Творкинг что это такое простыми словами в бизнесе
Нетворкинг – что это: модное слово или жизненная необходимость XXI века?
![]()
автор статьи:
Алексей Бабушкин,
эксперт по нетворкингу,
бизнес-тренер
Нетворкинг – что это: модное слово или жизненная необходимость XXI века? Под таким названием вышла моя статья в журнале «Мастер переговоров».
Связи решают все! Это перефразированное высказывания Сталина уже давно стало аксиомой в современном мире. На протяжении многих лет понятие «связь» трактовалось по-разному: одни соотносили его с такими высокими словами, как дружба, товарищество и взаимопомощь, другие ставили его в один ряд с более колкими выражениями, такими как блат и прохиндиада. В период, когда лексикон каждого из нас все активнее пополняется модными иностранными словами, наряду со словами пиар, менеджмент, консалтинг, коллаборация появилось и еще одно слово – нетворкинг.
Дословно нетворкинг (от англ. net – сеть, work – работа) можно перевести как «сеть, которая работает», здесь имеется ввиду сеть контактов (а именно: деловых и личных знакомств), которая работает для достижения желаемого результата. Однако понятие нетворкинг гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Оно также включает в себя умение заводить новые знакомства, развивать и поддерживать имеющиеся контакты, укреплять сеть нужных людей, что поистине является настоящим искусством. В свою очередь простой обмен визитками или рукопожатие во время мимолетной встречи вряд ли можно назвать нетворкингом.
Нетворкинг для успеха в бизнесе и в жизни
Нетворкинг – это универсальный инструмент, используемый для достижения успеха как в бизнесе, так и в жизни. С помощью сильной сети контактов можно решить практически любую задачу. Неслучайно успешные политики, бизнесмены, ученые и изобретатели добивались большего успеха, когда объединяли свои усилия друг с другом или окружали себя сильной командой единомышленников.
Американский бизнесмен XX века Герберт Кессон, которого часто называют «Дейлом Карнеги для деловых людей», говорил:
«Бизнес – это искусство заводить друзей».
Впрочем, справедлива и обратная формулировка, сводящаяся к тому, что искусство заводить друзей является залогом успешного бизнеса. Нетворкингу также под силу решение задач, не связанных напрямую с бизнесом: поиск работы, ускоренное решение бюрократических вопросов, получение скидок на услуги или билетов в театр. Все зависит от того, чего именно вы хотите и кого добавляете в свою сеть контактов.
В зависимости от преследуемых целей выделяют позитивный нетворкинг, негативный и нетворкинг в формате win-win.
Позитивный нетворкинг
В самом термине содержится указание на чистоту и искренность намерений, построение отношений, основанных на желании помочь другому человеку посредством своих возможностей, причем намерения эти обусловлены искренним стремлением быть полезным другим людям. Помогать им, не требуя мгновенной благодарности в виде ответных услуг или иного вознаграждения.
Позитивный нетворкинг – это про тех людей, для которых вопросы: «Могу ли я Вам помочь?» или «Чем я могу быть полезен?», – не дежурные фразы, а внутренняя потребность поделиться своими возможностями в интересах других. Даже древнегреческий философ Платон рассматривал общество, как «разумное соединение всех я, где каждый существует не только для себя, но и для всех остальных».
Некоторые все же считают позитивный нетворкинг утопией. Люди боятся, что если они начнут помогать безвозмездно, то их начнут использовать. Однако эти опасения зачастую напрасны.
К оказанию помощи стоит подходить творчески. Нетворкинг – это не самопожертвование. Во-первых, вы помогаете людям из своего окружения или тем, с кем хотите укрепить отношения. Вряд ли вы готовы терпеть среди своих знакомых паразитов, которые только и жаждут, как создать свое благополучие за ваш счет. Во-вторых, вы делитесь тем, что у вас в избытке. Зачастую люди оценивают то, что имеют в достаточном количестве, гораздо ниже, чем это ценят другие люди, которые в этом остро нуждаются. Это касается не только материальных ресурсов, но и профессиональных навыков, талантов, физических возможностей и других способностей человека.
Например, для одного написать стихи или поздравление – дело нескольких минут, и он не считает это чем-то сверхъестественным. В то время как для другого срифмовать пару строк – настоящий подвиг. Кто-то по звуку мотора легко может определить неисправность, а для кого-то заглянуть под капот – целая эпопея.
Задумайтесь над тем, что вы умеете делать хорошо и что не требует от вас значительных усилий. Что из этого вы могли бы предложить другим людям? Позитивный нетворкинг основан на осознании того, что давать, прежде чем получать, выгоднее. Оказание безвозмездной помощи не означает, что вы никогда не обратитесь за помощью к этим людям. Просто это не является самоцелью или желанием получить взаимные блага здесь и сейчас.
Помогая другим людям, вы закладываете фундамент, на котором будете строить ваши взаимоотношения. Чем крепче фундамент, тем прочнее будут ваши будущие отношения.
Негативный нетворкинг
Нередко встречается способ установления связей с определенной корыстной целью. Люди стремятся обрасти полезными связями, изначально просчитывая варианты, как распорядиться возможностями нового знакомого. Такая форма построения связей со стороны видится самой простой, но и отношения, созданные по такому принципу, как правило, недолговечны. Возможно, по этой причине многие разочаровываются в нетворкинге как инструменте для достижения успеха, поскольку видят лишь вершину айсберга, а заглянуть глубже даже не пытаются. Стоит помнить слова немецкого философа Иммануила Канта:
«Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей».
Тем не менее тем, кто все же решил пойти по этому пути, следует учесть несколько моментов:
1. Когда вы решаете познакомиться лишь для галочки или заранее строите планы на нового знакомого, помните: люди чувствуют, когда их пытаются использовать. Начнете паразитировать на своих связях – быстро приобретете дурную славу «нетворкера-паразита», поскольку в бизнес-среде информация разносится достаточно быстро.
2. Не рассчитывайте продать свои товары или услуги при первом знакомстве, даже если вы владеете исключительными навыками «продажника». Может, вы и получите разового клиента, но качественным расширением своей сети контактов вряд ли сможете похвастаться. Кроме того, если сделка провалится, вы не получите ни клиента, ни партнера, с которым можно строить дальнейшие рабочие отношения.
3. Если вы не можете удержаться от того, чтобы не начать знакомство с просьбы о помощи, то подумайте, какую ценность вы сможете предложить человеку. Ответьте себе на вопрос: «что побудит его пойти вам навстречу?». У каждого есть свои потребности. Возможно, у вас есть ресурс, который вам может показаться незначительным, а для этого человека он будет весьма востребован. Создавая ценность в знакомстве и в общении, вы сможете рассчитывать на большую лояльность от другой стороны.
Помимо позитивного и негативного нетворкинга выделяют так- же форму «ты – мне, я – тебе». При таком построении отношений вы изначально договариваетесь о выгодах друг для друга. Такую форму нетворкинга часто можно встретить в бизнес-среде. Она может носить разовый характер, но нередко такие отношения перерастают в длительное взаимовыгодное партнерство. Плюс их в том, что, как и в позитивном нетворкинге, отношения строятся на честности и искренности. Никто не держит топор за спиной и не пытается нагнуть своего знакомого.
При установлении контакта в таком ключе следует, исходя из потребностей и целей каждого, точно формулировать, что вы ждете от знакомства, что хотите получить и рассказать, что вы предлагаете взамен. Следует четко проговаривать, что получит каждый в том или ином случае. Не обещайте сверх того, что готовы сделать, иначе при невыполнении договоренностей ваши отношения рухнут, не успев окрепнуть. Лучше пообещать меньше, а по возможности сделать больше. От этого отношения только выиграют. Это будет проявлением позитивного нетворкинга по отношению к партнеру.
Если чувствуете, что по какой-то причине не можете выполнить запрос об ответной услуге, сразу скажите об этом. Возможно, это еще не конец ваших отношений, и вы еще сможете найти другую плоскость ваших общих интересов.
Как использовать теорию «шести рукопожатий»
Об истории возникновения понятия нетворкинга до сих пор нет четкого мнения. Одни связывают его с американским писателем-футурологом Джоном Нейсбиттом, который якобы впервые упомянул слово «нетворкинг» в 1982 году в своей книге «Мегатенденции» («Megatrends»). Другие убеждены, что основой для зарождения нетворкинга как социального института стали исследования американского психолога Стэнли Милгрэма, который в конце шестидесятых годов провел исследования, на основе которых доказал, что любые два человека на земле опосредованно знакомы друг с другом. Причем цепочка, объединяющая их, состоит в среднем из 5 других людей. Это исследование вошло в историю социологии как теория «тесного мира», или (как ее чаще называют) теория «шести рукопожатий».
В справедливости этой теории убедились и другие ученые, повторившие в разные годы эксперимент Стэнли Милгрэма. Однако, несмотря на то, что теория работоспособна, на практике ею пользуются очень редко. В поисках нужного контакта для решения какой-либо задачи люди зачастую не идут дальше первого рукопожатия. Приведу простой пример:
Молодому стартаперу необходимо сделать сайт-одностраничник (landing page), но, желая сэкономить, он решает обратиться не в фирму, а поискать web-дизайнера среди своих знакомых. Звонит одному из них и спрашивает:
Получив отрицательный ответ, наш герой кладет трубку и, перелистывая записную книжку, один за другим набирает номера очередных контактов в поисках помощи. Так может продолжаться довольно долго и безрезультатно. Если бы он вспомнил о теории «шести рукопожатий», уже во время первого звонка после получения отрицательного ответа должен был спросить:
— А ты не знаешь, кто может помочь с этим? Может, среди твоих знакомых кто-то разбирается в создании сайтов?
Возможно, и в этот раз мог последовать отрицательный от- вет, но практика показывает, что если такой вопрос задавать каждому собеседнику, то список обзваниваемых контактов сокращается многократно. Дело в том, что пока вы не спросите об этом, человек не задумается, что в его окружении есть кто-то полезный вам.
Где искать полезные связи
Если перед вами встал вопрос: «как завести новые полезные знакомства?», – и вы не знаете, с чего начать расширение своей сети контактов, то вооружайтесь визитками и отправляйтесь на ближайшее деловое мероприятие. Конференция – прекрасное место для нетворкинга. Тема мероприятия, обозначенная организаторами, может послужить в данном случае своеобразным фильтром. В одном месте собираются люди, объединенные одними интересами и схожими задачами, они говорят на одном профессиональном языке и понимают друг друга. На деловых мероприятиях люди настроены на знакомства, поэтому ваше предложение пообщаться и обменяться контактами будет воспринято вполне адекватно. Используйте время перерывов на обед или кофе-брейк для установления новых знакомств и общения. Наконец, воспользуйтесь советом из названия книги Кейта Феррацци – «Никогда не ешьте в одиночку».
Онлайн-нетворкинг
Современный мир непрерывно наполняется гаджетами, развиваются средства связи, появляются новые инструменты коммуникации. Еще 15 лет назад никто не знал о социальных сетях, а сегодня несколько миллиардов человек по всему миру имеют аккаунты в LinkedIn, Google+, Twitter, Instagram, Facebook, ВКонтакте, Одноклассниках. Где любой вне зависимости от социального статуса и положения: от школьника до бизнесмена или политика, – может познакомиться с помощью нескольких кликов мышкой.
Для нетворкинга в социальных сетях существуют свои правила, но зачастую люди их сами упрощают, а потом недоумевают: почему знакомство не состоялось или прервалось быстрее, чем хотелось.
При личном знакомстве люди полагают само собой разумеющимся поздороваться, представиться, рассказать о себе, поинтересоваться собеседником. В то время как в соцсетях зачастую рассчитывают на взаимность простым нажатием кнопки «Добавить в друзья» без всяких комментариев. Стоит ли удивляться после этого, что такие заявки остаются без ответа или воспринимаются как спам. Необходимо помнить, что за каждой аватаркой стоит живой человек. Ему важно понимать ценность и пользу знакомства, иначе смысл знакомства с вами у человека будет весьма абстрактным. Поэтому, знакомясь в социальных сетях, внимательно просматривайте анкету человека, с которым хотите установить контакт. Найдите с ним общие интересы или другие точки соприкосновения, напишите, что вас объединяет, почему вы хотите познакомиться с ним, чем вы можете быть ему полезны. Немецкий философ Артур Шо- пенгауэр не пользовался социальными сетями, но о ценности знакомства писал так:
«При каждом новом знакомстве (в большинстве случаев) первой нашей мыслью бывает: не может ли данный человек быть нам в чем-нибудь полезен, – и если он этого не может, то для большинства, как только они в этом убедятся, и сам он будет ничто».
10 советов для эффективного нетворкинга
Если вы до сих пор скептически относились к нетворкингу, если сомневались в силе полезных связей или разочаровывались в своих новых знакомых, то, надеюсь, эти краткие советы помогут вам прокачать свой навык нетворкера.
1. Всегда думайте о том, какую ценность вы можете дать другому человеку, какую его потребность сможете закрыть или в решении какого вопроса сумеете помочь;
2. В первую очередь стремитесь сделать что-то полезное для другого человека и только потом просите о помощи;
3. Ищите точки соприкосновения и пересечения общих интересов для укрепления отношений;
4. Посещайте конференции, тренинги, семинары, клубы по интересам, спортивные и развлекательные мероприятия по темам, в которых хотите развиваться, – именно там вы найдете единомышленников и людей, с которыми будете говорить на одном (понятном вам) языке;
5. Всегда стройте цепочку знакомств: знакомьтесь с друзьями ваших знакомых, просите друзей представить или порекомендовать вас;
6. Ведите себя в социальных сетях аналогично личному общению. Не отправляйте «пустых» запросов подружиться;
7. Стройте свою сеть контактов еще до того, как вам понадобится помощь того или иного человека. Работайте на перспективу. Помогайте тем, кто нуждается в вашей помощи уже сегодня;
8. Не воспринимайте себя как панацею решения всех проблем ваших друзей. Знакомьте людей друг с другом, находите среди ваших знакомых тех, кто нуждается в решении вопроса, и тех, кто может эти вопросы решить;
9. Занимайтесь нетворкингом постоянно. Уделяйте внимание как приобретению новых связей, так и поддержанию уже существующих знакомств;
10. Помните, что нетворкинг – это лишь один из инструментов для достижения успеха. Используйте его, совершенствуя навыки публичной речи, активного слушания и ведения переговоров.
© Данный материал авторский. При перепечатке или цитировании обязательно указание автора и активная, открытая для индексации гиперссылка на networking24.ru.
10 советов по нетворкингу для людей, которые его терпеть не могут
Представьте себя в большом конференц-зале, набитом сотнями специалистов с бэйджиками на груди. Стаи тревожно выглядящих людей в перерыве слоняются мимо столов с закусками, уставленными печеньками и пирожками. Другие – вальсируют сквозь лабиринт тумб партнёров, рядом с которыми мужчины и женщины в деловых нарядах колдуют над аккуратно выложенными рекламными брошюрами и фирменными ручками. Третьи стоят, уставившись в свои телефоны…
Вы пришли на мероприятие лично, хотя могли потом посмотреть его в записи в любимых тапочках дома или в вагоне метро по пути на работу. Вы сделали это с какой-то целью, не правда ли? Пообщаться с какими-то важными специалистами; послушать, как решают аналогичные проблемы с анализом больших данных в Hadoop или уменьшают глюки отслеживания Google Analytics более опытные специалисты; познакомиться с новым потенциально интересным стартапом или журналистом, а может, вы сами – стартап и пришли искать полезные знакомства; окучить множество новых клиентов; найти и замотивировать будущих сотрудников. Ваша задача – в течение следующих нескольких часов оставить положительное неизгладимое впечатление на максимальное количество людей. Уже начинает посасывать под ложечкой?
Нетворкинг – это что-то среднее между искусством и наукой построения профессиональных отношений, но лишь у немногих из нас это получается делать естественно. Есть много прекрасных причин для нетворкинга, и главное – чем больше людей вы встречаете, тем больше круг ваших знакомств и больше шансы на нахождение лучших клиентов, партнеров, работодателей или работников… По крайней мере, в теории.
Но многих интровертов (а их среди нас много) большие отраслевые мероприятия заставляют чувствовать себя, как будто они пришли в первый раз в первый класс. «Просто улыбнись и представься!» – говорила вам мама. Ага, щаз!
Интроверты – мастера вдумчивых разговоров один-на-один с близкими людьми, но им невероятно сложно продавать себя и свои идеи совершенно посторонним людям с помощью тщательно отрепетированного Elevator Pitch.
Так как же развивать сильную и эффективную профессиональную сеть, если вы ненавидите нетворкинг? Спокойствие, только спокойствие. Делая уже не один год приложения для бизнеса, мы съели, наверное, сотню собак, книг и статей по работе с визитками, контактами и знакомствами, и потому имеем честь рассказать десятку практических и реально полезных советов по нетворкингу, использовать которые может даже социофоб. Кстати, для продвинутых пользователей, кому этого мало, очень рекомендую посетить Global Networking Marathon 23-25 мая в DI Telegraph с реально гуру нетворкинга.
1: Сделай себе классные, но лёгкие для восприятия визитные карточки
Несмотря на то, что визитные карточки хоронят уже не один десяток лет, это до сих пор один самых главных инструментов установления контактов и продолжения общения. Если вы пришли на мероприятие без визиток – ваши возможности нетворкинга падают ниже ватерлинии (но всё равно возможны, см. пункт 2).
Есть множество советов по улучшению их «крутизны» и заметности, типа изготовления визиток в виде монет, мешочков с семенами или объёмных конструкций из картона, но на самом деле в бизнес-сообществе абсолютно не ценятся хитросделанные визитки со странными шрифтами и фоновым рисунком планеты Земля в технике импрессионизма.
Главное – чтобы визитка читалась и содержала всю необходимую информацию. Аналогичного мнения придерживается, например, и гуру тайм-менеджмента Глеб Архангельский.
В последнее время всё больше людей пользуются сканерами визиток для быстрого сохранения информации с визитной карточки в контакты телефона (например, наш ABBYY Business Card Reader: скачать в App Store, скачать в Google Play). Сканеры визиток умеют делать много других полезных вещей: писать заметки, назначать задачи к контакту, выгружать визитки в облачные хранилища, в Excel, искать контакт в социальных сетях и т. д. Если приложение с большим трудом «обрабатывает» вашу карточку – у вас проблемы, так как ничего, кроме негатива, перепечатывание данных вручную у человека не вызовет.
Какие же «маст-хев» требования к визиткам нужно учитывать. По нашему опыту, вот такие:
1. Напечатана на матовой плотной бумаге.
2. Дизайн должен быть максимально сдержанным, простым и лаконичным.
3. Желательно, чтобы вся важная контактная информация была собрана на одной стороне визитки. Оборотную сторону лучше оставить чистой для заметок, которые сделает получатель визитки.
4. При выборе шрифта лучше избегать курсив. В контактах лучше использовать везде один цвет шрифта.
5. Фон и шрифт должны быть контрастными, идеально – белый фон и черный шрифт. Стоит избегать сочетаний серый фон плюс темно-серый шрифт, зеленый фон плюс синий шрифт. Фон должен быть однородным.
6. Логотип компании должен быть чётко отделен от остальной информации цветом и стилем, чтобы текст с логотипом не путался с остальной информацией.
7. Ориентация визитки предпочтительно горизонтальная.
8. Для иностранных партнёров – отдельные англоязычные визитки, а не русские контакты с одной стороны, английские – с другой.
Что же получается, визиткой выделиться никак не получится? Ну почему же. Во-первых, вы можете купить и приклеить на визитку специальную NFC-метку с записанной вашей информацией.
Тогда пользователю достаточно поднести телефон (Android, WP, Blackberry) к вашей визитке и информация тут же переведётся в контакты. Читайте подробнее тут.
Во-вторых, никто не мешает добавить на визитку некоторый нюанс, который не помешает простому прочтению или распознаванию, но для человека будет запоминающимся. Например, необычное название должности, фотографию, картинку с изображением вашего продукта или может быть даже любимой книги, QR-код (небольшой) со ссылкой на ваш продукт или интересный квест, кроссворд или карту метро (шучу-шучу).
Даже если вы нигде не работаете (студент) и только ищете работу – напечатайте себе 100 визиток (это будет стоить не дороже пары чашек кофе) с указанием должности «консультант» или «младший iOS-разработчик», либо вообще впишите на визитку компанию имени вас, и вы сможете получить от мероприятия гораздо больше.
Визитки всегда должны быть под рукой: в переднем кармане пиджака – лучше всего. Также у вас всегда должна быть одна рука свободна (в одной руке телефон, в другой – тарелка с тарталетками – это беда), чтобы пожать руку, вручить визитку или предложите даме платочек.
2. Если визитные карточки закончились – импровизируй
Случилась страшная история – вы забыли визитки дома или они внезапно закончились. Что делать? Импровизировать!
Во-первых, вы можете записать ваши контакты (имя, фамилия, компания, должность, электронный адрес, телефон) на клочке бумаги, бережно вырванном из распространяемого на мероприятии блокноте. Главное – делайте это аккуратно и используйте размер, максимально приближенный к стандартным визиткам 5х9 см.
Во-вторых, вы можете просить собеседников сразу же записать ваши контактные данные в телефон или же найти и добавить вас через социальные сети (Facebook, а лучше LinkedIn). Ответить на «плюс один друг» можно сразу же на мероприятии.
В-третьих, у ключевых конференций часто есть своё мобильное приложение как раз для более удобного налаживания связей и общения. До некоторых собеседников иногда можно достучаться только через них, страх личного общения это тоже снимает, но чаще всего надеяться на какой-то прорыв с помощью дистанционных средств без реального общения нельзя. Это только способ закрепления уже состоявшегося личного контакта.
То же мнение и про хеш-теги и постинг в твиттер. Да, если вам хочется поделиться с людьми интересной информацией, используйте соцсети. Но участники мероприятий, особенно айтишных, часто совсем уж уходят с головой в виртуальное общение, а между тем буквально рядом с ними может сидеть самый преданный будущий клиент или сотрудник. Оторвите голову от телефона!
В-четвёртых, имея в телефоне сканер визиток вы можете отсканировать визитку собеседника и тут же направить ему собственную визитку на распознанный адрес электронной почты. Если же у него, по счастливой случайности, тоже стоит такой же сканер – можно просто поделиться своей визиткой по Wi-Fi прямо в приложении. Раз и готово.
3. Приходи рано, уходи поздно
Если вы ненавидите нетворкинг, вы, вероятнее всего, ненавидите вечеринки с большими толпами людей. И вы не одиноки. Девора Зак, автор книги «Нетворкинг для интровертов» говорит, что интроверты расцветают при общении с небольшой группой людей, но замыкаются в себя в толпе. Простейший лайфхак, как избежать толпы, – приходить на мероприятие рано, когда людей минимум.
В качестве первого гостя у вас есть шанс поговорить один-на-один с несколькими участниками перед началом основной суеты. У вас также будет дополнительный бонус создания первого впечатления, прежде чем собеседники утонут в море визиток и рукопожатий. Возможно, у вас сложится так много плодотворных разговоров в первые полчаса, что не будет никакого резона оставаться на всё мероприятие целиком и поедать закуски в «одиночестве в толпе», с трудом справляясь с приступами демофобии.
То же самое касается и поздних уходов. Иногда самые интересные вещи происходят уже под самый конец: самые близкие контакты, самые интересные собеседники, самое продуктивное общение и ценные инсайты – происходит после того, как схлынет основная толпа и уставшие от мероприятия люди разбредутся по домам. Не упускайте эти возможности, останьтесь чуть-чуть подольше и вас будет ждать награда.
4. Постарайся расслабиться
Этот совет звучит совсем уж банально, но на самом деле нетворкинг – это по сути дружеское общение и заведение приятных контактов с новыми людьми. Это не телефонные переговоры с попытками продать вложения в Форекс и не навязывание пылесосов Кирби всем соседям, это знакомство с новыми людьми. Некоторые из них в конце концов могут стать вашими лучшими друзьями, кто-то – инвестором в ваш проект, новым работодателем или партнёром, а кто-то, возможно, будущей женой или мужем. Это не гонка за количеством визиток и знакомств, а установление содержательных контактов.
Постарайтесь выглядеть энергичным и улыбаться. Возможно, вы не сразу научитесь получать удовольствие от общения с (пока) незнакомыми людьми, но представьте, каково им будет видеть вашу кислую стесняющуюся мину. Если у вас совсем нет сил, выйдите в туалет и попрыгайте в течение 2 минут. Серьезно, это работает! После такой «операции» вы сможете взбодриться лучше дюжины чашек кофе.
Одевайтесь уверенно и профессионально. Не нужно напяливать на себя строгий костюм и новые туфли, а потом слоняться с грустным видом «ну не идёт он мне!». Наденьте рубашку, неформальный пиджак и джинсы, и вы уже будете выглядеть стильно и комфортно, создавая впечатление «успешного человека». Если пиджак совсем уж не подходит к вашему имиджу, одевайтесь комфортно, но потратьте хотя бы 5 минут на подбор джинсов и футболки, в которых не стыдно будет показаться людям.
5. Устанавливай цели: точное количество людей для знакомства
Даже несмотря на мастерское использование всех предыдущих советов вы все ещё можете стесняться общения с незнакомыми людьми. Это норма! Вы можете быть подкованным предпринимателем, творческим мыслителем, талантливым программистом, но никто не будет знать ни капельки о вас, если вы не сможете даже открыть рот!
Есть небольшой лайфхак: установите на мероприятие цель поговорить с определённым числом людей и придерживайтесь его независимо от того, как идут дела. Если вы обещаете себе, что собираетесь говорить по крайней мере с 10 новыми людьми, не нарушайте свое обещание. Наградите себя мороженым или дополнительным часом игры в Warcraft, если сможете сдержать слово.
Или возьмите с собой друга и поспорьте: тот, кто поговорит с наименьшим количеством людей и возьмёт меньше визиток, угощает ужином. Установив цель, вы направляете все усилия своего сознания и подсознания на что-то конкретное, убирая все препятствия и сомнения на пути. Плюс, как только вы достигнете цели, у вас будет реальный повод уйти!
6. Общение с одним человеком и с группой отличается: не будь навязчивым
Если вы видите стоящих одиноко людей, грустно глядящих вдаль (или наоборот внутрь себя) или пялящихся в смартфоны – это идеальные кандидаты на общение! Весь вид этого человека говорит: «ну подойдите же ко мне кто-нибудь, я же не пришел на мероприятие, чтобы читать ленту сообщений от людей, которые находятся совсем в другом месте». Несмотря на то, что интровертам часто нужно передохнуть от толп в одиночестве, вежливый разговор на две минуты никому не повредит. Конечно, сначала вежливо поинтересуйтесь, например, так: «Я вам не помешаю? Могу я поинтересоваться. » Или же просто: «Привет, меня зовут Сергей, как вам мероприятие/доклады/закуски?»
Кстати, могу посоветовать книжку «Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации», довольно ненавязчиво рассказывает о разных стратегиях как раз уничтожения страха перед общением.
Если же интересующий вас человек уже разговаривает с кем-то в группе, не подходите, расталкивая всех и представляя себя, это неприятно. Подойдите достаточно близко, чтобы вас заметили, и просто стойте, слушая разговор. Если у вас есть, что сказать по теме беседы, не стесняйтесь это использовать. Если же нет, подождите, на вас в любом случае обратят внимание и вы сможете включиться в разговор.
В идеальном случае если в группе людей находится тот, кого вы знаете, в паузу при разговоре попросите представить вас. Этот метод работает и в том случае, если вам нужно познакомиться с кем-то одним. Если ваш знакомый знает нужного вам человека, попросите представить вас и продолжайте разговор с новым собеседником. Это позволяет получить гораздо более глубокий контакт, чем самостоятельное знакомство.
7. Будь заинтересованным, а не интересным
Мероприятия, заточенные под общение, часто довольно неприятны для интровертов, потому что мы думаем, что нетворкинг – это продажа себя и заключение сделок. Но это не так! Нетворкинг – это строительство отношений и его важной частью является искренняя заинтересованность в другой стороне. Это как раз то, где интроверты могут преуспеть.
Если вы наблюдательный и вдумчивый человек, вы, вероятно, являетесь отличным слушателем. Используйте эти навыки. Когда вы завязываете разговор, не пытайтесь утопить собеседника в океане ваших бизнес-идей или профессиональных навыков. Спросите, почему они пришли на мероприятие и не переключайтесь сразу же на себя, копайте глубже. Спросите, как они попали в этот бизнес или на эту должность, что они больше всего любят в своей работе, что интересное за последнее время они создали или пережили. Если вы чувствуете себя комфортно, спросите об увлечениях или семье. Это создает нужное первое впечатление!
После того как вы создали некоторого рода отношения, вам будет намного проще говорить о себе и своих идей. Собеседники будут заинтересованы в вас, потому что вы были заинтересованы в них.
И ещё один совет: уделяйте максимальное внимание собеседнику! Если вы спрашиваете личный вопрос, а потом ворошите ленту фейсбучека или озираетесь в поисках других людей – вы подаете сигнал «даа, мне это все на самом деле совсем не интересно». Всего 2 минуты 100% внимания на человеке – гораздо лучше получасового трёпа, на котором вы постоянно отвлекаетесь!
8. В первую очередь думай, чем полезен сам
Как я уже упоминал, на мой взгляд, нетворкинг – процесс абсолютно противоположный продажам. Если их цель – продать то, что есть у вас, человеку, которому это пока не нужно (хотя возможно и нужно), то цель нетворкинга – помочь человеку, дать ему то, что ему нужно, чтобы заслужить доверие, и возможно получить что-то взамен (но это не самоцель).
Продумайте в первую очередь, что можете дать людям на мероприятии ВЫ! Что вы умеете делать, что вы знаете, кого вы знаете. Если вы никаким образом не пересекаетесь со сферой интересов нужного вам человека, шансов на какие-то отношения практически нет. Но не думайте, что если вы студент или джуниор разработчик, вам нечего предложить миллиардеру из списка Forbes или главному архитектору Google. Вы можете порекомендовать интересную книгу или статью, дать совет по использованию какого-либо ИТ-сервиса или даже посоветовать новый музыкальный альбом или концерт.
Подготовьте короткий эффектный рассказ-представление (не больше 20 секунд). Не стоит говорить, что вы менеджер в банке или Java-программист. Это абсолютно ничего не говорит о вас лично! Расскажите, что вы помогаете людям воплощать их финансовые мечты или создаёте программы, помогающие миллионам людей выздоравливать быстрее.
9. Используй соцсети для реального общения
Наилучшим образом этот совет подойдёт тем, кто ищет работу. Профессиональные сайты вроде LinkedIn или Профессионалы.ру – потрясающее средство поиска нужных людей, но они слабо подходят для строительства реальных отношений, которые могут привести к предложению работы. Для этого вам нужны «старомодные» встречи вживую.
Начните с поиска профессионалов, которые работают в нужной сфере или занимают желаемую позицию в компанию. Чаще всего они находятся на 2 или 3-м круге контактов (то есть знакомые ваших знакомых). Вы можете попросить кого-либо из ваших «социальных друзей» представить вас, но даже если это невозможно, напишите личное письмо о вас, почему вы бы хотели добавить человека в контакты. Лучше всего будет спросить об их опыте, услышать их «историю». Как они попали в эту сферу бизнеса? Какой интересный опыт у них есть? Какой совет они могут дать тому, кто пытается войти в эту профессиональную область?
Если вы живёте в том же городе, приглашайте на чашечку кофе или обед. Если вы живёте далеко, попросите разрешения позвонить по телефону или Skype. Не говорите о себе, послушайте их историю, проведите «интервью». Вам не нужно спрашивать, есть ли у них открытая вакансия, чаще всего, если она действительно есть, вам о ней скажут. Завершите встречу, спрашивая имена других людей, с которыми они порекомендуют связаться. Напишите благодарственное письмо и, если необходимо, попросите держать вас в курсе открытых вакансий и, если это будет воспринято не грубо, приложите ссылку на ваше резюме.
10. Напомни о себе
Специалисты по нетворкингу в один голос говорят об одном: если вы не напоминаете о себе, вы теряете ваши с таким трудом полученные контакты. Общепризнанное мнение гуру нетворкинга Кейта Феррацци (автора книги «Никогда не ешьте в одиночку»): вы должны написать по электронной почте, SMS, через соцсети или позвонить в течение 48 часов после первой встречи. Но как не навязываться, а быть полезным?
Лучший способ преодолеть неловкость последующего контакта, – сделать его настолько естественным, насколько это возможно. Если вы хороший слушатель и уделяли максимум своего внимания собеседнику (а я так полагаю, вы всерьёз восприняли совет №7), у вас не будет никаких проблем с дальнейшим общением, ведь вы помните, что Вася интересуется книгами по развитию личности, Маша занимается самостоятельной сборкой промышленных роботов на Ардуино, а Петя ищет приложение для медитаций. (Если у вас проблемы с памятью – делайте пометки на визитных карточках собеседников после разговора).
Если вы действительно хотите построить отношения, не отправляйте безличное «приятно познакомиться» по электронной почте. Найдите то, что будет полезно для людей: рецензию на недавно вышедшую книгу по развитию личности, редкую коллекцию сенсоров для Ардуино на eBay или ссылку на нужную Пете программу c описанием, как вы используете её максимально эффективно. Тогда ваше письмо будет не саморекламой, а действительно ценным сообщением, и вы произведёте хорошее впечатление. И если вы получите ответ, и собеседник вас реально интересует, предложите на неделе встретиться в кафе.
В общем, главный совет: на следующем мероприятии оторвитесь от телефона, по-настоящему заинтересуйтесь окружающими вас людьми, будьте доброжелательными и полезными, получайте удовольствие и вы и не заметите, как круто изменилась ваша жизнь благодаря нетворкингу.