. Л. Пастернак)

Автор: Guru · 04.07.2018

(345 слов) Борис Леонидович Пастернак – один из самых знаменитых и гонимых писателей 20 века. Он чаще всего писал витиеватые и философские произведения, но стихотворение «Июль» нельзя назвать сложным или тяжелым, оно не имеет отношения к непростой судьбе автора. Как и сам герой – летний месяц июль теплый, жизнерадостный, желанный, стихотворение оставляет после прочтения легкое настроение и создает добрую, радостную атмосферу. Написано оно четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмы – такое строение делает его удобным и приятным для восприятия.

«Июль» относится к жанру пейзажной лирики, к которому в конце жизни Пастернак стал обращаться все чаще. Однако оно несколько необычно, ведь природа в стихотворении оказывается не предметом описания в классическом понимании, но главным героем. Она становится полноценным живым существом, которое способно думать и действовать. Герой Пастернака – Июль. Это шаловливый, добродушный, веселый молодой человек (а, может быть, некое магическое существо, как, например, домовой), который приезжает в гости к лирическому герою (снимает у него дачу) и нахально-дружелюбно вмешивается в дела окружающих. Этот «баловник-невежа» призван развеять скуку и внести нотку беззаботности в однообразные будни, то есть сделать досуг окружающих по-настоящему летним.

Лирический герой стихотворения прячется в тени главного персонажа. Он наблюдатель: смотрит со стороны на своего удивительного гостя и восхищается его необыкновенностью. Именно от лирического героя читатель узнает, каков Июль. Особенностью повествования здесь становится то, что лирический герой пытается нас убедить в том, что его знакомец – человечек, обладающий определенными качествами, а мы ощущаем, что это такой необычный ход. Автор скрывает под ликом главного героя природное явление, характерные его особенности и те эмоции, которые испытывает человек по отношению к летнему месяцу июлю.

Для того чтобы читатель сразу оценил красоту авторской игры с образами, поэт, создавая интригу в начале повествования, стирает эту таинственность названием. Автор хочет наделить загадочностью своего персонажа, но это не является его основной задачей. Поэтому он сразу дает читателю подсказку, тем самым заставляя сконцентрировать внимание на настроении стихотворения, а не на тайне героя.

В своем стихотворении Пастернак удивительно ловко совмещает и увлекательный сюжет, и не навевающее скуку описание природы. Автор хотел напомнить читателю о том, что явления, порой кажущиеся заурядными и обыденными, при ближайшем рассмотрении и при легкой игре воображения могут удивить своей новизной.

Источник

Литература, анализ стихотворения «Июль» Пастернака.

Б). трехсложные размеры:
‘_ _ _ дактиль;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест.

Стихотворение было написано в 1956 году на подмосковной даче поэта.

Тема стихотворения – озорная душа летнего месяца.

Композиция – целостный монолог лирического героя, в котором
постепенно создается неординарный образ июля.
Он состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает
предыдущий по смыслу.
Жанр – элегия.

Взволнованно и пылко, рисует июльский день Борис Пастернак.
Пастернаковский «Июль»- наиярчайший пример того, как
поэт может»оживить»,наделить человеческими чертами любое
природное явление.

Главным изобразительным и поэтическим средством в создании
образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они
позволяют одухотворить летний месяц, создать его очеловеченный
образ.
Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой,
и дачником-отпускником.
«Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных
слов (одёжа, обтерши) и нарочито разговорной лексики
(таскающий, растрепа).
У весельчака-июля человеческий характер: он «везде
болтается некстати», громко разговаривает, «мешается во все
дела «(олицетворения).
Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передаёт всю
гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта.
Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных
и местоимений подчеркивает динамичность образа этого
пришельца: «болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается».
и СРАВНЕНИЕ («и с занавеской, как с танцоршей»).
Хозяин с удовольствием отодвигается, «сдаёт внаём»комнаты гостю,
создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать:
кто же этот загадочный персонаж?
Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя- июль.

Стихотворение пробуждает не только слуховые
(Июль, домой сквозь окна вхожий, всё громко говорящий вслух),
но и зрительные образы ( растрепанный юный июль, танцующий
с занавеской, как с партнершей).

Кроме звуков и «живых»картинок ощущаются и запахи травы, липы,
укропа, степные и луговые ароматы…

Источник

Борис Пастернак — Июль: Стих

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.

Анализ стихотворения «Июль» Пастернака

Б. Пастернак вошел в литературный мир в качестве поэта-символиста. Его ранние стихотворения насыщены сложными символами и образами, которые не всегда доступны для понимания рядового читателя. Постепенно Пастернак расставался со своими прежними взглядами и убеждениями. Произведения зрелого периода написаны простым и доступным языком. Одним из них является стихотворение «Июль» (1956 г.), созданное поэтом под впечатлением от отдыха на даче в Переделкино. Отказ Пастернака от символизма был неполным. Он просто переходит к более понятным образам. В данном стихотворении в этой роли выступает летний месяц июль.

Автор с самого начала вводит в произведение интригу. Он словно возвращается в свой таинственный воображаемый мир, населенный необычными существами. В доме появляется новый житель, которого никто не видел, но постоянно слышатся его «шаги над головой». В традиционном представлении это может быть только домовой. Он постоянно незримо вмешивается в жизнь людей и устраивает различные безобидные проказы. Этот загадочный незнакомец тщательно скрывается и умело маскируется под природные явления. Очень часто его проделки люди принимают за обычные порывы ветра.

Пастернак больше не может скрывать тайну. Он разоблачает «баловника-невежу» и признается, что его настоящее имя – июль. Однако окончательного возвращения к реальной действительности не происходит. «Призрак» перевоплощается в «дачника-отпускника». Автору жаль расстаться с полюбившимся персонажем, поэтому он наделяет июль человеческими чертами и сознанием. Самый жаркий летний месяц становится дорогим гостем поэта, снимающим у него весь дом. Пастернак использует различные художественные средства, чтобы дать полное представление о своем герое. Образ июля складывается из осознанных действий («таскающий», «вхожий»), звуков («говорящий вслух»), запахов («пропахший липой и травой»). Все это в совокупности представляет собой счастливое время года, идеально подходящее для полноценного отдыха. Летом на даче проще всего отрешиться от будничных проблем. В такой расслабленной атмосфере можно дать волю своему воображению и относиться к июлю, как к близкому другу.

Стихотворение «Июль» раскрывает тему близкой связи человека с природой. К этой мысли Пастернак пришел в позднем периоде творчества. Поэт понял, насколько прекрасен и близок человеческой душе окружающий мир. Вместо стремления к сложным выразительным формам достаточно просто его описывать. В открытой и тонко чувствующей душе естественным образом будут рождаться образы. Эти образы основаны на реальной действительности, а не порождены мучительными философскими размышлениями.

Источник

Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Июль»

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник отпускник.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одеже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.

Анализ стихотворения «Июль» Б. Пастернака

Несмотря на то, что с годами Борис Пастернак пересмотрел свое отношение к литературе и отказался от применения приемов футуризма в своем творчестве, в его произведениях позднего периода все же иногда проступают черты этого направления. Поэт отверг концепцию, согласно которой форма в поэзии играет гораздо более важную роль, чем содержание, но, тем не менее, остался верен идее одушевления неживых предметов и явлений, благодаря чему его стихи приобрели особую образность и метафоричность.

В подобном ключе выдержано произведение «Июль», написанное поэтом летом 1956 года во время отдыха на даче в Переделкино. С первых строк поэт интригует читателя, описывая явления из потустороннего мира и утверждая, что «по дому бродит домовой», который сует свой нос во все дела, «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка» и танцует с оконной занавеской. Однако во второй части стихотворения поэт раскрывает карты и отмечает, что виновником всех проказ является июль – самый жаркие и непредсказуемый летний месяц.

Несмотря на то, что интриги больше нет, Пастернак продолжает отождествлять июль с живым существом, которые свойственны обычному человеку. Так, в восприятии автора июль – это «дачник-отпускник», которому сдается внаем целый дом, где он, а не поэт, является теперь полноправным хозяином. Поэтому гость ведет себя соответствующим образом, проказничает и пугает обитателей особняка непонятными звуками на чердаке, хлопаньем дверей и окон, вешает на одежду «пух одуванчиков, лопух» и при этом не считает нужным соблюдать хоть какие-то приличия. Июль поэт сравнивает со степным нечесаным растрепой, который может позволить себе самые глупые и непредсказуемые выходки. Но при этом наполняет дом запахом липы, укропа и луговых трав. Поэт отмечает, что незваный гость, вихрем ворвавшийся в его дом, очень скоро становится милым и желанным. Жаль только, что его визит недолог, и вскоре на смену июлю придет августовский зной – первый признак надвигающейся осени.

Пастернака совсем не смущает подобное соседство. Более того, поэт отзывается о своем постояльце с легкой иронией и нежностью, за которыми скрывается неподдельная любовь к этой поре года, наполненной радостью и безмятежным счастьем. Природа словно бы располагает к тому, чтобы на время отложить все важные дела и составить компанию шалуну-июню в его безобидных забавах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *