Технологическая карта что такое корень слова 3 класс
Технологическая карта урока «Корень слова»( 3 класс)
Урок 41
КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов,
для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные
и согласные в корне однокоренных слов
Постановка и решение учебных задач
Планируемые
результаты
(предметные)
Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;
умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор
Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения
совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Основное содержание темы, понятия
и термины
Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова
Учебник, рабочая тетрадь
о рганизационная структура (сценарий) урока
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Что такое корень слова?» (3 класс)
МБОУ Ново-Украинская ООШ №14
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК «Школа России»
На тему: Что такое корень слова?
Учитель начальных классов:
Бондарь Ольга Владимировна
Технологическая карта урока русского языка
Тема занятия: Что такое корень слова?
Цель: Уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах.
Направленные на достижение личностных результатов :
Развивать мотивы учебной деятельности;
Формировать личностный смысл учения;
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Владеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации, обобщения.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Владеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка, и правилах речевого этикета.
Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, пенал.
Технологическая карта урока
на данном этапе занятия)
Организационный момент ( метод мотивации )
Настраивает класс на работу, проверяет готовность к уроку. Организует запись в тетрадях с доски.
-Начнем урок русского языка, сегодня нам предстоит открыть новый закон и усвоить новые знания.
— Проверьте свою готовность к уроку.
— Откройте тетради спешите с доски.
Слушают учителя, проверяют готовность к уроку (учебник, тетрадь, пенал).
Записывают в тетрадях с доски:
Самоопределение к деятельности ( метод наблюдения )
Рыбак, рыба, рыбачить.
— Как называются такие слова?
— Что у них общего? Как называется общая часть родственных слов?
— Как пишутся корни в однокоренных словах?
— Подберите однокоренные слова с таким же корнем.
— Сформулируйте тему урока.
— Где нам в жизни пригодятся полученные знания?
Рыбак, рыба, рыбачить.
— Это однокоренные слова.
Рыбалка, рыбный, рыболов.
-Формулируют: Сегодня на уроке нужно узнать, что такое корень.
— При написании писем, сообщений.
Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения познавательных задач.
Регулятивные: способность принимать и сохранять цель учебной деятельности;
Работа по теме урока
— Работа по учебнику (метод наблюдения, метод объяснения, метод иллюстраций)
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень –
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот ещё посадки рядом,
С ним садовник идет.
Гулять в саду словесном.
— О чем идет речь в этом стихотворении?
— Послушайте небольшую шутку.
Родня ли гусеница гусю?
— Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
— А я ваша тётка – гусеница.
— Есть ли в этом рассказе «родственники»?
— А вы согласны с Петей? Почему?
Откройте учебник на с. 74 упр.130
— Найдите в тексте однокоренные слова.
— Докажите, что они однокоренные.
— Чем похожи эти слова?
— Как называется общая часть?
— Объясните лексическое значение каждого слова.
— Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните в корне непроверяемую орфограмму.
— Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли выполнено задание по эталону.
— Давайте выполним упр. 131 на с. 74
— Найдите однокоренные слова.
— Докажите, что они однокоренные.
— Чем похожи эти слова?
— Объясните лексическое значение каждого слова.
— Какая часть содержит лексическое значение всех однокоренных слов?
— Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.
— Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга по эталону.
— Посмотрите на экран и послушайте сведения о языке.
— Приведите примеры однокоренных слов.
— Прочитайте правило в учебнике.
— Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
Отвечают на вопросы учителя.
— Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.
-Гусь, гусыня, гусята – это родственные слова, потому что имеют одинаковое лексическое значение (птица) и корень. А гусеница – имеет корень такой же, но другое лексическое значение. (насекомое)
Находят слова: осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.
— Дима: Эти слова имеют общую часть и значение.
— Объясняют, используя толковый словарь С.И. Ожегова:
Осиновый, осинки, осины – от слова осина – лиственное дерево.
Осинник – осиновый лес.
Подосиновик – съедобный трубчатый гриб с красно-желтой шляпкой.
— Читают: 1.В тишине глубокой лес густой стоит. (И. Никитин) 2.Мы вышли в светлый березовый лесок. (Г. Скребницкий) 3. Лесные владенья лесник бережёт – листка не сорвет и зверька не спугнет. (Л. Яхнин) 4.Долину окружали лесистые горы.
Находят слова: Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.
Маша: Имеют общую часть и значение.
— Объясняют, используя толковый словарь С.И. Ожегова:
Лес, лесок, лесные – от слова лес – множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами.
Лесник – лесной сторож.
Лесистые – заросшие лесом.
— Слушают: Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог;
Коммуникативные : излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Познавательные: построение рассуждений, на основе известных понятий;
Познавательные: использование справочного источника;
Регулятивные: взаимооценка, контроль;
Познавательные: логические действия анализа, сравнения, доказательства, обобщения.
Познавательные: использование справочного источника;
Познавательные: построения рассуждений на основе известных понятий;
Регулятивные: взаимоконтроль, взаимооценка;
Познавательные: овладение базовыми предметными понятиями;
Вот мы руки развели,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Личностные: формирование доброжелательности, ценность здоровья.
Закрепление изученного материала (метод наблюдения, сравнения)
Откройте учебник на с. 75 упр. 132
— Прочитайте слова. В какие группы можно объединить слова.
— Найдите однокоренные слова. Запишите их группами.
— Давайте вместе проверим, правильно ли вы выполнили задание. (по эталону)
— Докажите, что это однокоренные слова.
— Следующее задание выполним устно, внимание на экран. Задание: прочитай, соотнеси слово и его лексическое значение.
Маша: в этом предложении слова можно объединить в группы с одинаковым корнем.
— Находят однокоренные слова, распределяют их по группам, выполняют задание письменно в тетради:
Познавательные: логические действия анализа, сравне6ния, обобщения;
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Познавательные: логические действия анализа, сравне6ния, обобщения;
— Доказывают: Эти слова однокоренные, потому что имеют одинаковый корень, с одним и тем же значением.
— А сейчас немножко поиграем. Игра называется «Узнай, кто это»
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова. Выделите в словах корень.
-Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке?
— Кто хлопочет с поварешкой, варит вкусный суп с картошкой?
— Кто на ранней зорьке встал, плугом поле распахал?
— Кто пасет овец и коз там, где луг травой зарос?
— Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?
— Оцените свою работу на уроке. Рядом с каждым выполненным заданием поставьте значок:
Не очень понравилось
-Отгадывают загадки, записывают в тетради отгадки, подбирают к ним однокоренные слова, выделяют в словах корень.
Регулятивные: освоение форм личностной рефлексии (оценка).
Подведение итогов урока (метод беседа )
— Что такое корень слова?
— Назовите признаки однокоренных слов.
Один корень. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Коммуникативные: умение вступать в диалог.
Домашнее задание ( метод объяснения )
Записать однокоренные слова: вариант 1 – с корнем
-мор- (море), вариант 2 –гор- (гора).
По желанию на стр.42 в рабочей тетради упражнения 102.
Слушают, записывают домашнее задание.
Тема урока: Что такое корень?
Данный урок относится к разделу «Состав слова», является первым в теме «Корень слова. Что такое корень?».
Цель урока, как конечный результат: Уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах.
Направленные на достижение личностных результатов :
Развивать мотивы учебной деятельности;
Формировать личностный смысл учения;
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
Уметь планировать, контролировать, и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Владеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка, и правилах речевого этикета.
Личностные УУД формировались на 2-м и 4-м этапах урока, использовались методы, приемы – наблюдения, совместное выполнение физических упражнений.
Регулятивные УУД формировались на 2-м, 3-м, 5-м и6-м этапах, использовались методы – наблюдения, сравнения, беседа, объяснения, иллюстраций.
Познавательные УУД формировались на 2-м, 3-м и5-м этапах, использовались методы – наблюдения, беседа, сравнение, объяснение, иллюстраций.
Коммуникативные УУД формировались на 2-м, 3-м и 7-м этапах, использовались методы – наблюдения, беседа, объяснения, иллюстраций.
Я считаю, что данный урок цели достиг. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся класса. План урока выполнен полностью. Данный урок достиг образовательных, воспитательных, развивающих задач, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2012. — 151 с. : ил. Стр. 28-30
О.В. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакина, В.Г. Горецкого («Школа России»). Класс 3, стр. 105-108
Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России). (стр. 74-75).
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс, часть 2, стр.41-42
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-183556
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технологическая карта по русскому языку на тему :»Корень слова»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Руководитель практики Учитель начальных классов
«___» ________________ 20 ___ г. «___» ______________ 20 ___ г.
Технологическая карта урока по русскому языку
студентка Ш-32 группы
Дата проведения урока: 20.10.2020.
Предмет : русский язык
Тема урока: «Корень слова»
Цель: создание условий для систематизации знаний о корне как части слов а и о признаках однокоренных слов.
· Образовательная: закреплять полученные ранее знания об однокоренных словах и тренировать умение применять их на практике.
· Развивающая: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание.
· Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
Формирование универсальных учебных действий:
· формировать устойчивые учебные мотивы, интерес к изучению русского языка через открытие новых знаний;
· развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем, учащимися.
· уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ;
· оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
· уметь отвечать на вопросы учителя и учащихся.
· слышать, слушать и понимать речь учителя, одноклассников;
· осознанно строить речевое высказывание
· использовать речь для регуляции своих действий.
Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Витальевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.
-Записывают число, классная работа.
Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии
Значит, мы сегодня с вами будем что-то…
— Да, с повторения мы начнём новый раздел. Давайте откроем учебники на с. 73 и познакомимся с ним.
— Что нам уже хорошо знакомо из состава слова? Что уже умеем?
— А теперь переносимся на с. 74 и посмотрим, с этой ли темы нам предлагает начать учебник.
-Итак, тема нашего урока …?
Мы будем отвечать на вопросы:
— Что такое корень слова?
— Что такое однокоренные слова?
— Как найти в слове корень?
— Ребят, а зачем нам так подробно работать с корнем слова? Может и не надо вовсе уметь подбирать однокоренные слова?
Да, и это всё только начало. Впереди нас ждут ещё разные фокусы с корнями, например, чередование в них гласных и согласных звуков (снег-снежок, ухо-уши, беру-забираю…)
Открывают учебники, читают название раздела.
Определяют тему урока и ставят задачи.
Именно в корнях слов находятся орфограммы – безударный гласный звук и парный по звонкости-глухости согласный. Для их правильного написания надо уметь подбирать однокоренные слова.
Выявление места и причины затруднения в пробном действии
-Ребята, прочитаем текст. (строфы читают разные ученики, текст выведен на экран).
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово,
Слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
-. Найдите в тексте однокоренные слова и выделите в них корень.
— Проверьте себя по образцу на доске. Слайд 3
— С каким словом связаны все эти слова? Какой корень выделили?
— Вам понятен смысл слова «сад»?
— Что такое корень слова?
— Что такое однокоренные слова?
— Давайте посмотрим правила в учебнике на с. 74.( дети читают про себя, потом проговаривают в слух)
— Мы всё правильно вспомнили?
Находят слова, выделяют корни.
На конце слова «сад» надо проверить «д».
— Корень слова – это главная часть слова, в которой заключен его смысл.
— Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
Читают правила, сравнивают с ответами.
Построение проекта выхода из затруднения
— Теперь запишите, пожалуйста, в тетрадях число, классная работа и слово «лесник». Найдите в нём корень. Как это сделать?
Запишите к нему ещё 2-3 однокоренных слова.(лесовод, лесопилка, лес, лесной)
— Чтобы найти в слове корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Реализация построенного проекта входа из затруднения
— У вас уже открыт учебник на стр.74, прочитайте про себя № 130 (потом один ученик читает задание в слух)
-Найдите однокоренные слова. Как вы их определили? Объясните лексическое значение каждого из этих слов.
-Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните в корне нерповеряемую орфограмму.
(После выполнения проводится проверка)
Читают про себя, и знакомятся с заданием и приступают к выполнению.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Откройте учебник на с. 75 упр. 132
— Прочитайте слова. В какие группы можно объединить слова.
— Найдите однокоренные слова. Запишите их группами
— Давайте вместе проверим, правильно ли вы выполнили задание. (по эталону)
— Докажите, что это однокоренные слова
— Вы должны были заметить, что в этом задании вам нужно выполнить фонетический( или звукобуквенный) разбор слова БЕЛЫЙ
Читают задание, отвечают на вопросы.
К доске выходит ученик, и выполняет разбор.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Сейчас вы выполните самостоятельную работу на карточках.
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
( После выполнения работ 5 человек подносят на проверку, с остальными проводится устная проверка)
Выполняют работу. Проводят проверку по эталону. Дают оценку своей деятельности
Включение в систему знаний и повторений
— Какую тему мы обсуждали на нашем уроке?
— Мы ответили на все поставленные вопросы?
— Может ли быть слово без корня?
— А если трудно подобрать однокоренные слова, то куда можно обратиться?
— Можно обратиться к словарю однокоренных слов в конце учебника. Стр. 149.
Смотрят упражнение, обсуждают задание.
Для оценки своей деятельности на уроке используем цветные карандаши.
Зеленый – я все понял и доволен своей работой
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Технологическая карта по русскому, 3 класс, УМК «Школа России», тема: «Корень слова».
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока по русскому языку на тему «Части речи. Повторение» (4 класс)
Презентация по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Пунктуационное оформление предложений с прямой и несобственно-прямой речью»
Конспект урока русского языка в 7 классе «Причастный оборот.Выделение причастного оборота запятыми»
Презентация к уроку русского языка
Конспект урока по русскому языку на тему «Слово. Состав слова» (4 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему «Главные члены предложения» (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов
Памятка по русскому языку «Работа над ошибками»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5357190 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.