что означает девиантное поведение личности

Девиантное поведение и его опасность для общества

что означает девиантное поведение личности. Смотреть фото что означает девиантное поведение личности. Смотреть картинку что означает девиантное поведение личности. Картинка про что означает девиантное поведение личности. Фото что означает девиантное поведение личности

Основные формы девиантного поведения

Виды девиантного поведения включают в себя следующие формы проявлений:

Асоциальный вид. В этом случае поведение демонстрирует склонность девианта к поступкам, которые могут угрожать отношениям между людьми. В результате человек уничтожает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Это может сопровождаться такими симптомами как агрессия, игромания, бродяжничество, сексуальные наклонности, и т.д.

Антисоциальная. Характеризуется полным нарушением правовых норм, что может приводить к угрозе социального порядка. В большинстве случаев девиантность проявляется совершением действий, которые запрещены законодательными актами.

Аутодеструктивный тип. Препятствует личности нормальному существованию в обществе. В этом случае девиант выражает свои мысли склонностью к суицидальным действиям, к употреблению наркотиками, выбором деятельности с угрозой для жизни и проявлением фанатичных шаблонов поведения.

Форма девиантного поведения может выражаться в негативных факторах, что сопровождается развитием разного рода зависимостей. Однако девиантное поведение это не всегда негативная реакция. Позитивная его форма выражается патологической склонностью к социальному творчеству, альтруизму. Либо выделяется социально нейтральная форма, характеризующаяся попрошайничеством или бродяжничеством.

Причины возникновения девиантного поведения

Причины девиантного поведения формируются под действием многочисленных факторов. Тем не менее такое поведение считается промежуточным между патологическим состоянием и нормами.

Причины девиации формируются на основании следующих факторов:

Особенности воспитания, наличие ролевых аномалий в семье.

Психофизиологические факторы, числу которых относятся наследственные патологии, особенности перинатального периода, возрастные кризисы и так далее.

Расстройства нервной системы, сопровождающиеся повышенной тревожностью, плохим настроением, постоянным внутренним конфликтом, депрессией.

Нередко дивиантные признаки начинают появляться на фоне когнитивных нарушений, поэтому и они относятся к числу причин, из-за которых развивается психическое расстройство.

Профилактика девиантного поведения

Своевременно начатые профилактические мероприятия значительно оттягивают начало заболевания, либо расстройство проявляется в незначительной степени, что позволяет взять контроль над негативными эмоциями. Борьба с девиантным поведением, как и с его проявлениями разного рода зависимостях, строится на основе следующих рекомендаций.

Выработка негативных реакций у пациента к зависимости, в том числе к игровой, наркотической, и т.д. В этом случае применяются следующие методы:

Указание на проблемы и существующие вопросы с привлечением средств массовой информации. Таким образом удается оповестить и донести необходимые призывы как до конкретного пациента, так и до всего общества.

Проведение бесед, которые демонстрируют возможности борьбы с зависимостями. В контексте фраз лежит не указание не на необходимость избавления от вредных привычек, а оповещение о конкретных действиях. Следует говорить о конкретном опыте избавления от зависимости, способах отказа от приема наркотических веществ, и так далее.

Пропаганда здорового образа жизни, что может передаваться как конкретному пациенту, так и огромной аудитории сразу.

Посещение специальных занятий, способствующих отказу от употребления наркотических веществ, либо проведению массовых занятий в виде лекций, на которых рассказывается об этом.

Разработка комплексных мер, направленных на профилактику зависимости с привлечением специалистов в данной сфере. Злоупотребление запрещенными веществами грозит не только конкретному человеку, но и обществу. Поэтому в вопросах профилактики должны быть заинтересованы и специальные службы. Таким образом создаются реабилитационные программы, в которые включены не только профилактические меры, но и лечебные.

Девиантное поведение угрожает человечеству не только в форме зависимости, но и в агрессивных действиях, поэтому при наличии склонностей у человека необходимо назначить обследование с привлечением психиатра. При наличии уже имеющихся признаков девиантного поведения, которые четко сформированы в сознании пациента, необходимо провести психиатрическое исследование, и при необходимости назначить лечение с возможной изоляцией пациента.

Заключение

Подведем итоги. Что такое девиантное поведение? Это поведение человека или целой группы с отклонением от общепринятых норм, из-за чего происходит разрушение общества. Подобное поведение является следствием не удачного становления личности, что зависит от индивидуальных факторов.

Девиантное поведение нередко приводит к криминальным последствиям, серьезным зависимостям, и найти среди них отклонения, которые были бы полезными для общества, очень сложно. Поэтому такими пациентами занимаются социологи и психиатры, стараясь выявить их на ранней стадии развития, а также оценить наличие положительных моментов в данном состоянии. Основное их действие заключается в профилактике, которая позволяет приостановить подобные состояния, многие из которых зарождаются еще в детстве.

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

Источник

Что означает девиантное поведение личности

В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.

Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.

Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.

Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.

Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:

Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:

Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.

Причины девиантного поведения

Психологические причины девиантного поведения

Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:

Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.

Социальные причины девиантного поведения

Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.

Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.

Все самое основное закладывается в подростковом возрасте

Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.

Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.

Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.

Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.

Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.

Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.

В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.

Девиантное поведение в предподростковом возрасте

Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».

Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.

Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.

Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.

В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:

Выводы

Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.

Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Источник

Девиантное поведение: виды, причины и признаки

Девиантом является человек, который недопустимо себя ведет. Часто подобное поведение требует корректировки специалистов, например, психологов или психиатров. Случаются ситуации, когда девиант может навредить окружающим, поэтому его отправляют в психиатрическую клинику. Регулирование деятельности подобных людей происходит при помощи психиатров, полиции и наркологов.

что означает девиантное поведение личности. Смотреть фото что означает девиантное поведение личности. Смотреть картинку что означает девиантное поведение личности. Картинка про что означает девиантное поведение личности. Фото что означает девиантное поведение личности
Виды девиаций

Подобное отклонение может настигнуть человека любого возраста, но зачастую с таким сталкиваются дети и подростки. За трудным ребенком необходим постоянный контроль.

Девиантное поведение различается по видам, а причины, приводящие к такому поведению, могут быть самыми разными. Ученые выделили ряд форм коррекции поведения таких людей:

Девиантное поведение среди молодежи способствует увлечению различными субкультурами и любви к экстремальному виду спорта. Девиантное поведение среди подростков характеризуется:

Причины девиантного поведения

Существует ряд причин, способных приводить детскую и взрослую психику к девиантному поведению:

Признаки девиации

В психологии выделили 3 основных признака девиации:

Развитие и популярность пирсинга с тату в современном мире заставили психологов отнести излишнюю любовь к данным украшения к новому виду девиантного поведения.

Условно также могут выделять и другие признаки девиации:

Все описанное выше относится к девиантному поведению, что не является нормой. Такое поведение может проявиться как в комплексе, так и единично. Чтобы предотвратить развитие более опасного поведения, такие люди должны встать на учет к специалисту, который окажет профессиональную помощь. В некоторых случаях помогает самостоятельное восстановление психоэмоционального состояния. В этом может помочь курс Викиум «Детоксикация мозга».

Источник

Словосочетание «девиантное поведение» у многих рождает ассоциацию с преступностью, психическими заболеваниями и просто аморальными поступками. Однако в психологии далеко не всякое девиантное поведение считается негативным явлением. Тем более, что социальные нормы и стандарты сами по себе бывают деструктивными и «неправильными».

что означает девиантное поведение личности. Смотреть фото что означает девиантное поведение личности. Смотреть картинку что означает девиантное поведение личности. Картинка про что означает девиантное поведение личности. Фото что означает девиантное поведение личности

Что такое девиантное поведение

Устойчивое проявление девиаций заставляет общество применять к данному человеку санкции – изоляцию, наказание, исправление, лечение.

Попросту говоря, девиация – это нарушение каких-либо правил. В связи с этим психологи утверждают, что абсолютное большинство людей на планете являются девиантами. Действительно, трудно прожить всю жизнь, не нарушая ни единого установленного правила – под этим понимаются не только государственное законодательство, но и некие неформальные установления, вроде необходимости общаться с друзьями в свободное время. Слишком высокое трудолюбие («трудоголизм»), увлечение диетами – это тоже девиации.

Признаки отклоняющегося поведения

Выделяются чёткие признаки того, что действия индивида являются отклоняющимся поведением, а именно:

Последний признак, однако, является спорным. Ведь под понятие девиантного поведения подпадают и такие случаи, как талант, гениальность, героизм и самопожертвование. Такие действия и проявления тоже нарушают какие-то установленные правила, но в конечном итоге их целью является созидание, иногда даже спасение общества.

Виды отклоняющегося поведения

Психология, социология и медицина имеют свои подходы к определению девиантного поведения и по-разному классифицируют его виды. Разные научные направления даже по-разному определяют поступки и действия – какое-то действие одна школа считает «нормальным», а другая – девиантным.

Одна из существующих классификаций отклоняющегося поведения предложена Ц.П. Короленко и Т. А. Донских – отечественными психиатрами.

Поведение человека само по себе является реакцией на общественные нормы. Таких реакций может существовать всего несколько, и их описание дал в своё время Роберт Кинг Мёртон – один из крупнейших социологов двадцатого века.

Каждое общество формирует как цели своего существования, так и средства их достижения, и каждый индивид отвечает на это посредством одной из возможных реакций:

Три из этих типов поведения являются откровенно девиантными. А вот ритуальное поведение в большинстве случаев не воспринимается как девиантное: общество, как правило, обращает внимание лишь на внешнюю сторону поведения отдельных людей. Есть мнение, что почти все члены общества исповедуют ритуальное поведение, не задумываясь о целях существования или даже прямо отрицая их.

что означает девиантное поведение личности. Смотреть фото что означает девиантное поведение личности. Смотреть картинку что означает девиантное поведение личности. Картинка про что означает девиантное поведение личности. Фото что означает девиантное поведение личности

Причины девиантного поведения

«Неправильное» поведение людей может быть продиктовано одним или несколькими возможными факторами:

Биологические факторы

Некоторые люди сами по себе предрасположены действовать не так, как им велят окружающие. Таких людей иногда можно определить по внешнему облику.

Психологические факторы

Девиантное поведение в данном случае объясняется воздействием на человека внешних факторов и раздражителей, а также его психологическим складом, имеющим врождённый характер.

Социологические факторы

В данном случае «неправильное» поведение объясняется непостоянством социальных норм и правил, их изменчивостью, разложением и отторжением, из-за чего образуется некий духовный вакуум в социуме.

Можно сказать, что основная причина девиантного поведения заключается в несоответствии желаний и намерений отдельного человека запросам и установкам большинства. Склонность к «неправильным поступкам» заложена в самой природе человека, который является не только социальным организмом, но ещё и личностью. Человеческий социум имеет много сходного с сообществами так называемых общественных животных (муравьёв, львов, слонов и др.), но есть и существенное отличие: люди в обществе не являются точной копией друг друга и всецело не полагаются в своей жизни на некий общий «сверхразум». Если у животных социум способствует сохранению и продолжению рода, то у человека он играет двоякую роль; социум может не только защищать своих членов, но и подавлять и уничтожать наиболее ценных из них.

Естественно, здесь возникают разногласия между общественным «сверхразумом» и разумением отдельного человека. И это не всегда эгоистическое разумение: многие люди имеют обострённое чувство жалости и справедливости, они хотят и могут сделать мир лучше. Но большая часть людей не хочет «лучше», она хочет лишь стабильности.

Бывает и так, что человек вроде бы и не является носителем каких-то полезных качеств для всего социума, но и разрушительными его желания не назовёшь. Например, он просто хочет танцевать свои любимые танцы и слушать любимую музыку, несмотря на то, что в данном социуме эти танцы и музыка считаются неприемлемыми. Так было, к примеру, в СССР, когда преследовали «рокеров», «стиляг» и тому подобных представителей так называемых гедонистических субкультур. Гедонистическими называют субкультуры, развивающие получение удовольствия и позитивных эмоций от жизни. Однако на участников таких субкультур в разное время навешивали уничижительные ярлыки и объявляли их разрушителями. Признаком девиантного поведения в СССР официально считалась даже улыбка на дискотеке – за неё могли привести в милицию или отчислить из Комсомола.

Является ли девиантным поведением наркомания

На самом деле таковым является лишь употребление тяжёлых наркотиков. Умеренное употребление лёгких наркотиков не наносит вреда окружающим и приносит гораздо меньше время самому потребителю, чем банальное курение сигарет. Между тем употребление лёгких наркотиков в нашем обществе заклеймено как деструктивное поведение, тогда как курение сигарет считается вполне нормальным, а алкоголизм (самое разрушительное явление в обществе) даже всячески поощряется в неких кругах. Больше того, трезвый образ жизни считается девиантным поведением, хоть и неофициально: «А ты чё не пьёшь, не русский, что ли?!».

Условность понятия «отклоняющееся поведение» наглядно показали авторы антиутопий. Так, в романе Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» девиантным поведением является чтение. В других антиутопиях это могли быть любые личные отношения, прикосновения, объятия, рациональное поведение, даже уклонение от развлечений («О дивный новый мир» Хаксли). Таким образом, то, что в нашем мире считается нормальным и даже поощряется, в антиутопиях объявлялось преступным и аморальным.

Впрочем, подобные трансформации имеют место не только в антиутопиях. К примеру, в России до революции девиантным поведением считалось уклонение от посещения храма и неверие в бога; в советскую эпоху, наоборот, таковым считались посещение церкви и религиозность; в наше время правящими кругами насаждается прежний, дореволюционный взгляд – пока неофициально, но это вполне может принять официальный вид.

Выше было сказано о биологических факторах девиантного поведения. Они действительно могут иметь некоторое влияние на человека, но нельзя их преувеличивать. Бывают излишне злобные и агрессивные люди, имеющие к тому же сниженный уровень интеллекта и с трудом поддающиеся влиянию окружающих – необучаемые, не способные обуздывать физиологические влечения. Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо установил, что примерно у трети рассмотренных им заключённых тюрем помимо этого набора психологических характеристик наблюдаются внешние признаки «криминальности»: неправильная челюсть, длинные руки, редкая борода и др. Однако впоследствии теория Ломброзо была опровергнута. Действительно, не всякий «обезьяноподобный» человек оказывается носителем преступного поведения, и далеко не каждый принципиальный (или «врождённый») преступник имеет указанную внешность.

У разных исследователей неоднократно были попытки объяснить девиантное поведение биологическими особенностями организма. По одной из таких теорий, существенную роль в этом играет фигура: полные люди общительны и дружелюбны, люди с хрупким телом склонны к осторожности, нервозности и самоанализу, а те, кто имеет стройное тело и развитую физическую силу, отличаются напористым характером, малочувствительны к боли и с большей вероятностью оказываются преступниками.

Больший вес имеют социально-психологические теории девиантного поведения. Автором одной из них является Беккер. По его мнению, высшие и влиятельные слои общества склонны навешивать определённые ярлыки на представителей низших слоёв, и эти ярлыки играют роль самоисполняющихся пророчеств. К примеру, традиционно девиантными считаются такие группы населения, как цыгане, бомжи, а также алкоголики и наркоманы. Представители этих категорий населения подвергаются унижениям, оскорблениям, их права нарушаются, несмотря на то, что среди этих людей изначально есть много «нормальных», которые не нарушают законы и не обижают других. Ярлыки и унижения, однако, вынуждают этих людей противодействовать, и не всегда это законные способы. Цыгане, поголовно объявленные преступниками, в итоге действительно становятся преступниками, ведь для них оказываются закрыты законные способы удовлетворения жизненных потребностей.

Однако с психологическими факторами не всё столь однозначно. Скажем, классический бихевиоризм утверждает, что все поступки человека – это реакции на определённые воздействия окружающей среды; и если ребёнка с самого начала строго наказывать за проступки, в дальнейшем у него выработается боязнь совершать такие действия. Это похоже на дрессировку животных. В действительности отнюдь не всякий человек указанным образом реагирует на такую дрессировку. Часто бывает так: как только наказания прекращаются, человек чувствует, что у него развязаны руки, и пускается во все тяжкие. Держать такого человека в рамках дозволенного может только постоянная угроза быть наказанным.

Девиантное поведение и реакция на него наглядно описаны в известной модели «ведро с крабами». Как только один краб пытается выбраться из ведра наружу, остальные тут же втягивают его обратно. Вся вина этого единственного краба заключается в том, что он ведёт себя не так, как остальные, и делает иной выбор в своей жизни; но остальные воспринимают такое поведение как разрушение всего общества.

Источник

Ариадна

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-педагогической реабилитации, коррекции и образования

Разделы сайта

Лукичев В.В. Отклоняющееся поведение

1.Девиантное поведение

Мы привыкли говорить о девиантном поведении, как о поведении отклоняющемся от нормы, а само понятие нормы воспринимать сквозь призму сформированного мировоззрения, взрослого человека. Нормальный человек спокоен, уравновешен, хорошо понимает себя и других, не рискует понапрасну, уважает границы других и социальные запреты, обладает здоровой самоиронией. Однако если такое понимание нормы применить к подростковому возрасту, мы не найдем ни одного «нормального» подростка.

Норма возрастного развития для подростка – это негативизм, стремление к эмансипации, высокая эмоциональная лабильность, бунт, упертость в достижении сомнительных, с точки зрения взрослого социума, целей, с одной стороны и трудности в освоении целей учебных и трудовых – с другой. Таким образом, говоря о норме, мы должны учитывать, прежде всего нормы возрастного развития и нормы развития индивидуального, которые обусловлены темпераментом и характером человека и, в конце концов, потребности лежащие в основе первого и второго. Исходя из такого понимания нормы, нормальным можно считать развитие реализующее основные задачи и потребности соответствующего возраста и склада характера, а ненормальным – застревающее или обходящее эти задачи. Депривация общих возрастных и личностно значимых потребностей приводит к расстройству поведения. Основные векторы этих расстройств мы, увы, хорошо знаем:

1) стремление компенсировать депривированную потребность с помощью внешнего агента (зависимое поведение)

2) стремление обойти или форсировать сложности в удовлетворении потребностей (делинквентное поведение)

3) самоизоляция, отказ от борьбы за собственные потребности (суицидальное поведение)

Таким образом, коррекционно-развивающая программа для подростков с девиантным поведением, должна быть сосредоточенная в первую очередь не на изменении поведения (следствие), а на обучении пониманию и реализации собственных потребностей (причина).

Цель: активация механизмов самопознания, развитие самокомпетенции, коррекция нарушения поведения в контексте межличностного взаимодействия и, как следствие, содейсвтие позитивной социализации подростков

2.Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение – еще один тип девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема ПАВ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности. Таким образом, аддикт стремится поддержать переживание интенсивных эмоций, которых, как правило, лишена его повседневность.

В подростковом возрасте аддиктивное поведение преимущественно рассматривается, как вид нарушенной адаптации, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими ПАВ без признаков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения. Это взгляд медицинский. С экзистенциально-гуманистической точки зрения, можно было бы сказать, что аддиктивное поведение – это разновидность подросткового бунта, конституированного реакцией отрицания, целью которого является не разрушение мира (агрессивное, делинквентное поведение) и не разрушение себя (суицидальное поведение), но создание мира альтернативного, мира в котором, как правило, преобладает гедонистическое содержание. Приняв эту точку зрения, мы можем легко объяснить неуспех профилактических концепций, ориентированных на запугивание и центрированных на идее саморазрушения, ведь, понятое с экзистенциальной точки зрения, аддиктивное поведение очень часто является деформированной тенденцией к созиданию, построению иной реальности с иными законами. Вот почему, в рамках ТС, мы стараемся обратить внимание не только на фрустрацию нежелательного поведения, но на и освобождение блокированного потенциала личности, который, как нам кажется, обладает первостепенной ценностью для психической саморегуляции. Важно отметить, что все вышеизложенное касается подростковой аддиктивности, но не химической зависимости, которая, как и любая другая болезнь, должна быть описана, в первую очередь, в терминах соответствующей клиники. Что здесь подразумевается? Аддиктивное поведение – это динамика, которая, развиваясь определенным образом, неизбежно результируется теми или иными последствиями. Таким образом, мы можем говорить также и о разных типах течения аддиктивного поведения.

Для того, чтобы своевременно и точно оценить перспективы течения аддиктивной динамики у того или иного подростка, важно иметь объемное представление о факторах риска способствующих закреплению и патологической инволюции аддиктивных паттернов. Реализации данной задачи во многом способствует регулярноепсиходиагностическое сопровождениединамических форматов (тренинги, консультации) реализуемых в рамках ТС. Далее, опираясь на гуманистическую парадигму в рассмотрении девиантных подростковых тенденций, мы обязаны задаться вопросом о потребностно-смысловом аспекте развития аддиктивного поведения. Здесь, нам во многом поможет представление офункциональных моделяхразвития аддиктивности.

Функциональные модели развития АП:

Выше мы уже описывали экзистенциальную задачу аддиктивного подростка, как задачу создания альтернативной реальности, где главным содержанием оказывается удовольствие. Теперь, разглядев за каждой функциональной моделью блокированную потребность, мы легко поймем, что этот иллюзорный мир «кайфа», ценен именно потому, что реальный мир оказывается миром, где подавленные потребности не оставляют возможности получать естественного удовольствия от эффективной саморегуляции и плодотворного контакта с действительностью. Ведь «при реализации потребности удовольствие неизбежно» (Ж-М Робин). Таким образом, путь эффективной профилактической работы пролегает там, где мы совершаем своего родаархеологию потребностей для возвращения удовольствия в реальный жизненный мир подростка.

3.Делинквентное поведение

Делинквентное поведение – еще один сценарий в ряду подростковых девиаций. Как уже говорилось выше, большинство девиантных тенденций связаны с кризисом адаптации, в случае подростка, усиливаемого кризисом пубертатным. Однако специфика делинквентного поведения связана с преобладанием патологических форм научения, реализуемых в маргинальной, попросту, «больной», в социально-психологическом смысле, среде, что, однако не исключает множественности причин формирования данного типа поведения, включающей и особенности характера подростка, и целый ряд факторов биологической почвы.

Ниже мы приведем перечень причин формирования делинквентных тенденций в подростковом возрасте, взятый из брошюры «Профилактика делинквентности как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних: Методические рекомендации». (АСОУ, 2011.)

Группы причин, способствующих возникновению делинквентного поведения детей школьного возраста:

Рассмотренные выше субъективные и объективные условия способ­ствуют формированию делинквентного поведения. В то же время, описывая юного правонарушителя, ряд авторов склоняются к выводу о решающей роли антисоциальной направленности личности в становлении делинквентного поведения. Речь здесь идет о специфиче­ской мотивации, выступающей непосредственной причиной про­тивоправного поведения. В.Н.Кудрявцев говорит об антиоб­щественнойориентации личности. Другие авторы используют сход­ные термины: криминогенная деформация личности, антиобществен­ная установка, антисоциальная направленность, противоправная мо­тивация.
Ряд исследователей подходят к рассмотрению данного вопроса с позиций фиксации определенного вектора деформации личности. А. И. Долгова на примере подростков выделяет насильствен­ный и корыстный типы деформации личности. При на­сильственном типе имеет место стремление к самоутверждению, желание представить себя сильной, справедливой, отзывчивой натурой, всегда готовой прийти на помощь. Однако представления о справедливости у таких лиц искажены, их мораль, по сути дела, является моралью преступника. Для них типичны групповой эго­изм, тесная привязанность к неформальной группе, жестокость, культ силы, убежденность в правильности своего поведения.

Для корыстного типа более характерен не групповой, а индивидуаль­ный эгоизм. У его представителей более дефектны ценностные ори­ентации, они полностью осознают противоправный характер сво­их действий. Таких подростков отличают скрытность, аморальность, наличие корыстных установок, более глубокая социальная запу­щенность. На практике по большей части приходится иметь дело с комбинациями указанных типов.

Однако какое слово мы бы ни использовали для обозначения этого типа девиации, неоспоримым остается факт, что и «ориентация» и «генерализованный мотив» и «деформация» личности не являются спонтанными образованиями, а их закрепление не является стихийным. Соответственно, в системе профилактики подростковых девиаций по данному типу важную роль следует отводитьсистематичности и регулярности воздействий, поскольку, как было указано выше, делинквентные паттерны всегда связаны с определенным типом научения, присущего определенной среде, ставшей для подростка средой развития.

Очевидно, что в рамках ТС не могут быть конфронтированы факторы биологической и макросоциальной почвы. Однако в случае успешной реализации программы в образовательном учреждении, создаётся прецедент терапевтического (то есть основанного на заботе и поддержке) микросоциума, чем, до некоторой степени, может быть скомпенсирован средовой фактор, способствующий освоению и закреплению делинквентных паттернов.

4.Суицид, виды суицидального поведения.

Структура и этапы формирования суицидального намерения

Зачастую, за «желанием» расстаться с жизнью лежит глубокое и тяжелое переживание беспомощности. Это особенно актуально для подросткового периода, периода кризисного, когда юный человек впервые сталкивается с задачами, решать которые ему приходится самостоятельно, а не по указке авторитетных взрослых: родителей, учителей. Простыми эти задачи не назовешь, разве что с течением времени благополучно забыв, забыв, как приходилось мучиться от первой любви, с каким трудом искать свое место в жизни, завоевывать авторитет не только среди «своих», но и в «большом», взрослом мире. Многие не справляются, пасуют, не имея достаточных навыков, не зная своих возможностей. Отсюда – беспомощность.

Увы, встречаясь с волной суицидов среди юношей и девушек, похожие переживания испытываем и мы «взрослые». Те, кто по определению должен помочь молодым встать на ноги, овладеть навыками и возможностями, которые пронизывают жизнь не просто взрослого, но зрелого человека. Вот почему так важно сегодня признаться в этой беспомощности и постараться преодолеть ее. Первый шаг – всегда понимание.

Сформировать базовое понимание феномена суицида и суицидального поведения, его психологического смысла и процессуальной структуры, наконец, осветить основные стратегии заботы и помощи подросткам, находящимся в пространстве суицидального риска – это основная цель данного курса лекций, рассчитанного на учителей, социальных педагогов, одним словом: профессионалов помогающих профессий.

Суицид – это намеренное самоповреждение со смертельным исходом.Звучит формально, не правда ли? Что значит «убить себя», отказаться от жизни? Понять это почти невозможно, однако мы постараемся. Так как работа с суицидентами – это прежде всего работа понимания.

Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% молодых людей в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия.

Принято выделять три типа с.п

Демонстративное суицидальное поведение

Способы:

При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Кроме того, важно, что в этом случае подготовка суицида и манифестация «суицидальных» реакций составляет львиную долю замысла.

Аффективное суицидальное поведение.

Способы:

При аффективном суицидальном поведении чаща прибегают кпопыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Смысл:Психологический смысл аффективного суицидального поведения связан с попыткой немедленного освобождения от непереносимых переживаний. Подросток действует «на эмоциях». В такие моменты нет ни рефлексии по поводу собственного состояния, ни критики к нему. Обращение к человеку в состоянии аффекта всегда затруднено. В эти пиковые мгновения подростка можно лишь удержать, находясь рядом, а иногда и сдерживая в прямом смысле слова. Для работы с аффективным суицидальным поведением важно очень ясно и тонко понимать личностные особенности подростка, являющиеся предпосылкой и основой для таких реакций, например: тонкая чувствительность, высокая возбудимость, низкая толерантность к фрустрации, сниженный волевой самоконтроль.

*Подготовка, фактически, не ведется. Манифестация носит характер «всплеска». Часто фиксируется при психотических расстройствах.

Истинное суицидальное поведение.

Способы:

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают кповешению.

*Подготовка носит целесообразный характер. Заметить ее не просто. Однако в этом случае всегда будут иметь место «суицидальные предвестники»

Структура и этапы формирования суицидального намерения.

В структуре суицидального намерения можно выделить следующие этапы.

Личностная предрасположенность подростка к суицидальным реакциям и формированию устойчивого суицидального намерения. С точки зрения суицидальной динамики этот этап статичен. Здесь еще нет соответствующих поведенческих ритуалов, нет постепенного развития и укрепления желания расстаться с жизнью, нет личностных деформаций, по которым мы определяем суицидальную готовность. Тем не менее, общаясь с подростком, мы можем выделить ряд качеств, которые при определенных обстоятельствах могут привести его к трагическому решению. Учитывать этот этап тем более важно, что в случае с.п. (А) переход от суицидальной склонности к манифестации осуществляется мгновенно без соответствующей подготовки.

Подробнее о характерах и личностных качествах, способствующих формированию суицидальных тенденций мы поговорим ниже.

Именно на этом (как видите далеко не первом) этапе мы фиксируем личностные изменения характерные для суицидентов (этот момент мы подробнее осветим в главе «на что обращать внимание»).

Драматичный этап, связанный с сформированностью суицидального намерения. Как правило, не длится дольше нескольких дней. На этом этапе подросток уже решился на самоубийство и теперь ведет практические приготовления. По большому счету, эти приготовления являются единственной связью с миром, в остальном внутренняя жизнь суицидента похожа на жизнь сомнамбулы, действующего словно в тумане, сквозь который с трудом пробиваются стимулы внешней среды и который тормозит ответные реакции. К этому состоянию подходят слова – отсутствующий, потерянный. Однако оно может перемежаться с периодами хаотичной активности (на этой стадии фиксируется известный феномен «раздаривания ценных вещей») в которой суицидент словно стремится что-то наверстать.

личностные особенности, способствующие формированию суицидальных тенденций в подростковом возрасте

Мы уже говорили, что определенные личностные черты способствуют формированию суицидальных тенденций. Иными словами, у некоторых подростков мысли о самоубийстве будут возникать чаще, чем у остальных, а в состоянии продолжительной фрустрации, т.е. в тяжелых жизненных обстоятельствах возникнут почти непременно. Выявление данных черт существенно влияет на успешность профилактики как таковой, поскольку делает ее адресной и, что называется, «зрячей». Вот почему характерологический портрет потенциального самоубийцы – вопрос, заслуживающий самого пристального внимания.

Для начала, давайте определим общие категории, внутри которых находятся наиболее уязвимые для суицидального риска ребята, а затем рассмотрим непосредственно личностные особенности потенциальных суицидентов.

Итак, кто же подвержен суицидальному риску?

Что же даст нам знание, что данный подросток находится в группе риска? По большому счету, это знание ценно в основном, как сигнал – «здесь надо увеличить бдительность, проявлять больше заботы, контролировать собственные реакции», в том числе и желание немедленно начать помогать и «предотвращать суицид».Риск означает возможность, но не факт. Для некоторых подростков суицидальные истории в семье служат как острастка, с детства формирующая негативное отношение к идее лишить себя жизни, для других – напротив. Вот почему поспешное и невнимательное «спасательство» в лучшем случае создаст дополнительный стресс, а в худшем – может послужить пусковым механизмом для формирования истинного суицидального намерения.

Итак, информация выше позволяет нам, говоря метафорически, верно направить взгляд. Теперь же, давайте поговорим, что именно этот взгляд должен искать – т.е. непосредственно о личностных особенностях потенциального суицидента.

Личностные черты, способствующие развитию суицидальных тенденций:

Означает неспособность переносить негативные эмоциональные переживания. Для такого подростка, каждая неудача – катастрофа, а каждая проблема – трагедия. Особенно опасно сочетание этого качества с завышенными требованиями к себе (перфекционизм), высокой чувствительностью и сниженной критикой. Пылкий юноша с художественным мировосприятием, мечтающий о славе и признании, без оглядки на себя и окружающую действительность, и, в конце концов, получающий хороший «пинок» от реальности или ее наиболее «гармоничных» представителей – вот как расшифровывается эта формула на практике.

Сенситивность.

Как уже говорилось выше, сенситивность – означает чувствительность. Подростковый период, как таковой, оказывается периодом, когда эмоциональный фон неустойчив, а переживания интенсивны. Однако, даже в этом периоде некоторым ребятам справиться с бурными эмоциями оказывается значительно легче чем другим. Высокая чувствительность – это всегда высока уязвимость. Это особенно опасно, когда за плечами не так уж много жизненного опыта. Чувствительного человека переживания захватывают с головой, отнимая возможность отнестись к своему состоянию критически, с некоторой иронией, одним словом, сохранить дистанцию на которой «Я» еще не утрачено в аффекте и может свободно относиться к переживаниям, а не захлебываться ими словно утлое суденышко в штормящем море. Увы, именно способности отделить себя от болезненного переживания (боли, горя, отчаяния) и не хватает потенциальному суициденту, особенно в случае С.П.(а).

Ниже я привожу список типов акцентуаций (с краткой аннотацией) наиболее подверженных суицидальному риску согласно ПДО А.Е. Личко

Встречается только в виде акцентуаций характера. При па-тологическом уровне развивается одна из форм нервно-психичеcкого расстройства — циклотимия. При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены нерезко, обычно кратковременны (1–2 недели) и могут перемежаться длительными ннтермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компании. Неудачи и мелкие неурядицы тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п.). Падает биологический тонус, могут спать больше обычного, но встают вялыми, неотдохнувшими. Даже любимые кушанья не доставляют прежнего удовольствия. Половое влечение обычно снижается. В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной, так как первые проявления циклоидности начинаются только с половым созреванием. Иногда бывает выражена сезонность фаз: депрессии падают на зиму или на весну, а гипертимные периоды — на осень. В интермиссиях между субдепрессивными и гипертимными фазами никаких особенностей не обнаруживают.

У этого типа две главные черты — большая впечатли-тельность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно во внешности и в области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми бывают трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с тем к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям или насмешкам. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. При этом типе нередко бывает ярко выражена реакция гиперкомпенсации — стремление преуспеть именно в той области, где таится комплекс собственной неполноценности (например, парашютные прыжки, чтобы преодолеть робость; усиленные занятия гимнастикой, чтобы исправить дефекты фигуры; стремление к общественной работе, чтобы преодолеть застенчивость и т.п.). Сенситивные черты начинают выявляться с детства робостью, застенчивостью, боязнью незнакомцев, но критическим является возраст 16–18 лет — вступление в самостоятельную социальную активность после многих лет учебы в привычном окружении сверстников. Некоторые действительные физические дефекты (например, заикание) могут способствовать заострению сенситивных черт или наслаивать их на некоторые другие типы акцентуаций (эмоционально-лабильную, психастеническую, шизоидную). Необходимость отвечать не только за себя, но и за других, может наоборот, сглаживать сенситивные черты.

Психастенический тип (П)

Главными чертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах школы — при первых требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные предметы и ритуалы. Если их не выполняют, то это крайне усиливает тревогу за будущее, за благополучие свое и близких, за успех дела, которым заняты. Нерешительность усиливается, когда надо сделать самостоятельный выбор и когда решение касается маловажных повседневных проблем. Наоборот, вопросы серьезные, существенно отражающиеся на будущем, могут решаться с удивительной скоропалительной опрометчивостью. Алкоголизация и делинквентность в подростковом возрасте не присущи. Но при повзрослении могут обнаружить, что алкоголь способен снимать тревогу, неуверенность и внутреннее напряжение и тогда могут к нему пристраститься. В самооценке склонны находить у себя черты разных типов, включая совершенно не свойственные. Из-за чрезмерного педантизма, мелочной принципиальности, доходящей до деспотизма, нередко плохо совмещаются с представителями почти всех типов акцентуаций характера, кроме шизоидов, которые внешне могут никак не реагировать на их поведение. Считается, что мелочный педантизм психастеников также служит для них психологической защитой от опасений и тревоги за будущее.

Эти акцентуанты наиболее склонны к реакциям по типу с.п.(А) и с.п.(И)

Истероидный (гистрионический) тип

Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком служат приукрашению своей особы. Внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Неудовлетворенный эгоцентризм часто подталкивает к яростной оппозиционности. Выигрывают в ситуации неразберихи, сумятицы, внезапно возникшей неопределенности, когда крикливость может быть принята за энергию, театральная воинственность — за решительность, умение быть у всех на виду — за организаторские способности. Но лидерский час скоро проходит, так как истероиды не столько лидируют, сколько играют в вожаков, и окружение скоро разбирается, что кроме позерства и трескучих фраз они ни на что не способны. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями о своих удачах и похождениях. Товарищи скоро распознают их выдумки, их ненадежность, поэтому они часто меняют компании. Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление.

Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессы избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или отвержение со стороны значимых лиц. Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера. Чрезмерная эмоциональность обычно сочетается с вегетативной лабильностью: легко краснеют и бледнеют, меняется частота пульса, величина артериального давления. Нередко наблюдается довольно выраженная инфантильность: выглядят моложе своих лет. Лгать и скрывать свои чувства не умеют: настроение всегда написано на лице. Дети почти все наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому о данном типе можно судить, если эти черты ярко выражены у подростков.

Эти акцентуанты наиболее склонны к реакциям по типу с.п.(Д)

Следы самоубийцы

Что стоит замечать или основные стратегии помощи

Предыдущие занятия позволили нам получить базовые представления о структуре суицидального намерения, личностных типах, наиболее подверженных суицидальному риску. Однако до сих пор осталось не проясненным как опознать эти риски в реальной жизни: на что смотреть, что замечать и, конечно же, что этим рискам противопоставить. В данном занятии мы постараемся осветить именно этот круг вопросов.

В суицидологии вероятность суицидальной манифестации определяется главным образом по наличию так называемых «суицидальных предвестников», которые делятся напрямые и косвенные. Косвенные сообщают нам скорее о возможности формирования суицидального намерения. В то время как прямые, о сформированном суицидальном намерении, как об уже состоявшемся факте.

Давайте познакомимся и с теми и с другими.

Суицидальные предвестники

Косвенные:

Эмоциональные состояния любого подростка очень изменчивы, вы наверняка это замечали. И вероятно, хорошо знаете эмоциональный спектр своего ребенка (если нет, почему?).Обращайте внимание на периоды длительной дисфории, то есть пониженного настроения. Вялость, заторможенность, отсутствующий или мрачный вид – все это симптомы депрессивного состояния, но именно оно, как мы помним, часто является если не пусковым механизмом, то, по крайней мере, фоном для суицидальных намерений.

3.Безразличие

Очень часто они одеваются и выглядят так, что нам, взрослым, это кажется не только безразличием, но и издевательством над собой. В мире подростка все иначе. Он крайне не безразличен к себе, постоянно себя ищет и экспериментирует. Естественно, фокусируются эти поиски в первую очередь на внешнем (имидж, стиль) и проходят по законам не «взрослой», а его среды, среды сверстников. Это естественная возрастная потребность и ее не стоит блокировать.Гораздо тревожнее, если ваш экспериментатор вдруг теряет всякий интерес к собственному лицу, одежде, образу. Перестает соблюдать «значимые»(подросток вполне может не мыться неделю-две, но при этом с упоением чистить зубы, наводить марафет на волосы и щедро дезодорироваться)гигиенические процедуры. Конечно, есть дети, которые с самого начала презирают «модный шелест» (шизоидная акцентуация) однако они обязательно увлечены при этом чем-то своим и тогда тревожным признаком станет безразличие к любимому увлечению.

Кроме того, важно обращать внимание и на интонацию общения. Здесь безразличие проявляется в бесцветной, без эмоциональной речи, рассеянном взгляде, общей вялости, свидетельствующей о сниженном тонусе и эмоциональном фоне.

Прямые:

Если эмоциональное состояние может лишь косвенно указать на возможность развития суицидальных тенденций, то изменения сознания – это свидетельство прямое. Обращайте пристальное внимание на то, что говорит и как мыслит подросток (иных способов наблюдать сознание у нас, увы, нет).Типичным предвестником суицида являетсятоннельное сознание. ТС – это особое изменение сознания, которое возникает при формировании суицидальных намерений и заключается в сужении спектра восприятия при высокой степени его селективности. Простыми словами, это значит, что человек зацикливается на какой-то одной стороне происходящего и видит все в одном цвете. Совершенно необязательно, что камнем преткновения станет именно идея суицида, намерение покончить с собой может формироваться подспудно, пока сознание погружено в постоянное воспроизведение ситуации потери, утраты, разочарования и т.д. Если ваш ребенок день ото дня навязчиво повторяет одно и тоже, механически, нерефлексивно, словно заевшая пластинка – не пропускайте этого. Своевременное внимание может спасти жизнь.

Вот выдержка из письма одного суицидента:

« Я не вижу никакого смысла в происходящем со мной. Все кажется темным каким-то. И в общении нет смысла, и нет смысла даже объяснять все это. Тошнит.»

Видите, как навязчиво вторгается в письмо одна и та же идея/переживание – идея бессмысленности, переживание утраты смысла…

Особый поведенческий ритуал, который обычно свидетельствует о суицидальной готовности. Подросток, глаза которого еще год назад загорались при одном упоминании Ipad или Iphone, вдруг начинает раздавать гаджеты своим друзьям. Это всего лишь один из примеров. Очевидно, что речь здесь идет не о частностях (т.е. списке конкретных предметов), а о том, что интерес, связывавший подростка с модными аксессуарам вдруг иссякает, а характер отношений с близким окружением начинает носить форму прощания. Это не значит, что любой подарок сделанный другу нужно рассматривать, как пред суицидальный акт, однако если такие жесты становятся систематическими, то это определенно указывает на исключительность ситуации в которой оказался подросток.

Итак, как мы видим, заметить суицидальные настроения не так уж и просто. Однако еще сложнее, заметив, не растеряться, не начать паниковать, не потерять деликатность. Ниже мы предлагаем список практических советов, которые очерчивают рамки концепции профессиональной и в тоже время человечной помощи подростку, находящемуся в ситуации суицидального риска

КАК ПОМОГАТЬ?

Ситуация, в которой формируется суицидальное намерение – это, зачастую ситуация в которой суицидент утрачивает всякую надежду на помощь. Вот почему умело и вовремя предложенная помощь – это уже существенный вклад в эффективное разрешение суицидальной ситуации. Однако эта помощь должна быть квалифицированной или, по крайней мере, «зрячей» и, в первую очередь,учитывать потребности нуждающегося, а не помогающего(об этих потребностях вы уже получили базовое представление из предыдущих занятий). Запомнив этот принцип, как основной рассмотрим несколько конкретных советов, помогающих установить помогающие отношения с суицидентом и помочь ему преодолеть тяжелую ситуацию.

2.Установите заботливые, понимающие взаимоотношения.Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете продвинуться вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатии; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

Для того, кто чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека. Тем не менее, нет ничего хуже, чем грубая навязчивость – деликатность, внимание и отзывчивость — вот интонация истинной помощи. Иногда вы добьетесь большего успеха, вовремя отступив, чем доказывая свое «небезразличие».

Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.

Также, суициденты с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.

Заметьте тонкую разницу между утешением и надеждой. Если молодого человека оставила девушка, то не стоит говорить – «я уверен, она обязательно вернется». Иногда, впрочем, полезной бывает и манипуляция, но ее использование требует очень искусного подхода. Например, вместо эфемерного «обязательно вернется» (с чего? когда?), скажите – «Я уверен, что в таком состоянии, ты ее точно не вернешь». Это послание, которое намекает на возможность восстановления отношений и одновременно призывает заняться собой. Однако, я бы не ставил на манипуляцию. В лучшем случае, вы выиграете время и добьетесь некоторого изменения состояния, но не преодоления кризиса. Вселять надежду, значит указывать на то, чего суицидент не видит, то ради чего стоит жить, но помните, что он смотрит в мир с одной ступеньки, а вы с другой.

Человек может любить, не отрицая, что иногда испытывает откровенную ненависть; смысл жизни не исчезает, даже если она приносит душевную боль. Тьма и свет, радости и печали, счастье и страдание являются неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования. Таким образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно

Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или психологов-психотерапевтов. Если частная консультация вам не по карману, вы всегда можете обратиться в социальные или кризисные центры. Существуют также и бесплатные телефоны доверия. Впрочем, эффективность живого общения лицом к лицу почти всегда выше.

Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как больному, так и семье. Тем не менее, больницы, конечно, не являются панацеей. Самоубийство может быть совершено, если больному разрешат навестить домашних, вскоре после выписки из больницы или непосредственно во время лечения. Исследования показали, что существенным является то, как суициденты воспринимают ситуацию интернирования. Не рассматривают ли они больницу как «тюрьму», в которую заточены? Установлено, что те, кто негативно относится к лечению в психиатрическом стационаре, обладают наивысшим суицидальным риском при поступлении и выписке из больницы.

Если опасность, как кажется, миновала – не спешите отпускать бдительность. Во-первых, нарастание активности суицидента – это показатель далеко не безусловный. Очень часто, перед тем как покончить с собой люди просят прощения у близких. Школьные психологи сообщают, что подростки склонны раздаривать ценные вещи своим друзьям. Эта «благость» может быть тревожным симптомом.

Но даже если опасность и впрямь позади – разрешение суицидального кризиса важный опыт в первую очередь для близких суицидента. Послание, которое стояло за попытками свести счеты с жизнью, должно быть не только услышано, но и претворено в жизнь. Помощь ближайшего окружения здесь незаменима.

5.Суицидальные настроения в подростковом возрасте

Можно сказать, что юные преступники мстят миру за его «несовершенство», формируя собственную искаженную «справедливость» по принципу «с волками жить..», в то время, как суициденты, встречаясь с трудностями и неудобством, обращают негодование на самих себя.

Эти факты требуют от психологов, воспитателей и педагогов своеобразного психотерапевтического усилия по созданию такого климата внутри образовательной среды, в котором подросток смог бы с наименьшими потерями реализовать сценарий собственного индивидуального развития, приняв неотчуждаемые реалии общечеловеческого бытия и обучившись новым стратегиям «совладания» с неизбежными жизненными трудностями, повысив адаптивный потенциал собственной личности. Вот почему в реализации Триангулярной системы, мы уделяем такое внимание гуманистической парадигме психолого-педагогической работы, ведь именно гуманистическая психология оказалась исторически наиболее плодотворной в решении задач развития и адаптации.

До сих пор мы касались в основном факторов индивидуального развития. Тем не менее, могут быть выделены и более объективные социально-психологические предпосылки формирования суицидальных настроений в подростковом возрасте. Психолог Е. Вроно отмечает, что 70% современных подростков, совершивших суицидальную попытку, называют в качестве основной причины такого поведения школьные конфликты. В школьном конфликте могут участвовать и сверстники, и учителя: традиционная школа – жесткая среда, которая лишь обостряет личные проблемы подростков.

По мнению других исследователей, основной причиной является неблагополучие в семье. Это могут быть семьи внешне успешные, с хорошим материальным достатком, но с нарушенными отношениями внутри семьи.

Наконец, значительная часть подростковых самоубийств индуцирована психическими расстройствами и злоупотреблением психоактивными веществами.

Именно эти основные причины и рассматриваются, как своего рода терапевтические мишени.

Конфликтность, как специфический опыт подросткового возраста, прорабатывается с подростками в режиме социального тренинга, где подростки учатся доверять сверстникам, создавать близкие отношения, бесконфликтно отстаивать свою точку зрения и свои границы. Не чужды данной проблематике и группы для педагогов, где одним из основных лейтмотивов работы становится трансформация традиционных отношений противостояния между учителем и учеником в отношения кооперации, с помощью техник ассертивного поведения и анализа потребностей. Во многом, именно конфликтам но уже внутрисемейным посвящена и работа в «родительском Клубе», где в лекционном, практическом и консультативном формате родителям помогают преодолеть острые моменты в отношениях с собственным ребенком, возвратить утраченное доверие.

Семейное неблагополучие– это основная тема работы в «родительском Клубе». Безусловно, любая комплексная система сопровождения образовательного процесса не может претендовать на абсолютную эффективность в решении задачи нормализации внутрисемейных отношений учащихся… равно как и не может их игнорировать! ТС позволяет с одной стороны предложить родителям теоретическую опору в самостоятельном решении внутрисемейных проблем, с другой – при наличии не безразличия и активности – получить практический опыт изменения в формате консультирования, которое также учтено в структуре ТС для «родительских Клубов».

Психологические проблемы личности подростка и наличие патопсихологических аспектов в его индивидуально-личностной организацииоказываются в фокусе регулярного психодиагностического исследования, проводимого, как в формате плановых срезов, параллельно с социальным тренингом, так и «по запросу» самих учащихся, а также на нерегулярной основе, в соответствии с потребностью специалистов, работающих в структуре ТС.

Что же касаетсязлоупотребления ПАВ, то данной проблематике, как профильной, посвящен отдельный тематический блок в регулярной работе со всеми тремя контингентами.

6.Опасная мода – демонстративное поведение

«Порезы», как форма подростковой аутоагрессии.

Вероятно, вы встречали людей, преимущественно девушек, у которых на запястьях белеют аккуратные линии – шрамы. Если такого человека спросить о происхождении этих шрамов, он, скорее всего, смутится или отмахнется – мол, была дурь… Свободно интересоваться телом другого у нас в культуре не принято, поэтому не будем докучать им лишними вопросами.

Но что делать, если вы обнаруживаете свежие шрамы на руках у своего ребенка?

Порезы – типично подростковый способ самоповреждения, практикуемый повсеместно. Тут и дурная мода, и неумение выражать чувства и желание привлечь внимание, и реальная боль. Надо разбираться.

В своей практике я неоднократно сталкивался со своеобразной субкультурой порезов. Даже язык у них свой вырабатывается: «очень хочется вскрыться», говорят. Говорят в основном девочки, их в таких стайках абсолютное большинство. Мальчики чаще всего на такие проявления фыркают, «как так можно!», будто у них нет своих способов – жечь руки окурками, разбивать в кровь кулаки.

Заметим, что любительницы «вскрыться» очень разные и двигают ими совсем разные побуждения. В одной такой стайке могут собраться и впечатлительные, ветреные истерички, которые едва замечают, что и чем царапают лишь бы скорее все увидели и холодные, осознанные мазохистки (таких всегда меньше), которым действительно доставляет удовольствие процесс и все его тонкости. Но прежде чем говорить о различиях, давайте выделим общее:

Порезы – это всегда демонстративное поведение

Являясь разновидностью самоповреждения и сигнализируя о суицидальных тенденциях, порезы, тем не менее, почти никогда не преследуют фатальных целей. Любой подросток, увлеченный предметом, знает, что «смертельный порез – порез продольный, а не поперечный». Такого достаточно одного, но регулярные неглубокие горизонтальные порезы – это иная история, что не отменяет ее тревожной подоплеки. Для подростка порез – это способ сообщить что-то о себе. А сообщается, как правило, всегда одно и тоже: «мне больно», «я нуждаюсь», а иногда – это предупреждение, чтобы не требовали слишком многого, считались с тонкой душевной организацией, «не трогай, а то…». Наконец, это и символ принадлежности к стайке таких же «нуждающихся с тонкой организацией».

Порезы – это: всегда саморазрушительное поведение

Любой порез – это причинение вреда, агрессия, направленная на собственное тело. Это аксиома. Любой порез опасен и нежелателен. Опасен, потому что никто не отменял заражения крови, неловкости, приводящей к реальной трагедии. Нежелателен, потому что только в редких случаях желается сам порез и ощущение боли, которое ему сопутствует, а хочется обычно совсем другого:

— выразить чувства(обиды, злости, беспомощности, отчаянья, горя, разочарования, усталости, а иногда и восторга, эйфории, обожания)

— сообщить о себе(своей ранимости, недооцененности, оставленности, исключительности)

— привлечь внимание(сверстников, «единственного/ной», близких, референтной группы)

И более всего разрушительна здесь не сама царапина, сколько неумение использовать столь важные для подростка социальные и личностные навыки.

Что делать, если близкий человек режет вены?

Конечно, есть несколько простых практических советов, которые, однако, играют сугубо вспомогательную роль.

— Обычно советуют дома убрать с видных мест колющие и режущие предметы, чтобы лишний раз не провоцировать мысли о самоповреждении. Но ведь подросток бывает не только дома, а опыт показывает, что царапают себя не только ножами…

— Гораздо важнее, насколько это возможно, помочь организовать досуг. Самоповреждение, как уже говорилось, связано с избытком энергии, как энергии переживания, так и просто моторной. Подросток, занятый спортом, общением, увлеченный имеет гораздо больше шансов выразить себя и отойти от субкультур, где порезы – обычное дело.

Не маловажно и понимание элементарной психологии взаимоотношения с подростком склонным к самоповреждению.

Очевидно, что царапины на запястьях – для многих выглядят смешно и глупо. Кого-то могут и вовсе разозлить. Подростки и сами умеют жестоко высмеивать друг друга, подкрепляя тем самым драматический ореол ребят склонных к демонстративному самоповреждению. Не действуйте также, помните, что стоит за подобным поведением, постарайтесь предложить подростку способы общения со сверстниками и с собственными переживаниями. Привносите личный пример – открыто говорите о своем беспокойстве, тревоге, участии.

Да-да, как ни неприятно, но не приняв на себя часть ответственности, вы вряд ли сможете по-настоящему помочь. Очень часто склонность к самоповреждению развивается у подростков, выросших в семьях, где не принято вести диалог, выражать чувства, просто беседовать и общаться. Что в вашей семье, могло способствовать развитию такого поведения?

Любая устойчивая склонность к самоповреждению должна быть рассмотрена в контексте суицидальных тенденций (речь может идти как об отложенном, так и о косвенном суициде; к таковому, например, относятся заведомо безрассудные увлечения экстремальным спортом). Порезы – не исключение. Если у вас есть ощущение, что вы не справляетесь с ситуацией, не можете пробиться к ребенку – проконсультируйтесь со специалистом. Также не навязчиво доведите до подростка информацию о бесплатных телефонах доверия, группах психологической помощи, возможности индивидуальной работы с психологом. Подростки, склонные к демонстративности, часто не могут устоять перед возможностью «отправиться к мозгоправу», хотя совершенно неверно представляют себе задачи и суть работы, происходящей на сессиях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *