Труй дорсай что это
Гордон Диксон «Дорсай!»
Дорсай!
Другие названия: The Genetic General; Генетический полководец; Прирождённый полководец
Роман, 1959 год; цикл «Чайльд»
Язык написания: английский
Перевод на русский: — К. Плешков (Дорсай!) ; 1998 г. — 3 изд.
Кровопролитные войны непрерывно сотрясают заселённые людьми миры. Мрачные фанатики — вквакеры огнём и мечом пытаются навязать остальному человечеству свою веру. Только один человек — гениальный полководец, сын Дорсая, — способен принести мир исстрадавшимся планетам.
Номинации на премии:
Самиздат и фэнзины:
В небольшом по объему романе из монументального цикла есть все, что положено для космооперы — звездные сражения между флотами, и даже планетами и группами миров, интриги и борьба за власть в галактическом масштабе. Представитель знаменитой династии со знаменитой планеты воинов, Донал Грим на страницах книги проходит путь от простого кадета
Но роман не есть гимн войне и наемничеству, хотя большая часть книги именно наемникам и посвящена. Прежде всего, книга об ответственности человека за судьбы мира, умении и решимости эту самую ответственность на себя взять, оставаясь при этом человеком. Пусть даже и со сверхчеловеческими возможностями.
Язык книги суховат, лишь ключевые сражения и сцены принятия решений, где главный герой раскрывается как личность и человек, описываются более подробно.
Но на протяжении всего повествования остается ощущение «присутствия», напряжение нарастает и не отпускает до конца. Достойная и сильная книга.
Дорогой Друг, безымянный кадет, только завершивший обучение в одной из многочисленных школ Дорсая!
Если ты только готовишься отправиться в свое первой путешествие по Галактике, то, может быть, эти небольшие заметки окажутся для тебя полезными.
Я знаю, ты ожидаешь, что человек, выйдя за пределы своего мира, стал хозяином Вселенной. Но это не так. Наша цивилизация, некогда объединенная стремлением покорить звезды, сейчас разобщена и расколота на сотни различных культур. Одни из них богаты, другие бедны, но все заражены завистью, алчностью и плетут интриги друг против друга. В сущности, люди разобщены больше, чем когда жили на Земле в разных странах.
И поэтому не жди от них уважения за то, что в совершенстве овладел искусством воина и видишь свою задачу в защите невинных и помощи пострадавшим. Для них ты — только презираемый, не достойный доверия наемник, готовый сражаться за плату на любой стороне, которая эту плату предложит. И неважно, что это богатые планеты изобрели рабскую систему Контрактов, чтобы держать в подчинении более бедные миры: для них ты – лишь маленькая деталь в огромном механизме политики.
Все зашло слишком далеко. Подошло к той черте, когда уже необходимо решить, куда же двигаться дальше. Но у каждой группы свои интересы, свой взгляд на жизнь. Одни желают навязать этот взгляд любыми средствами всем живущим, другие стремятся манипулировать тонко, вмешиваясь в генетику и развивая доселе неизвестные возможности человека. Но все говорит за то, что если Человечество продолжит идти по этому пути, то вскоре может оказаться на грани самоуничтожения, если только срочно не вмешаться в события. Но никто не готов взять на себя ответственность за не нелегкие решения и вести за собой Человечество к новой судьбе.
Я- Донал Грим с Дорсая, и я считаю, что готов взять эту ответственность на себя. Все говорит, что я не только готов к такой роли, но и сама судьба, причудливые волны вероятности, подталкивают меня к этому. Я прошел путь от обычного кадета с Дорсая до Покровителя Галактики. Я был командиром наемников, командовал звездными флотами и распутывал клубки интриг межзвездной политики, изучал человеческие культуры. И я ясно вижу в будущем цель и пути, которые ведут к этой цели.
Если ты, молодой кадет с Дорсая, готов разделить мои идеалы, не боишься тяжелой работы, то я, Донал Грин, человек, встретивший и принявший свою судьбу, жду тебя среди моих сторонников.
Чтобы мы все встретились вновь! Дорсай!
P.S. Я бы поставила эту книгу в один ряд с романами Карсака и Хайнлайна по масштабу замысла и очарованию героев, способных увлечь подростка, более мальчика, чем девочку, фантастическими мирами на всю оставшуюся жизнь.
Дорсай- это нечто. Такое «концентрированное» чувство долга, ответственности редко встретишь в фант-мире, а уж тем более в реальном. Возможность для дорсайцев воевать «по разные стороны баррикады» автором, в принципе, не рассматривается, хотя не исключается — они ведь наемники. Основная же идея этого рассказа — роль сильной личности в истории.
Мне показалось, что весь этот цикл посвящен одному — становлению человека, на первое место выходит мораль, не военные действия. Этический трактат под прикрытием фантастики. Рассуждения о личности и власти, о силе и её ответственности перед остальным миром — перед теми, кого призван защищать не в последнюю очередь.
ну не знаю. по моему буджолт намного лучше. что касается романа, то карьера раскрывается какими-то урывками, все время чего-то не хватает. да и вообще прихожу к мнению что к фантастике это можно отнести с натяжкой. в том смысле что даже способы ведения войны у диксона не изменились со времен древней греции. действительно архаично. но дочитать цикл до конца я все же попробую.
В целом было очень инересно смотреть как военный гений делает карьеру с низов до самых верхов. Но стиль автора — однозначно не мое, тяжело читать — как купаться в какойто вялой тине.
слОГ, 15 сентября 2007 г.
Для меня весь огромный цикл Буджолд хуже чем эта небольшой роман, по сути открывший и закрывший тему «прирожденного полководца». Жаль, что Диксон не сумел остановиться и потом не раз строил свои романы о Дорсае по одной и той же схеме. Но все начиналось именно с этой великолепной вещи.
Маленький гигант
Мои книги сродни лабораторным опытам. Я ищу что-нибудь новое в каждой из них.
Путь писателя
Канадец Гордон Руперт Диксон появился на свет 1 ноября 1923 года в Эдмонтоне (провинция Альберта), в семье инженера. Читать он научился еще в четырехлетнем возрасте и очень любил придумывать иные концовки книг. Интерес к литературе в семье всячески поощрялся — миссис Диксон была буквально помешана на английских легендах, передав свою страсть младшему отпрыску. А старший брат мальчика, Ловэтт, переехав в Англию, прославился там как автор биографических книг и издатель.
Беззаботное детство Гордона продолжалось недолго. Летом 1936 года его отец умер и, чтобы свести концы с концами, семья перебралась к родственникам в США, в Миннеаполис. 13-летнему парнишке быстро оформили новое гражданство — в историю фантастики он вошел уже как американский писатель.
Гордону не было еще и 16, когда он поступил в Университет штата с целью изучения любимой английской литературы. Но получить высшее образование сразу Диксон не успел — шла война, и Гордон пошел в армию. Он жаждал попасть на тихоокеанский фронт, но уже тогда сказался наследственный недуг, от которого Диксон страдал всю жизнь — астма. В итоге парня отправили в тыловые части — с 1943 по 1946 годы он служил на Западном побережье Штатов.
Очень ранний Диксон — пока в журналах.
Демобилизовавшись, Диксон вернулся в университет. Но научная карьера не сложилась — диссертацию защитить не удалось. Однако для Диксона открылась иная стезя, писательская. Он был членом Общества фэнтези Миннеаполиса, где познакомился с местными «светилами» — Клиффордом Саймаком и Полом Андерсоном. Именно Андерсон, ставший другом на всю жизнь, подтолкнул Горди к мысли попробовать себя в литературе. В 1950 году первый рассказ Диксона Trespass был опубликован в фэнзине Андерсона Fantastic Story Quarterly. Через пару месяцев совместный рассказ друзей The Friendly Man напечатал ведущий фантастический журнал Америки Astounding Science Fiction. Ободренный Диксон принялся строчить рассказы, приносящие ему стабильный, хоть и не слишком большой доход. А в 1956 году вышел первый роман «Пришельцы с Арктура». Но только через три года к Гордону пришел настоящий успех, когда из разряда «еще-один-автор» он превратился в корифея. Это произошло благодаря роману «Дорсай!», который для выпуска отдельной книгой был переименован издателями в «Прирожденного полководца».
Диксон (слева) на одном€из конвентов 1970-х годов.
Успех дорсайского цикла был для Диксона не единственным. Он сочинял качественную «идейную» космооперу, остроумную юмористическую фантастику, авантюрное фэнтези. Правда, большая часть творчества Диксона обычно не поднималось выше крепкого профессионального уровня — ему очень требовались деньги (он содержал больную мать, да и собственное здоровье не радовало).
В конце 1980-х болезнь Диксона обострилась настолько, что он практически не покидал своего дома в Ричфилде, пригороде Миннеаполиса, но продолжал писать. 31 января 2001 года Гордона Диксона не стало.
Избранная библиография: циклы | ||
|