Сценическая речь что читать
Сценическая речь что читать
и звуком же рассказываешь о месте действия,
о мире, природе, небе, морях и реках.
И, конечно же, о людях.
Драматический театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение имеет в театре визуальный образ. Однако неоспоримо, что русский театр, развивающий традиции М.Щепкина и К.С.Станиславского, ориентирован, прежде всего, на вербальное творчество, драматургию. Следовательно, важнейшим его элементом является мысль-действие, раскрываемая посредством слова.
Начиная с А.С.Пушкина, наши классики отбирали из речевого хаоса наиболее точные, яркие слова и создали «великий прекрасный язык». Сохранение языка в его чистоте и красоте – одна из важнейших задач деятелей сцены.
В настоящий момент появился целый ряд разработок по голосоведению. Они содержат много позитивной, заслуживающей внимания информации. Все они, в той или иной степени, направлены на развитие творческих способностей учащихся.
Существует несколько различных школ голосоведения: восточная, европейская и русская. Восточная школа основана на принципе медитаций – духовного сосредоточения. Она рассчитана на очень протяженный во времени процесс. Актеры в театрах Китая, Кореи и Японии, как правило, являются представителями династий и поэтому голосоведению там обучают с самого раннего детства. Это обучение основано на знаниях, хранящихся в глубокой тайне. Восточная школа уже в силу ментальности ее представителей не очень близка нашей культуре, хотя мы с большим вниманием относимся к опыту ее актеров и, безусловно, используем какие-то элементы из их практики в своих речевых тренингах. (Именно этим словом мы будем называть свои практические занятия.)
Западная школа голосоведения, причем как европейская, так и американская, направлена скорее на освобождение индивидуального голоса, чем на воспитание и становление стабильного, профессионального речевого аппарата, который необходим артистам.
Такой подход нам представляется целесообразным и необходимым на самом начальном этапе работы со студентами, поэтому мы учитываем опыт педагогов западной школы и выборочно используем их упражнения в своей программе. Но при этом мы пытаемся конкретизировать предмет и сделать его более результативным.
Самого пристального внимания заслуживают программы сценической речи, основанные на традициях русского театра. Разработанные Е.Ф. Саричевой, Э М. Чарелли, Н.П. Вербовой, О.М. Головиной и О.М. Урновой, А.Н. Петровой, И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой и другими педагогами, развивающими речевые технологии. Они основываются на живом опыте работы в сценическом пространстве. Кроме того, эти педагоги используют на практике новые открытия в близких нашему предмету областях науки – лингвистике, литературоведении, психологии, медицине.
За последние годы много сделано в сфере изучения механизмов речи, слуха, в теории голосообразования. Современная педагогика предлагает новые источники для совершенствования методики работы над дыханием, слухом. В основу приемов легли работы врачей – ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре. Это позволило найти наиболее верный и доступный путь к освоению правильного, полного дыхания, к умению самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, которые мешают работе над голосом.
Возвращаясь к сценической природе театра, необходимо обратить особое внимание на взаимодействие всех средств театральной выразительности. Сценическая речь теснейшим образом связана с пластикой, движением, ритмикой, мастерством актера.
Поговорим сначала о связи голоса и пластики. Пластика – сложнейшая синтетическая дисциплина. Она имеет дело не только с тренировкой тела, но и обращается к интеллекту, эмоциональной сфере человека. О значении пластического образа писали практически все виднейшие деятели театра: К.С. Станиславский, Е.Б.Вахтангов, В.Э.Мейерхольд, М.Чехов, Г.Крэг, Ж.-Л. Барро и др. Занятия пластикой направлены, прежде всего, на гармонизацию взаимодействия тела, разума и эмоций каждого отдельного человека и гармонизацию его взаимодействия с миром. Здесь следует искать и гармоничный голос человека – звуковой образ, который воздействует ничуть не меньше, а зачастую и больше, чем образ визуальный.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Сценическая речь
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Елена Валентиновна Ласкавая – старший преподаватель Театрального института им. Б.Щукина и ВГИК. Генеральный директор «Центра развития культуры речи»
© Е.В. Ласкавая, автор, 2005 г.
Е. Ласкавая
Предисловие
Звук – это плацдарм нашего искусства.
Звуком рисуешь видимое слово,
звуком чувствуешь, страдаешь, восхищаешься,
и звуком же рассказываешь о месте действия,
о мире, природе, небе, морях и реках.
И, конечно же, о людях.
Драматический театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение имеет в театре визуальный образ. Однако неоспоримо, что русский театр, развивающий традиции М.Щепкина и К.С.Станиславского, ориентирован, прежде всего, на вербальное творчество, драматургию. Следовательно, важнейшим его элементом является мысль-действие, раскрываемая посредством слова.
Начиная с А.С.Пушкина, наши классики отбирали из речевого хаоса наиболее точные, яркие слова и создали «великий прекрасный язык». Сохранение языка в его чистоте и красоте – одна из важнейших задач деятелей сцены.
В настоящий момент появился целый ряд разработок по голосоведению. Они содержат много позитивной, заслуживающей внимания информации. Все они, в той или иной степени, направлены на развитие творческих способностей учащихся.
Существует несколько различных школ голосоведения: восточная, европейская и русская. Восточная школа основана на принципе медитаций – духовного сосредоточения. Она рассчитана на очень протяженный во времени процесс. Актеры в театрах Китая, Кореи и Японии, как правило, являются представителями династий и поэтому голосоведению там обучают с самого раннего детства. Это обучение основано на знаниях, хранящихся в глубокой тайне. Восточная школа уже в силу ментальности ее представителей не очень близка нашей культуре, хотя мы с большим вниманием относимся к опыту ее актеров и, безусловно, используем какие-то элементы из их практики в своих речевых тренингах. (Именно этим словом мы будем называть свои практические занятия.)
Западная школа голосоведения, причем как европейская, так и американская, направлена скорее на освобождение индивидуального голоса, чем на воспитание и становление стабильного, профессионального речевого аппарата, который необходим артистам.
Такой подход нам представляется целесообразным и необходимым на самом начальном этапе работы со студентами, поэтому мы учитываем опыт педагогов западной школы и выборочно используем их упражнения в своей программе. Но при этом мы пытаемся конкретизировать предмет и сделать его более результативным.
Самого пристального внимания заслуживают программы сценической речи, основанные на традициях русского театра. Разработанные Е.Ф. Саричевой, Э М. Чарелли, Н.П. Вербовой, О.М. Головиной и О.М. Урновой, А.Н. Петровой, И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой и другими педагогами, развивающими речевые технологии. Они основываются на живом опыте работы в сценическом пространстве. Кроме того, эти педагоги используют на практике новые открытия в близких нашему предмету областях науки – лингвистике, литературоведении, психологии, медицине.
За последние годы много сделано в сфере изучения механизмов речи, слуха, в теории голосообразования. Современная педагогика предлагает новые источники для совершенствования методики работы над дыханием, слухом. В основу приемов легли работы врачей – ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре. Это позволило найти наиболее верный и доступный путь к освоению правильного, полного дыхания, к умению самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, которые мешают работе над голосом.
Возвращаясь к сценической природе театра, необходимо обратить особое внимание на взаимодействие всех средств театральной выразительности. Сценическая речь теснейшим образом связана с пластикой, движением, ритмикой, мастерством актера.
Поговорим сначала о связи голоса и пластики. Пластика – сложнейшая синтетическая дисциплина. Она имеет дело не только с тренировкой тела, но и обращается к интеллекту, эмоциональной сфере человека. О значении пластического образа писали практически все виднейшие деятели театра: К.С. Станиславский, Е.Б.Вахтангов, В.Э.Мейерхольд, М.Чехов, Г.Крэг, Ж.-Л. Барро и др. Занятия пластикой направлены, прежде всего, на гармонизацию взаимодействия тела, разума и эмоций каждого отдельного человека и гармонизацию его взаимодействия с миром. Здесь следует искать и гармоничный голос человека – звуковой образ, который воздействует ничуть не меньше, а зачастую и больше, чем образ визуальный.
Основной задачей предмета «Сценическое движение» является достижение абсолютной мышечной свободы, легкости и уверенности в работе с собственным телом, смелое освоение физических навыков, снятие зажимов и избавление от неуверенности и страха. Поскольку человек, как правило, совмещает процесс движения с процессом звучания, то и обучение голосоведению необходимо соединить с движением, которое будет помогать звуку.
Также совершенно очевидна связь предмета «Сценическая речь» и раздела «Ритмика» или «Танец», который учит мгновенному включению, концентрации внимания, вырабатывает навыки коллективного существования.
И наконец, «Сценическая речь» и «Мастерство актера». Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. Природа рождения речи – психологическое действие, мотивируемое действиями говорящего. Отсюда вытекает основной принцип речи, который заключается в том, чтобы подчинить все элементы техники звучания голоса – действию.
При косвенном воздействии на работу голосообразующих органов мы через все органы чувств (зрение, осязание, обоняние, слух и т.д.) адресуемся к образному воображению студента: «Представь себе, что ты вдыхаешь запах цветка», «Представь, что у тебя болит горло, как бы ты тихо стонал?», «Как бы ты укачивал ребенка, напевая закрытым ртом колыбельную песенку?», «Представь, что ты кладешь звук все выше и выше: на следующую ступеньку, этаж», «А как бы ты, войдя в комнату, окликал мать, не зная, где она: в соседней комнате? на кухне? на балконе? на чердаке? в подвале? в саду?» Воображение, фантазия, ассоциации, видения отвлекают внимание студийца от механики и, таким образом, обеспечивают рефлекторную работу голосообразующих органов.
Говоря о предмете «Сценическая речь», необходимо обратить внимание на
Урок 5. Сценическая речь
Театр считается образцом, хранителем традиций и школой литературного языка. Долгое время нормой речи русского языка было произношение актёров МХАТа. И дело здесь не в «правильности» или «особенности», а в долгой и кропотливой работе, которая требуется для развития сценической речи.
Переход с привычной для нас «бытовой речи» к сценической с ее выразительным звучанием – не такое простое задание, как кажется на первый взгляд.
Содержание:
В этом уроке мы постараемся прийти к пониманию того, что такое сценическая речь, какова ее роль для актёров и людей других профессий, какие техники и упражнения для постановки и развития сценической речи существуют.
Что такое сценическая речь?
Сегодня сценическая речь является важной составляющей всех без исключения программ обучения актерскому мастерству. Это одно из профессиональных средств выразительности актёра. Сценическая речь также является средством театрального воплощения драматургического произведения. Через мастерство речи актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Для этого артисту нужно досконально владеть техникой, которая связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.
Стиль и характер сценической речи прошли период становления от древности до сегодняшних дней. На этом пути они меняли форму и содержание, развиваясь и совершенствуясь. Так, навык сценической речи оттачивали еще в Древней Греции ораторы и актёры. Наиболее знаменитым примером, наверное, стоит считать изыскания Демосфена.
Упражняясь в красноречии, он много времени посвящал занятиям ораторским искусством, но говорил невнятно, за что постоянно подвергался насмешкам со стороны своих визави и рядовых слушателей. Совсем отчаявшись, он обратился за советом к другу – известному актёру театра. Последний прочитал перед Демосфеном отрывок из произведения Софокла настолько выразительно и живо, что тот понял – важна не только речь, но и произношение, тембр и сила голоса. Этими качествами Демосфен, к сожалению, не обладал: у него был слабый голос, он шепелявил и прерывисто дышал.
Оратор начал работать над своими недостатками. Он произносил речи, стоя на краю скалы у моря, преодолевая шум волн и порывы ветра. Во рту Демосфен держал маленькие камни, проговаривал без вдоха длинные фразы и целые предложения. Несколько месяцев он спускался в пещеру и там разговаривал, слушая свой голос. Занятия дали результат – сегодня мы говорим о Демосфене как о величайшем ораторе античного мира.
К. С. Станиславский говорил: «Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли». Выразительности этого слова великий драматург посвятил три раздела во втором томе «Работы актёра над собой»: пение и дикция; речь и ее законы; темпо-ритм. Ниже мы собрали упражнения, как на основе рекомендаций Станиславского, так и других техник и методик, которые помогут поставить и развить сценическую речь.
Техника речи: советы и упражнения
Посещая различные семинары, тренинги, конференции, занятия (лекции в университете и уроки в школе), вы, наверное, обращали внимание на такой интересный факт: на одних мероприятиях в буквальном смысле хочется спать – и тема скучная, и голос лектора монотонно-убаюкивающий. На других все диаметрально противоположно – неугасающий часами интерес и насыщенная речь оратора.
Чаще всего виной этому не смысловая наполненность информации, а способ ее подачи. Рассказ без эмоций, монотонное бормотание «под нос», отсутствие интонации способны загубить любое выступление.
То, как человек говорит, порой становится дополнительной мотивацией послушать его и иметь с ним дело. Это важный коммуникационный навык, не только для артистов сцены, но и многих, чья сфера занятости связана с общением, обучением, продажами.
Развитие техники сценической речи подразумевает в первую очередь работу над голосом. Голос – сложное явление, в котором задействованы определенные группы мышц и психофизический аппарат человека. Звучание голоса зависит от дыхания, эмоционального и физического состояния человека, поэтому тренировка речи подразумевает комплекс разноплановых упражнений. Это работа над постановкой дыхания, артикуляцией, звучанием, дикцией.
Упражнения для постановки дыхания
Одним из самых важных умений в данном блоке является тренировка вдоха через нос вместо привычного «хватания» воздуха ртом:
Оптимальным дыханием считается грудное, его нужно развивать.
Упражнения для артикуляции
Артикуляция – совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Чем лучше развита артикуляция и артикуляционный аппарат, тем внятнее и четче человек говорит.
Во время выполнения упражнений для артикуляции следует начинать с обычного проговаривания звуков. Сначала гласных (единичных У, Ы, И, О, Э, А, Ю, Е, Я, Ё, потом в связке У – У – Ы – Ы; У – У – И – И; У – У – О – О; У – У – А – А), потом – согласных (П, Б, Т, Д, Х, К, Г, Н, М, Ф, В, Л, Р, Ч, Ц, С, Ш, Щ, З, Ж; твердые и мягкие отдельно), завершить – сочетаниями гласных и согласных по типу: КА – КУ – КЕ – КО – КИ. Во время тренировки звуки нужно произносить сильнее и ярче, чем в бытовой речи.
Очень хорошо развивает артикуляцию произнесение скороговорок. Говорить их нужно шепотом и более медленно, постепенно наращивая силу и скорость. Вот некоторые примеры:
Упражнения для звучания
Звучание – тональность, диапазон, интонация:
Упражнения для дикции
Дикцию также хорошо развивают скороговорки. Кроме того есть другие упражнения:
Это далеко не все возможные упражнения, но, даже выполняя только их, со временем вы улучшите свои навыки.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А напоследок вам предстоит пройти экзамен по материалу всего курса.
Техника сценической речи
Техника сценической речи.
Голос человека – явление сложное, связанное не только с работой определенных мышц, но и со всем психофизическим аппаратом человека. Любое волнение отражается на дыхании и звучании голоса, известны случаи, когда голос пропадал в результате нервного потрясения при абсолютно здоровом речевом аппарате.
Голос и его развитие тесно связаны с раскрытием творческой индивидуальности актера. Профессиональное владение голосом предполагает не только умение находить точное и верное звучание, но и умение закреплять и совершенствовать найденное.
С.М. Михоэлс – актер, создававший яркие и разнообразные образы говорил: «У актера не один голос, у актера сто голосов, тысячи граней. Мы меньше всего знаем себя и привыкли к одному тембру голоса, а у нас их тысячи. У нас есть тысяча скрытых, еще никогда не раскрывшихся возможностей!»
Система работы над техникой речи включает в себя:
1. Постановка дыхания:
2. Работа над артикуляцией:
o гласные звуки;
o согласные звуки;
o скороговорки и поговорки.
3. Работа над звуком:
o стон;
o интонация.
4. Работа над дикцией:
o слоги;
o скороговорки (логические ударения, ускорение и замедление скорости чтения).
5. Работа над голосом:
o произношение звуков в одном тоне, с переходом от тихого к громкому звучанию, и наоборот;
o произношение звуков в разных резонаторах – из нижнего в верхний, и наоборот.
6. Логическое чтение:
o логическое ударение;
o логические и психологические паузы.
1. Постановка дыхания.
Процесс дыхания имеет особое значение для развития сценической речи. От того, как человек умеет пользоваться своим дыханием, зависит красота, сила, легкость голоса, богатство динамических эффектов, музыкальность и мелодичность речи.
o Выработка носового дыхания.
Во время выступления актеру часто приходится «добирать» дыхание и через рот, но должен быть воспитан носовой вдох.
Упражнения:
; Выдох беззвучный, затем на выдохе произносится согласная «М», или «Н».
; Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом (10-12 р.)
; Упражнения с движениями головы. Вдох носом. Медленно выдыхая через звук «Н», медленно повернуть голову направо, налево, затем принять и.п. Вдох на «Н», на выдохе поднять голову, опустить ее, и.п. (4-6 р.)
плавный вдох задержать дыхание выдох в течении.
носом за 3 секунды. на 3 секунды. 3 секунд.
С каждым последующим днем увеличивать время вдоха, задержки дыхания и выдоха.
От 3 – 4 – 3; 5 – 5 – 5; 8 – 5 – 10 и, наконец, до 10 – 5 – 10.
«Цветочный магазин».
И.п. – стоя. Выдохнуть на звук «п-фф» и втянуть при этом живот. Делая вдох, представить, что нюхаем цветок. После этого на звук «п-фф» медленно и плавно выдохнуть. Вдох – короткий, выдох – длинный.
«Трубач».
Прижать к губам воображаемую трубу (это может быть собственный кулак) и, выдувая воздух протрубить (без звука) какой-нибудь энергичный мотив.
«На одном дыхании» (упр. для распределения выдоха)
Произнести большую по объему фразу на одном дыхании: глубоко вздохнуть и на выходе проговорить текст.
Например, из Гомера: «Гневно его прервав, отвечал Ахиллес благородный:
— Робким ничтожным меня справедливо бы все называли,
Если б во всем, что не скажешь, тебе угождал я, безмолвный…»
Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
На мели мы налима лениво ловили, для меня вы ловили линя.
О любви, не меня ли вы мило молили, и в малину манили меня?
3. Работа над звуком.
Звук – это ощущение, воспринимаемое слухом. Звучащим телом могут быть всевозможные предметы, дающие разнородные слуховые ощущения: шум, скрип и т.д.
Тон – это гармоничный звук, который создается правильным чередованием звуковых волн.
o Стон.
«Боль».
И.п. сидя, плечи опущены, шея расслаблена. Вообразить, что болит голова или горло. Негромко стонать с целью, чтобы успокоить боль, отвлечься от нее. Звук не зажимать, звук на средней ноте, свойственной на вашей разговорной речи. Затем постепенно переходить на стон с гласным звуком, затем на звуковых сочетаниях: ммум-ммом-ммам-ммим-ммым-мм.
Затем постепенно переходить к повышению, затем к понижению голоса.
Полезно читать на стоне какую-либо былину. Например:
Как у ласкова князь-Владимира… Ка-а-ак у-у-у л-а-а-аска-а-ава-а-а…
Человеческий голос способен меняться по высоте в очень большом диапазоне: для тренированного голоса этот диапазон – примерно две октавы. Однако в обыденной речи используется такой диапазон нечасто, что приводит к звуковому монотону. Для актера это совершенно не допустимо.
Упражение по развитию диапазона голоса.
«Тише-громче, выше-ниже».
Произнести строчку: Идет бычок, качается, (громко)
Вздыхает на ходу… (тихо)
o Интонация.
Силу звука в речи нужно искать не в громкости и крике, а в голосовых повышениях и понижениях, т.е. в интонации. Силу речи нужно еще искать в постепенности нарастания от тихого к громкому и их взаимоотношениях.
«Оттенки».
Произнести фразу с различной интонацией: весело, грустно, по-деловому, укоряющее, мечтательно, по-дружески, гневно, раздумывающее, удивленно и т.д. «Я хочу это взять», «Нет, никогда» и др.
4. Работа над дикцией.
Начинается с тренировки активных речевых органов речи – губ, языка.
«Пробка».
Плотно сжать губы, натянуть их край на зубы, чуть прикусив. Воздухом, находящимся в полости рта (не делая выдоха!), резко прорвать смычку, как бы выстреливая пробку, зажатую губами.
«Коса».
Представить, что точите бруском косу. Брусок скользит то с одной, то с другой стороны лезвия: ссс-ззз … ссс-ззз …ссс-ззз… Коса наточена, можно косить. Взмах косы – и она звучно режет траву: жжж…жжж…
1. Каждый согласный прибавляется к каждому гласному звуку: ПА-ПЯ, ПО-ПЁ, ПУ-ПЮ, ПЭ-ПЕ, ПЫ-ПИ.
2. Соединяется другой согласный: ПРА-ПРЯ, ПРО-ПРЁ и т.д.
3. Далее идут более сложные звукосочетания:
ТАДИТА-ТАДИТЯ ДАТИДА-ДАТИДЯ
ТАДИТО-ТАДИТЁ ДАТИДО-ДАТИДЁ
ТАДИТУ-ТАДИТЮ ДАТИДУ-ДАТИДЮ
ТАДИТЕ-ТАДИТЭ ДАТИДЭ-ДАТИДЁ
ТАДИТЫ-ТАДИТИ ДАТИДЫ-ДАТИДИ.
ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ,ТЫТИ.
Продолжается работа над скороговорками. Сначала в медленном темпе, затем с ускорением.
5. Работа над голосом.
Для создания наилучших условий для свободного звучания голоса сначала необходимо снять мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса. Зажим в гортани можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка.
Упражнение на развитие умения направлять звук в сторону публики.
Произнесение слова «с позывом»: как бы посылая вдаль через большое пространство; А-ЛЕ-НУШ-КА. Е-КА-ТЕ-РИ-НА. Э-ВО-ЛЮ-ЦИ-Я.
o произношение звуков в одном тоне, с переходом от тихого к громкому звучанию, и наоборот.
1. Сначала тихо, постепенно расширяя звучание, опять привести к тихому, соединяя при этом А со звуком У.
2. АУОУЭУ взять дыхание ЫУИУ АЫОЫУЫ взять дыхание ЭЫИЫ
АУОИУИ взять дыхание ЭИЫИ АОУОЭО взять дыхание ЫОИО
АЭОЭУЭ взять дыхание ЫЭИЭ ОАУАЭА взять дыхание ЫАИА
3. ЯМЬ ЕМЬ ЮМЬ дыхание ЭМЬ ИМЬ ЯНЬ ЕНЬ ЮНЬ дыхание ЕНЬ ИНЬ
ЯЛЬ ЕЛЬ ЮЛЬ дыхание ЕЛЬ ИЛЬ все упражнение в одном тоне.
4. Произношение звуков в разных резонаторах – из нижнего в верхний, и наоборот.
1. 2. 3.
Э дых.
Оу Ыу Аы Иы Уу дых.
Ау Иу Оы Эи Ои Эи
У дых. Аи Ыи
5.От тихого звучания доводить до громкого, и, наоборот, от громкого постепенно к тихому на одном дыхании.
У Ы И О Э А М Н А Р В З Ж.
6. Логическое чтение.
Логическое ударение.
Каждая фраза речи должна нести свое содержание и иметь определенный смысл, ради которого они произносятся. Найти смысл фразы – выяснить, какие слова являются главными, определяющими основную мысль, т.е. найти логический центр. В разговорной речи мы это делаем бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с текстом другого лица, бывает затруднительно определить слова, несущие в фразе основу. Живая речь несет в себе, кроме мысли, и чувство. При выделении слов пользуемся усилением, повышением голоса, или понижение и замедлением темпа.
Логические и психологические паузы.
Имеют влияние на выразительность речи, эмоциональность чтения.
Логические паузы – смысловые;
Психологические паузы – диктуемые чувством, это подтекст, красноречивое молчание.
Работа над скороговорками.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. По очереди выделяется логическое ударение.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Таким образом, с помощью логического ударения не изменяется порядок слов, фразу можно произнести по-разному, в зависимости от вкладываемого в нее смысла.
Психологическая пауза имеет право приостанавливать течение речи, на определенном слове. Она направлена к сверхзадаче по линии подтекста и сквозного действия и зависит от уровня творческого потенциала исполнителя, эмоционального содержания текста. Она может совпадать с логической паузой, а может быть просто молчанием.
Психологическая пауза важнейшее орудие общения. Без психологических пауз речь безжизненна. Пауза заменяет слова глазами, мимикой, лучеиспусканием, намеками, едва уловимыми движениями и другими средствами общения. Все они умеют доказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Бессловесный разговор может быть интереснее, содержательнее и убедительнее, чем словесный.