Шпигат на судне что это
Шпигат
Шпига́т (нидерл. spiegat от spuiten «брызгать, лить» и gat «отверстие») — отверстие в палубе или фальшборте судна для удаления за борт воды, которую судно приняло при заливании волнами, атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы и др.
При проектировании и строительстве судна шпигаты располагают в местах возможного скопления воды, например, в низших точках палубы. Шпигаты, расположенные в палубе, обычно снабжают трубой, через которую вода отводится самотёком непосредственно за борт или на соответствующие нижележащие открытые палубы. Для предотвращения обратного потока воды при ударе волны отводную трубу у борта часто закрывают невозвратным клапаном.
Также шпигатом называются отверстия в днищевых продольных балках судна, служащие для стекания остатков жидкого балласта или жидкого груза к приёмным патрубкам осушительной или зачистной системы.
На парусных судах шпигаты, расположенные в фальшбортах, часто применяются для проводки снастей бегучего такелажа.
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Шпигат» в других словарях:
ШПИГАТ — Труба или отверстие в борту для стока воды с палубы в море. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. шпигат (гол. spiegat) мор. отверстие в фальшборте или палубном настиле судна для удаления с палубы воды.… … Словарь иностранных слов русского языка
ШПИГАТ — (Scupper, scupper hole) отверстие в фальшборте или палубной настилке судна для удаления с палуб воды, попавшей из за борта, при скачивании их и т. п. Водосточная труба, вставляемая в это отверстие, также называется шпигатом, или шпигатной трубой … Морской словарь
ШПИГАТ — (нидерл. spiegat spuigat), отверстие в палубе судна для удаления воды за борт … Большой Энциклопедический словарь
ШПИГАТ — муж., мор. водосточная дыра, сток с палубы. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
шпигат — сущ., кол во синонимов: 1 • отверстие (111) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
шпигат — а; м. [голл. spiegat] Мор. Отверстие в борту судна на уровне палубы для удаления с неё воды за борт. * * * шпигат (голл. spiegat, spuigat), отверстие в фальшборте или ватервейсе судна для удаления воды с палубы за борт. * * * ШПИГАТ ШПИГАТ… … Энциклопедический словарь
ШПИГАТ — Происхождение: гол. spiegat от spuiten брызгать, лить и gat отверстие отверстие в палубе для удаления за борт воды, попавшей на нее при заливании судна волнами, атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы и т. п. Шпигат располагают в… … Морской энциклопедический справочник
Шпигат — (голл. spiegat, spuigat, от spuiten брызгать, лить и gat отверстие) отверстия в палубе или фальшборте для удаления воды. Ш. снабжают решёткой и отводной (шпигатной) трубой. Некоторые Ш. оборудуются сифонами или запорными клапанами… … Большая советская энциклопедия
Шпигат — сточная труба для воды, стекающей с палубы судна; верхняя часть трубы проходит в палубу около борта; отверстие закрывается решеткой, вделанной в деревянную палубу заподлицо, чтобы туда не попадали случайно предметы с палубы; труба проходит внутри … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Ватервейс, ширстрек, шпигат
Ватервейс происходит от английского слова waterways, которое состоит из двух слов, water – вода и ways – пути, и дословно переводится как водяные пути.
В морской терминологии парусных кораблей ватервейсом называли толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего корабля. Они придавали кораблю дополнительную продольную прочность. Эти брусья, на несколько сантиметров были толще, чем доски палубного настила и поэтому служили своеобразным барьером для попадающей на палубу забортной или дождевой воде, а так как идущий под парусами корабль всегда имеет крен на подветренный борт, то находящаяся на палубе вода стекала вдоль ватервейса к шпигатам, а через них за борт.
С применением в судостроении стали, сильно изменилась архитектура кораблей и из набора исчезли многие детали, применяемые при строительстве деревянных кораблей, в том числе толстый деревянный брус, уложенный вдоль борта судна, а на смену ему пришел ширстрек, который собственно продолжил выполнять те же две функции, что и ватервейс – служить для улучшения продольной прочности корпуса корабля и так как он возвышается на несколько сантиметров над палубой, то вдоль него вода стекает по палубе до шпигатов.
Долгое время на стальную палубу укладывался настил из толстых деревянных досок. Деревянный настил служил своего рода изоляцией и предохранял палубу, в жарких широтах от нагревания, а в холодных от охлаждения. Да и как средство звукоизоляции на стальном корабле он тоже очень эффективен. Правда у деревянного настила были и существенные недостатки, он гниёт и хорошо горит. Так что дело было далеко не только в красоте и ностальгии моряков по парусам, как только появились более подходящие и дешевые материалы дерево почти перестали употреблять на судах. Однако морские термины тем не менее сохранились.
Деревянный настил на стальной палубе никогда не доходил до самого борта и ширстрека и между ними, таким образом, образовывался своеобразный желоб, в который с деревянной палубы стекала вода. В этом желобе делали отверстия, через которые вода по трубам стекала за борт. Такие, как правило, круглые отверстия называются шпигатами. Сам желоб стали называть ватервейсом.
Со временем деревянный палубный настил перестали употреблять на судах, хотя, в настоящее время его устанавливают на парусных судах, яхтах, круизных лайнерах.
На современных судах, за исключением специализированных судов для перевозки навалочных грузов – балкеров, верхний лист бортовой обшивки (ширстрек) возвышается над стальной палубой на несколько сантиметров (от 2,5 до 5 или от 1-го до 2-х дюймов, 1 дюйм равен 2,54 сантиметра). По названию пояса, возвышающуюся над палубой часть листа обшивки, образующую своеобразный бортик, называют ширстрек.
Ширстрек является важной частью корпуса судна и, так же как в своё время ватервейс, служит для усиления его продольной прочности. В нём не допускается наличие трещин и уж тем более вырезание каких бы то ни было отверстий.
На современных грузовых судах моряки по старой привычке называют пространство палубы рядом с ширстреком, ватервейсом, хотя фактически, как отдельной детали или характерной части архитектуры корпуса судна, его не существует.
С палуб судна вода стекает за борт через специально сделанные в них отверстия, которые называются шпигатами.
В русский морской лексикон термин шпигат введен во времена Петра Великого из голландского языка. По-голландски, термин spiegatобразован от spuiten – лить и gat — отверстие, вот и получилось сливное отверстие или отверстие для слива воды.
На современных судах шпигаты делают как правило круглой формы, особенно если за шпигатом проложена сливная труба.
С точки зрения прочности, круглое отверстие значительно менее ослабляет прочность листа стали, чем отверстие с прямыми углами. Например, если на стальной поверхности образовалась трещина, то для того, чтобы остановить дальнейшее распространение трещины на её концах высверливают круглые отверстия и тем самым ослабляют действие напряжения, разумеется, что это временную мера и она ни в коем случае не заменяет ремонт поврежденного участка стальной поверхности.
Для того, чтобы шпигат не засорился, сверху на него могут устанавливаться съёмные или постоянные защитные сетки или иные устройства. Однако на палубах, где установлены устройства для приема топлива и масла, а так же фланцы для выдачи замазученных вод, для шпигатов должны быть предусмотрены заглушки или запорные устройства, для предотвращения стекания разлитого на палубу топлива, масла или нефтесодержащих вод.
Сточные системы
Содержание
Сточными системами называют группу судовых систем, состоящую из:
Они предназначены для удаления с судна различных сточных вод (из унитазов, писсуаров, ванн, умывальников, раковин и других санитарных и хозяйственно-бытовых приборов), а также вод, попадающих на открытые палубы. В связи с тем, что по Санитарным правилам и требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. сбрасывать за борт сточные воды при нахождении судна в портах, каналах и прибрежной зоне запрещено, на судах предусматривают специальные цистерны, емкости которых достаточны для сбора сточно-фекальных вод в течение трехсуточной стоянки (50 л сточно-фекальных вод на человека в сутки).
Сточные воды поступают в цистерны самотеком и откачиваются из них насосами, эжекторами или сжатым воздухом в береговые резервуары, грязеотвозные шаланды или в открытое море. Для периодической очистки цистерны оборудуют системой обмыва и пропаривания, а во избежание переполнения — специальной сигнализацией о заполнении цистерны на 80 %. Выключаются насосы автоматически, при заполнении цистерны. На современных судах оборудуют отвечающие Конвенции установки для очистки и обеззараживания сточных вод, позволяющие производить сброс обработанных сточных вод в море. Обработка сточных вод осуществляется биологическим, электрохимическим, физико-химическим и другими методами.
Трубопроводы сточных систем
Трубопроводы сточных систем изготовляют из медных или стальных оцинкованных труб с латунной или бронзовой арматурой. Фановый трубопровод (диаметром не менее 100 мм) не должен иметь горизонтальных участков (уклон не менее 0,05 %) и резких изгибов и поворотов. Сточный трубопровод может быть меньшего диаметра, и к его прокладке предъявляют менее жесткие требования. Для упрощения сточной системы гальюны стараются располагать по одной вертикали и группировать в определенных районах. Стойки из гальюнов и других санитарно-гигиенических помещений, как правило, не разрешается проводить через жилые и общественные помещения, камбуз, провизионные камеры, медблок и т. п. В случае крайней необходимости проходящие через эти помещения трубопроводы сточных систем должны быть тщательно звуко- и теплоизолированы, и их следует размещать в специальных выгородках.
Отливные отверстия сточных систем выводят обычно на левый борт на высоте 300 мм над грузовой ватерлинией; приемники всех других систем забортной воды размещают на правом борту. Выходное отверстие отливного трубопровода снабжают невозвратной захлопкой. Чтобы предотвратить проникновение неприятных запахов в гальюны и умывальники, у санитарных приборов устанавливают водяной затвор, обычно сифонного типа (рис. 8.21).
Система шпигатов
Система шпигатов открытых палуб состоит из установленных вдоль бортовой кромки палубы (по ватервейсу) шпигатов, переходящих в вертикальные спускные трубы, идущие в льяла, сточные колодцы или выводимые за борт в районе грузовой ватерлинии. Шпигаты снабжены сеткой для защиты спускных труб от засорения. На трубах, ведущих в льяла и сточные колодцы, устанавливают шпигаты с гидравлическим затвором, предотвращающим проникновение неприятных запахов из трюма и трубопровода сточной системы; в некоторых помещениях предусматривают шпигаты с отстойниками и запорным устройством.
Шпигат
Смотреть что такое «Шпигат» в других словарях:
Шпигат — Шпигат … Википедия
ШПИГАТ — Труба или отверстие в борту для стока воды с палубы в море. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. шпигат (гол. spiegat) мор. отверстие в фальшборте или палубном настиле судна для удаления с палубы воды.… … Словарь иностранных слов русского языка
ШПИГАТ — (Scupper, scupper hole) отверстие в фальшборте или палубной настилке судна для удаления с палуб воды, попавшей из за борта, при скачивании их и т. п. Водосточная труба, вставляемая в это отверстие, также называется шпигатом, или шпигатной трубой … Морской словарь
ШПИГАТ — (нидерл. spiegat spuigat), отверстие в палубе судна для удаления воды за борт … Большой Энциклопедический словарь
ШПИГАТ — муж., мор. водосточная дыра, сток с палубы. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
шпигат — сущ., кол во синонимов: 1 • отверстие (111) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
шпигат — а; м. [голл. spiegat] Мор. Отверстие в борту судна на уровне палубы для удаления с неё воды за борт. * * * шпигат (голл. spiegat, spuigat), отверстие в фальшборте или ватервейсе судна для удаления воды с палубы за борт. * * * ШПИГАТ ШПИГАТ… … Энциклопедический словарь
ШПИГАТ — Происхождение: гол. spiegat от spuiten брызгать, лить и gat отверстие отверстие в палубе для удаления за борт воды, попавшей на нее при заливании судна волнами, атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы и т. п. Шпигат располагают в… … Морской энциклопедический справочник
Шпигат — сточная труба для воды, стекающей с палубы судна; верхняя часть трубы проходит в палубу около борта; отверстие закрывается решеткой, вделанной в деревянную палубу заподлицо, чтобы туда не попадали случайно предметы с палубы; труба проходит внутри … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Шпигаты
Шпига́т (нидерл. spiegat от spuiten «брызгать, лить» и gat «отверстие») — отверстие в палубе или фальшборте судна для удаления за борт воды, которую судно приняло при заливании волнами, атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы и др.
При проектировании и строительстве судна шпигаты располагают в местах возможного скопления воды, например, в низших точках палубы. Шпигаты, расположенные в палубе, обычно снабжают трубой, через которую вода отводится самотёком непосредственно за борт или на соответствующие нижележащие открытые палубы. Для предотвращения обратного потока воды при ударе волны отводную трубу у борта часто закрывают невозвратным клапаном.
Также шпигатом называются отверстия в днищевых продольных балках судна, служащие для стекания остатков жидкого балласта или жидкого груза к приёмным патрубкам осушительной или зачистной системы.
На парусных судах шпигаты, расположенные в фальшбортах, часто применяются для проводки снастей бегучего такелажа.