Суммарный баланс по активным кредитам что это

Суммарный баланс по активным кредитам что это

Давайте рассмотрим более подробно каждый из разделов

Ι. Титульная часть начинается с предоставлением блока сводной информации по счетам, банкротству, сколько заявок было отправлено на получение кредита, сколько отказано и т.д.

В шапке указана ФИО заёмщика (поручителя), дата рождения и место рождения.

Суммарный баланс по активным кредитам что это. Смотреть фото Суммарный баланс по активным кредитам что это. Смотреть картинку Суммарный баланс по активным кредитам что это. Картинка про Суммарный баланс по активным кредитам что это. Фото Суммарный баланс по активным кредитам что это

Суммарный баланс по активным кредитам что это. Смотреть фото Суммарный баланс по активным кредитам что это. Смотреть картинку Суммарный баланс по активным кредитам что это. Картинка про Суммарный баланс по активным кредитам что это. Фото Суммарный баланс по активным кредитам что это

1. “Счета”:

а) Всего – показывают общее количество кредитов

б) Негативных – количество счетов открытых и закрытых, по которым были просрочки более 30 дней

в) Открытых – количество счетов в статусах: Активный, Просрочен, Проблемы с возвратом, Спор

2. “Договоры”:

а) Кред. лимит – это общая сумма кредита по всем открытым и закрытым счетам

б) Ежемес. плат. – общая сумма ежемесячного платежа независимо от их статуса (открыты или закрыты) предоставленная кредитором

3. “Баланс”:

а) Текущий – общая сумма выплаченных денежных средств по всем счетам независимо от их статуса

б) Задолженность – сумма текущей задолженности по всем счетам с активным балансом, включая проценты и штрафы (информацию предоставляет кредитор)

в) Просрочено – сумма текущих просрочек по всем счетам, независимо от их статуса.

4. “Открыт”:

а) Последний – дата открытия последнего счета

б) Первый – дата открытия самого первого счета

Источник

Кредитная нагрузка: как рассчитать, чтобы не потерять бизнес

Суммарный баланс по активным кредитам что это. Смотреть фото Суммарный баланс по активным кредитам что это. Смотреть картинку Суммарный баланс по активным кредитам что это. Картинка про Суммарный баланс по активным кредитам что это. Фото Суммарный баланс по активным кредитам что это

Содержание статьи

Предприниматели часто берут кредиты на развитие бизнеса. Например, на закупку оборудования или запуск нового направления. Но заемные средства могут привести и к потере своего дела, если нечем расплатиться. Рассказываем, что такое кредитная нагрузка и как ее считать, чтобы кредитные деньги не стали проблемой.

Что такое кредитная нагрузка

Кредитная нагрузка — это сумма всех ежемесячных платежей, которые бизнес платит банкам. Например, производитель деталей для нефтяной промышленности взял 2 кредита на закупку станков и сырья. Каждый месяц предприниматель платит банкам по 120 тысяч рублей. Это и есть кредитная нагрузка.

У каждого предпринимателя своя потребность в кредитах. Но исследования показывают, что в России 58% представителей малого бизнеса нуждаются в заемных средствах для развития своего дела. Поэтому предприниматели активно берут в долг у банков или физических лиц.

Показатель кредитной нагрузки используют, чтобы не допустить финансовые проблемы. Если производитель деталей заплатил по кредиту, а потом — коммунальные платежи, аренду цеха, но на зарплату денег не осталось, то кредитная нагрузка явно бизнесу не по силам. Поэтому нужно регулярно контролировать этот показатель.

Начальник управления клиентских отношений банка «СДМ» Иван Лонкин считает, что показатель кредитной нагрузки объективно демонстрирует, может ли предприниматель рассчитывать на кредит:

«Не всегда физические лица и предприниматели могут объективно оценить уровень будущей кредитной нагрузки при планировании платежей. Кажется, что вот сейчас возьмут кредит, решат текущие вопросы, но недостаточно хорошо оценивают, как будут потом ежемесячно расплачиваться. Именно для этого банки считают уровень кредитной нагрузки и отказывают в кредитах тем, у кого он уже высокий. Предприниматель может взять кредит на текущую, как ему кажется, выгодную сделку, но при этом недооценивать возможные риски. Например, товар может быть плохого качества или не доехать в срок. В итоге у клиента будет и плохой товар, и взятый под него кредит. Также ошибочно брать кредит, в котором платежи рассчитываются из будущей прибыли, а не из текущих доходов. К сожалению, практика показывает, что бывает масса ситуаций, когда ожидаемой будущей прибыли нет, а кредит надо возвращать»

Показатель кредитной нагрузки считают и в процентах. Это делается для удобства и наглядности. Выше мы привели пример, что компания ежемесячно платит 120 тысяч рублей по кредитным платежам. Но много это или приемлемо в разрезе всей финансовой деятельности? Чтобы это оценить — сумму ежемесячных платежей делят на сумму кредита и переводят в проценты.

Например, производство берет кредит 3 000 000 рублей на покупку станков на 3 года под 20 %. За 3 года компания должна вернуть:

Считаем ежемесячный платеж — 4 800 000 / 36 месяцев = 133 000 рублей.

Теперь считаем кредитную нагрузку в процентах:

133 000 рублей / 3 000 000 рублей x 100 % = 4,43 % в месяц, а годовая — 53,16%.

Этот показатель удобно оценивать в разрезе новых кредитов: предприниматель увидит, что нагрузка стала больше или меньше. Кроме этого, данные цифры удобно использовать в управленческом учете.

Как определить комфортный уровень долга для компании

Если говорить про малый бизнес, то в большинстве случаев считают прибыль и уже от этого показателя определяют, какую кредитную нагрузку выдержит компания. То есть определяют соотношение прибыли и кредитных платежей. В самом простом варианте используют следующие показатели:

Мы писали в блоге ПланФакт про виды прибыли. Напомним, что валовая прибыль — это разница всех доходов и расходов. Вот как этот показатель используют в расчетах кредитной нагрузки.

Компания по производству деталей в августе проработала с такими показателями:

Кредитная нагрузка = 133 000 / 900 000 рублей x 100 % = 14, 8%.

В сентябре поставщики подняли цены на сырье, в цехе провели ремонт и был сезонный спад продаж. В результате компания показала такие результаты:

Кредитная нагрузка = 133 000 / 400 000 рублей x 100 % = 33, 3%.

Цифры показывают, что в сентябре кредитная нагрузка выросла. Если в следующие месяцы компания увеличит продажи и сократит издержки, то вернет ситуацию к уровню августа. Если продолжится спад продаж, а сырье не упадет в цене, то показатели могут стать еще хуже.

Приемлемая кредитная нагрузка зависит от направления бизнеса. Директор по развитию МСБ в банке SBI Анна Корнелюк определяет ее в 25% от годовой выручки:

«Данное значение — это наша экспертная оценка. Считаем, что с таким уровнем кредитной нагрузки предприниматель может решать текущие вопросы бизнеса за счет кредитных средств или получить дополнительный импульс развития предприятия. При этом, данный уровень не должен стать критическим в случае ухудшения конъюнктуры рынка, иных краткосрочных затруднений. Но каждый волен определять это значение, исходя из своих целей и вводных позиций»

Финансовые эксперты считают, что приемлемая кредитная нагрузка составляет до 50%, а все что выше, приносит бизнесу проблемы.

Зачем нужна EBITDA

Некоторые компании для расчета кредитной нагрузки используют показатель EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — это прибыль компании до вычета кредитных процентов, налога на прибыль и амортизации по основным нематериальным активам. Этот расчет показывает реальную прибыль предпринимателя, а инвесторы по этому показателю оценивают, как быстро вернут вложенные средства.

Для расчета берут цифры из «Отчета о прибылях и убытках» и добавляют сумму амортизации основных средств и нематериальных активов.

Формула для расчета EBITDA:

Прибыль (убыток) до налогообложения + (Проценты к уплате + Амортизация основных средств и нематериальных активов).

Затем долг компании делят на показатель EBITDA и получают показатель кредитной нагрузки.

Например, показатель EBITDA у компании из примера выше равен 8 000 000 рублей, а общий долг 4 800 000 рублей. Значит, кредитная нагрузка будет равна:

4 800 000 / 8 000 000 = 0,6.

Считается, чем ниже этот показатель, тем у компании больше шансов расплатиться с долгами без проблем. Эксперты считают, что данный показатель нужно распределять так:

Директор департамента разработки продуктов банка «Юнистрим» Лев Соколов считает, что не каждый предприниматель может самостоятельно рассчитать кредитную нагрузку:

«По идее, этим должен заниматься грамотный бухгалтер, чтобы приземлить собственников, которые любят набирать заемные средства. По своему опыту скажу, что предприниматели чаще всего совершают 2 ошибки, когда берут кредиты. Во-первых, не учитывают валютные колебания. Да, можно взять долг в рублях, но и рубль проседает, и в результате возвращаешь больше. А если кредит в долларах или евро, то рисков еще больше. Во-вторых, кредит стоит брать, когда есть отработанная модель бизнеса. Часто предприниматель просто не готов к кредитам. Например, кафе работает какое-то время и каждый день приносит 30 тысяч рублей. Но завтра могут поднять аренду или появятся соседи, которые распугают клиентов, или, в конце концов, новый локдаун. В итоге прибыли не станет, и не будет возможности погасить кредит. Поэтому обязательно нужно закладывать возможность форс-мажора»

На практике не все знакомы с понятием «кредитная нагрузка» и не высчитывают этот показатель даже при кредитовании. Сооснователь Центра загородного строительства «ВИЛЛАВИЛЬ» Тагир Галимов считает, что на это влияют тренды:

«По правилам финансового планирования кредитную нагрузку можно вешать только на бизнес, который уже работает несколько лет. Собственник знает, сколько он будет зарабатывать и какие расходы понесет в ближайшие 2-3 года. Поэтому он берет кредит, а в голове есть цифры, потянет он его или нет. Это свойственно предпринимателям нулевых. Более молодые бизнесмены продают на маркетплейсах или работают с криптовалютой. Эти сферы более рискованные, и там редко привлекают кредиты»

Может ли бизнес обойтись без кредитов

Это зависит от вида бизнеса. Например, если компания работает с тендерами, то вряд ли получится обойтись без заемных средств. Государственные компании требуют обеспечение заявки и контракта, а это иногда миллионы рублей. И если у предпринимателя несколько таких договоров, то вряд ли получится обойтись без кредитов.

Сооснователь салона лазерной эпиляции Lisse Ленар Латыпов считает, что без кредитов развивать бизнес нереально:

«Думаю, что развивать бизнес совсем без обязательств, без кредитов и без инвесторов — невозможно. Это будет ремесленничество или очень долгий рост. Его еще называют органический. Когда мы открываем новые точки, анализируем уже действующие салоны. Смотрим, сколько они приносят, и какая сумма платежа не влечет проблем при погашении кредита. Эти цифры помогают планировать нагрузку в новых салонах. Мы знаем примерно, какие суммы для нас нормальные, а какие неподъемные»

С этим мнение не согласен сооснователь магазина «Ячей» Александр Мясников:

«Мы никогда не брали кредитов. Это принципиальная позиция. При этом один наш магазин работает 15 лет, а второй уже 8. Мы всегда старались откладывать деньги на развитие и делать подушку безопасности. Я часто видел, к чему приводят кредиты в торговом бизнесе. Предприниматели живут не по средствам или не умеют анализировать ситуацию. Они продают несколько лет один товар и уверены, что так будет всегда. Потом берут кредит для закупки, а тренды поменялись, и товар уже не берут. В итоге бизнес разрушается. Поэтому кредиты подходят только тем, кто умеет считать, анализировать и жить по средствам»

Тагир Галимов рассказывает про свой опыт кредитования в экстремальных условиях:

«Мы брали кредит на запуск своей компании в апреле 2020 года, в самый разгар пандемии. Взяли обычный потребительский кредит и уже год успешно работаем. Но мы до этого несколько лет работали в сфере строительных кровельных материалов. Поэтому хорошо представляли все маржинальности и особенности этого бизнеса: какой объем реально продать, по какой цене, в какие периоды. Поэтому кредитная нагрузка не стала для нас проблемой на старте»

Как оптимизировать кредитную нагрузку

Все рекомендации по оптимизации связаны с более глубокой проработкой финансовой политики бизнеса. Нужно стараться, чтобы кредитные деньги не сильно влияли на устойчивость компании. Для этого есть ряд эффективных приемов.

Финансовый учет

Если у предпринимателя есть финмодель, то он контролирует цифры бизнеса. А это значит, что он сразу увидит неподъемную кредитную нагрузку. Например, компании нужны средства для ремонта производственных площадей. Если взять кредит, то ежемесячный платеж равен 70 000 рублей, но финмодель показывает, что такая сумма принесет проблемы. Значит, нужно подождать с кредитом или искать более выгодное предложение.

Подушка безопасности

Конечно, бизнес делают для зарабатывания денег, но не стоит стремиться сразу выводить всю прибыль. Лучше откладывать часть денег, чтобы у компании всегда были средства, которые уменьшат зависимость от кредитных денег. Эти же деньги можно инвестировать или положить в банк, чтобы они работали, пока не понадобятся.

Реструктуризация долга

Если ситуация с платежами стала критичной, то лучше сразу обратиться в банк. Более крупные банки чаще всего идут навстречу предпринимателям, чтобы дать рассрочку или уменьшить сумму кредитных платежей. Но надо готовиться к тому, что банк попросит стратегию по выходу из сложившейся ситуации.

Деньги знакомых или собственные средства

Часть предпринимателей обращаются за деньгами к знакомым или родственникам. Это хороший способ получить средства на развитие под небольшой процент и не зависеть от финансовых структур.

Есть вариант, когда предприниматель дает в долг компании собственные деньги. Только в договоре нужно обязательно указать, что даете деньги без процентов. После этого займ можно без проблем положить на расчетный счет компании. В противном случае появятся вопросы от ФНС, а проценты рассчитают от ставки ЦБ.

Но не стоит обращаться к частникам, которых вы не знаете. Среди таких попадаются представители криминала. Эти люди не станут вести переговоры, если появятся проблемы с возвратом займа. Они просто отберут все, что есть.

Разделять личные деньги и средства бизнеса

Иногда предприниматели не до конца понимают, что у бизнеса есть обязательства. И прежде всего нужно платить по ним, а уже потом тратить деньги на собственные нужды.

Привлечение инвестиций

Для расширения бизнеса или запуска новых проектов можно привлечь инвесторов или новых партнеров. Но в этом случае тоже нужно внимательно просчитать участие новых людей. Они могут не требовать возврата денег, но захотят долю в бизнесе. А это тоже не всегда выгодно. Потому что право влиять на решения может появиться у человека, который смотрит на развитие дела иначе. В будущем это спровоцирует конфликты.

Кроме этого, Лев Соколов советует более вдумчиво вести бизнес-процессы:

«Надо стремиться увеличивать активы. Например, можно купить машину не себе, а в лизинг на компанию. Через какое-то время она станет активом. Так же с помещениями: реально купить объект недвижимости в лизинг и через какое-то время он перейдет в собственность. Его уже можно сдавать по субаренде и получать дополнительные деньги. Если есть сверхприбыль, то часть денег лучше вложить в гособлигации. Это обеспечит какой-то прирост, эти средства реально довольно быстро «вытащить». Еще рекомендую заключить с клиентами долгосрочные отношения на взаимовыгодных условиях. Например, при помощи программы лояльности. Обговорить, например, что клиенты точно закупаются у вас раз в месяц или квартал. Так у бизнеса будет уверенность, что всегда будут деньги, чтобы заплатить кредитные платежи»

Кредиты помогают бизнесу развиваться, но эти же деньги могут стать причиной для закрытия бизнеса. Поэтому предпринимателям нужно наладить финансовый учет, чтобы знать, какое количество заемных денег можно привлечь для продолжения работы. Для этого рассчитывают кредитную нагрузку, которая покажет, как быстро бизнес закроет долги.

Источник

Как правильно определить суммарный долг

Определение суммарного долга (Total Debt)

Наиболее распространенное определение выглядит так — сумма краткосрочной и долгосрочной задолженности, на которую начисляют проценты за пользование долгом. В суммарный долг входят: кредиты и займы, облигации, обязательства по финансовому лизингу и другие аналогичные виды задолженности.

Пример расчета Total Debt

Посмотрим на расчет суммарного долга из аналитической отчетности компании «Магнит» за 2019 год:

Суммарный баланс по активным кредитам что это. Смотреть фото Суммарный баланс по активным кредитам что это. Смотреть картинку Суммарный баланс по активным кредитам что это. Картинка про Суммарный баланс по активным кредитам что это. Фото Суммарный баланс по активным кредитам что это

В состав суммарного долга для расчета своих показателей компания включает только кредиты и лизинг (отмечены в таблице розовым фоном).

Здесь стоит обратить внимание на две детали:

Отличия долга и обязательств

Обсуждая применение понятия Total Debt в расчете показателей финансовой устойчивости, методические пособия CFA Institute отмечают:

Определение суммарного долга, используемого в этих показателях, различаются у разных опытных аналитиков и поставщиков финансовой информации. Некоторые из них используют только краткосрочные и долгосрочные долги, по которым начисляются проценты, исключая такие обязательства, как резервы и кредиторская задолженность (мы используем такое определение). Другие аналитики применяют более расширенное (то есть все обязательства) или более узкое (только долгосрочный долг) определение суммарного долга. Если использование разных определений суммарного долга существенно меняет выводы о состоянии компании, то вопрос о ее долговой нагрузке требует дальнейшего изучения.

Долг перед акционером

Акционеры компании не всегда предоставляют свои инвестиции в форме акционерного капитала. Иногда эти вложения оформляют как кредит, который компания получает от акционера. Тогда в бухгалтерской отчетности такие суммы отображают как часть долга. Однако в финансовом анализе правомерно переквалифицировать их как часть акционерного капитала.

Использование Total Debt в показателях

Показатель суммарного долга чаще всего используют в трех вариантах:

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Источник

Как составить управленческий баланс

С помощью управленческого баланса руководитель может контролировать активы и пассивы компании. Такой баланс представляет собой инструмент управления финансами, который помогает определять устойчивость и платежеспособность бизнеса.

Что представляет собой управленческий баланс

Бухгалтерский баланс представляет собой схему, при которой суммарное сальдо по дебету активных счетов равно суммарному сальдо по кредиту пассивных счетов. В учете балансовые счета используются для ежемесячного точного учета различных активов и обязательств с выведением прибыли или убытка на конец периода.

В управленческом учете издержки и прибыль не указываются в управленческом учете в качестве отдельной статьи. Они не накапливаются и не имеют остатков, а по ним берутся во внимание только обороты.

Анализ управленческого баланса проводится в разрезе различных пунктов и критериев, благодаря чему есть возможность рассматривать показатели с высокой детализацией и аналитикой. Издержки и прибыль для такого баланса определяются за конкретный период времени.

Активы представляют собой средства, которыми располагает компания на данный момент. Например, обобщенно сумму имеющихся денег по банку или кассе можно посчитать, если из активов вычесть пассивы — будет цифра, сколько денег в компании на конкретный момент времени.

Пассивы в управленческом учете — это своего рода задолженность компании перед третьими лицами.

Если в начале месяца рассчитать активы по предложенному варианту, затем рассчитать также и в конце месяца и вычесть первое значение из второго, то будет получен финансовый результат работы за месяц. Будет прибыль или убыток за месяц работы компании.

Данный расчет можно проводить за разный период — день, месяц, квартал, год. В нем учитываются все активы кроме прибыли, полученной при реализации товаров или услуг. В управленческом учете активы аналогичны, как и реальные активы — денежные средства, задолженность партнеров, продукция на складах, основные средства, нематериальные активы.

Какая информация нужна для составления управленческого баланса

Перед формированием управленческого баланса нужно определиться с тем, для каких целей и пользователей он составляется, и какие проблемы можно решить в бизнесе при наличии такого баланса.

Также важно определить, за какой период будет формироваться отчет — чем чаще, тем больше времени будет тратиться, поскольку эта работа все же в некоторой степени трудоемкая.

При составлении управленческого баланса можно ориентироваться на стандартный, регламентированный законодательством бухгалтерский баланс. Но статьи активов и пассивов нужно в управленческом балансе сгруппировать по-другому — по видам деятельности. И тогда баланс будет включать информацию о таких видах деятельности, как операционная, инвестиционная и финансовая.

Все статьи стандартного баланса нужно привязать к группам видов деятельности, выделенных в управленческом балансе.

Рассмотрим пример согласно информации по основному капиталу.

Если деятельность относится к инвестиционной, то в нее входят активы или основные средства, а в качестве пассивов — инвестиционные вложения в капитал.

В операционную деятельность входит капитал, который в рассматриваемый период времени находится в работе, — это оборотный капитал. Кроме того, к такому капиталу относятся краткосрочные обязательства и текущие активы компании.

При составлении управленческого баланса необходимо определить, какие статьи и информация будут в нем отражаться, какие показатели будут рассчитываться и что он вообще должен показывать. На основании этих сведений составляется плановый баланс за требуемый период.

Когда период закончится, составляется фактический управленческий баланс. И после этого нужно проверить, есть ли отклонения по балансу «план-факт» и в связи с чем они произошли. В дальнейшем необходимо исключить влияние причин не исполнения планового баланса.

Пример управленческого баланса в 1С:

Суммарный баланс по активным кредитам что это. Смотреть фото Суммарный баланс по активным кредитам что это. Смотреть картинку Суммарный баланс по активным кредитам что это. Картинка про Суммарный баланс по активным кредитам что это. Фото Суммарный баланс по активным кредитам что это

В примере видно, что на начало периода баланс был — 618 862,84 руб., а на конец периода — 634 239,95 руб. Если из результата на конец периода вычесть результат на начало месяца, получается чистая прибыль — 15 377,11 руб.

Управленческий учет предприятия любого масштаба, на базе 1С:Предприятие 8

БИТ.ФИНАНС/Управленческий учет

Как проверить управленческий баланс?

В компании параллельно с управленческим балансов рассчитывается прибыль на основании издержек, появляющихся при проведении оборота, в также учтенная прибыль. В примере видно, что продажи компании были успешные, в результате чего она получила прибыль 88 395,49 руб.

При этом издержки составили 73 018,38 руб. И при вычитании издержек из прибыли получается показатель чистой прибыли — 15 377,11 руб.

Управленческий баланс составлен верно, если чистая прибыль за месяц равна прибыли за минусом издержек. И тогда она равна разнице между активами на конец и начало периода.

В представленном примере данное равенство выполняется, а потому можно говорить о том, что управленческий баланс составлен верно. Руководитель может использовать данную информацию при принятии различных управленческих решений.

Хотите посмотреть, как работает БИТ.ФИНАНС.Управленческий учет вживую? Оформите заявку на тест-драйв и испытайте программу в действии!

Источник

В помощь инвестору: как анализировать отчетность банков

Значимость оценки банковской отчетности обусловлена глобальной ролью банковской системы в экономике государства. Банк как финансовый посредник между лицами, обладающими временно свободным капиталом, и теми, кто нуждается в финансировании своей деятельности, выполняет функцию кровеносной системы страны.

От полноты представляемых банками данных и их достоверности зависит объективность принимаемых инвестиционных решений. Учет динамики финансовых и операционных показателей позволяет осуществлять рациональный выбор банковских акций в качестве объекта вложения средств.

При анализе банковской отчетности следует учитывать особенности кредитных финансовых организаций (банков) перед нефинансовыми – производственными и сервисными предприятиями.

Во-первых, это высокая доля заемного капитала в структуре баланса (отчете о финансовом положении) при низком удельном весе собственного капитала. Например, для Сбербанка России доля собственных средств в валюте баланса на конец II кв. 2019 г. составляла около 13%.

Данный факт является естественным для банковской отрасли, поскольку основным видом деятельности финансового посредника является привлечения заемных денежных средств с последующим их предоставлением заинтересованным в капитале лицам на основе срочности, платности и возвратности.

Собственный же капитал банка играет роль «подушки безопасности» на случай непредвиденных расходов, связанных с неблагоприятными условиями хозяйствования и возможным оттоком средств вкладчиков.

Капитал банка (собственные средства) рассматривается в качестве предельной величины гарантий по своим обязательствам.

Для нефинансовых организаций такая низкая доля собственного капитала относительно величины заемных средств означала бы ухудшение финансового положения и снижения финансовой устойчивости, способной привести к банкротству организации. Исключением могут служить отрасли, характеризующиеся высокой оборачиваемостью капитала, например, предприятия розничной торговли-ритейл.

Во-вторых, существенным отличием банков от производственных предприятий является процесс регулирования их деятельности.

В данном случае Центральный банк РФ выполняя функции регулятора банковской системы, устанавливает обязательные нормативы деятельности, соблюдение которых призвано снизить риски функционирования кредитной организации и обезопасить вкладчиков и контрагентов от возможных потерь своих средств.

Установлены 23 обязательных норматива ЦБ, характеризующих достаточность капитала, ликвидность активов, предельные размеры активных операций и величину различных видов риска. Основными из них считаются нормативы достаточности капитала и ликвидности.

В-третьих, отличительной особенностью банковской деятельности является процесс ведение бухгалтерского учета.

Непрерывный, ежедневный банковский учет оборотов и остатков по счетам обусловлен необходимостью контроля за рациональным использованием финансовых ресурсов и оценки рисков проведения банковских операций.

На рисунке 1 приведем перечень показателей и мультипликаторов, используемых для экспресс-оценки деятельности кредитной организации и ее ценности.

Для принятия взвешенного инвестиционного решения рассмотрим совокупность показателей деятельности кредитной организации, сгруппировав их в 3 блока.

Следует отметить, что абсолютные значения показателей интересны для сравнения масштабов деятельности организации и определения ее места в конкурентной среде.

Для оценки же эффективности деятельности банка в первую очередь необходимо учитывать относительное изменение показателей во времени. Динамическая оценка финансовых результатов для принятия инвестиционного решения является определяющей.

Основные финансовые показатели

Так, в блоке «основные финансовые показатели» отражены финансовые результаты деятельности банка, которые можно найти в отчете о прибылях и убытках (ОПУ).

Разница между доходами от ссудного капитала (процентные доходы по эффективной процентной ставке + прочие %-ные доходы) и расходами по депозитам (процентные расходы по эффективной процентной ставке + прочие %-ные расходы + страхование вкладов) формирует чистый процентный доход банка. Обычно удельный вес этих статей ОПУ является определяющим в итоговом результате деятельности организации.

Комиссионный доход банка не относится к процентным доходам, формируясь за счет комиссий за проведенные операций. По данным финансовой отчетности крупнейших российский банков за II кв. 2019 г. комиссионные доходы составляли 32% от величины процентных доходов у Сбербанка и 24% у ВТБ.

Величина данного показателя достаточно волатильна, поэтому для корректного учета комиссионной составляющей деятельности банка можно использовать и показатель комиссионной доходности, как отношение комиссионного дохода к сумме работающих активов.

Так называемое «золотое правило экономики» заключается в стремлении к превышению темпов роста доходов над темпами роста расходов. Нарушение же этого правила приводит к снижению эффективности деятельности и в конечном счете к нарушению финансовой устойчивости организации.

Таким образом, для оценки финансового положения банка нам необходим учет динамики показателей доходных и расходных статей за отчетный и предшествующие периоды времени, а также соотнесение темпов изменения данных показателей.

Обязанностью банка является формирование резервов под возможные потери по выданным кредитам.

Рост данного показателя отражает естественный процесс увеличения кредитного портфеля банка и это мы можем оценить, сравнивая темпы изменения Активов (ОПФ) с темпами изменения резервов (ОПУ).

При этом, увеличение резервов характеризует закладываемую банком вероятность невозврата выданных средств, изменяя при этом категорию качества кредита с менее рискованного на более и наоборот.

Результаты от торговых и прочих операций окончательным образом формируют операционные доходы банка.

После корректировки последних на административные расходы и содержание персонала (операционные расходы), а также налог на прибыль мы получаем искомую чистую прибыль.

Заметим, что при оценке эффективности деятельности, используя показатели рентабельности, применяются различные виды прибыли. Некоторые организации, например Сбербанк, и ряд отраслевых аналитиков для получения сопоставимых в разные периоды результатов, используют чистую прибыль без учета финансового результата от прекращенной деятельности в этом периоде, так называемую прибыль от продолжающейся деятельности.

Основные балансовые показатели

Во втором блоке «основные балансовые показатели» рассматриваются статьи отчета о финансовом положении (ОФП) кредитной организации.

Кредитный портфель банка представлен сочетанием корпоративных и розничных кредитов. Для оценки кредитного портфеля в динамике используют укрупненный показатель, включающий в себе обязательные резервы на счетах Центрального банка. Рост кредитного портфеля отражает процесс расширения ссудного бизнеса организации.

При этом доходность корпоративного портфеля обычно является меньшей, чем по розничному кредитному портфелю. Это обусловлено тем, что более высокие риски частных лиц соответствуют и более высокой доходности, требуемой от них со стороны банка.

Например, доходность корпоративных кредитов Сбербанка находилась на уровне 8,6% годовых во II кв. 2019 г., а более рискованные операции по розничному кредитованию банк оценивал в 12,2% годовых.

Именно поэтому, учет изменения в структуре кредитного портфеля так важен для получения итоговых финансовых результатов.

В Пассиве баланса (ОФП) находятся средства клиентов. Структура также представлена средствами физических и юридических лиц. Как правило к клиентскому портфелю не относятся средства банков, долговые и налоговые обязательства.

Для обеспечения финансовой устойчивости банка важно, чтобы стоимость средств клиентов для организации была ниже доходности кредитного портфеля.

Здесь относительными показателями оценки служат: отношение чистых кредитов к депозитам или кредитного портфеля к средствам клиентов.

Капитал банка (собственные средства) один из важнейших показателей финансового положения кредитной организации, характеризующий ее устойчивость.

На основе капитала рассчитывается несколько показателей эффективности деятельности банка, в том числе обязательные нормативы ЦБ России по достаточности средств кредитной организации.

Динамика собственных средств отражает изменение величины нераспределенной прибыли накопленным итогом.

Доля неработающих кредитов (сумма всех кредитов с задержкой платежа свыше 90 дней) в кредитном портфеле и покрытие резервами неработающих кредитов показывает способность банка управлять кредитными рисками и меру ответственности по страхованию своего финансового состояния путем формирования достаточных для этого резервов.

Финансовые коэффициенты и мультипликаторы стоимости

Третий блок показателей для оценки и анализа банковской отчетности, включает в себя многочисленные «финансовые коэффициенты и мультипликаторы стоимости». Рассмотрим каждый из них и определим их значимость в процессе принятия инвестиционного и управленческого решения.

Оценку эффективности работы любой организации проводят исходя из отдачи на вложенный капитал или рентабельности ее деятельности. И банк не исключение.

Рентабельность деятельности банка рассчитывается исходя из того, какой показатель мы хотим оценить. Это может быть рентабельность капитала банка (пассив баланса) или рентабельность его активов (актив баланса).

Рентабельность активов, ROA (Return on Assets) ­– коэффициент, отражающий способность активов банка генерировать прибыль.

Как уже было отмечено выше, содержание числителей и знаменателей коэффициентов рентабельности может отличаться в зависимости от базы расчета, применяемой в той или иной организации и аналитической группе исследователей.

Активы оцениваются или на конец отчетной даты или как средние активы за исследуемый период времени (среднеарифметическое активов на конец и начало периода).

При оценке рентабельности за период, отличный от года в числителе используется поправочный коэффициент, равный 365 дням / количество дней в периоде.

Ряд банков и экспертов используют показатель чистой прибыль за период, другие используют доналоговую прибыль или прибыль от продолжающейся деятельности, которая учитывает налог на прибыль организации.

Важно, не то, какой вид прибыли, активов или капитала используется для расчета финансового коэффициента. Для получения сопоставимых во времени оценок методика расчетов должна быть неизменной у каждого из экспертов.

Данное правило касается и прогнозных значений показателей, рассчитываемых различными профессиональными пользователями информации.

Рентабельность капитала (собственных средств), ROE (return on equity) – показатель, характеризующий эффективность использования не всего капитала (или активов) банка, а лишь той его части, что принадлежит собственникам банка.

Международное агентство финансовой информации Reuters данный показатель рассчитывает, используя прибыль до налогообложения, т.е. без учета налога на прибыль и корректировки на прибыль от прекращенной деятельности, отнесенную к среднеарифметическому значению капитала (собственных средств банка) за период:

Сбербанк для расчета ROE использует показатель чистой прибыли от продолжающейся деятельности, соотнося его с общим капиталом на конец предыдущего периода, рассчитанным в соответствии с требованиями «Базель III».

При прочих равных чем выше значения коэффициентов рентабельности, тем лучше. Положительная динамика коэффициентов также говорит о росте эффективности деятельности банка. Однако у доходности есть и обратная сторона – риск, учет которого предопределяет финансовую устойчивость организации.

Чистая процентная маржа, NIM (Net Interest Margin) – коэффициент, характеризующий эффективность проведения активных операций. Это один из основных показателей, применяемый для оценки динамики процентных доходов банка и стоимость его фондирования относительно активов.

Расчет чистого процентного дохода мы рассматривали в 1 блоке основных финансовых показателей. Знаменатель формулы представлен в качестве среднеарифметических активов, генерирующих процентный доход банка.

Стагнация данного показателя наблюдается при снижении процентных ставок в экономике и росте рисковых операций банка, влекущих как создание резервов под обесценение кредитов, так и полную потерю их стоимости.

Отрицательное значение коэффициента будет означать, что управляющий банка получил убыток от инвестиций в исследуемом периоде в силу того, что процентные расходы по вкладам превысили инвестиционные доходы от ссудного капитала.

Стоимость риска, COR (cost of risk) – коэффициент отражающий устойчивость финансовой организации. В общем смысле, это стоимость страхования на случай ущерба. Для банка – это затраты на создание резервов под возможные потери, соотнесенные с размером кредитного портфеля.

Чем выше данный показатель, тем выше риск проводимых операций, обуславливающих необходимость доначисления резервов и соответственно выбытие данной части капитала из рабочего, приносящего банку доход. Снижение данного показателя является позитивным сигналом и означает снижение риска отдельно выданного банком кредита.

Отношение операционных расходов к доходам, CIR (cost to income ratio) – коэффициент, отражающий способность банка управлять своими доходами и расходами.

Чем ниже этот показатель, тем меньше своей прибыли банк тратит на административные расходы и зарплату персонала.

При значении показателя 100% и больше банк ведет убыточную деятельность. Например, отношение операционных расходов к операционным доходам Сбербанка по итогам II кв. 2019 г. составило 34,6%.

Обязательные нормативы Банка России, Н1/Н23 – коэффициенты, отражающие способность кредитной организации вести беспрерывную деятельность, отвечать по своим обязательствам и управлять рисками.

Основными нормативами для обязательного их соблюдения банками являются нормативы достаточности собственных средств, отражающие способность банка отвечать по своим обязательствам и нормативы ликвидности, характеризующие возможность в кратчайшие сроки и без существенных потерь обеспечить банком возвратность капитала, таким образом нивелируя риск потери платежеспособности кредитной организации.

Например, норматив Н1.0 (достаточность собственных средств (капитала) банка). Требуемое ЦБ минимальное значение коэффициента составляет 8%.

Формулы для расчета обязательных нормативов громоздки. С целью оценки устойчивости банка достаточно использовать официальную информацию о значениях этих коэффициентов от ЦБ РФ и в отчетности банка (Таблица 1).

Здесь главное – отслеживать динамику данных показателей во времени с целью избегания рисков «санкций» со стороны регулятора к банку, нарушившему данные нормативы. За последние годы большинство случаев санирования или отзыва банковских лицензий предвещало снижение показателей обязательных нормативов.

Из таблицы видно, что Сбербанк соблюдает с «запасом» обязательные нормативы достаточности капитала. Нисходящая динамика по основному нормативу Н1.0 обусловлена выплатой больших годовых дивидендов организацией по итогам деятельности 2018 г., что привело к снижению собственных средств банка.

Наконец, финансовыми коэффициентами, на которые следует обращать свое внимание при оценке инвестиционной привлекательности акций банков являются мультипликаторы стоимости P/E, P/BV.

Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса предполагает исследование финансовых мультипликаторов различных компаний и нахождение инвестиционно привлекательных акций для вложения средств.

Специфика банковской отрасли накладывает свои ограничения на использование тех или иных финансовых мультипликаторов. Как правило, именно эти 2 коэффициента наиболее часто встречаются в отраслевых аналитических оценках.

P/E – срок окупаемости инвестиций в акцию, рассчитываемый в годах.

При прочих равных считается, что если значение p/e низкое, относительно аналогов и среднеотраслевого значения, то компания является недорогой, обладающей потенциалом роста.

Однако, у развивающихся компаний с высоким темпом роста прибыли значение мультипликатора будет более высоким, нежели у давно функционирующей организации. Для учета темпа роста прибыли используется модифицированный показатель P/E Growth Ratio.

Например, если показатель P/E Сбербанка по итогам полугодия составил 5,9, а темп роста годовой чистой прибыли за последние годы находился на уровне 19%, то P/E GR=0,31. Это значит, что компания торгуется с дисконтом относительно своих будущих прибылей. При прочих равных мультипликатор P/E GR ≤ 1 означает высокий инвестиционный потенциал от вложения в акции банка.

P/BV – финансовый мультипликатор, показывающий на сколько текущая рыночная цена соответствует балансовой стоимости активов банка.

Рассчитывается как отношение капитализации банка к его собственным средствам (капиталу):

Так, капитал Сбербанка на конец I полугодия по ОФП составлял 3983,1 млрд. руб., а капитализация на соответствующую дату 4964 млрд. руб. Значит P/BV = 1,25. Это значит, что компания торгуется на 25% дороже собственных средств. По этому показателю у ВТБ Банка P/BV = 0,6, что отражает некое сравнительное преимущество последнего.

В качестве примера оценки и последующего анализа финансовой отчетности возьмем результаты ПАО Сбербанк России за I полугодие 2019 г. Динамика показателей относительно I полугодия 2018 г. отражена в таблицах в соответствии с предлагаемой в исследовании блочной структурой оценки банковской отчетности.

Анализируя основные финансовые показатели из отчета о прибылях и убытках (ОПУ) мы видим, что процентные доходы банка увеличились на 12,3% за последние 12 месяцев. Причиной такого изменения послужили рост кредитного портфеля Банка и стоимости заимствования как для юридических, так и для физических лиц.

При этом, отмечается опережающий темп роста процентных расходов (+34%) над доходами организации. Это привело к ограниченному росту чистого процентного дохода в 1,2%.

На положительную динамику чистых комиссионных доходов оказала прибыль по операциям с драгоценными металлами и иностранной валютой, против существенного убытка годом ранее.

Расходы на создание резервов снизились на 17,5% ввиду улучшения качества кредитного портфеля по части выбытия неработающих кредитов, таким образом ускорив рост операционных доходов банка до 8,67% за период.

По итогам I полугодия 2019 г. Сбербанк России заработал 476,9 млрд руб. чистой прибыли, увеличив финансовый результат на 11,6% относительно аналогичного периода прошлого года.

Согласно отчету о финансовом положении (ОФП) мы видим рост кредитного портфеля банка на 6,74% по сравнению с I полугодием 2018 г.

При этом отмечается двукратное несовпадение темпов роста привлекаемых (средства клиентов) и размещаемых средств, что может быть отражением снижения потребительской и деловой активности в стране. Показатель отношения чистых кредитов к депозитам снижается.

Доля неработающих кредитов в общем портфеле снизилась до 4,22% за счет улучшения ситуации по кредитной линии компании «Агрокор», тем самым улучшив качество кредитного портфеля. В следствии этого мы видим рост покрытия резервами неработающих кредитов до 29%.

В общем динамика финансовых коэффициентов банка выглядит нейтрально с тенденцией к снижению большинства показателей.

Наблюдается небольшое изменение по коэффициентам рентабельности активов и капитала. Однако текущие значения рентабельности находятся на уровнях, существенно превышающих средние значения по отрасли. Так, по данным ЦБ РФ на 1 июня 2019 г., рентабельность активов (ROA) кредитных организаций России составляла 1,9%, а рентабельность капитала (ROE) – 16,8%.

Чистая процентная маржа (NIM) Сбербанка после учета корректирующих показателей составила 5,34%, при этом произошло ее снижение относительно прошлого года на 0,72 п.п. Снижение стоимости риска (COR) отчасти было нивелировано отрицательной динамикой объемов кредитования юридических лиц.

Рост операционных расходов над доходами (CIR), как сообщает в своем пресс-релизе Сбербанк, был обусловлен «изменением методологии капитализации расходов на создание программных продуктов и повышением ставки НДС».

Коэффициенты достаточности капитала находятся на комфортном для банка уровне. Снижение обязательного норматива достаточности H1.0 вызвано уплатой годовых дивидендов по акциям Банка. Однако высокая доходность по чистой прибыли в постдивидендный период компенсирует выбытие капитала.

Мультипликаторы стоимости отражают высокую инвестиционную привлекательность вложения в акции Сбербанка России. Срок окупаемости инвестиций не превышает 6 лет, а текущая дивидендная доходность стремится к 8% годовых.

Таким образом, анализ финансовых результатов деятельности банка позволяет осуществить рациональный выбор наиболее инвестиционно привлекательных банковских акций и обезопасить себя от риска вложения своих средств в кредитные организации, обладающие низкой финансовой устойчивостью.

БКС Брокер

Последние новости

Рекомендованные новости

Главное за неделю. Паника в понедельник и пятницу

Итоги торгов. Упасть в пятницу — это уже традиция

Рынки снова падают из-за коронавируса. Что делать

Alibaba: время присмотреться к покупкам

Как следить за американскими дивидендами: удобный календарь

Новый штамм коронавируса из Южной Африки. Что нам известно

В каких акциях можно пересидеть новые локдауны

В декабре структура индексов Мосбиржи поменяется. Кто на новенького

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *