Учебно методические материалы это что
Учебно-методический комплекс
Определение
УМК это учебно-методический комплекс, набор учебных, методических и дидактических стандартов, средств обучения и контроля.
УМК в педагогике – это описание всего того, что используется преподавателем в процессе обучения для решения педагогических задач. Например, обучающие методы рассматриваются в общем виде, без конкретизации специфики класса и профессионализма педагога. Это образец или шаблон, по которому должны строить свои УМК преподаватели школ и учебных заведений.
Что такое УМК по ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дает такое определение. «Учебно-методический комплекс – это комплект нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта».
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
ФГОС определяет компетенции, которые должны освоить обучающиеся. Учебно-методический комплекс предлагает модель с учетом потребностей современного общества и образовательного процесса.
УМК в образовании
УМК в образовании – основной документ, на который ориентируются школы при составлении программ для каждого класса. Принципы построения разработала академия наук Российской Федерации для каждой дисциплины. Учебно-методический комплекс в данном случае имеет авторство и является интеллектуальной разработкой педагога.
УМК включает полную и подробную информацию, которой достаточно для освоения учебного предмета и обеспечивает открытость и последовательность образовательного процесса, поэтому доступен для ознакомления любому желающему.
В образовании накоплен уникальный опыт по составлению и классификации такого материала. Все учебно-методические комплексы можно распределить по нескольким признакам.
Например, по возрастным категориям участников, участвующих в образовательном процессе:
По степени профессионального качества:
По степени обязательности предметов:
Все комплексы строятся по стандартам, разработанным высшей профессиональной школой государства, а характеристика УМК зависит от процесса обучения – программы, которую выбрала школа. Например, «Школа России» или «Школа 2100».
Требования к УМК
УМК разрабатывается в соответствии с достижениями науки и придерживается требований образовательного стандарта. Говоря иначе, комплекс должен отвечать принципу научности и доступности изложения.
Структура и компоненты
Учебно-методический комплекс разрабатывают преподаватели учебного учреждения, опираясь на требования Государственного образовательного стандарта, учебного плана по данной дисциплине. Педагоги, имеющие ученые степени в области дидактики и методики преподавания, готовят рекомендации по составлению таких комплексов. Состав УМК зависит от выбранной программы обучения. Определим, что входит в УМК, опишем его структуру и компоненты.
В структуру УМК входят:
УМК – это руководство и для педагога, и для ученика.
Одно из обязательных условий для разработки УМК – это использование федерального и регионального компонентов в построении.
Федеральный компонент – это соблюдение государственного стандарта в образовании (количество учебных часов по предмету, вид аттестационного контроля).
Региональный компонент документация, связанная с содержанием учебной дисциплины, и распределение плана учебных занятий.
Принципы
Принципы построения УМК опираются на принципы современного образовательного процесса:
Этапы проектирования
Проектирование УМК – это сложное и творческое дело, которое занимает много времени у педагога.
На первом этапе разработки комплекса учитель рассматривает некоторые задачи обучения, воспитания и развития учеников, анализирует объём информации, который им необходимо усвоить, изучает начальный уровень подготовленности обучающихся. На этом этапе важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на информационные компоненты и определить методы построения для каждого.
На втором этапе преподаватель разрабатывает методические рекомендации, подбирает задания для индивидуальной мотивации учащихся, готовит тестовые задания, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии игровых методик.
На третьем этапе учитель прописывает все компетенции, которые должны освоить учащиеся при изучении курса. Прогнозирует сложности, с которыми они могут столкнуться, ищет пути их преодоления. Рассматривает методики эффективного обучения.
На последнем этапе учитель подготавливает контрольно-измерительные материалы, тестовые задания и аттестационные контрольные работы. Сравнивает динамику освоения знаний учениками и анализирует дальнейшие перспективы в обучении. После апробации УМК педагог может его доработать или оставить без изменений.
УМК в начальной школе
Сейчас в России существуют две системы обучения.
Традиционная система обучения представлена комплексами «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000», «Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа». Развивающая система обучения – это программы Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Памятка по созданию методических материалов
ПАМЯТКА ПО СОЗДАНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Автор-составитель: Шевердина З.А.
Способом раскрытия тайны педагогического творчества, обмена накопленным опытом, приоткрытия завесы поиска педагога является создание и оформление методической продукции. Но часто создатель интересного занятия, технологии, программы относится к своему труду как к чему-то понятному, простому, и, представляя его, делает это мимоходом, поверхностно. Многие вещи, понятные автору, он считает понятными всем, хотя это далеко не так.
В предложенной Вам памятке обобщен опыт разных авторов. Памятка составлена для того, чтобы сориентировать автора методической продукции в запросах тех людей, которые будут знакомиться с материалами.
Памятка предназначена: для педагогов дополнительного образования.
Четко сформулированные рекомендации по оформлению материалов, поступающих в методический кабинет учреждения дополнительного образования детей, помогут педагогическим работникам представить свой педагогический и методический опыт более доступно, целостно, системно.
Методические материалы и их виды……………………………………
Рекомендации по содержанию и целям
создания методических материалов……………………………………..
Рекомендации по оформлению методических материалов:
• сценарии массовых мероприятий ………………………………….
и методические рекомендации …………………. ……………….
тексты выступлений на семинарах и конференциях,
педсоветах, методических объединениях …..…..…………………
• публикации в СМИ и печатных изданиях ………. ………………..
Методические материалы и их виды
К методическим материалам относятся:
СЦЕНАРИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
3.МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
5. КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Конспект учебного занятия включает в себя описание процесса подготовки занятия, формулировку цели и задач занятия; используемые методы, приемы и средства обучения. В развернутом виде представлено содержание занятия, методы контроля и ожидаемые результаты.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
К творческим работам учащихся относятся сочинения, рефераты, технологическое описание изготовления изделия и другие виды результата творческой деятельности учащихся. Творческие работы могут быть самостоятельно представлены на выставках, олимпиадах, конкурсах, смотрах или являться приложениями к образовательным программам, описанию учебных занятий, методическим разработкам педагогов.
ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ
Фотографии и видеозаписи являются красочными иллюстрациями различных видов деятельности учащихся и педагогов. Правильно оформленный материал дает возможность не только сохранить для истории воспоминания о прошедших делах, но и является основой для анализа мероприятия, занятия и т.п.
ТЕКСТЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЕМИНАРАХ И КОНФЕРЕНЦИЯХ, ПЕДСОВЕТАХ, МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ
Материалы (статьи, заметки и пр.), опубликованные в газетах, сборниках, книгах, авторами которых являются сотрудники УДОД.
МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
При проведении методических объединений педагогов на базе УДОД участники семинаров, как правило, получают план проведения семинара, визитную карточку, материалы из опыта работы принимающего учреждения. Данные материалы могут пополнить фонд методического кабинета и быть интересными для педагогов вашего учреждения.
Рекомендации по содержанию и целям создания методических материалов
Приступая к работе над каким-либо из видов методических материалов, автору необходимо учитывать, что материалы должны:
не отставать от «горячих», острых проблем дня;
иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную категорию взрослых или детей;
раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действия педагога, коллектива;
опираться на анализ предшествующего опыта, осмысление состояния дел данного вопроса на современном этапе;
не становиться самоцелью, т.е. автору надо подумать о дальнейшей судьбе своих материалов, их жизненности и полезности;
содержать ссылки на авторов или печатные источники, идеи и материалы которых использованы в работе над методической продукцией.
Рекомендации по оформлению методических материалов
Рекомендации по оформлению образовательных программ.
содержание изучаемого курса
методическое обеспечение программы
материально-техническое обеспечен не программы
Рекомендации по оформлению сценариев массовых мероприятий:
титульный лист (название образовательного учреждения, форма и название мероприятия, адресность (возраст участников), Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год проведения);
пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, условия и особенности реализации, предварительные организационные мероприятия);
литературный сценарий (название, действующие лица, полный текст ведущих и героев, описание игр, конкурсов; ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т.д.; имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с основным текстом);
методические советы по проведению;
рекомендуемая и используемая автором литература и музыкальный материал;
приложения (дидактические материалы, вопросы и ответы викторин, схемы, таблицы и т.д.)
Рекомендации по оформлению методических разработок и методических рекомендаций:
титульный лист (название образовательного учреждения, название работы, Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год);
вступительная часть (адресность, актуальность, краткий анализ положения дел по данному вопросу)
основная часть (описание методов, способов, приемов деятельности, ведущих к достижению желаемого результата деятельности; предложения и указания, способствующие внедрению их в практику)
методические советы, примерные варианты реализации
список использованной литературы
Рекомендации по оформлению конспектов учебных занятий:
титульный лист (название образовательного учреждения, название образовательной программы, год обучения, тема занятия; Ф.И.О. педагога, должность, Ф.И.О. консультанта, должность; дата проведения)
тема, цель, задачи учебного занятия (образовательные, воспитательные, развивающие)
форма проведения занятия (интегрированное занятие, занятие-соревнование, занятие-игра, лекция, практическая или лабораторная работа, семинар, диспут, конференция, экскурсия, поход, творческое выступление и др.)
оборудование учебного занятия (средства обучения, наглядные пособия, технические средства обучения, специальное оборудование и др.)
структурное описание учебного занятия (организация начала занятия, проверка имеющихся знаний и умений учащихся, ознакомление с новыми знаниями и умениями, упражнения на освоение и закрепление полученных знаний, умений и навыков, подведение итогов занятия)
используемая автором литература
Рекомендации по оформлению творческих работ учащихся:
титульный лист (название образовательного учреждения, название работы, Ф.И. и возраст учащегося, Ф.И.О. педагога-консультанта, название коллектива, год)
сопроводительная пояснительная записка педагога (методиста, зав, отделом)
приложения (фото, чертежи, рисунки, ноты и др.)
Рекомендации по оформлению фото и видео материалов:
на видеоматериалах указать: форму и название мероприятия, дату и место проведения, продолжительность записи
на фотоматериалах указать: форму и название мероприятия, дату и место проведения, Ф.И.О главных «героев» фотографии (если это возможно)
Рекомендации по оформлению курсовых работ слушателей повышения квалификации:
титульный лист: название образовательного учреждения, название курсов повышения квалификации, тема курсовой работы, Ф.И.О. автора полностью, должность, год написания
содержание работы (оформляется в соответствии с требованиями курсов), например:
— введение (анализ избранной темы, обоснование её актуальности)
— теоретическая часть (анализ источников по данной проблеме, современное состояние научного изучения проблемы, новые, требующие изучения, аспекты проблемы)
— основное содержание (авторские разработки, новая информация, позитивные и негативные результаты самостоятельной работы слушателя)
— заключение (выводы, оценка успеха и недостатков проделанной работы, рекомендации по внедрению тех или иных авторских разработок)
— приложения (статистические материалы, схемы, таблицы, графики, аудио- и видеоматериалы, материалы на компакт- дисках, дискетах)
Рекомендации по оформлению текстов выступлений на семинарах и конференциях, педсоветах, методических объединениях:
титульный лист: название образовательного учреждения, форма и название мероприятия, тема выступления, Ф.И.О. автора полностью, должность, дата выступления)
Рекомендации по оформлению планов работы: титульный лист: название образовательного учреждения, кем и когда утвержден план, кем и когда принят план, название плана, на какой временной период составлен план
формы оформления плана могут быть различны, но должны включать следующие разделы: анализ деятельности отдела за предыдущий период, цели и задачи на планируемый период, содержание деятельности отдела по реализации задач, срок выполнения планируемой работы, Ф.И.О. исполнителей или ответственных за выполнение.
Рекомендации по оформлению публикаций в СМИ! и печатных изданиях:
указать название СМИ, № и дату выпуска, выделить название статьи и Ф.И.О. автора
при публикации материалов в сборниках, книгах и др. печатных изданиях указать: Ф.И.О. автора (или под чьей редакцией вышла книга), полное название печатного издания, город, издательство, год издания
Рекомендации по оформлению списка литературы.
Все источники литературы размещаются в алфавитном порядке. Описывая книгу, следует указать: фамилию автора, инициалы; полное название книги (без кавычек) с подзаголовками; город, где издана книга; издательство; год издания. При описании сборников указывают: полное название (без кавычек) с подзаголовками; под чьей редакцией вышел сборник (инициалы, фамилия), переводчик (если есть); город, где издан сборник; издательство; год издания.
6. Методические рекомендации по оформлению сценария, ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», кабинет научно-методического сопровождения досуговых программ
7. Положение об аттестационной работе слушателя курсов повышения квалификации, ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Учебно-методическое обеспечение: определение понятия, типовые материалы, организация образовательного процесса
Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации ФГОС является надлежащее учебно-методическое и информационное обеспечение. Более опытные преподаватели, возможно, предпочтут не использовать готовые разработки, а будут составлять собственные материалы. Начинающим же педагогам без наработок других специалистов просто не обойтись. Что такое учебно-методическое обеспечение учебного процесса? Что в него входит? Для чего оно нужно? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.
Определение
Вам будет интересно: Шестиугольная призма и ее основные характеристики
Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы процесса.
Ключевые признаки
Учебно-методическое обеспечение дисциплины, специальности, предмета, раздела, модуля и пр. представлено в форме определенного комплекса, который в том или ином виде должен:
Вам будет интересно: Кто такой эмир? И правитель, и мужское имя
Обеспечение дисциплины, модуля, специальности, предмета, темы и пр. должно полностью охватывать основное содержание учебного материала. Комплексность выражена в том, что изучение каждого последующего узлового вопроса по содержанию обучения по каждому разделу (теме) программы обеспечивается оптимальным минимумом инструментов и средств обучения, документацией, благодаря которым повышается качество всего процесса в целом.
Цели и задачи
Для преподавателя учебно-методическое обеспечение учебного процесса необходимо для детального отражения наличия и состояния средств обучения, анализа степени раскрытия той или иной дисциплины в программах различных специальностей и последующего их сведения в единую логическую систему.
Вам будет интересно: Что такое бескорыстие? Значение слова
Обучающемуся комплекс дидактических материалов помогает получить знания о теоретических и практических основах изучаемого предмета.
В процессе обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Использование информационно-методического обеспечения учебного процесса позволяет эффективно выполнять все эти задачи в совокупности.
Средства обучения
Их разделяют на следующие группы:
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Неотъемлемыми его элементами являются:
Нормативно-правовые документы
В этом разделе учебно-методического обеспечения предмета должны присутствовать:
Учебно-программные, планирующие документы
В этом разделе должны присутствовать:
Учебно-методическое обеспечение формируется из:
Вам будет интересно: Как написать письмо учителю? Образец письма учителю от ученика
Программное, информационное, материально-техническое обеспечение
В этом разделе должны присутствовать перечни:
Кроме того, данный блок учебно-методического обеспечения рабочей программы включает в себя:
Особенности разработки
При формировании учебно-методического обеспечения курса (модуля, дисциплины) педагог руководствуется планом предметной комиссии и индивидуальным планом. Непосредственная разработка осуществляется преподавателями, ведущими соответствующий курс, модуль, предмет.
Педагоги, формирующие учебно-методическое обеспечение программы (учебного процесса), отвечают за его содержание. Материалы, включенные в его состав, подлежат обсуждению на заседании предметной комиссии. Контрольно-оценочные документы, рабочие программы должны быть утверждены замдиректора по учебной работе, а программы по промежуточной аттестации (в форме экзамена, в т. ч. комплексного), комплекты контрольно-оценочных инструментов и средств утверждаются замдиректора по учебно-производственной работе. Рабочие программы учебно-производственной практики, комплекты оценочных средств для квалификационных экзаменов по профессиональным модулям согласовываются с представителями работодателя.
Контроль качества элементов, включенных в состав учебно-методического обеспечения, осуществляется председателем предметной комиссии и методистом. Контрольный экземпляр хранится в методическом кабинете и библиотеке в электронном и бумажном виде.
Сопровождение производственной деятельности
Учебно-методическое обеспечение практики состоит из документов, регламентирующих время, предназначенное для закрепления и углубления обучающимся знаний, полученных в ходе обучения, приобретения навыков и умений по тем или иным видам профессиональной деятельности. В него входят:
Раздел «Курсовое проектирование и курсовые работы»
Этот блок учебно-методического обеспечения имеет преимущественно справочно-поисковый характер. Часть документов необходимо включить в состав учебно-методического комплекса дисциплины, если в плане предусмотрено время на курсовое проектирование. Если проект или курсовая является комплексной работой, т. е. объединяет 2 и более предметов, наличие этих материалов необязательно.
Речь, в частности, о:
Сборник «Итоговая аттестация»
Частью этого раздела учебно-методического обеспечения является комплект «Дипломное проектирование или дипломные работы». Он включает в себя:
Самостоятельная работа обучающихся
Она представляет собой часть образовательного процесса, реализация которой обеспечивает усвоение, закрепление и совершенствование знаний, приобретение навыков и умений, составляющих суть подготовки специалистов.
Комплект «Самостоятельная работа обучающихся» – это сборник учебно-методических материалов для организации процесса внеаудиторного освоения дисциплин, приобретения профессионального опыта. В этой связи большая часть документации разрабатывается в составе учебно-методического обеспечения повседневно изучаемых дисциплин. Кроме этого, в комплект входят метапредметные (междисциплинарные) разработки, которые способствуют развитию творческого мышления обучающихся и их самостоятельности. Это могут быть, к примеру:
Вам будет интересно: Пополняем словарный запас: дебош — это.
Учебные материалы
В этот комплект входят:
В качестве источников для создания таких материалов вполне можно использовать обычные учебники, аудио- и видеозаписи, журналы и пр. Главное, чтобы все они были дополнены необходимыми рекомендациями и пояснениями.
Дополнительно
Обеспечение эффективности обучения на основе любых учебных материалов достигается обязательным включением в них:
Когда необходимы материалы по самостоятельному обучению?
Разработку целесообразно осуществлять для:
Заключение
Обеспечение как процесс представляет собой планирование, разработку и формирование оптимальной системы средств обучения и учебно-методических материалов, необходимых для организации эффективного образования в рамках учебной программы. Если рассматривать КУМО как результат, то оно представляет собой совокупность всех документов, проект описания педагогического процесса, готового к реализации.
Оценку качества следует осуществлять в двух аспектах. Во-первых, анализируется уровень соответствия отображения сферы профессиональной деятельности в учебно-методическом комплекте предмета. Во-вторых, оценивается успешность реализации задач обучения.
Качество и эффективность КУМО определяется рядом факторов. Речь, в частности, о: