Тскбм для чего нужен
Назначение системы ТСКБМ и ее составные части.
Система ТСКБМ предназначена для контроля и индикации уровня бодрствования машиниста по условной шкале, а также приведения в действие механизма экстренного торможения при снижении уровня бодрствования ниже некоторого критического.
Машинисту дается возможность до трех раз отодвинуть момент торможения, нажимая на рукоятку бдительности по свистку электропневматического клапана. Если машинист в течение этого времени повысит свой уровень бодрствования, то экстренного торможения не произойдет.
Критический уровень бодрствования не связан с потерей работоспособности. Из соображений безопасности и с учетом индивидуального разброса физиологических параметров машинистов критический уровень бодрствования зафиксирован вблизи границы работоспособного состояния. Это сделано на основе многолетних исследований, проводимых специалистами ВНИИЖТ.
В состав системы ТСКБМ входят:
* прибор ТСКБМ-Н – телеметрический датчик. Располагается на запястье машиниста;
* прибор ТСКБМ-П – приемник сигналов телеметрического датчика и устройство индикации. Располагается в кабине локомотива над локомотивным светофором или слева от локомотивного светофора;
* блок ТСКБМ-К – контроллер системы. Располагается в кабине локомотива, в месте, допускающим удобное включение и выключение системы.
Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 92 ; Нарушение авторских прав
Эксплуатация Телемеханической системы контроля бодрствования машиниста ТСКБМ
Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста ТСКБМ.
Система ТСКБМ предназначена для работы совместно с АЛСН (ДКСВ-М), КЛУБ (КЛУБ-У), БКБ. Система ТСКБМ обеспечивает непрерывный контроль работоспособности машиниста по параметрам электрического сопротивления кожи запястья и по его реакции на запросы подтверждения работоспособности. Если по параметрам сопротивления кожи определяется необходимость проверить работоспособность машиниста, ТСКБМ, в случае работы с АЛСН и БКБ, разрывает цепь подачи напряжения на электропневматический клапан (далее ЭПК). В случае работы с КЛУБ (КЛУБ-У), ТСКБМ передает сигнал о необходимости произвести проверку его работоспособности на эти устройства.
Машинист считается потерявшим работоспособность только в том случае, когда он не подтвердил работоспособность нажатием РБС и допустил экстренное торможение срывом электропневматического клапана.
2. Состав системы ТСКБМ
2.1. Система ТСКБМ состоит из носимой части и комплекта локомотивной аппаратуры:
2.1.1. Носимая часть системы ТСКБМ (прибор ТСКБМ-Н) располагается на запястье машиниста и предназначена для съема информации об относительном изменении электрического сопротивления кожи и передачи её по радиоканалу в цифровом виде в приемник ТСКБМ-П. ТСКБМ-Н может поставляться во взаимозаменяемых исполнениях:
– НКРМ.464213.006 (с ремешком).
– НКРМ.464213.028-01 (с ремешком).
2.1.2. Прибор ТСКБМ-П – приемник, предназначен для приема и первичной обработки информации, передаваемой по радиоканалу от ТСКБМ-Н и последующей передачи её в контроллер ТСКБМ-К.
– Приборы ТСКБМ-П, исполнений НКРМ.464333.001, НКРМ.464333.001-04, НКРМ.464333.001-07 имеют три встроенных индикатора: индикатор «ПРИЕМ» желтого свечения для индикации приема радиосигнала от ТСКБМ-Н, а также два индикатора: предварительная сигнализация желтого свечения; запрос подтверждения работоспособности красного свечения.
– Приборы ТСКБМ-П, исполнений НКРМ.464333.001-01, НКРМ.464333.001-03, НКРМ.464333.001-05, НКРМ.464333.001-06 имеют только индикатор «ПРИЕМ» желтого свечения.
– Прибор ТСКБМ-П НКРМ.464333.001-04 (унифицированный) имеет встроенные индикаторы и дополнительную функцию выдачи сигналов для двух внешних индикаторов с целью отображения следующей информации:
а) Включенное состояние ТСКБМ.
б) Индикация приема радиосигнала ТСКБМ-Н.
в) Предварительной сигнализации.
г) Запрос подтверждения работоспособности.
2.1.3 Блок ТСКБМ-К – контроллер системы ТСКБМ, предназначен для приема и обработки информации от приемника и рукоятки бдительности РБС, а также для выдачи управляющего воздействия на электропневматический клапан (при подключении к АЛСН, БКБ, ДКСВ-М) или выдачи сигнала о запросе работоспособности машиниста в устройство КЛУБ (КЛУБ-У). Номинальное напряжение электропитания блока ТСКБМ-К указано в паспорте на блок и на лицевой панели изделия.
Блок ТСКБМ-К является измерительным преобразователем в измерительном канале системы ТСКБМ.
2.1.4. Блок ТСКБМ-И – блок индикации, предназначен для визуального отображения на светодиодном индикаторе сигналов.
2.1.5. Блок ТСКБМ-А – предназначен для электрического и информационного согласования между линиями контроллер-приемник и внутренними линиями CAN BUS интерфейса системы ТСКБМ, маневровое исполнение.
2.1.6. Блок ТСКБМ-ИМН (НКРМ.468383.008) – блок индикации, предназначен для приема данных индикации по внутренней линии CAN BUS ТСКБМ маневрового исполнения и последующего отображения их на светодиодных индикаторах. Блок ТСКБМ-ИМН (НКРМ.468383.014) предназначен для приема сигналов управления индикацией от прибора ТСКБМ-П НКРМ.464333.001-04 и последующего отображения их на светодиодных индикаторах. Блоки ТСКБМ-ИМН обеих модификаций содержат 4 элемента индикации:
а) «Вкл. ТСКБМ» – желтого свечения.
б) «Радиоканал» – желтого свечения.
в) «Предварительная сигнализация» – желтого свечения.
г) «Нажать РБС» – красного свечения.
2.1.7 Блок ТСКБМ-ИД – блок индикации с одним элементом желтого свечения, показания которого идентичны индикатору «Предварительная сигнализация» ТСКБМ-ИМН. Блок ТСКБМ-ИД предназначен для установки в паре с блоком ТСКБМ-ИМН.
2.1.8. Все составные части системы ТСКБМ являются полностью заменяемыми на аналогичные и не требуют дополнительной настройки при установке их на локомотиве (МВПС). При необходимости каждая составная часть может быть заменена составной частью того же функционального назначения и исполнения с сохранением функциональной исправности системы ТСКБМ. Замена может быть осуществлена изделиями из состава переходного запаса или вышедшими из ремонта.
3. Порядок приемки системы ТСКБМ машинистом поезда
3.1 Перед приёмкой локомотива машинисту необходимо предъявить ТСКБМ-Н лицу, ответственному за предрейсовый контроль носимых частей ТСКБМ-Н, для проведения тестирования на устройстве проверки носимой части ПНЧ. Перед началом тестирования электроды ТСКБМ-Н должны быть очищены тампоном (салфеткой), смоченном в этиловом спирте и высушены.
3.2 Ответственный за предрейсовый контроль ТСКБМ-Н должен в присутствии машиниста проверить её работоспособность на устройстве проверки носимой части ПНЧ, поставить в маршрутном листе штамп о проверке ТСКБМ-Н и сделать запись в журнале учета проверки носимых частей ТСКБМ-Н.
3.3 После проверки носимая часть ТСКБМ-Н должна быть выключена.
3.4 В случае неработоспособности ТСКБМ-Н машинист должен потребовать у дежурного по депо резервную ТСКБМ-Н и также предъявить её для тестирования на устройстве проверки носимой части ТСКБМ. Факт выдачи машинисту резервной ТСКБМ-Н должен быть зафиксирован в Журнале выдачи носимых частей ТСКБМ-Н из подменного фонда на время поездки. Резервная ТСКБМ-Н выдается только на время поездки машиниста и должна быть возвращена дежурному по депо после её окончания с обязательной обработкой поверхности ТСКБМ-Н тампоном (салфеткой), смоченном в этиловом спирте.
3.5 При приёмке локомотива машинист должен убедиться в наличии в журнале технического состояния локомотива штампа-справки на право пользования ТСКБМ с подписью работника депо, подтверждающей факт проверки и исправности перечисленных устройств. Машинист также должен убедиться в наличии и целостности пломбы на разъёмах изделий системы ТСКБМ.
3.6 В случае исправного действия ТСКБМ машинист должен расписаться в журнале технического состояния поезда формы ТУ-152. В случае обнаружения недостатков, последние должны быть устранены работниками контрольного пункта предприятия приписки поезда, о чем в журнале формы ТУ-152 ими делается соответствующая запись.
3.7 Машинист, принявший локомотив, оборудованный ТСКБМ, должен:
3.7.1. Пользоваться системой ТСКБМ, руководствуясь настоящей инструкцией.
3.7.2. Обеспечивать сохранность аппаратуры ТСКБМ и пломб.
3.7.3. В случае возникновения неисправности ТСКБМ действовать в соответствии с требованиями настоящей инструкции и сделать об этом запись в журнале технического состояния локомотива
4 Порядок включения системы ТСКБМ
4.1 Для включения ТСКБМ необходимо:
4.1.1. Надеть ТСКБМ-Н на запястье руки (контактами датчика к внутренней стороне запястья).
4.1.2. Включить основное устройство безопасности.
4.1.3. Включение ТСКБМ-Н происходит автоматически, не более чем через 16 с поле контакта электродов датчика с кожным покровом. Включенное состояние прибора отображается светящимся индикатором включения на его корпусе.
4.1.4. Включить локомотивную аппаратуру ТСКБМ. При этом система ТСКБМ должна индицировать свое включение свечением индикаторного символа «Приём» на БИЛ-М и индикатора «Приём» на ТСКБМ-П (ТСКБМ-И, ТСКБМ-ИМН). Готовность ТСКБМ к работе наступает через 5 – 6 с после включения.
4.1.5. Если индикаторы «Приём» на ТСКБМ-П и блоке БИЛ-М не светятся, это означает, что ТСКБМ-Н не включена. Необходимо повторно включить ТСКБМ-Н и проконтролировать включение по свечению индикаторов «Приём» и светодиодного индикатора ТСКБМ-Н.
4.2 Совместное функционирование системы ТСКБМ и устройства КЛУБ-У.
4.2.1. При включенной ТСКБМ устройство КЛУБ-У работает только с однократными проверками бдительности машиниста. При выключенной ТСКБМ, устройство КЛУБ-У производит периодические проверки бдительности машиниста при всех показаниях локомотивного светофора
5. Пользование системой ТСКБМ
5.1 Во время движения и на стоянках поезда машинист должен находиться в работоспособном состоянии. При этом индикаторные символы «Предварительная сигнализация» и «Подтвердить работоспособность» на БИЛ-М (ТСКБМ-П, ТСКБМ-И, ТСКБМ-ИМН) выключены. Включены только индикаторный символ «Приём» на БИЛ-М и индикатор на ТСКБМ-П
(ТСКБМ-И, ТСКБМ-ИМН).
5.2 За 8 с до момента возможного появления запроса на подтверждение работоспособности в виде включения индикаторного символа «Подтвердить работоспособность» на БИЛ-М
(ТСКБМ-П, ТСКБМ-И, ТСКБМ-ИМН), включается индикаторный символ «Предварительная сигнализация». Тем самым обеспечивается предварительная световая сигнализация.
Во время предварительной световой сигнализации машинист может подтвердить её появление нажатием на РБС, при этом индикаторный символ «Предварительная сигнализация» должен погаснуть. Количество нажатий на РБС не ограничивается.
5.3 Если во время предварительной световой сигнализации машинист не нажал на РБС, а по физиологическим параметрам будет требоваться подтвердить работоспособность, система ТСКБМ выдаст запрос на подтверждение работоспособности в виде включения на БИЛ-М (ТСКБМ-П, ТСКБМ-И, ТСКБМ-ИМН) индикаторного символа «Подтвердить работоспособность» красного цвета с одновременным свистком ЭПК.
5.4 Для предотвращения экстренного торможения машинист должен, в течение не более 5 с от начала звучания свистка, нажать РБС. При этом должен погаснуть мигающий индикаторный символ «Подтвердить работоспособность» и прекратиться свисток ЭПК. Количество нажатий на РБС не ограничивается.
Если машинист при звучащем свистке ЭПК не нажмет РБС, произойдет экстренное торможение поезда.
Время удержания в нажатом состоянии верхней рукоятки бдительности РБС должно составлять от 0,5 до 2,5 с. Нажатие рукоятки РБС длительностью менее 0,5 или более 2,5 с системой ТСКБМ не воспринимается.
5.5 Следующий запрос на подтверждение работоспособности после нажатия РБС во время предварительной световой сигнализации или звучания свистка ЭПК, может поступить не ранее, чем через 60 с.
5.6 Если проверки работоспособности, инициированные системой ТСКБМ участились, машинисту рекомендуется привести себя в более работоспособное состояние, например:
— энергично поднять и опустить руку;
— сделать несколько глубоких и интенсивных вдохов;
— энергично сжать в кулак, а затем разжать кисть руки.
5.7 Регистрация работы ТСКБМ.
Регистрируются: включенное/выключенное состояние ТСКБМ, сигналы «Машинист работоспособен» и «Подтвердить работоспособность», нажатия на РБС.
5.8 Запросы на подтверждение работоспособности, инициированные ТСКБМ в пути следования, могут происходить при работоспособном состоянии машиниста, поэтому факт возникновения таких запросов, подтверждаемых нажатием машинистом рукоятки РБС, не является свидетельством его неработоспособного состояния.
Машинист считается потерявшим работоспособность только в том случае, когда он своевременно не подтвердил свою работоспособность нажатием РБС и допустил экстренное торможение срывом электропневматического клапана.
5.9 Выключение ТСКБМ производится по прибытию на станцию назначения и по окончанию рабочей смены. При этом прибор ТСКБМ-Н должен быть снят с руки и выключен.
5.10 Для выключения системы ТСКБМ необходимо:
5.10.1. Снять носимую часть ТСКБМ-Н. Выключение ТСКБМ-Н происходит автоматически примерно через 140 с (2 мин. 20 с) после прекращения контакта электродов с кожным покровом (электроды датчика должны быть свободны). Принудительное выключение прибора ТСКБМ-Н производится путем замыкания электродов датчика металлическим предметом на время не более 6 с (должно быть обеспечено электрическое короткое замыкание). Выключенное состояние прибора отображается отсутствием непрерывного свечения индикатора включения.
5.10.2. Выключить локомотивную аппаратуру ТСКБМ, переведя тумблер на блоке ТСКБМ-К в выключенное положение или выключателем «ТСКБМ» на пульте машиниста (при наличии).
5.10.3 Во время длительной стоянки для выполнения работ с покиданием кабины управления машинист обязан:
1) Убедиться в заторможенном состоянии локомотива (МВПС) – давление в магистрали тормозных цилиндров более 2,5 кгс/см2.
2) Выключить локомотивную аппаратуру ТСКБМ (согласно пункту А.6.9(2) настоящей инструкции), не производя выключение носимой части ТСКБМ-Н. При этом аппаратура АЛСН (КЛУБ или КЛУБ-У) переходит в штатный режим работы без ТСКБМ и отменяет периодическую проверку бдительности машиниста.
3) По возвращению в кабину управления включить ТСКБМ.
6 Действия машиниста при нарушениях нормальной работы ТСКБМ.
6.1 Система ТСКБМ отвечает требованиям, предъявляемым к устройствам безопасности движения на железнодорожном транспорте и является самотестируемой, то есть встроенными средствами обнаруживает нарушения нормальной работы: нештатные ситуации и сбои в своей работе.
6.2. Нештатными ситуациями являются:
– Отсутствие приёма радиосигнала от ТСКБМ-Н.
– Приём сигналов двух и более носимых частей ТСКБМ-Н или тестеров ТЛ-ТСКБМ.
– Нарушение контакта между кожным покровом руки и электродами носимой части ТСКБМ-Н, пониженное напряжение элемента электропитания ТСКБМ-Н, либо другая неисправность носимой части ТСКБМ-Н.
– Сбоями в работе ТСКБМ являются внутренние аппаратные сбои, препятствующие нормальной работе системы.
6.3. Внешние признаки нештатных ситуаций:
– погасание или «промигивание» индикатора «Приём»;
– проверки работоспособности машиниста с периодом 60 с (мигание индикатора «Предварительная сигнализация» жёлтого цвета и затем, через 8 с, мигание индикатора «Запрос подтверждения работоспособности» красного цвета с одновременным свистком ЭПК);
– при работе ТСКБМ совместно с АЛСН – раздаётся не прекращаемый нажатием на РБС свисток ЭПК;
– при работе ТСКБМ с КЛУБ (КЛУБ-У) – вследствие аппаратного сбоя ТСКБМ, устройство КЛУБ (КЛУБ-У) перестает распознавать включенное состояние ТСКБМ и переходит в режим работы с выключенной ТСКБМ.
6.4. Действия машиниста:
6.4.1. В случае отсутствия приёма радиосигнала, признаком которой является погасание индикатора «Приём» и последующее мигание индикатора жёлтого цвета «Предварительная сигнализация» а затем, через 8 с, индикатора красного цвета «Запрос подтверждения работоспособности» со свистком ЭПК, машинист должен произвести следующие действия:
– При мигающих индикаторах нажать на РБС, а затем изменить положение руки, на запястье которой надета носимая часть ТСКБМ-Н.
– Проверить включенное состояние ТСКБМ-Н по непрерывно светящемуся светодиоду на её корпусе. Непрерывное свечение индикатора «Приём» индицирует нормальное состояние канала радиосвязи.
6.4.2. В случае мигания индикатора жёлтого цвета «Предварительная сигнализация» а затем, через 8 с, индикатора красного цвета «Запрос подтверждения работоспособности» со свистком ЭПК, машинист должен при мигающих индикаторах нажать на РБС. При этом соответствующие индикаторы должны погаснуть. Следующий запрос на подтверждение работоспособности может поступить не ранее, чем через 60 с после нажатия РБС. Далее машинист должен принять меры по устранению причины, вызвавшей возникновение нештатной ситуации:
– Убедиться, что в кабине локомотива выключены посторонние ТСКБМ-Н или ТЛ-ТСКБМ.
– Убедиться в надёжности контакта между кожным покровом руки и электродами носимой части ТСКБМ-Н.
6.5 Снижение напряжения (ресурса) элемента электропитания ТСКБМ-Н ниже допустимого уровня, либо другая неисправность носимой части ТСКБМ-Н, приводят к нарушению нормальной работы системы ТСКБМ. В этом случае ТСКБМ будет производить периодическую проверку работоспособности с периодом не менее 60 с при горящем или погашенном индикаторе «Приём».
Примечание. При снижении напряжения элемента электропитания ТСКБМ-Н НКРМ.464213.028-01 ниже 2,6 В, происходит прерывистое свечение индикатора ТСКБМ-Н, которое свидетельствует о допустимом напряжении электропитания, при котором ТСКБМ-Н может еще исправно функционировать не менее восьми часов после начала прерывистого свечения.
6.6. Действия машиниста при аппаратных сбоях.
6.6.1. При работе ТСКБМ совместно с АЛСН – необходимо незамедлительно выключить ТСКБМ. В результате должен прекратиться свисток ЭПК и, после полной зарядки камеры выдержки времени ЭПК, снова включить ТСКБМ тумблером «ВКЛ». При этом произойдёт процедура инициализации ТСКБМ и нормальное функционирование системы должно восстановиться.
Примечание: Включение системы ТСКБМ сопровождается:
– свечением индикатора «Приём», жёлтых и красного элементов индикатора ТСКБМ-П (ТСКБМ-И) в течение около 3-х с. Затем все элементы индикаторов, кроме индикатора «Приём», должны погаснуть.
– свистком ЭПК в течение около 4-х с. При этом нажатие на РБС не требуется.
6.6.2. При работе ТСКБМ с КЛУБ (КЛУБ-У) – машинист, определив, что устройство КЛУБ (КЛУБ-У) перестало распознавать включенное состояние системы ТСКБМ, должен кратковременно, на время 2 – 3 с выключить и снова включить ТСКБМ тумблером «ВКЛ». При этом должна произойти процедура инициализации ТСКБМ и нормальное функционирование системы должно восстановиться.
– машинисту требуется некоторое время для того, чтобы заметить факт возникновения внутреннего аппаратного сбоя в системе ТСКБМ. Машинист, заметив, что запросы на подтверждение работоспособности от КЛУБ-У происходят периодически, при этом в информационной строке БИЛ-У не возникает надпись «Срыв ЭПК ТСКБМ», имеет возможность для проверки наличия связи ввести на клавиатуре БИЛ-У команду К71 «включение индикации наличия исправных модулей». В информационной строке БИЛ-У должен высветиться код «123456789АВ». В последнем разряде данного кода наличие символа «В» свидетельствует о наличии связи с ТСКБМ. В случае наличия символа «-» в данном разряде, такая связь нарушена;
– допускается выключение системы ТСКБМ во время движения поезда на время не более 3 минут, при этом контроль бдительности машиниста обеспечивают периодические проверки, инициированные работой КЛУБ-У.
6.7. Действия машиниста при нарушениях нормальной работы ТСКБМ.
6.7.1. Для предотвращения экстренного торможения машинист должен выключить локомотивную аппаратуру ТСКБМ тумблером «ВКЛ». В случае, если нормальная работа ТСКБМ восстановилась после включения продолжить движение обычным порядком.
6.7.2. В случае, если нормальная работа ТСКБМ не восстановилась, разрешается следование с выключенной системой, при исправном действии устройств радиосвязи, до пункта смены локомотивных бригад, где устройства должны быть отремонтированы без отцепки локомотива или должна быть произведена замена локомотива. При обслуживании локомотива пассажирского или грузового поезда одним машинистом машинист обязан довести поезд до ближайшей железнодорожной станции и затребовать вспомогательный локомотив.
6.8. Конкретный порядок действий машиниста при нарушениях нормальной работы системы ТСКБМ может дополняться нормативными документами владельца инфраструктуры.
7. Движение при наличии функции ТСКБМ
7.1 При наличии исправной и включенной системы ТСКБМ в КЛУБ-УП отменяются все периодические проверки независимо от скорости и показаний светофора на БИЛ-УП и БИЛ-ПОМ.
7.2 При неисправности или выключении (отсутствии) ТСКБМ и наличии в параметре «Конфигурация» признака обязательности ТСКБМ, КЛУБ-УП производит автоматический переход в штатный режим работы с наличием периодических проверок бдительности при всех показаниях светофора БИЛ-УП и БИЛ-ПОМ при фактической скорости движения, не равной нулю. Период проверок при сигналах “Б” или “З” составляет от 60 до 90 с, при остальных показаниях БИЛ-УП и БИЛ-ПОМ – от 30 до 40 с.
7.3 При снижении уровня бодрствования (на шкале ТСКБМ-П загорается красный светодиод), система КЛУБ-УП снимет напряжение с электромагнита ЭПК. Машинист может восстановить напряжение на ЭПК, нажав на рукоятку РБС. Если после нажатия на РБС уровень бодрствования не восстановится, система КЛУБ-УП снова снимет напряжение с электромагнита ЭПК.
При отсутствии сообщения в информационной строке БИЛ-УП, инициатором автостопного торможения является КЛУБ-УП.
Описание и работа системы ТСКБМ
Описание и работа системы ТСКБМ
Назначение системы ТСКБМ
Система ТСКБМ предназначена для работы совместно с АЛСН, КЛУБ (КЛУБ-У), БКБ. Система ТСКБМ обеспечивает непрерывный контроль работоспособности машиниста по параметрам электрического сопротивления кожи запястья руки. Если по параметрам сопротивления кожи определяется снижение работоспособности машиниста, ТСКБМ производит проверку бдительности машиниста. В случае работы с АЛСН и БКБ, ТСКБМ разрывает цепь подачи напряжения на электропневматический клапан (далее ЭПК). В случае работы с КЛУБ (КЛУБ-У), ТСКБМ передает сигнал о необходимости произвести проверку бдительности на эти устройства.
В эксплуатации находится система ТСКБМ с различными алгоритмами функционирования.
При работе с системой ТСКБМ с программным обеспечением базовой версии, обозначаемой как «Система ТСКБМ с ПО базовая версия», машинист при снижении работоспособности должен подтвердить бдительность не позже, чем через 5 секунд после начала свистка ЭПК нажатием на верхнюю рукоятку бдительности (РБС). Всего таких подтверждений бдительности машинист может сделать подряд не более 3-х раз. Если за это время работоспособность машиниста восстановится, то свистки ЭПК прекратятся, если нет – произойдет экстренное торможение поезда. Подробно порядок пользования и функционирования системы ТСКБМ приведен в Приложении А.
Система ТСКБМ с программным обеспечением модификации 4, обозначаемая как «Система ТСКБМ с ПО модификации 4», обеспечивает предварительную световую сигнализацию индикатором желтого цвета светодиодной линейки перед запросом на подтверждение бдительности, в остальное время индикатор погашен. Нажатие на верхнюю рукоятку РБС учитывается как подтверждение бдительности, количество нажатий на РБС не ограничивается. Более подробно порядок пользования и функционирования системы ТСКБМ приведен в Приложении Б.
Система ТСКБМ размещается в кабине локомотива и предназначена для эксплуатации в условиях умеренно холодного климата (исполнение УХЛ категории размещения 2 по ГОСТ 15150-69). По устойчивости к механическим и климатическим воздействиям составные части системы ТСКБМ удовлетворяют требованиям соответствующих классификационных групп, установленных в РД 32 ЦШ 03.07-90:
ТСКБМ-К к группам ММ1 и К6 РД 32 ЦШ 03.07-90.
ТСКБМ-П, ТСКБМ-И к группам ММ1 и К5 РД 32 ЦШ 03.07-90;
ТСКБМ-Н к 3 группе ГОСТ Р50444, а так же к группам ММ5 и К9 РД 32 ЦШ 03.07-90.
Технические характеристики
Основные технические характеристики системы
· Диапазон изменения постоянного электрического сопротивления кожи между электродами, кОм от 5 до 12500;
· Диапазон относительного изменения постоянного сопротивления кожи, % от 1,35 до 10;
· Электропитание системы ТСКБМ, В:
· Дальность радиоканала связи между ТСКБМ-Н (носимой частью) и ТСКБМ-П (приемником), м, не менее. 2,0.
· Габаритные размеры изделий, мм :
ТСКБМ-Н НКРМ.464213.002 300х43х16 (вместе с ремешком),
48х43х16 (без ремешка);
ТСКБМ-Н НКРМ.464213.006 300х25х27 (вместе с ремешком),
58х25х27 (без ремешка);
· Масса приборов, входящих в состав системы, кГ, не более :
Комплектность системы ТСКБМ
В состав системы входят:
Примечание: Комплектация системы ТСКБМ определяется конкретной серией локомотива (МВПС) и соответствует проекту оборудования локомотива (МВПС) системой ТСКБМ, утвержденного порядком, установленным ОАО «РЖД».
Проект оборудования локомотива разрабатывается на основе типовой схемы подключения системы ТСКБМ к устройствам безопасности движения локомотива (МВПС) конкретной серии.
Схема электрическая подключений НКРМ.424313.003 Э5 входит в комплект поставки в соответствии с ведомостью эксплуатационных документов НКРМ.424313.003 ВЭ.
Комплектность поставки
В зависимости от номинального напряжения питания система ТСКБМ выпускается в трех исполнениях для локомотивов и МВПС с питанием при номинальном напряжении 50 В, 75 В и 110 В и двух вариантах подключения ее к системам безопасности движения:
— совместно с АЛСН (ТУ 32 ЦШ 2696-90), БКБ.
— совместно с КЛУБ, КЛУБ-У (ТУ 32 ЦШ 3799-94, ТУ 32 ЦШ 3930-2005).
Комплект поставки системы ТСКБМ НКРМ.424313.003 приведен в таблице 2.
№ п/п | Наименование | Обозначение конструкторского документа | Количество | Прим. |
1 | Блок ТСКБМ-К | НКРМ.466539.003 | 1 | |
2 | Прибор ТСКБМ-П | НКРМ.464333.001 или НКРМ.464333.001-01 | 1 | 2) |
3 | Прибор ТСКБМ-Н | НКРМ.464213.002 или НКРМ.464213.006 | 1 | 1) |
4 | Блок ТСКБМ-И | НКРМ.468383.001 | 1 | 2) |
5 | Комплект монтажного оборудования | НКРМ.424911.000 | 1 | 2) |
6 | Комплект запасного имущества | НКРМ.424913.000 | 1 | 2) |
7 | Руководство по эксплуатации | НКРМ.424313.003 РЭ | 1 | 4) |
8 | Формуляр | НКРМ.424313.003 ФО | 1 | |
9 | Схема электрическая подключений | НКРМ.424313.003 Э5 | 1 | 3) |
Изделия позиций 1…4 таблицы 2 могут поставляться отдельно в соответствии с заказом.
1) Поставка может осуществляться отдельно от локомотивного оборудования системы
2) Заказывается в соответствии с проектом оборудования локомотива (МВПС).
3) Поставляется по отдельному заказу
4) Поставляется по согласованию с заказчиком, но не менее 1 экз. на 10 комплектов локомотивного оборудования системы.
В комплект поставки также входят:
Маркировка и пломбирование
1.5.1 Прибор ТСКБМ-Н
Прибор ТСКБМ-П
Наименование прибора нанесено на лицевую панель. Табличка с товарным знаком предприятия-изготовителя, знаком Госреестра и порядковым номером по системе нумерации предприятия-изготовителя находится на правой боковой панели прибора.
Блок ТСКБМ-К
Наименование блока нанесено на лицевой панели. Табличка с товарным знаком предприятия-изготовителя, знаком Госреестра и порядковым номером по системе нумерации предприятия-изготовителя находится на лицевой панели блока.
Блок ТСКБМ-И
Наименование блока нанесено на задней панели блока. Табличка с товарным знаком предприятия-изготовителя, знаком Госреестра и порядковым номером по системе нумерации предприятия-изготовителя находится на нижней панели блока.
Пломбирование
Для ограничения доступа внутрь приборов и сохранения гарантий предприятия-изготовителя в пределах гарантийного срока и гарантий органов метрологической службы в пределах межповерочного интервала времени, предусмотрено пломбирование прибора ТСКБМ-П и блока ТСКБМ-К.
Для сохранности комплекта системы ТСКБМ при транспортировании предусмотрено пломбирование транспортной тары.
Использование по назначению
Техническое обслуживание
В целях поддержания постоянной готовности системы ТСКБМ к использованию необходимо соблюдать установленные порядок и правила технического обслуживания системы.
Предрейсовый контроль
Предрейсовый контроль системы ТСКБМ производится отдельно для носимой (прибор ТСКБМ-Н) и локомотивной (прибор ТСКБМ-П и блок ТСКБМ-К) частей системы.
Периодический контроль
Проверка работоспособности всех блоков системы ТСКБМ со снятием с локомотива должна производиться работниками локомотивного депо периодически не реже одного раза в год на плановых видах ремонта локомотивов (МВПС). Порядок проверки приведен в руководстве по эксплуатации системы СК-ТСКБМ НКРМ.466429.000 РЭ.1 книга 2 или НКРМ.466429.000 РЭ.3 книга 4. Периодический контроль системы ТСКБМ исполнения УНИКАМ (рисунок 4 НКРМ.424313.003Э5) выполняется с использованием системы СК-ТСКБМ НКРМ.466429.000 РЭ.2 книга 3, либо НКРМ.466429.000 РЭ.3.
Гарантийное обслуживание
Установление и исчисление гарантийных сроков производится изготовителем в соответствии с требованиями ГОСТ 22352.
Изготовитель гарантирует соответствие системы ТСКБМ требованиям ТУ при соблюдении потребителем условий эксплуатации, транспортировки и хранения, установленных настоящим РЭ.
Гарантийный срок эксплуатации устанавливается 36 месяцев со дня ввода системы ТСКБМ в эксплуатацию. В период гарантийного срока ремонт неисправных блоков осуществляется предприятием-изготовителем системы ТСКБМ.
Текущий ремонт
Текущий ремонт неисправных блоков осуществляется предприятием-изготовителем системы ТСКБМ или аттестованными предприятием – изготовителем системы специалистами локомотивных депо или других подразделений на аттестованных рабочих местах.
Хранение
Система ТСКБМдолжна храниться в штатной упаковке в отапливаемых складских помещениях, в следующих условиях:
· Температура воздуха от 5 О С до 40 О С.
· Относительная влажность не более 80% при 25 О С.
Транспортирование
Система ТСКБМ в штатной упаковке по ТУ может транспортироваться железнодорожным, воздушным или автомобильным транспортом, в условиях, установленных для группы 0 по ГОСТ 15150, и в соответствии с «Правилами перевозок грузов», «Техническими условиями погрузки и крепления грузов» и «Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом», в части воздействия механических факторов: степень жесткости С по ГОСТ 23216.
Приложение А
Инструкция о порядке пользования
телемеханической системой контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ) с программным обеспечением базовой версии
1 | Общие положения | 11 |
1.1 | Назначение системы ТСКБМ | 11 |
2 | Состав системы ТСКБМ | 13 |
3 | Организация эксплуатации и технического обслуживания системы ТСКБМ | 14 |
4 | Порядок приёмки системы ТСКБМ локомотивной бригадой | 16 |
5 | Порядок включения системы ТСКБМ | 17 |
6 | Пользование системой ТСКБМ | 18 |
7 | Порядок действий машиниста при нарушениях нормальной работы системы ТСКБМ | 20 |
8 | Проверка системы ТСКБМ на контрольном пункте | 23 |
9 | Рекомендуемые формы журналов учета эксплуатации системы ТСКБМ | 25 |
1.1 Назначение системы ТСКБМ
Система ТСКБМ предназначена для работы совместно с системами АЛСН, БКБ, КЛУБ (КЛУБ-У). Система ТСКБМ обеспечивает непрерывный контроль работоспособности машиниста по параметрам электрического сопротивления кожи запястья руки. В том случае, если по параметрам сопротивления кожи определяется снижение работоспособности машиниста, ТСКБМ производит проверку бдительности машиниста. В случае работы с АЛСН или БКБ ТСКБМ разрывает цепь подачи напряжения на электропневматический клапан (далее ЭПК). В случае работы с КЛУБ (КЛУБ-У), ТСКБМ передает сигнал о необходимости произвести проверку бдительности на эти устройства. Машинист должен подтвердить бдительность не позже, чем через 5 секунд после начала свистка ЭПК нажатием на верхнюю рукоятку бдительности (РБС). Всего таких подтверждений бдительности машинист может сделать не более 3-х раз подряд. Если за это время работоспособность машиниста восстановится, то свистки ЭПК прекратятся, если нет – произойдет экстренное торможение поезда. Машинист, находящийся в работоспособном состоянии, может предотвратить экстренное торможение, выключив на несколько секунд и снова включив ТСКБМ. Этими действиями он подтверждает свое работоспособное состояние.
1.2 Требования настоящей инструкции являются обязательными для выполнения руководящими и инженерно-техническими работниками железных дорог, локомотивными бригадами и другими работниками, связанными с эксплуатацией и техническим обслуживанием ТСКБМ.
1.3 Ответственность должностных лиц за выполнение требований настоящей инструкции, исправное состояние ТСКБМ на локомотивах и моторвагонном подвижном составе (МВПС), выданных под поезда, правильную эксплуатацию и сохранность ТСКБМ в пути следования поезда, определяется руководящими документами ОАО «РЖД».
1.4 Система ТСКБМ должна устанавливаться на локомотивы (МВПС) в соответствии с конструкторской документацией, утвержденной порядком, установленным ОАО «РЖД». Изменения в конструкции и электрических схемах ТСКБМ на локомотивах (МВПС), могут производиться только по согласованию с разработчиком и соответствующими департаментами (управлениями) ОАО «РЖД».
1.5 Не допускается выдавать из депо локомотивы (МВПС), а машинистам отправляться из основных депо, пунктов оборота локомотивов (МВПС) и ПТО с выключенными или неисправными системами ТСКБМ.
2 СОСТАВ СИСТЕМЫ ТСКБМ
2.1 Система ТСКБМ состоит из локомотивной аппаратуры и носимой части.
2.2 Локомотивная аппаратура системы ТСКБМ состоит из контроллера ТСКБМ-К и приемника радиосигнала ТСКБМ-П, который изготавливается в 2-х вариантах:
1) Прибор ТСКБМ-П со встроенным индикатором и кабелем связи ТСКБМ-К – ТСКБМ-П.
2) Прибор ТСКБМ-П без индикатора. Совместно с этим исполнением ТСКБМ-П в составе системы ТСКБМ должен устанавливаться блок индикации ТСКБМ-И и два кабеля связи:
ТСКБМ-И – ТСКБМ-К и ТСКБМ-И – ТСКБМ-П.
Также в состав локомотивной аппаратуры ТСКБМ входит комплект монтажных частей.
2.3 Носимая часть ТСКБМ-Н может поставляться совместно с локомотивной аппаратурой ТСКБМ, а также отдельно от неё.
2.4 Комплект локомотивной аппаратуры ТСКБМ устанавливается в каждой кабине управления локомотива (МВПС). Комплектование локомотивной аппаратурой ТСКБМ, кабелями связи и монтажными частями осуществляется согласно конструкторской документации на каждый тип локомотива (МВПС).
2.5 Контрольно-проверочная аппаратура предназначена для технического обслуживания ТСКБМ и включает в себя тестер локомотивный ТЛ-ТСКБМ, пульт проверки носимых частей ПНЧ (ТС-ТСКБМ-Н), систему контроля (СК-ТСКБМ).
2.6 Укомплектование локомотивных депо носимыми частями ТСКБМ-Н производится из расчета количества машинистов, обслуживающих локомотивы (МВПС), оборудованные ТСКБМ, плюс переходный запас в объеме не менее 10 % от общего количества.
Переходный запас локомотивной аппаратуры ТСКБМ в основных депо и на ПТОЛ должен составлять не менее 10% от количества эксплуатируемой аппаратуры на локомотивах (МВПС).
2.7 Укомплектование локомотивных депо контрольно-проверочной аппаратурой производится с учетом количества локомотивов (МВПС) приписного и не приписного парка, оборудованных ТСКБМ и проходящих техническое обслуживание в данном локомотивном депо, из расчета (не менее):
а) Тестер локомотивный ТЛ-ТСКБМ – 4 ед. в каждом основном депо (дорожном центре по техническому обслуживанию и ремонту микропроцессорных локомотивных систем безопасности движения, далее дорожный центр), 3 ед. в каждом ПТОЛ.
б) Пульт проверки носимых частей ПНЧ (ТС-ТСКБМ-Н) – 2 комплекта в каждом основном депо (дорожном центре), 1 комплект в каждом оборотном депо.
в) Система контроля СК-ТСКБМ – 1 комплект в каждом основном депо (дорожном центре).
Приложение Б
Приложение В
Описание и работа системы ТСКБМ
Назначение системы ТСКБМ
Система ТСКБМ предназначена для работы совместно с АЛСН, КЛУБ (КЛУБ-У), БКБ. Система ТСКБМ обеспечивает непрерывный контроль работоспособности машиниста по параметрам электрического сопротивления кожи запястья руки. Если по параметрам сопротивления кожи определяется снижение работоспособности машиниста, ТСКБМ производит проверку бдительности машиниста. В случае работы с АЛСН и БКБ, ТСКБМ разрывает цепь подачи напряжения на электропневматический клапан (далее ЭПК). В случае работы с КЛУБ (КЛУБ-У), ТСКБМ передает сигнал о необходимости произвести проверку бдительности на эти устройства.
В эксплуатации находится система ТСКБМ с различными алгоритмами функционирования.
При работе с системой ТСКБМ с программным обеспечением базовой версии, обозначаемой как «Система ТСКБМ с ПО базовая версия», машинист при снижении работоспособности должен подтвердить бдительность не позже, чем через 5 секунд после начала свистка ЭПК нажатием на верхнюю рукоятку бдительности (РБС). Всего таких подтверждений бдительности машинист может сделать подряд не более 3-х раз. Если за это время работоспособность машиниста восстановится, то свистки ЭПК прекратятся, если нет – произойдет экстренное торможение поезда. Подробно порядок пользования и функционирования системы ТСКБМ приведен в Приложении А.
Система ТСКБМ с программным обеспечением модификации 4, обозначаемая как «Система ТСКБМ с ПО модификации 4», обеспечивает предварительную световую сигнализацию индикатором желтого цвета светодиодной линейки перед запросом на подтверждение бдительности, в остальное время индикатор погашен. Нажатие на верхнюю рукоятку РБС учитывается как подтверждение бдительности, количество нажатий на РБС не ограничивается. Более подробно порядок пользования и функционирования системы ТСКБМ приведен в Приложении Б.
Система ТСКБМ размещается в кабине локомотива и предназначена для эксплуатации в условиях умеренно холодного климата (исполнение УХЛ категории размещения 2 по ГОСТ 15150-69). По устойчивости к механическим и климатическим воздействиям составные части системы ТСКБМ удовлетворяют требованиям соответствующих классификационных групп, установленных в РД 32 ЦШ 03.07-90:
ТСКБМ-К к группам ММ1 и К6 РД 32 ЦШ 03.07-90.
ТСКБМ-П, ТСКБМ-И к группам ММ1 и К5 РД 32 ЦШ 03.07-90;
ТСКБМ-Н к 3 группе ГОСТ Р50444, а так же к группам ММ5 и К9 РД 32 ЦШ 03.07-90.
Технические характеристики