к плюсам регистрации индивидуального предпринимателя ип можно отнести то что
К плюсам регистрации индивидуального предпринимателя ип можно отнести то что
Регистрация ИП позволит стать бизнесменом с преимуществами физлица, но без необходимости вести сложную отчётность. Вот зачем открывать ИП для бизнеса:
Легальность заработка
Можно работать на себя и не скрывать деятельность и доходы.
Самостоятельный выбор налогового режима
Упрощенная система налогообложения, которую часто используют ИП, позволяет платить налог в размере 6% от доходов — это в 2 раза меньше, чем 13% НДФЛ.
Трудовой стаж
Статус ИП предполагает ежегодные выплаты в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования — стаж в этом качестве учтут при начислении пенсии.
Расширение круга партнёров
Для заказчика индивидуальный предприниматель привлекательнее физлица: при работе с ИП ему не нужно дополнительно уплачивать страховые взносы.
Какой деятельностью может заниматься ИП
У ИП есть один минус: можно заниматься не любым видом деятельности.Вот перечень сфер, для которых необходимо регистрировать общество с ограниченной ответственностью (ООО):
Так, если вы хотите открыть ресторан с алкоголем в меню, придётся получать лицензию на продажу алкоголя, для чего нужно ООО, а не ИП.
Сколько дней занимает регистрация ИП
В течение 3 рабочих дней после обращения в налоговую инспекцию вас должны поставить на учёт и направить на email необходимые документы: лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и уведомление о постановке на учёт физического лица в налоговом органе. Если нужны бумажные копии, подавайте запрос вместе с заявлением.
В статусе ИП вы можете открыть банковский счёт — это не обязательное требование, но так легче платить налоги. Регистрация позволит честно вести бизнес и создать капитал.
Выбираем между ИП и ООО
Иногда начинающим предпринимателям не сразу удается определиться с организационно-правовой формой будущего предприятия. Вопрос о том, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или открыть Общество с ограниченной ответственностью (ООО) становится на какой-то период времени самым важным. Для того, чтобы принять правильное решение, бизнесменам порой приходится проводить настоящее исследование. Постараемся облегчить эту задачу. Итак, ИП или ООО? Проведем сравнительный анализ.
Сравнительная таблица преимуществ и недостатков ИП и ООО
Преимущества ИП
Недостатки ИП
Преимущества ООО
Недостатки ООО
Что выгоднее?
При выборе организационно-правовой формы между ИП и ООО, предпринимателя, в немалой степени, интересует вопрос выгоды в плане уплат обязательных платежей и налогов.
Страховые платежи в пенсионный фонд для ИП: минус или плюс?
Считается, что ИП в данном случае проигрывает ООО, поскольку имеет обязательные фиксированные страховые платежи в ПФР. Здесь необходимо понимать разницу: страховые выплаты в пенсионный фонд – это не налоги на деятельность ИП, и если разобраться детально, то выяснится, что эти самые платежи – вовсе не отрицательная сторона индивидуального предпринимательства. Именно из них формируется будущая пенсия индивидуального предпринимателя и покрытие медицинской страховки. Более того – все выплаченные фиксированные платежи можно принять к зачету при уплате налогов.
ВАЖНО! Индивидуальный предприниматель может уменьшить налог на всю сумму взносов в ПФР!
Платежи и налоги за сотрудников
Разницы в уплате налогов за работников ИП и ООО нет. Все предприятия, независимо от формы собственности, обязаны перечислять страховые взносы во внебюджетные фонды (около 30% от выданной работнику заработной платы), а также платить за сотрудников подоходный налог (НДФЛ) в размере 13%. Это значительно утяжеляет предпринимательскую ношу, поэтому самый мелкий бизнес обходит официальное трудоустройство сотрудников с помощью, например, договоров подряда с исполнителями работ.
Системы налогообложения и налоги
От организационно-правовой формы предприятия, режим и размер налогов не зависит. В данном случае, роль играет режим налогообложения, выбранный предпринимателем
На УСН, ЕСХН, ЕНВД для ИП и ООО ставки по налогам одинаковые. Но в общей системе налогообложения подоходный налог для ИП равен 13%, а налог на прибыль для ООО составляет 20%.
Подводим итог
Таким образом, для того, чтобы правильно выбрать организационно-правовую форму будущего предприятия, необходимо учесть целый ряд факторов, таких как:
7 советов начинающему ИП, чтобы избежать проблем (что-то вы точно из этого не знаете)
После регистрации ИП в налоговой инспекции вы получаете не только право вести бизнес, т.е. заниматься предпринимательской деятельностью, но и обязанности, первейшие из которых — сдавать отчётность и платить за себя страховые взносы. Помимо этих ключевых обязанностей каждого ИПешника есть ещё ряд нюансов, о которых стоит знать, чтобы не нарваться на штрафы в первый же месяц своей официальной деятельности. Специально для этой статьи мы отобрали семь важных вопросов, которые надо решить IT-фрилансеру сразу после госрегистрации.
1. Выбрать правильную систему налогообложения
Если при своей регистрации в качестве ИП вы не подавали уведомления о переходе на упрощённую систему налогообложения, то вам в течение ИКС времени после даты регистрации необходимо определиться с системой налогообложения.
Система налогообложения – это порядок расчёта и оплаты налога. У каждой системы своя ставка и налоговая база, но главное, что существенно различаются суммы налога к уплате. Один из таких показательных примеров есть в статье «Сколько зарабатывает программист в Москве по мнению ФНС».
Всего систем налогообложения пять, но одна из них (ЕСХН) предназначена только для сельхозпроизводителей. Выбирать можно между основной (ОСНО) и специальными системами (УСН, ЕНВД, ПСН). В принципе, расчёт налоговой нагрузки — это бухгалтерская тема, поэтому если у вас есть знакомый грамотный специалист, то имеет смысл к нему обратиться.
На коленке тоже можно кое-что подсчитать:
Если вникать в расчёты не хочется, а до бухгалтера не добраться, рекомендуем вам подать заявление на УСН Доходы, т.к. это самая распространённая система налогообложения. Плюс к этому — самая простая система в плане отчётности с достаточно низкой налоговой нагрузкой. Её также можно совмещать с любыми другими системами, кроме ОСНО.
(!) Из нашей рекомендации сразу переходить на УСН есть исключение — если вашими основными заказчиками будут бюджетные организации или крупный бизнес, то им нужен как раз ИП, работающий на ОСНО.
Почему это важно: специальные (они же льготные) налоговые режимы позволяют снизить платежи в бюджет до минимума. Это право закреплено статьёй 21 НК РФ. Но если вы самостоятельно не подадите заявление о переходе на УСН, ЕНВД, ПСН, то никто вас уговаривать не станет. По умолчанию придётся работать на общей системе (ОСНО). О сроках отчётности своей системы забывать нежелательно, за несданную декларацию налоговики весьма быстро блокируют расчётный счёт ИП.
Ещё одна причина вовремя сдавать налоговую отчётность – это риск получить от ПФР платёжку на сумму 154 852 рубля. Логика такова – раз вы о своих доходах в ИФНС не отчитались, то их размеры просто нескромны. Значит, взносы посчитают по максимуму (8МРОТ * 26% * 12). Это не штраф, деньги поступят на ваш пенсионный счёт и будут учитываться при расчёте пенсии (если к тому времени всё опять не поменяется), но всё равно сюрприз не самый приятный.
2. Воспользоваться налоговыми каникулами
Если вы регистрируетесь в качестве ИП впервые после принятия регионального закона о налоговых каникулах, то можете претендовать на нулевую налоговую ставку на режимах УСН и ПСН. Не платить налог можно максимум два года. Конкретные виды деятельности, по которым установлены налоговые каникулы, определяет региональный закон.
В Москве ИПешникам-разработчикам налоговых каникул не полагается, но если ваша деятельность связана с научными исследованиями и разработкой, то в большинстве регионов, включая Москву, вы можете получить нулевую налоговую ставку.
С налоговыми каникулами в подробностях, а также с базой большинства региональных законов можно ознакомиться вот тут.
Почему это важно: если есть возможность оказаться какое-то время в налоговой гавани, почему бы этим не воспользоваться? К тому же на ПСН в принципе нет возможности уменьшить стоимость патента на сумму взносов. А в рамках налоговых каникул патент ИП не будет вам ничего стоить.
3. Знать и платить за себя страховые взносы
Страховые взносы – это платежи, которые каждый предприниматель обязан вносить за себя в пенсионный фонд (ПФР) и фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). С нового года сбором взносов займётся Федеральная налоговая служба, т.к. по мнению властей сами фонды со сбором платежей в свою пользу справляются плохо.
Минимальная сумма взносов каждый год меняется. В 2016 году это около 23 тысяч рублей плюс 1% с доходов свыше 300 тысяч. Если вы были зарегистрированы в качестве ИП меньше года, то сумма соответственно пересчитывается. Взносы за себя надо платить всё то время, пока вы стоите на учёте, как предприниматель. Оправдания и аргументация вида:
в рассмотрение фондами не принимается.
Не платить за себя взносы можно, если ИП призвали в армию или он ухаживает за ребенком до полутора лет, ребенком-инвалидом, инвалидом 1-ой группы, пожилыми людьми старше 80 лет. Но даже в этих случаях начисление взносов автоматически не прекращается, надо сначала представить документы, что реальным бизнесом вы не занимаетесь.
Так что открывать ИП просто так, с расчётом, что когда-то может пригодиться, не стоит. Если в качестве ИП вы всё же зарегистрировались, а теперь находитесь в простое, то дешевле сняться с учёта (госпошлина составляет всего 160 р.), а при необходимости зарегистрировать снова. Количество подходов к стойке регистратора не ограничено.
Почему это важно: взносы с вас всё равно взыщут, даже если ИП закроете. Плюс начислят штраф от 20% до 40% от неуплаченной суммы и пени. Кроме того, не выплачивая взносы в срок, вы лишаете себя возможности сразу уменьшать на эту сумму начисленный налог.
ИП без работников на режиме УСН Доходы за 2016 год заработал 1 миллион рублей. Расходов по бизнесу у него не было (но если даже и были бы, то на УСН Доходы никакие расходы не учитываются).
Сумма налога 1 000 000 * 6% = 60 000 рублей. Страховые взносы ИП за себя составили 30 153,33 рублей, из расчёта:
Предприниматель воспользовался правом уменьшить авансовые платежи по единому налогу на УСН за счёт выплаченных страховых взносов, поэтому платил их поквартально (*).
Посчитаем общую сумму, которая ушла в бюджет в виде налога: 60 000 — 30 153,33 рублей (сумма уплаченных страховых взносов, на которую можно уменьшить налог) = 29 846,67 рубля. В результате, вся его налоговая нагрузка, включая страховые взносы, равна 60 000 рублей. Чистый доход от бизнеса индивидуального предпринимателя составляет 1 000 000 – 60 000 = 940 000 рублей.
(*) Если вы заплатите взносы единой суммой в конце года, то сначала придётся заплатить полную сумму налога в 60 000 рублей, а потом подавать заявление в ИФНС о возврате или зачёте излишне уплаченного налога. Потому – лучше платить взносы частями каждый квартал, и сразу уменьшать квартальные авансовые платежи по УСН. По итогу выйдет то же самое, но в первом случае хлопот больше.
4. Подать уведомление о начале деятельности
Мало кто это знает, но перед тем, как начать оказывать услуги по ремонту компьютеров и коммуникационного оборудования (коды ОКВЭД 95.11 и 95.12), ИП надо подать в местное отделение Роспотребнадзора уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности.
Делается это для того, чтобы включить вас в план проверок Роспотребнадзора, хотя первые три года после регистрации ИП обещают не проверять. Но если на вас пожалуется клиент, недовольный качеством услуг, то проверка будет внеплановой. Кстати, с 1 января 2017 года Роспотребнадзор придёт с проверкой, только если клиент предоставит доказательства, что уже пытался призвать вас к ответу. Видимо, ведомство уже утомилось проверять реальность всех жалоб потребителей.
Почему это важно: если не подать уведомление, то можно получить штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Само по себе указание кодов ОКВЭД 95.11 и 95.12 при регистрации ИП не обязывает вас ни о чем сообщать. Подавать уведомление надо, только если вы реально планируете начать ремонтировать компьютеры и коммуникационное оборудование.
5. Открыть расчётный счёт
Работать без расчётного счёта можно, если ваши клиенты – это физические лица, которые платят наличными, а вы заключаете договоры с другими ИП и ООО на суммы не более 100 тысяч рублей. Это лимит, который установил Центробанк на наличные расчёты между коммерческими субъектами.
Превысить его довольно легко, ведь это не разовый платёж, а сумма расчётов в течение всего срока действия договора. Например, вы заключили договор аренды на год, арендная плата — 15 тысяч рублей в месяц. Общая сумма расчётов по договору составит 180 тысяч рублей, значит, оплата аренды допускается только безналом.
Безналичные платежи в принципе удобны, не только потому что увеличивают количество способов оплаты, но и позволяют потребителю расплатиться с вами кредиткой, когда других свободных денег у него нет. Расчёты электронными деньгами можно легализовать, создав корпоративный кошелёк ИП.
Почему это важно: за нарушение лимита наличных расчётов на ИП налагают штраф по статье 15.1 КоАП РФ (от 4 до 5 тысяч рублей). А о том, почему не стоит принимать платежи на свою личную карту, мы рассказали в статье 5 причин не использовать свой личный счёт в фрилансе.
6. Пройти регистрацию в качестве страхователя
Если вы используете наёмный труд, то надо своевременно встать на учёт в качестве страхователя. Причём, вид договора с работником – трудовой или гражданско-правовой – не имеет значения. Даже если вы заключите разовый краткосрочный договор на выполнение каких-то услуг или работ с обычным физлицом, то становитесь страхователем. То есть, кроме выплаты вознаграждения исполнителю, обязаны за свой счёт выплатить за него страховые взносы, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ и сдать отчётность.
Обязанности страхователя по сдаче всевозможной отчётности по работникам или исполнителям весьма удручают – её действительно много, и она сложная. А с 2017 года основные функции по администрированию взносов передали ФНС, оставив тем не менее кое-какую отчётность за ПФР и ФСС.
Почему это важно: сроки регистрации в качестве страхователя физических лиц в ПФР и ФСС — 30 дней со дня заключения первого трудового или гражданско-правового договора. Если срок нарушить или вообще не вставать на учёт, то Пенсионный фонд оштрафует на сумму от 5 до 10 тысяч, а соцстрах – от 5 до 20 тысяч рублей. С 2017 года порядок регистрации в ФСС остаётся тем же, а вместо ПФР заявление ИП-страхователя надо подавать в любой налоговый орган.
7. Получить лицензию, если ваш вид деятельности относится к лицензионным
Лицензия — это разрешение на право заниматься определённым видом деятельности. В IT-сфере закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ относит к лицензионным следующие направления:
Почему это важно: за деятельность без лицензии или с нарушением ее условий могут взыскать административный штраф по статье 14.1 КоАП РФ (для ИП сумма от 3 до 5 тысяч рублей), допускается также конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья. Если же в результате такой деятельности причинен крупный ущерб или получен доход в крупном размере, то возможна и уголовная ответственность.
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
а) совершенное организованной группой;
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Напоследок краткий обзор того, чего нельзя делать с ИП:
Если вы еще не ИПешник, но активно об этом размышляете, читайте нашу полную инструкцию по регистрации ИП со всеми лайфхаками. Также мы готовы бесплатно проконсультировать вас по выбору оптимальной системы налогообложения.
Что такое ООО
Зачем оно вам нужно и сколько стоит
Коротко: ИП подходит тем, кто будет работать самостоятельно, а ООО — тем, кто собирается заниматься бизнесом вместе с партнерами. Дальше нужно разбираться.
Ответственность
Для тех, кто выбирает, что открывать — ИП или ООО — мы подготовили таблицу со сравнением
Если же Василий откроет ООО и разорится, то в большинстве случаев заберут только то, что принадлежит фирме: имущество, деньги на расчетных счетах и мебель из офиса. Личную машину не должны трогать, хотя и есть способ.
Отличается и административная ответственность, то есть штрафы. Обычно в законе предусмотрены разные суммы штрафов для организаций и должностных лиц. ИП по умолчанию штрафуют как должностных лиц. ООО больнее.
Учредители, документы и регистрация
Как распределяются доли и прибыль в ООО
Имя | Доля | Прибыль |
---|---|---|
Василий | 5000 Р | 50% |
Елена | 3000 Р | 30% |
Петр | 2000 Р | 20% |
Если дела компании пойдут в гору, то учредители будут получать прибыль пропорционально своим вложениям.
Если вы хотите внести в уставный капитал имущество, которое стоит от 20 000 Р — допустим компьютеры, — то независимый оценщик должен оценить их стоимость и составить акт оценки имущества. Это дополнительные расходы, которые ложатся на учредителей.
Заранее, еще до регистрации компании, нужно договориться о названии; юридическом адресе; размере уставного капитала (от 10 000 Р ); ОКВЭДах (видах деятельности, которыми будет заниматься компания) и системе налогообложения.
После этого нужно утвердить устав и назначить генерального директора — можно из числа учредителей, а можно и со стороны. Если в компании нет соучредителей, то единственный учредитель собственным решением назначает генеральным директором себя или нанимает кого-то.
Учтите: все решения нужно фиксировать на бумаге. Если учредитель один, печатаете единоличные решения. Если несколько — протоколы собраний. Первый протокол делайте в момент создания организации. В статье 181.2 гражданского кодекса перечислено, что нужно обязательно указать при составлении протокола.
Все эти протоколы — страховка, которая подтверждает решения компании. Если что-то пойдет не так, то в суде вы будете оперировать именно протоколами.
Дальше нужно оплатить госпошлину 4000 Р и подать в ИФНС пакет документов.
Как подать документы
В больших городах документы нужно нести в единый регистрационный центр, или ЕЦР. В Санкт-Петербурге ООО регистрирует МИФНС № 15, в Москве — МИФНС № 46.
Вот что нужно собрать:
Дополнительно может потребоваться документ, подтверждающий юридический адрес, например копия договора аренды, гарантийное письмо от собственника помещения или свидетельство о праве собственности на помещение.
Какие документы выдадут после регистрации
В течение трех рабочих дней после подачи полного пакета документов в ИФНС компанию зарегистрируют, а вы получите пакет документов.
госпошлина за регистрацию новой редакции устава
Налоговая сама уведомляет пенсионный фонд, ФСС и органы статистики о регистрации организации.
Могут ли отказать в регистрации?
Да. В этом случае вы получите бумагу, в которой прописана причина отказа. Часто бывает, что подали неполный пакет документов, прокрались опечатки и так далее.
В этом случае нужно исправить ошибку и подать документы заново. Госпошлину придется оплатить еще раз.
Как выбрать юридический адрес
На самом деле в законодательстве РФ нет понятия «юридический адрес», есть «место нахождения общества». Но для удобства мы и дальше будем оперировать понятием «юридический адрес».
Юридическим адресом может быть и собственное, и арендованное помещение, и даже домашний адрес учредителя, но везде есть нюансы.
Собственное помещение должно быть нежилым. В налоговой могут попросить документ о праве собственности (выписку из ЕГРН — Единого государственного реестра недвижимости — или свидетельство о собственности).
Домашний адрес учредителя или руководителя. Учредитель или руководитель, чей адрес указывают, должен быть собственником квартиры или иметь в ней прописку. Если у квартиры несколько собственников, то от каждого понадобится разрешение на использование помещения.
Аренда адреса — плохой вариант. Базово вы платите не за помещение, а за адрес, по которому компания числится. Дальше, в зависимости от цены, по адресу будут принимать вашу почту или вы даже сможете находиться там, если налоговая решит навестить компанию с выездной проверкой.
Аренда адреса незаконна и рискованна:
Еще можно арендовать помещение в бизнес-инкубаторе. В крупных городах существуют такие центры поддержки предпринимательства. Если организация и вид деятельности соответствуют условиям бизнес-инкубатора (например информационные технологии), то она может арендовать помещение и зарегистрироваться по адресу инкубатора.
ИП юридический адрес не нужен: его регистрируют по месту прописки. Организации нужно представить документы об аренде помещения (или собственности на него), как вариант можно указать домашний адрес учредителя, но нежелательно.
Расчетный счет и печать
Вы можете открыть сразу несколько счетов в разных банках — это не запрещено.
Раньше все компании были обязаны иметь печать, теперь нет. Если вы не пишете про печать в уставе, то она вам не нужна. Если написали, то придется делать круглую печать.
Плюсы и минусы регистрации ИП
Для формирования документов на регистрацию ИП вы можете воспользоваться бесплатным онлайн-сервисом непосредственно на нашем сайте. С его помощью вы сможете оформить пакет документов, соответствующий всем требованиям по заполнению и законодательству РФ.
ИП или индивидуальный предприниматель — это одна из форм организации бизнеса в России. Причем, последняя статистика ФНС показывает, что индивидуальную предпринимательскую деятельность стали регистрировать чаще, чем юридические лица. Какие же плюсы и минусы ИП повлияли на популярность этого формата?
Влияет ли организационно-правовая форма на успех бизнеса
Конечно, как и во многих других ситуациях, содержание здесь главнее, чем форма. Успех вашего бизнеса, в первую очередь, зависит от следующих критериев:
Без решения этих вопросов нет смысла говорить про преимущества ИП или его недостатки. Сама по себе регистрация в ИФНС индивидуальной предпринимательской деятельности или собственной компании не сделает вас успешным.
И все же, многие особенности ИП позволяют рекомендовать эту форму для тех, кто только начинает свой бизнес или хочет быстро протестировать какую-то идею. Почему? Об этом вы узнаете в нашей статье.
Преимущества ИП
Начнем с хорошего – какие преимущества индивидуального предпринимательства позволили ему стать самой популярной формой частного бизнеса в России.
Простой выход из бизнеса
Парадоксально, но перед тем, как стать индивидуальным предпринимателем, надо понимать, просто ли прекратить этот статус. Ведь иногда выход оказывается дороже входа.
В случае с ИП это действительно просто. Чтобы закрыться, а точнее, сняться с учета, понадобится одно заявление и квитанция на уплаты пошлины в 160 рублей. Через пять рабочих дней налоговая инспекция внесет в реестр ЕГРИП соответствующую запись. После этого ваш бизнес формально уже закрыт.
Формально – потому что задолженности по налогам, взносам, кредиторами (если они есть) никуда не денутся. Но это уже другая история, о которой мы еще расскажем. А в остальном, никаких проблем, с которыми сталкиваются учредители ООО при его ликвидации, у ИП нет.
Простой вывод денег из бизнеса
Бизнес начинают ради получения прибыли – это утверждение, которое никто не оспаривает. И вот эта прибыль получена: деньги зачислены на расчетный счет или лежат наличными в кассе. Как направить их на свои личные нужды?
Никаких проблем, берите, сколько унесете, только про интересы самого бизнеса не забудьте. Зарплата работников, налоги и взносы, расчеты с контрагентами – это обязательные платежи, без которых ваше дело просто остановится.
Пожалуй, самый главный плюс ИП – при выводе денег на свои цели ничего дополнительно платить не надо. И разрешение на это получать ни от кого не требуется.
Этим предприниматель заметно отличается от учредителя ООО. Ведь собственник компании сначала должен принять решение о распределении дивидендов (не чаще раза в квартал), а потом еще заплатить 13% НДФЛ с дохода от бизнеса.
Больше налоговых льгот для бизнеса
ИП не только не платят налог на дивиденды, но также имеют больше льгот при налогообложении бизнеса. Перечислим некоторые из них:
Чтобы узнать еще больше о налоговых льготах, рекомендуем перед тем, как стать индивидуальным предпринимателем, обратиться на бесплатную консультацию.
Низкие административные штрафы
Если вы думаете, что низкие штрафы — это несущественный плюс ИП, откройте главу 14 КоАП РФ. В административных правоотношениях предприниматель приравнивается к должностным лицам, если нет специальной оговорки об его статусе.
Сравним в таблице размеры некоторых административных санкций для ИП и организаций в 2021 году (в рублях).
Правонарушение | Штраф для ИП | Штраф для ООО |
---|---|---|
Деятельность без лицензии | от 4 до 5 тысяч | от 40 до 50 тысяч |
Продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг ненадлежащего качества | от 10 до 20 тысяч | от 20 до 30 тысяч |
Реализация товаров, услуг, работ, без обязательной информации | от 3 до 4 тысяч | от 30 до 40 тысяч |
Неприменение ККТ при расчетах | от 10 тысяч | от 30 тысяч |
Обман потребителей | от 10 до 30 тысяч | от 20 до 50 тысяч |
Нарушение правил продажи отдельных видов товаров | от 1 до 3 тысяч | от 10 до 30 тысяч |
Деятельность в области транспорта без лицензии | 100 тысяч | 400 тысяч |
Нарушение требований к установке и эксплуатации рекламной конструкции | от 3 до 5 тысяч | от 500 тысяч до 1 млн |
Санкции за налоговые нарушения для физических и юридических лиц одинаковы. Но при этом негласные нормы доначислений при выездных налоговых проверках для ИП и ООО тоже отличаются в несколько раз. Соответственно, интерес ФНС и других органов к индивидуальным предпринимателям ниже, чем к юридическим лицам.
Простое документальное сопровождение бизнеса
Индивидуальные предприниматели не ведут бухгалтерский учет, поэтому на простых системах налогообложения могут самостоятельно оформлять налоговые декларации.
А еще им не надо сообщать в ИФНС о смене адреса или паспортных данных. Все об ИП инспекция узнает по межведомственным каналам взаимодействия. Исключение – изменение кодов ОКВЭД, о чем предприниматель должен заявить по форме Р24001.
Кроме того, территориально при ведении бизнеса ИП не привязан к тому региону, где он прописан. Работать можно по всей территории РФ, не сообщая при этом об открытии обособленного подразделения.
Для сравнения, учредители ООО должны подавать специальные регистрационные формы не только про изменение кодов ОКВЭД и открытие филиала, но и в следующих ситуациях:
Если же о подобных сведениях организация не сообщит вовремя, в отношении нее могут внести запись о недостоверной информации в ЕГРЮЛ. Это грозит проблемами с партнерами, банками, госорганами, и может стать основанием для принудительной ликвидации ООО.
Недостатки ИП
У каждой медали есть две стороны, поэтому наш разговор про плюсы и минусы ИП будет неполным, если не рассказать про его недостатки.
Обязанность платить страховые взносы за себя
Пенсионное и медицинское страхование физических лиц в России возложено на их работодателей. За каждого легально оформленного работника перечисляют страховые взносы для формирования пенсии и медицинского облуживания.
Но у ИП работодателя нет, поэтому страховые взносы за себя он должен платить сам. Размер взносов устанавливается ежегодно, в 2021 году это минимум 40 874 рубля при доходах до 300 000 рублей. Если доход больше, дополнительно надо заплатить 1% с суммы превышения.
Для тех, кто оформил ИП, но бизнес не ведет или не получает от него дохода, это довольно большая сумма. Однако отказаться платить взносы нельзя, об этом не раз заявляли не только Минфин и ФНС, но и высшие судебные инстанции. Можно только временно приостановить уплату при наличии определенных обстоятельств, например, уход за ребенком до полутора лет.
Полная имущественная ответственность
Все доходы, которые получает ИП от бизнеса, являются его собственностью, как физлица. Но верно и обратное – предпринимательские долги взыскиваются со всего имущества, в том числе того, которое не применялось в бизнесе.
Даже после закрытия ИП к нему можно предъявлять иски по уплате налогов и взносов, за поставленные товары и услуги, а также другие имущественные требования. В этом, конечно, заключается основной риск индивидуальной предпринимательской деятельности.
Однако было бы неверно считать, что полная ответственность ИП ставит его в заведомо проигрышное положение по сравнению с учредителем ООО. Собственник компании тоже может быть привлечен к взысканию долгов по бизнесу за счет личного имущества. Но сделать это, безусловно, сложнее.
В бизнес нельзя привлечь партнеров или продать его
ИП регистрируют только на одного человека, поэтому в такой бизнес нельзя ввести партнеров. А еще его нельзя продать целиком, как имущественный комплекс, передать в наследство, подарить или заложить.
Как только конкретный человек, зарегистрированный в качестве предпринимателя, снимется с учета, бизнес прекращает свое существование. Можно по отдельности продать имущество и недвижимость, которое использовалось в деятельности, но все документы надо переоформлять.
Некоторые виды деятельности для физических лиц недоступны
Многие лицензируемые направления бизнеса недоступны для индивидуальных предпринимателей. Это, например, существенно затрудняет открытие небольших магазинов у дома. Ведь лицензию на реализацию крепкого алкоголя, который увеличивает продажи, ИП не выдают. Торговать можно только слабым алкоголем, таким как пиво или сидр.
Не могут предприниматели оказывать охранные услуги, заниматься страхованием, финансовой деятельностью, открывать ломбарды и др. Но лицензию все же можно получить на образовательную, частную детективную, медицинскую, фармацевтическую деятельность, а также на изготовление фонограмм, компьютерных программ, баз данных.
Меньше доверия со стороны банков и партнеров
Некоторые контрагенты предпочитают работать только с юридическими лицами. Особенно это заметно при выставлении требований в коммерческих тендерах. Почему так?
Считается, что статус ИП, как субъекта предпринимательской деятельности ниже, чем у ООО. Однако здесь все очень индивидуально. Если у вас будут явные конкурентные преимущества, то вряд ли партнер откажется от сотрудничества только из-за вашего статуса.
Кроме того, ИП труднее получить кредит на развитие бизнеса. Банки скорее предоставят ему потребительский кредит, как физлицу. Во-первых, по отчетности предпринимателя труднее понять, есть ли прибыль в его бизнесе, ведь бухучет он не ведет. Во-вторых, риск невозврата такого кредита выше, потому что вся деятельность ИП завязана на одном человеке.
В этой статье мы постарались рассказать все об ИП и показать, что у этой организационно-правовой формы есть много плюсов. А конкретнее о том, как стать индивидуальным предпринимателем и пройти регистрацию самостоятельно, вы можете узнать здесь.