жилин радовался что обратно может совершить побег

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 10-й класс

Класс: 10

Данные задания олимпиады предназначены для учащихся 10-го класса и охватывают практически все разделы русского языка: орфоэпию, орфографию, лексику, морфологию, синтаксис. Имеются задания как базового, так и повышенного уровня подготовки. Сделан акцент на знание истории языка и умении работать с речевыми ошибками.

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 10-й класс

Задание 1. (5 баллов) Расставьте ударение в словах:

Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство.

Задание 2. (5 баллов) Выдающийся педагог 19 в. В. П. Шереметьевский утверждал: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его». Каков секрет написания данных слов? Подберите проверочные слова, учитывая их этимологию (происхождение):

Задание 3. (8 баллов) От географических названий образуйте нарицательные существительные со значением «житель данной местности».

Задание 4. (6 баллов) Объясните разницу в значении паронимов, составив с каждым предложение:

адресат – адресант, дипломат – дипломант, гарантийный – гарантированный.

Задание 5. (8 баллов) Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались следующие слова:

Наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться.

Задание 6. (12 баллов) Определите, какой частью речи являются выделенные слова:

а) Он грустно улыбнулся.
б) Его лицо грустно.
в) Сегодня ему было особенно грустно.

а) Мы опять явились на то место.
б) В магазин-то сходил?
в) Осенью во дворе то дождь, то снег.

а) Отец шел мне навстречу.
б) Мы торопились на встречу с другом.
в) Сильный человек всегда готов идти навстречу трудностям.

а) Он жил в доме напротив.
б) Напротив школы был стадион.
в) Он думал, что задачка легкая, а она, напротив, оказалась сложной

Задание 7. (12 баллов) Назовите начальную форму выделенных в тексте слов, укажите их лексическое значение. Какие слова современного русского языка являются исторически производными от данных архаизмов?

Не внемлют! Видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
(Г. Державин. Властителям и судиям)

Задание 8. (8 баллов) Отредактируйте предложения, запишите правильный вариант. Назовите типы ошибок, встретившихся в данных предложениях.

Задание 9. (12 баллов) Л. В. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв ё – буква, «необязательная к употреблению» (можно писать мед или мёд). В каких словах употребление буквы ё все же необходимо? Что вы знаете об истории этой буквы?

Задание 10. (4 балла) Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени? Приведите примеры из текста:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
(С. Есенин)

Задание 11. (5 баллов) Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания:

Москва большой гости(н,нн)ый двор Петербург светлый маг…зин. Москва нужна для России для Петербурга нужна Россия. В Москве редко встретишь гербовую пуговицу на фраке в Петербурге нет фрака без гербовых пуговиц. Петербург любит по(д,т)рунивать над Москвою над ее …ляповатостью и (не)ловкостью и бе(з,с)вкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продаж(н,нн)ый и (не)умеет говорить (по)русски. В Петербурге на Невском проспекте гуляют в два часа люди как(будто) сошедшие с журналь(н,нн)ых мод(н,нн)ых картинок выставляемых в окна даже старухи с такими узенькими талиями что делается смеш(н,нн)о на гуляньях в Москве всегда попадается в самой середине мод(н,нн) толпы какая(нибудь) матушка с платком на голове и уже соверше(н,нн)о без всякой талии. Сказал бы еще (кое)что но – Д…ста(н,нн)ция огромного р…змера. (Н.В. Гоголь)

Задание 12. (15 баллов) Прочитайте отрывок из произведения В.И.Белова. Поразмышляйте над следующими вопросами к тексту:

Обобщите свои размышления в виде небольшого текста – рассуждения

«Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т.д. Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!»

Большуха (местн.) – глава семьи, хозяйка.

Тютька (местн.) – пташка, пичужка.

Максимально – 100 баллов

Ответы к заданиям олимпиады по русскому языку в 10-м классе

№1. Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство.

По 0,5 балла за верный ответ.

Всего – 5 баллов.

По 0,5 б. за верно подобранное проверочное слово.

Всего – 5 баллов

По 1 баллу за каждое верно образованное слово.

Всего – 8 баллов

Адреса́т (или получатель) — человек или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.
Адреса́нт (или отправитель) — человек или организация, которые адресуют почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение

Дипломат – должностное лицо, специалист, занимающийся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений.
Дипломант – лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п.

Гарантийный – относящийся к гарантии.
Гарантированный – обусловленный законом, обеспеченный.

По 1 баллу за каждое правильно составленное предложение.

Всего – 6 баллов

№5. Фразеологизмы:

Пойти на лад, вогнать в гроб, скалить зубы, переливать из пустого в порожнее, смотать удочки, собаку съесть, оставить в дураках, белены объесться.

По 1 баллу за каждый верно названный фразеологизм.

Всего – 8 баллов

По 1 баллу за правильно названную часть речи.

Всего – 12 баллов

Назвать начальную форму слова – 1 балл; указать лексическое значение – 1балл; привести пример исторического производного – 1 балл. Итого – 12 баллов.

По 0,5 балла за каждое правильно отредактированное предложение.

За указание типа ошибки – 0,5 б.

Всего – 8 баллов

№9 Употребление буквы ё обязательно в текстах с последовательно поставленными знаками ударения, в словарях для указания места ударения и правильного произношения, в книгах для детей младшего возраста (в том числе учебниках для школьников младших классов), в учебниках для иностранцев. В обычных печатных текстах ё рекомендуется писать в тех случаях, когда возможно неправильное прочтение слова (все и всё), буква позволяет предупредить речевую ошибку и разграничить омоформы (узнаем – узнаём), когда нужно указать на правильное произношение некоторых иноязычных имен собственных (Бёрнс) или редких слов (сёрфинг). Букву ё следует также писать в собственных именах. В остальных случаях употребление ё факультативно, то есть необязательно.

Об истории. Буква ё была впервые употреблена в печатном тексте в 1797 г. в стихотворении Н. М. Карамзина «Аониды», в слове слёзы, столь характерном для сентиментализма XVIII в. Поэтому букву ё принято связывать с именем Карамзина, хотя есть исторические сведения, что автором буквы была Е. Р. Дашкова, возглавлявшая Российскую академию наук. Писатель же лишь использовал эту букву на практике. До указанной даты на месте буквы ё употреблялся знак iо, появившийся в русском письме под влиянием польской графики.

За каждый верно указанный случай употребления – 1 балл (всего – 10 баллов)

За сведения об истории буквы – максимально 2 балла.

Всего – 12 баллов

№10 Сравнение (рыжая кобыла); олицетворение (ветер мнет листву, целует); эпитеты (синий лязг, шагом осторожным и др.); метафора (осень чешет гриву, язвы красные).

По 1 баллу за верно названное средство изобразительности с примером.

Всего – 4 балла

№11 Москва – большой гостиный двор; Петербург – светлый магазин. Москва нужна для России; для Петербурга нужна Россия. В Москве редко встретишь гербовую пуговицу на фраке; в Петербурге нет фрака без гербовых пуговиц. Петербург любит подтрунивать над Москвою, над аляповатостью, и неловкостью, и безвкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продажный и не умеет говорить по-русски. В Петербурге на Невском проспекте гуляют в два часа люди, как будто сошедшие с журнальных модных картинок, выставляемых в окна, даже старухи с такими узенькими талиями, что делается смешно; на гуляньях в Москве всегда попадается в самой середине модной толпы какая-нибудь матушка с платком на голове и уже совершенно без всякой талии. Сказал бы еще кое-что, но – Дистанция огромного размера.

Максимально – 5 баллов (по школьной оценочной системе)

№12 Задание. Сочинение-рассуждение (задание носит творческий характер, однозначного ответа не подразумевает)

Максимальное количество – 15 баллов.

О чем говорит автор в тексте? Какова его основная мысль?
Автор говорит об обычных отношениях в семье, о том, что нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам.

С какой целью автор использует ряд однородных членов в предложении, диалектные слова?
Автор использует ряд однородных членов предложения, чтобы показать, насколько нужен и полезен старик в такой семье. Диалектная и народная разговорная лексика помогает автору подчеркнуть мысль о том, что бережное отношение к старикам – это исконно русская семейная традиция.

Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?
Автор говорит о необходимости бережного, любовного отношения к старикам, которое закладывается в семье, и важности внимательного и заботливого отношения друг к другу каждого ее члена.

Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?
В 1 предложении очень значим эпитет «нормальный». Словарное значение этого слова «соответствующий норме, обычный». Таким образом, автор, с одной стороны, говорит об обычных отношениях в семье, с другой стороны, он подчеркивает, что такое отношение и есть норма.

Максимальное количество – 100 баллов.

Источник

Виды речевых и грамматических ошибок

Виды речевых и грамматических ошибок

Наиболее сложными для восприятия и осознания являются речевые и грамматические ошибки.

Рассмотрим их виды подробнее.

Употребление слова в несвойственном ему значении

Поскользнувшись, я упал навзничь и ушиб колено» (вместо ничком). Жилин радовался, что обратно (вместо опять) может совершить побег.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Автор текста увеличивает (вместо усиливает) впечатление. В этот день закоренелые (вместо истинные) патриоты вышли на улицы города.

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удаѐтся объегорить( вместо обмануть) других. На вратаре майка, напяленная (вместо надетая) на рубашку. На пришкольном участке наш класс посадил бураки и цибулю (вместо свѐклу и лук).

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он (вместо текст, который написал…) относится к художественному стилю.

Неуместное употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох

По задумке (вместо замыслу) автора, герой побеждает. Молчалин работает (вместо служит) секретарем у Фамусова.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю (вместо заглядываю) в словарь. Моѐ отношение к этой проблеме не поменялось (вместо изменилось).

Были приняты эффектные (вместо эффективные) меры. Мама велела мне взять свитер, но я наперерез (вместо наотрез) отказался.

Неразличение синонимичных слов

Имя этого поэта знакомо (вместо известно) во многих странах. В конечном (вместо последнем) предложении автор применяет градацию.

Употребление лишних слов (плеоназм)

Молодая девушка; очень прекрасный.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается (вместо говорится, речь идѐт) о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

В этой главе мы узнаѐм, что Маша стала сиротой. Маша (вместо девушка) потеряла отца и мать. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного (вместо Герой рассказа не задумывается над своим поступком, не понимает всей глубины содеянного).

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Наступил август месяц (вместо август). Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом (об этом – лишнее) позаботится книжный наш магазин.

Нарушение порядка слов

Тут я увидела в новых джинсах Наташку (вместо Наташку в новых джинсах). Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову (вместо Кирибеевич первым ударил Калашникова в грудь).

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Благородность (благородство), подчерк (почерк), трудолюбимый (трудолюбивый), надсмехаться (насмехаться).

Ошибочное образование форм слов

более интереснее (более красивый), красивше (красивее). Сколько (скольких) нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности.

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися (увлекающихся) джазом.

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую (красивой). Все удивлялись его силой (силе).

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали (возражало) против такой оценки его творчества. Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (художественная сторона произведения).

Нарушение способа выражения сказуемого

Все были рады, счастливы и веселые (весѐлы). Дубровский сам был гвардейский офицер (гвардейским офицером).

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Уроки учат нас любить литературу и многим хорошим качествам (любви к литературе и многому хорошему). В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю (и о том, почему я его люблю).

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает чувство сопереживания (я сопереживаю героям). Глядя на картину (когда гляжу на картину), эмоции переполняют меня.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами (снегом, проваливающимся под ногами). Марью Кирилловну заперли в комнату, пытающуюся спастись от князя (Марью Кирилловну, пытающуюся спастись от князя, заперли в комнату).

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве (Эта книга, которую я прочитал ещѐ в детстве, научила меня ценить и уважать друзей). Человеку показалось то (лишнее слово), что это сон.

Смешение прямой и косвенной речи

Базаров говорит Аркадию, что твой (его) отец – человек отставной, его песенка спета. Автор сказал, что я (он) не согласен с мнением рецензента.

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно (Когда герой опомнился, было уже поздно). Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он не умел играть. Потому что он был невысокого роста (Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он не умел играть и был невысокого роста).

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (решение) провести субботник.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Когда наступил декабрь, погода резко изменяется (изменилась). Замирает (замрѐт) на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Ошибки, связанные с употреблением частиц

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы (лишнее слово) подпись художника. В тексте всего раскрываются (раскрываются только) две проблемы.

жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть фото жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть картинку жилин радовался что обратно может совершить побег. Картинка про жилин радовался что обратно может совершить побег. Фото жилин радовался что обратно может совершить побег

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть фото жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть картинку жилин радовался что обратно может совершить побег. Картинка про жилин радовался что обратно может совершить побег. Фото жилин радовался что обратно может совершить побег

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть фото жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть картинку жилин радовался что обратно может совершить побег. Картинка про жилин радовался что обратно может совершить побег. Фото жилин радовался что обратно может совершить побег

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть фото жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть картинку жилин радовался что обратно может совершить побег. Картинка про жилин радовался что обратно может совершить побег. Фото жилин радовался что обратно может совершить побег

Номер материала: ДВ-320117

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть фото жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть картинку жилин радовался что обратно может совершить побег. Картинка про жилин радовался что обратно может совершить побег. Фото жилин радовался что обратно может совершить побег

жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть фото жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть картинку жилин радовался что обратно может совершить побег. Картинка про жилин радовался что обратно может совершить побег. Фото жилин радовался что обратно может совершить побег

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть фото жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть картинку жилин радовался что обратно может совершить побег. Картинка про жилин радовался что обратно может совершить побег. Фото жилин радовался что обратно может совершить побег

В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков

Время чтения: 1 минута

жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть фото жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть картинку жилин радовался что обратно может совершить побег. Картинка про жилин радовался что обратно может совершить побег. Фото жилин радовался что обратно может совершить побег

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть фото жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть картинку жилин радовался что обратно может совершить побег. Картинка про жилин радовался что обратно может совершить побег. Фото жилин радовался что обратно может совершить побег

В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год

Время чтения: 3 минуты

жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть фото жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть картинку жилин радовался что обратно может совершить побег. Картинка про жилин радовался что обратно может совершить побег. Фото жилин радовался что обратно может совершить побег

В России создадут единый центр по работе с трудными подростками

Время чтения: 1 минута

жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть фото жилин радовался что обратно может совершить побег. Смотреть картинку жилин радовался что обратно может совершить побег. Картинка про жилин радовался что обратно может совершить побег. Фото жилин радовался что обратно может совершить побег

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Задания для олимпиады по русскому языку в 10 классе

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Задание 1. (5 баллов) Расставьте ударение в словах:

Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство.

М е дведь, о чки, п е тух, п е чаль, предс е датель, р а бота, с е йчас, соз е рцать, ув а жать, ур о жай

Задание 3. (8 баллов) От географических названий образуйте нарицательные существительные со значением «житель данной местности».

Задание 4. (6 баллов) Объясните разницу в значении паронимов, составив с каждым предложение:

Задание 5.(8 баллов) Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались следующие слова:

Наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться.

а) Мы опять явились на то место. б) В магазин- то сходил? в) Осенью во дворе то дождь, то снег.

а) Отец шел мне навстречу. б) Мы торопились на встречу с другом. в) Сильный человек всегда готов идти навстречу трудностям.

Задание 7. (12 баллов) Назовите начальную форму выделенных в тексте слов, укажите их лексическое значение. Какие слова современного русского языка являются исторически производными от данных архаизмов?

Злодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.

( Г. Державин. Властителям и судиям)

1) Птичка лежала на траве и дрожит всем телом.

2) Уехав из города, меня долго мучили неприятные воспоминания.

4) Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и поставила ее на пол.

5) Человек ведёт праздничную жизнь.

6) Это свойство свойственно всем писателям.

7) Наконец-то наступил долгожданный июнь месяц, и мы поехали отдыхать.

8) Жилин радовался, что обратно может совершить побег.

Задание 10. (4 балла) Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени? Приведите примеры из текста:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Задание 12. (15 баллов) Прочитайте отрывок из произведения В.И.Белова. Поразмышляйте над следующими вопросами к тексту:

1. О чем говорит автор в тексте? Какова его основная мысль?

2. С какой целью автор использует диалектные слова и ряд однородных членов в предложении?

3. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?

4. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?

Обобщите свои размышления в виде небольшого текста – рассуждения

«Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т.д. Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!»

Большуха (местн.) – глава семьи, хозяйка.

Тютька (местн.) – пташка, пичужка.

Ступни (местн.) – лапти.

Максимально – 100 баллов

Ответы к заданиям олимпиады по русскому языку в 10 классе

По 0,5 балла за верный ответ.

2 .Медведь – общеслав., образовано сочетанием слов мёд и ед (еда).

Очки – исконно русск., образовано от слова око – «глаз». Проверочное слово – очи.

Петух – исконно русск., образовано от глагола петь – буквально «поющий».

Печаль – от печа – «забота». Печаль – «то, что заботит, жжет» ( пекло – «жар, зной»).

Работа – производное от раб – «сирота, подневольный работник».

Сейчас – исконно русск., образовано путем сращения слов сей – «этот» и час.

Созерцать – от со+зерцало. Проверочное слово – зеркало.

По 0,5 б. за верно подобранное проверочное слово.

По 1баллу за каждое верно образованное слово.

4 дреса́т (или получатель) — человек или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.
Адреса́нт (или отправитель) — человек или организация, которые адресуют почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение

Гарантийный – относящийся к гарантии. Гарантированный – обусловленный законом, обеспеченный.

По 1 баллу за каждое правильно составленное предложение.

Пойти на лад, вогнать в гроб, скалить зубы, переливать из пустого в порожнее, смотать удочки, собаку съесть, оставить в дураках, белены объесться.

По 1 баллу за каждый верно названный фразеологизм.

6 1 ) а) наречие; б) краткое прилагательное; в) категория состояния.

2) а) указательное местоимение; б) частица; в) союз.

3) а) наречие; б) существительное с предлогом; в) производный предлог.

4) а) наречие; б) производный предлог; в) вводное слово.

По 1 баллу за правильно названную часть речи.

Мздою – существительное, начальная форма мзда – «оплата, вознаграждение, взятка»; исторические производные – возмездие, мздоимец.

Зыблет – форма глагола зыбать в значении «колебать, качать»; исторические производные – зыбкий, зыбучий, незыблемый зыбь, зыбка.

Назвать начальную форму слова – 1 балл; указать лексическое значение – 1балл; привести пример исторического производного – 1 балл. Итого – 12 баллов.

1) Птичка лежала на траве и дрожала всем телом. Или: Птичка лежит на траве и дрожит всем телом. (Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм)

2) Уехав из города, я долго мучился неприятными воспоминаниями. Или: Когда я уехал из города, меня долго мучили неприятные воспоминания (Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом).

4)Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и поставила посуду на пол. (Неудачное употребление местоимения).

5)Человек ведёт праздную жизнь. ( Неразличение паронимов)

6)Это качество свойственно всем писателям. (Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология)).

7)Наконец-то наступил долгожданный июнь, и мы поехали отдыхать. (Употребление лишних слов, лексическая избыточность).

8)Жилин радовался, что опять (снова) может совершить побег. (Употребление слова в несвойственном ему значении).

По 0,5 балла за каждое правильно отредактированное предложение.

За указание типа ошибки – 0,5 б.

9 Употребление буквы ё обязательно в текстах с последовательно поставленными знаками ударения, в словарях для указания места ударения и правильного произношения, в книгах для детей младшего возраста (в том числе учебниках для школьников младших классов), в учебниках для иностранцев. В обычных печатных текстах ё рекомендуется писать в тех случаях, когда возможно неправильное прочтение слова (все и всё), буква позволяет предупредить речевую ошибку и разграничить омоформы (узнаем – узнаём), когда нужно указать на правильное произношение некоторых иноязычных имен собственных (Бёрнс) или редких слов (сёрфинг). Букву ё следует также писать в собственных именах. В остальных случаях употребление ё факультативно, то есть необязательно.

Об истории. Буква ё была впервые употреблена в печатном тексте в 1797 г. в стихотворении Н. М. Карамзина «Аониды», в слове слёзы, столь характерном для сентиментализма XVIII в. Поэтому букву ё принято связывать с именем Карамзина, хотя есть исторические сведения, что автором буквы была Е. Р. Дашкова, возглавлявшая Российскую академию наук. Писатель же лишь использовал эту букву на практике. До указанной даты на месте буквы ё употреблялся знак iо, появившийся в русском письме под влиянием польской графики.

За каждый верно указанный случай употребления – 1 балл (всего – 10 баллов)

За сведения об истории буквы – максимально 2 балла.

10 Сравнение (рыжая кобыла); олицетворение (ветер мнет листву, целует); эпитеты (синий лязг, шагом осторожным и др.); метафора (осень чешет гриву, язвы красные).

По 1 баллу за верно названное средство изобразительности с примером.

12 Задание. Сочинение – рассуждение (задание носит творческий характер, однозначного

ответа не подразумевает)

Максимальное количество – 15 баллов.

1. О чем говорит автор в тексте? Какова его основная мысль?

Автор говорит об обычных отношениях в семье, о том, что нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам.

2. С какой целью автор использует ряд однородных членов в предложении, диалектные слова?

Автор использует ряд однородных членов предложения, чтобы показать, насколько нужен и полезен старик в такой семье. Диалектная и народная разговорная лексика помогает автору подчеркнуть мысль о том, что бережное отношение к старикам – это исконно русская семейная традиция.

3. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?

Автор говорит о необходимости бережного, любовного отношения к старикам, которое закладывается в семье, и важности внимательного и заботливого отношения друг к другу каждого ее члена.

4. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?

В 1 предложении очень значим эпитет «нормальный». Словарное значение этого слова «соответствующий норме, обычный». Таким образом, автор, с одной стороны, говорит об обычных отношениях в семье, с другой стороны, он подчеркивает, что такое отношение и есть норма.

Максимальное количество – 100 баллов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *