что означает бухгалтерская проводка дт 02 кт 01
Проводки Дт 02 и Кт 02, 01 (нюансы)
Амортизация имущества
Расчет амортизации позволяет постепенно переносить стоимость дорогостоящего имущества на производственные расходы и затраты на продажу. Правила формирования износа отражены в положениях ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
ВНИМАНИЕ! С 2022 года обязательны к применению новые ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Начать применять эти стандарты можно и раньше. Для перехода на применение новых стандартов необходимо внести изменения или дополнения в учетную политику.
Что изменится в учете основных средств и капитальных вложений при применении ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение, чтобы узнать все нюансы нововведений.
Амортизационные начисления совершаются не только компаниями, использующими собственное имущество в производственных процессах, но и иными организациями – арендодателями и лизингодателями, а также получателями этого имущества (если это предусмотрено законом или условиями договора).
При наличии договора лизинга износ начисляет организация, на балансе которой числится имущество. При этом, если объект ОС при передаче в лизинг уже использовался ранее, при расчете амортизации за основу берутся его остаточная стоимость и установленные лизингодателем сроки полезного использования объекта.
Более подробную информацию об определении остаточной стоимости имущества можно узнать из материала «Как определить остаточную стоимость основных средств».
Если заключен договор аренды, имущество продолжает учитываться на балансе арендодателя, и именно последний начисляет износ. Однако в случае осуществления арендатором капвложений, приводящих к неотделимым улучшениям арендуемого имущества, возможны ситуации, когда износ будет начислять арендатор (ст. 258 НК РФ).
Выбор способа амортизации в бухучете и налоговом учете должен быть закреплен в соответствующих разделах учетной политики. При этом предоставляемое в аренду имущество и начисленную по нему амортизацию учитывают обособленно от прочих объектов ОС, которые используются в других видах хоздеятельности компании.
Что отражают проводки по Дт 02 и Кт 02
Стоимостное выражение объектов ОС, числящихся на балансе фирмы, фиксируется на счете 01 «Основные средства». Для учета размера произведенного износа (амортизации) обращаются к счету 02 «Амортизация основных средств».
Рассмотрим, как используются проводки по Дт 02 Кт 02. В Кт 02 фиксируется размер накопленного износа по объектам ОС. Возможны следующие корреспонденции со счетами учета затрат и расходов на продажу:
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы рассчитали и отразили в бухучете амортизацию. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Если износ начисляется на сданное в аренду имущество (и при этом аренда не относится к основной деятельности фирмы), появляется проводка:
Организация также может прекратить дальнейшее эксплуатационное использование дорогостоящего имущества. Одна из основных причин этого – его продажа.
Тогда при списании имущества по Дт 02 отражают сумму накопленной амортизации по нему. Появляется следующая запись:
Та же проводка используется при наличии ситуаций:
О прочих нюансах при продаже имущества организации см. в материале «Расчет и порядок уплаты НДС с продажи (реализации) основных средств».
Итоги
Счет 02 бухгалтерского учета
Для чего нужен счет 02
Основные средства (ОС) — это активы, которые компания использует для производства продукции или оказания услуг больше года. На ОС регулярно начисляют амортизацию — их стоимость по мере износа частями переносят на стоимость товаров, работ, услуг. Большинство объектов ОС очень дорогие, поэтому единовременное списание стоимости на затраты приведет к тому, что себестоимость продукции будет сильно завышена.
Счет 02 по плану счетов называется «Амортизация основных средств». На нем бухгалтеры ведут учет начисленной амортизации, ее увеличение и уменьшение, списание, через него же оформляют выбытие ОС.
Нельзя путать амортизацию и износ. Учет износа ведут на забалансовом счете 010, а начисляют его в конце года по объектам жилфонда, ЖКХ или основных средств некоммерческих организаций.
Пояснения по счету 02 даны в плане счетов, утвержденном приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н.
Как работает амортизация
Начать начисление амортизации нужно уже с первого числа месяца, следующего за тем, когда основное средство приняли к учету. Приняли ОС в августе — начисляем амортизацию с сентября.
Пока не закончится срок полезного использования, останавливать начисления нельзя. Приостановка работы или прекращение использования оборудования — не повод останавливать начисление. Приостановка разрешается только при консервации на срок более 3 месяцев или на период восстановления сроком свыше 12 месяцев.
Прекратить начисление нужно с первого числа месяца, следующего за тем, в котором объект списали с учета или полностью погасили его стоимость. То есть амортизацию не нужно начислять на любые полностью самортизированные ОС с нулевой остаточной стоимостью, даже если ваша компания продолжает их использовать.
Амортизацию для отражения в учете, считают ежемесячно в соответствии со способом, который утвержден в учетной политике по отдельным группам или объектам ОС:
Для любого способа важен срок полезного использования — это период, в течение которого амортизируемый объект приносит доходы. Организация определяет срок, когда принимает ОС к учету. При ремонте или улучшении оборудования срок полезного использования увеличивают.
Счет 02 — активный или пассивный
Счет 02 относится к пассивным. Это значит, что начисление и накопление амортизации отражают по кредиту. Уменьшение или списание начисленных сумм проводится по дебету счета 02. Закрытие счета оформляется проводкой Дебет 02 — Кредит 01.
Хоть счет и пассивный, в разделах III-V бухбаланса он не отражается, но участвует в формировании актива — строки основных средств. Напомним, что ОС в балансе отражаются по остаточной стоимости, то есть уменьшаются на кредитовое сальдо счета 02.
Субсчета к счету 02
Чтобы детализировать учет по 02 счету и не запутаться, бухгалтеры открывают к нему субсчета и прописывают их в рабочем плане счетов. Так как амортизация начисляется именно на ОС, субсчета соответствуют их видам:
Аналитический учет по счету 02
Амортизация плотно привязана к объектам ОС, поэтому вся аналитика по 02 счету строится вокруг отдельных инвентарных объектов ОС. Они включают в себя как сам актив, так и все необходимые приспособления и принадлежности для его функционирования.
Ведут аналитический учет в одном из трех типовых документов, которые используются и для аналитики по ОС:
В них отражают сведения о поступлении, перемещении, выбытии, доработках, улучшениях основных средств, а также вносят записи о начисленной с начала эксплуатации амортизации.
Корреспонденция счета 02 с другими бухгалтерскими счетами
Счет 02 по дебету | Счет 02 по кредиту |
01 Основные средства 02 Амортизация 03 Доходные вложения в материальные ценности 79 Внутрихозяйственные расчеты 83 Добавочный капитал | 02 Амортизация 08 Вложения во внеоборотные активы 20 Основное производство 23 Вспомогательные производства 25 Общепроизводственные расходы 26 Общехозяйственные расходы 29 Обслуживающие производства и хозяйства 44 Расходы на продажу 79 Внутрихозяйственные расчеты 83 Добавочный капитал 91 Прочие доходы и расходы 97 Расходы будущих периодов |
Стандартные операции по счету 02
У любой компании есть основные средства — свои или арендованные. Поэтому 02 счетом пользуются практически все. Можно выделить типовые бухгалтерские проводки, которые встречаются чаще всего.
Проводка | Суть операции |
Дт 02-1 Кт 02-2 | Отражены суммы амортизации арендованных ОС, которые перешли в собственность |
Дт 02 Кт 01 | Начисленная за время использования амортизация списана |
Дт 02 Кт 83 | Уменьшена амортизация в результате уценки |
Дт 02 Кт 79 | Уменьшена амортизация по ОС переданным ОП на отдельном балансе |
Дт 20 (25, 23, 26, 44, 91) Кт 02 | Начислена амортизация по ОС |
Дт 79 Кт 02 | Начислена амортизация по ОС обособленного подразделения |
Дт 83 Кт 02 | Увеличена амортизация в результате дооценки ОС |
Дт 91 Кт 02 | Начислена амортизация организацией-арендодателем по арендованным ОС |
Воспользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия, чтобы автоматизировать расчет и начисление амортизации. Ведите учет, сдавайте отчетность, начисляйте зарплату и считайте больничные — 14 дней в подарок для всех новых пользователей.
Бухгалтерские проводки по основным средствам
Основные средства (ОС) учитывают на счете 01 бухгалтерского учета, и каждый бухгалтер должен знать, как нужно работать с такими активами. В нашей статье вы найдете часто используемые проводки при покупке, эксплуатации и продаже основных средств.
ОС принимают к учету по первоначальной стоимости, сформированной из фактических расходов на покупку или создание актива. В частности, в первоначальную стоимость входят расходы на доставку, монтаж и другие подобные траты.
Первоначальную стоимость определяют на основании первичных учетных документов и любых других бумаг, подтверждающих понесенные расходы. Например, стоимость актива можно определить по накладным, актам приемки-передачи и другим документам.
В процессе использования актива сформированная первоначальная стоимость не изменяется. Исключением из общего правила являются случаи достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации актива.
В бухучете, независимо от способа поступления актива, первоначальную стоимость ОС формируют по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», который корреспондирует со счетами учета затрат 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Операция следующая.
ДТ 08 КТ 60 (76) – сформирована первоначальная стоимость.
В эксплуатацию вводят те объекты, которые готовы к использованию в деятельности предприятия.
Основанием для этого является акт ввода в эксплуатацию, который можно составить на типовом бланке или по собственно разработанной форме.
Однако прежде чем вводить объекты в эксплуатацию, необходимо убедится, что оно соответствует следующим критериям:
• его стоимость больше 40 тыс. рублей;
• прослужит 12 или более месяцев;
• способен приносить доход в будущем;
• приобретен для использования в деятельности компании, а не для перепродажи.
При применении в 2021 году правил нового ФСБУ 6/2020, необходимо учесть следующее. В новом стандарте из перечня убрали условие о том, что актив не должен быть предназначен для продажи. Кроме того, максимальный размер лимита стоимости объекта в стандарте не установлен (п. 4 ФСБУ 6/2020).
В бухучете ввод объекта в эксплуатацию отражают по дебету счета 01 «Основные средства», который корреспондирует с кредитом счета 08. Операция следующая.
ДТ 01 КТ 08 – актив введен в эксплуатацию.
Объекты, принятые к учету в качестве основных средств, амортизируют. То есть стоимость таких активов относят на расходы в бухучете частями.
Амортизацию начисляют начиная со следующего месяца после принятия имущества к учету в качестве ОС. В дальнейшем амортизация начисляется ежемесячно независимо от результатов деятельности организации.
В зависимости от характера использования имущества амортизацию начисляют по дебету счетов затрат — 20 «Основное производство»» или 44 «Расходы на продажу», которые, в свою очередь, корреспондируют с кредитом счета 02 «Амортизация ОС». Операция следующая.
ДТ 20 (44) КТ 02 – начислена амортизация.
Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной (восстановительной) стоимостью ОС и амортизацией, которая была начислена за период использования актива с момента принятия его к учету.
Рассчитанный показатель дает возможность определить, эффективно ли используются ОС, насколько они изношены и как скоро потребуется проводить ремонт. Важно понимать, что величина является переменной и уменьшается каждый месяц на сумму амортизации.
Как правило, остаточная стоимость в течение срока использования объекта не меняется. Однако это возможно при проведении реконструкции, модернизации, капитального ремонта, достройки ОС.
В бухучете для учета остаточной стоимости ОС не выделен какой-либо отдельный балансовый или забалансовый счет. Эта величина представляет собой разницу между суммами, которые отражены на счетах 01 и 02.
Однако остаточную стоимость формируют при выбытии ОС, которое отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», корреспондирующего по кредиту со счетом 01 субсчет «Выбытие ОС».
Проводка следующая.
ДТ 91 КТ 01 – списана балансовая стоимость.
Организация вправе реализовать ОС. Причина для продажи неважна – обновление оборудования, моральное или физическое устаревание активов. В любом случае реализацию в бухучете отражают в три этапа.
Сначала в учете формируют и списывают остаточную стоимость ОС. Проводки следующие.
ДТ 01 субсчет «Выбытие ОС» КТ 01 — списана первоначальная стоимость ОС.
ДТ 02 КТ 01 — показан износ актива за период.
ДТ 91 КТ 01 – балансовая стоимость отнесена на расходы.
Затем отражают выручку от продажи по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», который корреспондирует с кредитом счета 91. Кроме того, необходимо при наличии обязанности начислить НДС по дебету счета 91 субсчет «НДС», который корреспондирует с кредитом счета 68 «Расчеты по сборам и налогам» субсчет «НДС». Проводки следующие.
ДТ 62 КТ 91 – учтена выручка от продажи ОС.
ДТ 91 КТ 68 – начислен НДС при продаже ОС.
В самом конце учитывают расходы, связанные с продажей ОС, которые аккумулируют по дебету счета 91, который корреспондирует по кредиту со счетами затрат 60, 76. Проводки следующие.
ДТ 91 КТ 60 (76) – списаны прочие расходы, связанные с продажей.
ДТ 19 КТ 60 (76) – учтен НДС по расходам, связанным с продажей.
Со временем ОС физически изнашиваются и морально устаревают. Если восстановить такой объект нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесообразно, то его ликвидируют и списывают с учета.
При ликвидации ОС формируют остаточную стоимость и списывают ее на прочие расходы. Это необходимо, только если вся первоначальная стоимость не была уже списана и срок полезного использования еще не истек. Проводки по списанию следующие.
ДТ 01 субсчет «Выбытие ОС» КТ 01 – списана первоначальная стоимость объекта.
ДТ 02 КТ 01 – показан износ актива за период.
ДТ 91 КТ 01 – балансовая стоимость отнесена на расходы (на основании акта списания).
Дарение объекта другим организациям и физическим лицам признается реализацией на безвозмездной основе. В связи с этим бухгалтерские проводки будут аналогичным тем, которые используют при продаже активов.
Однако при безвозмездной передаче цена реализации ОС равна нулю, поэтому у организации возникнет убыток от такой сделки даже при отсутствии возможных расходов, связанных с их безвозмездной передачей. Проводки по передаче активов следующие.
ДТ 01 субсчет «Выбытие ОС» КТ 01 – списана первоначальная стоимость объекта.
ДТ 02 КТ 01 – показан износ актива за период.
ДТ 91 КТ 01 – балансовая стоимость отнесена на расходы.
Инвентаризацию проводят, чтобы убедиться в фактическом наличии активов, которые числятся на балансе. Как правило, ревизию проводят перед тем, как составить годовую отчетность. Но есть и другие случаи, когда необходимо проводить инвентаризацию (п. 27 положения, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).
В результате инвентаризации могут возникнуть как излишки, так и недостачи. Излишки в бухучете приходуют по рыночным ценам на дату проведения инвентаризации и отражают в составе прочих доходов. При выявлении недостачи сначала устанавливают виновных. Если это сделать невозможно или виновные не найдены, то компания списывает убыток на прочие расходы.
Стоимость выявленных в результате инвентаризации излишков ОС учитывают по дебету счета 01, который корреспондирует с кредитом счета 91. Проводки следующие.
ДТ 01 субсчет «ОС» КТ 91 – учтены излишки, найденные при инвентаризации.
Выявленные недостачи сначала отражают по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом 01. Операция следующая.
ДТ 94 КТ 01 – учтены недостачи, выявленные при инвентаризации.
Далее все зависит от того, нашла компания виновного или нет. В случае если виновник найден, недостачу распределяют на него. Проводка следующая.
ДТ 73 КТ 94 – недостача отнесена на виновного по балансовой стоимости.
В случае если виновный не найден, в учете признают убыток. Проводка следующая.
ДТ 91 КТ 94 – списан убыток от недостачи в связи с отсутствием виновного лица.
Иногда выгоднее арендовать имущество, чем приобретать в собственность. И наоборот, сдавать в аренду активы, которые накладно использовать в деятельности.
При аренде собственник (арендодатель) передает актив во временное пользование арендатору. Смены собственника при этом не происходит.
Бухгалтерский учет у арендодателя и арендатора различный.
Учет у арендодателя
Рассмотрим, какие проводки должен сделать в учете собственник, который передает имущество контрагенту по договору аренды.
Передача объекта в аренду
В бухучете имущество, которое сдается в аренду, учитывают обособленно. Для этого к счету 01 открывают субсчет «Имущество, переданное в аренду» или аналогичный.
При передаче актива в аренду в учете делают проводку между субсчетами счета 01.
ДТ 01 субсчет «Объекты в аренде» КТ 01 субсчет «Собственное имущество» – объект передан в аренду.
Арендная плата
Арендную плату арендодатель учитывает в составе доходов от обычных видов деятельности или в прочих доходах. Все зависит от того, каким бизнесом занимается собственник.
Доходы от основного вида деятельности учитывают по кредиту счета 90 «Продажи», а доходы от дополнительного вида деятельности — по кредиту счета 91. Проводки следующие.
ДТ 62 (76) КТ 90 – начислена аренда по основному виду деятельности.
ДТ 62 (76) КТ 91 – начислена аренда по дополнительному виду деятельности.
ДТ 90 КТ 68 — начислен НДС с суммы арендной платы.
Возврат имущества
Операцию по возврату имущества в учете отражают обратной проводкой между субсчетами, которые открыты к счету 01. Проводка следующая.
ДТ 01 субсчет «Собственное имущество» КТ 01 субсчет «Имущество, переданное в аренду» – возвращено имущество, ранее переданное в аренду.
Учет у арендатора
Теперь рассмотрим, какие проводки должен сделать в учете арендатор, который получил имущество от арендатора.
Получение имущества в аренду
Имущество, полученное по договору аренды, арендатор отражает за балансом на специальном счете 001 «Арендованные ОС». Стоимость арендованного имущества указывают в оценке, зафиксированной в договоре. Операция следующая.
ДТ 001 – получено имущество по договору аренды.
Для удобства к счету 001 можно организовать аналитический учет по арендодателям и по каждому арендованному имуществу.
Арендная плата
В зависимости от того, в какой деятельности арендатор использует активы, затраты на аренду отражают в составе расходов по обычной деятельности или в прочих расходах. Проводки следующие.
ДТ 20 (44) КТ 60 (76) – начислена аренда по имуществу, которое используется в основной деятельности.
ДТ 91 КТ 60 (76) – начислена аренда по имуществу, которое используется в непроизводственных целях.
Возврат имущества собственнику
Возврат арендованного имущества отражают проводкой по кредиту счета 001. Операция следующая.
КТ 001 – возвращено арендодателю арендованное имущество.
Счет 02 Амортизация основных средств: типовые проводки
Амортизация — это постепенный перенос стоимости основных средств на готовую продукцию, работы, услуги по мере физического износа. Пассивный счет 02 Амортизация основных средств применяется организациями, если у них есть объекты основных средств, подлежащие амортизации.
В балансе основные средства учитываются по остаточной стоимости — стоимости приобретения за вычетом начисленной амортизации. Земельные участки и объекты природопользования не подлежат амортизации, так как их потребительские свойства со временем не изменяются. В балансе такие основные средства отражаются по первоначальной стоимости.
Счет 02 Амортизация основных средств
Амортизацию ОС можно начислить следующими способами:
Выбранный способ закрепляется в учетной политике. Можно использовать разные способы амортизации к различным группам однородных основных средств.
Амортизация начисляется ежемесячно начиная с месяца, следующего за тем, в котором имущество было принято к учету в качестве основного средства.
Суммы начисленной амортизации списываются на расходы по обычным видам деятельности, это:
Дебет 20,23,25,26,29 — Кредит 02.
Либо включаются в состав прочих расходов (если объект непроизводственного характера или предназначен для сдачи в аренду, если аренда не является обычным видом деятельности):
Дебет 91-2 — Кредит 02.
Если основное средство используется, для создания, модернизации или реконструкции другого внеоборотного актива, то:
Дебет 08 — Кредит 02.
Инструкция 02 счет
Согласно инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций согласно Приказу от 31 октября 2000 г. N 94н:
Счет 02 «Амортизация основных средств» предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу). Организация-арендодатель отражает начисленную сумму амортизации по основным средствам, сданным в аренду, по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (если арендная плата формирует прочие доходы).
При выбытии (продаже, списании, частичной ликвидации, передаче безвозмездно и др.) объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 02 «Амортизация основных средств» в кредит счета 01 «Основные средства» (субсчет «Выбытие основных средств»). Аналогичная запись производится при списании суммы начисленной амортизации по недостающим или полностью испорченным основным средствам.
Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных об амортизации основных средств, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.
Ведение учета добавочного капитала на счете 83 (проводки)
Что такое добавочный капитал и для чего он нужен организации?
Добавочный капитал можно определить как сформировавшуюся внутри компании сумму собственных средств, возникновение которой не сопряжено с появлением каких-либо обязательств перед контрагентами. По общему правилу чем больше у фирмы собственных средств, тем выше величина ее чистых активов, а значит, тем устойчивее ее финансовое положение.
Следовательно, чем больше добавочный капитал, тем устойчивее компания в финансовом плане. Поэтому добавочный капитал выступает своего рода страховкой от некоторых кризисных ситуаций, «подушкой безопасности».
ВАЖНО! Добавочный капитал компании не может быть сформирован по произвольному желанию руководящего звена. Существуют строго определенные ситуации, которые влекут за собой формирование и рост добавочного капитала. Такие ситуации установлены в Положении по ведению бухучета, утвержденном приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
Добавочный капитал в организации может быть сформирован 3 способами (п. 68 Положения № 34н):
Кроме указанных способов, фирма может увеличить добавочный капитал за счет части прибыли (оставшейся после выплаты дивидендов), а также когда в ее адрес перечисляются целевые средства (План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
Законодатель устанавливает не только возможные случаи формирования, но и случаи, когда компания имеет право израсходовать свой добавочный капитал частично или полностью. К последним относятся:
Кроме того, существуют некоторые способы использования добавочного капитала, в отношении правомерности которых на практике часто возникают споры.
Подробнее о способах формирования добавочного капитала рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно и избежать споров с налоговиками, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по информационному банку. Это бесплатно.
Таким образом, добавочный капитал в компании играет роль важной финансовой страховки, несмотря на то что его использование ограничено. Поэтому бухгалтерской службе каждой организации следует знать, как вести учет добавочного капитала, а также какими проводками следует оформлять операции по его изменению.
На каком счете учитывается добавочный капитал и как он отражается в отчетности
Поскольку добавочный капитал — это собственные средства фирмы, а они по общим правилам учета относятся к пассивам организации, следовательно, ведение учета добавочного капитала должно осуществляться в разрезе пассивного счета.
Таким счетом является счет 83. Кредитовые операции по счету 83 означают, что добавочный капитал растет. Если запись сделана по дебету, то, напротив, это значит, что операция уменьшает добавочный капитал.
При составлении бухгалтерской отчетности компании на какую-либо определенную дату значение добавочного капитала также подлежит отражению в составе собственных средств фирмы. Для этого в балансе существует строка 1350 «Добавочный капитал без переоценки». В ней следует указать величину добавочного капитала, исключив из нее сумму выявленной положительной переоценки (дооценки) ОС.
Как это сделать на практике? Необходимо из общего сальдо по кредиту счета 83 вычесть величину, приходящуюся на выявленную ранее совокупную дооценку внеоборотных активов фирмы.
ВНИМАНИЕ! В соответствии с п. 68 Положения № 34н каждая сумма, формирующая добавочный капитал, должна отражаться в учете отдельно. Следовательно, компании при осуществлении учета добавочного капитала ведут аналитику отдельных сумм, формирующих добавочный капитал, на раздельных субсчетах в разрезе счета 83. Поэтому общую сумму дооценки объектов ОС компания способна выявить, посмотрев на кредитовое сальдо по соответствующему субсчету счета 83.
Сумма переоценки ОС, в свою очередь, фиксируется в другой строке баланса, а именно в строке 1340.
Как отразить добавочный капитал в балансе, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
О том, какие аспекты важно знать бухгалтеру при ведении учета иных частей собственного капитала компании, см. в статье «Порядок учета собственного капитала организации (нюансы)».
На практике, как было указано выше, существуют несколько возможных ситуаций, при которых добавочный капитал фирмы может быть сформирован или использован. При этом некоторые ситуации являются «зеркальными», т. е. при одних обстоятельствах увеличивают добавочный капитал, а при других — уменьшают.
Рассмотрим такие ситуации.
Формирование и использование добавочного капитала (проводки) в результате проведения переоценки объектов ОС
На величину добавочного капитала непосредственно влияет результат переоценки объектов ОС.
В частности, добавочный капитал на предприятии формируется, если выявляется дооценка внеоборотных активов. Поскольку они учитываются на активном счете 01, то проводка увеличения добавочного капитала за счет выявленной суммы дооценки объекта ОС будет выглядеть следующим образом:
Обращаем внимание! Если проведена дооценка объекта ОС, то возрастает первоначальная стоимость, подлежащая впоследствии амортизации. Поэтому одновременно с отражением в учете возрастания добавочного капитала в данном случае следует отразить увеличение начисленной амортизации.
Поскольку амортизация будет впоследствии списываться за счет сумм дооценки, т. е. за счет части добавочного капитала, отражение в учете увеличения амортизации в результате проведения дооценки ОС будет выглядеть так:
Впоследствии, если компания выявила уценку по тем объектам ОС, по которым ранее сумма дооценки была включена в добавочный капитал, то величину добавочного капитала необходимо уменьшить. Это и есть один из способов использования фирмой добавочного капитала. В учете он оформляется проводкой:
Как и в случае с дооценкой, выявление уценки внеоборотных активов непосредственно влияет на величину начисляемой амортизации. Поэтому, если в результате переоценки стоимость объекта ОС снизилась, то на добавочный капитал следует также отнести величину дополнительно начисленной по объекту амортизации. Сделать это нужно проводкой:
При этом величина выявленной уценки не должна превышать совокупную дооценку за предыдущие периоды. В противном случае величина снижения стоимости объекта ОС (в части превышения уценкой дооценки) будет относиться на финансовые результаты в качестве прочих расходов:
Дт 91-2 (субсчет «Прочие расходы») Кт 01.
Излишне начисленная амортизация в данном случае будет составлять прочие доходы фирмы:
Дт 02 Кт 91-1 (субсчет «Прочие доходы»).
Изложенные выше правила касаются случая, когда компания первоначально выявила увеличение стоимости своих ОС, т. е. дооценила их.
Однако на практике возможна и обратная ситуация: при первой же переоценке компания выявила снижение первоначальной стоимости объекта ОС (уценила его). В этом случае в силу п. 15 ПБУ 6/01 «Учет ОС», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, сумма уценки должна быть отнесена на финансовые результаты в качестве расходов:
Тогда выявленная при последующей переоценке сумма возрастания стоимости объекта ОС не будет формировать добавочный капитал, а должна быть списана на финансовый результат в качестве прочих доходов:
Если сумма последующей дооценки превысит ранее произведенную уценку объекта ОС (т. е. произойдет полный взаимозачет первичной уценки и последующих дооценок), то далее вновь действуют общие правила: сумма дооценки увеличивает добавочный капитал.
Постоянные разницы при переоценке объектов ОС
С переоценкой внеоборотных активов, формирующей добавочный капитал компании, связан еще один важный нюанс: сумма дооценки не признается налогооблагаемым доходом компании (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Следовательно, увеличение первоначальной стоимости дооцененных объектов ОС не повлияет на величину начисленной амортизации по таким объектам в налоговом учете. А это значит, что амортизация по дооцененным объектам ОС по правилам бухгалтерского учета будет начисляться в большем размере, чем по правилам налогового учета.
Поэтому в учете будут образовываться постоянные разницы, которые, в свою очередь, формируют у фирмы постоянное налоговое обязательство (пп. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н). Соответственно, в бухучете необходимо также отразить начисление постоянного налогового обязательства (ПНО) на величину разницы между амортизацией, принимаемой в бухгалтерском и налоговом учете проводкой:
Дт 99 (субсчет «ПНО») Кт 68.
Подробнее об отложенных налоговых обязательствах, налогооблагаемых и вычитаемых временных разницах см. в статье «Что такое отложенный налог на прибыль и как его учитывать?».
В обратном случае, если объект ОС был уценен, амортизация в бухучете станет ниже налоговой, что также приведет к формированию постоянной разницы. В связи с этим у компании образуется постоянный налоговый актив, который должен быть отражен проводкой:
Дт 68 Кт 99 (субсчет «ПНА»).
Формирование и использование добавочного капитала в результате образования курсовых разниц по взносам учредителей
Добавочный капитал на предприятии может также быть сформирован в результате образования курсовой разницы при внесении собственником в уставный капитал фирмы взносов, которые выражены в иностранной валюте. Ключевой здесь является дата фактического зачисления взноса на валютный счет фирмы. На эту дату и возникает курсовая разница, увеличивающая добавочный капитал (п. 14 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств в валюте», утверждено приказом Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н). Отражение такой разницы в учете поясним на примере.
Пример:
Учредитель решил внести в уставный капитал 100 евро в марте. Следовательно, в марте в учете будет сформирована задолженность учредителя по взносу в уставный капитал исходя из курса рубля на эту дату (на март) проводкой:
Однако фактически 100 евро перечислены были только в октябре:
Курс евро к рублю в октябре уже другой, он стал выше. Значит, у фирмы образовался дополнительный рублевый доход — положительная курсовая разница, которая в силу ПБУ 3/2006 должна быть списана на увеличение добавочного капитала проводкой:
В обратной ситуации, когда курс валюты упал на дату фактического внесения собственником средств, ситуация прямо противоположная: возникает отрицательная курсовая разница, которая может быть покрыта за счет уменьшения добавочного капитала организации. В учете такой факт хозяйственной жизни оформляется следующими последовательными проводками:
Прочие случаи формирования добавочного капитала компании
Следующий способ сформировать (увеличить) добавочный капитал — продать акции (для АО) либо долю собственности (для ООО) в компании по цене выше номинальной.
В этом случае на увеличение уставного капитала пойдет только номинальная стоимость доли участия в компании. Сумма превышения продажной цены над номинальной будет списываться в добавочный капитал. Поэтому если организация получила такой дополнительный доход от продажи доли, она должна будет в учете отразить как увеличение уставного капитала, так и рост добавочного:
Дт 75 Кт 80 (в сумме номинальной стоимости доли);
Дт 75 Кт 83 (в части превышения).
При этом фактическое поступление средств в счет оплаты купленной доли от нового собственника будет регистрироваться проводкой:
План счетов предусматривает, что счет 83 может корреспондировать со счетом 84. Поэтому принятие руководством компании решения об увеличении добавочного капитала за счет имеющейся нераспределенной прибыли будет оформляться проводкой:
Кроме того, действующее законодательство позволяет организации увеличить добавочный капитал за счет средств, которые собственники внесли в бизнес с целью увеличения чистых активов (это следует из подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ). В этом случае после поступления денежных средств от учредителей (которое оформляется проводкой Дт 51 Кт 75) увеличение добавочного капитала необходимо отразить проводкой:
Отражение иных случаев использования добавочного капитала на счете 83
Выше были перечислены ситуации, связанные с изменением добавочного капитала компании, в том числе в результате переоценки объектов ОС.
Применительно к внеоборотным активам важен также еще один момент. В силу п. 15 ПБУ 6/01, если объект ОС выбывает, то сумма оставшейся дооценки по нему должна быть отнесена к нераспределенной прибыли. Следовательно, если по каким-либо причинам (продажа, ликвидация, передача в счет вклада в уставный капитал и др.) ОС в компании выбывает, в учете необходимо отразить операцию по уменьшению добавочного капитала на сумму дооценки по такому ОС:
Обращаем внимание! Списать на прибыль добавочный капитал можно, только если объект ОС выбыл. Поэтому если внеоборотный актив полностью самортизировался, но не выбыл, списывать добавочный капитал не следует. Ведь компания всегда может провести модернизацию или реконструкцию такого объекта ОС, которая увеличит его стоимость, а значит, такую новую стоимость придется снова переоценивать.
Добавочный капитал можно использовать с целью увеличения уставного капитала. Это следует из закона «Об АО» от 26.12.1995 № 208-ФЗ и закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, которые позволяют увеличить уставный капитал фирмы за счет ее собственных средств. В учете соответствующая операция отражается бухгалтерской проводкой:
Кроме изложенных способов расходования добавочного капитала его можно частично или полностью распределить между акционерами (собственниками). Такая операция в учете отражается следующей бухгалтерской проводкой:
Обращаем внимание! Указанная выше проводка отражает формирование задолженности организации перед собственниками в учете.
Фактическая выплата учредителям средств за счет добавочного капитала будет впоследствии фиксироваться последовательными проводками:
Дт 75 Кт 51 (в части основных сумм, выплачиваемых собственникам),
Дт 75 Кт 68 (удержание НДФЛ).
На практике возникает спорный вопрос: можно ли использовать добавочный капитал для покрытия убытков прошлых лет? В настоящий момент законодательство этого не запрещает. Контролирующие органы считают, что убытки нельзя компенсировать только за счет сумм дооценки ОС, но вместе с тем отмечают, что за это санкции Налоговым кодексом не предусмотрены (письмо Минфина РФ от 21.07.2000 № 04-02-05/2). Поэтому можно предположить, что компании пока не лишены права использовать свой добавочный капитал на покрытие убытков. Для этого в учете необходимо отразить проводку:
Итоги
Таким образом, корректное ведение учета добавочного капитала позволяет компании сгладить такие потенциально негативные ситуации, как выявление уценки внеоборотных активов, нехватка средств на выплату дивидендов участникам и др. Кроме того, существуют и иные направления возможного использования добавочного капитала компании.
По правилам бухгалтерского учета формирование и увеличение добавочного капитала отражается по кредиту счета 83, а его уменьшение — по дебету. Бухгалтерской службе компании важно помнить, что корректный учет возможен только в случае ведения детальной аналитики по каждой составной части добавочного капитала (куда входят суммы, идентичные по своей экономической природе) на соответствующем субсчете счета 83.