закончил техникум что делать дальше
Куда идти после колледжа
Большинство учеников, получившие диплом о среднем профессиональном образовании, желают продолжать приобретать новые знания и умения, следовательно, возникает вопрос: где учиться после колледжа?
После получения среднего профессионального образования при наличии диплома вы можете сразу устроиться на работу. Но многие продуктивные студенты не останавливаются на достигнутом результате и стремятся получить больше опыта и новых возможностей. По окончанию колледжа у них есть два возможных варианта развития событий:
В современном мире первый вариант будет предпочтительнее для большинства учащихся, но нынешние формы обучения, такие как заочная и очно-заочная позволяют совмещать получение знаний вместе с трудовой деятельностью. Для того чтобы выбиться в лидеры необходимо иметь много опыта и профессиональных умений.
Можно сделать вывод, что высшее образование для большинства выпускников со средним профессиональным образованием является почетным и желанным. Такая возможность как получение высшего образования откроет еще больше жизненных перспектив и поможет повысить общественный статус человека. Также получить более высокую должность с таким образованием будет несомненно намного проще.
Куда идти после колледжа
Перед совершением такого важного шага, важно подумать осталось ли у вас желание продолжать обучение по выбранной вами ранее специальности, или же вы хотите выбрать другое направление. Не секрет, что за период вашей учёбы, которая длилась один-два года, ситуация на мировом рынке труда могла значительно поменяться, как и ваши предпочтения, мысли о будущей профессии.
Окончание колледжа можно назвать идеальной базой для высших учебных заведений. Так, поступление в ВУЗ после колледжа студенту со средним профессиональным образованием дает большую уверенность при сдаче экзаменов. Также ему могут пойти на уступки, если у поступающего уже будет выбран профиль дальнейшего обучения. Для таких студентов достаточно будет лишь сдать вступительные экзамены, в то время как тем, кто сразу поступает после окончания школы, необходимо иметь высокие баллы по ЕГЭ.
Но несмотря на возможные поблажки, следует подготовиться к тому, что при выборе дальнейшей специальности не по профилю вам возможно необходимо будет пройти вступительные испытания, как и поступающим школьникам. Поэтому, чтобы не возникло лишних вопросов и неловких ситуаций, заранее уточняйте все интересующие вас моменты по телефону или проконсультируйтесь очно.
Правильный выбор
По некоторым социологическим данным, обучение после техникума продолжает около 70% выпускников. Это достаточно высокий процент, говорящий, что ценность университетского диплома в современной России не утрачена.
Условия обучения в колледже различны, в зависимости от того, после какого класса поступил в него ребенок. От этого же зависят и дальнейшие его возможности. Для того чтобы сделать правильный выбор, нужно четко осознавать преимущества вариантов обучения.
Поступить после 9 классов
Окончив школу с базовым образованием 9 классов, выпускники для получения специальности выбирают либо техникум, либо училище. Основное преимущество такого выбора — возможность избежать выпускных экзаменов, что вполне подходит для слабых учеников. Чтобы поступить в некоторые ПТУ, не важны даже результаты ГИА, достаточно аттестата.
Конечно, колледж продолжает подготовку по важным школьным предметам, но основной упор делается на специальные, для овладения профессией.
Еще несколько плюсов обучения в колледже после 9 классов:
Если выпускник колледжа собирается продолжить обучение в университете, но по другой или смежной специальности, ему все-таки придется сдавать ЕГЭ.
Обучение в колледже после 11 классов
Считается, что в колледж поступают только те, у кого минимальные шансы на зачисление в ВУЗ. На самом деле это заведение можно рассматривать как ступеньку к образовательным вершинам. Это один из самых легких путей к заветному университетскому диплому.
Что получают поступающие в колледж после 11 класса:
Работа для выпускников техникума
В образовательной системе колледж и техникум являются промежуточным звеном между школой и университетом. Где и сколько учиться — каждый человек решает самостоятельно, и поступление в ВУЗ после колледжа не всегда является единственно правильным выбором.
Примерно 30% учеников, посчитав, что уже обладают востребованной профессией, устраиваются на работу и начинают строить карьеру.
В большинстве случаев это:
Отдельно необходимо упомянуть о престижных колледжах и техникумах.
Практически во все эти заведения достаточно высокий конкурс, на некоторые факультеты надо сдавать дополнительные экзамены, не везде есть бюджетные места.
И еще один важный момент: какое дает такой колледж образование, хорошее или все-таки придется доучиваться в вузе. В реальности, диплом престижного заведения ценится гораздо выше, чем полученный в некоторых институтах и академиях.
Самые авторитетные образовательные учреждения Москвы:
Для того чтобы сделать правильный выбор, в стране ежегодно публикуются рейтинги 100 лучших ссузов (так в общем называются все заведения, где можно получить средние специальные образование). Конкурс на звание лучшего поддерживает Министерство просвещения РФ и насчитывает на сегодняшний день около 10 критериев отбора.
Университет после колледжа
Чтобы процесс образования, получения востребованной и перспективной работы и начало карьерного роста прошли гладко, важно не ошибиться на самой первой ступени — выборе профессии. Многое зависит от того, какой факультет был выбран при поступлении в техникум. Если после выпуска изменить специализацию, учебу в ВУЗе придется начинать заново, с 1 курса. Задача значительно облегчается, если будущий студент проходил обучение в специализированном техникуме при университете (академии), тогда вопрос, куда пойти учиться после колледжа, не стоит.
Есть еще один момент, который важно уточнить.
В 2015 году были приняты значительные изменения для поступающих. На сегодняшний день в большинстве вузов отменены льготы для бывших студентов ссузов, в том числе зачисление сразу на 3-й курс и поступление в отдельном потоке.
Сдача экзамена для поступления в ВУЗ
Решение принято, и студент колледжа захотел продолжить образование. Но для этого многие вузы требуют результаты единого государственного экзамена. Программа обучения в техникуме не предполагает углубленного изучения школьных предметов, и как с такими знаниями сдать ЕГЭ после колледжа?
Есть несколько вариантов восполнить этот недостаток:
Предварительная подготовка на базе университета — это всегда высокий уровень получения знаний. Но не все институты организовывают такие курсы. В любом случае обучение только платное, и цена не всем подходит.
Пройдя подготовку каким-либо из перечисленных способов, необходимо подать заявку на сдачу ЕГЭ.
Сделать это можно в:
Заявление подается в срок не позднее 1 февраля. Если ученик уже сдавал необходимый экзамен, но после этого поступил в колледж и проучился там несколько лет, то его результаты уже недействительны, пройти испытания придется повторно.
Регистрация в пунктах прохождения экзаменов не зависит от прописки, места жительства и возраста, претендовать на сдачу можно даже после окончания 1 курса техникума. Далее, все просто — следует вовремя явиться, хорошо пройти экзамен, получить результат, подать документы в университет.
Поступление в университет без ЕГЭ
Стать студентом ВУЗа можно и без сданного единого государственного экзамена. Такую возможность предоставляют институты, устраивающие свои индивидуальные вступительные испытания.
Об этом говорится в ст. 70 ФЗ «Об образовании РФ». Согласно законодательству выпускник ссуза принимается на форму обучения «бакалавриат» по результатам экзаменов ВУЗа, их перечень определяет само заведение. Оно же устанавливает даты проведения и создает комиссию для оценки результатов.
Для того чтобы получить направление на экзамены, необходимо написать заявление и собрать дополнительный пакет документов для приемной комиссии. Срок подачи всех бумаг с 20 июня по 10 июля, сами испытания проводят с 11 по 26 июля, но возможны и изменения. Правила необходимо уточнять в ВУЗе конкретно в год поступления.
Итак, что же лучше, поступать по результатам ЕГЭ или по вступительным испытаниям университета?
Принимая решение, следует учитывать, что ВУЗовские экзамены проходят практически одновременно, значит сдать их можно только 1, максимум 2 раза (в 2 образовательных заведения). А имея результаты ЕГЭ, абитуриент претендует на места в 5 университетах на 3 специализации. Шансы значительно увеличиваются.
Важные нюансы
Закончив обучение в колледже и приняв решение о продолжении образования, необходимо не ошибиться с выбором высшего учебного заведения. Они подразделяются на университеты, академии и институты, а форма обучения предполагает бакалавриат, магистратуру и специализацию. Основное отличие в уровне подготовки, но слово за абитуриентом.
Что еще нужно учесть:
Особое внимание следует уделить дистанционному обучению. Для многих выпускников колледжей из различных субъектов РФ это единственный способ получить диплом московского и санкт-Петербургского вуза. Чтобы учиться, необходимо иметь компьютер и постоянный выход в интернет. Студент самостоятельно штудирует все материалы, прослушивает лекции преподавателей, получает консультации, общается на студенческих форумах.
Плюсы дистанционного обучения:
Именно благодаря тому что поступить можно в любое время, дистанционное образование начинает приобретать популярность у работающих людей. Полученные же знания можно сразу применять в своей работе.
Выпускникам колледжей и техникумов станет сложнее поступить в вуз без ЕГЭ
Разбираем изменения в порядке приема
Выпускникам учреждений среднего профессионального образования — колледжей, техникумов и профессиональных училищ — станет сложнее избежать ЕГЭ при поступлении в вуз.
Теперь высшие учебные заведения обязаны или проводить профильные вступительные по каждому предмету для тех, кто получил СПО, или принимать по ЕГЭ.
Изменения зафиксированы в приказе № 753, который вносит изменения в действующий порядок приема в вузы.
Кого коснется
Ежегодно около миллиона выпускников школ поступают в учреждения СПО. Часто это связно с двумя целями: начать освоение профессии пораньше и иметь возможность не сдавать ЕГЭ.
Около 10% выпускников учреждений СПО хотят продолжить обучение по программам высшего образования. Раньше у них было больше вариантов поступить без ЕГЭ, теперь это станет значительно сложнее.
Курс о больших делах
Как было раньше
У выпускников учреждений СПО было три варианта вступительных испытаний в вузы.
Сдавать ЕГЭ. Вуз имел право установить, что формой вступительного испытания на базе СПО служит ЕГЭ. В целом поступить по ЕГЭ можно было всегда, вне зависимости от учебного заведения.
Сдавать экзамены по общеобразовательным предметам по правилам, установленным вузом. Если от школьников требовали русский язык, математику и физику, то и от выпускников учреждений СПО требовали аналогичные экзамены. Но форму сдачи вуз устанавливал сам — обычно это письменная работа по билетам. Такой формат был самый частый.
Если выпускник школы мог сдать ЕГЭ один раз и направить его результаты во все вузы страны, выпускнику учреждений СПО приходилось сдавать экзамен в каждом вузе по местным правилам. Например, на экзамене по физике один вуз мог спрашивать теорию, а другой — просить решить несколько задач.
Сдавать иные экзамены, установленные вузом. Для бывшего ученика колледжа экзамен по биологии могли заменить на экзамен по фармации — дисциплине о лекарствах. Но такой формат не был распространен.
Что изменилось
Теперь вторая опция — с экзаменами по школьным предметам — недоступна. Университет должен для каждого общеобразовательного вступительного испытания установить соответствующее вступительное на базе профессионального образования или принимать только по ЕГЭ — эта опция остается у абитуриента всегда. В первом случае бывший студент колледжа вместо математики, к примеру, будет сдавать математику в технических науках, а вместо информатики — информатику в технических науках.
Для новых вступительных вуз должен руководствоваться «родственными» программами в среднем профессиональном образовании. Степень родства вуз определяет самостоятельно. Университет может рассуждать так.
Есть вузовская специальность — 31.05.01 «Лечебное дело». Ей соответствуют следующие программы СПО:
Университет открывает ФГОСы этих специальностей или учебные планы и смотрит, что изучают выпускники. Далее устанавливает, что желательными вступительными для него будут не просто химия и биология, как для школьников, а, скажем, анатомия человека и медицинская биохимия.
Есть вузовские специальности, которым соответствие на базе СПО найти сложно: 37.03.01 «Психология», 47.03.01 «Философия», 41.03.05 «Международные отношения» и другие. Например, Государственный университет управления не установил соответствия для направлений 39.03.01 «Социология» и 41.03.04 «Политология».
Исключение составляет русский язык. Он обязателен для всех поступающих вне зависимости от предыдущего образования. Вуз самостоятельно принимает решение, профилировать русский или оставить общеобразовательным, но профилирование русского мне пока не встречалось.
Что с этим всем делать
По идее, норма призвана облегчить выпускникам учреждений СПО поступление в вуз по профильной специальности. Пришел и сдаешь то, что учил в колледже. Но вуз может установить на разные специальности разные экзамены. В таком случае, если подавать документы сразу на несколько специальностей, разных вступительных будет слишком много.
Скажем, выпускник учреждения СПО хочет в 2022/2023 учебном году поступить в Государственный университет управления на одну из следующих специальностей: «юриспруденция», «реклама и связи с общественностью», «гостиничное дело». Для каждой из них будут разные вступительные испытания. А при приеме на базе среднего общего образования это все относится к обществознанию — и результат ЕГЭ по этому предмету сразу засчитают на всех трех направлениях.
Для абитуриента — выпускника учреждения СПО встает вопрос, не лучше ли сдать ЕГЭ вместо профильных экзаменов, ведь ЕГЭ примут везде.
Что делать после колледжа
Остаться со средним специальным образованием, или рискнуть учиться дальше? Конечно же, это личное дело каждого. Для тех, кто не уверен в ответе, разбираем подробно перспективы дальнейшей учебы, а также даем возможность узнать, как можно учиться, чтобы практически не замечать этого процесса.
Главное достоинство выпускников колледжа, по словам работодателей, в том, что они ориентированы на практику. Действительно, в средних специальных учебных заведениях, независимо от профиля, дают очень мощную практическую базу. После колледжа можно успешно работать и строить карьеру. Но в определенный момент у большинства карьеристов происходит переломный момент, из которого видно, что уровня образования недостаточно. Приходится думать, что бы такого сделать, чтобы не потерять работу и получить еще информацию.
Кто-то может возразить, что в Интернете столько информации – было бы желание найти и прочитать. Правильно. Сейчас все можно найти на просторах Всемирной сети, пообщаться на форумах, где вам накидают полезных ссылок. Люди удивительно доброжелательные и этим можно пользоваться. Но есть один момент.
Это диплом о высшем образовании – законный, реальный, пластиковый. Можно и здесь возразить: зачем нужен диплом, если есть информация? А вот зачем.
Причин достаточно, чтобы пять минут подумать – а, может, надо еще поучиться? Это все выдержки из жизненных ситуаций людей, которые имели амбиции, но почему-то не решились продолжить обучение после колледжа.
Еще один «секретный» нюанс. Он больше связан с психологией развития. Если человек в колледже выложился по полной программе, многому научился, вышел отличным специалистом – он не сомневается в том, что он молодец. Самооценка и самоуважение на высоком уровне, как и должно быть. Ломка высокой оценки начинается в рабочих условиях, когда третьеразрядные специалисты пытаются навязать свое мнение и уничтожить умного и самодостаточного уверенность человека в самом себе.
Из взрослых людей все знают, что такие «экземпляры» встречаются в каждом коллективе. Важно сразу дать им отпор, но для этого нужно иметь кое-какие козыри, например – диплом лучше, чем у «экземпляра», или знаний больше, или характер хуже. Ради последнего не стоит себя переделывать в худшую сторону – тогда лучше пойти на театральные курсы и репетировать роль негативного персонажа прямо у себя на работе. Это даже весело. Но учиться все равно придется.
Давайте попробуем прояснить, на что может рассчитывать выпускник колледжа, какие есть варианты учебы, чтобы подобные жизненные ситуации не возникли. Кто предупрежден – тот вооружен.
Перспективы выпускника колледжа
Какой бы колледж вы ни окончили, перспектива одна – много работы и мало денег. Особенно это чувствуется, когда появляются новые заботы:
Но как быть, если нужны деньги? Ответ – работать и учиться. Но как учиться, если обучение на очной форме недоступно по причине отсутствия лишних средств, а заочное требует затрат на проезд и проживание в другом городе? Выход один – дистанционное образование, для которого не существует преград.
Дистанционное образование – новинка или очень старый метод
Такие проблемы как отсутствие денег волновали людей со времен появления самих денег. Это не мешало некоторым желающим находить доступные способы обучения. Обратимся к их опыту. Дистанционное образование появилось тогда, когда почту доставляли каретой, запряженной лошадьми. Уже в те далекие времена некоторые преподаватели оказывали образовательные услуги, пересылая учебные материалы почтой. Желающим получить информацию приходилось месяцами ждать учебники или рукописи. И они ждали. И учились.
Что имеем на данный момент:
Вопрос: что мешает пользоваться этими благами цивилизации?
Ответ: либо уверенность, что все всегда будет хорошо (не все, и не всегда), либо незнание того, что такие возможность существуют.
Удаленное обучение построено на дистанционной передаче знаний. Возродили его для того, чтобы все желающие могли получить образование в любой точке планеты. Не будем идеалистами: для вуза это бизнес. Но полезный и актуальный, особенно при массовой потребности в высшем образовании. Не все могут себе позволить учиться очно, не все обладают способностями, но все могут получить высшее образование. Называйте, как хотите – образование или просто диплом, чтобы «экземпляры» не приставали.
Еще раз о достоинствах дистанционного образования после колледжа:
Все вузы предоставляют возможность дистанционного обучения в магистратуре, аспирантуре. Если заинтересует. Университеты сотрудничают с зарубежными учебными заведениями. Если затянет – можно и туда добраться. Там, кстати, дистанционка – самая распространенная форма обучения. После колледжа можно сразу поступать в зарубежный вуз. Одна проблема: если человек не знает обо всех возможностях, то двигаться придется маленькими шагами, постепенно добывая информацию.
Самое главное: после колледжа надо продолжать учебу, продолжать можно в самых престижных столичных вузах (они тоже занимаются этим бизнесом), есть возможность учиться дистанционно за рубежом. Выбираем перспективы самостоятельно.
С дипломом столичного университета и зарплата, и самомнение резко пойдут вверх. Даже «экземпляры» вынуждены будут отступить – их филиалы и рядом не стояли со столицей.
Почему важно поступать сразу
Не столько важно, сколько желательно. И вот почему:
Небольшой совет из области мистики и эзотерики. Если на последних курсах вы часто слышите слова – вуз, университет, значит, Вселенная пытается вас направить, но дает право выбора – сражаться с так называемыми держателями власти в коллективе, или переступить через них и сразу идти дальше. Второе – менее травматично для психики. Не теряйте времени – это самый дефицитный ресурс, который невозможно восстановить.
Дистанционное образование – самое удобное и доступное по части финансов и времени. Каждый имеет высокие шансы поступить в самые престижные вузы России. Для этого необходимо оставить заявку на сайте учебного заведения, дождаться звонка менеджера и уточнить детали. Далее можно приступать к оплате первого семестра – и вперед.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.