заходер что случилось с водой
Заходер что случилось с водой
Борис ЗАХОДЕР
ВЕСЕЛАЯ ШУМЕЛКА ПРО СЛОНОПОТАМА
Разве можно,
Разве можно
Огорчаться и грустить?
Это просто
Невозможно
Невозможно допустить!
Невозможно допустить,
Чтобы вы могли грустить,
Если вдруг явился к вам
ЖИВОЙ СЛОНОПОТАМ.
Послушный,
Добродушный
Ручной Слонопотам,
Который так и бегает
За вами по пятам;
Он знает все загадки,
Играет с вами в прятки.
Рассказывает сказки
И песенки поет.
И в сутки
Ни минутки,
Да, ни одной минутки,
Буквально ни минутки
Скучать вам не дает!
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГОЛОВАСТИКА
Сказка
— Это разные козявки и букашки
Пристают
К Головастику, к бедняжке.
Налетает мелюзга
На него, как на врага.
Хохот, крики, град насмешек!
Дядя Пуд!
Пузырь!
Орешек!
Жирный пончик!
Маслотрест!
Как им всем не надоест!
Хорошо, что ты решил
Здесь поселиться
Будем вместе
Играть и веселиться!!
Вызывали
Вертушки-коловратки:
— Выходи,
Поиграй с нами в прятки!
Звал Мотыль
Покувыркаться в иле,
Водомерки
Пробежаться предложили,
Но напрасны были все попытки!
Не послушал он
Даже Улитки.
Он ни плавать,
Ни ползать не хочет,
Он одно и то же бормочет:
— Вот ещё!
Очень нужно!
Головастики
Совершенно
Не нуждаются
В гимнастике!
В это время
И заплыл в затон
Старый дядюшка
Двоюродный Тритон.
Вздохнул он:
— Боюсь,
Мой друг толстопузый,
Ты сам
Себе скоро
Станешь обузой.
Попробуй хотя бы
Зарядкой
Заняться!
Ты сам не заметишь,
Как будешь
Меняться,
Ты станешь, племянник,
Таким молодцом,
Что сам удивишься,
И дело с концом!
Увы! Хоть Тритон
Проповедовал с жаром,
Пропало
Его красноречие
Даром:
Племянник
Его и слушать не хочет,
Племянник упрямо
Всё то же бормочет:
— Очень нужно!
Очень нужно!
Головастики
Совершенно
Не нуждаются
В гимнастике!
— Ну, смотри!
Не пожалей потом!
И уплыл Тритон,
Вильнув хвостом.
Вдруг
Откуда ни возьмись
(В жизни так бывает!),
Вдруг
Откуда ни возьмись
Щука выплывает.
— Это ты тут
Такой умный малыш?
Без гимнастики вам лучше,
Говоришь?
Животик ввалился,
И хвост отвалился,
И сам он
Новою
Силой налился.
Говорят,
Один поэт залюбовался
И весёлой песней
Отозвался:
«Вихрем мчится под водой
Головастик молодой. »
(И так далее.)
Утекло воды немало,
Лето красное настало.
Летним днём,
Порою знойной
Кто-то ловкий,
Кто-то стройный,
Весь зелёный,
Весь в зелёном
Поздоровался
С Тритоном.
Смотрит на него Тритон.
Это сон или не сон?
Это сон или не сон?
Гость вторично поклонился:
— Разве я
Так изменился?
— Ну и ну!
Родная мать!
Не смогла б тебя узнать!
Все нуждаются
В гимнастике,
В том числе
И головастики!
ЕСЛИ МНЕ ПОДАРЯТ ЛОДКУ
Если мне подарят лодку,
Ялик,
Гичку,
Самоходку,
Барку
Или хоть байдарку,
Как я буду рад подарку!
Я согласен и на джонку,
Катер,
Яхту,
Плоскодонку,
На каяк,
Каноэ,
Ботик,
В крайнем случае, на плотик…
Буду рад
Катамарану,
Оморочке
И сампану.
Взял бы я охотно шлюпку
Или даже душегубку.
Лишь бы мне
На вольной воле
Плыть и плыть
В своей гондоле.
На вельботе,
На пироге –
Плыть без горя
И тревоги,
Лишь бы плыть и плыть часами:
Всё равно – под парусами,
Иль с мотором,
Иль на вёслах –
В те края,
Где нету взрослых!
Повидаюсь с океаном,
Потягаюсь с ураганом
И вернусь обратно к маме –
Прямо к чаю с пирогами.
Борис Заходер. Если мне подарят лодку. М.: Малыш, 1981.
Ах,
Эти Кошечки
Да Собачечки
Жизнь так украшают,
Но мне
Ни Кошечку
Ни Собачечку
Взять не разрешают.
Ах,
Мне
Ни Кошечку
Ни Собачечку
Взять не разрешают.
Мол, будто
Кошечки да Собачечки
Людям жить
Мешают.
КАДЫ-МАДЫ
Кады-Мады, неси воды
Корове пить – тебе водить.
Давным-давно
Кады-Мады
Корове снёс
Ведро воды.
— Кады-Мады!
Кады-Мады!
Пропали зря
Твои труды:
Коровы той
Простыл и след,
Да и тебя
На свете нет…
Как это нас
На свете нет?
Ведь каждый знает
С детских лет
О том, как я,
Кады-Мады,
Корове снёс
Ведро воды!
ЛЕНИВЕЦ
Ленивец — очень странный зверь
(Особенно трехпалый).
Но вместе с тем он –
Верь не верь! —
Довольно славный малый.
Он ни за что и никогда
Не станет причинять вреда
Зверям любой породы,
И не вина его — беда,
Что избегает он труда.
Таков он от природы!
Смеяться над ленивцем — грех!
Пускай на нем зеленый мех
(Там даже моль заводится!),
Пускай он ходит в туалет
Два-три разочка за пять лет –
Ведь недостатки есть у всех,
Тут спорить не приходится!
Он нам — родня, сомнений нет:
Он, как и мы, не знает,
Зачем родится он на свет,
Живет и умирает.
Нас сей вопрос — увы и ах –
Волнует.
А Ленивец?
Он
О подобных пустяках
Не думает,
Счастливец!
Весёлые картинки, 1987, №11.
ПРО ПСА
Жил на свете
ПЁС СОБАЧИЙ.
У него был
Нос СОБАЧИЙ,
Хвост СОБАЧИЙ,
Рост СОБАЧИЙ,
Нюх СОБАЧИЙ,
Слух СОБАЧИЙ.
Весёлые картинки, 1990, №5.
РАЗНЫЕ СОБАЧКИ
БАССЕТ
Бассета
Кривые лапки
Красят.
Это подтвердит вам
Каждый бассет!
ЛЕВРЕТКА
КОЛЛИ
СПАНИЕЛИ
Зовутся по-всякому
Спаниели;
Но две
Разновидности
Есть на деле:
Такие, которые
СПАЛИЕЛИ,
И те, которые
СУПАНЕЕЛИ!
ТОЙТЕРЬЕР
ДОБЕРМАН
ЛАЙКА
— Что же ты не лаешь,
Лайка?
— Да ведь я
Не пустолайка!
Лайки,
Честно говоря,
Очень редко
Лают зря!
НЬЮФАУНДЛЕНД
Весёлые картинки, 1989, №3.
ЧТО КРАСИВЕЙ ВСЕГО?
Да, вот такой вопрос:
«Что красивей всего?»
Ответить
Я сам не сумел на него.
И вот я решил
Послушать ответы
Других обитателей
Нашей планеты.
А мне показалось,
Что все они правы.
Все: Звери и Птицы,
Деревья и Травы.
И я не отвечу,
Увы,
Ничего
На трудный вопрос:
«Что красивей всего?»
Весёлые картинки, 1990, №7.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С РЕКОЙ?
Течёт река
Издалека.
Течёт река.
Течёт река.
Как хорошо, когда река
И широка и глубока!
Но что такое?
Караул.
Нет, нет, никто не утонул.
Нет, нет, как раз наоборот:
На мель
Садится
Пароход
Средь бела дня.
Какой скандал!
Наверно, лоцман
Маху дал?
Да нет!
Далёко до буйка…
Тут глубока
Была река.
…Уже и лодки
На мели…
…Пловцы
Вдруг
Посуху пошли…
А рыбы?
В горе и тоске
Бедняжки
Бьются
На
П
е
с
к
е
.
.
.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: «Какой пустяк!»
Пустяк… Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!
Проект по энергоэффективности Организация работы по воспитанию культуры энергосбережения у учащихся в начальной школе
Главная > Литература
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Что такое хорошо и что такое плохо?
Мама и папа смотрели телевизор. Мама ушла на кухню готовить ужин. Папа выключил телевизор и принялся ей помогать.
Марина с сестрёнкой Леной смотрели по телевизору мультфильмы. Когда они закончились, девочки затеяли игру со своими любимыми куклами. Телевизор продолжал работать.
Мальчик спит, а свет горит.
Жил на свете весёлый ручеёк. Было у него много друзей — животных и растений. Поил он их своей свежей, прохладной водой.
Ручеёк хорошо относился и к людям, хотя мать-земля не раз предупреждала его, что они бывают коварны.
В одно прекрасное утро ручеёк играл со своими подружками — рыбками. Вдруг он увидел на ветке дерева, которое росло на берегу, стайку птиц. Самая старшая — сойка — о чём-то увлечённо рассказывала.
— Что случилось? — спросил ручеёк.
Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала стрекотать о том, что внизу, под горой, деревня осталась без воды — высох источник, обеспечивавший людей водой. Призадумался ручеёк, притихли его бурные воды: не мог он допустить, чтобы где-то рядом кто-то испытывал жажду. И ручеёк решился. Простившись со своими друзьями, он поспешил вниз, к людям, напоить их чистой водой.
Ручеек был горд, но в глубину души иногда закрадывалось сомнение. Он вспоминал слова матушки-земли: «Помни, сынок-ручеёк, люди иногда коварны и склонны к предательству».
Прошло несколько дней. Ручеёк много наблюдал за людьми. Его всё больше удивляла их нелюбовь к природе, их невежество. Он не понимал, как можно захламлять место, где ты живёшь, кучами мусора, отходами.
Скоро ручеёк стал задыхаться и превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон стекала неприятная жидкость. Из прозрачного он превратился в мутный поток. И ручеёк заплакал, отчего вода стала солёной. Теперь он понял, почему ручьи исчезают.
Ночью наш ручеёк вынужден был уйти из деревни. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше поворотов. Впереди его ждала другая жизнь и верные друзья.
Сказка ложь, да в ней намёк — человечеству урок.
В. Сухомлинский. Стыдно перед соловушкой
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
— Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
— Стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
Н. Н екрасов. Отрывок из поэмы «Саша»
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились,
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал — и вон побежал.
И. Соколов-Микитов. Вороненок
Минувшим летом Коля подобрал в лесу выпавшего из гнезда плохо летавшего вороненка, принес его домой. В сенях избы он устроил из палок небольшую загородку для вороненка и стал его кормить. Вороненок очень скоро привык к Коле, хорошо его узнавал, и всякий раз, когда Коля подходил к своему питомцу, тот радостно каркал и махал крыльями. Когда вороненок подрос, Коля стал выпускать его на волю. Вороненок неизменно к нему возвращался. Он влетал в открытое окно дома, съедал приготовленное для него угощение. Осенью вороненок присоединился к другим воронам, но каждый раз, стоило только ему увидеть на улице Колю, слетал с дерева и, к великому удивлению других ворон, садился на его плечо.
П. Надеждина. Твое и наше
Мы хотим, чтобы в наших реках было много рыбы, а в лесах много ценного зверя, чтобы в городских парках пели лесные птицы, чтобы с каждым годом сильнее и ярче звучала в нашей стране музыка весны. Но есть люди, которые нам мешают. Им дорога лишь своя выгода, а до других им дела нет! Они могут глушить рыбу динамитом, могут поставить сети поперек реки, они охотятся там, где нельзя охотиться, или в то время, когда охота запрещена. Это не охотники, не рыбаки, а браконьеры, это воры, которые обкрадывают природу. Закон говорит, что люди сами должны охранять природу — свое богатство. Народ— это все мы, вся наша страна, и взрослые, и дети. Наши ребята спасают цветы и деревья, спасают мальков, подкармливают птиц, а самые старшие и самые смелые помогают в борьбе с браконьерами.
Б. Заходер. Что случилось с рекой?
Течет река издалека.
Течет река. Течет река.
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней — пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!
Течет река. Течет река.
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне.
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому — попробуй угадать! —
Приятней плыть в живой волне
Ребятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне!
Но что такое? Караул!
Нет, нет, никто не утонул,
Нет, нет, как раз наоборот:
На мель садится пароход
Средь бела дня, какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал!
Да нет, далеко до буйка,
Тут глубока была река.
Была. Вот именно — была.
Была, да, видимо, сплыла:
Ах, реку мы не узнаем.
Река становится ручьем!
. Уже и лодки на мели.
. Пловцы вдруг посуху пошли.
А рыбы? В горе и тоске
Бедняжки бьются на песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: «Какой пустяк!»
Пустяк. Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!
А.Иса акян «Самая нужная вещь».
Жил-был некогда в одной из чудесных стран Востока справедливый и мудрый царь. И было у него три сына. Когда царь состарился, он пожелал передать бразды правления тому из сыновей, кто окажется более способным к этому нелегкому делу. Призвал царь сыновей и решил с ними поговорить.
— Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец ваш стар и не может больше править страной. Кому из вас по силам будет исполнить мою мечту, тот и унаследует корону, станет править моим народом. Видите вон то вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Оно пустует. Я мечтал заполнить его чем-нибудь таким, что было бы самым нужным на этом свете, чем бы я осчастливил весь мой народ. Но найти эту самую нужную вещь так и не смог. Отыщите ее и заполните мое хранилище.
Сыновья поклонились отцу и отправились в путь. Долго ходили, ездили они из страны в страну, навидались людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых и в назначенный час предстали пред отцом.
— Добро пожаловать, бесценные мои сыновья! — обрадовался царь. — Удалось ли вам найти самую нужную в мире вещь?
Старший сын вынул из кармана горсть зерна, протянул ее отцу и сказал:
— Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без него?
Средний сын принес горсть земли и сказал:
— Землей наполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто может прожить без земли?
Младший сын взял кувшин с водой и зажженную свечу:
Светом заполню я это огромное хранилище и водой. Только светом и водой. Ничего не нашел я нужнее, чем свет и вода. Без света на земле не было бы жизни. А зародилась жизнь в воде. А еще свет знаний — самая нужная вещь. Только с помощью света знаний можно управлять миром!
Многие лета тебе, мой сыночек! — воскликнул царь.— Ты по праву заслуживаешь трон, потому что хочешь самого прекрасного, чтобы у людей всегда были свет и вода, а от света знаний люди становились мудрее.
Опыт 1. В два стакана помещаем песок, глину, поваренную соль, добавляем воду и размешиваем стеклянной палочкой. Получили раствор. Один стакан оставляем для отстаивания частиц смеси. Из второго стакана раствор фильтруем. На бумажном фильтре остались глина и песок, а прозрачный раствор — в стакане. Берём из стакана прозрачный раствор (это наша питьевая вода) пипеткой и капаем несколько капель на предметное стекло, подносим стекло к самой горячей части пламени спиртовки и даём воде испариться. На предметном стекле остаётся белое кристаллическое вещество — соль.
Ученики делают вывод: питьевая вода – это смесь веществ.
Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворимые соли. Но и в некоторых случаях и вредные для его организма вещества. Вот почему сейчас получили распространение бытовые фильтры. Что вы знаете о дистиллированной воде, как её получают?
Наливаем в пробирку отфильтрованный раствор, нагреваем воду и кипятим на спиртовке до появления пара, предметное стекло аккуратно подносим к отверстию пробирки, на предметном стекле появляются капельки воды. Пар охладился и превратился в воду. Предметное стекло подносим к пламени спиртовки, капельки воды испаряются, но в этом случае кристалликов соли нет. Почему?
Учитель. Вы уже, ребята, узнали, что вода — универсальный растворитель. Она растворяет многие газообразные (газированная вода), жидкие (раствор уксусной кислоты) и твёрдые (раствор сахара) вещества. Вы также знаете, что не все водные растворы полезны для человека. Так, дождевая вода, растворяя содержащиеся в воздухе оксиды серы, азота, выпадает на землю кислотными дождями, принося вред всему живому.
Опыт 2. Взрывы и аварии на танкерах — к сожалению, нередкое явление. Катастрофа одного супертанкера загрязняет воду в такой степени, как это мог бы сделать весь морской флот ещё какие-нибудь полстолетия тому назад. Сейчас, ребята, вы попробуете провести работу по ликвидации последствий аварии.
Ставим таз с водой — это наш «океан».
Заселяем «океан» — опускаем в него игрушки.
Спускаем «танкер с нефтью» на воду — обрезанную пластиковую бутылку с растительным маслом.
Имитируем нефтяную аварию — создаём «штормовые условия», раскачиваем ёмкость— масло выливается.
Приступаем к ликвидации аварии:
а) пытаемся собрать «нефть» с помощью ложек, дре-
весных опилок, ватных тампонов;
б) очищаем природные объекты (птиц, рыб) от «нефти»
с помощью жидкого мыла, питьевой соды (для этого ис-
пользуем тарелки с ватными тампонами).
Учитель. Для ликвидации последствий разлива нефти лучше всего использовать природный материал, который обладает способностью удерживать её на своей поверхности, например уголь или минерал вермикулит (добывают на Кольском полуострове). Последний наносят на нефтяную плёнку в размельчённом виде. После адсорбции (впитывания) его собирают, обжигают в печах котельной. В отличие от угля, вермикулит можно использовать вновь.
Перспективным считается применение нефтеокисляющих бактерий. Если культуру бактерий поместить на нефтяную плёнку, то через несколько дней она исчезнет из-за быстрого размножения бактерий.
Опыт 4. Цель: продемонстрировать наличие тепловой энергии у зажженной свечи. Оборудование: свеча, спички или зажигалка.
Демонстрация: учитель зажигает свечу. Предлагает детям поднести ладонь к пламени свечи слева или справа и описать словами свои ощущения. Вывод: пламя свечи обладает тепловой энергией.
Опыт 5. Цель: продемонстрировать наличие тепловой энергии человеческого тела. Оборудование: кусочки льда, одеяло. Демонстрация:
Заходер что случилось с водой
Автор: Ахмедова Людмила Зайнудиновна
Организация: МБДОУ «ДС «Гнёздышко»
Населенный пункт: п. Пуровск, ЯНАО
Цель:
Задачи:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение работать в паре, умение делать выводы, умение читать схемы.
Предварительная работа
Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды»,
Б. Заходер, «Что случилось с рекой»;
Материалы для НОД.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с гостями.
Игра «Друзья»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
1 часть.
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла на работу, то увидела корзину около нашей группы…. А в корзине записка: «Загадки для ребят из группы «Семицветик». А от кого – не понятно?! Давайте же отгадаем эти загадки.
(Достаёт яичко от киндер-сюрприза, открывает его, читает загадки).
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь вода в руке?
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она, потечёт
Молоко над речкой плыло –
Ничего не видно было.
Стало видно далеко.
Капли влаги на листочках –
На траве и на цветочках–
Что за чудо покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек –
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как можно назвать одним словом: дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег, что все это?
Воспитатель: Да, это все вода.
Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии. Недаром про воду говорят, что она волшебница.
Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о ее Величестве Воде.
Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит их воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.
Поэтому, воду надо беречь и охранять.
— Ребята, а давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете?
Звучит музыка. Входит Капелька
Воспитатель: Здравствуйте! Кто ты?
Капелька: Я капелька воды. Пролетала мимо и услышала, что вы, отгадываете мои загадки.
Воспитатель: Так вот чьи это загадки?!
Капелька: Я пришла к вам посмотреть и послушать, что вы обо мне знаете? Кого я могу напоить?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Капельке, кому нужна вода.
Я предлагаю поиграть в игру: «Кому нужна вода?»
Игра: «Кому нужна вода».
Описание: На листе бумаги круг с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например – стул, дерево), нужно выбрать нужную картинку и прикрепить к стрелке.
Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего.
2 часть.
Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и продолжим наши опыты с водой.
( Присаживаемся за столы)
Опыт №1.
Воспитатель: Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки.
Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
— Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
— В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет?
Дети: сахарный песок в воде растворился.
Воспитатель: Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка.
Растворился речной песок в воде или нет?
Дети: Речной песок в воде не растворился.
Воспитатель: Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились?
Дети: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.
Воспитатель: Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Вывод: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.
Опыт №2. «Лед – это вода»
Воспитатель: Дети, закройте глаза
( по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)
Что вы почувствовали?
Дети: Холод
Воспитатель: Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
Дети: Чем-то мокрым, холодным, льдом.
Воспитатель: Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
Дети: Лед начинает таять. Лед превращается в воду.
Воспитатель: Так что же такое лед?
Дети: Лед – это вода в твердом состоянии.
Воспитатель: В каком состоянии может быть вода?
Дети: Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Вывод: Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Воспитатель: Возьмите салфеточки и протрите руки.
Физкультминутка
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, прыгали (дети прыгают, танцуют). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и становятся возле мамы тучки).
Опыт № 3 «Пар – это тоже вода».
Воспитатель: А теперь давайте продолжим наши опыты с водой.
(Опыт проводит воспитатель. На столе термос с кипятком, стекло или зеркало).
Воспитатель: Возьмем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит.
Дети: Из горлышка выходит пар.
Воспитатель: Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Что вы видите на зеркале?
Дети: Оно запотело, и появились капельки
Воспитатель: Предлагаю вам потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода. Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Пар – это тоже вода.
Воспитатель: Правильно пар-это тоже вода, очень сильно нагретая. Ребята, запомните, пожалуйста, что такой пар очень горячий и подходить близко к сильно нагретым предметам нельзя, так как можно обжечься.
Вывод: Пар – это тоже вода.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет.
Опыт №4 «Вода может изменить свой цвет»
Воспитатель: Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде.
— Изменила вода свой цвет или нет?
Дети: Да
Воспитатель: Какого цвета стала вода, у …….
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Вывод: вода может менять цвет.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее варенье. Попробуйте это сделать дома.
— Капелька, что это у тебя?
Капелька: Надо же! Я испачкалась, когда проплывала мимо завода. Я и вам захватила с собой воды напиться, вот она.
Воспитатель: Ребята, а нам можно пить такую воду пить?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: Да, нельзя. В такой воде даже рыбы не живут.
Капелька: Что же мне делать? Может вы мне посоветуете?
Воспитатель: Ребята, поможем Капельке очиститься?
— А вы знаете, это можно сделать с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.
— Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.
— Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром.
— Что мы видим?
Дети: Вода очищается
Воспитатель: Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистая, прозрачная.
Воспитатель: Куда делась грязь?
Дети: Вся грязь осталась на фильтре.
Воспитатель: Я вам показала самый простой способ очистки воды этим простым способом нам удалось очистить воду от крупного мусора, пить её нельзя так как в ней остались микроорганизмы вредные для нашего здоровья.
Где мы можем использовать эту воду?
Дети: Полить цветы, помыть пол и т.д.
Воспитатель: Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.
Мы хорошо потрудились. Капелька увидела, какие вы умелые и знающие.
— Встаем в круг. Я вам буду кидать мячик, и задавать вопрос:
Вода – это хорошо. Почему? или Вода – это плохо. Почему?
Воду мы пьём, моемся, стираем бельё, моем посуду, купаемся в речке, в ванне, поливаем растения в квартире, на даче, необходима людям, животным, птицам, насекомым.
Не умеешь плавать можно утонуть, напьёшься холодной воды из холодильника – можно заболеть, прольёшь воду на пол и не заметишь можно упасть и получить серьёзную травму. Если залить растения они могут погибнуть, во время наводнения вода разрушает всё на своём пути.
Воспитатель: Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились?
Дети:
Вода может растворять одни вещества, а другие нет.
Вода прозрачная.
Вода может менять свой цвет.
Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Капелька: Спасибо вам большое. Я очень рада, что вы так много знаете о воде. Мне пришла пора отправляться дальше в путешествие.
Дети: Спасибо, тебе Капелька! До свидания!
Воспитатель: Ребята, а закончить наше занятие я хочу следующими словами:
В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда.
Эта волшебница – наша вода.
Список используемой литературы