за что можно помолиться

Православные молитвы

Что такое молитва?

«Молитва есть восхождение ума и сердца к Богу».

«Во время молитвы мы беседуем с Богом».

Зачем нужна молитва?

«Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом».

«Основание молитвы – стремление образа к Первообразу, как подобного к подобному».

Чем христианская молитва отличается от молитв иных религий?

Действием Божественной благодати, Святого Духа.

«Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа».

Свидетельства о многочисленных случаях помощи святых проходят через всю историю Церкви. Если бы это было не угодно Богу, то Он не давал бы им такое служение.

Если живые могут просить молитв друг у друга, то что нам мешает призывать праведников, чья святость засвидетельствована Церковью, в сомолитвенники к Богу? Неужели с потерей тела люди автоматически теряют любовь и сострадание?

«Наши молитвы ко Пресвятой Богородице и святым в конечном итоге все обращены ко Христу».

Как надо молиться?

От чистого и искреннего сердца, со смирением и усердием, без гнева и памятозлобия, без тщеславия и не напоказ, на всяком месте (Тим. 2:8) и во всякое время (Еф.6:18).

«Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия».

Какую заповедь исполняет человек молитвой?

Первую заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лк. 10:27).

«Степень любви нашей к Богу мы усматриваем с особенной ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зеркалом духовного преуспеяния. Молитва есть по преимуществу исполнение первой и главнейшей заповеди».

О чем просить Бога в молитвах?

В первую очередь о том, что необходимо для спасения души в вечности, предоставляя все прочее воле Божьей.

«Молись, во-первых, об очищении от страстей; во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления».

«Просите Бога обо всем, что вам надо, не смущаясь мыслью, что недостойно Его воссылать молитвы о повседневных своих нуждах. Как малые дети, простирайте к Богу руки, всегда просите обо всем без смущения, просите то, что нужно вам: с детским доверием, ожидая помощи во всем, что не противно воле Божией».

В чем заключается истинная молитва?

В обращении к Богу ума и сердца.

«Истинная молитва состоит не в словах и произнесении их, но истинная молитва состоит «в духе и истине» (Ин.4:23). Когда молимся Богу, должно пред Ним стоять не только телом, но и духом; и молитву произносить не только устами, но и умом, и сердцем; и не только голову и колени преклонять, но и сердце наше пред Ним; и к Нему умные очи наши возводить со смирением. Ибо всякая молитва должна исходить из сердца; и что язык глаголет, ум и сердце должны глаголать».

Какие бывают виды молитвы?

Молитвословия условно можно разделить на просительные, благодарственные, покаянные и славословия.

Чем отличается молитва от заговора?

Молитва – это обращение к Богу, а заговор – обращение к падшим духам.

Плоды молитвы.

Исполнение евангельских заповедей и приобретение христианских добродетелей.

«Плоды искренней молитвы: простота, любовь, смиренномудрие, терпение, незлобие и тому подобное. Все это и прежде вечных плодов произращает здесь плод в жизни старательного».

В чём причины рассеянности и искушений в молитве?

Действие падшего человеческого естества и падших духов. Противление этому называется духовной борьбой.

Для чего нужны иконы?

Иконы – это средство для восхождения ума к небесному и очищения от суетных образов.

Можно ли молиться своими словами?

Нужно! Одно не исключает другого, более того, и молитвословия, составленные святыми, могут претворяться в свои собственные.

Когда молитва может быть не исполнена?

Когда просимое будет неполезно или несвоевременно.

Согласно Евангелию, одним из условий услышанности молитвы является примирение с ближними. В Евангелии говорится: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24).

Молитва и Священное Писание

Православное богослужение, как церковное, так и домашнее, основано на Священном Писании. Без его знания многое будет непонятно даже при переводе на современный язык.

Источник

Молебен: состав и значение

О чем мы просим Бога на молебне, из чего состоит это бого­слу­же­ние, почему можно подать записку «О здра­вии», но лучше при­сут­ство­вать на молебне, рас­ска­зы­вает про­то­и­е­рей Игорь Гага­рин

Зачем нужна сов­мест­ная молитва?

«Как хорошо и как при­ятно жить бра­тьям вместе!» – еще очень-очень давно сказал царь-псал­мо­пе­вец Давид. Оди­но­че­ство горько и порой невы­но­симо. Ведь даже радость не в радость, когда нам не с кем ее раз­де­лить. Что уж тогда гово­рить о горе, о несча­стье, о стра­да­нии. Обще­ние между собой тех, кто пони­мает друг друга, сочув­ствует друг другу, — одна из самых боль­ших цен­но­стей. Даже если они просто доб­ро­же­ла­тельно бесе­дуют, выслу­ши­вают друг друга с непод­дель­ным сочув­ствием – это немало. Но еще более ценно, когда люди, свя­зан­ные общей болью, объ­еди­ня­ются в молитве.

Жизнь веру­ю­щего немыс­лима без молитвы. Чем искрен­нее вера, тем больше потреб­ность у чело­века время от вре­мени оста­ваться наедине с Богом. Но если обще­ние с Гос­по­дом бывает только «наедине», духов­ная жизнь ста­но­вится одно­бо­кой. Иисус Хри­стос желает видеть в нас такую веру, кото­рая не только объ­еди­нит нас с Ним, но и друг со другом. «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино», ( Ин.17:21 ) — молился Своему Отцу перед тем, как идти на Гол­гофу Гос­подь о нас с вами.

В любом деле сов­мест­ное усилие уве­ли­чи­вает резуль­тат дей­ствия. Это же верно и по отно­ше­нию к делу молитвы. Когда несколько чело­век вместе молятся об одном и том же, сила молитвы воз­рас­тает мно­го­кратно.

Самой силь­ной, самой дей­ствен­ной и бла­го­дат­ной общей молит­вой явля­ется, конечно, Боже­ствен­ная Литур­гия. Когда же воз­мож­ность совер­ше­ния ее затруд­нена и не полу­ча­ется при­ча­ститься из общей Чаши, мы можем собраться на моле­бен.

Кому мы молимся?

«Бла­го­сло­вен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков!» – так при­нято начи­нать моле­бен в Пра­во­слав­ной Церкви. Этим воз­гла­сом, про­из­не­сен­ным от нашего имени свя­щен­ни­ком, мы сразу сви­де­тель­ствуем, что нет для нас никого выше Бога, и ничего ценнее обще­ния с Ним. И что мы пол­но­стью дове­рием Ему, даже если то, что сейчас с нами про­ис­хо­дит, скорбно и мучи­тельно. Он знает, какими путями при­ве­сти нас в Вечную Радость. Он открыл нам, что «Мно­гими скор­бями над­ле­жит нам войти в Цар­ствие Божие ( Деян.14:22 )». И не только сказал об этом, но и Сам стал Чело­ве­ком, чтобы раз­де­лить с нами боль. Есть ведь что-то без­нрав­ствен­ное, когда при­зы­ва­ешь стра­дать и тер­петь других, сам будучи не при­ча­стен стра­да­нию. Нико­гда не сможет понять до конца стра­да­ние дру­гого тот, кто сам не пере­жил ничего подоб­ного. Тот Бог, в Кото­рого мы верим, поймет любого, потому что о стра­да­нии знает не со сто­роны. Каждый раз, осеняя себя крест­ным зна­ме­нием или взирая на Святое Рас­пя­тие, вспо­ми­наем, что пере­жил Он для того, чтобы раз­де­лить с нами горь­кий путь нашей жизни. И если на моле­бен собрало нас общее горе, то общее оно не только для нас, моля­щихся, но и для Того, к Кому обра­ща­емся с молит­вой.

Обычно после воз­гласа всеми участ­ни­ками молебна поется молитва «Царю Небес­ный…» Она обра­щена к Свя­тому Духу. Когда на пяти­де­ся­тый день по Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом Святой Дух сошел на уче­ни­ков Гос­пода, роди­лась Цер­ковь – един­ство веру­ю­щих во Христа. До начала молебна нас объ­еди­няла общая цель, общая боль или общая радость. Теперь объ­еди­няет Дух Святой, Дух Истины, под­лин­ный Уте­ши­тель всех ищущих уте­ше­ния и помощи.

Затем обычно поются тро­пари, то есть крат­кие пес­но­пе­ния-молитвы тем, кому зака­зан моле­бен: Гос­поду, Бого­ро­дице, Святым.… Тро­пари бывают разные, но пред­ва­ря­ются они обычно пес­но­пе­нием «Бог Гос­подь и явися нам. Бла­го­сло­вен грядый во имя Гос­подне». Этот стих из 117 псалма повто­ря­ется четы­ре­жды, чере­ду­ясь с четырьмя дру­гими сти­хами. Не буду при­во­дить и объ­яс­нять их все, но один из них бывает осо­бенно созву­чен чая­ниям многих моля­щихся: «Не умру, но жив буду, и повем дела Гос­подня» ( Пс.117:17 ) Ведь часто на моле­бен при­хо­дят те, кто нахо­дится между жизнью и смер­тью. Как важно услы­шать им из уст свя­щен­но­слу­жи­теля такое уве­ре­ние! «Не умру, но жив буду…!»

После тро­па­рей поются запевы, или крат­кие молит­вен­ные обра­ще­ния к тем, кому сло­жится моле­бен. «Слава Тебе, Боже наш, слава тебе», «Иисусе Слад­чай­ший, спаси нас», «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас», «Свя­ти­телю отче Нико­лае, моли Бога о нас» и др.

Нас часто спра­ши­вают, кому молиться в том или ином случае. «У меня такая вот беда, а кому молиться, не знаю! Под­ска­жите, пожа­луй­ста». По боль­шому счету все наши молитвы, все наши молебны обра­щены только к Богу. Только Он может спасти нас, только от Него исхо­дит сила, укреп­ля­ю­щая, исце­ля­ю­щая, очи­ща­ю­щая и обнов­ля­ю­щая нас. А как же святые? Они – сомо­лит­вен­ники наши. Зака­зы­вая моле­бен тому или иному свя­тому, мы просим, чтобы он помо­лился вместе с нами, помо­лился за нас. Нико­гда ника­кого свя­того не просим мы «спаси» или «поми­луй». Это не в их власти. «Свя­ти­телю отче Нико­лае, моли Бога о нас», «Святый вели­ко­му­че­ниче и цели­телю Пан­те­ле­и­моне, моли Бога о нас» и т. д. Только так обра­ща­емся мы ко святым угод­ни­кам, прося их помощи. Потому что их молитва имеет несрав­ненно боль­шую силу, чем наша, ведь святые – это те, кто сумели стать под­лин­ными дру­зьями Божи­ими, кто жизнью своей под­твер­дил свою веру и любовь. Они дей­ственно молятся о нас.

Только для Пре­свя­той Бого­ро­дицы дела­ется исклю­че­ние. Обра­ща­ясь к Ней, мы гово­рим: «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас». Такое исклю­че­ние понятно каж­дому, кто пони­мает, какое особое зна­че­ние имеет подвиг Девы Марии в деле нашего спа­се­ния. Сте­пень Ее бли­зо­сти к Богу столь велика! Вспом­ните, в Кане Гали­лей­ской Ей уда­лось упро­сить Иисуса Христа совер­шить чудо, кото­рое совсем не вхо­дило в Его наме­ре­ния. Кто когда из святых имел такое дерз­но­ве­ние!

Зачем Богу списки имен?

Пропев запевы, мы под­хо­дим к важ­ней­шей части молебна – чтению Еван­ге­лия. Тут хочется доба­вить: чтение Еван­ге­лия должно быть важ­ней­шей частью всей нашей жизни. Бого­слу­жеб­ным Уста­вом для каж­дого молебна пред­ла­га­ется свое чтение. Так, если обра­ща­емся с прось­бой к Гос­поду Иисусу Христу, то звучат такие слова из Еван­ге­лия от Матфея: «Про­сите, и дано будет вам; ищите, и най­дете; сту­чите, и отво­рят вам; ибо всякий про­ся­щий полу­чает, и ищущий нахо­дит, и сту­ча­щему отво­рят…» ( Мф.7:7,8 ). Если моле­бен бла­го­дар­ствен­ный, то вспо­ми­наем о десяти про­ка­жен­ных, из кото­рых только один исце­лен­ный Гос­по­дом воз­вра­тился, чтобы побла­го­да­рить Его. Еван­гель­ский отры­вок молебна о боля­щих напо­ми­нает об одном из чудес­ных исце­ле­ний, совер­шен­ных Гос­по­дом. А когда служим моле­бен об умно­же­нии любви, пере­чи­ты­ваем одно из самых радост­ных откро­ве­ний о том, как любит нас Бог, о том, что не мы избрали Его, а он избрал и при­влек нас к Себе. Наша любовь к Нему была бы невоз­можна, если бы прежде Он не воз­лю­бил нас. Любя Его, мы в меру наших сил лишь отве­чаем на Его любовь.

За Еван­ге­лием сле­дует Сугу­бая екте­ния. «Сугу­бая», то есть уси­лен­ная. Каждое про­ше­ние сопро­вож­да­ется трое­крат­ным пением хора или народа «Гос­поди поми­луй». Здесь же чита­ются и записки с име­нами тех, о ком мы молимся. Запи­сок порой бывает много, и свя­щен­ник долго про­из­но­сит десятки и сотни имен людей, подав­ля­ю­щее боль­шин­ство кото­рых он не знает. Не бес­смыс­ленно ли это долгое пере­чис­ле­ние имен? Нет, не бес­смыс­ленно! За каждым именем – чело­ве­че­ская душа, лич­ность, жизнь. Каж­дого, чье имя про­из­но­сится на молебне, знает и любит Гос­подь. Так стоит ли напо­ми­нать Богу о тех, кого Он и без нас помнит? Мы не напо­ми­наем, конечно. Мы сви­де­тель­ствуем, что и нам дороги эти люди, что мы вве­ряем их и себя мило­сер­дию Божию. Любовь Божия, Его Благой Про­мы­сел о нас не отме­няет нашей необ­хо­ди­мо­сти любить друг друга, пом­нить и забо­титься друг о друге. Тот, кто может все, неод­но­кратно гово­рил обра­щав­шимся к Нему за помо­щью: «По вере вашей будет вам». Он же сказал нам сло­вами Апо­стола Иакова: «… моли­тесь друг за друга, чтобы исце­литься: много может уси­лен­ная молитва пра­вед­ного…» ( Иак. 5:17 ). Сотво­рив нас сво­бод­ными, Он желает, чтобы мы не пас­сивно ожи­дали Его помощи себе и друг другу, но тоже при­ла­гали усилия, в том числе и молит­вен­ные. «По вере вашей будет Вам…». Молитва, осо­бенно сов­мест­ная, – выра­же­ние и под­твер­жде­ние нашей веры.

«Пусть никто не боится смерти!»

Не всегда есть у чело­века воз­мож­ность уча­стия в молебне. Многие при­хо­дят в цер­ковь, зака­зы­вают моле­бен, пишут записку с име­нами тех, о ком просят помо­литься, остав­ляют пожерт­во­ва­ние и уходят. Имеет ли смысл такая молитва? Конечно, если сами мы не можем, пусть помо­лятся о нас другие. И это немало. Ведь даже жела­ние, чтобы о нас помо­ли­лись, уже некий нача­ток молитвы. Но, если это воз­можно, намного лучше прийти на моле­бен самому.

«Не умру, но жив буду.…» Но ведь умру же! Даже если совер­шенно здоров, все равно не избе­жать мне смерти. Даже если здоров… А моле­бен чаще всего соби­рает тех, кто очень даже нездо­ров. Или их близ­ких. Часто ли слу­ча­ется, что после молебна болезнь уходит и воз­вра­ща­ется здо­ро­вье? Слу­ча­ется, но, честно скажем, не часто. Это все-таки чудо, а чудеса, мы верим, воз­можны, но не часты.

Скорби и болезни вре­менны. Они закон­чатся. Вечная жизнь, вечная радость не закон­чатся нико­гда, если в этой вре­мен­ной жизни не отча­емся и не утра­тим веру, не угасим любовь. Вот для того, чтобы нас не одо­лело уныние, чтобы умно­жи­лась вера и любовь, соби­ра­емся мы вместе на общую молитву, просим помощи Божией. И не будем сомне­ваться, что обя­за­тельно полу­чим ее.

Источник

Я помолюсь!

за что можно помолиться. Смотреть фото за что можно помолиться. Смотреть картинку за что можно помолиться. Картинка про за что можно помолиться. Фото за что можно помолиться

Редко ли бывает так, что мы даем обещания, а потом, много позже, ломаем голову и всё никак не можем взять в толк, как бы нам половчее их исполнить, чтобы не прослыть (да и не оказаться на самом деле) легкомысленными пустословами и хуже того – обманщиками? Кажется, очень часто. Случается это в основном тогда, когда мы, и правда, относимся к чьей-либо просьбе с изрядной долей легкомыслия и, даже не вслушавшись подчас по-настоящему в то, что от нас требуется или хотя бы ожидается, спешим ответить:

– Конечно! Всё сделаю, и не думайте сомневаться!

Ну а впоследствии, по сказанному выше, ищем способ, как бы нам то, на что мы уже подрядились, реализовать, и далеко не всегда результат размышлений наших оказывается удовлетворительным.

И вот удивительно: нередко подобную же ситуацию можно наблюдать, когда не о чем-то сверхсложном или до крайности необычном идет речь, а когда просят нас о вещи простой и естественной: помолиться.

Просят, и мы тотчас же с готовностью восклицаем:

– Конечно! Обязательно помолюсь!

А потом… А потом человек идет в храм и задает священнику вопрос, ответ на который, казалось бы, очевиден:

– Меня просили помолиться, я пообещал, а как мне это сделать.

И вот действительно – как? Поминать просившего о молитве утром и вечером, полагать за него поклоны, читать акафисты и каноны, присоединять прошения о нем к чтению Псалтири и Евангелия, подавать записки на проскомидию, на молебен, заказывать сорокоуст? Наверное, правильно было бы, если бы, пообещав молиться, христианин уже представлял себе, как именно он будет это делать. Но и то правильно, что, затрудняясь, он спрашивает. Было бы хуже, если бы не спрашивал и не молился бы вообще, полагая, что для успокоения сердца просителя достаточно и обещания как такового, – так тоже бывает и не столь редко, как кто-то мог бы подумать.

Мне кажется, что вопрос: как мне в данном случае молиться? – сродни другому вопросу: как определить меру своего участия, когда меня просят о помощи делом или, например, деньгами? И ответ на него складывается из тех же самых составляющих: участвовать (молиться) надо по мере необходимости, по мере своего усердия, по мере возможностей, по степени близости нам человека, о котором идет речь, и, конечно же, по мере любви, которая живет в нашем сердце. И обязательно – с рассуждением.

По внешнему выражению своему и по продолжительности молитва может быть очень разной, главное – она не должна быть формальной, должна идти от сердца и совершаться с пониманием, о ком и о чем мы Господа просим. В остальном же… Есть у преподобного Силуана Афонского такие слова: «Молиться за людей – что кровь проливать». И это не только в том смысле, что молящийся чувствует боль другого человека как свою собственную, сопереживает, сострадает ему.

Молящийся должен быть готов взять на себя тяготу, которую несет тот, за кого он молится

Молящийся должен быть готов к тому, чтобы взять на себя какую-то часть того груза, который несет другой человек, понести его тяготу, разделить его скорбь: таков закон духовного восприятия, о котором говорит преподобный Марк Подвижник. Он объясняет, что восприятие это бывает двояким – невольным и вольным. Когда мы осуждаем человека, когда причиняем ему зло, то Господь попускает нам принять на себя какую-то часть его искушений и неприятностей. Когда же, напротив, любим человека и молимся о нем, то Бог, усматривая в нас готовность к самопожертвованию ради ближнего, дает нам спострадать с ним. Причем готовность эта, нашедшая свое выражение в молитвенном труде, иногда остается не до конца осознанной нами, и все, с чем сталкиваемся мы в итоге, вследствие молитвы, оказывается для нас совершенно неожиданным.

А надо – ожидать. Во-первых, потому что ожидаемое переносится гораздо легче. Во-вторых, потому что именно осознание такой реальности заставляет более трезво относиться к себе самому, правильнее понимать свою меру.

Неслучайно, отвечая на вопрос одного из своих учеников, преподобный Варсонофий Великий говорит, что будет достаточно, если тот, пообещав помолиться о ком-то, скажет однажды: «Господи, помилуй такого-то!» и воздохнет о нем от сердца. А большее, убеждает он этого инока, ему не по силам. Этот же совет можно, наверное, принять на свой счет и практически каждому из нас – и нам по силам немногое. Если говорить о чуть большем, то уместно поминать человека с той или иной степенью регулярности на своей обычной утренней или вечерней молитве – так же кратко, в ряду других людей, о которых мы молимся постоянно.

Но это, безусловно, в большей степени касается ситуаций, когда о молитве просит нас не очень хорошо знакомый нам человек. Другое дело, когда мы говорим о ком-то по-настоящему близком, о том, кого мы любим, с кем нас связывают узы дружбы, особенно если этот дорогой для нас человек попал в беду или тяжело заболел. Тут необходим труд совсем другого порядка: и просто усердная молитва, и акафисты, и каноны, и Евангелие с Псалтирью, и поминовение за богослужением.

А искушения, которые придется потерпеть… что ж, мужественное перенесение их делает нашу молитву сильней

Ну и, конечно, то же самое можно сказать и о молитве за тех наших близких, которые погибают, не в силах совладать со своими страстями, которые не могут справиться с алкогольной или наркотической зависимостью, проигрывают где-то последние деньги, живут греховно, распутно. Здесь можно и нужно либо вымолить их, «вытащить» на себе, либо, как выражался один подвижник, хотя бы стертые поклонами колени Господу показать. А искушения, которые придется при этом потерпеть… что ж, они должны быть – мужественное перенесение их делает нашу молитву гораздо сильней, наше мужество доказывает, что мы, и правда, любим, а молитва, споспешествуемая любовью, творит чудеса.

За оккультистов и сатанистов молитва опасна: она может быть не угодна Богу

Впрочем, бывают случаи, когда даже от молитвы за близких приходится отказаться, когда следует, смирившись, с печалью, но отступить. Это случаи, разумеется, особого рода: если наши близкие всерьез увлеклись оккультизмом, если они занимаются экстрасенсорикой или колдовством, не говоря уже о прямом, сознательном служении темной силе, то молитва за них становится по-настоящему опасной. И более того, зачастую она перестает быть богоугодной. Даже такой великий праведник и молитвенник, как афонский старец Ефрем Катунакский, ученик старца Иосифа Исихаста, подвизавшийся на Святой горе в XX столетии, признавался, что не мог молиться о своем брате-оккультисте, пока тот был жив, поскольку чувствовал каждый раз, что Господь его молитвы не приемлет, «наказывает» его за нее. Он только тогда возобновил молитвы о брате, когда тот отошел в мир иной и уже не мог творить тех беззаконий, которыми была наполнена его жизнь прежде. Что уж тут о нас говорить…

Конечно, рассуждая о молитве за ближних, я отдаю себе отчет в том, что готовых, раз и навсегда определенных «рецептов» в отношении ее быть не может: жизнь – живая, и любые правила очень часто требуют определенной корректировки. Какой? Это мы понимаем, если и сами, как жизнь, живые: сердце подсказывает, а здравый смысл, рассуждение позволяют в его правоте убедиться. Я просто попытался некие общие принципы проговорить, обозначить, зная по опыту, что нужда в этом насущная есть.

Молиться ведь обязательно надо. И если понимать как, то труд этот и легче подъемлется, и пользы больше приносит – и ближним, и нам самим.

Источник

О молитве за других людей. За всех ли можно молиться?

Выберите раздел серии

О молитве за других людей. За всех ли можно молиться?

Эта подборка была сделана в качестве ответа на вопрос слушателей катехизических бесед. В своей основе она состоит из советов святых и священников. Возможно, она будет полезна и читателям блогов. Буду благодарен за дополнения и уточнения.

Кто мой ближний?
Можно условно разделить людей, о молитве за которых возникают смущения, на:
— незнакомых, за которых нас просят помолиться,
— людей, про которых мы знаем, что они атеисты или отпали от Церкви,
— усопших нераскаянными (крещёных, но отпавших от Церкви Божией),
— усопших атеистов, иноверцев и самоубийц.

Воля Бога о молитве за других людей
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. (Мф.5:44)

Молитесь за обижающих вас. (Лк.6:28)
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (Лк.6:30-31)

Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков. (1Тим.2:1)

По чувству сострадания мы должны молиться за людей даже тогда, когда нас об этом никто и не просит. Скажем, увидели мы в церкви (в монастыре, на улице): кто-то сказал или сделал что-то нехорошее, неподобающее — мы должны помолиться об этом человеке Христу. Я не говорю, что нужно сразу начинать читать за него Псалтирь. Но хотя бы одну фразу сказать, хотя бы один вздох сердечный вознести: «Господи, помоги ему! Избави его от сетей вражиих, имиже веси судьбами устрой его спасение, и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!» И это уже будет молитва.

Ведь мы должны понять, что мы — сотелесники Христовы: как и Апостол говорит, что все мы — тело Христово (ср.: Рим.12:5). Потому нам нельзя оставаться безучастными к страданиям ближних, а нужно как-то им помогать — хотя бы молитвой (если нельзя помочь чем-то другим). Это — наш христианский долг.

За самого себя молиться нужда и беда убеждает, но за ближнего молиться убеждает любовь. Святитель Тихон (Задонский)

Если Церковь главным образом молится только за своих членов, то не излишне ли дерзновенно келейно молиться за тех, кто вне Церкви?
Если литургическая молитва не включает самоубийц, некрещеных, инославных, отпавших, то личная молитва не ограничена ничем.

Святитель Филарет Московский: Или, спросят, — не тщетна ли молитва за умерших во грехе? Ответствую: тщетна — за умерших во грехе смертном, смертью духовною, и в сем состоянии постигнутых смертью телесною, — за тех, которые внутренно отпали от духовного тела Церкви Христовой и от жизни по вере, своим неверием, нераскаянностью, решительным и конечным противлением благодати Божией.

Однако преподобный Силуан Афонский советует: Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы.

Искушения в молитве
Искушения в молитве могут иметь своим источником:
— ревность не по разуму, взятие подвига сверх меры и без благословения;
— искушения падшими духами, желающими отвратить христианина от молитвы.

Если человек пленён падшими духами, то, молясь за него, мы вызываем их противодействие, ведь они уже считают его своей добычей; это подобно тому, как вырывать кость из пасти у пса. Несомненно, Бог значительно ограничивает силу падших Ангелов, но пугать нас они могут.

Для укрепления от нападения всяческих искушений и наваждений старайтесь советоваться со своим духовником. Любая молитва — это духовная война с тёмными силами, а на войну нужно идти, заручившись поддержкой Церкви и благословением священника.

Часто такие искушения отнюдь не бывают связаны с молитвой за кого-то. Зачастую мы сами себя искушаем: сами впадаем в какие-то страсти, а думаем, что это произошло потому, что мы за кого-то помолились.

Одна женщина молилась за своего усопшего отца, который скончался, будучи атеистом. Во сне он явился ей в страшном гневе и требовал прекратить молитву. История интересная, но возникает вопрос: кто явился женщине? Её отец или падший дух в облике её отца?

Любая искренняя молитва неугодна бесам, но бывают случаи, когда молитва неугодна и Богу. Например, молитва без рассуждения, когда человек считает себя способным вымолить кого-то или когда кто-то берёт подвиг молитвы, не живя христианской жизнью, или подвиг выше своих сил. Но бывают и иные случаи. Великий молитвенник афонский старец Ефрем Катунакский, ученик старца Иосифа Исихаста, подвизавшийся на Святой горе в XX столетии, признавался, что не мог молиться о своем брате-оккультисте, пока тот был жив, поскольку чувствовал каждый раз, что Господь его молитвы не приемлет, «наказывает» его за нее. Он только тогда возобновил молитвы о брате, когда тот отошел в мир иной и уже не мог творить тех беззаконий, которыми была наполнена его жизнь прежде.

Молящийся должен осознавать, что своей молитвой он бросает вызов сатане. Без сугубой благодати Божией, Божьего покрова, исход этой борьбы будет плачевен. Эту благодать человек обретает христианской, церковной жизнью.

Отвечая на вопрос одного из своих учеников, преподобный Варсонофий Великий говорит, что будет достаточно, если тот, пообещав помолиться о ком-то, скажет однажды: «Господи, помилуй такого-то!» и воздохнет о нем от сердца. А большее, убеждает он этого инока, ему не по силам. Этот же совет можно, наверное, принять на свой счет и практически каждому из нас – и нам по силам немногое. Если говорить о чуть большем, то уместно поминать человека с той или иной степенью регулярности на своей обычной утренней или вечерней молитве – так же кратко, в ряду других людей, о которых мы молимся постоянно.

Чтобы молиться за конкретного человека с конкретной страстью (например, со страстью неверия или пьянства) — для этого нужно взять благословение у духовника, который нас знает и может дать совет, как нам подобает поступить в данном случае и как мы должны молиться. Тогда уже будет покрывать благодать благословения на это дело.

Мы обычно думаем, что мы кого-то вымаливаем. А ведь не мы вымаливаем этого человека, но Господь его спасает, как и нас. Распявшись за всех, Господь взял на Себя грехи всего мира. И потому не мы вымаливаем, не мы вытаскиваем, не мы этому человеку помогаем, а Христос помогает, извлекает его изо рва страстей и спасает. Мы же только — как соучастники Христовы в деле извлечения этой души. И если мы испытываем какое-то бесовское наваждение, то это по той причине, что Господь дает нам немножко ощутить это соучастие. И в этом — проявление нашей любви ко Христу и к человеку.

Но иногда, действительно, такое бывает. Особенно, когда идет однообразная жизнь в обычном порядке, и вдруг видишь, чувствуешь, что появилась какая-то брань особого рода. Тогда уже идешь, исповедуешься и спрашиваешь: «Как мне быть? Продолжать ли мне молиться за этого человека или оставить на время?» Но это не значит, что оставить совсем. Просто Господь показывает в данном случае: по твоей немощи, для твоего смирения, тебе надо знать, что ты еще сам подобострастен этому человеку. Хотя ты и молишься за него для избавления его от какой-то страсти, но, тем не менее, ты сам немощен и должен понять, что и его, и тебя спасает и несет на Своих плечах только Христос.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «стяжи мир душевный, и вокруг тебя спасутся тысячи». Другими словами, помочь ближним мы можем лишь настолько, насколько мы уже помогли себе.

Не отнимет ли молитва за других силы молиться за себя?
Мнение о том, что, молясь за других, не хватит сил на себя, безосновательно. Молитва – это привлечение благодати Божией и тому, за кого молятся, и тому, кто молится.

Более того, говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других; она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему».

Молясь о своих ближних, мы не можем буквально говорить о том, что берем на себя их грехи, мы лишь своим молитвенным участием разделяем с ними, помогаем понести болезни, которые следуют за совершением всякого греховного поступка (не случайно в православии грех воспринимается не как преступления, но как болезнь).

Как молиться о незнакомых людях? Советы прп. Паисия Святогорца.
– Геронда, когда некоторые паломники оставляют нам записки для поминовения, а мы не знаем их нужд, то как нам за них молиться?
– Говорите: «Господи, помилуй рабов Твоих, нужды которых Ты Сам ведаешь».

А когда, геронда, молимся о людях и не знаем, живы ли они или умерли?
– Говорите: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих».

Иногда, геронда, я не помню имён людей, которые просят молитв.
– Если не помнишь имён, которые тебе дают, то молись в общем: о больных, о молодых, сбившихся с пути, и т.д. Вначале говори: «Помоги, Боже мой, сначала тем, кто больше нуждается в помощи», – а потом продолжай: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих».

Преподобный также советовал: «Ты, после того как немного помолишься о себе, потом вспоминай о бедствующем мире в целом, о тех, кто удалился от Бога, о почивших, которые не воспользовались временем, которое Бог им даровал, чтобы к Нему приблизиться, и теперь раскаиваются, но уже без пользы; и твори молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Так молишься и о себе, и о тех, кто просил тебя молиться, и обо всём мире».

Это подтверждает и практика. Один священник рассказал такой случай. Ему на отпевание привезли незнакомую девушку. При совершении чина, несмотря на то, что это было далеко не первое отпевание за время его служения, ему стало плохо, силы его оставили, пришлось даже выйти на свежий воздух. Через некоторое время он встретился со священником из другого храма, и неожиданно оказалось, что и у того случилось подобное при отпевании молодого человека. В результате небольшого расследования оказалось, что пара добровольно умертвила себя, но родственники скрыли это от Церкви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *