Юридический отдел предприятия чем занимается
Положение о юридическом отделе
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ПАО «Трест»
____________ П.П. Петров
Положение о юридическом отделе
1 Общие положения
1.1 Полное наименование подразделения — юридический отдел.
1.2 Юридический отдел является самостоятельным структурным подразделением ОАО «Трест» (далее по тексту предприятие) и непосредственно подчиняется генеральному директору.
1.3 Юридический отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом генерального директора.
1.4 В процессе производственной деятельности юридический отдел в широких масштабах сотрудничает со всеми структурными подразделениями предприятия.
1.5 В своей деятельности юридический отдел руководствуется:
1.5.1 Действующим законодательством РФ,
1.5.2 Государственными и международными стандартами системы ISO серии 9000,
1.5.3 Политикой предприятия в области качества,
1.5.4 Документацией системы менеджмента качества (СМК) предприятия,
1.5.5 Уставом предприятия,
1.5.6 Коллективным договором предприятия,
1.5.7 Приказами и распоряжениями руководства предприятия,
1.5.8 Правилами внутреннего трудового распорядка,
1.5.9 Настоящим положением.
2 Цели
2.1 Активное использование правовых средств для обеспечения прибыльной работы предприятия, улучшения его экономических показателей.
2.2 Обеспечение правовыми средствами сохранности собственности предприятия, выполнения обязательств по поставке, по договорам купли-продажи, подряда на капитальное строительство и другим договорам.
2.3 Защита прав и законных интересов предприятия.
2.4 Контроль за соблюдением законности в деятельности предприятия.
3 Внутренняя структура
3.1 Структуру и штатную численность юридический отдел утверждает генеральный директор предприятия.
3.2 Юридический отдел состоит из начальника отдела и юрисконсультов.
3.3 Юридический отдел возглавляет начальник, который непосредственно подчиняется Генеральному директору.
3.4 Юрисконсульты непосредственно подчиняются начальнику юридического отдела и назначаются на должность приказом генерального директора по представлению начальника юридического отдела.
4 Функции и задачи
4.1 Осуществление правовой экспертизы проектов приказов, положений и других актов правового характера, подготавливаемых на предприятии, в необходимых случаях участие в разработке этих документов.
4.2 Организация, совместно с другими подразделениями предприятия, подготовки предложений об изменении действующих и отмене фактически утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных на предприятии.
4.3 Участие в подготовке и заключении коллективных договоров.
4.4 Организация совместно с другими подразделениями предприятия работы по заключении договоров (контрактов), участие в подготовке проектов указанных договоров и их анализе.
4.5 Участие в рассмотрении претензий поступивших на предприятие и подготовке ответов на них, а также осуществление методического руководства этой работой в соответствующих подразделениях.
4.6 Подготовка и направление претензий от имени предприятия по материалам переданным в юридический отдел.
4.7 Участие в рассмотрении вопросов о числящейся на балансе предприятия дебиторской и кредиторской задолженности и принятие совместно с другими подразделениями предприятия мер по ликвидации этой задолженности.
4.8 Представление интересов предприятия в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также других государственных органах при рассмотрении правовых вопросов.
4.9 Обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных и арбитражных дел с участием предприятия и выработка на их основе предложений по устранению выявленных недостатков и улучшению работы предприятия.
4.10 Участие в подготовке локальных нормативных актов, разрабатываемых, а также в подготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающих на предприятие.
4.11 Предоставление консультаций, заключений, справок по правовым вопросам.
4.12 Оказание правовой помощи комитету профсоюза.
4.13 Участие в рассмотрении документации о выпуске продукции с отклонением от установленных требований и иных правонарушений, а также принятие мер к возмещению ущерба, причиненного при этом предприятию.
4.14 Осуществление правовой экспертизы локальных нормативных актов.
4.15 Проведение правового обучения руководителей подразделений нормам действующего законодательства РФ.
4.16 Знание документации СМК предприятия и соблюдение ее требований.
5 Права
5.1 Юридический отдел имеет право:
5.1.1 Проверять соблюдение законности в деятельности структурных подразделений предприятия.
5.1.2 Запрашивать Положения о любых структурных подразделениях предприятия и должностные инструкции на их работников.
5.1.3 Требовать от должностных лиц предприятия предоставления документов, справок, расчетов, объяснений и других сведений, необходимых для выполнения возложенных на юридический отдел обязанностей.
5.1.4 Привлекать с согласия руководителей структурных подразделений его работников для подготовки проектов локальных актов и других документов.
5.1.5 Вносить предложения по совершенствованию работы в структурных подразделениях и привлечению лиц, виновных в нарушении норм действующего законодательства к дисциплинарной и материальной ответственности.
6 Взаимоотношения с другими структурными подразделениями
6.1. Юридический отдел взаимодействует с структурными подразделениями предприятия:
Служебные на составление проектов договоров исходящих от предприятия.
Проекты договоров полученных предприятием.
Договоры с протоколами разногласий.
Сведения о дебиторах.
Сведения о нарушении условий договоров.
Документы о недостачах и дефектной продукции (претензии покупателей, акты приемки и т.д.)
передает в отдел сбыта:
Проекты договоров.
Заключения по представленным договорам
Визирование протокола разногласий или составление протокола согласования разногласий.
Претензии и иски по взысканию дебиторской задолженности.
Претензии и иски.
Заключения о невозможности судебного взыскания, иски, претензии
получает от отдела материально-технического снабжения:
Служебные на составление проектов договоров исходящих от предприятия.
Проекты договоров полученных предприятием.
Договоры с протоколами разногласий.
Сведения о дебиторах.
Сведения о нарушении условий договоров.
Документы о недостачах и дефектной продукции (претензии покупателей, акты приемки и т.д.)
передает от отдела материально-технического снабжения:
Проекты договоров.
Заключения по представленным договорам
Визирование протокола разногласий или составление протокола согласования разногласий.
Претензии и иски по взысканию дебиторской задолженности.
Претензии и иски.
Заключения о невозможности судебного взыскания, иски, претензии
получает от отдела технического контроля:
Акты (служебные, заключения) о несоответствиях продукции и материалов. Справки, объяснительные записки.
Претензии по качеству продукции, поступившие от потребителей.
Проекты ответа на претензию по качеству продукции
Документация системы менеджмента качества предприятия.
передает в отдел технического контроля:
Заключения о невозможности судебного взыскания, иски, претензии.
получает от бухгалтерии:
Акты, постановления, решения, справки налоговых органов. Служебные о необходимости их обжалования.
передает в бухгалтерию:
Заключения о невозможности судебного обжалования, иски, претензии.
получает от финансового отдела:
Сведения о дебиторах.
передает в финансовый отдел:
Заключения о возможности погашения дебиторской задолженности.
получает от отдела кадров:
Проекты приказов об увольнении по ст. 81 трудового кодекса РФ.
передает в отдел кадров:
приказы с визой.
получает от руководителей всех структурных подразделений:
Проекты приказов о привлечении к работе в сверхурочное время, к работе в выходные и праздничные дни, о привлечении к дисциплинарной ответственности.
передает руководителям всех структурных подразделений:
визированные приказы
получает от отдела охраны труда и техники безопасности:
Акты о несчастных случаях. Проекты приказов и служебные записки, подготовленные в связи с ними.
передает в отдел охраны труда и техники безопасности:
визированные приказы, заключения.
передает в отдел организации и оплаты труда:
Проекты приказов об оплате труда, штатное расписание ЮО, Положение о ЮО и должностные инструкции юрисконсультов.
получает из отдела организации и оплаты труда:
Визированные приказы, консультации по оплате труда.
7 Ответственность начальника подразделения
7.1 Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим положением на юридический отдел задач и функций несет начальник юридического отдела.
7.2 Ответственность сотрудников отдела устанавливается должностными инструкциями.
8 Заключение
8.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:
8.1.1. Требованиями СТП СМК;
8.1.2. Действующей на предприятии организационной структурой управления;
8.1.3. Штатным расписанием юридического отдела;
8.2. В настоящее Положение имеет право вносить предложения об его изменении начальник юридического отдела, начальник ООиОТ.
8.3. Сроков введения в действие настоящего положения считать дату утверждения Положения Генеральным директором предприятия.
8.4. Срок окончания действия настоящего Положения — 5 лет.
Начальник юридического отдела С.С. Сергеев
Начальник отдела кадров И.И. Иванов
Ведущий инженер по СМК В.В. Васильев
Начальник отдела организации и оплаты труда М.М. Мотькин
Положение об юридическом отделе
I. Общие положения
1. Юридический отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия.
2. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия.
3. Отдел подчиняется непосредственно директору предприятия.
4. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом директора предприятия.
5. Начальник юридического отдела имеет _______ заместителя(ей).
II. Структура
1. Структуру и штатную численность отдела утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника юридического отдела и по согласованию с ____________________ (отделом организации и оплаты труда; отделом кадров)
2. Юридический отдел имеет в своем составе структурные подразделения* (службы, группы, секторы, бюро, пр.) согласно нижеприведенной схеме.
Бюро (сектор, группа) планирования и оперативного управления
Бюро (сектор, группа) обеспечения законности правовых документов
Бюро (сектор, группа) договорной работы
Бюро (сектор, группа) претензионной и исковой работы
Бюро (сектор, группа) обеспечения правовой информацией
Бюро (сектор, группа) учета и хранения нормативных актов
*В состав юридического отдела могут входить отдельные специалисты и группы, осуществляющие функции по отдельным направлениям (договорная работа, исково-претензионная работа, правовая экспертиза, пр.)
3. Положения о подразделениях юридического отдела (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются начальником отдела, а распределение обязанностей между сотрудниками подразделений производится
(руководителями бюро, секторов, групп; заместителем(ями) начальника отдела)
III. Задачи
IV. Функции
V. Права
VI. Взаимоотношения (служебные связи)
(наименование структурного подразделения)
— по вопросам: ________________________________________________________
получения: ___________________________________________________________
предоставления: _______________________________________________________
VII. Ответственность
Юрист на предприятии. Какие у него обязанности?
Разнообразие юридических вопросов, регулярно встающих перед руководством любого предприятия, заставляет включать в штат организации юриста. Большие и средние компании имеют целые юридические отделы, занимающиеся вопросами соблюдения законности в процессе функционирования, защитой прав и интересов предприятия, отслеживания и своевременного реагирования на все изменения в законодательстве.
Маленькие компании ограничиваются одним юристом, разбирающимся в разных направлениях юриспруденции (жилищное, налоговое, семейное, уголовное и другие виды права).
В некоторых случаях компания вовсе не имеет собственного юриста, а все вопросы решаются по договору с юридической фирмой.
В обязанности юриста в компании входит:
Одной из самых важных обязанностей юриста является участие в составлении договоров. Прежде, чем договор будет подписан руководителем, он должен пройти всестороннюю проверку, в том числе проверку лицензий, допусков, разрешений. От правильности составленного и подписанного договора может напрямую зависеть финансовое благополучие предприятия.
Чем крупнее компания и разнообразнее её деятельность, тем большее количество юридических вопросов приходится решать её руководству. Юридические отделы таких компаний состоят из специалистов, занимающихся решением вопросов по разным направлениям права. Узкая специализация позволяет юристам компаний решать самые сложные вопросы в какой-то определённой области.
Для обеспечения непредвзятости в решениях юристы (или юридические отделы) на предприятии, как правило, подчиняются непосредственно руководителю компании.
Мелкие компании и предприятия используют в своей работе два варианта юридического обеспечения:
Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки и выбор, каким будет юридическое обеспечение, в конкретном случае принимается с учётом всех особенностей ситуации.
Собственный юрист удобен тем, что он всегда готов оказать консультацию. За время работы в компании он успевает ознакомиться с особенностями её коммерческой и хозяйственной деятельности, поэтому его консультации всегда максимально полезны и информативны.
С другой стороны, один юрист, даже самый опытный, не в состоянии одинаково хорошо разбираться в разных областях права. Наличие в штате дополнительного работника заставляет работодателя нести дополнительные затраты в виде регулярных выплат (заработная плата, отчисления в социальные фонды и так далее).
Привлечение юридических компаний позволяет получить консультацию наиболее опытных специалистов в данной области права. Однако, подобные консультации, а тем более судебные сопровождения каких-либо дел, имеют высокую стоимость.
Наиболее целесообразным является привлечение юридических компаний для решения сложных вопросов, а также ведения дел в судах низшей, арбитражной или кассационной инстанции. Собственный же юрист эффективен для решения повседневных вопросов или небольших проблем юридического характера.
Существование современных предприятий без юридической поддержки невозможно. Только грамотный специалист способен минимизировать правовые риски компании при осуществлении производственной, хозяйственной или административной деятельности.
Юридическая служба на предприятии, ее роль и функции
Основными задачами, которые возлагаются на юридическую службу:
а) укрепление законности и предупреждение правонарушений в деятельности предприятия;
в) обеспечение правовыми средствами сохранности имущества предприятия, укрепления трудовой дисциплины, повышения качества продукции, строгого соблюдения договорной дисциплины;
г) защита прав и законных интересов предприятия, трудящихся;
д) правовое воспитание трудящихся.
Основные обязанности юридической службы:
1. проверка соответствия требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений, других документов правового характера;
2. осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства приказов, распоряжений и других актов, издаваемых руководителями структурных подразделений предприятия, и принятие мер к изменению или отмене актов, изданных с нарушением действующего законодательства;
3. подготовка совместно с другими службами предприятия предложений об изменении действующих или фактически устаревших, утративших силу приказов и других актов правового характера, изданных на предприятии;
4. участие в подготовке и заключении коллективных договоров, а также разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины;
5. рганизация совместно с другими службами работы по заключению хозяйственных договоров;
7. участие в рассмотрении вопросов о числящейся на балансе предприятия дебиторской и кредиторской задолженности и принятие совместно с другими службами мер к ликвидации этой задолженности;
8. осуществление контроля за соблюдением на предприятии установленного действующим законодательством порядка приемки продукции по количеству и качеству;
9. представительство и защита интересов предприятия в суде, арбитраже, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов;
10. обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных и арбитражных дел, претензий, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров, представление руководителю предприятия предложений по устранению выявленных недостатков;
11. участие в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых предприятием, и в подготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающих на отзыв предприятию;
12. консультирование, подготовка заключений, справок по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия;
14. подготовка с участием других служб материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной (нестандартной, некачественной) продукции и иных правонарушениях для передачи следственным органам и товарищеским судам, а также принятие мер к возмещению ущерба, причиненного предприятию;
15. организация систематизированного учета и хранения поступающих на предприятие и издаваемых им нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к правовой работе.
Работники юридической службы правомочны:
1. проверять соблюдение законности в деятельности предприятия в целом, а также в его отдельных структурных подразделениях;
2. требовать в случаях необходимости от руководителей и иных должностных лиц соответствующую документацию;
3. с согласия руководства привлекать соответствующих работников для оказания помощи в осуществлении мероприятий, проводимых юридической службой.
При выполнении своих должностных обязанностей работники юридической службы используют различные формы и методы:
— проверяют соответствие законодательству всех правовых документов, в том числе проектов приказов, передаваемых на подпись руководителю предприятия; если эти документы не противоречат закону, юрисконсульт их визирует; участвуют в работе по заключению хозяйственных договоров;
— представляют интересы предприятия в общих, арбитражных и третейских судах;
— консультируют руководство, профсоюзные комитеты предприятий по вопросам применения трудового, финансового, гражданского и другого законодательства;
— вносят предложения своему руководству об изменении или отмене устаревших приказов;
— ведут пропаганду законодательства в трудовом коллективе, информируя рабочих и служащих о новом законодательстве, и выполняют другую юридическую работу.
В своей повседневной деятельности работники юридической службы государственных предприятий зачастую участвуют в предупреждении хищений имущества, приписок, должностной халатности и других правонарушений. Эта работа осуществляется ими в основном в следующих формах:
— участие в проверках соблюдения законодательства об охране собственности;
— разработка мероприятий по предупреждению хищений и бесхозяйственности совместно с другими службами предприятий (бухгалтерией, отделом сбыта, технологическими лабораториями и т.д.);
— оформление материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпусках недоброкачественной продукции для передачи их в следственные или судебные органы;
— участие в работе по возмещению ущерба, причиненного предприятию;
— участие в работе по обеспечению требований законодательства о списании материальных ценностей.
Следует обратить внимание на классификацию форм организации юридической службы:
а) юридические отделы или бюро, главные или старшие юрисконсульты, юрисконсульты.
б) выполнение юридических функций по совместительству.
Эта форма допустима, когда по объему правовой работы иметь штатного юридического работника на полной ставке нецелесообразно.
в) юридическое обслуживание организаций на договорных началах юридическими фирмами, юридическими консультациями коллегий адвокатов.
г) выполнение юридических функций сотрудником данной организации без занятия штатной должности.
д) юридическое обслуживание предприятий правовой службой вышестоящего органа.
Суть такой формы состоит в том, что юридическая служба вышестоящей организации систематически или в отдельных случаях проводит правовую работу на безвозмездных началах.
Юридическая служба предприятий доказала необходимость своего существования. В настоящее время ее роль в хозяйственной деятельности высока. И нет сомнений в том, что по мере дальнейшего развития рыночных отношений, повышения самостоятельности предприятий роль юридической службы будет еще более возрастать.
Для чего нужна юридическая служба малому и среднему бизнесу?
Распространенное заблуждение начинающих бизнесменов в том, что молодому предприятию юрист не нужен, может привести к финансовым убыткам и даже уничтожить бизнес. Сегодня каждый предприниматель должен понимать, как создается и работает юридическая служба организации
Сегодня юридическая служба нужна малому и среднему бизнесу как никогда. По результатам прокурорской деятельности наблюдается увеличение количества случаев нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности – с 152 807 в 2019 г. до 165 548 в 2020 г. (прирост – 8,3%). Усугубляют ситуацию распространенные заблуждения начинающих бизнесменов: предприятие молодое, долги мы еще не накопили, и государственные органы с проверками пока не придут; ответы на все вопросы можно найти в интернете; возникла проблема – так она решится сама по себе.
А вот что Д.В. Засухин пишет в своей книге «Юридический маркетинг»: «К сожалению, мы очень ленивы и инертны. Давайте будем честными с собой и признаемся, что решать проблемы мы не любим. Авось и так пройдет? Это утверждение верно не только для бизнеса. Вспомните, как вы посещаете стоматолога? Мало кто из нас раз в полгода записывается на профилактику и при первых симптомах бежит в стоматологический кабинет. Большинство из нас откладывают решение проблемы до последнего. »
Однако такое легкомысленное отношение крайне опасно. Из-за стремительного изменения законодательства непрофессионалу трудно уследить за нововведениями, а по общему правилу незнание закона не освобождает от ответственности. Непродуманные действия предпринимателя могут не только сказаться на репутации компании и привести к финансовым убыткам, но и уничтожить бизнес.
Для развития и обеспечения безопасности любой организации необходима юридическая служба. Ее специалисты призваны внедрять юридические механизмы для эффективного осуществления компанией своей деятельности, обеспечивать ее правовую защищенность путем выявления и устранения возможных рисков. Без юридической службы успешное функционирование организации сегодня представить практически невозможно.
Зачем нужна юридическая служба?
Основные задачи юридической службы можно разделить на две категории.
1. Внутренние задачи, связанные с деятельностью юридической службы непосредственно в области права:
Перечисленные виды деятельности не могут выполнять лица без юридического образования и соответствующего опыта работы.
2. Внешние задачи, связанные с деятельностью юридической службы, которая лишь отчасти касается юриспруденции:
Подобная деятельность юридической службы подразумевает работу с документацией исключительно в части права. Например, в заявлении от гражданина могут содержаться вопросы, касающиеся не только юридической стороны, но и экономической или технической. Ответ на такое обращение юрист готовит совместно с экономистом или техническим специалистом компании.
Задачи юридической службы пронизывают деятельность каждой компании независимо от ее формы и размера в любом сегменте бизнеса. Каждодневное выполнение этих задач напрямую связано с грамотным ведением документооборота и решением важных правовых вопросов. Поддержание стабильной и планомерной работы юридической службы упрощает и делает более эффективной работу компании по всем направлениям деятельности, позволяет экономить средства и беречь нервы руководителя организации.
По каким принципам работает юридическая служба?
Рассмотрим основные принципы, по которым должна работать любая юридическая служба.
Как выбирать специалистов в юридическую службу?
Прежде всего нужно понять, кого принимать на работу и на что обращать внимание. Для проверки знаний и практических навыков претендентов на должность вам понадобится помощь профессионального рекрутера или юриста. При этом вопросы, которые он будет задавать на собеседовании, должны быть вам разъяснены.
Мы рекомендуем задавать вопросы о видах исковых заявлений и сроках их подачи, об адресе суда, о действиях при проведении проверки, размерах штрафов по делам об административных правонарушениях и т.п. Также пусть претендент на должность расскажет, как учился и чем интересуется. Вы должны определить уровень знаний и кругозор человека. Обязательно выясните, выступал ли он публично. Если у кандидата нет такого навыка, он не сможет представлять ваши интересы в суде и перед иными государственными органами.
Имейте в виду: если претенденту прежде приходилось подавать много исков или работать с большим объемом документов, это еще не значит, что он профессионал. Количество не всегда равняется качеству. Вы должны понимать, что юрист призван решать стратегические и тактические правовые вопросы. Такой специалист, как снайпер, должен попадать в цель с первого раза, его действия должны быть аналогом точного выстрела: он собирает данные, оценивает обстановку и в нужный момент подает иск, чтобы выиграть дело. Иными словами, важно не количество составленных документов, а то, насколько эффективна и продуктивна деятельность юриста, как быстро она позволяет достичь нужного результата.
Оцените диплом претендента. Мы советуем отдавать предпочтение кандидатам, которые получили высшее образование в государственных вузах, так как их больше контролируют и у их выпускников похожая подготовка. Определите средний балл – он должен быть не ниже 4. Если средний балл ниже, можно обратить внимание на отметки по специальным предметам. Например, если вы владелец маленькой пилорамы, то вас должно заинтересовать знание претендентом таких предметов, как гражданское, трудовое и экологическое право. Знать на отлично уголовно-исполнительное право или криминалистику ему необязательно. В целом, на наш взгляд, принимать на работу лучше специалистов с гражданско-правовой или государственно-правовой специализацией. При этом можно присмотреться и к кандидату с уголовно-правовой специализацией, тем более если он некоторое время работал в системе правоохранительных органов: въедливость, скрупулезность и умение вести расследование всегда пригождаются.
Можно ли брать выпускников без опыта работы? Можно. И тут будет важно наличие у претендента аналитического склада ума и широкого кругозора, полученных знаний и навыков. С осторожностью следует рассматривать кандидатуры людей, которые долго не работали, либо работали, но не по специальности, либо учились заочно, работая по другой специальности.
При приеме сотрудника на работу с испытательным сроком рекомендуем на данный период оформить договор ГПХ. Это позволит сэкономить на уплате обязательных взносов в государственные фонды и сократить процедуру оформления документов. Если специалист не пройдет проверку, вам будет легче расторгнуть договор ГПХ, нежели трудовой. Полагаем, месяц будет оптимальным сроком для проверки профессиональной подготовки работника.
А может, перейти на аутсорсинг?
Ответ на этот вопрос зависит от ваших предпочтений. Отметим только, что плюсами аутсорсинга являются: экономия денег, времени на оформление правоотношений, исключение проверок трудовой инспекции в случае конфликтов. Все это сыграет на руку руководителям малого и среднего бизнеса.
Обязательным условием договора аутсорсинга должно быть оказание вам услуг на вашем же предприятии, так как невозможность оперативно связаться с юристом может обернуться большими штрафами. При заключении договора с юридической фирмой почитайте отзывы о ней и ознакомьтесь с рекомендательными, благодарственными письмами и характеристиками; выясните, какова выручка компании, на каких клиентов она ориентирована, давно ли на рынке и как планирует себя позиционировать дальше; вела ли она громкие дела и какими были результаты. Внимательно изучите коммерческое предложение. Узнайте об образовании исполнителей, задайте вопросы об их кругозоре, знаниях и навыках.
Обратите внимание на договор обслуживания. Он не должен казаться вам слишком простым – в этом случае важные понятия и условия скорее будут сильно размыты, что не позволит уловить их смысл. Договор не должен быть и чересчур подробным и объемным – чрезмерная детализация может вас запутать. Оптимальный вариант, когда договор написан простым языком, но при этом не слишком детализирован. Особое внимание необходимо уделить следующим разделам договора: предмет, цена, порядок оплаты, права и обязанности сторон, их ответственность. Чтобы исполнитель вдруг не исчез, в договор нужно включить такие разделы, как антикоррупционная оговорка, заверения и гарантии.
Как определить объем работы юридической службы?
До образования юридической службы необходимо оценить будущие объемы ее работы исходя из документооборота компании. В некоторых организациях все документы проходят через юристов, в других юристам передают только те документы, которые касаются правовых вопросов. В идеале юридическая служба должна проверять каждый документ на соответствие его требованиям законодательства, но при таком подходе юристы не будут успевать решать важные правовые вопросы, потому тут необходимо найти баланс. Для экономии времени можно работать по такой схеме: юристы разрабатывают шаблоны документов и ответов на часто повторяющиеся вопросы, запросы и обращения, а в дальнейшем подготовкой аналогичных документов и ответов занимается секретарь или работник, ответственный за решение конкретных вопросов.
Сколько человек должно быть в юридической службе?
Для решения вопроса о необходимом количестве юристов в компании нужно учитывать те направления деятельности юридической службы, о которых речь шла выше: внутренняя юридическая деятельность (отстаивание интересов компании при проведении проверок, подготовка претензий, ведение судебных и исполнительных дел, регистрации изменений компании, консультирование ее работников и руководителей, ведение договорной работы и т.п.); внешняя деятельность юридической службы (проверка локальных нормативных актов на соответствие законодательству и т.п.), стратегическая, тактическая деятельность (общие задачи: планирование внешней и внутренней деятельности юридической службы, аккумуляция опыта, внедрение и оптимизация юридических механизмов для совершенствования деятельности компании; а также специфические задачи: решение вопросов о том, использование каких методов не будет нарушением закона в части работы с конкурентами, какие нюансы учесть при приобретении активов других компаний и т.п.).
Для небольшого бизнеса достаточно двух юристов. Один занимается внутренней деятельностью, другой – внешней, а оба они осуществляют стратегическую, тактическую деятельность по своим направлениям.
Если компания совсем маленькая, можно взять одного человека. Но чтобы юрист всё успевал, необходима будет постоянная оптимизация работы. Например, юрист ответил на претензию – шаблон сразу отдайте другим специалистам, разработал договор – основные его положения пусть специалисты сами вставляют в будущие договоры и т.д. Не загружайте человека лишней работой, лучше перенаправьте его на решение действительно важных правовых вопросов.
Откуда берется недопонимание между юристами и руководителями компаний?
Залогом успешной работы юридической службы являются постоянное планирование, соблюдение графика работы и регулярное представление отчетности. Контролировать ее деятельность должен руководитель бизнеса или его заместитель (в случае аутсорсинга контрольная функция переходит к руководителю организации, оказывающей услуги).
В ходе такого контроля у руководителя могут появиться вопросы, которые нередко становятся причиной недопонимания между ним и юристами:
Ниже мы дадим ответы на эти распространенные вопросы.
Почему юристы так долго решают проблемы компании?
Ответ на этот вопрос вы найдете в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Два месяца отводится на рассмотрение дела в суде первой инстанции, столько же – в судах апелляционной и надзорной инстанций. Причем срок этот нередко увеличивается из-за сложности дела. Гражданское дело может рассматриваться до полугода в суде первой инстанции, не говоря уже об обжаловании. Затем нужно дождаться вступления судебного решения в силу. Немало времени может уйти на получение исполнительных документов и работу по ним с ФССП.
А теперь представьте: у вашего юриста 10 или 20 производств, и ему нужно выработать правовую позицию по каждому делу, подготовить десятки документов, опросить свидетелей в суде и т.д. В это время ему передали несколько локальных нормативных актов организации на проверку. Нельзя забывать и о каждодневной договорной работе, проверках государственных органов, которым необходимо предоставить информацию и документы. Даже при таком небольшом объеме работы юрист всегда будет «завален» ею.
Как же понять, действительно ли человек не справляется или просто работы очень много? Требуйте пояснений у юриста: чем он сейчас занят, насколько это важно и сколько времени уйдет на решение конкретных вопросов. Попробуйте разобраться, отделяет ли человек важные и срочные дела от второстепенных, как он распределяет свое время. Например, если юрист вместо составления ответа на жалобу клиента или требование госоргана пишет по своей инициативе информационное письмо о действии законов во времени для руководителя, тогда проблема в человеке. Но если у юриста завтра проверка, потом заседание в суде и подача документов на регистрационные действия, и он отказывается срочно проверить договор, который должен быть заключен через четыре дня, то тут специалист все делает верно. Выходит, у него просто много работы.
Почему не все правовые вопросы решаются в пользу компании?
Решение всех вопросов в пользу компании в принципе невозможно. Например, представьте, что организация вовремя не подала иск, и при этом отсутствуют основания для восстановления срока его подачи, либо она своевременно не уплатила налог, не отправила отчет. Юридической службы у компании нет, и она обратилась за помощью к стороннему юристу. Он взялся решить вопрос и не смог. Но ведь виноват не юрист, а организация. Тут ей не поможет даже такой специалист, как персонаж фильма «Линкольн для адвоката» Микки Холлер. Бывают ситуации, когда уже ничего не поделать. Юридическая служба как раз для того и нужна, чтобы не допустить таких случаев. Ну а если юридическая служба в организации есть? Возможно, и тут виноваты не юристы. Скажем, им попросту могли слишком поздно передать документы из другого отдела.
Кроме того, всегда учитывайте, в чем именно выражается проигрыш вашей организации. Так, несколько лет назад я представлял интересы ответчика Ф. по иску страховой компании к нему в связи с его виновностью в ДТП. Согласно статистике, 99% таких дел являются проигрышными. Суд окажется на стороне ответчика, только если дорожное полотно было непригодно для езды (ямы и ухабы зафиксированы в схеме ДТП и т.п.). Но тогда все же удалось уменьшить сумму исковых требований с 400 тыс. до 40 тыс. руб. Можно ли говорить о победе страховой компании, если сумма была уменьшена в 10 раз? Бывают ситуации, когда юридическая служба поможет лишь уменьшить размер штрафа, и это уже отличный результат.
Почему конфликтуют юристы и специалисты других отделов?
Подобные конфликты случаются по разным причинам. Специалист отказывается передавать договоры юристу, потому что он ему просто не нравится. У юриста не было времени на то, чтобы попросить документ, и он взял его без спроса. Специалист считает, что юрист придерживается неверной позиции по конкретному правовому вопросу или усложняет дело, причем сам он не имеет юридического образования. Такие конфликты нужно урегулировать сразу. Для этого необходимо все выяснить и провести разъяснительную беседу с зачинщиком. Если разговор не подействует, придется задуматься о поиске нового сотрудника. А чтобы минимизировать вероятность возникновения споров, мы рекомендуем наладить крепкую связь между специалистами разных отделов, которая позволит им максимально быстро обмениваться информацией.
Как определить, является ли ваш юрист хорошим специалистом?
Если юридическая служба в вашей компании только начинает работать, рекомендуем обратить внимание на то, имеются ли график и план работы у юриста, как он ее организует и распределяет свое время. Всерьез задуматься о пользе специалиста для предприятия нужно в том случае, если: график работы он не составил; на компьютере и даже на столе беспорядок, а потому он не может быстро найти нужный документ; он путается в юридических терминах и допускает в документах ошибки. Без самодисциплины юриста и порядка во всем вы получите лишь имитацию бурной деятельности. Представьте, если нагрянет проверка, а юрист из-за бардака не может оперативно во всем разобраться или его вовсе нет на месте, но вам срочно нужно распечатать документ или просмотреть информацию по делу, – провал обеспечен. Именно из-за беспорядка человек часто ничего не успевает или совершает ошибки, что ставит предприятие в крайне опасное положение.
Если юридическая служба в вашей организации уже работает какое-то время, после первичной оценки указанных выше нюансов попробуйте понять, справляется ли специалист со своей работой. Как это проверить?
Обратите внимание на то, допускает ли юрист при составлении документов ошибки и какие. Отметим, что они неизбежны в любой деятельности, и юридическая не является исключением. Мы предлагаем делить ошибки на технические и правовые. Если первые не навредят предприятию, то вторые могут усугубить положение дела и привести к убыткам. К техническим ошибкам можно отнести орфографические, пунктуационные и т.п. Правовыми ошибками будут: ошибки, искажающие факты (написание не тех имен, фамилий и дат, неверное описание обстоятельств), логические ошибки, ошибки при указании законов и статей, ошибки в правовой квалификации событий, направление документа не по адресу назначения и т.п. Технические ошибки юристов можно не принимать во внимание. Даже государственные органы всегда с пониманием относятся к ним. А вот правовые ошибки опасны. Если юрист их регулярно допускает, нужно присмотреться к его работе.
Определите, сколько было проверок за год. Проверьте, стало ли больше жалоб к вам и как велась претензионная работа. Если вы оцениваете работу по дебиторской задолженности, подсчитайте, сколько возвращено денежных средств за год по сравнению с предыдущим, как контрагенты стали исполнять обязательства по договорам. Если проверок на вашем предприятии не было, на вас не пишут жалобы, контрагенты исполняют принятые на себя обязательства, а по вашим претензиям денег возвращено больше, чем в прошлом году, значит, юридическая служба работает как надо. Тут важно исходить из того, сколько проблем удалось решить и избежать, повысился ли общий уровень правовой безопасности благодаря юридической службе.
Ну и, наконец, подведем итоги: так для чего нужна юридическая служба? Основная роль ее заключается в предупреждении рисков и обеспечении правовой защиты бизнеса. При наличии юридической службы в организации вы сможете заниматься своей деятельностью, не отвлекаясь на решение правовых вопросов.