к чему относится пекарня
К какому виду деятельности относится пекарня?
Хочу открыть булочную-пекарню по франшизе в помещении, расположенном в жилом доме.
Реализация хлебобулочных изделий высокой степени готовности 90% (замороженные полуфабрикаты), поставляемых производителем (правообладателем франшизы), в булочной продукция будет допекаться, упаковываться в упаковку с товарным знаком производителя, наклеиваться этикетка с информацией о продукции, предоставленная производителем, и ставиться дата выпечки. Продукция будет реализуется на вынос, возможно и с употреблением на месте (с оборудованием столиками в этом же помещении, где будет стоять печь, морозильная камера с замороженными полуфабрикатами, прилавки с готовой продукцией). Роспотребнадзор считает, что такая деятельность относится к производству. Но мы не будем производить, отсутствует процесс производства как таковой, отсутствует сырьевая составляющая, будет осуществляться продажа доготовленной продукции с маркировкой производителя. Является ли деятельность булочной-пекарни по продаже доготовленного хлеба из полуфабрикатов высокой степени готовности производством, или розничной торговлей, или услугами общественного питания? Какая система налогообложения применяется при продаже хлеба через булочную-пекарню с наличием столиков для посетителей и без столиков при продаже продукции на вынос (налоговики трактую реализацию хлеба через торговые точки с местами, оборудованными столиками для посетителей и без таковых как деятельность по оказанию услуг общественного питания)? Относится ли такая продукция к продукции собственного производства? И какие требования предъявляет СЭС для помещений булочных-пекарен по продаже хлеба (разогретого, допеченного в печке), расположенных в жилых домах?
Как оформить документально пекарню как розничную торговлю?
Ответы:
Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?
Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.
Деятельность пекарни по действующим окведам
Открываю пекарню, есть централизованное производство, и три точки реализации в других арендованных помещениях, бухгалтер мне говорит что главный оквэд не надо делать производство хлеба и хлебобулочных изделий, а делать ОСНОВНОЙ КОД
47.24. Торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах
мотивируя тем что так лучше для налогов и проверок. Так ли это? Он предлагает главный оквэд сделать розничная торговля.
Какие еще дополнительные оквэды мне понадобятся под мои нужды?
производить мы будем хлеб, и хлебобулочные изделия в том числе и их заморозки. Реализовывать будем только в своих точках ( торговые павильоны, эко рынки, арендованные коммерческие помещения). Мои точки реализации как с посадочными местами так и на выснос, формата ту гоу. В некоторые мои точки хлеб будет поставляться с производства моего уже готовый а в нетоторые будет поставляться заморозки с моего производства а на точке уже допекаться.
Далее планируем реализовывать хлеб и выпечку в сетях и в магазинах партнеров
Нужен развернутый ответ
главный оквэд и дополнительные оквэды
Торговля — это когда вы что-то у кого купили, а потом продали. Когда вы продаете свой товар, то это не торговля, а именно реализация собственной произведенной продукции.
Поэтому вам подходит именно код Производство.
10.71
Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения
Эта группировка включает:
— производство хлебобулочных изделий: хлеба и булочек, мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, фруктовых пирожных, блинов, вафель и т.д.
Эта группировка не включает:
— производство хлебобулочных изделий длительного хранения, см. 10.72;
— производство макаронных изделий, см. 10.73;
— подогрев хлебобулочных изделий для потребления на месте, см. 56
Любые сопутствующие коды, которыми вы потенциально можете заниматься тоже можете указать. Другой вопрос, что выбор конкретного кода почти совершенно не будет влиять на уплату налогов и проверки.
Ваши налоговые обязательства определяются исключительно налоговым режимом. А для проведения проверок налоговые органы руководствуются своими критериями. И не стоит надеяться, что выбор кода может вас оградить от каких-либо проверок.
Классификация видов предприятий общественного питания
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Чтобы рассматривать вопросы организации бухгалтерского и налогового учета в организациях, осуществляющих услуги общественного питания, необходимо четко представлять, что подразумевается под такими понятиями как «предприятие общественного питания» и «услуга общественного питания» в российском законодательстве. Для этих целей необходимо обратиться к нормативным документам, в частности к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001, введенным в действие с 1 января 2003 года.
Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 года №454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», объекты сферы общественного питания включены в раздел Н «Гостиницы и рестораны», класс 55 и подклассы: 55.3 «Деятельность ресторанов», 55.4 «Деятельность баров», 55.5 «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания» (группа 55.51 «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях»). Кроме вышеуказанного документа существует еще целый ряд государственных стандартов, позволяющих разбить предприятия общественного питания на соответствующие типы.
Согласно ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 ода №35 и введенному в действие с 1 июля 1994 года (далее ГОСТ Р 50647-94), предприятие общественного питания — это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
При этом под кулинарной продукцией понимается совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.
Кулинарная продукция должна соответствовать требованиям государственных стандартов, стандартов отрасли, стандартов предприятий, сборников рецептур блюд и кулинарных изделий, технических условий и вырабатываться по технологическим инструкциям и картам при соблюдении санитарных правил для предприятий общественного питания.
Нужно отметить, что на сегодняшний день оказанием услуг общественного питания, как одним из видов предпринимательской деятельности, занимается громадное количество организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом предприятия общественного питания, предназначенные для удовлетворения потребности в питании и проведении досуга, различаются между собой по типам, по размерам, а также по видам оказываемых услуг.
В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №198 (далее ГОСТ Р 50762-95) установлена следующая классификация типов предприятий общественного питания:
— кафе – предприятие, оказывающее услуги по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки;
Кроме того, в ГОСТ Р 50647-94 дополнительно выделены следующие объекты сферы общественного питания:
То есть, как видно из приведенного списка, классификация предприятий общественного питания зависит от таких факторов, как:
— ассортимент реализуемой продукции и сложность ее приготовления;
— техническая оснащенность предприятия общественного питания;
— качество и методы обслуживания;
— виды предоставляемых услуг.
Нужно отметить, что такие виды предприятий общепита как рестораны и бары подразделяются еще и на классы.
Бары и рестораны по уровню обслуживания и видам предоставляемых услуг посетителям различаются на:
Высший класс отличается оригинальностью интерьера, выбором услуг, разнообразным ассортиментом оригинальных, изысканных, заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широким выбором фирменных и заказных напитков и коктейлей – для баров.
Первому классу соответствует гармоничность, комфортность и выбор услуг, широкий ассортимент фирменных блюд и изделий, а также напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления – для баров.
Подтверждение соответствия предприятия общественного питания выбранному типу и классу производится органами по сертификации, аккредитованными Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке.
Классность присваивается только ресторанам и барам, остальные типы предприятий общественного питания на классы не подразделяются.
Однако помимо типов и классности предприятия общественного питания могут различаться по таким признакам, как ассортимент реализуемой продукции, место нахождения и контингент посетителей.
Так, например, кафе по ассортименту реализуемой продукции подразделяются на кафе-мороженое, кафе-кондитерская, а по контингенту потребителей могут быть представлены как кафе для молодежи или детское кафе.
Бары по ассортименту реализуемой продукции могут быть следующих видов: молочный, кофейный, пивной, коктейль-бар и так далее.
Определенные различия имеют и столовые. По ассортименту они могут быть представлены общего типа или диетическими, по месту расположения – общедоступными или закрытого типа, например, столовая на территории завода, предназначенная для организации питания только своих сотрудников. Кроме того, столовые можно условно разделить на столовые, изготавливающие и реализующие продукцию собственного изготовления и раздаточные столовые, реализующие готовую продукцию, получаемую от других предприятий общественного питания.
Ответ на вопрос, что понимается под услугами общественного питания, дает «Общероссийский классификатор услуг населению» ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 ода №163. Согласно этому нормативному документы к услугам общественного питания отнесены услуги имеющие код 122000 – 122706.
Услуги, предоставляемые потребителям организациями общественного питания, можно подразделить на:
услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
услуги по организации потребления и обслуживания;
услуги по реализации продукции;
услуги по организации досуга;
Так под услугами питания следует понимать услуги по изготовлению продукции общественного питания и созданию условий для ее реализации в соответствии с типом и классом организации общественного питания. Исходя из этого, услуги питания подразделяются на:
услуги питания ресторанов;
услуги питания баров;
услуги питания кафе;
услуги питания столовых;
услуги питания закусочных.
К услугам по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий относятся такие виды услуг как:
изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей;
изготовление продукции из сырья заказчика в организации общественного питания;
изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий на дому.
Услуги по организации потребления и обслуживания представлены достаточно широким спектром услуг, которые включают в себя следующие виды:
организация и обслуживание торжеств и ритуальных мероприятий;
организация и обслуживание культурно-массовых мероприятий;
доставка продукции и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;
услуги официанта на дому;
доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий в номера гостиниц;
организация комплексного питания и прочие.
К услугам по реализации продукции в общественном питании относятся:
отпуск обедов на дом.
Услуги по организации досуга включают в себя:
организацию музыкального обслуживания;
проведение концертов и других подобных мероприятий;
предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда.
Предприятия общественного питания могут предоставлять потребителям консультации специалистов по изготовлению, оформлению блюд, а также обучать правилам сервировки. Такие услуги относятся к информационно-консультационным услугам.
Кроме того, для привлечения клиентов нередко предприятия общественного питания оказывают такие виды услуг, как парковка автотранспорта, вызов такси по желанию клиента, мелкий ремонт и чистка одежды, услуги по хранению и так далее.
То есть, как видим, количество видов услуг, которые могут быть предоставлены предприятием общественного питания, достаточно велико и их номенклатура может быть расширена в зависимости от типа и класса последнего.
Более подробно с вопросами учета и налогообложения организаций, оказывающих услуги общественного питания, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Общественное питание».
Как открыть свою мини-пекарню с нуля в России
Хлеб — продукт первой необходимости. Он всегда будет пользоваться спросом, в любой кризис. Поэтому открыть свой бизнес по изготовлению хлебобулочных изделий — дело интересное и, при грамотном подходе, перспективное. В последнее время замечена тенденция снижения спроса на традиционный хлеб. Все больше покупателей отдают предпочтение хлебу из частных пекарен.
При открытии бизнеса необходимо учитывать расположение аналогичных объектов в непосредственной близости. Худшим вариантом будет размещение частной пекарни рядом с уже существующим хлебным магазином, который реализует продукцию с завода.
Что нужно для открытия пекарни
Для создания бизнеса по изготовлению хлеба необходимо знать в какой последовательности действовать.
Вот главные этапы:
Для работы понадобится:
Оснащение будет зависеть от типа теста, которое используется для производства — слоеное, дрожжевое или другие варианты. При расходе около 1 000 кг муки потребуется два пекаря и технолог, а также придется нанять водителя, упаковщика, грузчика, уборщицу.
Варианты
Мини-пекарня — это помещение небольших размеров, в котором процесс приготовления выпечки выполняется на глазах у посетителей. Ассортимент представлен булочками, пирожками, хлебом, слойками и другой продукцией. Особой популярностью пользуется выпечка из тандыра, а также пирожки и пироги. Рассмотрим варианты мини-пекарен, которые наиболее популярны в настоящее время.
Мини-пекарню можно организовать как в арендованном помещении, так и на дому. Формат подойдет начинающим предпринимателям с ограниченной суммой инвестиций. В таком случае для реализации готовой продукции необходимо заключить соглашения с розничными магазинами, можно торговать через интернет-магазин с услугой доставки.
Продажа свежей выпечки с колес — прибыльный бизнес и не только в крупных городах. В течение дня можно перемещаться по местам наибольшего скопления людей. Преимуществом такого варианта является мобильность и гибкость к условиям рынка. Но главным минусом является возможность применения оборудования только с небольшой мощностью.
По сути это такая же пекарня, но большая часть продаж — кондитерские изделия. Сладкие пирожки, булочки, тортики, пирожные — основной ассортимент. Увеличить объемы реализации можно за счет изготовления тортов на заказ.
В первом случае осуществляется весь производственный процесс. Выпечка готовится по оригинальным рецептам, реализуется напрямую покупателям или через торговые точки. Пекарни с неполным циклом работают с применением полуфабрикатов, то есть только выпекают продукты без этапов замешивания теста. Такой вариант гораздо проще, но менее прибыльный, подобные объекты чаще работают по франшизе. Бизнес уже имеет узнаваемость, собственный бренд, нет необходимости в раскрутке, но рентабельность не сравнима с производством полного цикла.
Экопродукция — это новое, но весьма популярное направление. Продукты и выпечка должны быть приготовлены в традиционных условиях, как это делали сто лет назад. Поэтому хлеб и сдоба на дровах пользуется невероятным спросом среди ценителей всего экологичного и натурального. Причем такой хлеб стоит довольно дорого. Организовать выпечку на дровах можно в частном доме, но для этого придется оборудовать печь. Реализовать продукт можно через интернет-магазин или розничную сеть.
Требования к пекарне
Требования к помещению прежде всего касаются чистоты, определенных параметров влажности, отсутствия насекомых и грызунов. Для презентации образцов продукции помещение оснащается витриной.
К пекарням предъявляют следующие требования:
Запрещено открывать бизнес в подвалах и помещениях полуподвального типа жилого фонда. Пол должен быть водонепроницаемым. Плиткой выкладываются стены на уровень до 175 см от пола. Необходимо обустроить систему вентиляции и установить кондиционер. Для сотрудников организуется зона для переодевания и санузел.
Бизнес-план по открытию пекарни
При создании бизнес-плана главным этапом является выбор концепции. От этого будет зависеть объем инвестиций, дохода и рентабельность. Существуют следующие направление:
Перед открытием бизнеса следует продумать несколько вариантов и выбрать оптимальный формат. В соответствии с выбором формируется бизнес-план, который должен включать следующие разделы:
Юридические аспекты открытия мини-пекарни
Все о юридической стороне деятельности пекарен. Перечни документов для открытия и функционирования пекарни, выбор системы налогообложения, договоры на обслуживание, ведение журналов, сертификация продукции, отношения с проверяющими органами и ответственность пекарен за нарушение законодательства.
Мини-пекарня является пищевым производством, и поэтому ее деятельность подробно регламентируется различными законодательными актами и надзорными органами. Как правило, хлебобулочные изделия считаются одними из самых безопасных в сфере общепита. Но несоблюдение стандартов выпечки, хранения или некачественное сырье может стать причиной отравлений.
Мини-пекарня: ИП или ООО
Проблема выбор организационно-правовой формы для создаваемого бизнеса подробно описана в различных статьях. Однако, такой выбор для пекарни имеет свои особенности. Перечислим только те факторы, которые важны для мини-пекарни.
К плюсам регистрации в форме ИП (индивидуального предпринимателя) применительно к пекарне можно отнести простоту регистрации,
К минусам ИП применительно к пекарне отнесем следующие:
Рассмотрим плюсы использования общества с ограниченной ответственностью (ООО) для мини-пекарни:
проще оформить юридические права на имущество (здание, оборудование);
для управления можно назначить директора, который не является учредителем, что снижает степень ответственности собственника при возникновении проблем;
отсутствие необходимости уплаты налогов при работе с убытками или нулевой прибыли;
проще возможность переоформить или продать бизнес целиком.
Минусы использования ООО для пекарни таковы:
И, наконец, один из самых важных, на наш взгляд, аргументов в пользу выбора той или иной организационно-правовой формы пекарни. Для ИП приняты гораздо меньшие штрафы за несоблюдение санитарных норм и прочих нарушений по линии Роспотребнадзора. Разница величины штрафов может быть в несколько раз. Учитывая, что производство пищевой продукции в общем, и хлебобулочных изделий в частности, очень жестко регулируется десятками законов, подзаконных актов и норм, то этот аргумент является очень весомым.
Таким образом, рассмотрев плюсы и минусы применения доступных организационно-правовых форм организации мини-пекарни, мы рекомендуем открывать пекарню как индивидуальный предприниматель. Основным фактором, который повлиял на формирование такой рекомендации, является применение более щадящей системы штрафов. Но не забывайте, что в случае возникновения ответственности, ИП финансово отвечает всем своим имуществом. В идеале можно рассмотреть возможность страхования ответственности перед третьими лицами со стороны индивидуального предпринимателя в страховой компании.
Наборы ОКВЭД 2, необходимые при открытии пекарни
Кодами ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) называют статистические сведения, предназначенные для того, чтобы сообщить государственным органам, чем именно планирует заниматься новый субъект предпринимательской деятельности. Таким образом, шифр вида экономической деятельности определяется юридическим или физическим лицом самостоятельно, но утверждается органом статистики. Коды ОКВЭД необходимы как при регистрации бизнеса, так и для все последующей отчетности, так как он присутствует практически во всех формах отчетности.
Основным кодом ОКВЭД мы предлагаем указать 10.7 «Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий». В качестве дополнительных кодов указываем:
10.71 «Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения»;
10.72 «Производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения»;
10.73 «Производство макаронных изделий кускуса и аналогичных мучных изделий».
Если вы собираетесь совмещать деятельность по производству хлебобулочных изделий с небольшим кафе или подачей напитков, то вам следует дополнить перечень ОКВЭД следующими кодами:
56.10.1 «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания»;
56.10.2 «Деятельность по приготовлению и/или продаже пищи, готовой к непосредственному употреблению на месте, с транспортных средств или передвижных лавок»;
56.10.21 «Деятельность предприятий общественного питания с обслуживанием на вынос»;
56.29 «Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания»;
56.30 «Подача напитков».
В случае, если вы осуществляете продажу пищевых продуктов не только собственно производства, но и сторонних поставщиков, например, предлагаете в кафе пирожные, то необходимо указать код 47.24.2. «Торговля розничная кондитерскими изделиями в специализированных магазинах». Дополнить перечень кодов ОКВЭД можно и в процессе текущей деятельности пекарни.
Выбор системы налогообложения для пекарни
Для мини-пекарни предпочтительным является выбор из трех форм налогообложения: ЕНВД (единый налог на вмененный доход), патент или УСН (упрощенная система налогообложения). Разберем все эти формы подробнее.
Условия применения ЕНВД
ЕНВД может применяться в отношении услуг общественного питания, оказываемых через объекты общепита, как имеющие зал обслуживания посетителей (но не более 150 квадратных метров, при этом считается только зона обслуживания посетителей), так и не имеющие его («Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)», статья 346.26.) и на наш взгляд является одной из самых предпочтительных систем налогообложения. Следовательно, чтобы деятельность мини-пекарни могла рассматриваться как услуги общественного питания, необходимо, чтобы мини-пекарня относилась к объектам организации общественного питания.
Обратите внимание, что в данном случае под определение общепита подходят как помещения с залом обслуживания посетителей, так и без него. Для отнесения к общепиту особенна важна информация о назначении, конструктивных особенностях объектов, которая берется из инвентаризационных и правоустанавливающих документов на них. Однако, «Если потребление кулинарной продукции через объекты организации общественного питания (как имеющие, так и не имеющие зал обслуживания посетителей) не осуществляется, то реализация кондитерских изделий собственного производства и напитков в собственных торговых точках к услугам общественного питания не относится» (письмо Минфина № 03-11-11/41042 от 03.10.2013).
Итак, не вдаваясь в тонкости определений, писем Минфина России и судов по данному вопросу, чтобы реализацию хлебобулочных изделий собственного производства можно было рассматривать в качестве услуг общественного питания в целях применения ЕНВД, в пекарне нужно создать условия для потребления этой продукции. В Налоговом кодексе нет точных указаний, какие именно условия могут однозначно указывать на потребление этой продукции на месте. По мнению экспертов, о создании таких условий могут свидетельствовать наличие в пекарне одного или нескольких столов для посетителей, продажа напитков, обеспечение покупателей столовыми приборами и так далее.
В связи с тем, что правоприменительная практика в различных регионах, а также особенности задания пекарни могут быть различными, то рекомендуем перед переходом на ЕНВД получить официальное согласование в местной налоговой инспекции.
Патент на пекарню
Основными условиями применения патента являются следующие:
площадь зала (при наличии) не более 50 квадратных метров;
численность наемных сотрудников составляет не более 15 человек;
доходы с начала года не превышают 60 миллионов рублей.
Дополнительным плюсом при использовании патента является отсутствие необходимости обязательного использования кассовой техники, впрочем, для розничной торговли хлебобулочными изделиями это все равно может быть необходимо.
Упрощенная сиситема налогообложения для пекарни
УСН представляет собой несколько более сложную форму налогообложения, чем описанные выше. Он представляет собой специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса, а также облегчение и упрощение ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта по сравнению с основной системой налогообложения.
Применение УСН возможно в двух вариантах, которые может выбрать сам налогоплательщик. При объекте налогообложения «доходы» ставка составляет 6%. Если объектом налогообложения являются «доходы минус расходы», ставка составляет 15% (возможны отличия по регионам РФ, в некоторых регионах ставка составляет 10%).
Понять, какой из объектов налогообложения выгоднее при применении УСН можно только после проведения расчетов. Но предварительно можно руководствоваться и общей методикой, которая говорит, что ели себестоимость продукции составляет, как в случае с пекарней, более 60%, то выгоднее использовать объект «доходы минус расходы». При этом объекте налогообложения минимальный налог составляет не менее 1% от дохода.
Итак, подведем итоги, патент, УСН или ЕНВД – что выгоднее для пекарни? На практике, ставки налога в регионах могут быть различными и все нужно считать. По мнению экспертов, в первую стоимость необходимо оценить стоимость патента, далее ЕНВД, и выбрать, что дешевле. Рассчитать стоимость для бизнеса этих систем налогообложения можно на сайте Федеральной налоговой службы России. Если налог при этих двух системах примерно равен, то выбирать следует патент. Выбирать УСН в качестве системы налогообложения пекарни необходимо в случае, если прочие системы налогообложения не подходят, так как объем отчетности при данной системе значительно больше.
Основные правила и требования для оформления бизнеса мини-пекарни
Прежде всего об основных и самых важных аспектах. Необходимо соблюдать требования к помещению мини-пекарни, которые мы подробно рассматривали ранее. Все оборудование и выпускаемая продукция должны быть сертифицированы. У всех работников мини-пекарни должны быть действующие медицинские книжки.
Теперь разберем вопрос более подробно.
Перечень документов для открытия пекарни:
договор об учреждении;
решения общего собрания участников или единственного участника;
свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения;
документы, подтверждающие постановку на налоговый учет;
подтверждения постановки на учет в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования, Фонде медицинского страхования и из Росстата.
Для индивидуального предпринимателя правоустанавливающими документами будут являться:
свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
выписка из Единого Государственного Реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе;
свидетельство из управления статистики;
уведомление о регистрации в качестве страхователя физического лица в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации (не обязательна, если у предпринимателя нет наемных сотрудников) но в случае организации мини-пекарни такое отсутствие сотрудников маловероятно.
2. Правоустанавливающие документы на производственное помещение и/или торговые точки. Как правило, это договор купли-продажи или аренды помещения.
3. Уведомление Роспотребнадзора о начале деятельности. Данное уведомление необходимо подать после регистрации бизнеса, в том числе в налоговой инспекции, но до фактического начала деятельности мини-пекарни. Чтобы уведомить орган надзора о старте функционирования бизнеса, необходимо составить бланк заявления в 2-х экземплярах и передать его либо лично, либо по почте, либо через многофункциональные центры (МФЦ), либо через портал государственных услуг, при наличии у вас электронно-цифровой подписи.
4. Заключение Роспотребнадзора. Экспертное заключение (ЭЗ) Роспотребнадзора является обязательным разрешительным документом, который необходим для работы мини-пекарни, то есть на ее продукцию в должно быть оформлено так называемое Свидетельство о государственной регистрации.
5. Документы по технике безопасности пекарни. Особенность организации работы по технике безопасности в мини-пекарни заключается в том, что при численности работающих не более 15 человек, эту работу может вести сам руководитель или индивидуальный предприниматель. Для этого он должен обучиться в УЦ по 40-часовой программе.
Прежде всего, необходимо разработать инструкции по охране труда, руководствуясь методическими рекомендациями по разработке инструкций по охране труда (утверждены Минтрудом РФ 13 мая 2004 года). Другими обязательными документами будут являться книга вводного инструктажа и его программа, книга первичного инструктажа и его программа, инструкции по всем направлениям производственной и непроизводственной деятельности и профессиям, результаты проверки знаний техники безопасности и правил охраны труда сотрудников, закрепленные в соответствующих протоколах. Обратите внимание, это обязательный минимум документов, которые должны быть в мини-пекарне.
6. Индивидуальная программа производственного контроля (ИППК) мини-пекарни. ИППК представляет собой контроль соблюдением требований санитарных правил и выполнением советующих профилактических мероприятий.
В данной программе должны быть изложены вопросы:
проведения лабораторных исследований и испытаний на границе санитарно-защитной зоны, на рабочих местах, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства;
порядка прохождения профессиональной гигиенической подготовки и медосмотров работниками, которые связаны с хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;
учета и отчетности по ведению производственного контроля;
контроля качества, безопасности сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.
Примерное содержание программы производственного контроля приведено в санитарных правилах СП 1.1.1058-01. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г.)
Также утверждены типовые программы лабораторно-инструментальных исследований для предприятий общественного питания и пищевой промышленности. ИППК может составляться в произвольной форме. Строгих требований к структуре, количеству разделов, их наименованию, набору мероприятий, которые должны найти в ней отражение, не приводится. В качестве образца можно взять типовую программу производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил на предприятиях хлебопекарного производства, входящих в гильдию пекарей Ленинградской области.
7. Документация по пожарной безопасности для пекарни. Как правило, ответственным за пожарную безопасность будет сам руководитель лично, в этом случае достаточно составить один общий приказ о пожарной безопасности.
Необходимо наличие следующих инструкций:
инструкция «О мерах пожарной безопасности в пекарне»;
инструкция «О мерах пожарной безопасности в складе продуктов пекарни»;
инструкция «О мерах пожарной безопасности в административных помещениях пекарни;
инструкция «Действия при пожаре в пекарне».
Также необходим график проведения повторных противопожарных инструктажей с работниками пекарни.
Необходимо вести следующие журналы пожарной безопасности:
журнал учета первичных средств пожаротушения в пекарне;
журнал регистрации инструктажей по ПБ работников пекарни.
В некоторых случаях понадобятся следующие акты:
акт гидравлического испытания трубопроводов автоматической установки пожаротушения;
акт испытаний внутреннего противопожарного водопровода;
акт обследования автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации;
акт проверки состояния и условий эксплуатации огнезащитных покрытий.
Полный перечень всех необходимых инструкций, памяток, правил, деклараций и приказов может состоять из более чем 60 документов.
8. Документ о регистрации контрольно-кассовой техники (кроме случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством контрольно-кассовая техника не применяется).
Договоры на обслуживание, необходимые для функционирования пекарни
Для функционирования мини-пекарни должны быть заключены следующие договоры:
Договор на вывоз мусора и отходов. Как для частных предпринимателей, так и для юридических лиц, во время деятельности которых формируются ТБО (твердые бытовые отходы), предусмотрена обязанность в подписании такого типа соглашения. С целью подписания соглашения относительно вывоза мусора и ТБО для юридических лиц, необходимо подготовить всю регистрационную документацию, в том числе свидетельство о государственной регистрации и постановки на налоговый учет, а также выписку из ЕГРЮЛ.
Договор на поставку воды, тепла и электричества от соответствующих организаций.
Договор на проведение дезинфекции, дератизации и дезинсекции. Обратите внимание, что договор на проведение дезинфекции, дератизации и дезинсекции заключается с организацией в момент ее появления и продлевается или перезаключается на протяжении всего ее существования. Отсутствие насекомых и грызунов не является основанием для отсутствия договора дезинфекции, дератизации и дезинсекции. Истребительные меры назначаются при обнаружении признаков вредителей. Отсутствие договора с СЭС в компании грозит значительным штрафом.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, влечет ответственность:
Договоры на утилизацию люминесцентных ламп. Как правило, этот договор требуется заключать с исполнителем еще на стадии оформления основного пакета документов для бизнеса. О заключении договора необходимо поставить в известность Роспотребнадзор, контролирующий работы в этом направлении. Проверяющие органы за отсутствие договора на утилизацию ртутьсодержащих люминесцентных ламп могут наложить на штраф в размере до 200 000 руб.
Договор по стирке спецодежды. Согласно «Трудовому кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) статья 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты», работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. В случае, если работодатель самостоятельно организует химчистку, он должен получить соответствующую лицензию, что вряд ли будет удобно для мини-пекарни.
Договор о проведении медицинского осмотра работников мини-пекарни. Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 06.02.2018) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). ”, работы в организациях пищевой промышленности требуют обязательного периодического прохождения медицинских осмотров.
В 2013 году КоАП РФ был дополнен статьей 5.27.1. «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации», согласно которой возможно наложение штрафа при отсутствии медосмотра у работника, для индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей (от 30 до 40 тысяч рублей при повторном нарушении, для организаций — от 110 000 до 130 000 рублей (от 100 до 200 тысяч рублей при повторном нарушении).
Может потребоваться договор на обслуживание системы вентиляции, договоры и сертификаты на используемое оборудование.
Ведение журналов в мини-пекарне
В любом бизнесе в сфере пищевого производства необходимо вести ряд журналов, которые служат для фиксации соблюдения санитарных норм на производстве и качества выпускаемой продукции. Вот перечень основных для ведения журналов:
Прихода и расхода дезпрепаратов. Требуется для прохождения проверки СЭС. В нем отражается информация относительно поступления, количества средств дезинфекции.
Очистных и дезинфекционных мер для систем воздушной вентиляции кафе и кондиционирования. Журнал по очистке и дезинфекции вентиляции является обязательным документом, который проверяется Роспотребнадзором. Если журнал неправильно заполнен или отсутствует, на вашу компанию могут быть наложены штрафные санкции в виде денежного взыскания и остановки деятельности компании на срок до 3 месяцев.
Учета проверок юридического лица. В этом журнале фиксируется факт осуществленного контрольного мероприятия, а также отслеживается частота проверок со стороны той или иной государственной надзорной инстанции.
Бракеражный журнал. Вообще бракеражем готовой продукции называется проверка ее соответствия определенным требованиям, в том числе условиям договоров на поставку. На предприятиях пищевых отраслей бракераж продукции является обязательным.
Учета температурного режима холодильного оборудования. В него вносятся данные учета температурного режима холодильного оборудования, произведенные специальным оборудованием в градусах по Цельсию.
Контроля температурно-влажностного режима. В данный журнал заносятся замеры влажности и температуры, которые должны производиться регулярно в соответствии с установленными сроками.
Учета проведения генеральных уборок. В него заносят график и результаты проведения генеральных уборок.
Проведения дезинфекции холодильного оборудования. Журнал более регистрирует разморозку, метраж помещения, причину уборки и т.д.
Мойки и дезинфекции оборудования. В нем обязательно указывается дата и время проведения мойки, а также ФИО ответственного и проверяющего.
Учета биоотходов. К биологическим отходам в общепите в основном относятся испортившиеся продукты.
Контроля работы стерилизаторов. Требуется при наличии различного вида стерилизаторов.
Учета дезинфекции дезинсекции и дератизации. Это журнал имеет типовую форму. Требования к оформлению включают обязательную нумерацию страниц. Журнал должен быть представлен в виде прошнурованной тетради, концы шнуровки оклеены и скреплены печатью с подписью руководящего лица фирмы.
Входного контроля. Он необходим организациям, которые заготавливают, хранят и реализуют продукты питания животного происхождения. В пекарне такие продукты используются в качестве начинки пирогов. Это журнал установленной формы. Его оформление должно соответствовать точным правилам. К основным его графам относят время и день получения продуктов, название товара, сведения об изготовителе, поставщике, реквизитах, условия перевозки сырья, корректность в оформлении сопроводительных документов, маркировка и упаковка в соответствии с санитарными требованиями, балл органолептической оценки, обследования лаборатории, крайний срок реализации, подписи несущих ответственность за приём продукции, входной контроль.
Учета производственного контроля в общепите. Его отсутствие относится к одному из более частых видов нарушений, выявляемых Роспотребнадзором.
Регистрации аварийных ситуаций.
Эти журналы являются основными. На практике этот перечень может быть расширен. За отсутствие, неправильное или неполное заполнение журнала может быть как наложен штраф, так и произведена приостановка деятельности пекарни.
Периодичность проведения проверок в пекарне
Плановые проверки, в соответствии с положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года № 294 проводятся не чаще одного раза в три года. План проверок, размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации и на сайте Управления https://plan.genproc.gov.ru/ до 31 декабря текущего календарного года.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
Истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Поступление обращений и заявлений граждан, о фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинение вреда жизни, здоровью граждан;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
Приказ руководителя органа государственного контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов прокуратуры.
Обратите внимание, проведение внеплановой проверки Роспотребнадзором должна одобрить прокуратура.
Особое внимание проверяющие уделяют следующим документам:
санитарным книжкам сотрудников;
программе производственного контроля, о которой мы рассказали выше;
наличием лицензий на осуществление деятельности;
соответствию вывесок установленным правилам и наличию разрешений на них;
наличие уголка потребителя;
правильности оформления прейскурантов и меню;
наличие необходимых договоров со сторонними организациями;
наличие и правильность ведения различных журналов, обязательных для пищевой отрасли.
Регулирование пищевой отрасли достаточно жесткое, поэтому будьте готовы к неукоснительному соблюдению всех необходимых процедур.
Ответственность пекарен за нарушение законодательства
В основном за различные нарушения мини-пекарни привлекает Роспотребнадзор. К наиболее часто встречающимся нарушениям относятся:
нарушение санитарных норм;
нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
продажа товаров несоответствующего качества;
введение в заблуждение;
Штрафы за эти нарушения различны для ИП и юридических лиц, причем для ИП они значительно ниже. Обязательно учитывайте этот момент при принятии решения о выборе организационно-правовой формы вашего предприятия. Сумма штрафа для ИП начинается от 500 рублей до 20 тысяч рублей. Для юридического лица – от 10 до 300 тысяч рублей. Дополнительно практикуется приостановка деятельности организации на срок до 90 дней. Также на должностных лиц организации может быть наложен дополнительный штраф или дисквалификация на срок от одного до трех лет.
Сертификация продукции пекарен
На первом этапе необходимо разработать технические условия для всего ассортимента продукции пекарни. Далее оформляется декларация о соответствии Техническому регламенту «О безопасности пищевой продукции». Следующим этапов возможно оформление добровольного сертификата на соответствие ГОСТ.
Таким образом, основным сертификационным документом является декларация о соответствии Техническому регламенту. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» устанавливает объекты технического регулирования, требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования, а также прочие правила производства и реализации продукции пищевого производства. Данный технический регламент не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях. Зарегистрированная декларация о соответствии техническим регламентам, действует в течение срока, установленного самим заявителем, но не превышающим 5 лет.
Как правило, оформление декларации поручают специализированной компании. Срок декларирования составляет 1-3 дня. Сертификат технического регламента Таможенного Союза имеет единую форму и может быть оформлен только специализированным органом по сертификации, аккредитованным Национальным центром аккредитации. Для оформления данного документа требуется предоставить протокол лабораторных испытаний, составленный и утвержденный одной из официально зарегистрированных лабораторий ТС.
Стоимость декларации на три года ориентировочно будет составлять от 15 тысяч рублей.
В настоящее время HACCP с одной стороны, является обязательным для применения в пищевом производстве, с другой стороны, за его отсутствие не всегда налагают штрафы. Но как долго будет продолжаться такая ситуация, никто не берется прогнозировать.
Основные документы, регламентирующие деятельность пекарен
К основе законодательной базы в этой сфере относят:
№ 29 – ФЗ от 23.12.1999 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
№ 52 – ФЗ от 30.03.1999 «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»;
ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;
ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, пищевых ароматизаторов и технологических вспомогательных материалов»;
СанПиН 2.3.4.004-97. «Санитарные правила и нормы для мини-хлебопекарен».