 Это была необычная любовь. Великий итальянский поэт любил Лауру духовной любовью, считая даму своего сердца образцом совершенства и чистоты, воплощением Вечной Женственности, не смея и мечтать о греховном прикосновении. Чувство к Лауре, далекое от земных вожделений, вдохновило Петрарку на создание свыше 300 сонетов, вошедших в золотой фонд «поэтической науки любви». 21 год Франческо пламенно любил эту белокурую красавицу с черными глазами, хотя та и была замужем, имела 11 детей, и вообще они виделись всего несколько раз, обменявшись лишь мимолетными взглядами. Лаура так и осталась неприступной. И даже гимны Петрарки, посвященные ей и услаждавшие самолюбие, не затронули женского сердца. Так поэт познал, что любовь – лютейшая из страстей и что всех несчастней тот, кого не любят. Возможно, это и побуждало его к странствиям, ибо перемена мест исцеляет от сердечного недуга. Увы, и путешествия не помогли. Куда бы Петрарку ни заносила судьба, всюду его преследовал лик возлюбленной. Имя поэта навсегда стало символом чистой, бескорыстной и неразделенной любви. Родился Великий Влюбленный в предместье маленького итальянского городка Ареццо 20 июля 1304 года. Его отец, флорентийский нотариус Петракко, или Петракколо дел Инчиза сэр Паренцо, вместе с женой Элеттой Каниджани был изгнан из Флоренции за принадлежность к партии гвельфов – непопулярной в то время. Тогда многие достойные граждане (среди которых был и великий Данте, не отличавшийся политическим конформизмом) находились в ссылке. Спустя три года после рождения Франческо на свет появился Герардо; братья будут близки на протяжении всей жизни. Старший из них, став взрослым, ради благозвучия латинизировал прозвище родителя и стал называться Петраркой. В 1311 году семья в поисках лучшей жизни переехала в Пизу, но и через год положение политических ссыльных не улучшилось, и Петракко решил перебраться из Италии во Францию, в г. Авиньон. Там располагалась папская резиденция, и глава семейства надеялся найти работу благодаря личным связям с кардиналом Никколо да Прато. После четырех лет занятий с частным учителем, обучавшим Франческо грамматике, латыни, риторике и диалектике, в 1316 году его отдали в юридическую школу в Монпель. (Отец хотел, чтобы наследник тоже стал нотариусом.) Но гуманитарный склад ума мешал подростку проникнуться прелестями служения Фемиде, зато способствовал увлечению классической литературой: он читал и собирал произведения латинских классиков. Однажды отец, рассердившись на мальчика за бесполезное, по его мнению, чтение, в порыве гнева бросил его книги в печку. Каким-то чудом уцелели только два томика – Вергилия и Цицерона. Позже поэт называл Цицерона своим отцом, а Вергилия – братом. В 1319 году умерла мать, и 15-летний Франческо написал в ее память стихотворение, сохранившееся до наших дней. Следующие шесть лет Петрарка продолжал юридическое образование в Болонском университете – главном центре тогдашнего европейского правоведения. Но поэтической натуре романтического юноши претила казуистика и нечестность, связанная с профессией юриста. Перспектива работать нотариусом в конторе вгоняла его в тоску. Зато поэзия, древняя история и литература захватили Франческо целиком. (Вероятно, в Болонье он и написал свои первые стихи.) В студенческой атмосфере живого разговорного языка и стоической гармонии древних текстов начали складываться эстетические взгляды великого итальянца. В Болонском университете, пожалуй, впервые он испытал влюбленность – в Новеллу д’Андреа, преподававшую юриспруденцию. Она была не только образованнейшей для своего времени женщиной, но и столь красивой, что ей приходилось читать лекции, укрывшись за ширмой, дабы не отвлекать внимания студентов. После смерти отца в 1326 году Петрарка с чистым сердцем бросил надоевшую юриспруденцию и вернулся домой в Авиньон – этот «западный Вавилон, мерзейший из городов, подобие ада», как называл его поэт в одном письме. Из меркантильных соображений он принял младший церковный сан, был рукоположен, но вряд ли проводил богослужения. Должность позволяла ему читать любимые древние книги на рабочем месте и при этом получать хоть какие-то средства к существованию, так как его семья находилась на грани бедности. (По другим данным, будущий певец любви на отцовское наследство вел светскую жизнь и вовсе не бедствовал.) «Сделавшись господином над самим собою, – писал позже знаменитый поэт, – я немедленно отправил в изгнание все юридические книги и вернулся к моим любимым занятиям; чем мучительнее была разлука с ними, тем с большим жаром я снова принялся за них». А 6 апреля 1327 года, в Страстную пятницу, на утренней службе в авиньонской церкви Св. Клары поэт впервые увидел прекрасную даму и влюбился в нее на всю жизнь и безответно. (Еще древние говорили: всякая любовь начинается от взгляда.) По мнению большинства исследователей, она и стала музой его сонетов. Ведь, как говорил Данте, именно любовь движет солнце и светила. Петрарка писал, будто произносил слова молитвы, вознося хвалу Всевышнему за то, что тот послал ему средь тысяч женщин одну-единственную, ставшую его вечной возлюбленной: Благословляю день, минуту, доли Минуты, время года, месяц, год, И место, и придел чудесный тот, Где светлый взгляд обрек меня неволе. Благословляю сладость первой боли, И стрел целенаправленный полет, И лук, что эти стрелы в сердце шлет, Искусного стрелка послушен воле. Благословляю имя из имен И голос мой, дрожавший от волненья, Когда к любимой обращался он. Благословляю все мои творенья Во славу ей, и каждый вздох, и стон, И помыслы мои – ее владенья. Биографы певца любви не пришли к единому мнению по поводу того, кто была эта женщина. Они предполагают, что это могла быть Лаура де Новее, жена рыцаря Уго Де Сада и дочь Аудиберта ди Новеса, либо Лаура ди Саб-Ран, либо Лаура Колонна. Если это была Лаура де Новее, ставшая после замужества Лаурой де Сад, то она родила в законном браке 11 детей, подаривших Франции множество потомков, среди которых был маркиз де Сад – отец черного юмора и известный писатель.
Исследователи биографии Петрарки полагают, что, скорее всего, красавицей Лаура не была, а прекрасной ее делали устремленные на нее влюбленные глаза Франческо. Сначала он называл девушку весьма распространенным в Провансе именем Laure – Лор. Постепенно с именем, равно как и с простой девушкой, произошла замечательная метаморфоза. Лор превратилась в обаятельную даму, и банальное по своему звучанию имя уже перестало соответствовать образу Прекрасной Дамы. Так Лора превратилась в Лауру. Это новое имя постепенно заполняло все поэтические тексты Петрарки, и с уверенностью можно говорить, что мировая поэзия обязана этой даме рождением величайшего лирика. Поэт безумно влюбился в женщину, с которой даже не разговаривал. В честь мадонны Лауры он начал сочинять итальянские стихи, которые позже собрал в «Книгу песен» («Канцоньере»). Этот сборник прославил не только автора и его даму сердца, но и самое поэзию.
За все годы томления и безответной любви Франческо видел возлюбленную всего несколько раз и то мельком, поэтому лирика, посвященная даме его сердца, проникнута пуританской сдержанностью и ощущением ангельской бестелесности героини. Даже не все друзья Петрарки верили в существование реальной Лауры. Сомневающимся поэт показывал ее портрет. В свое время его нарисовал Симоне Мартини из Сиены, служивший художником при авиньонской курии.
Нам этот лик прекрасный говорит, Что на Земле – небес она жилица, Тех лучших мест, где плотью дух не скрыт, И что такой портрет не мог родиться, Когда Художник с неземных орбит Сошел сюда – на смертных жен дивиться.
Свою знаменитую «Книгу песен» Петрарка начал составлять лишь в 1336 году, спустя почти десять лет после первой встречи с возлюбленной. А первые стихи, посвященные ей, датируются 1327 годом. К 1374 году, когда сборник был закончен, он включал в себя 366 стихов: 317 сонетов, 29 канцон, девять секстин, семь баллад и четыре мадригала.
Книга состоит из двух частей: «На жизнь мадонны Лауры» (263 стихотворения) и «На смерть мадонны Лауры» (103 стихотворения). В этом своеобразном поэтическом дневнике любви проявилось противоречие между аскетическим средневековым сознанием и утверждением нового видения мира: мотивы суетности и быстротечности жизни сочетаются с любовью к природе, к женской красоте. И хотя сам автор официально не признавал «Канцоньере» ни своей главной, ни своей лучшей книгой, отдавая предпочтение латинским поэмам и философским письмам и трактатам, – именно «Книга песен» сделала его имя бессмертным.
Без сомнения это была большая любовь. Правда, она не помешала знаменитому поэту в 1337 году обзавестись незаконнорожденным сыном Джованни от женщины, чье имя история умалчивает. О своем непутевом отпрыске Великий Влюбленный говорил: «Смышленый парень, даже слишком смышленый, но ненавидит книги». Петрарке, который с юности обожал читать и собирать букинистические редкости, это было непонятно. Несмотря на старания отца, Джованни ничего не добился в жизни и умер от чумы в Милане в 1361 году. «Жизнь его была мне вечными и тяжкими заботами, смерть – горькою мукою», – написал поэт.
В 1343 году у певца любви появилась дочь, и снова – неизвестной женщины. Он обожал маленькую Франчеcку, а много лет спустя с таким же трепетом относился и к е детям, которых она родила в браке с Франческоло да Броссано. Старшую внучку в честь матери Петрарки навали Элеттой, а внука – Франческо. Некоторые исследователи иногда высказывают подозрения: уж не Лаура ли была матерью любимой дочери поэта? Но документальных подтверждений тому не найдено. Если взглянуть на духовную карьеру Петрарки, то здесь се было благополучно. В 1331 году друг – Джакомо Коонна – представил его своему брату Джованни, кардинал и одному из ближайших помощников авиньонских пап Франческо вступил в духовное сословие, стал секретарем кардинала, начал выполнять важные поручения, ездить с миссиями веры по Италии, Франции, Германии, Нидерндам, Испании, Англии.
Во время своих миссионерских вояжей поэт разыскивал раритетные книги древних авторов (по мнению некоторых исследователей, он покупал их даже в монастырях). Петрарка обнаружил, например, «Постановления» Квинтилиана, а в 1345 году приобрел долгожданное собрание писем Цицерона.
В 1337 году поэт поселился в Воклюзе, неподалеку от Авиньона, где купил дом (по другим сведениям – нечто вроде имения) в долине речки Copra. Здесь никто и ничто не мешало его творческому уединению, а прекрасная природа способствовала плодотворной работе. «Только в это время я узнал, что значит настоящая жизнь», – писал поэт в послании другу. В этом тихом уголке Великий Влюбленный, возможно, искал спасения от любви к своей прекрасной Лауре.
Как-то во время прогулки Петрарку посетила мысль о произведении во славу Сципиона Африканского, и он начал работать над латинской эпической поэмой «Африка» о Второй Пунической войне. Одновременно поэт приступил к столь же обширному и смелому сочинению в прозе – «О славных мужах» – серии жизнеописаний античных героев от Ромула до Юлия Цезаря, со Сципионом на центральном месте. По замыслу честолюбивого автора, первое произведение должно было сравнять его с Вергилием (ни больше ни меньше), а второе – с Титом Ливией. Эту работу (с большими перерывами) Петрарка не оставлял до конца жизни, равно как и сочинения итальянских стихов и комедию «Филология» (Filologia), ныне утраченную.
«Африка» и лирические произведения на латыни были высоко оценены современниками. В 1337 году из Парижа, Неаполя и Рима автору пришли приглашения на венчание лавровым венком за успехи в области поэзии. (Своего рода Нобелевская премия в области литературы если можно так выразиться.) Великий Влюбленный выбрал Вечный город, где и был коронован 8 апреля 1341 года в Капитолии, а также удостоен звания почетного гражданина Рима. Увенчанию лавром способствовали слава латинствующего эрудита и ритора, слухи о замечательной, так и не обнародованной при жизни, поэме «Африка» и, возможно, полезные связи в папских кругах. (Кстати, великий Данте в 1319 году от лаврового венка отказался.)
Некоторые исследователи высказывают предположение, что образ Лауры воплощает в себе вовсе не идеальную возлюбленную, а олицетворяет бессмертную литературную славу, «лавровый венок». (Лаура – «лавр».) И что, возможно, не Великая Любовь, а тщеславие и лавровая ветка потрясли воображение поэта и вдохновили на создание бессмертных сонетов. Но это всего лишь догадки. Другие биографы поэта настаивают, что именно Любовь к природе, к Лауре (само имя которой означает «лавр») и к литературе составляют основную сущность не только Петрарки-поэта, но и Петрарки-человека.
Говорят, Великий Влюбленный даже заказал себе агат с портретом любимой и всегда носил эту гемму на груди. Недосягаемая и далекая, его возлюбленная всегда пребывала с ним. Такая мысль пришла поэту в голову после того, как сосед-крестьянин принес ему найденную на винограднике камею из редко встречающегося гелиотропа – зеленого камня с красными, словно брызги крови, крапинками. Искусный мастер вырезал на нем целующихся Амура и Психею.
Лаура снилась Петрарке и во сне признавалась, что любила его, но избегала встреч с ним ради общего их спасения. Проснувшись, поэт написал:
Следя с небес за мной, осиротелым, Она себя являет нежным другом, Вздыхая обо мне со мною вместе...
По возвращении из Рима в 1342 году Петрарка завершил первую редакцию «Канцоньере», насчитывающую около 100 стихотворений. В 1345–1347 годах в Воклюзе он написал также трактаты «Об уединении», «О покое и вере», издал вторую редакцию «Канцоньере» (около 130 стихотворений) и стихотворные латинские «Буколики».
В 1348 году по всей Европе пронеслась «черная смерть». (Эпидемия чумы, охватившая многие страны, но прежде всего Италию, описана в «Декамероне» Боккаччо.) Умер кардинал Колонна, покровитель Великого Влюбленного, а в Страстную пятницу 6 апреля 1348 года, ровно через 21 год после первой встречи поэта с Прекрасной Дамой, скончалась и Лаура. Злая Парка – богиня судьбы – безжалостно прервала нить ее жизни и приговорила поэта пережить ту, в чьих чертах сиял отблеск божественной красоты. (Вдовец Уго де Сад в том же году снова вступил в брак.)
Говорят, поэт узнал о трагедии не сразу: весть застигла его в Вероне, где он находился с папским поручением. Однако никаких свидетельств того, что Великий Влюбленный предавался чрезмерному горю, не найдено. Он ограничился скупым комментарием, что из мира ушла чудесная и благочестивая женщина. Некоторые биографы из этого делают вывод, что Лаура была не более чем образом и имела с конкретной дамой весьма эфемерную связь.
«Стихи на жизнь мадонны Лауры», составлявшие до сих пор содержание «Канцоньере», сменили «Стихи на смерть мадонны Лауры». Вот один из сонетов, оплакивающих Прекрасную Даму:
Я припадал к ее стопам в стихах, Сердечным жаром наполняя звуки, И сам с собою пребывал в разлуке: Сам – на земле, а думы – в облаках. Я пел о золотых ее кудрях, Я воспевал ее глаза и руки, Блаженством райским почитая муки, И вот теперь она – холодный прах. А я без маяка, в скорлупке сирой Сквозь шторм, который для меня не внове, Плыву по жизни, правя наугад. Да оборвется здесь на полуслове Любовный стих! Певец устал, и лира Настроена на самый скорбный лад.
Друзья, прочитав сонеты Петрарки на смерть Лауры, говорили поэту, что стыдно слыть влюбленным стариком и вечно скорбеть о ней. Чужая кончина не даст бессмертия, и нет ничего мучительнее, чем сожаление о былой любви.
Кроме лирики, Петрарка посвятил Лауре аллегорическую серию «Триумфы» («Триумф Смерти», «Триумф Славы», «Триумф Любви», «Триумф Целомудрия», «Триумф Вечности»).
Поэт путешествовал по Европе, жил в Венеции. Везде его принимали с почетом, достойным особ царской крови, но его осиротевшее сердце было безразлично к восторгам толпы. Отклонив предложение стать ректором в только что основанном Флорентийском университете, Петрарка поселился в Милане при дворе архиепископа Джованни Висконти, где исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара. Тогда же он закончил «Буколические песни» и сборник «Без адреса», а также начал пространное сочинение «О средствах против всякой фортуны», куда в конечном итоге вошло более 250 диалогов о том, как совладать с удачей и неудачей. Поэт снова ездил с дипломатическими миссиями в разные страны, работал послом в Праге.
Последние годы жизни он провел в усадьбе, которую купил в деревне Аркуа. Там Петрарка занимался литературно-архивной работой, корпел над «Старческими письмами», которые собирал с 1361 года, собирал воедино «Книгу песен», где любовная составляющая отступила на второй план, и теперь самым главным в сборнике автор стал считать эксперименты с современным языком.
На склоне лет поэт бичевал себя за любовь. Но не за любовь к Прекрасной Даме, а за любовь к славе. Достигнув вершин, Петрарка понял, что слава вызывает в окружающих куда больше зависти, чем добрых чувств. В «Письме к потомкам» Великий Влюбленный с грустью писал о своем увенчании лавровым венком в Риме, а перед смертью даже готов был признать триумф Времени над Славой.
Ранним утром 19 июля 1374 года дочь Франческа обнаружила Петрарку мертвым, сидящим за столом с пером в руке. Он сутки не дожил до 70 лет. Символично, что когда-то в письме Боккаччо поэт пожелал: «Пусть смерть застанет меня читающим или пишущим».
Похоронили Великого Влюбленного в Падуе. После кончины слава его превзошла известность любого другого поэта. Флорентийцы тщетно выпрашивали у падуанцев тело великого земляка, чтобы похоронить его на родине предков. Говорят, вор отсек у Петрарки правую руку и привез ее во Флоренцию: мол, если не отдают всего тела, так пусть хоть гениальная длань покоится в нашей земле, где похоронена и его прекрасная Лаура.
И, наверное, не так уж и важно, была ли эта недоступная дама человеком из плоти и крови, символом бессмертного поэтического вдохновения, или фантомом гениального воображения, созданным Петраркой лишь для того, чтобы адресовать ему прекрасные сонеты, которыми вот уже многие столетия восхищаются потомки.
© Fammeo.ru Все права защищены.
Читайте также:
|