Траверс что это в машине
Что такое траверса и почему она так важна в автомобильном сервисе?
Сегодня компания «Автостар» предлагает совместно узнать, что такое траверса, какие бывают ее виды, как ее применяют в обслуживании автомобилей.
В зависимости от особенностей груза, который может поднять траверса, а это его геометрия, вес, технические характеристики, конструкция устройства может быть прямоугольной, треугольной формы, в форме буквы Т или Н. Также эти показатели влияют на материал изготовления: традиционно, траверсы выпускают из прочной закаленной стали, ведь оборудование предназначено выдерживать большие нагрузки. На поверхность траверсы обязательно наносится антикоррозийное покрытие, что значительно продлевает срок службы инструмента.
Траверсы бывают гидравлическими и канавными. Те, которые имеют в своем устройстве пневматический механизм, называются гидравличными и наиболее часто используются в автомобильных сервисах и мастерских. Поскольку этот механизм надежный и способный отвечать полностью за всю работу, то использование такого оборудования автоматически становится безопасным и надежным.
Канавные траверсы служат для более экстренных случаев, когда воспользоватся любым другим подъемником нет возможности. Также его устанавливают во время ремонтных и слесарных работ на четырехстоечный подъемник.
Зачем нужны автомобильные траверсы
В авторемонтных мастерских часто возникает потребность быстро приподнять или опустить машину. Существует множество операций, при которых возникает такая потребность. К ним, например, относятся:
Одна из главных причин, при которой возникает потребность быстро приподнять автомобиль – организация удобного доступа к узлам и механизмам машины, расположенным на днище автомобиля. При выполнении подъема автомобиля в автосервисе, кроме безопасности, одним из важнейших критериев, характеризующих эффективность оборудования, является скорость подъема. Чтобы быстро и безопасно выполнить подъем и максимально рационально распорядиться рабочим пространством, лучше всего подходит автомобильная траверса.
Траверса – специальное грузоподъемное оборудование, с помощью которого можно быстро выполнить подъем передней или задней части автомобиля. Это промежуточный элемент между машиной и подъемником. Траверсы для станций технического обслуживания автомобилей бывают трех основных типов:
Самым недорогим и доступным вариантом является пневматическое оборудование. Пневматические траверсы имеют невысокую стоимость, но при этом обладают хорошей функциональностью и практичностью. Это наиболее распространенная разновидность траверс. Чаще всего их применяют на смотровых ямах, а также совместно с четырехстоечными автомобильными подъемниками. Практика многих автосервисов показывает, что пневматические траверсы отлично справляются со всеми задачами, единственным «слабым» местом этого оборудования считается резиновая подушка, срок службы которой составляет порядка семи лет.
Гидравлические траверсы обладают большей функциональностью, грузоподъемностью и надежностью. В них предусмотрена возможность ручного накачивания помпы. Их основная сфера применения – смотровые ямы, ножничные и четырехстоечные подъемники. Срок эксплуатации гидравлических траверс может составлять порядка 10 лет. Они стоят дороже, чем их пневматические аналоги, но цена полностью окупается более разнообразным функционалом.
Пневмогидравлические траверсы сочетают в себе лучшие качества пневматического и гидравлического оборудования и благодаря этому обладают самыми широкими возможностями и богатым функционалом. Они имеют автоматический привод, характеризуются отличной надежностью, долговечностью и износоустойчивостью. Более высокая стоимость пневмогидравлических траверс является полностью оправданной платой за все их вышеперечисленные достоинства.
При выборе траверс для автосервиса следует также обратить внимание на такие их параметры, как масса, длина рабочего хода, минимальная и максимальная ширина колеи, а также максимальная ширина подпорок. Важными параметрами являются объем используемого масла (для гидравлических траверс) и рабочее давление воздуха (для пневматических траверс).
Chevrolet Traverse: обзор полноразмерного кроссовера
Внедорожники компании Chevrolet, которая входит в состав концерна General Motors, ценятся за дизайн, просторный салон, комфортную подвеску. Раньше это были модели Tahoe, TrailBlazer, K1500 Blazer, Equinox. В 2008 году модельный ряд пополнил полноразмерный кроссовер Chevrolet Traverse.
История Chevrolet Traverse
Автомобиль заменил в линейке сразу две модели – минивэн Uplander и джип TrailBlazer. Изначально производство велось в штате Теннеси, но с 2010 года Traverse выпускается в Мичигане.
Первое поколение модели без серьезных доработок выпускалось до 2017 года. В 2013 году разработали новую радиаторную решетку и переднюю панель, пересмотрели конструкцию задней двери, фонарей, модернизировали интерьер,
длину авто уменьшили на 3,3 см. Настоящие же изменения были произведены в 2017 году, когда в массовое производство поступило второе поколение Chevrolet Traverse.
Размеры/габариты кроссовера
Поколение
Длина
Колесная база
Ширина
Высота
I до 2013 года
1,77 м (после 2010 года увеличилась до 1,788 м)
I после рестайлинга в 2013 году
II поколение
1,796 м (для версии LT) и 1,799 м (для версии Premier)
Двигатель
Изначально Шевроле Траверс комплектовался бензиновым мотором LLT объемом 3,6 л. Его мощность составляет 281-288 лошадиных сил, а крутящий момент достигает 375 Н∙м. Конструкти
вно мотор представляет V-образную шестерку со средним расходом топлива до 12,5 л на 100 км в смешанном цикле. ДВС работает в паре с автоматической трансмиссией, передним либо полным приводом.
Второе поколение кроссовера Шевроле комплектуется уже другим ДВС. Под капотом силовой агрегат с маркировкой LFY. Мотор полностью соответствует экологическим нормативам ЕВРО-6. 3,6-литровый бензиновый двигатель мощностью 318 лошадиных сил работает в паре с 9-ступенчатой трансмиссией. По конструкции LLY схож с предшественником – LLT: та же V-образная шестерка, но уже большой мощности. Расход топлива в смешанном цикле около 10 л на 100 км.
Добиться таких показателей экономичности удалось в том числе за счет системы Start/Stop. Благодаря высокой мощности и трансмиссии с большим количеством передач Шевроле Траверс получился достаточно динамичным. Разгон до 100 км/ч занимает 7,6 сек., как у седанов среднего ценового сегмента.
ПРИМЕЧАНИЕ: для нового Chevrolet Traverse доступен и другой силовой агрегат – турбированный 2-литровый мотор на 259 лошадиных сил с крутящим моментом 400 Н∙м. Он также работает в паре с 9-ступенчатой АКПП. В Россию авто с таким ДВС официально не поставляется.
Дизайн и оптика
Каждый паркетник Шевроле разрабатывается в соответствии с фирменным стилем компании. Chevrolet Traverse не стал исключением. В дизайне просматривается крупная головная оптика, массивная радиаторная решетка, строгость кузовных линий.
Второе поколение модели выглядит более элегантно и гармонично благодаря оригинальным выштамповкам на боковых гранях, современной оптике, хромированной окантовке вокруг окон. Отличительные особенности:
Дизайн второго поколения кроссовера пришелся по вкусу автомобилистам, что подтверждает уровень продаж.
Американская компания уже успела презентовать рестайлинговую версию Chevrolet Traverse второго поколения, продажи которой стартуют в 2021 году. Авто обзавелось новой радиаторной решеткой, видоизмененными бамперами и колесными дисками, двумя люками на крыше. Отдельного внимания заслуживает светодиодная оптика, узкие фары с ДХО, которые прекрасно сочетаются с крупными блоками противотуманных фар. Сигналы поворотников здесь встроены непосредственно в сами ДХО. Задние фонари также светодиодные даже в базовой комплектации.
Багажный отсек
В зависимости от года выпуска, объем багажника Chevrolet Traverse 651 или 691 л. При сложенных задних сиденьях вместимость увеличивается до 2780 л. Плюс под полом багажника есть свободная ниша ещё на 90 л.
Примечательно, что в максимальной комплектации Premier дверь багажника можно открыть, сделав маховое движение ногой. Это удобно, когда вы возвращаетесь из магазина с пакетами в руках.
Салон
Если вы ездили на премиальных европейских автомобилях, сразу же поймёте, что салон Шевроле Траверс максимально похож на них по компоновке, качеству материалов, расположению приборов управления.
Не обошлось и без традиционных атрибутов, которые встречаются в американских авто. Стоит отметить удачное сочетание кожи и пластика, которое выглядит сдержанно и элегантно.
Салон Chevrolet Traverse дарит ощущения дорогого офиса – комфортного, просторного и практичного, но без излишка роскоши. Авто выпускается в 7- и 8-местной версиях. Особенности салона:
Безопасность
В авто установлены 7 подушек безопасности. Примечательна та, которая вмонтирована в боковую часть водительского сиденья. В случае срабатывания она отделяет друг от друга водителя и переднего пассажира.
Обзавелся Шевроле Траверс и большим количеством пассивных систем безопасности, которые помогают удерживать авто в полосе, предотвращают фронтальные столкновения, наезд на пешеходов, автоматически снижая скорость движения при обнаружении препятствий на дороге.
В качестве опций для Траверс предусмотрен контроль мертвых зон и автоматический парковщик. Головная оптика самостоятельно включает дальний свет в темное время суток, а при появлении встречной машины переключается на ближний.
Подвеска и привод
В Chevrolet Traverse спереди установлены стойки МакФерсон, пружины обратного хода и пассивные амортизаторы. Такая компоновка способствует улучшению поперечной устойчивости, правильному распределению веса при резких ускорениях и прохождении поворотов.
Сзади внедорожник комплектуется 5-рычажной независимой подвеской. Внутри каждой из основных пружин стоит вспомогательный механизм, который улучшает характеристики хода при полной загрузке авто. Для противодействия кренам установлен стабилизатор поперечной устойчивости.
Модель построена на платформе C1XX, комплектуется передним либо полным приводом. На российский рынок поставляется только полноприводный Шевроле Траверс.
Полный привод включается с помощью шайбы на центральной консоли. Доступны 3 режима: переднеприводный, полноприводный, оффроуд (крутящий момент передается преимущественно на задние колеса).
Шевроле Траверс: технические характеристики
Тип и объем мотора
Бензиновый V6 3.6 л
Мощность
Крутящий момент
360 Н∙м при 5,5 000 оборотов
Тип трансмиссии
Привод
Тип передней подвески
Тип задней подвески
Размеры
Колесная база
2,183 т (на сайте указано 2147)
Клиренс
18 см (на сайте указано 200 :D)
Разгон до 100 км/ч
Максимальная скорость
Расход топлива в смешанном цикле
Если вы хотите приобрести новый или подержанный Chevrolet Traverse, обращайтесь в автосалон «FAVORIT MOTORS». Мы с радостью проконсультируем вас, расскажем о преимуществах модели, организуем тест-драйв в удобное для вас время.
Наш главный плюс – предоставление технической информации о выбранной машине до реального осмотра! Забронируйте машину на нашем сайте, и в личном кабинете откроется подробная информация об авто.
Клиенты ценят нас за:
Много автомобиля мало не бывает? Тест-драйв Chevrolet Traverse.
При покупке семейного автомобиля для регулярной перевозки пяти пассажиров и большого количества вещей, можно выбрать микроавтобус или семиместный кроссовер. Оба сегмента в России среди частных автовладельцев развиты так себе. Семиместные версии кроссоверов заслуженно не пользуются большим спросом, так как редко используемые и некомфортные кресла крадут полезный объем багажника, а микроавтобусы чаще применяются в деловом формате, нежели семейном. Это одна из причин, по которым Chevrolet Traverse встречается на наших дорогах редко, хотя продажи идут уже год.
Вместе с тем, автомобиль интересный и в чем-то даже уникальный. Построен Traverse на платформе GM C1XX. Корнями она уходит во времена взаимодействия с брендами Opel и Saab, ранее принадлежавшими GM. Так, предшествующие платформы Theta/Lambda, Theta Epsilon и Theta Premium были созданы в немецком Рюссельхайме инженерами Opel и их коллегами из Saab, которые занимались внедрением в платформу системы полного привода.
Версия C1XX была разработана уже в Америке, но, разумеется, с использованием предыдущих наработок. Платформа подразумевает стальной несущий кузов, поперечно расположенный двигатель, независимые подвески всех колес, возможность передне- и полноприводной конфигурации, два варианта колесной базы, двух- или трехрядное размещение кресел. В США на этой базе полно машин (Chevrolet Blazer, GMC Acadia, Buick Enclave), у нас наиболее известен Cadillac ХТ5, построенный на короткобазной версии платформы.
Новый XT6, который в России покажут уже в феврале, также построен на С1ХХ.
Варианты двигателя в США — 4-цилиндровый двухлитровый турбомотор Ecotec и 6-цилиндровый V-образный атмосферник, оба, разумеется, бензиновые. На российском Traverse один двигатель, такой же, как на ХТ5 – современный легкосплавный мотор GM V6 объемом 3,6 литра, выдающий 360 Нм и 318 л.с. Двигатель с кодом LGX (это уже четвертое, основательное доработанное поколение GM High Feature V6 engine) агрегатирован с 9-ступенчатой автоматической коробкой передач GM-Ford 9T50. У двигателя — двухступенчатый масляный насос, система старт-стоп и возможность отключения двух цилиндров при небольших нагрузках.
Что касается других особенностей, подвески тут независимые, конструкция подразумевает крепление подрамников подвески на кузове через гидроопоры. Система полного привода включает 2 многодисковые электронно-управляемые муфты. Одна спереди в раздатке, вторая — на приводе заднего правого колеса. Соответственно, при активированном полноприводном режиме электроника может подключать полный привод при необходимости, а, если полный привод отключен, то обе муфты размыкаются и при этом карданный вал не вращается, что позволяет экономить топливо. Похожие решения применяются сегодня на многих автомобилях, в частности, на Jeep Compass или Audi с приводом Quattro Ultra.
Колесная база составляет 3071 мм при общей длине 5189 мм. Другими словами, Traverse по длине и колесной базе превосходит своего старшего брата — Chevrolet Tahoe, что довольно неожиданно.
Мы сразу углубились в технику, но давайте просто посмотрим на автомобиль. В темном цвете он выглядит посолиднее, почемоданистее, чем, например, в белом. Функциональная составляющая в дизайне все же превалирует над имиджевой. Подоконная линия довольно низкая, наклон крышки багажника небольшой. Максимум внутреннего объема! За обликом “внедорожника-кроссовера” скрывается прежде всего функциональный семейный автомобиль. И это одновременно его сильная и слабая стороны.
Слабость состоит в том, что внешне Traverse заметно проигрывает тому же Tahoe, который имеет монументальный агрессивный дизайн. Ну а сильная сторона — если вам нужен именно автомобиль с семи- или восьмиместным салоном, при этом не микроавтобус, то на российском рынке ничего симпатичнее и функциональнее Traverse вы не найдете. Но не будем забегать вперед.
Рядом с диодными ходовыми огнями располагаются линзы биксеноновых фар. На тестовой топовой версии свет автоматически переключается на дальний. Дверь багажника открывается без рук — просто взмахом ноги под бампером. Чтобы найти правильное место для взмаха, пришлось потратить какое-то время — зона срабатывания датчика смещена в сторону от центра. Но есть подсказка — проецируемый на асфальт логотип.
Большой плюс — встроенный полноценный квадрат фаркопа, как на Tahoe — достаточно просто снять пластмассовую заглушку на бампере.
Салон у Traverse — типично американский. Не такой роскошный, как у Cadillac, но носящий все черты современных автомобилей Chevrolet для американского рынка. Здесь внешне все не столь современно и стильно, как на гламурных европейских автомобилях, но более удобно и функционально. И пусть мягкий пластик — далеко не везде, а отделка кожей и вовсе — лишь в топе. Дешевые пластиковые кнопки — крупные, расположены очевидно, пользоваться ими очень удобно.
По традиции Chevrolet и Cadillac за выдвижным экраном передней панели прячется небольшой бардачок с USB-разъемом. Спереди есть 2 USB-разъема и беспроводная зарядка для смартфона стандарта Qi.
Посадка тут, может быть, не столь безупречно эргономичная, как на немецких кроссоверах, но вполне удобная. Руль регулируется по высоте и вылету при помощи электропривода. Обзорность нормальная — стойки весьма широкие, но зеркала крупные.
Вдобавок, тут есть просто гипер-полезная фишка — электронное салонное зеркало. Точно такое же, как на Cadillac ХТ5, оно в реальном времени транслирует HD-картинку с собственной камеры, снабженной омывателем. Система очень и очень удобная — такие зеркала должны быть на всех автомобилях!
Вместе с тем, привычного для семейных автомобилей дополнительного маленького панорамного зеркала тут нет, что не очень удобно. Вместо этого при выключении двигателя автомобиль предлагает посмотреть на заднее сиденье, и проверить, не забыли ли вы там кого.
К чему еще можно придраться? Приборная панель — не цифровая, а аналоговая, с достаточно мелкой оцифровкой спидометра, сами шкалы также могли бы быть покрупнее.
Есть нарекания к расположению джойстика выбора режима движения (4WD/2WD/Снег). Он расположен в не самом удобном месте – в слепой зоне между креслами.
Для того, чтобы им пользоваться, необходимо слегка выворачивать руку, особенно, если у вас небольшой рост и сиденье сильно придвинуто вперед. Впрочем, пользоваться этой крутилкой нужно нечасто. Есть электроприводы и у сидений, сами они скорее комфортные, нежели спортивные, но по-американски удобные.
Блок климата максимально удобный.
В списке оборудования есть система контроля за разметкой, система автоматического торможения, система старт-стоп. Чего здесь нет ни за какие деньги — автоматического режима работы стеклоочистителей и передних парктроников. Автоматический стеклоподъемник только у водителя, точнее, у пассажиров автоматика позволяет только опускать стекла, подъем требует удерживания клавиши.
Мультимедийное устройство тут новой для GM генерации. Несмотря на сохранение достаточно винтажного дизайна меню, оно обзавелось новым функционалом и хорошей скоростью работы.
Можно не только регулировать настройки климата, но и подключать устройства Apple или Android. Звучание мультимедийной системы с акустикой Bose — на четверку с минусом. Кнопки управления громкостью и выбором трека расположены на обратной стороне рулевого колеса. А вот за наличие системы активного шумоподавления уже в базе — заслуженная пятерка!
В целом салон производит очень хорошее впечатление что по дизайну, что по качеству. Тут просторно и светло. В наличии множество секций для вещей, в том числе, в дверных картах.
Сзади — отдельная зона климата, подогрев кресел, которые на тестовой машине имели “капитанский” формат (2 раздельных кресла). Конечно, так комфортнее, хотя “капитанские” кресла уже передних, и их можно раздельно передвигать и складывать, но все же менее практично для семейной эксплуатации, чем нормальное сиденье с еще одним местом посередине. Благо, тоннель из пола не торчит и места просто навалом.
Также сзади есть два разъема USB и розетка на 220 В, что, конечно, обязательно должно быть у любого семейного автомобиля. Все возможные устройства должны иметь возможность для подключения — и поездка пройдет в максимальном спокойствии.
В крыше тестовой машины — опциональный двойной люк, дефлекторы обдува даже на потолке, индивидуальные светильники.
Что касается 3 ряда, то здесь, очевидно, места поменьше, да и обзорность так себе. Но, так или иначе, третий ряд в Traverse трехместный, есть и некоторый запас для ног. Галерка складывается в ровный пол. Креплений Isofix на третьем ряду нет, но есть USB разъемы справа и слева, а также по два подстаканника с каждой стороны. Американцы молодцы — думают о пассажирах!
Багажник объемом больше 650 литров вместительный и глубокий. Я без проблем перевозил в салоне профили длиной 3,5 метра, а также стройматериалы для ремонта. Детский велосипед легко помещается что вдоль, что поперек. В семиместной конфигурации места в багажнике остается поменьше, но значительно больше, чем, например, в Ford Explorer.
Под полом багажника, помимо сложенных кресел — достаточно вместительный бардачок, в который легко влезает несколько канистр с незамерзайкой или просто крупной поклажи. Запаска расположена внизу под всем этим хозяйством, то есть доставать ее не слишком удобно — нужно снять органайзер, открутив четыре винта с пластиковыми барашками.
Что касается ездовых свойств, то здесь, конечно же, Traverse, созданный на несущем кузове и легковой платформе, ведет себя куда более цивилизованно, чем Tahoe. Конечно, не столь вышколено, как большие и премиальные европейские кроссоверы, но и стоит Traverse намного дешевле.
Во-первых, реакция на педали газа несколько резковата, и “затупить” ее комфортным режимом, которого здесь нет, не получится. Девятиступенчатый автомат быстр и отзывчив, в итоге, при нажатии на газ со старта немного не хватает плавности, особенно, если включен переднеприводный режим. Мотор — зверь, старт сопровождается свистом резины. А если частично отключить ESP (причем лампочка отключения «трекшена» выглядит так, как будто бы это загорелся индикатор TPMS), можно долго шлифовать. Поэтому эксплуатация в AWD-режиме, хотя и способствует большему расходу топлива, позволяет реализовывать крутящий момент более эффективно.
За достаточно резким стартом следует уверенный набор скорости. В Chevrolet заявляют о том, что автомобиль достигает сотни за 7,6 секунды. Не замерял, но похоже на правду. Разгоняется Traverse задорно, звук двигателя очень приятный. В отличие от того же Tahoe, здесь гораздо больше информативности на руле, но по сравнению с европейцами руль может показаться пустоватым. Вместе с тем, траекторная стабильность без нареканий.
В предельных виражах Traverse ведет себя правильно — сначала легкий снос, потом скольжение всех четырех колес. Но резкие маневры автомобиль не любит. При гипер-активной езде ощутимые кивки и крены, а также продольная раскачка. В крутых знакопеременных виражах начинаешь немножко вываливаться из кресла, и гнать на все деньги на Traverse не хочется. Тем более, что и тормоза здесь, хотя и вполне эффективны, но на спортивную езду не рассчитаны.
Этот автомобиль создан для длинных путешествия в комфорте и тишине. Да-да, тишине, потому что здесь есть система автоматического шумоподавления, позволяющая даже на высокой скорости разговаривать с пассажирами 3 ряда без каких-либо повышений голоса. Штатные 20-дюймовые колеса, несмотря на свой достаточно большой размер и 55 профиль, хорошо гасят все несовершенства дорожного полотна. При движении с постоянной скоростью два цилиндра отключается, что позволяет экономить топливо.
Есть эффективная система автоматического торможения, которая умело определяет определяет не только автомобили, но и пешеходов. До меня за 3000 км у автомобиля при городской эксплуатации средний расход составил 13.4 л на сотню, у меня получилось 17.6. Первая цифра, конечно, вполне реальна. В режиме частичной нагрузки с отключением двух цилиндров добиться расхода по трассе в 7.5-8 литров вполне реально.
Если говорить о внедорожных свойствах Traverse, то испытать их мне не удалось. Но стоит ли отправляться на нем куда-то дальше обычной грунтовки, где он, конечно же, проедет? Дорожный просвет здесь составляет 19 см, но под днищем торчит и бензобак, и выпуск, ниша запаски, у двигателя только пыльник… так что на бездорожье необходимо будет либо поставить защиту, либо все-таки стараться не подменять понятия и использовать автомобиль по назначению.
Подведем итог. Даже с учетом некоторых “культурных особенностей”, Traverse предлагает просторный и удобный салон, отличное оснащение, неплохую управляемость и отличную динамику, ресурсный мотор с небольшой степенью форсировки, надежную 9-ступенчатую автоматическую трансмиссию, систему полного привода, большой багажник. Просят за него от 3.1 миллиона рублей, тестовая машина — чуть менее 3.5 млн.
В принципе, за эти деньги можно купить уже и полноприводный микроавтобус, который при размещении семи пассажиров также обеспечит достаточное место и для поклажи. Даже с учетом того, что Traverse комфортнее и быстрее, это одна из причин, по которой он не бьет рекорды продаж (за 2019 год реализовано всего 248 авто).
Вообще, все семиместные кроссоверы продаются у нас так себе. Основной конкурент, Ford Explorer, уже покинул рынок. Остались VW Teramont, Mazda CX-9, Honda Pilot, Toyota Highlander, но и они, мягко говоря, не являются бестселлерами. Kia Sorento Prime и Hyundai Grand Santa Fe популярнее, но также заметно компактнее и теснее. И семиместная конфигурация не является определяющим фактором при их выборе. А если третий ряд не нужен вовсе, можно выбирать из широкого спектра моделей. Если при этом хочется именно американский автомобиль, то можно доплатить 500 тысяч рублей, и купить Tahoe — харизматичный, рамный, с мощным V8.
Другими словами, хотя в своей нише рынка Traverse, очевидно, претендует на лидерство, на его продажи это никак не влияет. А жаль, машинка то-отличная, просто не про нас.
Теперь вам слово, уважаемые друзья! Как вам Chevrolet Traverse? Купили бы себе, или предпочли бы что-то другое за эти деньги? Делитесь мнениями в комментариях!