за что казнили жанну дарк
Национальная героиня, сумевшая поднять свой народ на борьбу с оккупантами, умерла в одиночестве, вдали от друзей, преданная своим королем, который был обязан Орлеанской деве короной. Немалые средства, которые потребовались для проведения показательного инквизиционного процесса, были собраны в виде поборов с населения оккупированных англичанами территорий. Таков был план англичан: судить героиню Франции, французским церковным судом и за счет самих же французов.
Немного предыстории
На момент рождения Жанны Столетняя война, ставшая результатом династических разборок, длилась уже около 70 лет. На французскую корону претендовало сразу несколько потенциальных наследников, включая представителя Англии, и никто не хотел уступать. Англичане пользовались этим как предлогом, грабя и разоряя чужие земли. Богатые когда-то провинции опустели, пашни были заброшены, жители редких деревень жили под постоянным страхом набегов шаек грабителей. Все это с детства наблюдала юная Жанетта, которой стало «жаль милую Францию».
В те годы в народе было распространено пророчество, что Францию погубит злая, порочная женщина, а спасет чистая девушка. Первую часть пророчества относили к королеве Изабелле Баварской, чья сделка с англичанами позволила им формально притязать на французскую корону.
Что касается веры в появление чудесной избавительницы, то на родине Жанны верили, что девушка придет из Лотарингии, из деревни, возле которой растет дубовый лес. Именно такой лес рос возле Домрени – деревни, в которой выросла Жанна. Будучи девушкой экзальтированной, с пылким воображением, постепенно Жанна прониклась убеждением, что сам Господь избрал ее, чтобы спасти родную страну.
Узнав, что Орлеан – последний бастион на пути англичан – вот-вот падет, Жанна решила действовать. В сопровождении своего кузена, ставшего ее первым поверенным, она отправилась в ближайший город, где обратилась к коменданту крепости с просьбой дать провожатых: она должна идти ко двору дофина (дофин – дворянский титул монаршей особы), где возьмет людей, чтобы снять осаду с Орлеана, а потом коронует дофина в Реймсском соборе и очистит Францию от англичан.
Естественно Жанне не поверили, однако людская молва быстро разнесла весть о чудесной деве, призванной спасти Францию. К постоялому двору, где остановилась Жанна, началось настоящее паломничество. У харизматичной девушки появился круг преданных друзей, включая рыцарей и дворян. Это заставило старого коменданта переменить первоначальное решение. Тоже самое произошло и при дворе Карла VII.
Фрагмент картины «Жанна д’Арк в бою» (Герман Антон Штильке, 1843)
Человек по фамилии Свинья
Жанна сдержала обещание – сняла осаду с Орлеана, освободила Реймс и лично присутствовала при коронации дофина в Реймсском соборе. Теперь у Франции появился король, что сразу же лишало притязания англичан видимости законности. Однако борьба за окончательное освобождение Франции продолжалась. В битве за Компьен, во время дерзкой вылазки с отрядом верных бойцов, девушка попала в плен.
Таков был политический заказ оккупантов и французских церковников, получающих щедрые привилегии от новой власти. В качестве судьи был выбран епископ Пьер Кошон, у которого были личные причины ненавидеть Жанну. Ее войско дважды заставляло его бежать, в результате чего он лишился всех своих земель и сбережений. Епископ представлял собой законченный тип прелата-политика, отличался беспринципностью и носил говорящую фамилию. По-французски Кошон звучит как «свинья», хотя и пишется иначе.
Поединок пастушки и докторов теологии
Суд инквизиции, в отличие от мирского суда, не знал понятия презумпции невиновности. Всякий, кто попадал на скамью подсудимых, априори считался виновным до тех пор, пока не доказывал обратное. Прочие элементарные процессуальные нормы, выработанные еще юристами Древнего Рима – такие как прения сторон, гласность свидетельских показаний, право обвиняемого на защиту путем вызова в суд названных им свидетелей – также не были в ходу у церковников, поэтому для целей англичан он подходил как нельзя лучше. Однако неожиданно процесс затянулся. Пастушка, как ее в насмешку называли, дала такой отпор докторам теологии, что вся затея едва не провалилась.
Факты
Факт № 1: Отказалась клясться и обещала надрать судьям уши
Судебный процесс над Жанной д’Арк начался с того, что 19-летняя девушка отказалась дать клятву, что будет говорить правду. Она ответила, что не может дать такой клятвы, т. к. не знает, о чем ее будут спрашивать. «Возможно вы будете спрашивать у меня о том, о чем я вам не скажу». И добавила, что об откровениях божиих она никому не говорила и не открывала их, кроме как королю Карлу.
«Пленение Жанны д’Арк» (Адольф-Александр Дилленс, между 1847-1852)
Затем епископ Кошон попытался взять у Жанны клятву, что она не будет пытаться бежать из заключения под страхом уличения в ереси. На это Жанна ответила, что не принимает этого запрещения, и что право пытаться бежать – это естественное право любого узника.
Чтобы запутать девушку, следователи часто и бессистемно задавали одни и те же вопросы. Обладая отличной памятью, девушка нередко поправляла их: «Я уже отвечала на это, справьтесь у секретаря». Когда же секретарям запрещали записывать ее ответы под предлогом, что это не относится к сути дела, она с укоризной отмечала: «Вы записываете только то, что против меня, и не желаете писать того, что говорит в мою пользу». А однажды, когда ей прочитали ее показания, искаженные до неузнаваемости, даже пообещала: «Если вы позволите себе еще раз так ошибиться, я надеру вам уши».
Факт №2: Королевский выкуп
В плен Жанну захватили бургундцы, которые какое-то время ждали предложений о выкупе от французского короля. Однако Карл VII, который был обязан Орлеанской деве своей короной, предпочел сделать вид, что его не волнует ее судьба. Слишком сильная популярность Жанны среди простого народа и невозможность ее контролировать начинала угнетать его.
Фрагмент картины «Жанна д’Арк» (Гарольд Пиффард, ок. 1895)
В итоге девушку продали ее заклятым врагам англичанам. Переговоры о выкупе вел лично епископ Пьер Кошон, который предложил от имени Генриха VI сумму в 10 000 ливров. По обычаям того времени такой выкуп платился за принца крови, главнокомандующего, адмирала или маршала. Но Жанна была всего лишь дочерью крестьянина. Согласившись внести за нее такой огромный выкуп, английское правительство приравняло ее к одной из этих высоких особ.
Факт №3: Полгода в кандалах
Боясь, что она сбежит, а также из страха, что ведьма ускользнет из оков, ее день и ночь держали закованной в тяжелые кандалы. Также с ней постоянно находились пятеро английских солдат, которые присутствовали в ее камере даже ночью, не упуская случая поиздеваться над ненавистной «ведьмой». По законам того времени, когда над заключенным проводился церковный трибунал, его забирали из светской тюрьмы и помещали в церковную, чтобы он не распространял ересь дальше в мир. При этом за женщинами должны были наблюдать монахини. Однако Жанну оставили в светской тюрьме.
К слову, находясь в плену у бургундцев, Жанна не единожды пыталась бежать. Последняя попытка едва не привела ее к гибели. Поручив себя Богу и Святой Екатерине, девушка выпрыгнула из окна высокой башни, где ее содержали, и упала на плиты мощеного двора. Ее подобрали утром – окровавленную и без сознания. Она долго болела, но поправилась.
Факт №4: Политическая ангажированность судей
Хотя Жанну судил французский церковный суд, все участники процесса были так или иначе либо сторонниками англичан, либо находились у них в зависимости. Вот почему о беспристрастности судей говорить не приходится. Девушке, все образование которой сводилось к знанию трех молитв, которым обучила ее мать, задавали такие вопросы, от которых даже ученые схоласты приходили в недоумение.
Фрагмент картины «Жанна д’Арк на коронации Карла VII» (Жан Огюст Энгр, 1854)
Факт №5: Компромат на Жанну собрать не удалось
Комиссии в Руане по заказу англичан нужно было доказать, что эти голоса, которые слышала Жанна – наваждение дьявола. Все, что для этого нужно, это найти доказательства сомнительной моральной чистоты испытуемой. С этой целью на родину девушки была отправлена комиссия. По крайней мере так заявлялось в протоколе допросов. Однако спустя четверть века комиссия по реабилитации не нашла никаких следов этих документов. Вероятнее всего, следователям не удалось собрать ничего компрометирующего.
Эту версию подтверждает свидетельство некоего почтенного руанского буржуа Жана Моро, который утверждал, что был знаком с человеком, которому поручили вести следствие в Домрени – родной деревне Жанны. «Этот человек стал мне плакаться: ему не выплатили денег, потому что собранную им информацию епископ счел негодной. И в самом деле, он заявил мне, что хотел бы слышать о своей собственной сестре то, что говорили о Жанне», – заявил Моро.
Факт №6: Провокация церкви и нарушение тайны исповеди
После многочисленных неудачных попыток поймать девушку на слове, Кошон решился на последнюю низость. В камеру к подсудимой был подослан верный ему человек, который представился земляком Жанны. Уставшая от постоянного одиночества и грубости солдат, давно не слышавшая ни одного приветливого слова, она сразу же прониклась к незнакомцу доверием и охотно отвечала на его вопросы, не подозревая, что в соседней камере их подслушивают Кошон и два секретаря. Эту информацию использовали затем на допросах, чтобы поймать девушку врасплох.
Более того, подосланный давал Жанне якобы дружеские советы. Например, он уговаривал ее не доверять судьям. Запирательство Жанны производило неблагоприятное впечатление на членов суда и было более выгодно Кошону, чем ее чистосердечные признания.
Окончательное падение епископа Кошона произошло, когда с его попустительства шпион стал исповедником подсудимой. Естественно, ни о какой тайне исповеди и речи не было: все, что говорила духовнику Жанна, тут же становилось известно ее судьям.
Факт №7: Психологическое давление на кладбище Сент-Уэн
У любого церковного трибунала была своя наработанная схема. Предполагаемого еретика сначала заставляли отречься от ереси (если не добровольно, то под пытками), затем ему давали второй шанс. Когда же осужденный повторно впадал в ересь (были способы заставить его это сделать), церковь разводила руками и говорила: мы сделали все, что могли, чтобы спасти эту заблудшую душу, но теперь пусть ее врачует костер.
В случае с Жанной от пыток решили отказаться, чтобы «не бросать тень на идеально проведенный процесс». Для того, чтобы заставить девушку отречься добровольно, использовали психологическое давление. Жанну привели на кладбище и перед толпой солдат и мирян начали зачитывать приговор, рабочие тем временем готовили костер.
Как позже призналась сама девушка, до сих пор она верила в свою счастливую звезду и заступничество святых, но в тот момент осознала, что спасения нет. Осознала и дрогнула. Она закричала судьям, что готова отречься от голосов и надеть женское платье (одним из основных пунктов, доказывающих ее вину, было ношение мужского костюма). Текст отречения был приготовлен заранее, ей его зачли и дали подписать.
Перед отречением Жанне обещали, что, если она покается, ее переведут в женское отделение церковной тюрьмы. Однако этого не произошло. Осужденную перевели в старое отделение Буврейского замка в ее прежнюю камеру. Ей дали женское платье и обрили голову наголо. Кандалы не сняли и английскую стражу не убрали. В знак протеста против этого обмана Жанна через два дня вновь надела мужское платье, что квалифицировалось как повторное впадение в ересь. Ловушка захлопнулась. Орлеанскую деву, как называли ее в народе, сожгли спустя полгода после начала процесса, 30 мая 1431 года.
Из мифов, ходивших после смерти Жанны, больше всего бросается в глаза желание людей вернуть свою заступницу, а ее обидчиков – выставить еще большими злодеями. Хотя куда уж больше?
Кадр из фильма «Процесс Жанны д’Арк» (1962, реж. Робер Брессон)
Миф №1: Жанну заставили надеть мужской костюм силой
Формальной причиной, из-за которой Жанна была отправлена на костер, стал мужской костюм, который она надела в качестве протеста против обмана епископа. Это выглядело очень странным, ведь девушка понимала, что за это ее ждет казнь. Возможно поэтому версия, что она сделала это по принуждению, родилась почти сразу же. Наиболее подробную версию на реабилитационном процессе по делу Жанны д’Арк излагал спустя 25 лет судебный исполнитель Жан Массье:
«Вот что случилось в воскресенье на троицу (27 мая). Утром Жанна сказала своим стражникам-англичанам: «Освободите меня от цепи, и я встану» (на ночь ее опоясывали цепью, которая запиралась на ключ). Тогда один из англичан забрал женское платье, которым она прикрывалась, вынул из мешка мужской костюм, бросил его на кровать со словами «Вставай!», а женское платье сунул в мешок. Жанна прикрылась мужским костюмом, который ей дали. Она говорила: «Господа, вы же знаете, что мне это запрещено. Я ни за что его не надену». Но они не желали давать ей другую одежду, хотя спор этот длился до полудня. Под конец Жанна была вынуждена надеть мужской костюм и выйти, чтобы справить естественную нужду. А потом, когда она вернулась, ей не дали женское платье, несмотря на ее просьбы и мольбы».
Однако по мнению историков, все говорит о том, что девушка добровольно надела мужское платье, раскаиваясь в своем малодушии перед казнью. Впрочем, это не исключает того факта, что эти действия были спровоцированы организаторами процесса. Иначе откуда в камере взялся мужской костюм?
Миф №2: Жанна не была сожжена
Одним из наиболее живучих мифов, который до сих пор находит своих приверженцев, был миф о том, что Жанна не сгорела на костре, а осталась жива. Постепенно эта версия обрастала подробностями. Например, существует версия, что Жанна была внебрачной дочерью французской королевы Изабеллы Баварской и приходилась Карлу VII сводной сестрой. В пользу этой версии, по мнению ее сторонников, говори то, что обе – Жанна и Изабелла – были брюнетками. В 1955 году в Марселе вышла книга, автор которой доказывает, что Жанна не была сожжена, а спокойно доживала свои дни в дворянском замке в обществе мужа и детей.
Кадр из фильма «Страсти Жанны д’Арк» (1928, реж. Карл Теодор Дрейер)
Миф №3: Сердце Жанны не сгорело
После того, как костер, на котором сожгли Жанну, догорел, пепел и кости по приказу кардинала Винчестерского сбросили в Сену. Власти опасались, что то останки девушки могут стать реликвиями. В ответ на это в народе родилась молва, что сердца Жанны огонь не тронул.
Несмотря на то, что все материалы процесса над Жанной, были строго зафиксированы в нескольких копиях (одна из них до сих пор хранится в Библиотеке Орлеана), эти события, как и вся ее жизнь, в значительной степени обросли легендами. Кроме того, в связи с некоторой путаницей в копиях (некоторые из них – перевод на латынь), иногда специалисты предполагают, что мы до сих пор знаем отнюдь не все обстоятельства гибели национальной героини Франции.
На превью – картина Исидора Патруа «Жанна д’Арк, ведомая на казнь» (1867).
585 лет назад казнили Жанну д’Арк
«Жанна д’Арк». Данте Габриэль Россетти. 1882
В самом сердце Парижа, близ Лувра и сада Тюильри, стоит золотой памятник девушке на боевом коне и со знаменем в руке. Блистающая всадница — национальная героиня Франции Жанна д’Арк, которая не дала стране погибнуть в далеком XV веке. Русский писатель и философ Дмитрий Мережковский в 1938 году, накануне Второй мировой войны, так писал о знаменитой деве: «Если Жанна действительно спасла Францию, то спасла и Европу, так как в ХХ веке еще несомненнее, чем в ХV, что Европы нет без Франции». Несмотря на то что в имеющихся сведениях о жизни Жанны-Девы много белых пятен, а если историческая правда и есть, то давно смешана с вымыслом, она до сих пор остается любимицей всех французов и одной из самых интересных личностей в мировой истории.
Детство, отрочество, война
Медиевисты предполагают, что Жанна д’Арк родилась в 1412 году в небольшой деревне Домреми на северо-востоке Франции. Начало XV века — самый разгар Столетней войны (1337–1453) между Англией и Францией. Французское королевство несло огромные потери и было близко к полному поражению. Ситуацию усугубил договор, подписанный в Труа в 1420 году супругой короля Франции Изабеллой Баварской. Согласно договору, английский правитель Генрих V после смерти Карла VI Безумного Валуа (которая наступила двумя годами позднее) объявлялся наследником французского престола, несмотря на то что у Изабеллы и Карла VI подрастал сын. Этот договор стал фактическим присоединением Франции к Англии, и
страна начала медленно распадаться на три части: юг остался верен династии Валуа, север перешел под управление англичан, а Бургундия, хотя и старалась сохранять независимость, все же отдавала предпочтение Англии.
Будущая национальная героиня росла в небедной крестьянской семье и в детстве совсем не отличалась от своих сверстниц: занималась рукоделием, пасла овец и регулярно ходила в церковь. Судя по сохранившимся протоколам судебных допросов с записями рассказов Жанны о ее жизни, с 13 лет она стала постоянно слышать Божественные голоса. Следует заметить, что для средневековой католической Европы Божественные посланники среди обычных людей встречались нередко: каждое уважающее себя селение могло предоставить своего провидца, а то и двух. Ангелы говорили девушке: «Очень жалеет Господь французский народ. Жанна, тебе должно идти во Францию!» После того как Жанна начала слышать голоса, она стала еще чаще ходить в церковь и усерднее молиться, пытаясь понять, от кого могли бы эти голоса исходить.
Уверовав, что ей действительно надлежит спасти Францию от англичан, Жанна стала упрашивать родителей снарядить ее в путь к дофину Карлу VII, который обязательно даст ей войско. Согласно записям, найденным в родной деревне девушки, Жанну даже насильно выдали замуж, чтобы она остепенилась и занялась хозяйством. Однако расторгнуть брак первым пожелал ее новоиспеченный супруг, которому очень не нравилось, что Жанна постоянно ему отказывает в исполнении супружеского долга. Молодоженов сумели развести — для Средних веков событие почти небывалое.
Осознав, что родители ей не помощники, в 16 лет дева бежала из дома в соседний город Вокулер к приятелю своего отца, капитану де Бодрикуру. Его Жанна также просила помочь встретиться с дофином.
Поначалу де Бодрикур довольно иронично отнесся к рассказам Божьей посланницы, однако спустя какое-то время согласился дать ей людей и снаряжение. В 1429 году, отправляясь в замок Шинон вместе с двумя солдатами де Бодрикура, Жанна для безопасности сменила свое платье на мужской костюм и остригла волосы.
В это время Карлу VII уже донесли, что к нему направляется деревенская девушка, объявившая себя будущей спасительницей Франции. Посовещавшись с придворными, юный Валуа решил испытать незваную гостью почти как на «Битве экстрасенсов»: когда она все-таки дойдет до Шинона, дофин спрячется, а дева пусть сама ищет своего короля. Увидев девушку в замке, многие дамы сразу решили, что есть в ней что-то бесовское — хотя бы потому, что она была одета в мужское платье. Жанна сумела пройти испытание: едва переступив порог залы, она сразу же определила Карла VII в толпе. Отведя его в сторону, гостья горячо шептала, что ангелы велели ей сделать дофина королем Франции. Валуа справедливо заметил: чтобы добраться до Реймса, где обычно короновали французских правителей, им придется пройти через войска англичан, осаждавших Орлеан. Услышав это, Жанна без промедления
попросила дать ей войско, которое она поведет на освобождение Орлеана: да, военному искусству она не обучена и меча в руках не держала, но зато ее оберегают святые.
Такие речи показались Карлу VII довольно занятными, к тому же он был одержим желанием занять французский престол, который мог ему вовсе не достаться. В конце 1420-х годов французскими землями, которые перешли к англичанам после договора в Труа, управлял герцог Бедфорд, регент при младенце Генрихе VI, сыне скончавшегося к тому времени Генриха V. О Карле VII ходили слухи, что, даже если англичане покинут Францию, у него все равно нет прав на престол, так как он незаконный сын Карла VI Безумного и рожден распутницей Изабеллой Баварской от неизвестного герцога. Если бы его на царство венчала Божья посланница, думал дофин, в глазах людей это был бы хороший знак, что власть ему дана свыше.
В течение трех следующих недель лучшие теологи пытались установить, чьи же голоса слышит Жанна, ангелов или демонов. К слову, на всех церковных судах девушке задавали одни и те же вопросы: на каком языке говорят ангелы? Как они выглядят? Как себя называют? А она неизменно отвечала: конечно же, на французском, ведь Бог на стороне Франции, ангелы имеют красивую наружность и благоухают, со мной архангел Михаил, святая Катерина и святая Маргарита. Все же доказательств «невиновности» Жанны было недостаточно, и ее могли сжечь еще после первых допросов в 1429 году. Однако тогда — скорее всего, по личной просьбе дофина — ее действительно признали посланницей Божьей и отпустили с миром. За этим последовала еще одна процедура. В Шинон пригласили акушерок для осмотра Жанны, так как девушки, которые слышат ангельские голоса, должны быть чисты не только духом, но и телом. Когда все необходимые сведения были собраны, Карл VII наконец-то дал Жанне д’Арк девятитысячное войско, приказал выковать для нее латы и отправил в Орлеан.
Желая избежать кровопролития, Жанна четыре раза просила отправить письма от своего имени герцогу Бедфорду с просьбой о мире с Францией. На все прошения регент отвечал отказом. Тогда воительнице пришлось повести солдат в бой.
4 мая 1429 года составом французских войск была одержана первая крупная победа спустя долгие годы поражений в Столетней войне. Это событие не только помогло снять часть осады, но и заметно подняло дух солдат.
Одного Орлеана оказалось недостаточно. Чтобы утвердить свое полное превосходство, французам было необходимо освободить еще и Париж. Зная о том, что город укреплен намного лучше Орлеана, д’Арк просила Карла VII дать ей больше солдат. Но, как отмечают историки, король отказался тратиться на увеличение армии. Подойдя к стенам Парижа в конце августа 1429 года, Жанна вместе со своим немногочисленным войском потерпела крах и отступила. Знаменосца д’Арк убили, а саму девушку тяжело ранили. От следующих военных походов ей пришлось отказаться до полного выздоровления. Французы начали поговаривать, что Жанна слишком возгордилась после победы при Орлеане и теперь святые ей уже не помогают.
Жаль, что не наша
В мае 1430 года д’Арк решила помочь снять осаду с Компьеня, который заняли сообщники англичан — бургундцы. Во время одного из боев ее захватили в плен и потребовали за освобождение 10 тыс. ливров — колоссальную сумму по тем меркам.
Валуа отказался платить за подданную, и в ноябре 1430 года ее выкупили англичане.
Кстати, Божью посланницу требовал выдать главный инквизитор Франции, но за меньшие деньги. Позднее один из его наместников — Жан Лемэтр — будет среди судей в процессе над Орлеанской девой.
После передачи Жанны д’Арк англичанам в Руане, городе на севере Франции, состоялся очередной церковный суд, который носил сообразный политический оттенок. «Если Церковь признает, что вела войска и венчала в Реймсе Карла Валуа в короли Франции девка, одержимая бесами, какой будет для него и для всей Франции позор!» — говорится в одной из дошедших до нас записей. Судя по историческим документам, на всех допросах Жанна вела себя бойко и оптимистично, продолжая упорствовать, что над ней только Бог и ангелы, от которых она не откажется. А один из присутствовавших солдат будто даже воскликнул: «Вот так девка, жаль, что не наша!» — писал французский историк Гаскей.
«Еретичка, вероотступница, идолопоклонница»
После долгих разбирательств церковный суд приговорил Жанну д’Арк к смертной казни. Бытует мнение, что в Средние века всех несогласных с Церковью сразу же вели на костер. И если в отношении предполагаемых ведьм и колдунов так и могло быть, то еретиков, наоборот, требовалось спасти от казни, заставив отказаться от своих убеждений и обратив в каноническую веру. Так Церковь утверждала свое главенство. Сохранилось обращение папы Иннокентия III к инквизиторам: «Верные и ловкие люди должны выманивать у еретика признания, обещая ему избавление от костра».
Сжигали обычно только самых непримиримых фанатиков, которые ни при каких условиях не отрекались от своих взглядов, например Джордано Бруно.
Подводя деву к костру, судьи еще раз спросили, не желает ли она подчиниться Церкви, на что она в который раз ответила отказом. Однако пока зачитывали смертный приговор, Жанна вдруг начала кричать, что от всего отрекается и остается с Церковью. Ей сразу же подсунули заранее подготовленную для таких случаев бумагу, текст которой девушка все равно не могла прочитать из-за своей неграмотности. Там было сказано следующее: она признает себя виновной в одурманивании людей и будет пожизненно содержаться в тюрьме на хлебе и воде. После того как Орлеанская дева что-то нацарапала на листке, ее увели обратно в тюрьму.
Там она впервые за несколько лет снова облачилась в женское платье. Тем не менее не прошло и недели, как Жанна д’Арк начала плакать, говорить, что предала себя и свою веру, и требовать, чтобы ей вернули привычный мужской костюм. Отречение от отречения ей никто уже простить не мог. 30 мая 1431 года Божью посланницу в белой митре с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» снова вели к костру на площади руанского Старого рынка. Там в присутствии зевак еще раз огласили приговор и зажгли костер. Кстати, некоторые особенно гуманные палачи, чтобы сократить жертве часы мучений, подкладывали в костер сухую солому — так приговоренный мог задохнуться в дыму раньше, чем огонь доберется до его тела. Однако в тот день эшафот специально установили слишком высоко, чтобы никто не мог до него дотянуться. На момент казни Жанне д’Арк, предположительно, было всего 19 лет.
Жизнь после смерти
Девушку даже признали братья настоящей Орлеанской девы. Чудом спасенную героиню начали одаривать драгоценностями и воздавать почести.
И тем не менее лже-Жанна все-таки попалась на какой-то мелочи, за что потом и поплатилась.
После казни Жанны д’Арк король Франции Карл VII, видимо, периодически испытывал муки совести, ведь он не сделал ничего, чтобы спасти от жестокой смерти ту, которая возвела его на престол. С 1452 года он начал заниматься, как сказали бы сейчас, реабилитацией Орлеанской девы. Валуа удалось добиться повторного рассмотрения дела, и в 1456 году с Жанны сняли все обвинения в ереси.
В течение долгого времени ее статус святой и национальной героини даже не подлежал сомнению, пока не пала монархия. Первые республиканцы связывали Орлеанскую деву только с королевской властью, а культ девства — с пережитками прошлого. В середине XIX столетия французы решили: неважно, какой строй поддерживала д’Арк, главное, что она героиня из простого народа.
В 1909 году Орлеанская дева получила прозвище Блаженная. Тогда же постоянно шли разговоры о канонизации Жанны д’Арк, что оказалось делом весьма непростым.
По существующим законам, чтобы объявить кого-либо святым, требуется предоставить подтверждения свидетелей о чудесах.
Естественно, в ХХ веке найти тех, кто видел деву, было невозможно. Однако ее канонизировали на основании рассказов двух женщин о чудесных исцелениях. После долгих молитв, вознесенных к Орлеанской деве, одна смогла вылечить язвы на стопе, а другая — избавиться от шумов в сердце. К тому же о своей национальной героине французы постоянно вспоминали во времена Первой мировой войны: образ женщины-воительницы вновь стал очень популярным, и его часто воспроизводили на плакатах. Решением Римской католической церкви в 1920 году Жанна д’Арк была признана святой. Ежегодно 8 мая Франция чествует свою любимицу, вспоминая, как дева вела войска к свободе Франции.
Ознакомиться с другими материалами отдела науки можно на страницах нашей официальной группы «ВКонтакте».