к чему ведет богатство
Что внезапное богатство делает с людьми
Автор фото, Thinkstock
Если вы не родились в зажиточной семье, то наверняка когда-нибудь мечтали о том, чтобы разбогатеть. Причем до неприличия, со всеми сопутствующими атрибутами – поместьями с идеальными газонами и бассейнами, частными островами, дорогими автомобилями, самолетами и вагоном наличных, чтобы ни в чем себе не отказывать.
Но приносит ли людям счастье внезапное богатство?
Истинная сущность
Деньги меняют образ жизни – иногда к лучшему, а иногда и нет.
Кэрол Файло наблюдала, как ее бедные родители внезапно разбогатели: дела их скромной печатной компании неожиданно пошли в гору. Но с первыми серьезными доходами в них проснулась жажда денег.
Мурат Моррисон с ней согласен. Он сделал состояние, продав свою компанию грузовых перевозок в конце 1990-х годов. И извлек из этого урок, который, по его словам, запомнит на всю жизнь: «За деньги можно купить комфорт. Но комфорт – это не счастье и не удовлетворение. Я несколько лет чувствовал себя пустым, как барабан. Жить в комфорте неплохо, но куда лучше быть счастливым».
Автор фото, Thinkstock
С первыми серьезными доходами просыпается и жадность
Богатство показывает истинную сущность человека, добавляет Пол Букхайт: «Обычно деньги подчеркивают главные черты характера. Если ты м***, то богатство, пожалуй, сделает тебя еще большим м***. Но если у тебя в жизни есть цель и смысл, не ограничивающийся погоней за брильянтами в шоколаде, то деньги могут дать свободу заниматься тем, что действительно для тебя важно».
Богатые тоже плачут
Автор фото, Thinkstock
От богатых все чего-то хотят. А им так хочется отдохнуть.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Но большинство респондентов сходится на том, что богатство, несмотря на связанные с ним проблемы, в чем-то облегчает жизнь.
Кристофер Ангус, который, по его словам, сделал состояние на продаже четырех компаний, говорит: «Лучше иметь деньги, чем их не иметь. Последние семь лет я веду жизнь обеспеченного человека и могу позволить себе вещи, которые для многих никогда не будут доступны. К примеру, я съездил на отдых 25 раз за год – и, бывало, тратил по 20 тысяч долларов за вечер».
Аппетиты растут
С появлением богатства меняются ожидания. «Все относительно. Поначалу ездишь на «Ауди», ходишь в хорошие рестораны, и получаешь удовольствие. А потом привыкаешь. И ищешь чего-то нового, хочешь выйти на другой уровень. И получается, что твоя шкала обнулилась: то, что попроще, больше не радует».
Богатство и деньги, к чему они приводят
20 сентября 2016 4 860
В главе 5 книги Коэлет (Экклезиаст) царь Соломон объясняет, почему у тех, кто обрабатывает землю, есть преимущество. Мы рассмотрим это дальше. 9 отрывок говорит так:
«Кто любит деньги, тот не насытится деньгами….»
Если объяснять это, исходя из простого смысла, то получается, что, если человек зарабатывает деньги, но в какой-то момент он за деньги не может купить еду, то он деньгами не насытится.
Сами деньги человек не может есть. Например, во времена голода на деньги нельзя было купить еду, и деньгами невозможно было насытиться. Это самый простой смысл этих слов. Что также позволяет лучше понять предыдущий отрывок, где говорится, что тот, кто обрабатывает землю, выращивает продукты питания – у него есть преимущество, и он может насытиться.
Есть еще второй смысл: тот, кто любит деньги, никогда не насыщается, потому что есть у него 100, как говорит царь Соломон, он хочет 200, есть у него 200 – он хочет 400. У него все время разгорается аппетит: чем больше денег, тем больше хочется еще. Так устроено желание человека. И если это желание уже привело человека к деньгам, то это желание не выключается, оно продолжается все дальше и дальше, и человек хочет еще и еще.
Говорил об этом Царь Соломон: «Когда человек умирает, нет половины из того, что он хотел». Дальше Соломон продолжает свою мысль и говорит:
Это дословный перевод. Это обозначает, что если у тебя есть дом, но у тебя нет еды, то ты тоже никак не можешь превратить дом в еду, и стены грызть не будешь. Но есть другое понимание, согласно которому это слово с иврита переводится как «множество». Тут он ведет такую логическую линию, что у человека есть деньги, но он ими не насытится, если любит, чтобы к нему приходило множество людей.
В итоге вскоре у него закончится урожай, и не будет что кушать, так как всех этих гостей нужно накормить. И говорит царь Соломон: «И это – суета». Речь идет о деньгах, множестве людей, славе, почете, политике… Знаете, богатый человек заработал деньги и думает, что дальше делать. Решил еще денег заработать. Заработал и понял, что нужна слава, хочется какое-то влияние, и, к примеру, идет в политику. А в политике начинается война. Особенно это видно в коррумпированных и криминальных экономиках бывшего СССР.
10 отрывок начинает он так:
«Чем больше добра, тем больше поедающих его…»
Когда у человека увеличивается бизнес – вместе с ним возрастает и количество рабочих. Человек становится успешнее – увеличивается и количество друзей в его окружении.
Как в анекдоте: Иван и не знал, сколько вообще у него любящих его родственников и близких друзей до тех пор, пока не купил себе виллу в Испании.
И продолжает Соломон:
«Чем больше добра, тем больше поедающих его, а владельцу его – какая выгода? Разве что посмотреть своими глазами».
Очень часто бывает, что человек рассказывает: «Да, был я богатым… Была у меня дорогая машина, большая, просторная квартира…». У него польза от того, что это все было, только то, что он видел, что это все было.
Вот для примера история. Я работал в Толдот Йешурун, и мы поехали в Америку с Рав Бенционом Зильбером и попали на улицу в Манхеттене, где продают бриллианты. И вся улица просто пестрит магазинами с бриллиантами. Рав Бенцион стоит и изучает Хумаш (недельную главу). И вдруг находит интересный смысл, и, обрадовавшись, чуть ли не прыгает от радости. А я в это время рассматриваю витрины с бриллиантами. И задумался о том, что живут же богатые люди…
И Рав Бенцион Зильбер рассказал мне историю. Как – то один раввин пришел к очень богатому человеку домой. И у того было все: роскошный декор комнат, шикарная посуда, серебряные канделябры на 12 свечей. Картины на стенах.
Этот раввин любуется на всю эту красоту и говорит: «У вас здесь так красиво, просто невероятно…И вот знаете, что интересно, мы с вами в этой красоте по удовольствию примерно равны. Даже у меня больше, так как я вижу такое редко». Богатый человек спрашивает: «Как же равны? Это же все мое, а не ваше».
Раввин отвечает: «Да, это действительно так. У вас есть преимущество, что вы можете это продать, а я нет. Но это преимущество сомнительное, потому что вы вряд ли захотите когда-нибудь это продать, пока у вас есть деньги. И дай Бог, чтобы они были всегда. Поэтому это потенциальное преимущество. Но у вас есть один недостаток: вам ведь все это нужно охранять, обо всем этом заботиться. А я могу просто прийти, посмотреть и получить удовольствие. Да, я не могу это продать, но и вы это продавать не собираетесь».
Рав Бенцион Зильбер мне это рассказал и говорит: «Нравятся тебе бриллианты – любуйся, это красиво. Да, ты их продать не можешь. А владельцы магазинов хотят продать. А потом им нужно будет купить новые бриллианты для продажи. Им не до красоты».
Царь Соломон говорит, что когда много человеку приходит, то умножаются те, кто «съедает» его богатство. И какая польза владельцу? Только то, что видели его глаза. В Пиркей Авот написано об этом: «Умножающий имущество – умножает заботы».
В общем, без денег сложно. С деньгами беспокойно.
Далее царь Соломон продолжает в 11 отрывке:
«Сладок сон труженика, мало ли, много ли съел он, но богатому пресыщение не дает спать»
Мецудат Давид объясняет этот отрывок так: сладок сон у того, кто обрабатывает землю (труженика), даже если он мало или много кушал, все равно ему легко заснуть. Он физически поработал, и у него мало мыслей, забот и противоречий. У него, по сути, всего одна забота: плугом провел полосу, накидал туда зерна и следи, чтобы вороны не съели. Вот и все его мысли.
И даже если вороны съели все, то обрабатывающий землю человек понимает, что снова нужно эту полосу пропахать. В то время как богатый человек, даже когда он сытый, не может заснуть. Потому что у него много в голове разных мыслей, большое количество всяких дел, забот и ответственности. У него голова кипит, и поэтому ему спать тяжело, и он не может заснуть. И вот получается, что тот, у кого много имущества – у того много забот.
Дальше Соломон в 12 отрывке говорит так:
«Тяжкий недуг видел я под солнцем, – богатство, хранимое на беду своему владельцу»
Это как раз то, о чем говорил царь Соломон, что часто бывает так, что человек зарабатывает – зарабатывает, сохраняет – сохраняет, и потом именно его богатство приводит на него зло. Потому что из-за богатства у него случается беда.
Я помню, был один банк в Киеве, и хозяин этого банка заработал все с нуля. Сначала работал простым менеджером, в итоге создал несколько своих компаний. Создал несколько бизнесов, стал очень богатым человеком. Это было еще полтора года назад, при власти Януковича, он пошел в политику, начал выступать против «не тех людей».
На него завели уголовное дело и посадили в тюрьму. Отобрали и банк, и страховую компанию и остальные бизнесы. Это как раз об этом сказано, что есть такая страшная и обидная вещь, когда богатство идет хозяину во вред.
В 13 отрывке царь Соломон продолжает свою мысль и говорит:
«И гибнет то богатство при несчастных обстоятельствах. И родил он сына, а в руках у него ничего нет»
То есть, бывает так, что богатство не только не приносит радость, а еще оно же становится причиной страдания человека. И, к примеру, есть уже дети, но нечего им передать. Он говорит, что такое часто бывает, и это еще не худший случай, потому что он хотя бы жив остался. Бывает, что из-за богатства человек погибает.
Дальше Соломон говорит в 14 отрывке следующее:
«Как вышел нагим из утробы матери своей, так и уйдет – таким же, каким пришел. И за труд свой ничего не унесет он в руке своей»
Даже если у него что-то и останется, это он с собой не заберет. Но чаще бывает так, что богатство, которое приходит, идет по такому кругу: оно приходит и уходит, приходит и уходит, и в любом случае не останется ничего из того, что приходило в его руки.
В 15 отрывке Соломон огорчается, говоря:
«И это тяжкий недуг: каким пришел, таким и отходит; и что пользы ему, что трудился на ветер?»
Этот процесс прихода и ухода денег в принципе идет циклично и его очень тяжело просчитать. Если мы посмотрим в истории, то чаще всего бывает так, что у любого человека есть периоды, когда он поднимается наверх, опускается вниз. Иногда он снова поднимается. Иногда он уже не поднимается. Бывает, что по несколько раз происходит этот цикл. Поэтому Царь Соломон подчеркивает, что самое выгодное – быть земледельцем, который обрабатывает свой удел, и такому человеку будет, что покушать и не будет таких забот.
Дальше он пишет в 16 отрывке:
«И все дни свои ест он во тьме, и много гневается, и болезни у него, и огорчения»
То есть, человеку, который работает в бизнесе, практически нереально на сегодняшний день избежать подобных ситуаций.
Есть во тьме – это после захода солнца. Вечером. Многие владельцы бизнесов работают до самой ночи. В бизнесе вряд ли удастся избежать гнева. Так как гнев обычно вызывают события, которые идут не по плану человека, и тогда, когда его желания не сбываются. Огорчения у человека могут возникать из-за каких-то людей, с которыми человек вступает в конфликты.
Так как не все люди живут по Торе, не все люди хотят выполнять обязательства. Также есть просто мошенники, аферисты. Поэтому сказано, даже все дни жизни, которые он двигается к богатству, он ест в темноте.
Йосеф Праведник – сын Яакова (Израиля), был самый успешный в бизнесе из братьев. Он 70 лет был премьер-министром Египта. Второй человек в государстве после фараона. И что нам сообщает Тора? Он умер первым из 12 братьев, хотя был один из самых младших. Должности – сокращают жизнь.
И царь Соломон, мудрейший и богатейший из людей, который знал, что такое огромные деньги (при его правлении даже улицы Иерусалима были покрыты серебром), дает дальше такой совет.
И в 17 отрывке говорит он:
«Вот что увидел я благого – хорошо есть и пить, и узреть добро в трудах своих тому, кто трудится под солнцем в считанные дни своей жизни, что дал ему Б-г, ибо это доля его»
Нужно радоваться каждому дню своей жизни. Важно уметь чувствовать себя счастливым здесь и сейчас от того, у тебя есть. И каждый день благодарить Б-га за все, за свой удел, еду и заработок.
Дальше Царь Соломон говорит в 18 отрывке следующее:
«И всякий человек, кому дал Б-г богатство, и имущество, и власть пользоваться ими, и брать свою долю, и радоваться трудам своим, – получил дар Б-га»
Сегодня одному Б-г дает больше, другому меньше, а завтра может быть по-другому. И человек должен понимать, что если ему хорошо – то это дал ему Б-г и радоваться этому. Потому что это подарок от Б-га. Ты должен знать, что все, что есть у тебя – это подарок от Б-га. Много или мало, но радоваться нужно каждый день, потому что потом вообще неизвестно, что будет.
И в 19 отрывке царь Соломон заканчивает свою мысль словами:
«Пусть помнит он, как недолги дни его жизни, и что Б-г ему отвечает радостью сердца его»
Как говорил Раби Нахман из Бреслава, когда человеку плохо, и он жалуется, то Б-г ему говорит: «Ты думаешь, что это плохо, значит, сейчас я тебе покажу, что такое плохо». Когда человек радуется, то Б-г ему говорит: «Ты радуешься, и умеешь радоваться, сейчас я тебе покажу, что такое настоящая радость».
Поэтому давайте радоваться каждый день. Б-г дал каждому свой удел – и все это подарок от Б-га!
Читайте также
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Президент Международной Профессиональной Ассоциации Коучей и Тренеров. Почетный Профессор бизнес-школы СИНЕРГИЯ. Обучил более 5000 бизнес-тренеров и коучей. Клиенты: Procter&Gamble, Deloitte, AVON, MTC и др. Автор 15 бестселлеров.
Алкоголизм, депрессия и скука: 10 неожиданных проблем, следующих за богатством
Быть богатым довольно приятно — в целом, обеспеченные люди здоровее, более довольны жизнью и могут позволить себе то, о чем многие из нас даже и не мечтают. Концепцией достижения богатства кормятся лотереи, финансовые коучи, гуру позитивного мышления и множество других людей, утверждающих, что деньги решат любую проблему. Увы, это не совсем так. У богатства есть немало скрытых недостатков, и нет, «я заблудилась в своем огромном доме, кто-нибудь, спасите!» к ним не относится. Это реальные проблемы, влияющие на жизнь, здоровье, отношения и даже биохимию мозга!
10. Алкоголизм
Мы подсознательно ассоциируем алкоголизм с бедностью и стрессом от безденежья. Но статистические данные показывают, что это не совсем так — наоборот, в более обеспеченных слоях общества алкоголизм распространен больше. Исследование, проведенное Норвежским университетом науки и техники, охватило более чем 40 стран Европы. Ученые обнаружили, что в Великобритании, Ирландии и Португалии пьют больше всего, и подобные тенденции внутри каждого государства также сохраняются: почти по всей Европе богатые пьют гораздо больше, чем бедные. Специалисты предполагают, что дело может быть в банальном доступе к алкоголю: богатые люди пьют много, потому что могут себе это позволить, а дорогие напитки считаются частью образа «красивой жизни».
9. Тревога и депрессия
Хотя богатство снимает часть напряжения и повышает общий уровень удовлетворенности жизнью, оно также связано с некоторыми психическими проблемами. Во многих исследованиях выяснилось, что большие деньги связаны с более высоким уровнем различных ментальных расстройств, включая тревожность. Ученые выяснили, что молодые люди, живущие в престижных районах, гораздо чаще демонстрируют признаки дезадаптации (более высокий уровень тревоги и депрессии, нарциссизм и злоупотребление психоактивными веществами), чем «обычные» дети и подростки.
8. Зарабатывание большего количества денег делает нас счастливее лишь умеренно
Деньги действительно решают немало проблем, но чувство счастья растет только до определенной точки. Человек с условными 10 миллионами, скорее всего, будет счастлив настолько же, как человек со 100 миллионами — а ведь цена достижения таких огромных сумм может оказаться непомерно высока.
7. Скука
Курсы по инвестированию обычно завлекают людей рекламой в стиле «Начни получать пассивный доход, чтобы никогда больше не работать!». Для многих это действительно важно — представьте, как здорово было бы заниматься только приятными интересными делами. В каком-то смысле, это правда, хотя и не вся. По словами одного из миллионеров, в этом один из самых больших недостатков богатства. Когда мы работаем, чтобы платить за квартиру и покупать еду, мы получаем также и мотивацию стремиться к лучшему (в основном, к квартире получше и еде повкуснее). Отсутствие этой мотивации может привести — и часто приводит — к другим, более серьезным проблемам, таким как депрессия.
6. Богатство делает нас более склонными к риску
Мы логично предполагаем, что богатые люди больше рискуют, потому что им есть, чем рисковать. Частично это правда — чем больше у вас денег, тем больше возможностей. Но ученые отмечают: не все так просто. Исследования показывают, что богатые люди действительно более склонны к риску, если речь идет об относительно небольших суммах. Если на кон поставлена большая часть состояния, они превращаются из транжир в настоящих скряг!
5. Стресс
Когда мы смотрим на экономическую ситуацию в мире, справедливо предполагаем, что больше всего стресса ложится на относительно молодых и бедных людей. Миллениалы получили «в наследство» мир с плохой экологией, закредитованностью и непомерными ценами на недвижимость. Но исследования показывают, что пожилые и более обеспеченные работники сообщают о гораздо более высоком уровне стресса, связанного с работой, чем их более молодые коллеги. Хотя это может означать, что стресс приходит вместе с большой зарплатой, возможно и то, что молодые профессионалы более терпимы к рабочим сложностям.
4. Богатство может приводить к появлению чувства вины
Неравенство растет практически по всему миру, и каждый глобальный экономический кризис углубляет разрыв. Даже пандемия, которая, казалось, не щадит никого, сделала богатых людей по всему миру еще богаче, а бедных — еще беднее. Несправедливое распределение денег и власти вызывает волны недовольства, все более и более заметные. Одним из социальных последствий этого процесса является растущее чувство так называемой «вины за богатство». Богатые люди — даже те, кто честно заработали свое состояние — все чаще принимают меры, чтобы не выглядеть слишком богатыми (достаточно вспомнить простые футболки и шорты Марка Цукерберга). Огромная разница с демонстративным роскошным потреблением начала нулевых!
3. Оно делает нас менее щедрыми.
Если спросить у людей из случайной выборки, жертвуют ли они на благотворительность, обнаружится, что довольно многие не делают этого просто потому что у них нет свободных денег. Это логично — и даже может заставит нас предположить, что щедрость зависит от благосостояния. К сожалению, это не совсем так, что было доказано множеством исследований. Большое количество денег заставляет нас подсознательно защищать заработанное, что, в свою очередь, делает нас менее щедрыми.
Некоторые исследования показывают, что чем больше власти и денег мы получаем, тем меньше сочувствуем бедственному положению других людей. Это может показаться очень печальным, но у подобного отношения есть свои эволюционные причины. В темные времена охотников и собирателей считалось, что вожаки должны руководить, и любое отвлечение или проявление сочувствия (например, к раненому члену племени) могло поставить под угрозу безопасность всех остальных. Снижение эмпатии помогло лидерам лучше делать свое дело и успешно передавать гены. Возможно, поэтому люди с наибольшим количеством власти редко используют ее помощи окружающим и исправления несправедливости.
1. Богатство ассоциируется с нарциссизмом
Было бы несправедливо «одним миром» мазать целую социальную группу, но некоторые стереотипы слишком сильны, чтобы не упоминать о них. Распространено мнение, что чем богаче мы становимся, тем больше погружаемся в себя — так насколько же это верно? Если судить по научным исследованиям, в подобном мнении есть зерно истины. По крайней мере, пять исследований показывают, что богатство в подавляющем большинстве случаев связано с нарциссическими тенденциями. Обладание большим количеством денег сопряжено с социальными и психологическими издержками, снижением доверия к окружающему миру — ведь человек не знает, кто действительно любит его, а кому нужны только деньги. Подобное отношение не способствует комфортной жизни в обществе и ведет к психологическим проблемам.
В целом, интересно было бы посмотреть на результаты исследований богатства в мире, где мировое благосостояние и власть находится не только у мужчин, выросших в европейской культуре. Многие описанные проблемы также могут ассоциироваться с мужской гендерной социализацией, поэтому неочевидно, что тут курица, а что яйцо. Например, если взглянуть на истории разорившихся людей, сорвавших джекпот в лотерею, можно заметить, как часто женщины теряют все из-за излишней щедрости. Впрочем, учитывая современно распределение богатства, ответ на этот вопрос мы найдем еще очень нескоро.
Кто много хочет, тот мало получит: почему жадность всегда порождает бедность
У каждого человека есть отрицательные черты характера. Из них наиболее часто встречаемая – жадность. Она способна разрушить внутренний мир и привести не к богатству, а к бедности.
Что такое жадность и почему возникает
Жадность – неумеренное стремление присвоить себе как можно больше нематериальных и материальных благ. Это один из смертных грехов. Считается, что жадность изгоняет из сердца любовь и уважение к ближнему и в итоге губит бессмертную душу человека.
Психологи, знакомые с такой проблемой, как жадность, считают, что данная черта характера может возникать по нескольким причинам:
К чему способна привести жадность
Люди, теряя чувство меры, совершают ошибки. В семьях начинают возникать конфликты. У супружеских пар часто дело доходит до развода. Жадные люди также сталкиваются с проблемами на работе – портятся отношения с начальством, коллегами.
Из-за отрицательной черты характера разрушаются связи с близкими и друзьями. Люди, не способные побороть смертный грех, становятся одинокими.
Почему жадность порождает бедность
Чтобы понять, почему жадность порождает бедность, стоит привести несколько примеров. Представьте человека, любящего азартные игры. Каждый раз у него возникает желание получить то, что стоит на кону. Игрок готов рискнуть всем ради того, чтобы приумножить свое состояние, но в итоге из-за азарта остается ни с чем.
Другой пример – представьте бизнесмена. Желая быстро получить максимальную прибыль, он не обдумывает свои действия, не составляет прогнозы. Это приводит к совершению ошибок, лишним расходам и разорению.
Исходя из этих примеров, можно сделать вывод, что жадность порождает бедность из-за помутнения сознания. Человек, стремящийся к деньгам, перестает ценить то, что имеет.
Поучительная притча о жадности
Йоханнес Паули – немецкий писатель и автор книги «В шутку и всерьез». Это произведение посвящено различным забавным и поучительным историям. Одной из них является притча о жадности, датируемая 1506 г.
В этой истории рассказывается о богатом купце. В один из дней он решил отправиться на ярмарку во Франкфурт. Проезжая по деревне, мужчина потерял свой кошелек, в котором было 800 гульденов. В те времена это была огромная сумма. На нее можно было купить, к примеру, 20 лошадей.
Кошелек нашел плотник, проживающий в той самой деревне, по которой проезжал купец. Мужчина принес деньги домой и спрятал. Он никому не хотел говорить о находке, но и тратить пока не собирался. Он понимал, что, если объявится хозяин кошелька, найденное богатство придется отдать.
В ближайшее воскресенье в деревенской церкви было сделано объявление, что купец потерял кошелек. Местный священник обратился к людям и попросил вернуть деньги. Взамен была обещана награда – 100 гульденов. Плотник, услышав это, решил отдать ценную находку.
Когда в деревню прибыл купец, он забрал кошелек. Однако богач не был намерен выполнять обещанное. Он отдал плотнику всего 5 гульденов и при этом обвинил бедняка в том, что он взял без спросу 100 гульденов, ведь в кошельке, по мнению хозяина, было не 800, а 900 гульденов. Плотник начал возражать. Он был верующим человеком, поэтому никогда бы не решился на такой гнусный поступок. Купец же не хотел слышать никаких оправданий.
Спор привел к тому, что был назначен суд. На заседании купец, положив руку на Библию, поклялся, что потерял именно 900 гульденов. Плотник же поклялся, что нашел только 800 гульденов и ни гроша не взял из этой суммы. В итоге суд решил, что кошелек не принадлежит купцу. Все деньги были отданы плотнику. Торговцу же посоветовали продолжить поиски кошелька с 900 гульденами. Так богач, пожадничав и не отдав положенное вознаграждение, остался ни с чем.
Можно подумать, что человека, страдающего жадностью, Вселенная наказывает бедностью. На самом деле это не наказание, а, скорее всего, «лекарство». Лишь на дне жизни человек может задуматься над своими поступками и встать на правильный путь.