Текие дервишей в евпатории что это такое
Текие дервишей — загадочное место в Евпатории
В Крыму всегда так. Устав от скучного отдыха на пляже, отпускник достает карту и ищет на ней интересные места, причем именно те, что раскрывают загадочную историю народов, населяющих полуостров до прихода сюда Российской империи. Много объектов культурного наследия находится в западной части Республики Крым. Текие дервишей в Евпатории можно назвать одним из них. Оно увековечено на сотнях фото путешественников. Мусульманских мечетей в регионе полно, а монастырь XV века – один.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится исторический комплекс в Евпатории?
Текие (обитель магометанских послушников-дервишей) ждет гостей в историческом ядре курорта – там, где встречаются улицы Интернациональная и Караева. Старинное здание обнаруживается в паре минут ходьбы от Гезлевских ворот.
Монастырь дервишей на карте Крыма
История появления сооружения
Когда-то нищенствующие монахи мусульманской веры рассеялись по пустошам североафриканских и ближневосточных земель. С периода расширения одной из магометанских империй в Европу их обители оказались и в Крыму. В XV столетии западная часть османской Тавриды была заселена слабо – этим и воспользовались адепты османского «филиала» Суфийского ордена (одной из исламских конфессий). Странствующие колдуны, прорицатели и «крутящиеся» танцоры (кружение вводило их в состояние транса) приглядели себе песчаные пространства между солеными озерами и черноморским побережьем. Ныне это восточная половина исторической части Евпатории. Небольшой монастырь родился почти одновременно с крепостью Гезлев.
На данный момент он представляет собой историко-архитектурный ансамбль, состоящий из трех зданий:
Текие дервишей в Евпатории – единственное сохранившееся на полуострове культовое сооружение подобного предназначения. Простояв триста лет, в период антирелигиозных мероприятий в СССР (30-е гг. прошлого века) учреждение было закрыто. До 90-х гг. оно использовалось как материальная база флота. В это злое время здание наполовину разрушилось. Лишь десятилетие назад здесь провели кое-какой ремонт. И все же полноценные реставрационные работы на территории исторического заповедника все-таки не начались.
Читайте про Старый город Евпатории
Легенды про крымских дервишей
Местные дервиши (в переводе с персидского «дервиш» переводится как «нищий») своей идеологией бросали вызов лицемерию и роскоши османской и крымской знати, а также политикам Порты. Они проповедовали возвращение к первоначальной мусульманской общине – отрешению от богатств, роскоши, изнеженности и остальных земных благ.
«Картина мира» суфиев была наполнена неким запрещенным мистицизмом (где время являлось линейным понятием, а любой властитель – «ничтожной песчинкой»), за который они часто подвергались гонениям. Сами дервиши верили, что созданный ими мир и есть нечто настоящее. Все остальное (материальные ценности, слава, пышные ритуалы, искусство, излишняя религиозность, сексуальные наслаждения, психологическая привязанность) по их понятиям считалось «убийцей реальности».
Говорят, в 15 веке один из крымских суфиев не побоялся читать философскую проповедь османскому наместнику в крымских землях. Однако за это он получил в народе еще большее уважение. На территории Османской империи народ трепетал перед провидцами в суфе (грубом шерстяном плаще). В современной Турции «крутящийся» танец дервишей до сих пор представляет собой часть местной культурной традиции.
Посещение Текие дервишей в г. Евпатория
Самая древняя часть песчаного крымского курорта – восточная Евпатория. Текие дервишей стоит в числе наиболее старинных зданий города. Оно бросается в глаза понятностью монументальных форм, простотой украшений внутренней части и фасадов (дервиши не терпели роскоши, отвлекающей от «первозданного общения с богом»).
План помещения с кельями – почти квадрат. Однако «второй этаж» плавно «уходит» в восьмигранник. Этот фрагмент венчает купол, имеющий 9,5 м в диаметре. Общая высота строения – 20 м (оно почти такое, как и семиэтажное здание). Интерьер обители содержит 1-этажные кельи послушников, обладающие сводчатой формой.
Темные помещения и земляной пол уводили дервиша из суетного мира «преступного комфорта», открывая ворота в «царство Аллаха». Каждая «полупещера» имела выход в общий зал, где братья встречались за общей трапезой. Самая большая ниша, возможно, принадлежала главе общины суфийских странников – их шейху. Здание и сейчас имеет навершие в виде плосковатого купола, кровля перекрыта обычной черепицей, характерной для суфийских монастырей.
Несколько позднее в Евпатории к Текие дервишей пристроили крохотную мечеть. Один чиновник – эфенди Шукурал – дал ей свое имя. О культовом сооружении сегодня говорят лишь стены и фрагментарно разрушившийся минарет (пространство у восточной стены).
Медресе, появившееся несколько раньше, также может «похвастать» довольно скромными интерьерами. После реставрации здесь открылся Музей крымско-татарской культуры. Работает он с 10 часов утра. Понедельник тут считается выходным днем.
Как добраться (доехать) до монастыря?
Доехать до Текие дервишей в Евпатории можно как на общественном транспорте, так и на личном, арендованном. Выбрав первый вариант, от Автовокзала нужно ехать на маршрутке №6, которая ходит каждые 10 минут – выходить следует на остановке «УкрСоцБанк». Пешим ходом или на машине добраться также несложно – расстояние в пути составит всего 2 км, двигаться нужно по ул. Интернациональная в восточном направлении до пересечения с ул. Караева.
Туристу на заметку
На территории этой достопримечательности Евпатории для туристов иногда устраиваются ритуальные пляски-кружение. Артисты, одетые в большие белые юбки дервишей и войлочные колпаки в форме конуса, медленно вращаются на одном месте. Руки их сложены на груди – как у реальных дервишей-послушников. Так адепты турецкого суфизма (ордена Мевлеви, возникшего в центральной части Малой Азии) кланялись своему шейху и благодарили соратников всех народов и времен. Говоря буквально, они таким вот образом перемещались через время и пространство. В целом же посетить это место однозначно стоит – здесь можно зарядиться позитивными эмоциями на весь день. В завершении смотрите небольшое видео о монастыре, подготовленное телеканалом «Евпатория ТВ».
Текие дервишей в Евпатории
Автобус | № 6 и 8 до остановки «Улица Караева» |
Автострада | До пересечения ул. Караева и Интернациональная |
Маршрутное такси | № 17 до остановки «Улица Караева» |
Пешком | По ул. Караева, Интернациональная или Поворотная |
Текие дервишей в Евпатории — уникальный для Крыма монастырь дервишей, памятник исламского зодчества XV–XVIII веков. В комплекс входят здания мечети Шукурла-эфенди, текие (кельи) и медресе (учебное заведение). Монастырь перестал существовать после присоединения Крыма к России в конце XVIII века и с тех пор так и не возродился вновь. В начале 2000-х в бывшей обители сделали небольшой ремонт. Теперь она открыта для туристов.
Турки-османы пришли на территорию Евпатории в XV столетии, основав здесь крепость Гезлев. Именно с этого периода в городе стали появляться дервиши.
Письменных упоминаний о текие дервишей в Евпатории почти не сохранилось. Точные даты постройки и имя архитектора не установлены. Исследователи полагают, что возведение монашеских келий началось в конце XV века. Медресе, где новички постигали тайны суфийской мудрости, построили в XVI–XVII веках, а мечеть Шукурла-эфенди (Джума-Джами) с 27-метровым минаретом — в XVIII веке.
В 1783 году Крым был присоединен к России. Большая часть населения эмигрировала в Турцию, а дервишей вообще перестали пускать на полуостров. Мусульманские монастыри оказались заброшены. Но мечети и медресе продолжали работать вплоть то 1930-х годов, пока советская власть не устроила религиозные гонения.
До 1990-х годов в текие дервишей в Евпатории размещался склад военно-морского флота, а минарет использовался в качестве караульной вышки. Только благодаря этому комплекс религиозных сооружений не попал под снос.
Полноценную реставрацию полуразрушенного монастыря пока не проводили. Все, на что удалось найти деньги, — это косметический ремонт помещений, проведенный в начале 2000-х годов.
Экскурсии
Сегодня заглянуть в мусульманский монастырь в Евпатории разрешено абсолютно всем, вне зависимости от вероисповедания и пола. Правда, женщин при входе просят надеть на голову платок и прикрыть колени.
Как правило, экскурсии по текие дервишей в Крыму начинаются с самой обители. В центральной части квадратного здания находится зал для молитвенных собраний, окруженный 19 маленькими кельями. Затем посетителям показывают мечеть, а также здание медресе, на первом этаже которого сегодня базируется этнографический музей крымско-татарской культуры.
Обязательная остановка — дворовый фонтан, который когда-то был облицован мрамором. Согласно легендам, его вода обладала исцеляющими свойствами.
На южной стороне двора туристам показывают остатки кладбища, где раньше хоронили членов общины.
Расширенный вариант экскурсии по текие дервишей в Евпатории предполагает не только осмотр обители, но и возможность услышать живое исполнение суфийской музыки и посмотреть историческую реконструкцию древнего танца дервишей. Говорят, это едва ли не единственный шанс увидеть завораживающий танец странствующих монахов в России.
Исполняют танцы не настоящие дервиши, а профессиональные артисты, облаченные в белые одеяния. Но незабываемые впечатления все равно гарантированы. Во время выступления многие зрители ощущают прилив сил. И это совсем не удивительно, ведь главная цель танца дервишей — медитация, помогающая освободить дух от тяжести плоти.
В настоящее время официальный сайт у текие дервишей в Евпатории отсутствует. Всю необходимую информацию подскажет сайт культурно-этнографического центра «Малый Иерусалим».
Расписание экскурсий в текие дервишей на 2021 год: с 10:00 до 20:00. Новая группа стартует в начале каждого часа. По времени осмотр комплекса занимает около 30–40 минут. В графике возможны изменения. Рекомендуется уточнять актуальный режим работы экскурсоводов по телефону.
Посмотреть танец дервишей можно только при условии предварительной заявки.
Как добраться до текие дервишей в Евпатории
Точный адрес текие дервишей: улица Караева, 18 (на пересечении с улицей Интернациональная). Это всего в нескольких минутах ходьбы от знаменитых Гезлевских ворот.
Ближайшая к обители остановка общественного транспорта — «Улица Караева». Через нее следуют автобусы № 6 и 8, а также маршрутка № 17.
Дойти или доехать до нужного места можно по улицам Караева, Интернациональная или Поворотная.
Наиболее популярные сервисы такси в Евпатории: «Black Sea», «Евпатория24» и «Народное такси».
Монастырь дервишей на Яндекс-панораме:
Видео о текие дервишей в Крыму
Текие дервишей в Евпатории, Крым — что вам покажут на экскурсии
В Крыму нашли свое пристанище многие народности самых разных вероисповеданий. Здесь соседствовали христианство, ислам и язычество. В настоящее время на полуострове, на территории Евпатории находится последний в Европе мусульманский монастырь, в котором в давние времена находили приют странствующие и нищенствующие монахи — дервиши.
Кто такой дервиш и какую веру он исповедает?
Дервишами называли набожных монахов, которые исповедовали суфизм. Данное религиозное течение является своеобразным аналогом христианской аскеты. На сегодняшний день на нашей планете существует только несколько пристанищ дервишей. Текие дервишей в Евпатории (Крым) — единственное на всей территории бывшего СССР.
Известно, что на востоке дервиши пользовались особым уважением. Принято было считать, что эти люди являются практически святыми. Они странствовали по городам, несли с собой учение об истинном Боге, избавляя людей от предрассудков. Горожане прислушивались к мудрым словам дервишей, и нередко обращались к ним, когда была необходима помощь.
Странствующие монахи также выполняли роль врачевателей. Слово «дервиш» в переводе с персидского означает «нищий», однако нищими дервиши не являлись. Последователи софизма принимали щедрые подаяния от своих соплеменников, при этом сами никогда милостыню не просили. Прежде чем взять очередное подношение, странствующие монахи решали, достоин ли дающий человек такой чести.
Евпаторийские дервиши у входа в текие
Расположенный в Евпатории Текие дервишей принадлежал древнему ордену «Мевлеви». Члены этого ордена были известны, как крутящиеся дервиши. Такое название монахов возникло не случайно — дело в том, что их ритуальные обряды совершались под особую музыку, со специальными танцами и песнями. В процессе обряда монахи непрерывно вращались, приводя себя таким образом в религиозный экстаз.
Посмотреть, как красиво танцуют евпаторийские дервиши, вы можете в этом видео:
Строение монастырского комплекса
На сегодняшний день расположенный в Евпатории «Текие дервиш» представляет собой архитектурный комплекс, являющийся историческим памятником существовавшей с XV по XVIII столетие крымско-татарской культуре. Данный комплекс включает в себя саму обитель древних монахов — Текие, здание Медресе с расположившимися в нем этнографическим музеем и кофейней, а также мечеть Шукурула-Эфенди.
Все три здания, из которых состоит монастырский комплекс, выполнены в восточном стиле. Обители и кельи, в которых в свое время жили дервиши, очень хорошо сохранились по сей день. В настоящее время они стоят совершенно пустыми, в их стенах больше не слышно монашеских молитв и ритуальных песнопений. Кроме них, неплохо сохранилась медресе. А остатки мечети представляют собой наполовину разрушенный минарет, высота которого составляет 27 метров.
Возле остаток древних стен находятся надгробные плиты — все, что осталось от древнего кладбища, располагавшегося у Текие вплоть до 1933 года. От захоронений монахов почти ничего не осталось — это просто лужайка с зеленой травой. Однако она имеет одну особенность — на ней камнями выложены три небольших круга. Принято считать, что они являются мощными источниками энергии. Если стать в такой круг, можно почувствовать небывалый энергетический заряд, и даже исцелить тело. Здесь же находится древнейшее крымское захоронение мусульманского святого Отеш-деде.
Остатки надгробных плит
Для посетителей открыт этнографический музей, находящийся в здании медресе, в котором можно ознакомиться с историей и культурой крымских татар. Экспонаты музея — это посуда, одежда, ремесленные изделия, музыкальные инструменты и другие предметы быта древнего народа.
Комплекс «Текие дервиш» был в запустении долгое время. Как только в конце XVIII столетия Крым был присоединен к Российской империи, вертящиеся дервиши покинули свою обитель. В 1924 году прихожане уже не имели доступа к своей мечети. Только в 2000-х годах было начато восстановление мусульманской святыни.
Сегодня комплекс привлекает туристов из самых разных стран. Люди имеют возможность полюбоваться древними постройками и побывать на экскурсии и узнать интересные факты о дервишах. Они также могут своими глазами увидеть реконструкцию их традиционных религиозных обрядов, сопровождающихся вращениями под звуки загадочной музыки, звучавшей в стенах Текие столетия назад.
Чем именно привлекает туристов древняя святыня?
В восточной части Евпатории находятся наиболее значимые курортные достопримечательности. Что касается монастыря дервишей, то он является одной из древнейших городских построек. Лаконичность внутренней отделки, монументальность форм и строгость фасадов — это то, что привлекает туристов. Комплекс имеет имеет форму квадрата, а высота самого высокого его здания — 20 метров. Диаметр купола, вырастающего из шестигранного яруса, составляет целых 9,5 метров.
Кельи монахов дервишей
В первом ярусе расположены монашеские кельи. Пол в комплексе земляной, все помещения мрачные и темные — это помогало дервишам отрешиться от мирской суеты. Из келий, выполненных в виде полупещер, можно пройти в монашескую трапезную. По мнению исследователей, в наиболее просторной нише проживал шейх. Основные особенности Текие в Евпатории:
Мощные монастырские стены были возведены из плотного камня, позже кладку оштукатурили. Обстановка комплекса весьма спартанская, в ней нет росписи стен и традиционного михраба. Кельи монахов освещались через узкие бойницы. Небольшие круглые отверстия были и в сводах келий.
Османские чиновники, правящие в Крыму в разное время, пытались увековечить свои имена на полуострове. Эфенди Шукурал решил назвать примыкающую к Текие мечеть собственным именем. К сожалению, данное сооружение не сохранилось в своем первозданном виде. Внимания заслуживает медресе, в которой работает музей, посвященный крымско-татарской культуре.
Где находится исторический комплекс в Евпатории?
Текие (монастырь послушников-дервишей, последователей Магомета) ждет своих гостей в самом центре курортного города Евпатория – там, где пересекаются две улицы Интернациональная и ул. Караева. Объект размещается в нескольких сотнях метров от Гезлевских ворот.
На карте вы можете посмотреть, как добраться до здания от центрального автовокзала Евпатории.
Важная информация для туриста
На территории музейного комплекса Текие для посетителей иногда устраиваются народные танцы с вращением. Танцоры в длинных юбках формы солнца и высоких конусообразных колпаках медленно и завораживающе вращаются на одном месте в ритме танца.
Посетить достопримечательность стоит непременно – здесь можно получить положительные эмоции на весь оставшийся день. В завершение предлагаем посмотреть это видео о самом монастыре. Видео транслировалось на местном канале «Евпатория ТВ», посмотрите его и вы!
Текие дервишей в Евпатории
Крым — настоящий исторический перекресток, пристанище для многих народностей и вероисповеданий. В разное время здесь пересекались язычество, ислам и христианство. Текие дервишей в Евпатории — последний мусульманский монастырь, сохранившийся на территории Европы. Памятник относится к крымскотатарскому наследию и тесно связан с периодом позднего средневековья. Некогда на полуострове насчитывалось 22 Текие, но лишь один монастырь сохранился в первозданном виде.
Дервиши были магометанскими послушниками, строившими на юге Европы уединенные монастырские комплексы. Если вы хотите взглянуть на Текие дервишей в Евпатории, фото которого мы здесь разместили, отправляйтесь в исторический центр города. Комплекс расположился на Караева, 18 — на пересечении с Интернациональной улицей. От знаменитых Гезлевских ворот вам нужно прогуляться пешком около двух минут — заблудиться тяжело. GPS-координаты объекта: 45°11′57″N (45.199174), 33°22′50″E (33.380679).
История Текие дервишей
Дервиши были суфийскими странствующими монахами, которые разбрелись по ближневосточным и североафриканским пустошам. Смысл своего существования монахи видели в мистическом слиянии с Богом. Задолго до возведения Текие дервишей в Евпатории магометанская империя разрасталась, захватывая державы, расположенные на юге Европы. Запад Тавриды подчинялся османам, хотя и был заселен сравнительно слабо. Именно туда и явились представители Суфийского ордена, объединившего прорицателей, колдунов и «крутящихся» танцоров.
В былые времена историческая часть города представляла собой обширную песчаную территорию, зажатую между черноморским побережьем и солончаками. Крепость Гезлев и монастырь начали строиться практически одновременно. Сейчас обитель является историко-архитектурным ансамблем, включающим три сохранившиеся постройки:
Суфийские монахи регулярно собирались вместе, устраивали песни и пляски, целью которых было достижение божественного экстаза. Подобные вещи практиковались на обширном пространстве, раскинувшемся между Гангом и Гибралтаром. Постепенно начали появляться и Текие дервишей, хотя сами монахи большую часть жизни проводили в странствиях. Дел у приверженцев суфийской школы было много:
Суфийскую общину всегда возглавлял шейх — святой человек, сумевший духовно сблизиться с Богом. В обязанности шейха входило общее руководство общиной и организация духовного просветления послушников. Члены братства искоренили в своей среде алчность, стяжательство, рабское повиновение и слепую веру. На своих собраниях дервиши старались постичь истину путем размышлений и погружения в экстатический транс.
Письменных источников, рассказывающих о Текие дервишей в Евпатории, почти не сохранилось. Архитектор, дата постройки, история комплекса — все это покрыто мраком. Есть мнение, что возводить святыню странники начали в 15 столетии. Вплоть до 18 века здание обрастало многочисленными пристройками. Двадцатиметровое центрально-купольное сооружение стало центром, вокруг которого скапливались монашеские кельи.
Здание никто не трогал на протяжении трехсот лет. В 1930-е годы начались религиозные гонения, в ходе которых комплекс был закрыт для посещения обычными людьми. До распада СССР тут располагался военно-морской склад. Текие подверглось частичному разрушению, но в начале 2000-х был произведен косметический ремонт.
Что мы знаем о дервишах
Странствующие послушники обладали собственной идеологией и системой ценностей. Монахи призывали верующих к отказу от земных благ, изнеженности и чревоугодия. Властителей послушники считали ничтожными песчинками, поэтому страдали от преследований и были вынуждены часто менять города. У дервишей существовало понятие «убийцы реальности». К этой категории относились:
Монахи, строившие Текие дервишей в Евпатории, носили грубые шерстяные накидки — суфы. Отсюда и произошло название Суфийского ордена. Османский народ уважал странствующих провидцев и колдунов. Поговаривают, что в 15 столетии один из дервишей смело читал свои проповеди перед крымским наместником. До сих пор в культуре некоторых народов (турецкой, например) сохранился «крутящийся» танцевальный стиль, присущий средневековым послушникам.
Удивительный факт: представители Суфийского ордена продолжают свою деятельность и в наши дни. Один путешественник, побывавший в Крыму в 1913 году, отмечал крутящихся послушников как одну из местных достопримечательностей. Сейчас дервиши собираются в городке Коньи (Турция). Понаблюдать за мистическим таинством стремятся многие туристы, приезжающие в Коньи.
Чем святыня привлекает туристов
Восточная часть Евпатории издавна притягивает путешественников — здесь сосредоточены самые значимые курортные достопримечательности. Монастырь дервишей принадлежит к наиболее старинным городским постройкам. Сооружение завораживает туристов лаконичностью внутренней отделки, монументальностью форм и строгостью фасадов. Комплекс имеет квадратный план, а высота здания достигает 20 метров. Второй ярус становится шестигранным и постепенно «врастает» в купол, диаметр которого составляет 9,5 метров.
Одноместные сводчатые кельи локализуются на первом ярусе. Неведомый создатель комплекса сделал пол земляным, а помещения темными — это позволяло монахам отрешаться от мировой суеты. Кельи представляют собой полупещеры, из которых можно попасть в общий зал и монашескую трапезную. Исследователи предполагают, что самая просторная ниша некогда принадлежала шейху. Обратите внимание на следующие особенности Текие дервишей:
На возведение мощных монастырских стен пошел плотный камень, впоследствии кладка была оштукатурена. В спартанской обстановке отсутствуют росписи и традиционный михраб. Монашеские кельи освещены узкими бойницами. В сводах келий также пробиты миниатюрные круглые отверстия.
В разное время османские чиновники пытались увековечить себя в памяти людей Тавриды. Эфенди Шукурал назвал мечеть, примыкающую к Текие, своим именем. Однако культовое сооружение в первозданном виде не сохранилось. Обязательно загляните в медресе — духовную школу крымских дервишей. Сейчас здесь работает Музей крымско-татарской культуры, открывающийся в десять утра (выходной — понедельник).
Полезная информация
Если вы хотите посетить местный музей, учитывайте его график работы (10.00-18.00). Обеденный перерыв тоже есть: 13.00-14.00. Работники музея организуют экскурсии по Текие, стоимость которых составляет 80 рублей. За 150 рублей вы можете заказать «элитную» программу с музыкальным сопровождением. Также экскурсоводы демонстрируют видеоролик, позволяющий лучше проникнуться танцевальной культурой дервишей.
Добраться до объекта можно на автомобиле либо общественном транспорте. От Автовокзала Евпатории каждые 10 минут отходит шестая маршрутка (ехать нужно до остановки «УкрСоцБанк»). Если же вы собрались двигаться пешком, приготовьтесь покрыть двухкилометровую дистанцию. Идти нужно на восток по Интернациональной улице. На пересечении с Караева ваш путь будет завершен.