Таблицы шульте что это и для чего
Таблица Шульте: упражнения для детей младшего школьного возраста
Для успешного обучения в начальной школе дети должны уметь концентрировать свое внимание и анализировать полученную от педагога информацию. Эти способности следует постоянно тренировать и совершенствовать. А для того, чтобы педагог мог понять, нужна ли ученику коррекция этих аспектов, он может провести простой тест, именуемый «Таблица Шульте». Упражнения для детей из этой методики несложные, но очень эффективные.
В чем суть таблиц Шульте?
Каждая таблица этой методики – разработка немецкого психиатра Вальтера Шульте. Миру эта система известна со второй половины ХХ века. Таблица представляет собой карточку с изображением квадрата, в котором вразброс написаны цифры. Стандартная картинка – плотный лист размером 60х60 см, разделенный на 25 квадратиков, в каждом из которых вписана цифра от 1 до 25. Исходя из задачи теста, младший школьник должен назвать и показать (если удобно – зачеркнуть карандашом) все цифры в правильном порядке. Выполнять упражнение можно в онлайн-режиме, а можно скачать и распечатать готовые таблицы в необходимом количестве для регулярных занятий дома.
Таблица Шульте помогает в тренировке, расширении и развитии периферического зрения. Регулярное использование теста положительно сказывается на скорости чтения: ребенок сможет быстро находить необходимые информационные части текста, следовательно, читать он будет быстрее.
Как правильно пользоваться таблицами Шульте?
Первое правило – таблица должна находиться на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка. При этом ее нужно приподнять под небольшим углом. Далее дошкольник или младший школьник должен сфокусировать свой взгляд в центре карточки – отводить глаза в стороны запрещается, так не будет достигнут желаемый эффект. Дальнейшая диагностика проводится так:
Пока ребенок соединяет цифры в прямом порядке, учитель должен засечь секундомер и зафиксировать время, за которое школьник справится с каждой отдельной карточкой. Не рекомендуется использовать более 10 карточек за одну тренировку. Каждое занятие должно длиться порядка получаса. Заниматься желательно 3-4 раза в неделю. При регулярном тестировании уже спустя 21 день будут видны первые результаты.
Следует также понимать, что дошкольник не сможет сразу справиться с таблицей 5х5. Поэтому допускаются упрощенные варианты 3х3 или 4х4. Для младших школьников идеальным вариантом считаются таблицы размером 5х5. Как только будут заметны первые успехи в улучшении ориентации в изображенных элементах, размер таблиц можно увеличить до 6х6, 7х7 и 8х8.
Как проводить тестирование таблицами Шульте у младших школьников: особенности
Для детей 1-4 классов использовать таблицы, в которых более 25 ячеек, нерационально. Следует начать с малого: квадрат 3х3 или прямоугольник 3х5 вполне подойдут. При этом задачу можно усложнить: попросить назвать цифры не только в прямом, но и в обратном порядке, какие из них четные, а какие нечетные.
Для усиления эффективности таблиц их можно немного видоизменить. Так, допускается окрашивание части цифр в красный цвет, а другой части – в черный. Тогда задача школьнику будет меняться:
Таким образом, школьник будет играть, а не заниматься скучным делом. Можно использовать другие вариации таблиц, тогда ребенку будет легче приобщиться к регулярным занятиям на тренажерах.
Интерпретация результатов тестов с таблицами Шульте и их обработка
Чтобы вычислить эффективность работы с таблицами Шульте, используют следующую формулу:
Т1, т2, т3, т4, т5 – время обработки таблиц №1, №2, №3, №4 и №5 соответственно. Цифра 5 – количество обработанных таблиц. ЭР вычисляется с учетом возраста младшего школьника. Результат зависит от балла: чем он выше, тем результат лучше).
Возраст (года) | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
6 | 60-56 | 61-70 | 71-80 | 81-90 | От 91 |
7 | 55-51 | 56-65 | 66-75 | 76-85 | От 86 |
8 | 50-46 | 51-60 | 61-70 | 71-80 | От 81 |
9 | 46-41 | 46-55 | 56-65 | 66-75 | От 76 |
10 | 40-36 | 41-50 | 51-60 | 61-70 | От 71 |
11 | 35-31 | 36-45 | 46-55 | 56-65 | От 66 |
От 12 | 30-1 | 31-35 | 36-45 | 46-55 | От 56 |
Степень врабатываемости в процесс (то, насколько быстро ребенок включается в работу) вычисляют так:
Важно: для этого вычисления берется время, потраченное на вычисление именно первой таблицы. Результат определения Вр может быть выше единицы (младший школьник очень трудно вникает в процесс и долго в него включается) и меньше единицы (что говорит о высоком уровне Вр).
Не лишним будет определить показатель психической устойчивости, то есть способность школьника концентрироваться на конкретной задаче – ПУ:
Для расчётов берется время, потраченное именно на занятие с четвертой таблицей. Если показатель в результате меньше единицы, значит, школьник характеризуется сильной устойчивостью психики. Если он выше единицы, значит, ребенок плохо концентрируется на поставленных задачах.
Достоинством методики Шульте является простота теста и легкость обработки данных. Тем не менее, с помощью этого тренажера можно научить ребенка быстро читать и хорошо ориентироваться в информационном поле. Благодаря регулярным занятиям с таблицами Шульте у ребенка улучшается внимание, умение концентрироваться на определенном задании, улучшается память и мышление, развивается боковое зрение. Главное для взрослых – четко следовать методике проведения теста и правильно интерпретировать результаты. И помнить, что положение цифр на карточке нужно постоянно менять, ведь дети очень быстро запоминают их местоположение в таблице.
Таблица Шульте: методика поиска чисел для детей и взрослых
Наверняка на нашем сайте вы видели, что в основе тренажеров Викиум лежат научные разработки известных ученых. Одна из них — Таблицы Шульте. Что это такое? Почему они так важны для развития мозга? Мы расскажем!
Начнем, пожалуй, с определения. В таблице Шульте случайным образом располагаются буквы или цифры. Задача: как можно скорее отыскать эти значения в определенном порядке. Разумеется, на результаты влияет и скорость поиска, и количество правильных ответов. Наиболее часто встречаются таблицы квадратного вида, с пятью строками и столбцами. В числовом варианте размещается 25 цифр в случайном порядке. Задача человека, который работает с ней: за короткое время найти все числа от 1 до 25.
Немного истории
Как вообще появилась методика? Своим происхождением эта техника обязана немецкому психотерапевту Вальтеру Шульте. С 1962 по 1972 годы он практиковал как профессор в области психиатрии в Тюбингене. Изначально методика применялась в качестве психодиагностической пробы во время экспериментов по исследованию свойств человеческого внимания.
Эффективно ли решение Таблиц Шульте?
Через методику специалисты отслеживали работоспособность и скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда. Однако, после публикации данного метода, он приобрел популярность в более широких кругах психиатров и психотерапевтов. В ходе исследований была доказана высокая эффективность занятий для развития памяти, внимания, и интеллекта, в целом. При регулярном решении подобных задач, вне зависимости от возраста (заниматься может как школьник, так и взрослый), улучшается объемное внимание. Все дело в самой методике: когда символы воспринимаются сразу все вместе, а отыскиваются последовательно. Впоследствии их стали активно использовать во всевозможных курсах по развитию скорочтения и для расширения поля зрения, в целом.
В работах некоторых специалистов в области психиатрии и психологии внимание уделено и им. Состояние человека, который занимается поиском символов схоже с состоянием, которое достигается во время сеанса медитации. А подобные состояния позволяют не только “перезагрузить голову”. Они положительно сказываются на всех областях нашего мозга.
Часто можно встретить случаи, когда таблицы Шульте являлись частью курсов по НЛП. Но как связаны Нейролингвистическое Программирование и эти задачи? Сознание перестраивается. Оно переключается от критического и избирательного восприятия к некоему апатичному состоянию, тем самым повышая способность мозга решать последовательные логические задачи.
Как эффективно работать с таблицами Шульте?
Чтобы рассказать о том, как быстрее решать задачи, составленные по этой методике, мы подберем максимально часто встречающуюся таблицу с числами от 1 до 25. Итак, найдите такое изображение и распечатайте его. Что делать дальше? Прочитайте все числа от 1 до 25 беззвучно, про себя. Найдите центральную точку изображения, чтобы вам было видно каждое из чисел. Таким способом будет достигаться максимальная тренировка периферического зрения. Если это необходимо, отодвиньте от себя таблицу на такое расстояние, чтобы видеть все ее ячейки вам было максимально комфортно. Как правило, достаточно оказывается расстояния от 40 до 50 сантиметров.
Занимаясь по методике, в первую очередь, вы тренируете и развиваете свои зрительные навыки. Какие выводы из этого нужно сделать? Все просто. Не ориентируйтесь на показатели скорости. Уделите внимание тому, насколько качественно вы выполняете упражнение. А качественным выполнение можно назвать только в том случае, если движение ваших зрачков от угла до угла — минимально.
Да, в первые разы выполнять упражнение, постоянно контролируя движение своих глаз, и перенося фокус: сложно. Однако с каждым новым практическим занятием вам будет становиться проще.
Как часто нужно заниматься таблицами Шульте, чтобы развивать навыки?
В развитии навыков внимания, памяти, мышления, одним из главных составляющих является не только усердие, но и периодичность. Посвящать время выполнению упражнения необходимо регулярно. Оптимальной считается периодичность 3-4 раза в неделю по 15-20 минут. В таком режиме необходимо заниматься хотя бы 2-3 недели, пока навыки активно развиваются и закрепляются. Впоследствии количество упражнений можно сократить. Поддерживать полученные навыки и развивать их далее, тоже очень важно.
Еще один важный момент, который касается занятий: если вы почувствовали, что ваши глаза начинают очень сильно уставать, то обязательно сделайте перерыв в 20-30 минут. Такой эффект может наблюдаться у людей, чье периферическое зрение недостаточно развито. Однако, благодаря регулярным тренировкам, развить его оказывается достаточно просто.
Какие существуют таблицы Шульте?
Со временем, помимо каноничной версии, психологи создали еще массу вариантов. Например, ячейки раскрашивают в красно-черной гамме. В некоторых задачах содержится не только числовая информация, а комбинации чисел и букв. Современные таблицы Шульте нередко вообще оказываются без чисел и без букв, и вместо них пользователю предстоит искать предметы в определенном порядке.
Часть тренажеров на Викиум также была разработана, опираясь на эту методику.
Как освоить скорочтение с помощью таблиц Шульте
Что такое таблицы Шульте
Таблицы Шульте — это инструмент для тренировки периферического зрения, концентрации внимания и параллельного восприятия информации. Развитие этих навыков помогает освоить технику скорочтения.
В классическом виде таблица представляет собой квадратное поле 5х5 ячеек, в каждой из которых располагается число. Задача — концентрируя взгляд в центральной точке, как можно быстрее найти все значения в нужной последовательности.
Существуют многочисленные варианты таблиц для людей разного уровня натренированности. Их размер может быть от 3х3 до 16х16, а наполнение иногда включает дополнительные элементы. Кроме того, варьируется и количество параллельных последовательностей. Например, в таблицах Шульте-Платонова наряду с арабскими цифрами стоят римские. Методика Шульте-Горбова предполагает деление полей на черные и красные, а числа в них нужно искать не только по возрастанию, но и по убыванию.
Зачем нужны таблицы Шульте
Первые варианты таблицы изобрел немецкий психиатр Вальтер Шульте во второй половине XX века. Профессор создал их для психодиагностики. Методика помогает измерить устойчивость, эффективность и скорость включения в работу, определить способность концентрировать, распределять и переключать внимание, а также выявить наличие расстройств.
Сегодня таблицы Шульте и их различные модификации применяют для развития скорочтения и расширения поля зрения. Например, их советует в своих книгах по улучшению памяти и быстроте чтения психолог Тони Бьюзен. Преподаватель Экономического факультета МГУ Евгений Буянов пишет, что такие таблицы также используют в курсах по Нейролингвистическому программированию для достижения так называемого состояния высокой продуктивности.
Как пользоваться таблицами Шульте
Чтобы получить ощутимый эффект, работать с таблицами нужно регулярно. Начните с тренировок на десяти таблицах за раз и занимайтесь 3–4 дня в неделю. Если глаза устают, делайте перерывы по 20–30 минут. Вот как правильно пользоваться таблицами.
Польза и вред таблиц Шульте
Екатерина Бузань, консультант по скорочтению, утверждает, что таблицы Шульте расширяют поле зрения, улучшают концентрацию, развивают скорочтение, активизируют образное мышление. Также эксперт указывает, что работа с таблицами позволяет научиться подавлять артикуляцию, но это не всегда полезно.
Чтение без проговаривания подходит, когда вам нужно быстро понять большой объем текстовой информации и выделить из него главное. Но этот метод будет негативно влиять на восприятие художественной литературы и поэзии — с ним будет сложнее понять авторский стиль и чувства героев.
Таблица Шульте что это и как пользоваться
Знание мира невозможно без внимания. Любая деятельность сопровождается концентрацией и постоянным анализом состояния объекта, явлений, свойств. Один из самых популярных методов развития внимания, и это основа наших игр это таблицы Шульте. Есть много бумажных и онлайн-вариаций этой методики. Интересно, что этот тест настолько популярен, что его название уже читается как аббревиатура, а психиатра, который первым изобрел методику, почти не помнят.
Методология «Поиск чисел» или «Таблица Шульте» была первоначально разработана как психодиагностический тест для изучения свойств внимания немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте (1910 — 1972). С 1962 по 1972 год профессор Шульте работал в Тюбингене, где занимался исследованиями в области психопатологии и психотерапии.
Изначально образец был разработан в инженерной психологии, он использовался для оценки эффективности и скорости поисковых движений при наличии видения. Техника представляет собой таблицу или матрицу, состоящую из 25 ячеек (5 по вертикали и 5 по горизонтали). Каждая ячейка содержит случайное число от 1 до 25.
Задача состоит в том, чтобы найти числа в прямой последовательности от 1 до 25 или наоборот — от 25 до 1, как можно быстрее. Благодаря простоте тестов для определения свойств внимания, Стол Шульте стал целой процедурой со своими нормами и стандартами, появились модификации, такие как красный и черный стол Горбова-Шульте.
Этот метод можно использовать для младших школьников. Интересный эффект происходит от тренировок. Прежде всего, тренинг развивает произвольное внимание и фокус зрительного внимания, благодаря чему известный психолог мышления и развития памяти Тони Бузан неоднократно пишет об этой технике в своих книгах о скорочтении.
Для быстрого чтения методики таблица Шульте помогает одновременно удерживать фокус внимания на нескольких объектах. Как правило, внимание человека имеет более узкую направленность. Кроме того, ученые констатируют интересное состояние максимальной внутренней концентрации, которое очень похоже на медитативный транс или поток, после чего человек выполняет свои ежедневные рабочие задания гораздо эффективнее.
Проводились отдельные исследования по поводу увеличения коэффициента внимания и быстроты реакции в мыслительных действиях, благодаря тренировкам с таблицами Шульте, был показан очень хороший показатель зрительного восприятия как у взрослых, так и у детей. Это очень хорошее упражнение для тренировки устойчивости внимания, расширения угла зрения, улучшения техники чтения.
Для прохождения таблиц Шульте существуют отдельные стандарты: например, взрослый заполняет одну таблицу за 30–50 секунд, чаще — за 40–42 секунды. Обычно заполнение 5-7 занимает примерно одно и то же время.
Что такое Шульте и как оно устроено
Шульте- это быстрый анализ игрового поля с использованием центров принятия решений, кратковременной памяти, внимания и концентрации. Игрок, скользящий глазами по набору чисел, должен быстро определить закономерности и серии возрастающих чисел. Каждый из процессов имеет свое специфическое содержание, однако только единство восприятия обеспечивает высокую производительность, адекватную оценку реальности. Человек внимателен не только когда слушает, но и слышит, не только смотрит, но и видит истинную природу вещей. Шульте поможет укрепить интеллект, держать ум и внимание в тонусе.
правила
Игровое поле состоит из нескольких ячеек. Есть цифры, расположенные хаотично. Игрок должен построить последовательный ряд чисел в возрастающем значении как можно скорее.
Правила использования методики
1.Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы охватывать всю таблицу целиком.
2.Время занятий нужно выбирать так, чтобы не переутомляться.
3.Перечислять цифры требуется беззвучным счётом в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска ). Время работы с одной таблицей должно быть около 20 сек.
4.При поиске цифр разрешается фиксация глаз в центре листа. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от листа до глаз как при чтении любой книги.
5.При работе следует помнить, что тренировка здесь не главное. Главное — расширить поле зрения. Скачать вы можете и здесь
Что это дает Шульте
Фитнес для мозга лучше всего делать в игровой форме. Игра Шульте доступно для вас в любое время, в рамках регулярных тренировок или в каталоге психологического триана. Внимание и мышление являются динамическими характеристиками. Без познания, нагрузок невозможно эффективно развить свой потенциал. Направляя свое внимание на игровое поле Шульте, вы запускаете концентрацию, глубину и направление исследования. Профессиональная деятельность, склонности и склонности человека могут привести к необходимости выполнения лечебных упражнений или развивающих упражнений, чтобы восстановить или улучшить способность к внимательному обучению. Регулярные тренировки на психологическом симуляторе Шульте приводят к повышению ясности, видимости контента, скорости мышления.
Метод Шульте. Тренируем внимание и концентрацию за 10 минут в день
Сразу отмечу, что по-началу будет не просто. Но если заниматься регулярно, то результат не заставит себя ждать. «Прокачку» внимания рекомендуют выполнять в комплексе с методом Патрика Келли, но если очень хочется немедленно приступить к тренировкам, то можно начать с таблиц Шульте, в процессе добавляя метод Келли. Метод Шульте можно сравнить с подготовкой спортсменов к соревнованиям: Когда у спортсмена хорошая физическая форма, но он хочет «проработать» отдельные мышцы своего тела.
«Этот интеллектуальный тренажер перевернет ваше представление обо всех аналогичных методиках, поскольку за счет особой активации внимания позволит овладеть способностью увеличивать коэффициент вашего интеллекта, в считанные секунды извлекать всю нужную информацию из глубин памяти, быстро и правильно принимать решения.»
— Антон Могучий, автор.
В результате вы сможете:
• в любой момент за считанные секунды многократно усиливать интеллектуальный потенциал, привлекая скрытые резервы своего мозга;
• активировать память и извлекать из нее всю необходимую информацию здесь и сейчас;
• быстро выбирать из миллиона возможных единственно правильное решение!
Обычно, внимание описывают при помощи следующих характеристик:
— Интенсивность внимания – способность человека на протяжении длительного времени произвольно сохранять внимание на том или ином объекте.
— Объем внимания – количество объектов, которые человек одновременно может охватить с достаточной ясностью.
— Концентрация внимания (сосредоточенность) – сознательное выделение определенного объекта и направление на него внимания.
— Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.
— Переключаемость внимания – способность внимания быстро «выключаться» из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.
— Устойчивость внимания – продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте.
— Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Как работать с тренажером?
Ниже представлена таблица из определенного количества клеток, в которых в произвольном порядке расположены цифры. Задача состоит в том, чтобы, фиксируя взгляд в центральной части таблицы, боковым зрением отыскать все цифры в порядке возрастания (убывания).
Разместите таблицу перед глазами на удобном расстоянии, убедитесь, что вас ничто не отвлекает. Найдите взглядом центральный квадрат. Представьте, что в самой его середине располагается точка и зафиксируйте на ней взгляд. Не отводя взгляда с центра таблицы постарайтесь отыскать цифру 1, затем цифру 2, и так по порядку. Не забудьте включить секундомер перед выполнением упражнения. После того, как вы нашли последнюю цифру в таблице, выключите секундомер и запишите результат. Переходите к следующей таблице. Как только пройдете 4 таблицы, сделайте перерыв в 20 секунд. Пройдите оставшиеся таблицы
Как долго нужно тренироваться для получения первых результатов?
Если вы проводите две тренировки в день, первые результаты можно ощутить уже через 5 дней. После этого нужно сделать перерыв, чтобы мозг адаптировался к новому режиму работы. Далее нужно проводить 1 тренировку в 2-3 дня для поддержания работоспособности внимания.
Делитесь в комментариях вашими результатами, мне важно понимать, что моя аудитория развивается вместе со мной.
Баяны
182K постов 12K подписчика
Правила сообщества
Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.
«• в любой момент за считанные секунды многократно усиливать интеллектуальный потенциал, привлекая скрытые резервы своего мозга «
Но почему тег «слабоумие и отвага», как будто эта тренировка опасна до безумия?))))
Самые популярные заблуждения о нашем мозге
Вы уверены, что все ваши убеждения на счет мозга верны? А хотите проверить? Тогда я собрал для вас 12 мифов о мозге, а также 5 способов его прокачать и сохранить молодым и острым.
Для тех, кто не хочет смотреть видео (а зря, получилось интересно), то ниже текстом.
Когда вам в последний раз кто-то, например, врач, напоминал о необходимости хорошо заботиться о своем мозге? Вероятно, никогда, если не считать совета надевать шлем во время езды на велосипеде. И все же, с точки зрения здоровья, это, пожалуй, самая важная часть вашего тела, это именно тот орган, который управляет вообще всем.
Как сказал американский нейрохирург Санджай Гупту: “Да, ваше сердце бьется, но именно ваш мозг в конечном счете заставляет его работать и фактически определяет качество вашей жизни.» Без нормально работающего мозга вы даже решения внятные принимать не сможете. А с ним будете иметь не только здоровое тело, нормальный вес, сердце там и так далее, но и чувство уверенности, более прочное финансовое положение, благодаря разумным решениям, здоровые отношения и вообще в жизни будет больше любви и счастья.
Миф № 1: Мозг остается полной загадкой
Американский биолог Э. О. Уилсон, прозванный “наследником Дарвина”, однажды написал, что “человеческий мозг является самым сложным объектом, известным во Вселенной”. Ну в целом-то да. Мы как-то часто склонны забывать, что вот этот двухкилограммовый кусок жира и белка, который мы бережно носим в нашей голове, породил каждую мысль, чувство, воспоминание, действие и опыт в истории человечества, включая те, которые мы используем для его описания. Т.е. мозг фактически осознает сам себя и может сам себя же изучать. Это, безусловно, придает этому органу какое-то мистическое качество. Однако это не делает его невозможным для познания.
На самом деле, мы сейчас знаем гораздо больше о структуре и функциях мозга, чем многие, возможно, считают. Конечно, нам еще многому предстоит научиться, но исследователи сейчас добились достаточно больших успехов в понимании мозга. Мы прекрасно знаем о связях между различными его частями и их отношении к тому, как мы думаем, двигаемся и чувствуем. Мы сейчас можем анатомически идентифицировать области мозга, ответственные за депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство или зависимости. Также мы хорошо знаем, как лучше реабилитировать мозг после определенной травмы или инсульта. И со временем это понимание будет только глубже. Таким образом, да, правда в том, что мозг более загадочен, чем другие органы, но это давно уже не полная тайна.
Миф № 2: Пожилые люди обречены забывать все подряд
Конечно, это факт, что некоторые наши когнитивные способности с возрастом снижаются, “особенно если вы не тренируете постоянно свои маленькие серые клеточки”. Но также верно и то, что другие наши навыки с возрастом только улучшаются.
Например, с одной стороны, чем мы моложе, тем легче нам овладеть новым языком, с другой же стороны, чем мы старше, тем легче нам использовать словарный запас. Точно так же, чем вы старше, тем, вероятно, легче вам будет контролировать свои эмоции или справляться со стрессом.
Вообще строго говоря, мы не знаем, снижается ли наш IQ с возрастом, потому что тесты слишком неоднозначны, чтобы бы поставить какую-то однозначную точку в этом вопросе. Тем не менее, мы абсолютно уверены, что интеллект в целом однозначно увеличивается, особенно, если правильно на него воздействовать. В общем, во многих отношениях наш мозг, на самом деле, моложе в старости.
Миф № 4: Пожилые люди не могут научиться чему-то новому
Согласно новейшим исследованиям, нейрогенез, то есть создание новых нейронов в мозге и их интеграция в нейронные цепи, может происходить у людей даже в глубокой старости. А это, особенно в сочетании с тем фактом, что пожилые люди не обречены забывать вещи, означает, что обучение может происходить в любом возрасте, особенно когда вы занимаетесь познавательно стимулирующими видами деятельности, такими как знакомство с новыми людьми или пробуете новые хобби. Конечно, некоторые вещи, такие как изучение второго языка, например, могут занять гораздо больше времени для пожилого человека, но “дольше” не означает “невозможно” или “более низкого качества». Даже люди с Альцгеймером, как было доказано, способны узнавать что-то новое. Так что никогда не говори “никогда”.
Миф № 5: Вы должны овладеть одним языком, прежде чем изучать другой
Ни одно научное исследование никогда не показывало, что мозг детей запрограммирован на изучение только одного языка. Даже наоборот, многие исследования показали, что дети, которые изучают два языка одновременно, в значительной степени проходят ровно через то же, что и дети, которые изучают сначала первый язык, а затем второй. Не совсем, конечно, ясно, прогрессируют ли те, кто изучает одновременно несколько языков с той же скоростью, что и те, кто только один, но еще раз “дольше” не означает “невозможно” или “хуже”. Наоборот, конкретно в этом случае, это даже лучше, потому что такие дети лучше понимают общую структуру и семантику языка. Да и третий потом будет выучить гораздо легче, чем другим детям второй.
Миф № 6: Человек, который тренирует память, никогда ничего не забывает
Каким бы сложным не был наш мозг все же не стоит забывать, что это всего лишь еще один орган в нашем теле, поэтому большинство правил, применимые к другим органам, применимы и к нему. Одно из них, и возможно самое важное, “используй или потеряешь”. Т.е., например, независимо от того, насколько усердно и самоотверженно мы занимались спортом в свои 20 лет, у нас не будет никаких шансов иметь хорошее и здоровое тело в 60, если мы не будем все время поддерживать себя в форме. То же самое относится и к нашей памяти. Если мы не будем постоянно тренировать ее, то станем забывчивыми. Потому что нейроны включаются только тогда, когда для этого есть потребность. В противном случае они отключаются и разрывают цепочку.
Миф № 7: Мы используем только 10% нашего мозга
Это, пожалуй, самый распространенный миф о мозге из всех. Сейчас, конечно, многие знают, что это не так, но тем не менее, люди все еще так считают. Этот миф возник в 1920 годах из-за неправильной трактовки заявления гарвардского психолога Уильяма Джеймса, о том, что люди реализуют лишь часть своего умственного потенциала. Но есть большая разница между тем, чтобы не полностью раскрыть свой умственный потенциал и не использовать 90 % своего мозга. Правда в том, что наш мозг использует почти все свои 86 миллиардов нейронов, поэтому практически любой тип повреждения мозга является для нас опасным и способен увеличить риск развития деменции у взрослого человека. Даже банальное сотрясение. Понятно, что от одного удара головой вы не станете резко глупым, но если вы будете часто это практиковать, то вскоре почувствуете, что хуже думаете или говорите. Поэтому тем, кто занимается контактными видами спорта, такими как бокс, нужно быть аккуратнее и желательно, конечно, использовать шлем.
Миф № 8: Мужской и женский мозг и интеллект различен
Мужской и женский мозг действительно различается в некоторых аспектах, в первую очередь по размеру: в среднем у мужчин мозг на 8-13% больше, чем у женщин. Но это не означает, что мужчины умнее женщин или обладают лучшими когнитивными способностями. Так же это не означает, что мужчины биологически лучше разбираются в математике и естественных науках.
Вообще ученые только начали глубоко изучать различия между мозгом мужчин и женщин, и до сегодняшнего момента обнаружили всего несколько гендерных различий в восприятии и рассуждениях и ни одно из них не заслуживает особого внимания.
Однако они также обнаружили, что по какой-то причине в пожилом возрасте у женщин больше шансов заболеть болезнью Альцгеймера, чем у мужчин. Эта может быть связано с гормональными изменениями во время беременности, поскольку ранее было доказано, что количество беременностей является одним из факторов риска развития болезни Альцгеймера. Но даже это разница в настоящее время считается спекулятивной.
Миф № 9: Разгадывание кроссворда может сберечь от похода к врачу
В этом мифе есть доля, но только доля, правды. Например, исследование от 2019 года, проведенное Медицинской школой Университета Эксетера и Королевским колледжем Лондона, подтвердило, что чем чаще участники решали головоломки, тем лучше они выполняли задания на внимание, мышление и память.
Так что да, когда дело доходит до здоровья мозга, есть смысл разгадывать кроссворды. Однако имейте в виду, что они воздействуют только на часть нашего мозга, а именно на его способность находить нужные слова в нужном контексте. Что само по себе неплохо, потому что помимо прочего это способствует красноречию, потому что вспомните как часто мы хотим выразить какую-то мысль, а нужные слова просто не приходят нам в голову, хотя мы их точно знаем.
Это к слову, что нужно развивать активный словарный запас, потому что человек может быть очень начитанным и его пассивный словарный запас может достигать десятков тысяч слов, но он их не использует, поэтому активный будет варьироваться в отметке 3-4 тысячи. И человек будет выглядеть косноязычным. Потому что у него есть минимальный запас слов, а остальное заархивировано где-то на подкорке. И просто так в разговоре эти слова не вытащить. Поэтому нужно просто практиковать говорение. Берете генератор случайных слов и начинаете по минуте-две-три что-то рассказывать, используя это слово.
Но вернемся к нашему мифу. Если вы действительно хотите сохранить свой мозг активным в более общем смысле, то лучше сочетать головоломки с другими видами деятельности. Но об этом мы еще отдельно поговорим, а пока давайте разберемся еще с тремя мифами.
Миф № 10: У нас доминирует либо левое, либо правое полушарие мозга
Скорее всего каждому, ну хоть один человек, но говорил, что вы либо “правополушарный”, либо “левополушарный”. Вот эти все ярлыки. Что если вы технарь, то любите логику и концентрируетесь на деталях и тогда у вас доминирует левое полушарие. А если вы творческий, артистичный, чуткий, эмоциональный, то значит правое. Все просто.
Миф № 11: У человека есть только пять органов чувств
У людей есть пять основных чувств: зрение, обоняние, вкус, осязание и слух. Однако это только базовый набор. На самом деле у нас есть еще как минимум шесть других органов чувств, которые дают нам больше информации об окружающем мире. Но поскольку они менее известны, чем пять только что упомянутых, у нас на самом деле нет для них простых названий, только сложные латинские, поэтому буду описывать как есть:
1. Ощущение ориентации в пространстве, т.е. где находятся части нашего тела и что они делают.
2. Чувство равновесия, расположенное во внутреннем ухе (именно поэтому проблемы с вашим внутренним ухом могут вызвать головокружение).
4. Ощущение температуры.
5. Ощущение течения времени.
6. Ощущение внутренних потребностей, таких как голод, жажда, потребность помыться.
Миф № 12: Клетки мозга запрограммированы и любое их повреждение необратимо
И вот из всех 12 мифов этот можно выделить как самый вредный, самый опасный, и разрушительных. И основан он на идее, что мы рождаемся с конечным числом нейронов на всю жизнь, и что все они с рождения запрограммированы под определенные задачи и незаменимы. Т.е. погибнув мы навсегда ухудшим нашу способность в чем-то.
Как ученые обнаружили в ходе десятилетий исследований, хотя это и правда, что когда мы запоминаем новую информацию наш мозг в размере не увеличивается. По крайней мере после половой зрелости, но это увеличивает сложность наших нейронных сетей и при правильном подходе даже общее количество нейронов.
В любом случае, наш мозг остается пластичным на протяжении всей жизни и может перестроиться в ответ на любой наш опыт. Например, слепые люди слышат лучше других, потому что части их мозга, которые обычно обрабатывают зрение, естественным образом адаптируются к обработке звука. Точно так же, обучаясь игре на скрипке или посещая уроки танцев, мы не просто добавляем новый навык в свой репертуар, но и активно поощряем части нашего мозга перестраиваться и функционировать лучше – в данном случае те, которые отвечают за мелкую моторику.
И это, к сожалению, у нас получается намного лучше. Нам проще разрушать себя алкоголем и поощрять негативные мысли, которые все больше и больше нас засасывают и мозг прекрасно к этому адаптируется. Человек формирует, например, негативный шаблон реакции на какое-то событие, да, на успех другого человека, своего коллеги. И мозг записывает, что успех – плохо, сидим где сидели. Но это отдельная тема, если интересно, почитайте Джона Кехо «Подсознание может все».
Ну а теперь давайте рассмотрим пять столпов здорового мозга!
Таблетка № 1: Движение
Таблетка № 2: Постоянно узнавайте новое
Есть исследование, которое провели в 2014 году в Техасским университетом в Далласе, которое показало, что мозг укрепляется каждый раз, когда ему приходится изучать новый язык или игру, или когда он сталкивается с новым хобби. Т.е. да, даже игра может положительно повлиять на его ресурс. Но все это до определенного момента, пока мы не научимся и для нас это перестанет быть трудным. Т.е. когда мы двадцатый час играем в одну игру, то это едва ли уже будет что-то стимулировать. Если только это не n-back, например.
Но более того, исследование также показало, что даже выполнение чего–то обычного, но каким-то нестандартным способом, например, использование вашей недоминирующей руки для чистки зубов, может иметь ощутимый положительный эффект.
Таблетка № 3: Отдыхайте
Давно доказано, что плохой сон приводит к нарушению памяти, а хронический стресс к нарушению способности учиться и адаптироваться к новым ситуациям. И наоборот, хороший восстанавливающий сон и снижающее стресс занятие в течение дня могут обеспечить здоровый острый ум.
Что касается вашего сна, здесь все как обычно: избегайте пересыпа и старайтесь придерживаться определенного графика, там легли в 11, встали в 7. Просыпаться лучше утром и даже в выходные, потому что так вы будете держать свой организм в тонусе. Понимаю, что если не все, то многое зависит от работы и образа жизни и мы не всегда властны над своим режимом сна, но если у вас есть возможность, то лучше не разделять сильно время, когда вы встаете в будни и в выходные. Потому что если вы пять дней просыпаетесь в шесть, а два дня в 12 дня, то организм будет постоянно находится в таком своеобразном джет лаге и у него никаких шансов на адаптацию к такому режиму не будет. А вы будете чувствовать себя разбитым и в будни, и в выходные. Поэтому попробуйте уменьшить разницу хотя бы до часа.
Также будет отлично, если вы поставите на будильник какую-то спокойную мелодию, а не будете просыпаться по сигналу воздушной тревоги вскакивая и с бешеным биением сердца. Найдите что-нибудь, что будет постепенно выводить вас из сна.
Что еще у нас есть? Постарайтесь спать в полной темноте и держать спальню тихой и прохладной. Также попробуйте медитацию, волонтерство, юмор и выражение благодарности другим людям.
В общем, подводя итог, только хорошо отдохнувший мозг является здоровым мозгом.
Таблетка № 4: Питание
Несмотря на то, что связь между диетой и здоровьем мозга все еще не доказана, есть много аргументов из-за которых можно верить, что потребление определенных продуктов (например, рыбы, цельного зерна, оливкового масла первого отжима, орехов и семян, волокнистых цельных фруктов и овощей) и при одновременном ограничении в некоторых других продуктах (с высоким содержанием сахара, насыщенных жиров и трансжирных кислот) может помочь избежать ухудшения памяти и защитить мозг от болезней, а также максимизировать его производительность.
Дальше давайте посмотрим на несколько советов, которые в своей книге описал Санджай Гупта, как руководство к правильному питанию. Также похожие советы мы можем услышать от большинства диетологов.
И дело не только в том, что сахар откладывается в наших боках. Он также оказывает пагубное воздействие на ваш мозг. В США проводилось исследования, в котором выяснили, что средний американец потребляет 163 грамма рафинированного сахара, что примерно в восемь раз больше рекомендуемой нормы потребления. В России вроде всего в четыре раза больше нормы, но все равно это много.
Поэтому насколько это возможно, исключите сахар из своего рациона, особенно обработанный.
2. Пейте много воды.
Мы часто путаем голод с жаждой. Превратите фразу “пейте вместо того, чтобы есть” в личную мантру. Вы также можете выпить чай или кофе, но простая вода, безусловно, лучший вариант. *Алкоголь не считается.
3. Добавьте больше жирных кислот омега-3 из пищевых источников.
Жирная рыба, особенно лосось, скумбрия и сардины. Все это является прекрасным источником омега-3 кислот. Также есть говядина, баранина или оленина. Растительные источники омега-3 включают льняное семя, орехи, семена и масла растительного происхождения.
4. Уменьшите порции.
У японцев есть поговорка: hara hachi bu. Это означает “Перестаньте есть, когда вы наедитесь на 80 %”. И к этому стоит прислушаться, мы едим слишком много; гораздо больше, чем нам на самом деле нужно. Мы едим до момента, пока нам плохо не станет. Пробуйте заканчивать есть, когда чувствуете, что вы еще чуть-чуть голодны и «еще вот этот бутербродик я, пожалуй, съем».
5. Планируйте заранее.
Другими словами, старайтесь не попадать в ситуации, когда вы чувствуете голод и приходится спасаться фастфудом. Если вы дойдете до состояния голода, вы сметете все, что вам на глаза попадется. Печенье, будерброды, курочка из КФС, все давайте сюда. Так что планируйте свое питание заранее.
Таблетка № 5: Социализируйтесь
Наверное, не каждый с этим согласится, но большинство из нас втайне верят, что между нами и счастьем стоят деньги и то, что они приносят. В этом, конечно, есть правда, особенно, если копнуть поглубже, но также существует гораздо лучший показатель долгой и счастливой жизни, чем деньги, социальный класс, IQ или даже гены. И это – близкие отношения. Кажется, что ничто так не защищает человека от жизненных невзгод и не помогает отсрочить умственный и физический упадок, как семья и друзья.
Неоднократно было показано, что наличие активной социальной жизни может улучшить пластичность нашего мозга и помочь нам сохранить наши когнитивные способности.
Да и помимо этого, человек вообще социальное животное, поэтому иметь здоровые отношения с другими людьми это то, что делает наш счастливыми и заполняет любые пробелы в нашем существовании.
Возможно я не рассказал что-то критически нового, но уверен, что вы подчерпнули что-то, что позволит вам вести более здоровую жизнь. Двигайтесь, узнавайте новое, отдыхайте, питайтесь правильно и социализируйтесь.